МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА №20 г.ДОНЕЦКА»
Урок литературы в 5 классе
Творчество В.А. Жуковского.
Литературная сказка «Спящая царевна»
Подготовила:
Зиборова Екатерина Викторовна
учитель русского языка и литературы
учитель І категории
г.Донецк – 2018 г.
Пояснительная записка
к комбинированному уроку по литературе
Сказка входит в мир ребёнка с самых ранних лет как реальность. Ребёнок верит в волшебство. Она привлекает безграничными возможностями, высокой нравственностью, оптимизмом, удовлетворенным чувством справедливости. Часто ребенок не только воспринимает сказ, но и создает его, живет в нём.
В детстве мы часто слушали сказки, выделяли любимое, подражали героям, формировали понятия добра и зла. Что оказало огромное влияние на формирование личности каждого ребенка. Ведь для него важна каждая встреча, разговор, книга, впечатление. Всё, что формирует личность, побуждает работу сознания, чувств, и прежде всего, практическую деятельность.
Систематическое культурно-нравственное воспитание с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. Задача родителей и педагогов – воспитывать у ребенка культуру общения. Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, перестраивает его субъективный мир. Искусство захватывает различные стороны психики человека: воображение, чувства, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует мировоззрение.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы ведения урока: словесный (беседа), практический, проблемный, частично-поисковый, самостоятельная работа, творческая работа.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, учебник, наглядные пособия, карточки.
Оформление урока:
На доске тема урока, эпиграф «Сказка – ложь, да в ней намёк… Добрым молодцам урок!»; наглядные пособия: серединки цветов (ромашек) и лепестки к ним, плакаты с деревьями и яблоки с листьями к ним. Сопровождение урока презентацией.
Методические приемы: диалог с учащимися, выразительное чтение сказки и её анализ, просмотр репродукции картины В.М. Васнецова «Спящая царевна» её описание и беседа с учащимися; учебно-поисковая деятельность: работа с толковым словарём; активные формы обучения: работа в группах.
Результаты урока:
Вышеперечисленные методы и активная форма обучения, применяемые на уроке литературы, а также информационные технологии способствуют повышению качества знаний по данному предмету. Это подтверждается и некоторыми результатами работы. Цель урока достигнута, задачи реализованы.
Тема урока: По сказке В.А.Жуковского «Спящая царевна»
Цели:
активизировать и актуализировать знания учащихся по творчеству В.А.Жуковского с целью их подготовки к восприятию нового программного материала; организовать работу по ознакомлению со сказкой «Спящая царевна»; умение анализировать художественное произведение, выделяя в нём основную мысль, определять тему и жанр произведения; совершенствовать умения находить в тексте выразительные средства;
создать условия для исследовательской деятельности уч-ся; способствовать развитию аналитического мышления, интеллектуальных навыков сравнения, обобщения, структурирования; побуждать учащихся к овладению приёмами выразительного чтения; развивать творческое воображение; расширять словарный запас учащихся за счёт разнообразия слов; способствовать развитию коммуникативных умений и навыков;
сформировать понятие о философских категориях добра и зла, законе единства и борьбы противоположностей, разобрать причины и способы решения жизненных конфликтов.
воспитывать познавательную активность учащихся; способствовать развитию умения работать в коллективе.
Планируемые образовательные результаты:
– предметные: ознакомление и усвоение сказки В.А.Жуковского «Спящая царевна», умение анализировать художественное произведение, выделяя в нём основную мысль, определять тему и жанр произведения, находить в тексте выразительные средства;
- метапредметные:
регулятивные - содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; постановку задач для реализации цели, осознание качества и уровня усвоения материала; последовательность действий с учетом конечного результата (при составлении презентации, исследовательская работа);
познавательные - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из текста; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
коммуникативные - принимать участие в работе парами и группами, договариваться, приходить к общему решению; управление поведением партнера – контроль, коррекция и оценка его действий; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
- личностные: воспитание положительной мотивации к учению; смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (что побуждает, для чего)
Тип урока: комбинированный.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы ведения урока: словесный (беседа), практический, проблемный, частично-поисковый, самостоятельная работа, творческая работа.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, учебник, наглядные пособия, карточки.
Ход урока
Организационный этап
Учитель: Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами погрузимся в волшебный мир сказки. (Слайд 1, 2 мин.)
Этап актуализации знаний, способов деятельности
Учитель:– Итак, вспомним изученное: перед вами карточки, на которых нужно назвать жанры произведений В.А. Жуковского. (Слайд 2-3, 2 мин.)
Актуализация знаний
– Что же вы знаете о В.А.Жуковском?
Учитель показывает портреты В.А. Жуковского и кратко знакомит учащихся с его биографией.
Учитель: Учёный кот нам сегодня расскажет о жизненном пути Василия Андреевича. (Слайд 4, 5 мин.)
– С какими произведениями уже знакомы? Среди произведений есть одно, которое мы с вами ещё не изучали. Это сказка «Спящая царевна».
Этап сообщения темы и целей урока
1. Постановка проблемы и формирование цели и задач
Учитель:– Итак, сегодня нам свами предстоит найти ответы на следующие вопросы: (Слайд 5, 2 мин)
Проявление добра и зла в сказке В.А.Жуковского «Спящая царевна»
Действительно ли данное произведение В.А.Жуковского «Спящая царевна» – сказка?
В чём отличие сказки В.А. Жуковского от народной сказки?
– На сегодняшнем уроке мы попытаемся решить эти вопросы. Постараемся увидеть особенности, присущие именно этому произведению.
2. Подготовка к восприятию новых знаний, способов деятельности
Учитель: Какова же тема нашего урока?
– Сегодня размышляя над сказкой о спящей царевне, мы постараемся не только дать оценку героям произведения, но и погрузиться в поэтичность произведения.
Вступительная беседа
«Авторская мастерская»
Учитель: к нам сегодня прилетела гостья прям из мастерской писателя, одна из двенадцати фей. Которая поведает нам тайну написания сказки. (Слайд 6, 4 мин.) Сказка о спящей царевне написана 26 августа – 12 сентября 1831г. Впервые напечатана в журнале «Европеец», 1832, № 1, январь, под заглавием «Сказка о спящей царевне». Сказка написана была в Царском Селе, так же как и «Сказка о царе Берендее». Источником для нее послужили публикации и литературные обработки западноевропейских – немецких и французских – сказок. Немецкую сказку под заглавием «Dornröschen» («Шиповник») опубликовали братья Гримм в указанном выше сборнике, а Жуковский напечатал перевод, озаглавленный «Царевна-шиповник», в журнале «Детский собеседник» (1826). Французский вариант сказки литературно обработал, под заглавием «La belle au bois dormant» («Красавица, спящая в лесу»), французский писатель Шарль Перро в своем известном сборнике «Contes de Fées» («Волшебные сказки»). Жуковский объединил оба варианта сказки и переложил их четырехстопным хореем, почти тождественным стилю пушкинских сказок «О царе Салтане», «О мертвой царевне», «О золотом петушке». Жуковский русифицировал сказку, введя некоторые русские народные черты; но все же литературный элемент проступает в ней очень заметно и чувствуется стилистическая близость к французскому источнику.
4. Этап изучения нового материала, первичное закрепление знаний, способов деятельности
1. Чтение произведения (выборочно учащимися). (Слайд 7, 5 мин.)
Учитель: – Дома вы самостоятельно читали произведение.
– Похоже ли данное произведение на какие-либо другие? (на пушкинские
сказки?)
– Какое настроение вызвало у вас прочитанное произведение? Взволновало ли вас?
– Понравилось ли вам? Какие чувства вызвали различные эпизоды?
– Какова основная мысль прослеживается в сказке?
2.Словарная работа (самост. поиск значений слов в толковом словаре) (Слайд 8, 4 мин.)
Учитель: – Какие слова и выражения вам показались старинными, непонятными?
1 ученик: Пророк – предсказатель будущего, выполняющий волю богов.
2 ученик: Оплошал – недоглядел, поступил оплошно, неразумно.
3 ученик: Дотоле – до сих пор, до этого времени.
4 ученик: Сучить – вытягивать из кудели нить, скручивая прядь.
5 ученик: Хорунжий – в царской армии казачий офицерский чин.
6 ученик: Сном пресекся разговор – разговор прервался из-за наступившего внезапно сна.
ученик: Ланиты – щеки.
5.Этап закрепления знаний, способов деятельности (3 мин.)
Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки
– Определите жанр произведения.
– Как мы назовем сказку, у которой есть автор?
– Есть ли в сказке Жуковского зачин, присказка, концовка, повторы? Что сближает ее с народными и что отличает от народных сказок?
(Русскую народную волшебную сказку напоминает сказочный сюжет, зачин, который начинается с повтора «жил-был...», концовка: «Свадьба, пир, и я там был...» )
– Что отличает «Спящую царевну» от них?
(Отличие - в сказке Жуковского есть чародейки, старуха-колдунья, предсказание и колдовство, помощник, который рассказывает царскому сыну о спящей царевне. Отличает эту сказку от народной ее форма: она написана стихами, и известен ее автор. В сказке присутствует авторская позиция, особый язык сказок (поэтичный, много сравнений, особый ритм и рифма.)
Речь повествователя и героев отличается тщательной выверенностью, хотя по своему построению и синтаксису близка к народной речи.
– Какие сказочные и реальнее картины изображает автор?
Работа над содержанием, выделение выразительных средств.
Блиц-опрос (Слайд 9, 1,5 минуты)
– Почему на пир не пригласили двенадцатую колдунью? Как она отомстила? (Докажите текстом)
– Можно ли сказать, что двенадцатая чародейка спасла царевну от смерти? Почему?
– Кто пробудил царевну от волшебного сна?
В.А.Жуковский сравнивает красоту царевны с «майским цветком». Почему?
– Какие сравнения употребили бы вы, рисуя портрет царевны?
– Сколько лет было царевне, когда она уснула? (15)
– Сколько было лет царевне, когда она проснулась? (315)
– Какой царевну увидел принц? ( Как дитя, лежит она./ Распалилась ото сна./
Молод цвет её ланит./…)
– Найдите строки пробуждения царевны?
– Каким изображает автор царя Матвея? Найдите в тексте эпитеты.
– По рифмам восстановите текст концовки сказки Жуковского.
- Свадьба, пир, и я там был
И вино на свадьбе …;
По усам вино бежало.
В рот же капли не …
– Рассмотрите репродукцию картины В.М.Васнецова «Спящая царевна». Можно ли считать эту картину иллюстрацией к сказке В.А.Жуковского? Свой ответ обоснуйте (Слайд 10, 1 мин).
В.М.Васнецов «Спящая царевна».
–Выделение выразительных средств: (в командах).
«Волшебная ромашка» (Слайд 12, 2 мин)
Перед учениками 2-х команд, лежат лепестки цветов, на доске прикреплены две серединки будущих цветков, одна команда находит лепестки с эпитетами, употреблёнными в сказке, а другая – со сравнениями, и прикрепляют лепестки каждая к своему цветку.
Учитель: А теперь ребята, мы с вами разделимся на две команды и создадим прекрасные цветы, находя лепестки с эпитетами и сравнениями.
6.Этап обобщения и систематизации знаний и способов деятельности
«Отгадай-ка!» (Слайд 13, 2 мин)
- Какие сказки тематически близки сказке В.А. Жуковского? Кто их авторы?
Что объединяет их?
- Действительно, сюжет о спящей царевне использовали многие сказочники:
Ш.Перро, Братья Гримм, А.С.Пушкин.
1. Проявление добра и зла в сказке «Древо добрых и злых поступков» (Слайд 14, 2 мин)
На доске висят два макета деревьев, одно дерево с зелёными листьями, а другое сухое и безжизненное.
Учитель: ребята перед вами лежат спелые яблоки и сухие листья, а на доске находятся два дерева: дерево добрых дел и дерево злых поступков.
Используя текст сказки развесте яблоки и сухие листья по местам.
Яблоки символизирует добрые поступки героев. Сухие листья олицетворяют, предательство, злость и обиду, плохие поступки отрицательных персонажей.
Учитель: Ребята давайте посмотрим на наши деревья. В данном случае деревья символизируют нашу жизнь. Так и в сказке, а от поступков героев зависит как выглядит их дерево. Эта сказка учит тому, что нужно уметь прощать, уважительно относится к окружающим, совершать добрые поступки, быть справедливыми и стойко преодолевать невзгоды и трудности на нашем пути, не забывая о человечности.
7.Этап контроля, самоконтроля
Исследовательская работа в группах
«Юный исследователь» (Слайд 15, 3 мин)
Класс делится на 2 группы. Каждая группа получает своё задание, на выполнение которого отводится 3 минуты.
Задание для 1-й группы: Найти в сказке пословицы, поговорки, выражения, близкие к народным.
( «Что ни в сказке рассказать, // Ни пером не описать», «Вот царем Матвеем пир // Знатный дан на целый мир...», «во цвете лет», «Начал жить да поживать», «Веретенце, не ленись, // Пряжа тонкая, не рвись...», «Птица там не пролетит, // Близко зверь не пробежит...»)
Задание для 2-й группы: Найти в тексте сказки книжные, литературные выражения (не встречаются в народной речи).
( «Блещут розы по кустам», «Зданье –чудо старины», «Молод цвет ее ланит», «Пышных комнат нет числа», «На нее находит сон; // Вместе с ней объемлет он // Весь огромный царский дом...», «Сном пресекся разговор», «Сжаты в легких сапожках // Ножки — чудо красоты», «Распалительным огнем // Жарко рдеющих ланит // И дыханьем уст облит, // Он души не удержал...»)
8.Этап информации о домашнем задании (Слайд 16, 1 мин.)
1.Выразительное чтение сказки.
2. Характеристика главных героев с цитатами из текста.
3. Подготовить выразительное чтение наизусть фрагментов сказки «Спящая царевна» (встреча царевны со старушонкой, описание объятого сном замка).
- Выберите одно из заданий на выбор.
9.Этап рефлексии (Слайд 17-18, 5 мин)
Учитель: Давайте подведем итог. Как звучит проблемный вопрос урока?
- Проявление добра и зла в сказке В.А.Жуковского «Спящая красавица»
- В чём же отличие сказки В.А.Жуковского от народной сказки? Как называются типичные, схожие сюжеты?
- Как вы считаете, с какой целью В.А.Жуковский создал ещё одну сказку о спящей царевне?
- Чему учит эта сказка? Какую пользу можем извлечь из сказки?
Учитель:- Ребята, как вы оцениваете свою работу на уроке?
- Ребята, мне понравилась ваша работоспособность сегодня. И вот какой вывод в связи с этим я сделала:
Вы учитесь упорно,
Стараясь двигаться вперёд!
Вы очень любознательный,
Школьники, народ!
- В.А.Жуковский, присутствуя на нашем уроке, думаю, так бы сказал:
Вы сказку заново открыли,
И вот плоды работы той:
Вы скрытый смысл легко раскрыли -
Себе открылись вы, бог мой!
Вы каждый образ изучили,
Заданья на дом получили…
Спасибо вам! Чего же боле?
Что я смогу еще сказать?
(Слайд 19) – Благодарю за прекрасную работу.
Список использованной литературы:
Жуковский, В. А. Спящая царевна. – Москва: «ЭКСМО», 2005.
Жуковский, В.А, Сказки.- Белгород: «Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2009.
Казакова, С. К. О портретах русских писателей: Жуковский – певец невыразимого / С. К. Казакова // Литература в школе. – 2009.
Ковтун Т. В. Влияние сказок на формирование личности младшего школьника на уроках чтения [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 171-174. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6250/ (дата обращения: 15.11.2018).
Филонова, Ю. А. Сказка В. А. Жуковского «Спящая царевна»/ Ю.А. Филонова // Литература в школе. – 2011.