СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческая мастерская «С басней поведёшься – ума наберёшься»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проводился в ходе  Недели русского языка и литературы к 100-летнему юбилею С.В. Михалкова.

В 5 классе учащиеся познакомились с басней как жанром художественной литературы, с её сценической формой, иносказательным смыслом, композиционными особенностями. Актуализация знаний об особенностях жанра басни детям необходима, так как в «творческой мастерской» иллюстрировать их, инсценировать, демонстрировать результаты своей «мастерской». 

Просмотр содержимого документа
«Творческая мастерская «С басней поведёшься – ума наберёшься»»

Творческая мастерская ? «С басней поведёшься – ума наберёшься»

Урок проводится в ходе Недели русского языка и литературы к 100-летнему юбилею С.В. Михалкова.

В 5 классе учащиеся познакомились с басней как жанром художественной литературы, с её сценической формой, иносказательным смыслом, композиционными особенностями.
Актуализация знаний об особенностях жанра басни детям необходима, так как в «творческой мастерской» иллюстрировать их, инсценировать, демонстрировать результаты своей «мастерской».

Задачи «мастерской»:

  • Предоставить учащимся психологические средства, позволяющие им личностно саморазвиваться, осознавать самих себя и своё место в мире.

  • Способствовать развитию познавательной деятельности учащихся.

  • Способствовать развитию творческого потенциала учащихся.

  • Учить детей мыслить раскованно, творчески.



  • Оформление «мастерской»:

  • Выставка «Басни И. А. Крылова», портрет писателя, стенгазета «Зеркало» (изготовленная учащимися одной из «мастерских»)



Ход урока:



Из истории басен

История рождения и возникновения литературного жанра, такого как басня, уходит еще в глубокую древнею Грецию. Когда раб по имени Эзоп, не умея излагать свои мысли по-другому, говорил в иносказательной форме. Но именно благодаря своему неординарному уму он заполучил свободу от рабства, но в тоже время эти басни, можно сказать, и погубили его. Ведь очень многим не нравились колкие сравнения и намеки Эзопа в его стихах – баснях. Кстати такая форма высказывания своих мыслей впоследствии заполучила название «эзопов язык», в честь имени своего создателя.

Учебная ситуация. Актуализация знаний по теме «Басня»

Какие ещё литературные термины связаны с басней? Кроссворд

Басня

Эзопов язык

Мораль

Аллегория
Сатира
Ирония


Учебная ситуация. Место басни в жизни человека


«Умеющие смеяться над собой блаженны, ибо источник их услады не иссякнет  до конца дней их» (еврейская пословица)

???Как вы понимаете эти слова?

-ответы уч-ся

«Басня –это метко нарисованная сценка из жизни, на примере которой писатель учит мудрости, просто и живо рассказывая о разных пороках людей» ?

??? Зачем надо рассказывать людям об их пороках?

-Чтобы люди старались от них избавляться, могли измениться в лучшую сторону.

??? Легко ли рассказывать об их пороках?

- Нелегко,

???К чему может привести ситуация, когда вы прямо скажете человеку о его недостатках, пороках?

-К ссоре, конфликту

???Как нам могут помочь в этом виды искусства?

- В кино, в литературе, на иллюстрации можно показать человеку ситуацию со стороны и, возможно, человек, узнав себя, попытается измениться.

??? Басня как литературный жанр нам может в этом помочь. Как?

-Во-первых, указать на недостатки, не говоря об этом прямо и в обидной форме, во-вторых, мораль басни даёт совет, наставленье, как надо поступать в той или иной ситуации.

Учебная ситуация. Басня – «зеркало».

Художественное чтение басни И.Крылова «Зеркало и обезьяна», инсценирование басни С.Михалкова «Зеркало»

- Почему Слон, Жираф, Верблюд и Страус перестали обижаться на Носорога? Найдите в тексте строчки

??? В чём можно увидеть сходство сюжетов басен И.А.Крылова и С.В.Михалкова? (Мораль этих басен такова: прежде чем судить о недостатках других людей, взгляни на себя. Нет более отвратительного недостатка, чем осуждение чужих недостатков).

???Каким общим образом объединяются эти басни?

-Зеркалом

???Какую роль в этих баснях играет зеркало?

- В них отражаются герои басни, они видят себя в этих зеркалах.

-Что такое зеркало-?

- Зеркало – плоскость, отражающая свет и того, кто в это зеркало смотрится.

-Почему символом урока сегодня является зеркало?

Басня – то же зеркало, в ней отразились недостатки человечества.

Эксперимент. Посмотритесь в зеркало, состройте ужасные, смешные «рожицы»: что вы видите в зеркале: что-то смешное, уродливое, некрасивое. Замрите!! Что надо сделать, чтобы в зеркале вы теперь увидели что-то красивое, милое, с умным выражением лица. Измениться!!!

- То есть , если басня зеркало, то она может помочь нам …..

-измениться, стать лучше, добрее, умнее и т.д.

Учебная ситуация. Басни С.Михалкова – зеркало нашего класса.

Вот пишешь про зверей, про птиц, и насекомых

А попадаешь всё в знакомых… (Басня «Соловей и Ворона»)


Вы готовились к нашему уроку. Читали басни С.Михалкова, подбирали те басни, которые рассказывают нам о наших недостатках. Итогом вашей работы должно стать представление тех басен), которые станут нашим зеркалом.

1 группа Инсценирование басни + анализ (возможен сначала литературный эксперимент –восстановить пропуски слов???)

Басня Аисты и лягушки

Поспорила Лягушка с Аистом:
- Кто красивее?
- Я! - уверенно сказал Аист. - Посмотри, какие у меня красивые ноги!
- Зато у меня их четыре, а у тебя только две! - возразила Лягушка.
- Да, у меня только две ноги, - сказал Аист, - но они у меня длинные!
- А я квакать умею, а ты нет!
- А я летаю, а ты только прыгаешь!
- Летаешь, а нырять не можешь!
- А у меня есть клюв!
- Подумаешь, клюв! На что он нужен?!
- А вот на что! - рассердился Аист и... проглотил Лягушку.
Не зря говорят, что аисты глотают лягушек, чтобы понапрасну с ними не
спорить.

Басня Аисты и лягушки - анализ

Сергей Михалков славился своим острым языком и необыкновенным чувством юмора. Насмотревшись на извечные препирания людей, на пустые бесполезные споры, решил описать это явление в одной из своих кратких басен. У него прекрасно это получилось, ведь со стороны сразу становится ясно, как глупы эти споры и препирания, и что итогом таких споров может быть совершенно неожиданным. Мы считаем, что побеждает в таком споре самый умный.



2 группа

Басня Не стоит благодарности

Тащил на себе как-то раз Медведь огромное бревно. Замучился, присел на пенек передохнуть.
- Тяжелое небось бревно-то? - спросил молодой Кабан, что неподалеку грелся на солнышке.
- Ох, и тяжелое! - ответил Медведь, отдуваясь.
- И далеко еще тащить?
- До самого леса.
- В такую-то жару! Поди, умаялся?
- И не спрашивай!
- Такое бревно вдвоем бы тащить!
- Ясное дело - вдвоем бы сподручнее было!
- Ну, я пошел! - сказал Кабан, поднимаясь. Желаю удачи! Смотри не надорвись!
- Спасибо, - вздохнул Медведь.
- Не за что! - ответил Кабан.

Басня Не стоит благодарности - анализ

Михалков часто говорил и писал о людях, которые вокруг себя никого не замечают и не желают помочь при необходимости окружающим. В этой короткой басне Медведь символизирует трудолюбивого человека, который вне зависимости от усталости делает то, что требуется. Кабан же наоборот, человека, который наблюдает, как человек трудится, видит, как ему тяжело, но не предлагает помощи. Обидно, что Кабан не только не предлагает помощи, но и рассуждает так, как будто он вот сейчас поможет: «вдвоём бы тащить», но потом уходить. Эта басня про тех, кто в трудной ситуации не хочет придти на выручку, даже если у него есть такая возможность.


3 группа

СЛОН-ЖИВОПИСЕЦ



Слон-живописец написал пейзаж,

Но раньше, чем послать его на вернисаж,

Он пригласил друзей взглянуть на полотно:

Что, если вдруг не удалось оно?

Вниманием гостей художник наш польщен!

Какую критику сейчас услышит он?

Не будет ли жесток звериный суд?

Низвергнут? Или вознесут?


Ценители пришли. Картину Слон открыл.

Кто дальше встал, кто подошел поближе.

"Ну, что же, - начал Крокодил, -

Пейзаж хорош! Но Нила я не вижу..." -

"Что Нила нет, в том нет большой беды! -

Сказал Тюлень. - Но где снега? Где льды?" -

"Позвольте! - удивился Крот. -

Есть кое-что важней, чем лед!

Забыл художник огород". -

"Хрю-хрю, - прохрюкала Свинья, -

Картина удалась, друзья!

Но с точки зренья нас, свиней,

Должны быть желуди на ней".

Все пожеланья принял Слон.

Опять за краски взялся он

И всем друзьям по мере сил

Слоновьей кистью угодил,

Изобразив снега, и лед,

И Нил, и дуб, и огород,

И даже - мед!

(На случай, если вдруг Медведь

Придет картину посмотреть...)


Картина у Слона готова,

Друзей созвал художник снова.

Взглянули гости на пейзаж

И прошептали: "Ералаш!"


x x x



Мой друг! Не будь таким Слоном:

Советам следуй, но с умом!

На всех друзей не угодишь,

Себе же только навредишь.




Великолепный образец басенного творчества.  Сергея Михалкова – «Слон и живописец». Читая ее, на ум приходит блестящая русская пословица: «На каждый роток не накинешь платок». Да и если прислушиваться к мнению каждого, то только себе и навредишь.



4 группа

4 группа выпустила стенгазету «Зеркало», куда включила ряд басен С.Михалкова, отражающих наши недостатки.

Вы заранее прочитали басни, которые ребята отобрали. Смайлики означают, что в той или иной басне вы узнали себя.

В какой басне вы себя узнали?

«Кто эту басню с толком прочитает,

Тот, может, и поймёт, чего нам не хватает…» (Басня «Тропа»)



Учебная ситуация. Рефлексия.

Чем вам понравились басни С.Михалкова, которые вы прочитали в ходе подготовки к уроку?

Что понравилось и запомнилось на уроке?

С какими желаниями и размышлениями вы покидаете урок?





Мораль сей басни такова: читайте басни, смейтесь над собой и становитесь мудрее, человечнее, дальновиднее






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!