СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творчество изобретателя

Категория: Истоки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка рассчитана на проведение занятия по курсу "Истоки" в 8 классе. Целью занятия является то, что продолжается  открытие для учащихся  многогранного мира творческой деятельности на примере технического творчества. Это необходимо для воспитания  у подростков чувства уважения к труду на примере творчества великих русских изобретателей, содействия не только осознанной подготовке к выбору профессии, но ориентирования на ценность любого вида творчества.

Просмотр содержимого документа
«Творчество изобретателя»

Конспект занятия по теме «Творчество изобретателя»

Подготовила Ишкильдина Лилия Амировна, учитель «Истоков» МОБУ СОШ №12 г. Сургута Ханты- Мансийского автономного округа-Югры, 2021 год

Предмет: Истоки

Класс: 8

Цели: Продолжить открывать многогранный мир творческой деятельности на примере технического творчества

Задачи: Познакомить учащихся с понятием «изобретатель», «техническое творчество»;

Развивать умение работать в группе, содействовать развитию и укреплению коммуникативных навыков

Воспитывать у учащихся чувство уважения к труду на примере творчества великих русских изобретателей, содействовать не только осознанной подготовке к выбору профессии, но ориентировать на ценность любого вида творчества.

Активные формы обучения: беседа, работа в семерке, ресурсный круг.

Методическое обеспечение: А. В. Камкин. Истоки. Учебное пособие для 8 класса общеобразовательных учебных заведений.- М., 2019.

Истоковедение. Том 10.- М., 2010.

Ход занятия:

Подготовительный этап (присоединение).

Добрый день, ребята! Рада видеть всех вас! Мы продолжаем знакомиться с творчеством.

Беседа: Учитель задает вопрос: «Что вы слышали о техническом творчестве?» Примерные ответы учеников: « Это творчество изобретателя».

Давайте рассмотрим схему на с.93 учебника. Ребята, определите, чем техническое творчество отличается от других видов творчества, например. художника? (Примерные ответы детей: художник воспроизводит свое видение мира, создает образ, а изобретатель создает то, что делает жизнь человека проще, легче)

Основной этап:

Учитель: каждое изобретение соответствовало времени, эпохе. Беседа с опорой на текст учебник с. 93-94. Давайте вспомним из курса истории труд крестьян. Чем возделывали землю, какие были урожаи, откуда и когда они узнавали новости? (ответы детей)

А когда пришла индустриальная эпоха жизнь забурлила, наряду с ростом промышленности. Ростом количества машин, появилась новая коммуникация. Какая? (газеты, книги, журналы, радио, телефон, телеграф). А сейчас, ребята, что, вам кажется, является важнейшим достижением технического творчества? (интернет, лазер, компьютерные технологии).

Учитель: Когда мы говорим про техническое творчество, мы не можем пропустить творчество И. Кулибина. После просмотра ответьте мне на вопрос, что позволяет нам говорить об удивительности творчества Кулибина, что помогло ему в творчестве?

(Просмотр видеоролика «Великие изобретения Кулибина» и текст учебника с.94-95., ответы учащихся)

Работа в семерке.

(Приложение)

Заключительный этап.

Рефлексия. Занимаетесь ли вы техническим творчеством? Изменился ли ваш подход к решению творческих задач после занятия?



ПРИЛОЖЕНИЕ

Индивидуальный этап.

Учащимся предлагается прочитать текст об русском изобретателе Александре Федоровиче Можайском и определить, что помогало ему в творчестве (нужное подчеркнуть)

Исторические документы доказывают, что первый в мире самолет был создан в России Александром Федоровичем Можайским на двадцать лет раньше американцев братьев Райт.

Еще в 1855 году Можайский, будучи моряком, начал вести наблюдения за птицами и основательно изучил их полет. После ряда исследований и экспериментов он установил зависимость между подъемной силой и лобовым сопротивлением. Проверяя свои выводы и наблюдения на практике, Можайский работал в двух направлениях: производил опыты с винтами и разрабатывал модели самолетов.

Изобретатель проводил также опыты с воздушным змеем и в 1876 году первый в мире поднялся на нем в воздух и «летал с комфортом». После большого количества расчетов, исследований и экспериментов Можайский создал летательный аппарат, названный им «летучкой».

Все его исследования были глубоко продуманы и закончились успешным испытанием модели в воздухе. После того, как эта модель показала, что путь, которым шел изобретатель был правильным, Можайский создал самолет в натуральную величину.

Известный инженер-кораблестроитель А.П. Богословский писал по этому поводу: «изобретатель весьма верно решил давно стоящий вопрос воздухоплавания. Быстрота полета изумительная, он не боится ни тяжести, ни ветра и может летать в любом направлении. Существование до сего времени препятствия к плаванию в воздухе блестяще побеждены нашим даровитым соотечественником». (По материалам К,С. Строителева)

Длительные наблюдения

Опыты и эксперименты

Точные расчеты

Творческая фантазия

Практические испытания

Честолюбие

Глубина научных знаний

Талант

Работа в семерке.

Учитель объясняет учащимся, что работа над заданием будет осуществляться следующим образом.

Лидер называет первое выражение из предложенного списка. Один из учащихся сообщает свое решение относительно данного выражения и аргументирует его. В случае выбора лидер на отдельном листе бумаги ставит рядом сданным выражением знак «+». Затем остальные члены группы по кругу высказывают свое решение, которое также фиксируется лидером. Таким образом, выясняется мнение группы относительно данного выражения. Так как в ходе обсуждения учащиеся могут изменить свое мнение, лидер путем голосования выясняет окончательное решение группы по каждому из выражений.

Результатом становится ранжирование выражений по количеству сделанных выборов.

Время работы- 15 минут.

Обсуждение в классе. Экспертная оценка.

Опираясь на текст, учащиеся рассказывают о том, как зарождалась идея создания первого в мире самолета, как проходил поиск решения, как ученый ставил опыты и эксперименты, как идея создания самолета обрела свое техническое оформление, как личные качества изобретателя помогли ему осуществить мечту.

Рефлексия. Какие трудности испытали при выполнения задания в большой группе?

Активное занятие является оценивающим. Индивидуальный этап выполнения активного занятия оценивается следующим образом:

О несоответствий экспертной оценке- 7 баллов

1 несоответствие - 5 баллов

2 несоответствий- 3 балла.

Перевод в пятибальную систему: 7 баллов- оценка «5», 5 баллов- оценка «4», 3 балла- оценка «3»

Экспертная оценка.

Длительные наблюдения

Опыты и эксперименты

Точные расчеты

Творческая фантазия

Практические испытания

Честолюбие

Глубина научных знаний

Талант










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!