Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации» (МАОУ ДПО ИПК)
ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Системно-деятельностный подход на уроке математики по теме:
«Вычитание вида 60-24».
(УМК «Школа России 2 класс).
Выполнил: Трифанюк Татьяна Евгеньевна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №60».
Новокузнецк, 2017г.
Оглавление
I. Введение 3
II. Содержание 5
III. Заключение 9
IV.Список литературы 10
I. Введение Современному обществу требуются образованные люди, не столько вооружённые знаниями, сколько умеющие их добывать, приобретать по мере возникновения потребности при решении проблем, применять знания в любой ситуации.
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает совокупность приёмов, способов организации рассмотрении объекта, как целостного множества элементов в совокупности отношений и связи между ними.
Сущность системно-деятельностного подхода проявляется в формировании личности ученика и продвижении его в развитии не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».
Системно – деятельностный подход к обучению предполагает наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить). Из пассивного потребителя знаний учащийся становится активным субъектом образовательной деятельности. Категория деятельности при таком подходе к обучению является фундаментальной и смыслообразующей всего процесса обучения. На уроках учитель организует поиски учащимися знаний, решений; управляет этими поисками, развивая познавательную деятельность учащихся; учит учиться. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.
Для построения образовательного процесса, отвечающим всем данным требованиям, педагогу крайне необходимы конкретные, знания ФГОС и умения их реализовать в практике.
Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получает знания не в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
Предмет (математика) помогает реализовывать данные задачи:
обеспечение интеллектуального развития младших школьников: формирование основ логико-математического мышления, овладение учащимися математической речью, для обоснования получаемых результатов решения учебных задач;
предоставление основ начальных математических знаний и формирование соответствующих умений у младших школьников: решать учебные и практические задачи; вести поиск информации (фактов, сходств, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации математических объектов); применять алгоритмы арифметических действий для вычислений;
реализация воспитательного аспекта обучения: воспитание потребности узнавать новое, расширять свои знания, проявлять интерес к знаниямматематикой. Приобрести привычку доводить начатую работу до конца,получать удовлетворение и от правильно и хорошо выполненной работы, уметь обнаруживать и оценивать красоту и изящество математических методов, решений, образов.
В данной творческой разработке представлена работа по реализации системно-деятельностного подхода. «Математика» (2 класс) по программе «Школа России».
II. Содержание Цели урока:
познакомить учащихся с приёмом вычислений числовых выражений вида 60-24, на основе имеющихся у них знаний;
совершенствовать вычислительные навыки и умения решать задачи, сравнивать величины;
развивать логическое мышление и познавательную активность.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
I. Организация деятельности учащихся.
II. Актуализация знаний
2.2 Устный счёт. Подготовка к изучению нового материала.
-Как называются числа при вычитании?
- Найдите разность чисел.
Уменьшаемое | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 |
Вычитаемое | 1 | 4 | 3 | 8 | 7 | 2 | 5 | 9 | 6 |
Разность | | | | | | | | | |
Игра «Весёлый мяч»
70-10 60+20 80-60
20-20 50-40 40-30
90-50 10+30 70-40
- Разложите двузначные на сумму разрядных слагаемых: 43, 24, 87, 65,92.
- Молодцы! Справились со всеми заданиями!
- Открыли тетради. Записали число, Классная работа.
- Какое сегодня число?
- Вычтите из него 6 и прибавьте 40.
- Какое число получилось?
- Что вы можете сказать об этом числе?
- Пропишите число 60.
2.2.Самоопределение к деятельности.
- Возьмите карточки и найдите значение выражений.
46-30 76-5 60-24
- Ребята, у кого возникло затруднение?
- Все справились с заданием? (нет)
- В каком примере допустили ошибку? (60-24)
- Почему возникло затруднение? (мы не умеем из круглого десятка вычитать двузначное число)
2.3. Определение темы и постановка цели урока.
-Кто догадался, какая будет тема урока? (вычитание вида 60-24)
- Какую цель поставим перед собой? Чему будем учиться? (ответы детей).
-Правильно. Сегодня на уроке мы разберём новый приём вычислений. Будем учиться вычитать из круглого десятка двузначное число.
III. Открытие нового способа действия.
Откройте учебник с. 62. Рассмотрите рисунок и выражения, записанные под ним.
- Нам нужно из числа 60 вычесть 24. Число 60 – это 6 десятков, а двузначное число 24 представим в виде суммы разрядных слагаемых 24=20+4.
- Какое правило применяем при вычитании двузначных чисел?
- Мы знаем правило, что из десятков вычитают десятки.
- Поэтому сначала из числа 60 мы вычтем 2 дес. и осталось вычесть 4ед. Мы уже умеем из круглого числа вычитать однозначное. 1дес. представим в виде 10 ед. из 10 ед. вычесть 4 ед. мы, конечно, с вами можем. Посмотрите, что же у нас осталось. У нас осталось 3дес. и 6 ед. Какое это число? Это число 36. Значит, из 60 вычесть 24 останется 36.
- Теперь составим алгоритм наших действий.
60-24=60-(20+4)=60-20-4=40-4=36
60-24=36
20 4
- А теперь нужно из 70-43= 27; 30-23=17
40 3
- Молодцы!
IV. Физкультминутка.
V. Закрепление.
- А теперь потренируемся и выясним, насколько вы поняли, как из круглого двузначного числа вычесть двузначное не круглое.
- Будьте уверены у вас всё получится!
- Учебник с.62 № 2.
- Молодцы! Я вижу, что вы поняли? как применять данный приём вычисления. На следующем уроке мы будем отрабатывать это умение.
-А теперь попробуем применить наши знания при решении задачи.
Работа по карточкам.
-Прочитайте задачу на карточке.
За субботу Матроскин надоил от коровы 16 литров молока, а за воскресенье 14 литров. На базар отвёз 18 литров. Сколько литров осталось у кота? |
-Прочтите вслух и расскажите, как запомнили.
-Что известно?
-Что неизвестно?
-Что нужно узнать?
-Какие числовые данные есть?
-Что они обозначают?
-Какое слово-подсказка есть в вопросе задачи для записи опорных слов? (Осталось)
-Назовите наименование каждого числового данного? (литры – л без точки).
-Выберите подходящее условие. Объясните свой выбор.
Было-18 л и 16 л Отвёз-14 л Осталось-? л | Было-16 л и 14 л Отвёз-18 л Осталось-? л |
Было-18 л и 16 л Отвёз- ?л Осталось-14 л |
-Задача простая или составная? Почему так думаете?
- Можно ли сразу узнать, сколько литров молока осталось? Почему?
-Что сначала узнаем (1действ.)? Что потом(2действ.)?
……………………(л) - было
……………………(л)- осталось.
Условие не записываем. Решите самостоятельно задачу.
Можно составить ещё и выражение к задаче.
Проверка задачи с доски.
16+14=30 (л)-было
30-18=12 (л)- осталось. Как считали? (по частям)
(16+14)-18=12
Ответ: 12литров.
- Кто составил выражение, прочтите его «математическим языком».
(Из суммы чисел 16 и14 вычесть 18 равно12.)
- Прочтите ответ.
-В каком действии нам встретился новый вычислительный приём.
(Во втором:30-18.)
- Как вычитали? (По частям)
VI. Контроль.
Разноуровневая самостоятельная работа.
Высокий уровень.
50-27=
Средний уровень
50-27=
Низкий уровень
50 - 27=
20 7
Проверка учителем.
Оценка работы класса и отдельных учащихся.
VII. Подведение итогов урока.
- Ребята, мы сегодня с вами замечательно поработали.
- Какой приём вычисления узнали?
- Какую цель ставили вначале урока? Достигли ли вы цели?
Отметки.
VIII. Рефлексия
- А теперь я хочу, чтобы вы оценили свою деятельность на уроке.
- Старался, у меня всё получилось! - зелёная фишка; Старался, но были ошибки! – жёлтая; У меня не получилось, но я буду стараться! – красная.
IX. Домашняя работа (задания по выбору).
Учебник, стр. 62 №2 (2 строчка) №3 (1 задача) или
Учебник, стр. 62 №2 (2 строчка), составить задачу на новый приём вычислений, записать её решение в тетрадь
III. Заключение Урок, представленный в данной творческой разработке, направлен на создание условий для организации наблюдения за приёмами сложения двузначных чисел, формирования умения применять алгоритм сложения. Способствовать овладению письменным приёмом сложения двузначных чисел с переходом через десяток.
Ученикам класса была предоставлена возможность совместно с учителем найти способ вычитания из круглого двузначного числа двузначное не круглое.
Активное включение ученика в учебно-познавательную деятельность, обеспечение диалогического общения между учителем и учениками в процессе добывания новых знаний позволило в максимальной степени достигнуть цели урока, сделать его интересным, деятельностным, соответствующим новым требованиям к обучению.
Задания были подобраны с учётом возрастных особенностей учащихся, направленные на развитие основных мыслительных операций: умения сравнивать, анализировать, делать выводы, находить закономерности, рассуждать.
Проектируя урок в системно – деятельностном подходе я для себя поняла, что необходимо соблюдать этапы урока, организовывать учебную ситуацию, в которой учащиеся вовлекаются в активную познавательную деятельность, где определяют цели и задачи, работают в самостоятельном поиске, обобщают и делают выводы.
IV.Список литературы 1. Анащенкова, С. В. Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы \ С. В. Анащенкова, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. – Москва: Просвещение, 2011.
2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли [Текст] : пособие для учителя/ А.Г.Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А.Володарская [и др.] / под ред. А.Г.Асмолова. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 152 с.
3. Моро, М.И. Математика [Текст] : Учебник: 2 класс: В 2ч. / М.И. Моро, С.И Волкова, С.В Степанов / – М. : Просвещение, 2014. – Ч.1 – 62с.
4. Поурочные разработки по математике: 2 класс [Текст] : учебно - методическое пособие урока/ под общей ред. Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко; – М. : Издательство «Вако», 2011. – 464с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
13