Тема: Творчество женщин-художниц.
Цель: Выполнение композиции «пейзаж» в графике карандашом. Ознакомление обучающихся с женщинами-художницами.
Задачи:
Обучающие:
- Познакомить детей с понятием «графический пейзаж», выдающимися женщинами-художницами.
- Научить выполнять композицию «графический пейзаж» карандашом.
Развивающие:
- Развивать навыки составлять многоплановую композицию,
- Развивать воображение, мелкую моторику рук.
Воспитывающие:
-Воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе.
Форма организации учебного процесса: групповая.
Методы обучения: словесный метод (рассказ), беседа.
наглядный метод (иллюстрации).
наглядно-практический метод (творческая работа).
Место проведения: «Созвездие».
Возраст детей: 8-9 лет.
План занятия.
I. Организационный момент. Настрой на работу – 1 мин.
II. Актуализация знаний – 4 мин.
III. Целеполагание – 5 мин.
IV. Основная часть – 1 час 10 мин.
V. Выставка и анализ выполненных работ – 5 мин.
VI. Подведение итогов занятия. Рефлексия – 5 мин
Ход занятия:
Организационный момент. Настрой на работу.
Добрый день, ребята! Сегодня нас ждет много интересного. Я предлагаю вам вместе настроиться на работу.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим,
И тихонечко сидим.
Будьте все внимательны,
А еще старательны.
II. Актуализация знаний.
- Ребята, что такое пейзаж? ( Пейзаж — это жанр изобразительного искусства. В пейзажах художники изображают природу, первозданную или измененную человеком: леса, реки и моря, городские и сельские виды.)
- А какие виды пейзажа вы помните? ( Сельский, городской, архитектурный, индустриальный, морской, исторический, фантастический, космический)
- Молодцы! А какие бывают пейзажи по характеру? ( Эпические, героические, исторические, лирические, идиллические, фантастические, реалистические)
- Ребята, а что вы помните про графику? Какими средствами она характеризуется? (Графика — это разновидность изобразительного искусства, где изображение создаётся преимущественно с помощью линий, штриховки и пятен,)
- А каких женщин-художниц вы знаете? ( Если не ответят, то сказать, что сегодня узнаем. Если назовут фамилии, то сказать, что узнаем о них больше).
III. Целеполагание.
- Для определения сегодняшней темы, предлагаю вам решить кроссворд.
- На прошлых занятиях мы рисовали натюрморт в графике, портрет в графике. А кто может сказать, какая будет тема занятия сегодня? ( Рисование пейзажа в графике).
Помните, я у вас спрашивала, каких известных художниц вы знаете? Сегодня мы будем говорить о них.
- А кто назовет мне цель занятия? ( Научиться рисовать пейзаж в графике и ознакомиться с женщинами-художницами).
IV. Основная часть
Физминутка:
На горе стоит лесок
круговые движения руками
Он не низок не высок
сесть, встать, руки вверх
Удивительная птица подает нам голосок
глаза и руки вверх, потянуться
По тропинке два туриста
Шли домой из далека
ходьба на месте
Говорят: "Такого свиста, мы не слышали пока"
поднять плечи
Презентация о женщинах-художницах.
Слайд 1. Берта Моризо
(1841–1895)
Французская художница, представитель импрессионизма. Родилась в Бурже. Вначале училась у К.Коро, от которого переняла характерную манеру передачи света и трактовки пейзажа, словно подернутого дымкой. Ее работы принимались Салоном – выразителем официального академического стиля, но позже художница отказалась экспонироваться там в знак поддержки импрессионистов. Легкая, изящная техника и лирическая атмосфера ее работ вскоре привлекли внимание Эдуара Мане, лидера оппозиции академизму. Берта Моризо быстро стала любимицей в кружке Мане и в 1874 вышла замуж за младшего брата Мане – Эжена.
Слайд 2. В это время она часто позировала Мане, который создал несколько портретов художницы. Светлый колорит работ Моризо, например как «Женщина за туалетом» (1875), оказал влияние на палитру Мане и отразился на яркости световых эффектов его пейзажей.
Слайд 4. До конца своей деятельности художница сохраняла верность импрессионизму. Ценную часть ее наследия представляет переписка, содержащая тонкие замечания о движении импрессионистов, о личности и творчестве Эдуара Мане.
Слайд 6. Сюзанн Валадон
(1865-1938)
Французская художница, натурщица, мать художника Мориса Утрилло. В 1894 году Валадон была первой художницей, принятой в Национальное общество изящных искусств. Валадон работала над некоторыми своими картинами до тринадцати лет до того как показать их. В отличие от многих своих современников, Валадон добилась признания и финансового успеха при жизни.
Слайд 7. Она была дочерью прачки. С детства увлекалась рисованием - она рисовала всюду, даже на стенах домов, на тротуарах, пользуясь куском угля, мелом, огрызком карандаша, - она мечтала проникнуть в среду художников. В возрасте 15 лет Сюзанна стала цирковой акробаткой, но год спустя, упала с трапеции и была вынуждена завершить цирковую карьеру. Она работала швеей и вдобавок к этому натурщицей у многих известных художников, таких как Ренуар, Дега, Анри Тулуз-Лотрек.
Слайд 11. Анна Остроумова-Лебедева
(1871–1955)
Русская художница, представительница русского модерна, выдающийся мастер видовой гравюры. Родилась в Петербурге в обеспеченной семье. Посещала Центральное училище технического рисования барона Штиглица, занималась также в Академии художеств у Матэ, Савицкого, Чистякова, Репина. В 1898–1899 работала в парижской мастерской. изучала западноевропейскую и японскую гравюру на дереве. Была членом объединений «Мир искусства» и «Четыре искусства». Сыграла важную роль в деле возрождения гравюры на дереве как самостоятельного вида творчества.
Слайд 12. Ее имя приобрело известность еще в начале ХХ столетия. Рано избрав главной темой своего творчества, изображение города на Неве, она осталась верна ей на протяжении всей своей жизни. Петербург Остроумовой, чаще всего, город торжественно-строгий и величавый, прекрасное творение великих зодчих. Поэтическое изображение любимого города, умение увидеть «самую душу этого пленительно-неповторимого города» отличают ее лучшие листы – «Петербург. Колонны Биржи и крепость», «Адмиралтейство под снегом», «Петербург. Крюков канал», «Петербург. Перспектива Невы», «Фонтанка и Летний сад в инее» и другие.
Слайд 13. В 1912 году А.П.Остроумова-Лебедева выполняет серию гравюр к путеводителю по Петербургу. В небольших по размеру гравюрах, исполненных предельно лаконичными изобразительными средствами, образ города передан столь же выразительно и поэтично, как и в предыдущей сюите.
Слайд 17. Зинаида Серебрякова
(1884–1967)
Русская художница, мастер живописи, представительница неоклассического течения внутри русского модерна, одна из первых русских женщин, вошедших в историю живописи. Дочь скульптора Е.А.Лансере, сестра художника Е.Е.Лансере. В раннем детстве лишилась отца и воспитывалась вместе с братом в семье деда по матери, архитектора Н.Л.Бенуа. Училась в Петербурге в школе-мастерской М.К.Тенишевой (с 1901) у И.Е.Репина и в мастерской О.Э.Браза (1903–1905). Побывала в Италии (1902–1903, 1914). В 1905–1906 посещала в Париже академию «Гран Шомьер». Была членом объединения «Мир искусства». С 1924 г. Жила в Париже.
Слайд 18. В 1912 г. она вступила в объединение "Мир искусства", со многими членами которого ее связывали дружеские и родственные отношения. В 1914 г. Серебрякова провела несколько месяцев в Италии (поездку прервало начало Первой мировой войны), где пристально изучала искусство Возрождения. В том же году она создала очаровательную картину "Дети", групповой портрет своих детей.
Слайд 19. Чтобы знать, сколько у Зинаиды было детей, не надо быть специалистом. Достаточно хоть раз видеть подборку ее работ. Мама-художница не просто десятки раз рисовала Тату, Шуру, Катю и Женю. Она создала шедевры детского портрета, ввела своих детей в золотой ряд образов русского искусства.
Слайд 20. Жанр детского портрета очень сложный, немногие из русских художников работали в нем. К ним относится и великолепный мастер Зинаида Серебрякова.
Слайд 23. На ее долю выпало много горя. Умирает ее муж и она остается одна с четырьмя детьми и больной матерью в голодное, послереволюционное время. Нет средств к существованию, нет красок. Приходится перейти на уголь и карандаш. В это время она рисует свое самое трагическое произведение «Карточный Домик», показывающий всех четверых осиротевших детей.
Слайд 26. Душа же художницы всегда была в России. И из памяти никогда не уходило детство и имение Лансере – Нескучное - ее земля обетованная…
Техника безопасности:
К работе карандашом можно приступать только с разрешения преподавателя ИЗО-деятельности:
При работе с карандашом строго запрещается:
Брать их в рот,
Засовывать в ухо, нос, глаза себе или соседу,
Размахивать ими,
Ломать,
Класть в непредназначенное для них место,
Рисовать на теле или одежде как своей, так и соседа,
Бросаться ими.
В случае не исправностей обратиться за помощью к преподавателю.
Во время работы с карандашом стараться сохранять правильную позу и осанку
Практическая часть.
Лучше всего начать с отделения линии горизонта, так потом будет легче распределять объекты на рисунке.
Неровными извилистыми линиями очерчивается пруд.
Вокруг пруда отмечаются линиями места, где будут находиться несколько деревьев. В самом пруду можно отметить кружочками то, что впоследствии превратится в плавающих уточек.
«Укрепляем» берега пруда, подрисовав параллельные линии первоначальным. Дорисовываем уточек.
На переднем плане рисуется трава типа камышей, и детализируются деревья. Пусть у них будут стволы разной ширины и высоты, кое-где стволы будут сломаны или неровные. На переднем плане виднеются облака.
Наступил этап детализации: рисуются утки, на воде подрисовывается легкая зыбь, трава должна быть гуще, как и ветки на деревьях.
Последним этапом станет затушевывание и затенение. Итоговая композиция.
Пальчиковая гимнастика: «Прогулка в лесу»
Пальчики пошли гулять,
(шагаем по столу)
Раз, два, три, четыре, пять.
(загибают поочередно пальчики от большого к мизинцу)
Были в поле и в лесу,
(перекрещиваем руки в запястьях и растопыриваем пальчики в разные стороны)
Видели они лису.
(над головой делаем острые ушки, как у лисички)
Пальчики пришли домой,
(шагаем пальчиками по столу)
Пальчик потерялся: ой!
(указательным одной руки прижимаем большой палец другой руки)
VI. Подведение итогов. Рефлексия.
Выставка. По окончании работы рисунки раскладываются или развешиваются так, чтобы были видны всем детям. Работы анализируются педагогом.
- Ребята, что вам понравилось в сегодняшнем занятии?
- Каких художниц вы запомнили? Какие их работы вам понравились?
- Сложно ли было выполнять пейзаж карандашом?
- Какие этапы работы вы можете перечислить?
- Предлагаю вам оценить вашу продуктивность на сегодняшнем занятии и выбрать картинку, которая больше всего вам подходит.
«Веселое настроение, хорошо поработал, мне все понравилось, я научился рисовать пейзаж в графике»
«Плохое настроение, мне не понравилась работа, я не научился рисовать пейзаж в графике» (обязательно выяснить почему)