СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к лекции № 4 по дисциплине ОДБ.02 "Литература" для студентов, обучающихся на базе основного общего образования по специальности "Сестринское дело"

Просмотр содержимого документа
«Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова»

Михаил Юрьевич Лермонтов Темы, мотивы и образы лирики

Михаил Юрьевич Лермонтов

Темы, мотивы и образы лирики

Помимо литературы у Лермонтова были способности к …? Какой этап жизни Лермонтова считается началом его творческого пути? Какие периоды творчества поэта определяют исследователи? На творчество каких поэтов ориентируется Лермонтов в своих ранних произведениях? В 1828-1829 гг. пишет несколько «байронических поэм». Назовите некоторые из них? В чём особенность «байронических поэм»? Какие темы и мотивы присутствуют в творчестве поэта? Какие темы характерны для романтических поэм Лермонтова? В каких жанрах поэт воплощал свои идеи? С написанием какого произведения связывают внезапно возникшую известность Лермонтова? С какими видными деятелями своего времени был знаком Лермонтов?
  • Помимо литературы у Лермонтова были способности к …?
  • Какой этап жизни Лермонтова считается началом его творческого пути?
  • Какие периоды творчества поэта определяют исследователи?
  • На творчество каких поэтов ориентируется Лермонтов в своих ранних произведениях?
  • В 1828-1829 гг. пишет несколько «байронических поэм». Назовите некоторые из них?
  • В чём особенность «байронических поэм»?
  • Какие темы и мотивы присутствуют в творчестве поэта?
  • Какие темы характерны для романтических поэм Лермонтова?
  • В каких жанрах поэт воплощал свои идеи?
  • С написанием какого произведения связывают внезапно возникшую известность Лермонтова?
  • С какими видными деятелями своего времени был знаком Лермонтов?
   К портрету Лермонтова  Ты нам казался сумрачным и властным, Безумной вспышкой непреклонных сил; Но ты мечтал об ангельски-прекрасном, Ты демонически-мятежное любил! Ты никогда не мог быть безучастным, От гимнов ты к проклятиям спешил, И в жизни верил всем мечтам напрасным: Ответа ждал от женщин и могил! Но не было ответа. И угрюмо Ты затаил, о чём томилась дума, И вышел к нам с усмешкой на устах. И мы тебя, поэт, не разгадали, Не поняли младенческой печали В твоих как будто кованых стихах!  1900 Валерий Брюсов, 1900 г.

К портрету Лермонтова

Ты нам казался сумрачным и властным,

Безумной вспышкой непреклонных сил;

Но ты мечтал об ангельски-прекрасном,

Ты демонически-мятежное любил!

Ты никогда не мог быть безучастным,

От гимнов ты к проклятиям спешил,

И в жизни верил всем мечтам напрасным:

Ответа ждал от женщин и могил!

Но не было ответа. И угрюмо

Ты затаил, о чём томилась дума,

И вышел к нам с усмешкой на устах.

И мы тебя, поэт, не разгадали,

Не поняли младенческой печали

В твоих как будто кованых стихах!

1900

Валерий Брюсов,

1900 г.

Один из вариантов периодизации творчества Лермонтова: Ранняя лирика (1830-1834) Петербургский период (1834-1837) 1-ая ссылка на Кавказ (1837) 2-ой петербургский период (1838-1840) 2-ая ссылка на Кавказ (1840-1841) Основные мотивы лирики:  одиночество;  самопознание;  противоборство земных и небесных сил в душе человека;  стремление к абсолютной свободе;  отрицание существующей действительности. М.Ю. Лермонтов. Пейзаж с двумя березами. Акварель 1828–1832

Один из вариантов периодизации творчества Лермонтова:

  • Ранняя лирика (1830-1834)
  • Петербургский период (1834-1837)
  • 1-ая ссылка на Кавказ (1837)
  • 2-ой петербургский период (1838-1840)
  • 2-ая ссылка на Кавказ (1840-1841)

Основные мотивы лирики:

  • одиночество;
  • самопознание;
  • противоборство земных и небесных сил в душе человека;
  • стремление к абсолютной свободе;
  • отрицание существующей действительности.

М.Ю. Лермонтов.

Пейзаж с двумя березами.

Акварель 1828–1832

Нет, я не Байрон, я другой, Еще неведомый избранник, Как он, гонимый миром странник, Но только с русскою душой. Я раньше начал, кончу ране, Мой ум немного совершит; В душе моей, как в океане, Надежд разбитых груз лежит. Кто может, океан угрюмый, Твои изведать тайны? Кто Толпе мои расскажет думы? Я - или бог - или никто! 1832 Джордж Гордон Байрон

Нет, я не Байрон, я другой,

Еще неведомый избранник,

Как он, гонимый миром странник,

Но только с русскою душой.

Я раньше начал, кончу ране,

Мой ум немного совершит;

В душе моей, как в океане,

Надежд разбитых груз лежит.

Кто может, океан угрюмый,

Твои изведать тайны? Кто

Толпе мои расскажет думы?

Я - или бог - или никто!

1832

Джордж Гордон Байрон

И скучно и грустно, и некому руку подать  В минуту душевной невзгоды...  Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..  А годы проходят - все лучшие годы!  Любить... но кого же?.. на время - не стоит труда,  А вечно любить невозможно.  В себя ли заглянешь? - там прошлого нет и следа:  И радость, и муки, и всё там ничтожно...  Что страсти? - ведь рано иль поздно их сладкий недуг  Исчезнет при слове рассудка;  И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг -  Такая пустая и глупая шутка...

И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды...

Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..

А годы проходят - все лучшие годы!

Любить... но кого же?.. на время - не стоит труда,

А вечно любить невозможно.

В себя ли заглянешь? - там прошлого нет и следа:

И радость, и муки, и всё там ничтожно...

Что страсти? - ведь рано иль поздно их сладкий недуг

Исчезнет при слове рассудка;

И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг -

Такая пустая и глупая шутка...

2. Петербургский период (1834-1837) становится известен в литературных кругах, но не входит в ближайший пушкинский круг; создаёт большое количество стихов, поэму «Боярин Орша», повесть «Тамбовская казначейша» и драму «Маскарад»; в январе 1837 г. пишет  стихотворение «Смерть поэта». Рисунок Л. Пастернака. 1891

2. Петербургский период (1834-1837)

  • становится известен в литературных кругах, но не входит в ближайший пушкинский круг;
  • создаёт большое количество стихов, поэму «Боярин Орша», повесть «Тамбовская казначейша» и драму «Маскарад»;
  • в январе 1837 г. пишет

стихотворение «Смерть поэта».

Рисунок Л. Пастернака. 1891

3. Первая ссылка на Кавказ (1837) Для этого периода характерны пушкинские мотивы и гармония с миром. «Когда волнуется желтеющая нива..» Для лирического героя Лермонтова подобное состояние гармонии – краткий миг забвения , на смену которому снова явится чувство несовершенства бытия, тоска и одиночество . Создал акварели, картины маслом, связанные с кавказской темой. Вид Пятигорска. Масло. 1837

3. Первая ссылка на Кавказ (1837)

Для этого периода характерны пушкинские мотивы и

гармония с миром.

«Когда волнуется желтеющая нива..»

Для лирического героя Лермонтова подобное состояние гармонии – краткий миг забвения , на смену которому снова явится чувство несовершенства бытия, тоска и одиночество .

Создал акварели, картины маслом, связанные с кавказской темой.

Вид Пятигорска. Масло. 1837

4. Второй петербургский период (1838-1840) Годы литературной славы Лирический герой поэта начинает видеть себя как бы со стороны, чувствовать свою принадлежность к эпохе и поколению.  «Дума» («Печально я гляжу на наше поколенье») Герой осознаёт, что его коснулось растлевающее дыхание времени, жизнь представляется бессмысленной и бесплодной.

4. Второй петербургский период (1838-1840)

Годы литературной славы

Лирический герой поэта начинает видеть себя как бы со стороны, чувствовать свою принадлежность к эпохе и поколению.

«Дума» («Печально я гляжу на наше поколенье»)

Герой осознаёт, что его коснулось растлевающее дыхание времени, жизнь представляется бессмысленной и бесплодной.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!