СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ НАУМЕНКО ЛЮДМИЛЫ АНАТОЛЬЕВНЫ по теме :« Развитие творческого потенциала студентов через учебную и внеклассную формы работы»

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Введение.

 

Развитие цивилизации само собой не делает человека духовно-нравственным. Преодоление кризиса культуры неизбежно приведет к поиску путей развития тенденции - предпочтение духовных ценностей материальным.

Стабильное и устойчивое социальное развитие государства основано на стремлении к лучшему использованию человеческих активов, когда личность  становится не только трудовой единицей, но и полноценным членом общества, гражданином страны.

Ведь наши выпускники  в будущем станут управлять страной, принимать ответственные решения во всех сферах человеческой деятельности. От того, как мы сегодня осуществляем обучение и воспитание, что вкладываем в умы и души, зависит планетарное состояние безопасности.

Задачи:

- анализ  проблем, связанных с содержательной стороной учебной деятельности: представление деятельности педагога  по созданию  условий для формирования ценностной структуры  специалиста, как многомерной составляющей культуры социума, обеспечивающей становление здоровой, безопасной, социализированной личности;

- установление причинно-следственных связей между результатом обучения и условиями их достижения по дисциплинам «Основы безопасности жизнедеятельности», « Экология», « Краеведение», « География» и « Экологические основы природопользования»;

Теоретико-методологическое обоснование моего исследования основано на работах Акимовой Л.А., Белкина А.С., И.Т. Фролова, Ю.Л. Воробьева, С. Кукушкиной, И.А. Колесниковой, Е.В. Титовой. 

Просмотр содержимого документа
«ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ НАУМЕНКО ЛЮДМИЛЫ АНАТОЛЬЕВНЫ по теме :« Развитие творческого потенциала студентов через учебную и внеклассную формы работы»»

14




Министерство образования и науки Хабаровского края

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Дальневосточный техникум геодезии и картографии (ДВТГиК)»















ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

Науменко Людмилы Анатольевны



по теме :« Развитие творческого потенциала студентов через учебную и внеклассную формы работы»















Хабаровск 2016 г.







Введение.


Развитие цивилизации само собой не делает человека духовно-нравственным. Преодоление кризиса культуры неизбежно приведет к поиску путей развития тенденции - предпочтение духовных ценностей материальным.

Стабильное и устойчивое социальное развитие государства основано на стремлении к лучшему использованию человеческих активов, когда личность становится не только трудовой единицей, но и полноценным членом общества, гражданином страны.

Ведь наши выпускники в будущем станут управлять страной, принимать ответственные решения во всех сферах человеческой деятельности. От того, как мы сегодня осуществляем обучение и воспитание, что вкладываем в умы и души, зависит планетарное состояние безопасности.

Задачи:

- анализ проблем, связанных с содержательной стороной учебной деятельности: представление деятельности педагога по созданию условий для формирования ценностной структуры специалиста, как многомерной составляющей культуры социума, обеспечивающей становление здоровой, безопасной, социализированной личности;

- установление причинно-следственных связей между результатом обучения и условиями их достижения по дисциплинам «Основы безопасности жизнедеятельности», « Экология», « Краеведение», « География» и « Экологические основы природопользования»;

Теоретико-методологическое обоснование моего исследования основано на работах Акимовой Л.А., Белкина А.С., И.Т. Фролова, Ю.Л. Воробьева, С. Кукушкиной, И.А. Колесниковой, Е.В. Титовой.

Диапазон опыта охватывает систему занятий по дисциплинам «Основы безопасности жизнедеятельности», «Экологические основы природопользования», « Экология», « Краеведение», « География» и руководство волонтерским отрядом « Щит» в течении 10 лет, занятия кружка «Русские соколы», внеучебную деятельность по проведению мероприятий по духовно- нравственному, патриотическому, трудовому, семейному воспитанию; внеучебную деятельность по профилактике вредных привычек и формированию здорового образа жизни, партнёрство с Хабаровской краевой общественной организацией «Мы против курения в общественных местах», с КГКУ «Краевой центр социального здоровья и воспитания» с МКУ « Городской центр по организации досуга детей и молодежи».

Опираясь на педагогические принципы человекосообразности, культуросообразности, нормосообразности, получаю возможность оценивать и регулировать деятельность не только с прагматической (успешность/неуспешность, полнота/частичность достигнутых результатов), но и с ценностно-смысловой позиции, определять, насколько правомерно с точки зрения «исповедуемых принципов сложившееся в деятельности соотношение между мотивами и целями, целями и средствами их достижения» (Б.С. Братусь). Одним из важнейших принципов в опыте считаю принцип положительной мотивации и благоприятного эмоционального климата обучения (В.И. Загвязинский).

При изучении дисциплин «Основы безопасности жизнедеятельности», « Экологические основы природопользования», « Экология», « Краеведение», и « География» уместны нетрадиционные педагогические приемы, методы, формы. Именно этим отличаются уроки по данным дисциплинам от классического, традиционного, стандартного. Это устойчивое мнение, встречающее в трудах, отражающих методику преподавания дисциплин , в собственной практике «разбавляются» уроками-беседами, направленными на решение задач по умению выстраивать в противоречивых и изменчивых социальных условиях праксиологические программы профессионального поведения, профессиональной позиции; уроки-практики по анализу жизненных ситуаций в условиях неопределенности; уроки- тренинги, направленные на практическую отработку навыков и умений, необходимых в повседневной деятельности.

В силу вероятностного характера любой профессиональной деятельности и вариативности поведения человека в разных обстоятельствах невозможно дать раз и навсегда универсальный рецепт, указывающий, что именно, в каком конкретном случае следует сделать и предпринять. Однако на занятиях стремлюсь дать методологические и методические ориентиры для будущих специалистов.

Новизна опыта базируется на системном подходе к организации процесса обучения по преподаваемым мною дисциплинам, ориентированным на решение важнейших задач дисциплин – формирование профессиональных компетенций. Анализ учебной литературы, программ обучения, стандартов выявляет отставание содержания и требований к знаниям и умениям студентов. Поэтому, используя системный подход в обучении, материалы разнообразной литературы, интернета, инновационные технологии, стремлюсь реализовать содержание стандарта на основе реалий современного мира.

Совокупность неустанного поиска преподавателем новых педагогических идей, знаний, умения ориентироваться в современном мире, взаимодействовать с окружающей средой – все это дает возможность обновления опыта.

Таким образом, проблемы, возникающие в процессе достижения цели – формированию профессиональной культуры специалиста главным образом лежат в оздоровлении духовно-нравственного облика молодого человека;

  • стратегия деятельности преподавателя состоит в создании условий для формирования профессиональной культуры будущего молодого специалиста через системный подход к обучении;

На занятиях применяю интерактивные методики (работа в группах), связанные с развитием умственных и творческих способностей, внимания, сообразительности , т.е. тех качеств, которые помогают людям с честью выходить из «нестандартных», казалось бы, безнадежных, чрезвычайных ситуаций.

Сегодня работодатель предъявляет требования не только к уровню профессиональных знаний, но и к уровню развития общих компетенций.

Например, будущий специалист должен:

  • понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

  • самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием;

  • ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

Это непростые требования к специалисту, и это далеко не весь перечень. Как человеку, особенно молодому специалисту, не растеряться, не разочароваться? Как преодолеть возникающие трудности и научиться в дальнейшем уметь преодолевать их?

Стремление к быстрому карьерному росту основывается на умении вырабатывать собственную стратегию профессиональной деятельности; к достижению высокого социального статуса – через профессиональную мобильность; ценности собственности, имущественного положения – через инициативу, предприимчивость.

Попробовать собственные силы через работу в творческих объединениях в целях развития общих компетенций будущего специалиста – это одно из направлений деятельности коллектива техникума.


Научно-исследовательская работа

Это одна из важнейших форм учебного процесса. Исследовательской работой занимаются все студенты: написание рефератов, курсовых и дипломных работ невозможно без проведения каких-то исследований, в ходе которых студент развивает творческое мышление, ответственность и умение отстаивать свою точку зрения.

Цель деятельности преподавателя- не заставить студентов запомнить учебный материал и потом его пересказать – а научить учиться, чтобы в течение всей жизни уметь самостоятельно обновлять собственный запас знаний.

Главное назначение научно-исследовательской работы – овладение основными приемами научного анализа; приобретение методических навыков обращения с научной литературой; применение на практике первоначальных теоретических знаний; развитие навыка самостоятельной работы студентов.

Эти сложные задачи можно решить при помощи студенческого научного общества. Всю научно- исследовательскую работу, которую выполняют студенты, можно разделить на две группы:

- работы, предусмотренные учебным планом,

- исследовательская самостоятельная работа , выполняемая во внеучебное время, участие в практических конференциях..

Предлагаемые задания для студентов стимулируют самостоятельность, активизацию мышления, что является необходимым условием для ориентации на развитие инициативы и творчества будущих специалистов.

-Организация исследовательской работы проводится в рамках проектов ( « Связь поколений», « Смайлик», « Солнышко», « Спортивная площадка»,

« Мы против курения в общественных местах», « Формирование здорового образа жизни».



Творческая защита проектов

Предлагается форма работы – творческая защита проектов.

Итак, студенты получают задание не только провести исследование по заявленной теме, но и сделать отчет-представление о проделанной работе. В процессе защиты могут быть представлены выполненные учащимся:

  • рисунки;

  • подборки фотографий;

  • компьютерные, видео и аудиозаписи;

  • таблицы;

  • схемы;

  • плакаты;

  • стенгазеты;

Таким образом, на подобных занятиях развивается одно из самых востребованных деловых качеств будущего специалиста – коммуникативная компетентность, которая складывается из аспектов:

  • информационного;

  • личностного;

  • перцептивного;

  • познавательного;

  • управленческого.

Внеучебная работа.

Приоритетная роль в формировании ценностного самосознания молодежи , духовно- этических принципов отводится внеаудиторной воспитательной деятельности.

-Развитие молодежной среды в рамках которой обеспечиваются условия для развития социальной, культурной и правовой компетенции личности, её самоопределения в социуме.

-Управление процессом профессионального самоопределения студента в техникуме.

Основу воспитания должны представлять общечеловеческие ценности, т.е. такие общие понятия, которые, став ценностными ориентирами для растущего человека, помогали бы ему сформировать характер, побуждали к высоконравственным делам и поступкам. А преподавателю они помогают выйти из состояния неопределенности, хотя бы в малой степени решить проблему идеалов, найти опору в работе и общении с молодежью. Вот эти опорные ценности воспитания:

-Земля- общий дом человечества.

-Отечество- единственная, уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, доставшаяся от его предков.

-Семья- начальная структурная единица общества, первый коллектив ребенка и естественная среда его развития.

-Труд- основа человеческого бытия.

-Знания- результат разнообразного труда и прежде всего творческого труда.

-Культура- это великое богатство, накопленное человечеством, сфера духовной и материальной жизни людей, высшее проявление творческих сил и способностей человека.

-Человек- высшая ценность, «мера всех вещей».

Чтобы превратить провозглашенное в реальные жизненные ориентиры, нужно многое сделать: от выбора воспитательной технологии до разработки критериев , показателей и исследовательских методик.


Находки, задумки и идеи, получившие свое начало на занятиях, находят свое отражение, продолжение во внеклассной работе.

В 2005 году в Дальневосточном техникуме геодезии и картографии (ДВТГиК) была разработана программа по внедрению новых форм воспитательной работы с молодежью, создан отряд для реализации программы. Мне принадлежит идея создания волонтерского отряда. Была создана доброжелательная атмосфера открытого общения подростков друг с другом и с преподавателями. Удалось зажечь огонь в сердцах ребят и вовлечь их в активную общественную жизнь. Ребята сами придумали название отряду - «ЩИТ» и сами выбрали девиз - «Не оставаться в стороне!» Целью молодежного волонтерского объединения является создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации подростков. Самореализация молодежи — это процесс активности личности в выборе социальных ценностей и норм жизни, а так же осмысление своего места в обществе. Отряд «ЩИТ» с удовольствием включился в волонтерскую деятельность.

Волонтерство — это возможность для свободной реализации подростков своих стремлений к общению, активности, познанию, взаимодействию на основе общих интересов. Атмосфера сотрудничества, равноправия, толерантности помогает подросткам ощутить собственную значимость, способствует укреплению дружбы, развитию эмпатии, создает условия для развития социальных навыков. Общество не может развиваться, не имея нравственных идеалов добра, милосердия, гуманизма. Именно такие нравственные качества воспитываются у молодежи, занимающейся волонтерской деятельностью Волонтерская деятельность отряда «Щит» наиболее ярко проявляется в социальной сфере:

-работа в детских садах №2 и №166,

-работа в социальной гостиной «Солнышко» школы №51,

-шефская помощь ветеранам Великой отечественной войны,

-пропаганда здорового образа жизни,

-организация и проведение праздников,

-экологические акции по благоустройству и озеленению.

Цель программы- развитие личностного потенциала молодых людей, чтобы в дальнейшем они могли сделать правильный жизненный выбор, добиться успеха в жизни. Программа фокусируется на формировании позитивных ценностей, таких как уверенность, ответственность за принятое решение, самостоятельность, развитие лидерских качеств, патриотизма. В рамках программы разработаны проекты:

- Проект « Создание позитивной эмоционально- безопасной атмосферы» направлен на создание условий , в которых учащиеся работают, успешно взаимодействуя, имеют возможность понимать самих себя, а также развивают способность понимать других. Атмосфера сотрудничества, равноправия, толерантности помогают студентам ощутить собственную значимость, уникальность; способствует укреплению дружбы, развитию эмпатии; создает условия для развития социальных навыков, укрепляющих взаимоотношения.

Реализация идей программы воплощается в

-проекте « Достойная смена», целью которого является:

-развитие навыков планирования, ведения занятий, ответственности, самостоятельности; повышение самооценки, развитие лидерских качеств.

Васильченко Валентина, Заводнова Вероника, Соколова Екатерина, Савченко Ульяна, Дерябина Алена, Бушинский Тихон, Чесноков Артем- вот они, наши первые лидеры. При участии в проекте волонтеры развивают в себе навыки планирования, ответственности, по словам лидеров, у них появилось больше уверенности в своих силах, повысилась самооценка. Почувствовав уверенность в своих силах, лидеры разработали

- проект « Молодые- молодым», имеет цель: поиск наиболее оптимальных форм профилактической работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся, для формирования ответственного отношения к своему здоровью как одному из главных путей достижения успеха; популяризация преимуществ здорового образа жизни.

Проект представлен в виде модели работы по формированию здорового образа жизни. Модель состоит из нескольких этапов и включает в себя на первом этапе работу со студентами нового набора, это проведение массовых информационно- просветительских мероприятий, задачей которых является привлечение внимания молодежи к сохранению своего здоровья, в том числе и репродуктивного, отказ от рискованного поведения. В техникуме традиционно проходит спортивно- интеллектуальный конкурс, станционная игра « Эрудит», на станции « Мы за здоровый образ жизни» волонтеры- старшекурсники в интерактивной форме проводят упражнения с первокурсниками. На втором этапе проводятся серии групповых тематических занятий по профилактике наркомании/табакокурения/ИППП/ВИЧ/СПИДа. Третий этап включает в себя подготовку волонтеров , желающих выполнять общественно- значимое дело по популяризации здорового стиля жизни, профилактике вредных привычек(тренинги, конкурсы социальных проектов). На четвертом этапе проходят мероприятия с участием подготовленного актива в среде сверстников по принципу «равный обучает равного».

- проект « Будущее России – здоровая молодежь» -ориентирован на пропаганду здорового образа жизни. Здоровый образ жизни- индивидуальная система ежедневного поведения человека, обеспечивающая ему физическое, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде и активное долголетие. Формирование здорового образа жизни у молодежи является важной частью учебно- воспитательного процесса, ведь здоровую личность отличает жизнерадостность, оптимизм, уверенность и стабильное эмоциональное состояние, что способствует самореализации личностного потенциала молодежи. Пропаганда здорового образа жизни включает в себя создание системы формирования здорового образа жизни для молодежи, учитывающей особенности поведения и восприятия молодежью информации (эта особенность проявляется в юношеском негативизме, отторжении ценностей взрослых и одновременно подражание взрослым привычкам, стремление выделяться из толпы и одновременно слиться с референтной группой) . Система включает в себя -разработку программ и проектов; широкое вовлечение молодежи в практики здорового образа жизни; отказ от курения, наркотиков, алкоголя; занятия физкультурой и спортом; профилактика потребления наркотиков, алкоголя, психотропных средств, табакокурения; мониторинг здоровья молодежи; повышение репродуктивных установок.

В техникуме разработана комплексная программа по профилактике наркомании, которая работает и дает результаты: регулярно проводятся мероприятия в соответствии с намеченными планами в программе, увеличивается число привлеченных студентов к реализации задуманного, растет число активистов-студентов, работающих по заданным схемам и творчески осваивающих ее.

На базе техникума были организованы научно-практические конференции «За здоровый образ жизни», на которых студенты техникума готовили доклады. Творческие работы студентов и преподавателей демонстрировались на выставке « Мы за здоровый образ жизни». На выставке были представлены рефераты, листовки, буклеты, плакаты.

Пять лет в г.Хабаровске активно проходит сотрудничество волонтерского

отряда «ЩИТ» и краевой общественной организации «Мы против курения».

Результатом такого сотрудничества являются:

-уменьшение количества водителей автобусов, курящих за рулём;

-разъяснение пассажирам о нарушении их прав, в случае если водитель автобуса курит;

-выделение сектора для некурящих на стадионе им.Ленина во время проведения футбольных матчей.



Работу волонтерского отряда «ЩИТ» неоднократно отмечали и награждали дипломами, грамотами, благодарственными письмами администрации города за вклад в развитие добровольческой деятельности в г.Хабаровске.



Использование интерактивных технологий позволило проводить мероприятия совместно с коллективами других учебных заведений Северного округа по различным направлениям, мероприятия по патриотической тематике, по нравственному воспитанию молодежи, формированию здорового образа жизни. Создание творческих групп преподавателей и студентов из разных учреждений образования позволяет вести активную внеклассную работу, формировать навыки витагенной культуры как системного образования по культуре здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.


Анализ опыта работы по проблемам воспитания показал, что это успешное направление. Реализация социальных проектов происходит через волонтерское движение.



Таковы некоторые аспекты совместной деятельности педагога и студентов в творческой области. Если не будет ярких творческих находок, постоянного поиска в решении возникающих проблем, многие из методических средств обучения останутся невыполненными. Множество идей, нереализованных в полном объеме на занятиях, получают свое развитие во внеурочное время, что способствует самореализации студентов техникума, необходимой в будущей профессиональной деятельности при достижении поставленных целей.



Заключение

Материалы, представленные преподавателем Науменко Л.А., являют собой своеобразный отчет о деятельности творческого студенческого центра. Задания, которые предлагаются студентам, направлены на развитие их творческого потенциала, а также на увеличение сфер взаимодействия учащихся и педагога. Работа студентов в группах развивает умение общаться друг с другом, на несколько отличном от обычного уровня, т.к. от них требуется поиск оптимального решения, основанного на выборе лучшего варианта ответа. Работа, начатая на занятиях, продолжается студентами дома. Итак, представленные материалы еще раз иллюстрируют необходимость креативного подхода в обучении. Активное включение студентов в творческий процесс на всех этапах образования неразрывно связано с выявлением общих приемов организации практической деятельности будущего специалиста в постоянно меняющихся условиях современной действительности. Сегодня работодатель предъявляет требования не только к уровню профессиональных знаний, но и к уровню развития общих компетенций.

Например, будущий специалист должен:

  • понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

  • самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием;

  • ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

Это непростые требования к специалисту, и это далеко не весь перечень. Как человеку, особенно молодому специалисту, не растеряться, не разочароваться? Как преодолеть возникающие трудности и научиться в дальнейшем уметь преодолевать их?

Стремление к быстрому карьерному росту основывается на умении вырабатывать собственную стратегию профессиональной деятельности; к достижению высокого социального статуса – через профессиональную мобильность; ценности собственности, имущественного положения – через инициативу, предприимчивость.

Попробовать собственные силы через работу в творческих объединениях в целях развития общих компетенций будущего специалиста – это одно из направлений деятельности коллектива техникума.




.



Заключение

В творческом отчете выявлена роль системного подхода в формировании культуры жизнедеятельности человека; педагог провел анализ содержательной части дисциплины; показал инновационные формы и методы преподавания, продуктивность деятельности.

При анализе содержательной части предмета выявилось, что некоторые аспекты, например, действия при происшествиях на транспорте и на производстве не включены в программы дисциплины. Предлагаю методики для получения знаний студентами в данной области через принцип системности обучения. Содержание программ не может быть не пересмотрено преподавателем в силу глобализации проблем современности, добавляю к требованиям стандарта организацию обучения студентов по безопасности жизнедеятельности в различных сферах человеческой деятельности. В связи с этим внедряю инновационные формы и методы работы, например, интерактивные.

Сегодня перед общественной наукой возникает проблема воплощения деятельностного творческого начала специалиста, человека, что открывает возможности формирования витагенной культуры как категории, содержащей в себе развитие умений выстраивать проекцию происходящего на перспективу событий, прогнозировать последствия, воспитывать ответственность за собственные деяния.

События, происходящие сегодня, свидетельствуют, что дальнейшее развитие цивилизации невозможно в условия междоусобиц, классовых, национальных, религиозных, других противоречий и конфликтов (в том числе отчуждения от природы). Выживание человечества зависит от объединения людей друг с другом и гармонии с собой и окружающим миром. Формирование мышления студентов в данной области предполагает помимо технических знаний по защите от опасностей и угроз общегуманитарной основы. Реализуясь в пространстве и времени, опасности угрожают и человеку, и обществу, и государству, следовательно, профилактика и защита от них – актуальнейшая проблема, в решении которой должен быть заинтересован каждый человек.

Сегодня работодатель предъявляет требования не только к уровню профессиональных знаний молодых специалистов, но и - духовной сферы.

Например, из требований заказчика к общим компетенциям выпускника техникума (специальности «Картография»), в частности, следует, что специалист должен:

- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

- самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием;

- ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

Это непростые требования, и здесь далеко не весь их перечень для специалиста, действующего в ситуациях непрерывно меняющихся условий. Как человеку, особенно молодому специалисту, не растеряться, не разочароваться, что может привести к непоправимым последствиям, зависимости, и крушению человека. Как преодолеть возникающие трудности и научиться в дальнейшем уметь преодолевать их? Здесь важен диалог об успешности деятельности, о стремлении к мастерству, основанного на формировании мышления состояния защищенности личности, общества и государства. И эти барьеры сознания студентов можно преодолевать, решая проблемы целеполагания, формирования культуры безопасности жизнедеятельности.

Литература



  1. Государственные образовательные стандарты по специальностям техникума.

  2. Федеральные государственные образовательные стандарты по специальностям техникума.

3. Е. Гаткина «Психологические травмы и самоубийства»// журнал ОБЖ № 2, 2014 г.

4. В. Мошкина «Как избежать «потрошения» //журнал ОБЖ № 7, 2011 г.

5. Компоненты культуры личности// Образование и общество» 2012, №2, с. .121-125.

6. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений//М.: «Академия», 2013 г. , 192 с.

7. Введение в философию: учебное пособие для вузов// И.Т. Фролов и др. М.: Культурная революция, Республика, 2014 г. 623 с.

8. Воробьев Ю.Л. Основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения// Под общ. ред. Ю.Л. Воробьева, М.: Деловой экспресс, 2014 г. 336 с.

9. Культурология: учебник//Под. ред. Ю. Н. Солонина, М.С. Кагана, М., 2013 г.

10. Колесникова И.А., Титова Е.В. «Педагогическая праксеология»//М.: Академия, 2015 г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!