СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творчество женщин-художниц. Пейзаж в графике

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выполнение композиции «пейзаж» в графике карандашом. Ознакомление обучающихся с женщинами-художницами

Просмотр содержимого документа
«Творчество женщин-художниц. Пейзаж в графике»

Тема: Творчество женщин-художниц.

Цель: Выполнение композиции «пейзаж» в графике карандашом. Ознакомление обучающихся с женщинами-художницами.

Задачи:

Обучающие:

- Познакомить детей с понятием «графический пейзаж», выдающимися женщинами-художницами.

- Научить выполнять композицию «графический пейзаж» карандашом.

Развивающие:

- Развивать навыки составлять многоплановую композицию,

- Развивать воображение, мелкую моторику рук.

Воспитывающие:

-Воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе.

Форма организации учебного процесса: групповая.

Методы обучения: словесный метод (рассказ), беседа.

наглядный метод (иллюстрации).

наглядно-практический метод (творческая работа).

Место проведения: «Созвездие».

Возраст детей: 8-9 лет.

План занятия.

I. Организационный момент. Настрой на работу – 1 мин.

II. Актуализация знаний – 4 мин.

III. Целеполагание – 5 мин.

IV. Основная часть – 1 час 10 мин.

V. Выставка и анализ выполненных работ – 5 мин.

VI. Подведение итогов занятия. Рефлексия – 5 мин

Ход занятия:

  1. Организационный момент. Настрой на работу.

Добрый день, ребята! Сегодня нас ждет много интересного. Я предлагаю вам вместе настроиться на работу.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, четко говорим,

И тихонечко сидим.

Будьте все внимательны,

А еще старательны.



II. Актуализация знаний.

- Ребята, что такое пейзаж? ( Пейзаж — это жанр изобразительного искусства. В пейзажах художники изображают природу, первозданную или измененную человеком: леса, реки и моря, городские и сельские виды.)

- А какие виды пейзажа вы помните? ( Сельский, городской, архитектурный, индустриальный, морской, исторический, фантастический, космический)

- Молодцы! А какие бывают пейзажи по характеру? ( Эпические, героические, исторические, лирические, идиллические, фантастические, реалистические)

- Ребята, а что вы помните про графику? Какими средствами она характеризуется? (Графика — это разновидность изобразительного искусства, где изображение создаётся преимущественно с помощью линий, штриховки и пятен,)

- А каких женщин-художниц вы знаете? ( Если не ответят, то сказать, что сегодня узнаем. Если назовут фамилии, то сказать, что узнаем о них больше).

III. Целеполагание.

- Для определения сегодняшней темы, предлагаю вам решить кроссворд.

- На прошлых занятиях мы рисовали натюрморт в графике, портрет в графике. А кто может сказать, какая будет тема занятия сегодня? ( Рисование пейзажа в графике).

Помните, я у вас спрашивала, каких известных художниц вы знаете? Сегодня мы будем говорить о них.

- А кто назовет мне цель занятия? ( Научиться рисовать пейзаж в графике и ознакомиться с женщинами-художницами).

IV. Основная часть

Физминутка:

На горе стоит лесок
круговые движения руками
Он не низок не высок
сесть, встать, руки вверх
Удивительная птица подает нам голосок
глаза и руки вверх, потянуться
По тропинке два туриста
Шли домой из далека
ходьба на месте
Говорят: "Такого свиста, мы не слышали пока"
поднять плечи

Презентация о женщинах-художницах.

Слайд 1. Берта Моризо

(1841–1895)

Французская художница, представитель импрессионизма. Родилась в Бурже. Вначале училась у К.Коро, от которого переняла характерную манеру передачи света и трактовки пейзажа, словно подернутого дымкой. Ее работы принимались Салоном – выразителем официального академического стиля, но позже художница отказалась экспонироваться там в знак поддержки импрессионистов. Легкая, изящная техника и лирическая атмосфера ее работ вскоре привлекли внимание Эдуара Мане, лидера оппозиции академизму. Берта Моризо быстро стала любимицей в кружке Мане и в 1874 вышла замуж за младшего брата Мане – Эжена.

Слайд 2. В это время она часто позировала Мане, который создал несколько портретов художницы. Светлый колорит работ Моризо, например как «Женщина за туалетом» (1875), оказал влияние на палитру Мане и отразился на яркости световых эффектов его пейзажей.

Слайд 4. До конца своей деятельности художница сохраняла верность импрессионизму. Ценную часть ее наследия представляет переписка, содержащая тонкие замечания о движении импрессионистов, о личности и творчестве Эдуара Мане.

Слайд 6. Сюзанн Валадон

(1865-1938)

Французская художница, натурщица, мать художника Мориса Утрилло. В 1894 году Валадон была первой художницей, принятой в Национальное общество изящных искусств. Валадон работала над некоторыми своими картинами до тринадцати лет до того как показать их. В отличие от многих своих современников, Валадон добилась признания и финансового успеха при жизни.

Слайд 7. Она была дочерью прачки. С детства увлекалась рисованием - она рисовала всюду, даже на стенах домов, на тротуарах, пользуясь куском угля, мелом, огрызком карандаша, - она мечтала проникнуть в среду художников. В возрасте 15 лет Сюзанна стала цирковой акробаткой, но год спустя, упала с трапеции и была вынуждена завершить цирковую карьеру. Она работала швеей и вдобавок к этому натурщицей у многих известных художников, таких как Ренуар, Дега, Анри Тулуз-Лотрек.

Слайд 11. Анна Остроумова-Лебедева

(1871–1955)

Русская художница, представительница русского модерна, выдающийся мастер видовой гравюры. Родилась в Петербурге в обеспеченной семье. Посещала Центральное училище технического рисования барона Штиглица, занималась также в Академии художеств у Матэ, Савицкого, Чистякова, Репина. В 1898–1899 работала в парижской мастерской. изучала западноевропейскую и японскую гравюру на дереве. Была членом объединений «Мир искусства» и «Четыре искусства». Сыграла важную роль в деле возрождения гравюры на дереве как самостоятельного вида творчества.

Слайд 12. Ее имя приобрело известность еще в начале ХХ столетия. Рано избрав главной темой своего творчества, изображение города на Неве, она осталась верна ей на протяжении всей своей жизни. Петербург Остроумовой, чаще всего, город торжественно-строгий и величавый, прекрасное творение великих зодчих. Поэтическое изображение любимого города, умение увидеть «самую душу этого пленительно-неповторимого города» отличают ее лучшие листы – «Петербург. Колонны Биржи и крепость», «Адмиралтейство под снегом», «Петербург. Крюков канал», «Петербург. Перспектива Невы», «Фонтанка и Летний сад в инее» и другие.

Слайд 13. В 1912 году А.П.Остроумова-Лебедева выполняет серию гравюр к путеводителю по Петербургу. В небольших по размеру гравюрах, исполненных предельно лаконичными изобразительными средствами, образ города передан столь же выразительно и поэтично, как и в предыдущей сюите.

Слайд 17. Зинаида Серебрякова

(1884–1967)

Русская художница, мастер живописи, представительница неоклассического течения внутри русского модерна, одна из первых русских женщин, вошедших в историю живописи. Дочь скульптора Е.А.Лансере, сестра художника Е.Е.Лансере. В раннем детстве лишилась отца и воспитывалась вместе с братом в семье деда по матери, архитектора Н.Л.Бенуа. Училась в Петербурге в школе-мастерской М.К.Тенишевой (с 1901) у И.Е.Репина и в мастерской О.Э.Браза (1903–1905). Побывала в Италии (1902–1903, 1914). В 1905–1906 посещала в Париже академию «Гран Шомьер». Была членом объединения «Мир искусства». С 1924 г. Жила в Париже.

Слайд 18. В 1912 г. она вступила в объединение "Мир искусства", со многими членами которого ее связывали дружеские и родственные отношения. В 1914 г. Серебрякова провела несколько месяцев в Италии (поездку прервало начало Первой мировой войны), где пристально изучала искусство Возрождения. В том же году она создала очаровательную картину "Дети", групповой портрет своих детей.

Слайд 19. Чтобы знать, сколько у Зинаиды было детей, не надо быть специалистом. Достаточно хоть раз видеть подборку ее работ. Мама-художница не просто десятки раз рисовала Тату, Шуру, Катю и Женю. Она создала шедевры детского портрета, ввела своих детей в золотой ряд образов русского искусства.

Слайд 20. Жанр детского портрета очень сложный, немногие из русских художников работали в нем. К ним относится и великолепный мастер Зинаида Серебрякова.

Слайд 23. На ее долю выпало много горя. Умирает ее муж и она остается одна с четырьмя детьми и больной матерью в голодное, послереволюционное время. Нет средств к существованию, нет красок. Приходится перейти на уголь и карандаш. В это время она рисует свое самое трагическое произведение «Карточный Домик», показывающий всех четверых осиротевших детей.

Слайд 26. Душа же художницы всегда была в России. И из памяти никогда не уходило детство и имение Лансере – Нескучное - ее земля обетованная…



Техника безопасности:

К работе карандашом можно приступать только с разрешения преподавателя ИЗО-деятельности:

При работе с карандашом строго запрещается:

  • Брать их в рот,

  • Засовывать в ухо, нос, глаза себе или соседу,

  • Размахивать ими,

  • Ломать,

  • Класть в непредназначенное для них место,

  • Рисовать на теле или одежде как своей, так и соседа,

  • Бросаться ими.

  • В случае не исправностей обратиться за помощью к преподавателю.

  • Во время работы с карандашом стараться сохранять правильную позу и осанку



Практическая часть.









  1. Лучше всего начать с отделения линии горизонта, так потом будет легче распределять объекты на рисунке.

  2. Неровными извилистыми линиями очерчивается пруд.

  3. Вокруг пруда отмечаются линиями места, где будут находиться несколько деревьев. В самом пруду можно отметить кружочками то, что впоследствии превратится в плавающих уточек.

  1. «Укрепляем» берега пруда, подрисовав параллельные линии первоначальным. Дорисовываем уточек.



  1. На переднем плане рисуется трава типа камышей, и детализируются деревья. Пусть у них будут стволы разной ширины и высоты, кое-где стволы будут сломаны или неровные. На переднем плане виднеются облака.







  1. Наступил этап детализации: рисуются утки, на воде подрисовывается легкая зыбь, трава должна быть гуще, как и ветки на деревьях.





















  1. Последним этапом станет затушевывание и затенение. Итоговая композиция.













Пальчиковая гимнастика: «Прогулка в лесу»
Пальчики пошли гулять,
(шагаем по столу)
Раз, два, три, четыре, пять.
(загибают поочередно пальчики от большого к мизинцу)
Были в поле и в лесу,
(перекрещиваем руки в запястьях и растопыриваем пальчики в разные стороны)
Видели они лису.
(над головой делаем острые ушки, как у лисички)
Пальчики пришли домой,
(шагаем пальчиками по столу)
Пальчик потерялся: ой!
(указательным одной руки прижимаем большой палец другой руки)

VI. Подведение итогов. Рефлексия.

Выставка. По окончании работы рисунки раскладываются или развешиваются так, чтобы были видны всем детям. Работы анализируются педагогом.

- Ребята, что вам понравилось в сегодняшнем занятии?

- Каких художниц вы запомнили? Какие их работы вам понравились?

- Сложно ли было выполнять пейзаж карандашом?

- Какие этапы работы вы можете перечислить?

- Предлагаю вам оценить вашу продуктивность на сегодняшнем занятии и выбрать картинку, которая больше всего вам подходит.









«Веселое настроение, хорошо поработал, мне все понравилось, я научился рисовать пейзаж в графике»







«Плохое настроение, мне не понравилась работа, я не научился рисовать пейзаж в графике» (обязательно выяснить почему)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!