СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческий отчёт по теме самообразования: «Использование игровых технологий при изучении морфемного состава слов в начальных классах»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В отчёте раскрывается понятие "игровые технологии", показана роль игровых технологий в изучении морфемного состава слов, реализация игровых технологий при изучении морфемного состава слов.

Просмотр содержимого документа
«Творческий отчёт по теме самообразования: «Использование игровых технологий при изучении морфемного состава слов в начальных классах»»

ПРОГРАММА

творческого отчета учителя начальных классов

Стеценко Виктории Викторовны

Тема: «Использование игровых технологий при изучении морфемного состава слов в начальных классах»

1.Введение.

2. Игровые технологии.

  • Понятие педагогических технологий.

  • Понятие игровых технологий:

-функции игровой деятельности;

-главные черты педагогических игр;

-цели игровых технологий.

3.Роль игровых технологий в изучении морфемного состава слов.

  • Задачи работы над морфемным составом слов и словообразованием.

  • Система изучения морфемного состава слов.

  • Организация игровой деятельности учащихся при знакомстве с частями слова.

4.Реализация игровых технологий при изучении морфемного состава слов.

  • Использование игр, сказок при изучении однокоренных слов и корня.

  • Использование занимательных упражнений при изучении окончания

  • Использование дидактических игр на уроках русского языка при изучении приставок, суффиксов, морфемного состава слов.

5. Заключение.

6.Литература.

7. Приложения:

  • Приложение № 1 «Персонажи игровых технологий»

  • Приложение № 2 «Наглядный материал»

  • Приложение № 3 «Конспект урока русского языка»

  • Приложение № 4 Тесты

  • Приложение № 5 Памятки

  • Приложение № 6 Таблицы
























1.Введение.

В настоящее время начальная школа находится на этапе модернизации и обновления содержания образования.

Изменились цели начального образования, основная из них – запуск механизмов самопознания, самовыражения, самореализации в учебой деятельности, обучение ребенка жизни в согласии с собой, природой, обществом. Изменение целей ведет за собой изменение содержания.

Я учу детей по программе «Школа 2100» . Эта модель начального образования построена на единых психолого-педагогических концептуальных основах. Содержание предметов в этой модели выстраивается в единой логике, которой соответствует методический аппарат всех учебников.

Назначение предмета «Русский язык» состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.

Цель курса определяется как развитие личности ребенка на основе формирования учебной деятельности средствами предмета «Русский язык».

Начальная школа закладывает основы всестороннего развития детей. Современные учебники, пособия для учителя позволяют при должной подготовке строить урок так, чтобы развивать у учащихся мышление, внимание, память, речь.

Но на протяжении своей педагогической деятельности я столкнулась с тем, что приходится помногу раз повторять учащимся один и тот же материал по грамматике и все же он остается неусвоенным.

Дети как будто знают правила, умеют их формулировать, приводят примеры, но в диктантах ошибки. В чем причина? Почему наши дети так безграмотны?

Одна из причин просматривается особенно хорошо. Мы не научили ребенка видеть опасность. Для того чтобы научить видеть, где возможная ошибка, нужна строгая научная основа преподавания. Обучение русскому языку должно держаться на трех китах: языкознание + психология + методика. Нужны знания фонологической системы русского языка, понятия фонемы и умение различать ее сильные и слабые позиции в слове. Знакомя детей с ударением, нельзя забывать, что это - первая ступенька к выработке навыка правописания безударных гласных: не чувствуя ударения, ученики не обнаруживают безударную гласную и не видят опасности. И очень важны, на мой взгляд, знания по морфемному составу слов. Эти знания позволяют школьнику целенаправленно искать орфограмму, ибо он уже заранее знает, какие именно трудности могут встретиться в приставке, какие - в корнеслова, какие - в окончании, какие - на стыке морфем.

И еще о самой главной причине безграмотности наших детей.

Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными - это мертвый груз.

Ученик на уроке читает, пишет, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Он пассивен. Конечно, что-то он усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Дети запоминают слабо, так как учеба не захватывает их. Как сделать родной язык интересным, занимательным и любимым предметом для ребенка?

Занимательность может быть задана неожиданной для учащихся постановкой или формулировкой вопроса, созданием проблемной ситуации, необычной формой урока. И наверное, каждому учителю понятно, что без игровых занятий не обойтись. Игра- это органическая форма деятельности младшего школьника. Она активизирует мышление, внимание, память, интерес к результату. И особенно коллективная игра. На каждом уроке дети с нетерпением ждут заветных слов учителя: «А теперь давайте поиграем». Но грамматическая игра- дело серьезное. И программную тему нужно повторить, и словарный запас обогатить, и наблюдения провести, и проследить, чтобы всем было интересно.

Сегодня, как никогда, широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Модернизация системы образования нацеливает на использование всех возможностей, всех ресурсов для повышения эффективности учебно- воспитательного процесса. Далеко не все педагогические ресурсы используются в сфере воспитания. К таким мало используемым средствам воспитания относится игра.

Я пришла к выводу, что моя задача состоит в том, чтобы сделать серьезные занятия для ребенка занимательными, что позволит свести до минимума всего урока утомляемость и напряжение ученика, в течении всего урока поддерживать его внимание. Решила использовать на уроках русского языка игровые технологии.


2. Игровые технологии.


2.1.Понятие педагогической технологии.

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.

  • Технология- это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

  • Педагогическая технология- совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).

  • Педагогическая технология-это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков)

  • Педагогическая технология- это содержательная техника реализации учебного процесса ( В.П. Беспалько).

  • Педагогическая технология-это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя(В.М.Монахов) и т.д.

Понятие «педагогическая технология» может быть представлена тремя аспектами:

1) научным: педагогические технологии- часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

2) процессуально0описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;

3) процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных педагогических средств.

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.


2.2.Игровые технологии.

Игровые технологии относятся к педагогическим технологиям на основе активизации деятельности учащихся.

Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.

Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.

Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.

По определению, игра- это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

- развлекательную ( это основная функция игры- развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес).

-коммуникативную : освоение диалектики общения;

-самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

-игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

-диагностическую : выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

-функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

-межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально- культурных ценностей;

-социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Большинству игр присущи четыре главные черты ( по С.А.Шмакову):

  • свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;

  • творческий, в значительной мере импровизированный, очень активный характер этой деятельности;

  • эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция и т.п.;

  • наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

В современной школе делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

-как элементы более обширной технологии;

-в качестве урока или его части;

-как технологии внеклассной работы.

Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличии от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком- четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма создается на уроке при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Цели игровых технологий таковы:

  • дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

  • воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности;

  • развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналоги, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности;

  • социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

Все следующие за дошкольным возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности ( младший школьный возраст- учебная деятельность, средний - общественно полезная, старший школьный возраст- учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс.


3.Роль игровых технологий в изучении морфемного состава слов.


3.1.Задачи работы над морфемным составом слов и словообразованием.

Прежде всего, необходимо четко представлять себе задачи изучения темы, где будет применяться игровая технология.

Тема «Состав слова» является для младших школьников трудной и вместе с тем исключительно важной.

Трудности возникают из-за того, что усвоение этой темы предполагает наличие достаточно развитого абстрактного мышления и умения наблюдать факты языка, анализировать их с тем, чтобы самостоятельно и осознанно делать выводы и обобщения.

Эта тема важна по следующим причинам.

1.Школьники овладевают одним из ведущих способов раскрытия лексического значения слов.

2.Учащиеся узнают об основном способе словообразования: новые слова создаются из тех морфем, которые уже существуют в языке, и по тем моделям, которые исторически сложились и закрепились в системе словообразования.

3.Осознание роли морфем в слове, а также семантического значения приставок и суффиксов содействуют формированию у школьников точности речи.

4.Упражнения в анализе слов по морфологическому составу и упражнения в словообразовании служат незаменимым средством развития логического мышления и речи.

5. Изучение морфемного состава слова важно для формирования орфографического навыка; только на основе усвоения теоретических знаний по составу слова и на основе анализа слов и способа их образования учащиеся начинают осознавать, почему именно так, а не иначе пишутся слова.

В период изучения темы «Состав слова» решаются задачи, имеющие большое значение для усвоения учащимися грамматических знаний и орфографических навыков. Главные из этих задач таковы:

1) в процессе целенаправленных упражнений добиться осознанного усвоения учащимися понятий морфем: корня, приставки, суффикса, окончания;

2)вооружить детей умениями и навыками анализа слов по составу: они должны уметь находить в слове определенную морфему, подбирать к данному слову однокоренные слова с разными приставками и суффиксами, отличать формы одного и того же слова от однокоренных слов;

3) довести до сознания учащихся сущность морфологического принципа нашей орфографии, который определяет правильное написание абсолютного большинства слов русского языка;

4) научить школьников сознательно пользоваться правилами написания безударных гласных, звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных; развивать орфографическую зоркость; ознакомить с правилами написания приставок, которые пишутся одинаково независимо от происхождения; научить отличать приставку от предлога;

5) в процессе словообразовательных и лексических упражнений добиваться обогащения активного словаря учащихся, а проводя упражнения творческого характера, решать задачи развития связной речи.


3.2.Система изучения морфемного состава слов.

Под системой изучения языкового материала понимается целенаправленный процесс, обеспечивающий усвоение комплекса знаний в определенной, научно обоснованной последовательности и взаимосвязи, а также формирование на основе практических умений (общеречевых, грамматических, словообразовательных, орфографических). Система определяет:

  1. место изучения морфемного состава в общей системе изучения программного материала по русскому языку;

  2. последовательность работы над понятиями корня, приставки, суффикса, окончания;

  3. взаимодействие между изучением морфемного состава и его лексического значения;

  4. связь работы над формированием навыков правописания морфем с усвоением основ знаний из области словообразования и грамматики.

При построении системы в качестве ведущих выступают следующие положения:

    • все морфемы в слове взаимосвязаны;

    • значение каждой морфемы раскрывается в составе слова;

    • изучение корня, приставки, суффикса и окончания проводится во взаимодействии;

    • сущность всех морфем раскрывается в сопоставлении друг с другом;

    • в отдельности каждая морфема изучается с семантико- словообразовательной и орфографической сторон

В системе по программе «Школа 2100» выделяются четыре этапа:

1 этап- пропедевтические словообразовательные наблюдения (1класс). Авторы программы «Школа 2100» считают, чтобы решить одну из важнейших задач курса- формирование у детей чувства языка,- необходимо обращаться к составу слова уже в первом классе, так как чувство языка связано с пониманием и чутьем к особенностям словообразования и словоизменения.

Уже в период обучения грамоте дается необходимый словообразовательный минимум: наблюдение над группами однокоренных слов позволяет детям осмыслить понятия «корень слова», «однокоренные слова», познакомиться с приставками и суффиксами. Дети наблюдают за ролью суффиксов и приставок в слове, тренируются в образовании слов с их помощью.

2 этап-знакомство с особенностями однокоренных слов и сущностью всех морфем в сопоставлении (2 класс).

Во 2 классе дается определение корня, однокоренных слов, суффикса, приставки. Систематически проводится наблюдение над однокоренными словами, подбор групп однокоренных слов и выявление признаков, по которым слова являются однокоренными ( одинаковый корень, близость слов по смыслу). Дети знакомятся с новыми суффиксами имен существительных: -ок, -ик, -тель, -ушк, -юшк, -енок, -онок, -ят, -ищ, их значениями, учатся видеть эти суффиксы в словах, образовывать слова с этими суффиксами. Также происходит знакомство с группой приставок, сходных по написанию с предлогами: с, от, за, по, про, до и др.

3этап- изучение специфики и роли в языке корня, приставок, суффиксов и окончаний; ознакомление с сущностью морфологического принципа правописания; формирование навыка правописания корней и приставок (3 класс).

В 3 классе дети знакомятся с окончанием и его функциями, усваивают определение окончания, основы слова, а также на практике постигают различие между изменением слова и образованием новых слов.

Происходит знакомство с явлением чередования согласных в корне слова, на этом материале продолжается работа с группами однокоренных слов ( наблюдение над лексическим значением однокоренных слов с чередованием согласных в корне типа дорога- дорожка- дорожный; подбор однокоренных слов). Эта работа связана с развитием орфографических умений, она ведется регулярно в течение всего года.

Кроме того, дети знакомятся с другими суффиксами и приставками, тренируются в образовании слов, в различении предлогов и приставок, в разборе по составу доступных слов, знакомятся со сложными словами.

4 этап- углубление знаний о морфемном составе слова и элементах словообразования в связи с изучением частей речи (4 класс)

В 4 классе дети продолжают наблюдение за словообразованием и слово изменением имен существительных, имен прилагательных, глаголов, личных местоимений, разбирают по составу доступные существительные, прилагательные, глаголы, тренируются в образовании этих частей речи с помощью суффиксов и приставок, в подборе однокоренных слов, относящихся к различным частям речи ( бег, бегун, бежать; краснота, красный, краснеть и т. п.).

«Состав слова» по программе «Школа 2100» сквозная тема курса русского языка. При изучении всех разделов и тем в каждом классе в качестве дополнительного задания к упражнениям предлагается наблюдение над однокоренными словами и их значениями, задания на нахождение однокоренных слов и корня в них; суффикса, приставки; на подбор однокоренных слов.

Указанная система учитывает лингвистические особенности изучаемого материала, возрастные особенности младших школьников и такие дидактические принципы, как сознательность, преемственность и перспективность обучения. От ознакомления с особенностями всех морфем учащиеся переходят к изучению каждой морфемы в отдельности, а при изучении частей речи создаются условия для углубления знаний о составе слова.


3.3.Организация игровой деятельности при знакомстве с частями слова.

Задача пропедевтической работы (1 класс) состоит в подготовке учащихся к пониманию семантической и структурной соотносимости, которая существует в языке между однокоренными словами. Специальному изучению морфемного состава слов предшествуют наблюдения над «родством» слов со стороны их смысла и состава. Наблюдения в 1 классе органически включаются в содержание изучаемого материала при возникновении необходимости раскрыть смысл слова, объяснить его написание.

Поиски ответа на вопрос: «Почему тот или иной предмет так назван?»- являются наиболее доступной для первоклассников формой подготовки к пониманию соотносимости однокоренных слов. От выяснения учащимися, почему предмет так назван, можно постепенно перейти к выяснению соотносимости в языке одного слова с другим (учебник - учить, скворец - скворечник и т.д.). При выяснении происхождения названия предмета или его признака учащиеся подводятся к установлению общности слов по смыслу и по составу. Все это помогает школьникам понять сущность образования однокоренных слов: одно слово образуется от другого на основе связи между понятиями, которые данные слова обозначают.

Пропедевтическая работа в 1 классе подразумевает подготовительные упражнения, которые должны носить целенаправленный и систематический характер. Вместе с тем они не могут занимать много времени на уроке, ни в коем случае не должны проводиться в ущерб усвоению детьми знаний по изучаемой теме. По возможности их надо увязывать с упражнениями по основному материалу урока.

Содержание подготовительных упражнений определяется целями, которые реализуются в результате их выполнения.

Цели могут быть следующими:

  1. исключить возможность смешения форм одного и того же слова с однокоренными (родственными) словами; учащиеся часто включают в ряд однокоренных слов формы слова (сосна – сосны – на сосне);

  2. предупреждать ошибки в результате смешивания синонимов с однокоренными словами и слов, имеющих омонимичные корни. Нередки случаи, когда учащиеся в ряд однокоренных слов относят слова – синонимы (смотреть – глядеть), а чаще слова с корнями омонимами (гореть – горевать – горный);

  3. воспитывать в детях привычку внимательно относиться к графической форме слова. Они должны в процессе упражнений убедиться, что при письме далеко не всегда можно доверять слуху: очень часто написание слова расходится с его произношением – написание надо проверять;

  4. учить детей вслушиваться, вдумываться и всматриваться в слово, чтобы обнаружить его смысловую связь с другими словами, близкими по значению, но не одинаковыми, чтобы видеть сходство и различие в звуковых и графических формах слов, т.е. развивать в детях языковое чутье.

Как было сказано выше, я четыре года назад начала учить детей по развивающей программе «Школа 2100». Отличие данной программы от других действующих в традиционной системе обучения заключается в том, что сведения о частях слова вводятся раньше – с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами, которое вызывает у детей живой интерес. Уже в 1 классе дети знакомятся с понятиями «корень слова», «однокоренные слова», знакомятся с приставками и суффиксами. Передо мной встали задачи: как повысить познавательную деятельность первоклассников, как сформировать прочные умения и навыки, необходимые в практической деятельности, как развить внимание, память, речь, мышление, умение сравнивать, сопоставлять, находить аналогии? Я поняла, что решить эти задачи можно через игровую деятельность, через игровые технологии. Потому что для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками.

Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.

Я решила, что игра ( или игровая технология) будет охватывать весь раздел «Слово», она будет объединена общим содержанием, сюжетом, общими персонажами и будет нас сопровождать на протяжении четырех лет. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; включаются группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и т. д.При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов. Основой для создания игровых ситуаций на уроках стала лингвистическая сказка «Чудесные приключения в стране словографии», автор Л.Бурмистрова. Методика основана на соответствии каждой морфеме одушевленного персонажа. Все герои испытывают различные приключения, в которых проявляются их существенные признаки и качества. Вместе с героями учащиеся незаметно для себя усваивают самые сложные правила и понятия.

Итак, на первый урок, где происходит знакомство с однокоренными словами в гости к первоклассникам (урок № 35) пришел Мастер Слововобразование. Он одет в русскую вышитую рубаху, подпоясанную красным кушаком (приложение № 1). Он отдыхал под огромным дубом с резными листьями. Этот дуб необыкновенный. Крупные буквы на самом корне складывались в сочетание ус. На каждом из резных листьев тоже было слово, в середине которого выделялись две буквы ус. Мастер Словообразование начал свой рассказ: « Это самая моя большая драгоценность – Словообразовательное Дерево. Слова в русском языке растут как листья у вас на деревьях. Погибнет корень – завянут листья. Нет корня – нет слова. Посмотрите, ребята, сколько можно образовать от одного корня – ус – слов. Прочитаем их. Корень – это главная, общая часть слов – родственников. Мы постепенно запомним это название. А слова с одинаковым корнем будем называть однокоренными. Слова, выросшие из одного корня так и называются – однокоренные.

А теперь я вас познакомлю с королем Корнеем Корнеевичем (приложение № 1). Он вам покажет, как мы в слове будем выделять корень. Это особый знак похожий на корону (показ на доске). А теперь вы в «Азбуке» выделите корень у слов первого столбика».

Затем ученики читают слова в остальных столбиках, находят родственные слова, выделяют корень. Корней Корнеевич приходил в гости к первоклассникам на каждый урок, где предусматривалась работа с родственными словами.

Урок № 39. Знакомство с предлогами. На урок Корней Корнеевич приехал на машине. Но сидел он отдельно от шофера, в кузове и защищался от него щитом, на котором надпись «Пробел» - в честь белых пропусков, которые нужно оставлять между словами, чтобы не сливались. Корней Корнеевич обращается к ребятам; « Что же за человечек сидит в кабине? Это нам предстоит узнать. Прочитайте предложение: Нины книга кита. Понятно оно вам? (Нет) Слова не связаны по смыслу. Что надо сделать, чтобы эта запись стала предложением? (Добавить слова) Прочитайте слова (с. 78), которые написаны в строчку. Выберите подходящие и добавьте их так, чтобы получилось предложение. Зачем нужны эти слова в предложении? (Они связывают слова) Эти маленькие слова – слуги, а называются они предлогами. И к вам в гости приехал предлог.

В кабине я сижу отдельно,

Со словом я пишусь раздельно

С лентяями я очень строг

Меня зовут шофер Предлог.

Почему же он сидит отдельно от Корнея Корнеевича? (Предлоги со словами пишутся раздельно).

Далее первоклассники знакомятся с суффиксами. Урок № 65. На моих уроках это происходило так. Сначала дети прочитали пары слов, которые на урок принес Корней Корнеевич, затем сделали наблюдение, вывод (пары слов – однокоренные слова), выделили корни. Потом Корней Корнеевич спрашивает: « Вы заметили, что слова разные по составу и по смыслу? Слово – с – ушк – называет предмет ласково. Часть – ушк – делает слово ласковым. Эта часть слова называется суффиксом. Суффиксы – это мои шляпы. Я их ношу по настроению. Сегодня я очень ласковый и поэтому надел шляпу – ушк -. Суффикс – это часть слова. А где она ребята стоит: перед корнем или после? Правильно, после корня. А что с его помощью получилось? Правильно, ласковые слова или новые слова. Сделаем вывод. Что такое суффикс?» (Учащиеся рассказывают правило) В русском языке много разных суффиксов, посмотрите сколько у меня различных шляп (приложение № 2). Сниму одну, надену другую, и сразу получается новое слово. А выделять в слове суффикс мы будем особым значком – похожим на шляпу (показ на доске)» На последующих уроках происходит знакомство с другими суффиксами, отрабатываются навыки находить суффиксы и выделять их.

Далее урок № 73 – знакомство с приставкой. На доске полянка, Корней Корнеевич, суффикс. Учитель рассказывает: «Долгое время на волшебной полянке корень и суффикс жили одни. Но однажды зашли на полянку приставки (появляется Приставка, приложение № 1). Это были удивительные девицы. Рассмотрите их в Азбуке (читают). Они так громко разговаривали, что корень вышел посмотреть, что же случилось. Приставкам корень очень понравился, и захотели они вместе жить. А так как Корней Корнеевич очень добрый у нас, то он сам построил им домик в знак уважения. Вот так выглядит этот домик (показ на доске). Дружно работают и живут вместе в слове корни и приставки. Они выполняют очень важную работу. Вместе работать всегда веселее. Хотите попробовать? По + шел = пошел и т.д. Почему приставка так называется? (Ее «приставили», присоединили к слову.) Какую же важную работу выполняет приставка?

Перед корнем есть приставка,

Слитно пишется она.

А при помощи приставки

Образуются слова.

На следующих уроках развивается умение видеть в слове его части, умение образовывать новые слова с приставками и суффиксами.

Итак, игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов. Вместе с героями сказки первоклассники учатся не смешивать формы одного и того же слова с однокоренными словами, учатся вслушиваться, вдумываться и всматриваться в слово, т.е. решается важнейшая задача: формирование у детей чувства языка.


4. Реализация игровых технологий при изучении морфемного состав слов.


4.1 Использование игр, сказок при изучении однокоренных слов и корня

Задачи ознакомления с однокоренными словами и морфемами:

- познакомить с особенностями корня, приставки, суффикса и окончания как значащих частей слов;

- приступить к формированию понятия «однокоренные слова»;

- провести наблюдения над единообразным написанием корня в однокоренных словах.

Формирование понятия «однокоренные слова» связано с усвоением их существенных признаков:

  1. семантической общности (имеют что-то общее по смыслу);

  2. структурной общности (наличие корня).

Поэтому в процессе обучения следует создать условия для осознания учащимися этих признаков. Необходимо развивать у школьников умение соотносить лексическое значение однокоренных слов и их морфемный состав, выделяя общее. Я на своих уроках продолжаю использовать игры и занимательные упражнения, которые беру из методических и справочных пособиях (например, таких авторов как Н.М.Бетенькова, Д.С.Фонин и др.). Эти игры приносит на уроки все тот же Корней Корнеевич, ставит перед детьми задачи, которые они с удовольствием решают. Например, на доске записаны рифмовки. Задача: списать и обозначить корни слов. Два ученика, первыми закончившие работу, выходят к доске и обозначают корни, называя еще по одному родственному слову к каждому ряду. Корней Корнеевич говорит: Так же, как и у кустов,

Корень слова есть у слов.

Будь внимателен к словам,

Отыщи в них корень сам:

На доске:

Лес, лесной, лесок, лесник,

Цвет, цветок, цветной, цветник.

Летчик, самолет, полет

Ледяной, ледовый, лед

Сад, посадка, посадил.

Род, родители, родил.

Ходит, выходка, ходы.

Трудовой, трудись, труды.

Конечно, можно было просто дать ряд слов, сравнить и проанализировать. Но это скучно! Рифмовки больше нравятся ученикам, с ними интересно работать. В процессе работы ученики устанавливают, что слова можно объединить в одну группу родственных слов, так как все слова в строке сходны по смыслу и имеют одинаковую, общую часть. Учащимся необходимо уяснить тот факт, что смысловая общность однокоренных слов создается общностью корня. Именно в корне заключается то общее, что «роднит» однокоренные слова, объединяет их в одну группу слов. Приставки и суффиксы вносят в смысл слова что-то свое, это создает своеобразие лексического значения каждого из однокоренных слов, отличает их друг от друга.

Для развития у детей умения распознавать однокоренные слова по двум их существенным признакам проводится противопоставление однокоренных слов и синонимов (смелый – смелость, смелость – храбрость), а также противопоставление однокоренных слов и слов, имеющих корни – омонимы (гора – горный – горняк, гора – гореть). Противопоставление однокоренных слов и синонимов предупреждает ошибочную ориентировку только на семантическую близость слов. Противопоставление однокоренных слов и слов, имеющих корни – омонимы, позволяет предупредить ошибку, связанную с ориентировкой только на структурную общность.

Например, Корней Корнеевич проводит с детьми игру «Где слова родные, однокоренные?» На доске две рифмовки с родственными и неродственными словами. Задача: выписать из своей рифмовки только родственные, однокоренные слова, обозначая в них корень. Игроки, первыми выполнившие задание в каждой команде, выходят к доске, обозначают корни в родственных словах и объясняют, почему остальные слова не являются родственными.

Белка, беленький, белить, Моряки, морской, моржи,

Водяной, вода, водить, корень, корневой, коржи,

Лист, лиса, лисенок, холод, холмик, холодок,

Лось, лоскут, лосенок, носик, носит и носок,

Горный, горка, городок, семя, семечко, семья,

Пес, песочный и песок. Вдруг, подруга и друзья.

В русском языке в качестве однокоренных слов выступают слова, относящиеся к разным частям речи. В связи с этим считаю целесообразно использовать анализ текстов, содержащих однокоренные слова разных частей речи. Таких упражнений очень много в учебниках по программе «Школа 2100». Целесообразно проводить подбор однокоренных слов, отвечающих на вопросы кто? Что? Какой? Что делать? При этом обязательным является сравнение слов в целях установления их сходства и различия со стороны смысла и состава. Я строю на уроке работу по ознакомлению с родственными словами следующим образом (приложение № 3, конспект урока 2 класс)

При формировании понятия «корень» младшие школьники ориентируются на три признака корня, которые в обобщенном виде можно представить в следующей формулировке: «Корень – главная часть слова, которая является общей для всех однокоренных слов. В корне заключается общий смысл всех однокоренных слов». Главное положение, определяющее в целом методику работы над корнем, - это показ корня как основы лексического значения слова и усвоение данного понятия как общей части родственных слов, в которой заключена общность их семантики.

Понятие «корень» вводится на основе установления смысловой взаимосвязи между однокоренными словами, взятыми для наблюдения. После этого слова сравниваются, выделяется корень и на основе обобщения делается вывод, который затем анализируется с целью выяснить, насколько глубоко поняли его учащиеся. Работу на уроке по ознакомлению с корнем я описала выше. А в следующих классах работу строю следующим образом (фрагмент урока):

1.Подбор родственных слов.

Показ Корней Корнеевича.

- Ребята, вспомните, кто это? Почему он самый главный в слове?

- Да у слов тоже есть самое важное, самое главное – корень. Корень несет самый главный смысл. Корень берет на свои плечи самый важный смысл не одного слова, а многих, и эти многие слова с одним корнем называются … родственными (однокоренными).

- Корней Корнеевич принес на урок отрывок из произведения К.Паустовского. В этом произведении описан лесник, который любил разбирать слова. Послушайте и найдите родственные слова. Вот как лесник размышлял над словом родник: «Родник родит реку, а река льется – течет через … всю родину, кормит народ … И все эти слова как бы родня между собой».

- Выпишем родник, родит, родина, родня.

2.Выделение общей части в родственных словах.

- Что у них общее?

- На этот вопрос есть два правильных ответа, и нам нужно найти оба.

- Первый ответ вам подсказал лесник, который собрал эти слова: у них общий смысл.

- А второй ответ вы нашли сразу: общая часть – род -. Эта часть и есть корень всех этих слов. Корень, как вы поняли, является сердцевиной слова, его смысловым центром. От него слова «растут», как ветви на дереве. Получается целая большая семья слов. У всех родственников есть общая часть, показывающая, от какого слова они образовались, какой общий смысл у этих слов. Благодаря тому, что слова живут семьями, их легче понимать и писать. Знаете, как пишется общая часть в каком-нибудь слове -пишите ее так во всех родственных словах.

- Но Корней Корнеевич хочет знать: какой корень в слове народ? Школьный словообразовательный словарь отвечает: -народ-. Но по происхождению (этимология) это слово связано со словом род: родити – народити – народ.

- Итак, корень – общая часть родственных слов. Общая и по смыслу, и по «внешнему виду».

3.Первичное закрепление.

- Можно ли находить корень, имея перед глазами или в уме только одно слово?

- Почему нельзя?

- Какими должны быть слова, в которых находим корень?

4.Осознание алгоритма определения корня слова.

- Надо найти корень в слове ученик.

- Что такое корень?

- Подберем близкие по смыслу слова: ученик, учить, ученье.

- Сравним слова и найдем корень.

- Итак, что надо сделать, чтобы найти в слове корень?

5.Формулировка вывода.

- Корней Корнеевич принес на урок памятку. Чтобы найти корень, надо:

1) подобрать родственные слова;

2) сравнить их;

3) выделить общую для них часть.

6.Работа с правилом в учебнике.

7.Упражнения для закрепления вывода о выделении корня.

Можно на этапе подбора родственных слов и выделения общей части использовать на уроке сказку « Деревья из слов». (Все на свете из чего-нибудь состоит: облака – из капель, лес – из деревьев. Речь состоит из предложений, а предложения – из слов. Слова сделаны из своего « строительного материала». И каждый из «кирпичиков» вносит в слово свою часть смысла – «смыслиночку». Самая главная из них корень.

- Как? – спросите вы – Разве у слова может быть корень? Это же не растение! – А вот послушайте.

Много-много лет назад появилось на свет слово воз. Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?» А слово и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево». Посадили люди слово и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий… Много ростков появилось от слова воз. Все они на него похожи, но и свое в каждом есть. Вот какое дерево выросло! (показ, приложение № 2). Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех у них есть одна общая часть. И решили они назвать общую часть корнем. И правильно сделали: от нее, как от корня дерева, образуются новые родственные слова.)

- А сейчас мы вместе с Корнеем Корнеевичем посадим корень – ход и постараемся подобрать к нему как можно больше побегов.

- Запишем слова: Жило-было слово «ход»

В слове выход, в слове вход,

В слове ходики стучало

И в походе вдаль шагало.

- Что нужно сделать, чтобы найти корень в словах?

Затем вводим алгоритм и делаем вывод.

Работа над корнем не ограничивается двумя-тремя уроками, специально отведенными на эту тему. Наблюдения над корнем органически входят в содержание уроков, на которых изучаются другие морфемы, и позднее словообразовательные упражнения включаются в изучение частей речи.

4.2.Использование занимательных упражнений при изучении окончания.

Методика работы над каждой из морфем имеет свои особенности, поскольку их лингвистическая сущность специфична. Особым своеобразием отличается формирование понятия «окончание», для которого ведущей является грамматическая функция.

Трудность усвоения окончания младшими школьниками обусловлена тем, что окончание является внешним средством выражения грамматических значений слов, учащиеся, естественно, не могут осознать и функции окончания.

Изучение окончания начинается с раскрытия двух его признаков. Надо раскрыть как формальный признак ( изменяемая часть слова), так и синтаксическую роль (служит для связи слова с другими словами) окончания. Сделать это можно следующим образом (фрагмент урока):

1.Комментируемая запись текста

Корней Корнеевич принес небольшой рассказ. Запишем его:

Книга.

Книга – твой друг и учитель. В книге много интересного и полезного. С книгой дружи. Береги книгу, не пачкай, не рви.

2.Наблюдение над изменяемой частью слова.

- Подчеркните в тексте слово, которое встречается во всех предложениях.

- Выпишите все формы слова книга и объясните, чем они различаются.

- Мы выписали однокоренные слова? (Нет. Это одно и то же слово.)

- Найдите изменяемую часть во всех формах слова книга.

- Посмотрите, как это записал Корней Корнеевич:

А

Е

Книг Ой

У

- Как называется эта изменяемая часть слова?

3.Формулировка вывода.

- Изменяемая часть слова называется окончанием.

- Почему она так называется?

4.Наблюдение над ролью окончания.

- Интересно, для чего слову нужно окончание?

- При помощи приставки и суффикса образуются новые слова. Какую роль играет окончание? Попробуем ответить на этот вопрос.

- Вставьте во все предложения текста слово книга с одним и тем же окончанием - а.

- Что наблюдаем? (Предложения неправильны, слова не связаны между собой.)

- От чего зависит связь слов в предложении?

5.Формулировка вывода.

Окончание служит для связи слов.

6.Работа над формулировкой, данной в учебнике.

- Прочитайте правило.

- Что такое окончание?

- Для чего служит окончание?

7.Упражнения для закрепления.

Корней Корнеевич принес на урок «ключи – окончания» (показ, приложение № 2), вставишь «ключ – окончание» в замочек (условный знак для выделения окончания), повернешь «ключик» и изменится форма слова.

Возьмем слово березка, меняя «ключи – окончания» изменим форму этого слова: березка – березку – березкой – березке и т.д..

Своеобразие окончания по сравнению с другими морфемами результативнее усваивается учащимися в процессе выполнения заданий, в которых проявляется функция каждой морфемы. Например, необходимо образовать однокоренные слова. При этом выясняется, какие морфемы используются для образования слов, как зависит смысл слова от приставки и суффикса. Наряду с указанным заданием учащимся предлагается заменить форму единственного числа на множественное и установить, какая часть слова при этом изменилась и приобрело ли слово другой смысл при изменении окончания. Целесообразно использовать на уроках игры: «Что изменяется». На доске в два столбика записаны слова с пропущенными окончаниями. Дети по очереди подставляют окончания к словам (какой ряд быстрее). В конце игры нужно сделать вывод о том, что изменяется в слове для связи с другими словами, подчеркнуть основу слова, придумать предложения.

Это лисичк… это гнездышк…

У лисичк… из гнездышк…

К лисичк… к гнездышк…

Вижу лисичк… села в гнездышк…

Над лисичк… над гнездышк…

О лисичк… в гнездышк…

«Подбери основу» - на доске даны схемы слов с пропущенными основами. Нужно подобрать подходящую основу, соответствующую данным окончаниям, и записать ее.

-----------------а ----------------о

------------------ы ---------------а

------------------е ---------------у

------------------ой ---------------ом

------------------е ---------------е

4.3.Использование дидактических игр на уроках русского языка при изучении приставок, суффиксов, морфемного разбора слов.

Основная задача изучения суффикса - познакомить учащихся с ролью суффиксов в слове и на этой же основе развивать у школьников умение осознанно использовать слова с суффиксами в своей речи. Дети должны усвоить, что с помощью суффикса можно образовать слово с новым лексическим значением (лес – лесник), а также придать слову тот или иной смысловой оттенок (лес – лесок). Ознакомление с суффиксами во 2 классе провожу следующим образом (фрагмент урока):

1.Повторение изученного.

К нам на урок в гости пришел Суффикс. Он в коробках принес шляпы – суффиксы. Давайте вспомним, если Корней Корнеевич наденет шляпу – суффикс, то у него сразу изменится настроение, а если к корню добавить суффикс, то у слова изменится значение. У Суффикса есть «волшебная палочка», а вот слова: нос, волос, хвост, стол. Кому Суффикс даст свою палочку, тот становится волшебником и превращает слова в названия маленьких предметов.

2.Запись слов, выделение суффиксов.

- Сравните пары слов. Это одно и то же слово или разные слова? Почему?

- Как изменилось значение слова?

3.Работа над правилом.

-Попробуйте сформулировать, что такое суффикс.

- Сравните с правилом в учебнике.

- Прочитайте первое предложение определения.

- О чем оно? (Что такое суффикс?)

- На что указывает второе предложение? (На место суффикса в слове).

- Что мы узнали из третьего предложения? (О «работе» суффикса)

-Для чего приведены примеры?

- Приведите свои примеры.

4.Первичное закрепление.

Словообразующая роль суффиксов очевиднее, а потому доступнее, чем словообразующая роль приставок. Достаточно предложить детям образовать новые слова с помощью суффикса – ник – от слов печь, огород, лыжи, чтобы учащиеся поняли, что данный суффикс изменяет значение того слова, от которого образуется новое.

Для осознания словообразовательной роли суффиксов я на уроках детям предлагаю выполнить разнообразные упражнения.

1) Жил-был суффикс -чик-. Он был ласковый и добрый, что все слова, к которым он подходил, сразу же превращались в таких же добрых и ласковых, как и сам суффикс.

- Запишите, какие слова получатся: трамвай -…(трамвайчик), стакан -… (стаканчик) и т.д.

- А какое еще значение вносит суффикс –чик- в слово? (уменьшительное).

2) – Какой суффикс любят в Стране великанов? (-ищ-)

- А какой в стране лилипутов? (-ик-)

- Придумайте слова с этими суффиксами.

3) Сегодня Суффикс научит вас играть в свою любимую звездную игру. Для этой игры он поместил слова в круг, а суффиксы выделил треугольниками. Получилась настоящая звезда. В этой игре к каждому слову нужно подобрать как можно больше подходящих суффиксов (приложение № 2).

4) Игра «Добавь суффикс».

На доске в два столбика записаны слова. Игрокам нужно добавить к каждому слову такой суффикс, чтобы получилось название профессии человека. Члены команд по очереди выходят к доске и дописывают суффиксы. По окончании игры проводим наблюдения за суффиксами профессий:

Барабан … перевоз…

Лет… лес…

Чертеж… трактор…

Бетон… переплет…

Буфет… фокус…

Монтаж… баян…

Набор… уголь…

Груз… двор…

Плот… воз…

Настрой… пожар…

Сад… мебель…

Скот… перевод…

5) Игра «Назови человека».

На доске записаны в два столбика прилагательные. Нужно подобрать к прилагательному однокоренное существительное – название человека и записать его справа от прилагательного У существительных нужно обозначить суффикс, при помощи которого они образованы. Члены команд по очереди выходят к доске, записывают по одному существительному и обозначают суффикс.

Глупый -… храбрый -…

Хвастливый -… шаловливый -…

Сильный -… богатый -…

Ленивый -… мудрый -…

Смелый -… крикливый -…

Старый -… маленький -…

Болтливый -… толстый -…

Крепкий -… дикий -…

6) Лингвистическое задание «Чудо – дерево» (приложение № 2). Вырастите это дерево и запишите все слова, которые у вас получатся.

7) Отгадайте: каким живым существам дают названия с суффиксами –ат(а), -ят(а)? Эти существа совсем маленькие и пушистые. Они появляются на свет слепыми, жалобно пищат. Глазки у них открываются не сразу. А потом они подрастают и весело резвятся. Запишем и выделим суффикс: котята, цыплята, медвежата и т.д.

Существенными признаками приставки является следущее:

  1. приставки выполняют словообразующую (реже формообразующую) функцию;

  2. приставки стоят перед корнем;

  3. Приставки образуют новое слово того же лексико – грамматического разряда, что и производящее, так как присоединяются к уже грамматически оформленному слову (прыгнуть – выпрыгнуть – перепрыгнуть и т.д.).

В начальных классах учащиеся изучают два первых признака и усваивают следущее определение: «Приставка – часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов».

Ознакомление с приставкой во 2 классе провожу следующим образом (фрагмент урока):

1.Наблюдение над ролью приставки.

Использую грамматическую сказку.

- Жил-был корень –ход-. Он любил, чтобы с него начинались слова. Тогда на помощь к нему спешили суффиксы. На свет появлялись слова … (ходунок, ходули, ходики). Как только появлялись дамы – приставки, корень уступал им место, сам прятался в середину слова, а если не было суффиксов, и вовсе стоял в конце. Получались такие слова (заход, выход, поход, походка, приход, переходил…)

- Запишите слова с приставками.

- Где их место в слове?

- Зачем нужны приставки?

.2.Работа с правилом.

- Чтение правила.

- Из каких частей оно состоит?

- О чем каждая часть правила?

- Почему третье предложение с восклицательным знаком?

- Почему про суффикс мы не говорили, что он пишется слитно со словом, а про приставку говорили? (Приставку можно спутать с предлогом.)

3.Первичное закрепление.

Чтобы словообразующая роль приставок была лучше понята и усвоена сознательно, необходимо иллюстрировать, когда это возможно, значение приставок в слове. Например, от слова летает с приставками вы-, в-, от-, под-, об- образовать новые слова и показать значение приставок при помощи действий. Для этого я использую клетку и попугая, который привязан к ней за ниточку (приложение № 2). С помощью этого наглядного пособия я показываю, как попугай вылетает из клетки, влетает, подлетает, отлетает, облетает.

Надо добиваться, чтобы учащиеся усвоили приставки в сочетании не только с глаголами, но и с прилагательными и существительными.

Для осознания словообразовательной роли приставок я использую в своей работе следующие занимательные упражнения и игры:

1) Игра с приставками.

- Я буду называть вам только приставки, а вы попробуйте догадаться, что с ними нужно делать, к какому слову «подключить», ой, нет, приставить. Представьте, что вы сидите перед телевизором. Я вам говорю: В-! Что вы делаете? (Включили телевизор).

- А если я скажу: Пере -! (Переключили на другую программу).

- Вы -! (Выключили).

- Теперь представьте, что мы с вами сидим на стульях на некотором расстоянии друг от друга. Что вы сделаете, если я скажу: Подо- ! (Пододвинемся).

- А если я скажу: Ото- ! (Отодвинемся).

- Какой вывод можно сделать из этой игры? (Каждая приставка несет определенный смысл).

- Да, правильно. Именно благодаря этому мы прекрасно понимаем друг друга.

2) Лингвистическое задание «Приставочная карусель» (приложение № 2).

- Наша Приставка приглашает вас, ребята, покататься на приставочной карусели. Когда кабинка – приставка будет проходить перед подходящим корнем нужно громко произнести его вслух вместе с приставкой.

- Записать слова, выделить приставки.

3) Эстафета.

(Класс – 4 команды). Каждая команда получает карточку, на которой записан один глагол столбиком столько раз, сколько участников в команде.

Глаголы: бегать, летать, писать, лить, ходить, резать.

Каждый игрок приписывает к глаголу слева приставку, чтобы получилось новое слово, и передает карточку сидящему сзади.

(Примечание. Аналогичную игру можно провести с приставками. Задание – образовать глаголы.)

4) «Поймай приставку»

(Класс – 2 команды). Учитель диктует слова. Команда девочек записывает слова с приставками, а команда мальчиков – без приставок. Кто меньше допустит ошибок: поехать, пожар, позолота, поздно, покраска, полянка, поить, покатить, поливка, пойло, поправка, половик, порох, полночь, помирить, поколоть, почта.

Для повторения игры можно использовать слова с другими приставками:

Из- избегать, изба, избрать, известка, изготовить, изюм, избить, избушка, измерить;

На – набег, наушники, награда, написать, надежда, нашивка, нарезать, наговорить, нарочно, набор;

По-, под- подавать, подбодрить. Подразнить, подвернуть, подвинуть, подводный, подержать, подземелье, подсолнух, подоить, подышать, подвесить.

5) «Четвертое – лишнее».

На доске записаны ряды слов. В каждом ряду одно слово без приставки. Нужно найти и зачеркнуть лишнее слово.

Загадка, зажим, зарница, зазнайка.

Пожелтеть, поилка, поливка, поломка.

Изрубить, известить, извалять, изюминка.

Позвать, попросить, подарок, портной.

Захотеть, загрустить, зайчонок, загадка.

Накупить, нарочно, нагрузка, нашивка.

В начальных классах проводится также работа над формированием навыка слитного и графически правильного написания приставок. Отрабатывается написание таких приставок, которые пишутся всегда одинаково независимо от произношения: о-, об-, от-, по-, до-, за-, над-, на-, под-, в-, во-, пере-. Дети лучше запоминают графический образ приставок, если проводится их классификация (приставки с буквой О, приставки с буквой А). На уроках мы с детьми заселяем домики:





- Закрываем глаза. Какие приставки с буквой О запомнили? В каких приставках пишется буква А? Можно ли проверить эти гласные в приставках?

На уроках русского языка в начальной школе мы развиваем умение различать приставки и предлоги. Дети сравнивают приставки и предлоги, наблюдают, делают выводы. В процессе этой работы дети узнают, что приставки и предлоги бывают одинаковые, но пишутся по-разному со словом. Между словом и предлогом можно поставить другое слово или вопрос, а между приставкой и словом нельзя. Полезно включать в уроки такие упражнения:

Кто бы нам узнать помог,

Где приставка, где предлог?

На доске в два столбика записаны слова. Ученики раскрывают скобки и объясняют слитное или раздельное написание.

(за)горой (с)кресла шарф

(по)бежать (с)тащил щенок

(под)сосной (по)волок

(за)кричать (за)уголок

(на)горе (по)трепал

(об)судить (со)всех сторон

(во)дворе и (по)мчался

(из)учить (на)балкон

Аналогично даю учащимся отрывки из сказок, стихотворений, в которых все предлоги и приставки взяты в скобки.

Учащиеся начальных классов в процессе систематических и целенаправленных упражнений должны научиться разбирать слова по составу (т.е. производить морфемный анализ).

В период изучения темы «Состав слова» необходимо уделять особое внимание тому, чтобы учащиеся усвоили признаки морфем и приемы их выделения.

1.Окончание – изменяемая часть слова. Оно является средством выражения грамматических значений числа, рода, падежа, лица. Младшие школьники раньше, чем с другими формами слова, знакомятся с формой числа. Поэтому второклассники для выделения окончания в слове пользуются операцией изменения слова по числам. Позднее для распознания окончания в именах прилагательных используется изменение слов по родам, в 4 классе – склонение имен существительных и имен прилагательных, спряжение глаголов.

2. Корень – общая часть однокоренных слов. Для его вычленения необходимы операции, включающие подбор однокоренных слов, их сравнение в целях распознавания общей части. При этом важно предлагать учащимся подбирать слова с приставками и без них.

3.Приставка – часть слова, стоящая перед корнем. В связи с этим необходим подбор однокоренных слов с приставками и без них, сравнение этих слов и вычленение части, которая стоит перед корнем.

4. Суффикс – часть слова, служащая для образования новых слов. На начальных этапах выделение суффикса проводится под руководством учителя. Для самостоятельного анализа слово дается, только если подобная модель словообразования уже встречалась.

Относительно порядка морфемного разбора единого мнения в методической литературе нет. Один вариант рекомендует такой порядок: корень, приставка, суффикс, окончание. Согласно другому варианту предлагается начинать разбор с выделения окончания (что одновременно ведет к выделению основы слова), затем корня, приставки и суффикса. В любом случае операции по вычленению морфем слова выполняется в определенной последовательности. Программа действий составляется вместе с учащимися, что способствует ее сознательному применению. Можно составить памятку и использовать ее на уроках (приложение № 4). Можно изобразить порядок разбора слов по составу в виде таблицы и разместить ее на стенде (приложение № 4). Но я при знакомстве с порядком разбора слова по составу использую куклу – матрешку (приложение № 4).Спрашиваю детей:

- Кто это? (Матрешка).

- Она состоит из нескольких кукол, которые вставляются одна в другую. Поэтому все они разного размера: каждая последующая должна быть меньше предыдущей.

- Можно ли из матрешки сразу вынуть самую маленькую куколку? (Нет.)

- Это можно сделать постепенно.

- Так и в слове. Сначала нужно найти окончание (1я кукла), далее найдем основу (показываю 2ю куклу), потом приставку (3я кукла) и суффикс (4 кукла).

Таким образом, ребята быстро и легко запоминают порядок разбора слова по составу.


5.Заключение.

В результате изучения морфемного состава слов решаются следующие задачи

  1. Формирование понятий «корень», «приставка», «суффикс» и «окончание»;

  2. Развитие представлений о взаимосвязи между лексическим значением слова и его морфемным составом;

  3. Формирование навыка правописания проверяемых безударных гласных, парных звонких и глухих согласных в корнях слов, а также навыка слитного и графически верного написания приставок;

  4. Развитие умения осознанно употреблять в речи слова с приставками и суффиксами.

Любая игра – это наука побеждать. Игра одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей. Создание игровой атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удержать внимание. А еще игровые ситуации на уроке развивают умение общаться, учат логически мыслить. И наконец, игра – это средство снимающее неприятные или запретные для личности школьника переживания. Именно поэтому, работая в школе двадцать лет, я не перестаю использовать на уроках игры, которые беру из различных источников и которые придумываю сама. В содержании программы «Школа 2100» очень много дидактических игр, это позволяет обучение детей делать интересным и занимательным. Так обогащается словарный запас, развивается речь, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия.

Итогом такой работы является высокий уровень сформированности у детей умений:

  1. Выделить морфему из слова;

  2. Самостоятельно подобрать слово определенного морфемного состава;

  3. Словесно объяснить роль морфемы в слове;

  4. Правильно употребить в предложении слова с приставками и суффиксами.

Уровень усвоения учащимися морфемного состава слова я проверяю с помощью тестов (приложение № 5), вопросов и заданий. Например:

1. Ответить на вопрос:

- Какая часть в слове самая главная?

- Почему вы так думаете?

- Для чего служит в слове приставка? Доказать примерами.

- Какая еще часть слова служит для образования новых слов? Докажите.

- Для чего служит в слове окончание? Докажите.

2.Сравнить слова и определить, родственные они или нет; школа, школьник, дошкольный. Ответить на вопросы:

- Какая часть слова делает их родственными?

- Какая часть слова делает их разными по смыслу?

3. Разобрать слова по составу.

4. Подобрать слова по схеме:


Результаты проверочных работ высокие, хотя класс, который я учу несильный, дети в классе среднего и низкого уровня развития. Процент успеваемости по итогам проверочных работ составляет 100%, процент качества – 62%.

Таким образом, на протяжении всех лет обучения в начальной школе у ребенка формируется чувство языка, чувство слова; создается база для формирования орфографической зоркости, для развития орфографических умений.

Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов- забота каждого учителя начальных классов.


6. Литература.


  1. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи: Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений/Сост. Т.П. Сальникова.- М., 2001

  2. Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка.- М., 2002

  3. Волина В.В. Учимся играя.- М., 1994

  4. Львов М.Р. Правописание в начальных классах.- М., 1990

  5. Шуман В. П. Стимулы успешного воспитания,- М.,1981

  6. Минскин Е.М. От игры к знаниям.- М.,1982

  7. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концева Л.А. Секреты орфографии.- М.,1994

  8. Бурмистрова Л.В. Чудесные приключения в стране словографии.- М., 1993

  9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.- М.,1998




































20




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!