СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческий отчет-2009 о работе по учебно-методической проблеме "Учение с увлечением"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе представлен материал, освещающий направления работы учителя по реализации учебно-методической проблемы

Просмотр содержимого документа
«Творческий отчет-2009 о работе по учебно-методической проблеме "Учение с увлечением"»






Творческий отчет











Подготовил

учитель начальных классов

ООШ №19

Чумаченко Г.Г.









Проблема, над которой я работаю – это «Учение с увлечением», т.е. совершенствование форм и методов организации учебно-воспитательного процесса с целью развития интереса к учебе и к овладению знаниями вообще.

Решая эту проблему, я строю свою работу на сотрудничестве с детьми и их родителями, взаимопонимании и уважении друг к другу, вырабатываю у учащихся коммуникативные способности, построенные на умении вести диалог, находить мирное решение в создавшейся ситуации, взаимопомощи и взаимоподдержки между детьми, умение радоваться любой, даже самой маленькой победе каждого.

В оптимизации учебно-воспитательного процесса мне помогает:

1) мое рабочее место – оптимальная его организация, т.е. «все под рукой» - и наглядность, дидактический и раздаточный материал, ТСО, учебники, программы;

2) организация рабочего места ученика (досточки по математике, учебные принадлежности, папки для уроков труда, рисования, спортивная форма, спортивный инвентарь);

3) и самое главное – созданный учебный кабинет, где созданы условия

- для организации индивидуального и дифференцированного обучения;

- реализации практической и творческой деятельности учащихся;

- организации работы кружков;

- проведения заседаний М/О – обмен опытом с учителями школы и школ города;

- индивидуальной подготовки к урокам и повышения научно-методического уровня.

Кроме того, в повышении научно-методического уровня мне помогает участие в городских и областных семинарах, посещение открытых уроков, работа с периодической методической литературой, изучение методических пособий.

Изучив индивидуальные возрастные, психологические особенности детей, социальную среду, в которой они находятся, строю свою работу на основе гибкого адаптивного управления детьми, т.е. преломляя проблему школы, ввожу в практику работы дифференциацию и индивидуализацию обучения. В этом мне помогает дидактический и раздаточный материал (как типографский, так и созданный своими руками и с помощью родителей).


«Только тот способ преподавания правильный, которым довольны дети» (Л.Толстой)

Поэтому проблема, над которой я работаю в течение нескольких лет это «Учение с увлечением».

Я считаю, что с первых дней пребывания в школе, ребенок должен понять, что учеба – не скучное занятие, «обязаловка», а увлекательное путешествие в мир знаний, ежедневное познание нового, необычного, удивительного.

В основу своей работы я положила такие идеи:

1) Обучение должно быть счастливым, интересным, ярким, эмоциональным, образным. «Нудные уроки только и могут, что вызвать ненависть к преподавателю и к тому, что преподается» (Ж.Ж.Руссо)

2) Урок – это радуга, поддерживающая познавательный огонек интереса.

(В украинском языке: райдуга, веселка – т.е. «учиться надо весело, чтоб хорошо учиться» - песня)

3) Относительно ученика – каждый ученик должен почувствовать, ощутить радость творчества, увидеть в красоте мира доброту и сердечность, духовное благородство и на основе этого открыть прекрасное в себе.

Уверена, что каждый урок может вызвать чувство радости, восхищения, если творчески использовать на нем педагогические достижения классиков, элементы передового педагогического опыта.

В своей работе я использую элементы следующих методик:

1) опережающее обучение, проблемное;

2) методики обучения скорочтению Зайцева и Федоренко (динамическое чтение);

3) методики Лысенковой и Потаповой.

В работу ввожу интегрированные уроки, инновационные технологии.

Конечно, уроки украинского языка и чтения базисные в дальнейшем развитии личности. Поэтому, хотелось бы остановиться именно на этих предметах.

В.А.Сухомлинский подчеркивал, что ребенок до 12 лет мыслит образами, звуками, красками, и именно поэтому образное мышление – это обязательный микровозрастной этап, необходимый для перехода к мышлению понятийному. Нужно всегда помнить, что дети воспринимают окружающий мир не только умом, но и сердцем. Поэтому работу над фонетикой я провожу с помощью звуковых схем-ротиков в форме игры. Это позволяет детям проводить звуковой не простыми абстрактными понятиями, а в виде игры с жителями страны Фонетики.

А когда у ребенка в совершенстве развит фонематический слух, он будет допускать на письме меньше ошибок.

Важное направление работы с учащимися начальных классов – совершенствование звукопроизношения, развитие разных сторон речевого слуха, что способствует успешному аудированию и правильному говорению.

На помощь мне приходят скороговорки. Но, согласно исследованиям ученых, речевой аппарат ребенка напрямую связан с развитием мелкой моторики рук. Поэтому работа над скороговорками сопровождается укреплением мышц пальцев и кистей рук. Поэтому в начале уроков чтения, письма, математики провожу гимнастику для рук («Пальчиковая гимнастика») в сопровождении скогороворок или маленьких стихотворений.

Кроме того, у 6-леток несовершенно сформированы органы речи – недостатки логопедические. Поэтому в урок включаю чистоговорки.

Наварили смакоти –

Будем їсти я і ти.

А сороки і ворони

Будуть їсти макарони.

Шепче вітер: ша-ша-ша,

  • Шубку білочка знайшла.

Шелестить трава похила:

  • Шубку білочка купила.

Очень нравятся детям упражнения на проговаривание с ускорением.

Резиновую Зину купили в магазине,

Резиновую Зину в корзине принесли.

Она была разиня – резиновая Зина –

Упала из корзины, измазалась в грязи.

Принципиально важно с первых шагов формирования начального навыка чтения отработать у учащихся правильный набор зрительно воспринимаемых ориентиров. В этом мне помогают системы обучения чтении. В.Зайцева, В.Эдигея, анаграммы и т.д. в работе я использую индивидуальные папки «Читай швидко», «Читай швидко – 2».

Что такое цифры и буквы? Просто знаки. Их так много, они так похожи друг на друга! Как сделать так, чтобы дети их запомнили и не путали? И тогда они оживают, превращаются в наших друзей. А друзей «знают» в лицо и не путают.

(Демонстрация таблиц «Узнай букву», «Узнай цифру»)

Я уверена: знания станут глубокими лишь тогда, когда они будут многократно повторены, постоянно будут «на слуху» у ребят.

Именно этот принцип я осуществляю во время проведения устного счета на математике и словарной работы, минутки каллиграфии на уроках языка.

Каллиграфия

- списать, вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы;

- звукобуквенный анализ отрывка, употребление буквосочетаний дз, дж, йо, ьо, [у];

- характеристика предложения по цели высказывания, по интонации;

- синтаксический разбор предложения;

- морфологический разбор слов данного предложения.

С первых дней пребывания детей в школе работаю над развитием речи учащихся. Опыт работы подсказывает, что нужна гибкая, последовательная, постоянная работа над словом, которая планируется на каждый урок. Причем, активная учебная работа учащихся.

1. Угадай цвет слова

Бабочка – радужно-красная, пятнистая, разноцветно-веселая.

2. Отыщи интересные слова

Острые – елка, сосулька, крапива, носорог.

3. Подбери ласковые слова

Дощик – сріблястик, краплистик, плакусик.

4. На что похоже?

Подснежник – бабочка на снегу, ребенок весны.

5. Пожалей за что-нибудь

Небо – плаче дощем, терпить хмари, його б’є град, літаки задимлюють.

6. Повторение слов

Повар посолил суп солью.

7. Выбор местоимения

Кошка Мурка увидела собаку. Она бросилась бежать.

8. Подбор синонимов

9. Коли так говорять?

Наиболее распространенным видом лексико орфографических упражнений остаються диктанты, которые можно рассматривать и как обучающий, и как контролирующий вид работы над трудными словами. (Это и зрительный, картинный, выборочный и т.д.)

Хотела бы остановиться на нетрадиционных формах проведения словарных диктантов. Анализируя содержание Программ по русскому и украинскому языкам, учителя начальных классов знают, как трудно при минимальном количестве часов научить школьников грамотно писать. Самая трудная тема грамматики – это безударные гласные (в корне слова, в приставках, окончаниях имен существительных, имен прилагательных, глаголов).

На ее основе строится грамотность ученика. Научить видеть эту орфограмму в слове, выработать потребность в самоконтроле, навык постоянной проверки в правильности написания слов с безударными гласными в тексте – вот основная задача учителя. Лишь систематическая работа над орфографией на каждом уроке даст положительные результаты.

Где взять на это время? Ведь так много хочется вложить в эти короткие 40 минут урока. В ходе своей работы я пришла к выводу: знания о правописании можно закрепить не только в ходе выполнения письменных упражнений. Можно проводить словарные диктанты и с помощью «блокнотов-помощников». Во время диктанта ученики выделяют услышанную орфограмму и «сигнализируют» учителю. В результате я вижу, кто из учеников не усвоил материал, что дает возможность сразу же отрабатывать навык проверки орфограммы или применения правила написания, определения грамматических признаков той или иной части речи.

Обучение чтению - многоаспектный процесс усвоения и осознания прочитанного, связанный со многими трудностями. Поэтому для более быстрого формирования именно навыка чтения и понимания прочитанного, я развиваю восприятие прочитанного текста и устную речь, вводя в урок систему специальных упражнений.

1. Попробуй сократить данное предложение

Восени часто йдуть заливні дощі.

Восени часто йдуть дощі.

Восени йдуть дощі.

Йдуть дощі.

2. Переставь слова в предложении

Сьогодні вранці Ніна пішла до школи.

Ніна сьогодні вранці пішла до школи.

Вранці сьогодні пішла Ніна до школи.

До школи пішла сьогодні вранці Ніна.

3. Упражнения на понимание содержания

Влітку Миколка катався на ковзанах.

Жабенятко розкрило парасольку, бо пішов дощ.

Дід узяв пилку і пішов до лісу зрубати дерево.

Данными упражнениями усиливается внимание к тексту, умение точно, в соответствии к замыслу строить высказывание, осознанно употребляя то или иное слово.

Важно, чтобы ребенок не только запоминал предложения, текст, замечал неточности, но и мог привести факты и суждения для подтверждения правильности своих мыслей.

4. Так или нет?

У сосновому лісі ми збирали моркву.

Взимку кури відлітають в теплі краї.

Подорожник – це корисна лікувальна рослина.


Естественно, что любая работа требует контроля и коррекции знаний. Поэтому примерно 1 раз в месяц осуществляю мониторинг знаний по математике с помощью «полосок» с 15 примерами, которые ученик должен решить за 3 минуты для того, чтобы выявить причины отставания или отметить «проблески» успеха учащихся и вести коррекционную работу (с учащимися и их родителями). Со слабыми - после урока. Для сильных детей – даю творческие опережающие задания. Иногда поощряю их – за отличную работу на уроке освобождаю от домашних заданий.


Чего я добилась.

1. Дети говорят (анализируют, сопоставляют, доказывают, умеют делать выводы, дают самооценку и взаимооценивают)

2. Выработано взаимопонимание и взаимоуважение.

3. Умеют сотрудничать: ученик – ученик, ученик – учитель.

4. Развивают идею.

5. Идет выработка умений анализа и самоанализа.

Естественно, что на этом работа не заканчивается. В моем классе из 28 учеников –

17-18 – учатся на высоком и достаточном уровне

4 ученика – с низкими учебными возможностями

6-7 – средние учебные возможности.

Поэтому предстоит работа над созданием разноуровневого материала, для чего требуется время, индивидуальных и дифференцированных заданий; изготовлением схем и опор, изучением ППО учителей города и Украины, повышением самообразования.





Скачать

© 2017 95 2

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!