Конспект занятия по теме «Творчество изобретателя»
Подготовила Ишкильдина Лилия Амировна, учитель «Истоков» МОБУ СОШ №12 г. Сургута Ханты- Мансийского автономного округа-Югры, 2021 год
Предмет: Истоки
Класс: 8
Цели: Продолжить открывать многогранный мир творческой деятельности на примере технического творчества
Задачи: Познакомить учащихся с понятием «изобретатель», «техническое творчество»;
Развивать умение работать в группе, содействовать развитию и укреплению коммуникативных навыков
Воспитывать у учащихся чувство уважения к труду на примере творчества великих русских изобретателей, содействовать не только осознанной подготовке к выбору профессии, но ориентировать на ценность любого вида творчества.
Активные формы обучения: беседа, работа в семерке, ресурсный круг.
Методическое обеспечение: А. В. Камкин. Истоки. Учебное пособие для 8 класса общеобразовательных учебных заведений.- М., 2019.
Истоковедение. Том 10.- М., 2010.
Ход занятия:
Подготовительный этап (присоединение).
Добрый день, ребята! Рада видеть всех вас! Мы продолжаем знакомиться с творчеством.
Беседа: Учитель задает вопрос: «Что вы слышали о техническом творчестве?» Примерные ответы учеников: « Это творчество изобретателя».
Давайте рассмотрим схему на с.93 учебника. Ребята, определите, чем техническое творчество отличается от других видов творчества, например. художника? (Примерные ответы детей: художник воспроизводит свое видение мира, создает образ, а изобретатель создает то, что делает жизнь человека проще, легче)
Основной этап:
Учитель: каждое изобретение соответствовало времени, эпохе. Беседа с опорой на текст учебник с. 93-94. Давайте вспомним из курса истории труд крестьян. Чем возделывали землю, какие были урожаи, откуда и когда они узнавали новости? (ответы детей)
А когда пришла индустриальная эпоха жизнь забурлила, наряду с ростом промышленности. Ростом количества машин, появилась новая коммуникация. Какая? (газеты, книги, журналы, радио, телефон, телеграф). А сейчас, ребята, что, вам кажется, является важнейшим достижением технического творчества? (интернет, лазер, компьютерные технологии).
Учитель: Когда мы говорим про техническое творчество, мы не можем пропустить творчество И. Кулибина. После просмотра ответьте мне на вопрос, что позволяет нам говорить об удивительности творчества Кулибина, что помогло ему в творчестве?
(Просмотр видеоролика «Великие изобретения Кулибина» и текст учебника с.94-95., ответы учащихся)
Работа в семерке.
(Приложение)
Заключительный этап.
Рефлексия. Занимаетесь ли вы техническим творчеством? Изменился ли ваш подход к решению творческих задач после занятия?
ПРИЛОЖЕНИЕ
Индивидуальный этап.
Учащимся предлагается прочитать текст об русском изобретателе Александре Федоровиче Можайском и определить, что помогало ему в творчестве (нужное подчеркнуть)
Исторические документы доказывают, что первый в мире самолет был создан в России Александром Федоровичем Можайским на двадцать лет раньше американцев братьев Райт.
Еще в 1855 году Можайский, будучи моряком, начал вести наблюдения за птицами и основательно изучил их полет. После ряда исследований и экспериментов он установил зависимость между подъемной силой и лобовым сопротивлением. Проверяя свои выводы и наблюдения на практике, Можайский работал в двух направлениях: производил опыты с винтами и разрабатывал модели самолетов.
Изобретатель проводил также опыты с воздушным змеем и в 1876 году первый в мире поднялся на нем в воздух и «летал с комфортом». После большого количества расчетов, исследований и экспериментов Можайский создал летательный аппарат, названный им «летучкой».
Все его исследования были глубоко продуманы и закончились успешным испытанием модели в воздухе. После того, как эта модель показала, что путь, которым шел изобретатель был правильным, Можайский создал самолет в натуральную величину.
Известный инженер-кораблестроитель А.П. Богословский писал по этому поводу: «изобретатель весьма верно решил давно стоящий вопрос воздухоплавания. Быстрота полета изумительная, он не боится ни тяжести, ни ветра и может летать в любом направлении. Существование до сего времени препятствия к плаванию в воздухе блестяще побеждены нашим даровитым соотечественником». (По материалам К,С. Строителева)
Длительные наблюдения
Опыты и эксперименты
Точные расчеты
Творческая фантазия
Практические испытания
Честолюбие
Глубина научных знаний
Талант
Работа в семерке.
Учитель объясняет учащимся, что работа над заданием будет осуществляться следующим образом.
Лидер называет первое выражение из предложенного списка. Один из учащихся сообщает свое решение относительно данного выражения и аргументирует его. В случае выбора лидер на отдельном листе бумаги ставит рядом сданным выражением знак «+». Затем остальные члены группы по кругу высказывают свое решение, которое также фиксируется лидером. Таким образом, выясняется мнение группы относительно данного выражения. Так как в ходе обсуждения учащиеся могут изменить свое мнение, лидер путем голосования выясняет окончательное решение группы по каждому из выражений.
Результатом становится ранжирование выражений по количеству сделанных выборов.
Время работы- 15 минут.
Обсуждение в классе. Экспертная оценка.
Опираясь на текст, учащиеся рассказывают о том, как зарождалась идея создания первого в мире самолета, как проходил поиск решения, как ученый ставил опыты и эксперименты, как идея создания самолета обрела свое техническое оформление, как личные качества изобретателя помогли ему осуществить мечту.
Рефлексия. Какие трудности испытали при выполнения задания в большой группе?
Активное занятие является оценивающим. Индивидуальный этап выполнения активного занятия оценивается следующим образом:
О несоответствий экспертной оценке- 7 баллов
1 несоответствие - 5 баллов
2 несоответствий- 3 балла.
Перевод в пятибальную систему: 7 баллов- оценка «5», 5 баллов- оценка «4», 3 балла- оценка «3»
Экспертная оценка.
Длительные наблюдения
Опыты и эксперименты
Точные расчеты
Творческая фантазия
Практические испытания
Честолюбие
Глубина научных знаний
Талант