МАОУ ДО «ДШИ им. Е.В. Образцовой» «Возрождение в Нидерландах. Творчество Ян ван Эйка» Составитель Яунгад Н.В. Салехард 2020
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Обучающиеся готовят рабочее место, материалы и принадлежности
(тетрадь, ручку, карандаш и ластик). Проверка готовности к уроку.
ТЕМА И ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ
Сегодня на занятии вам предстоит увлекательное путешествие в европейскую страну Нидерланды XV века. Вы познакомитесь с историческим развитием Нидерландов, особенностями формирования нидерландской школы живописи XV столетия. Познакомитесь с деятельностью Эразма Роттердамского и основоположниками реализма в нидерландской школе живописи Губертом и Ян ван Эйком.
Тема занятия
«Возрождение в Нидерландах.
Творчество Ян ван Эйка»
ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ К УСВОЕНИЮ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Нидерланды – государство в северной части Европы , в конце XVI века было разделено на два самостоятельных государства: Голландию и Фландрию (сейчас Бельгия).
Государства Нидерланды, Германия, Франция, Англия, в отличии от Италии, располагаются на севере Европы, поэтому искусство северных стран XV - XVI столетий принято называть «Северным Возрождением».
Под «эпохой Возрождения» в итальянских городах Джорджо Вазари понимал
Возрождение эстетического идеала античности (античных форм).
Эстетический идеал эпохи Возрождения заключался в соединении материального и духовного, выдвижении на первый план роли отдельной творческой личности.
Определение «Северного Возрождения»
«Северное Возрождение» – искусство северных европейских стран XV – XVI веков.
Так же как и в итальянских городах эстетический идеал эпохи Северного Возрождения заключался в соединении материального и духовного, выдвижении на первый план роли отдельной творческой личности и развитие городов.
ОСОБЕННОСТЬ СЕВЕРНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ
При изучении искусства Возрождения итальянских городов вы обращались к истории Древнего Рима, Древней Греции и Эгейского мира.
При изучении искусства «Северного Возрождения» вы вспомните историю и искусство европейского средневековья.
Романское искусство X – XII столетия
Романский стиль X – XII столетия
Романский стиль - художественный стиль, связанный с античной культурой Рима; получил распространение в период европейского средневековья X – XII вв., на территориях бывшей Западной Римской империи.
Тема Бога в изобразительном искусстве европейского Средневековья
Тема Бога – защитника и судьи – главная в изобразительном искусстве Средневековья. Монументальная живопись и скульптура для современников являлись «книгой для неграмотных».
Готическое искусство XII – XV столетия
Готический стиль XII – XV столетия
Готический стиль - художественный стиль западноевропейского искусства XII – XV веков, связанный с культурой средневековых городов и сменившийся эпохой Возрождения.
Готический искусство XV столетия
Готические соборы возводились на финансы горожан и щедрых донаторов.
В XV столетии снаружи и внутри готических соборов стали устанавливать статуи донаторов – горожан, щедро жертвовавших на строительство дома для Бога и города.
Готические соборы были не только местом молитвы и общения с Богом, но и местом проведения религиозных мистерий (театральных постановок), богословских диспутов (высшие школы).
Заказчики искусства Северного Возрождения
- ростовщики
- церковь
- аристократия
- горожане
- художники
Особенность «Северного Возрождения» Гуманизм
В итальянском Возрождение – художники возрождали античные формы, мастера «Северного Возрождения» продолжали традиции готического искусства.
Художников Севера и Италии объединяло мировоззрение – гуманизм.
Гуманизм – мировоззрение, рассматривающее человеческую личность и ее благо в качестве высших ценностей.
УСВОЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА «Возрождение в Нидерландах. Творчество Ян ван Эйка»
Задание:
- Вслух прочитать презентацию;
- Сделать запись в тетрадь о творчестве художника Ян ван Эйка, перечислить основные произведения.
- Карандашом выполнить линейную зарисовку картины Ян ван Эйка «Чета Арнольфини».
- Словарная работа.
Эразм Роттердамский «князь гуманистов»
Дезидерий Эразм Роттердамский (1466 – 1536) - крупнейший ученый Северного Возрождения, современниками прозванный «князем гуманистов».
Образ человека в мироздании признавал наибольшей ценностью среди множества явлений вселенной.
Эразм Роттердамский крупнейший ученый Северного Возрождения
Способствовал возвращению литературного наследия античности. Преимущественно писал на латыни.
Подготовил одно из изданий греческого оригинала Нового Завета с комментариями.
Ввел в обиход античную мудрость с помощью своих «Поговорок» (1500).
Автор произведения « Похвала глупости», которую считал «литературной безделкой».
В изобразительном искусстве Северного Возрождения художники-гуманисты XV века, оставаясь глубоко религиозными личностями начинают творить.
Интуиция им заменяла научный подход к изображению природы. Они разработали основные приемы реалистического искусства , что достигалась путем острого непосредственного наблюдения конкретных единичных явлений. Показали народный характер искусства , сильное влияние фольклора (черты фантастики, гротеска, острой сатиры), глубокое чувство национального своеобразия жизни, а также отображение социальных контрастов в жизни различных слоев общества.
В изображении человека художников интересуют характерные и особенные черты, сфера обыденной и духовной жизни.
РЕАЛИЗМ новое мировоззрение
Реализм (от французского языка realisme ; от латинского языка realis - вещественный) - в художественном творчестве тенденция, устремление художника к наиболее полному отражению действительности.
Первые ростки нового искусства Северного Возрождения в Нидерландах наблюдаются в книжной миниатюре, казалось бы, наиболее связанной со средневековыми традициями.
Мастер Марии Бургундской «Распятие» - миниатюра из «Часослова Марии Бургундской»
Возрождение в Нидерландах Губерт и Ян ван Эйк - основоположники реализма в нидерландской живописи.
Нидерландское Возрождение в живописи начинается с «Гентского алтаря» братьев Губерта (умер в 1426 г.) и Яна (около 1390 - 1441) ван Эйков, законченного Яном ван Эйком в 1432 г.
Губерт и Ян ван Эйки «Гентский алтарь»
«Гентский алтарь»
Полиптих – картина, разделенная на секции или доски.
Две секции – диптих. Три секции – триптих.
Четыре секции – квадриптих или тетраптих.
Сколько секций в «Гентском алтаре».
Как по числу секций можно назвать «Гентский алтарь»?
Губерт и Ян ван Эйки «Гентский алтарь»
Новые возможности масляной живописи помогли братьям Ван Эйк сотворить « Гентский алтарь» - один из величайших живописных памятников Европы XV столетия. Работа над алтарем была начата, возможно, около 1422 года Губертом, а после его смерти, в 1426, продолжена младшим братом.
Кто они? Донаторы или заказчики?
Заказчиками алтаря были: Йодoс Вайд - один из богатейших людей Гента (впоследствии он стал бургомистром города), и его супруга, Изабелла Борлют. Они и заказали алтарь для своей фамильной капеллы, находящейся в церкви Святого Иоанна-Крестителя (так первоначально назывался собор Святого Бавона).
Губерт и Ян ван Эйки «Гентский алтарь»
Гентский алтарь уникален. Он представляет собой грандиозный многоярусный полиптих, достигающий в центральной части трех с половиной метров в высоту и пяти метров в ширину в раскрытом виде . Даже если бы Ян ван Эйк в своей жизни больше ничего не создал, он все равно вошел бы в историю как автор «Гентского алтаря». Это - самый большой и наиболее сложный алтарь, созданный в Нидерландах в XV столетии.
В мае 1432 года алтарь был показан собравшимся, и с тех пор является целью паломничества художников и любителей искусства в Гент - город в Бельгии (XV веке столица Фландрии).
В алтаре отразились не только их религиозные идеи, но и самые разнообразные представления о мире и о месте в нём человека В Гентском алтаре присутствует всё, что и в окружающем мире, все здесь смешалось: подробный и неторопливый рассказ с пленительными деталями, таинственная недосказанность характеров, грозная сила скрытых страстей и непосредственное восхищение радостями бытия.
Губерт и Ян ван Эйки «Гентский алтарь»
Губерт и Ян ван Эйки «Гентский алтарь»
На этом памятнике горожане выражают братьям Ван Эйк свой восторг перед их творением.
Возрождение в Нидерландах Губерт и Ян ван Эйк - основоположники реализма в нидерландской живописи.
Ян ван Эйк (около 1390 – 1441) - нидерландский художник, основоположник реализма в нидерландской живописи, совместно с братом Губертом и сестрой Маргаритой открыл технику масляной живописи, автор картин «Гентский алтарь», «Мадонна канцлера Ролена», «Чета Арнольфини» и других.
Ян ван Эйк «Мадонна канцлера Ролена»
В алтарной композиции «Мадонна канцлера Ролена» (1436) - советник Филиппа Доброго, Николас Ролен, богатый и могущественный человек, добившийся высокого поста благодаря своим достоинствам (редкий случай в феодальном мире).
Николас Ролен преклонил колена перед Царицей Небесной и принимает благословение младенца Христа. Сквозь лоджию открывается красивейший ландшафт, первый панорамный пейзаж в европейском искусстве, дающий широкую картину жизни земли и человечества.
Земной и божественный мир сошлись лицом к лицу в этой работе мастера, полной глубокого символизма .
Ян ван Эйк «Портрет четы Арнольфини»
Джиованни Арнольфини был торговец шелком из Лукки в Тоскане. Он жил в Брюгге и был другом Ян ван Эйка. Этот портрет, написанный по случаю бракосочетания Джиованни Арнольфини и Джиованны Ченами, является первым парным портретом в европейском искусстве.
Молодые супруги, взявшись за руки, произносят клятву супружеской верности, в присутствии двух свидетелей, чьи отражения видны в висящем на стене круглом зеркале - символе всевидящего Божьего ока.
Обряд совершается в святая святых бюргерского дома - спальне, где все вещи имеют затаенный смысл, намекая на священность супружеского обета и семейного очага.
Ян ван Эйк «Портрет четы Арнольфини»
Апельсины, на низком столике и подоконнике, намекают на райское блаженство.
Маленькая собачка и туфли - символ супружеской преданности и любви.
Одна зажженная свеча в люстре днём, означает символически-мистическое присутствие Святого духа, освящающего таинство.
На стене читается надпись, намеренно выделенная: "Ян ван Эйк здесь был", поясняющая, что художник выступал в качестве свидетеля при этом старом нидерландском обычае обручения дома, не в церкви.
ЗАДАНИЕ линейная зарисовка картины
Лида Вальгамова, 2014
ДОМАШНЯЯ РАБОТА краткое описание картины «Чета Арнольфини»
Лида Вальгамова
Конспект домашней работы
2014 год
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
- Определение государства Нидерланды.
- Определение «Северного Возрождения».
- Особенность Северного Возрождения.
- Заказчики искусства Северного Возрождения.
- Крупнейший ученый Северного Возрождения, «князь гуманистов», автор «Поговорок» и «Похвалы Глупости»?
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
- Определение реализма.
- Определение полиптиха.
- Приведите пример полиптиха.
- Основоположник реализма в нидерландской живописи.
- Кто открыл технику масляной живописи?
- Перечислите произведения Ян ван Эйка.
«БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!»
id 91727643 / Файлы / Яунгад Н.В. презентация «Возрождение в Нидерландах. Творчество Ян ван Эйка»
Ян ван Эйк «Святой Иероним»