Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гремячевская школа №1
Творческий проект
По теме:
Композиция - индеец
Выполнил: Гусев Кирилл
Ученик 9 А класса
Проверила: Шпилькова Т.Н
Учитель технологии
р.п. Гремячево
2016г.
Содержание проекта
Потребность.
Краткая формулировка задачи.
Анализ проблемы.
Дизайн - спецификация
Дизайн анализ
Исследование
Техника безопасности
Первоначальные идеи
Выбор лучшей идеи
Используемые инструменты и оборудование
Последовательность изготовления
Себестоимость.
Испытание и самооценка
Литература
Потребность
Искусство резьбы по дереву известно с давних времен. Именно резными элементами украшались на Руси деревенские и городские деревянные дома. При этом изготовлялись эти элементы с помощью простых и доступных инструментов – топора, пилы, плотницкой стамески. Со временем инструмент для резчиков совершенствовались и видоизменялись.
Меня всегда привлекала резьба по дереву, мой дедушка научил меня основам, и мы долгими зимними вечерами занимаемся художественной резьбой по дереву. Приближается олимпиада, где будет защита творческого проекта, и я решил использовать свои умения и навыки в изготовлении проекта.
Краткая формулировка задачи:
Разработать изделие: из пиломатериала - липа. Для выставки школы (таланты нашей школы).
Цель:
Задачи:
Изучить литературу по теме проекта.
Разработать самостоятельно несложные композиции резьбы по дереву на основе традиций народного искусства.
Сделать зарисовки с образцов народного декоративно-прикладного искусства.
Выполнить все стадии резьбы по дереву, включая операции отделки готовых изделий.
Проанализировать работу.
Обобщить полученные результаты.
Анализ проблемы
Купить в магазине
Композиция - индеец
Выполнить с другом Заменить другим изделием
Вывод: Выполнить изделие самому.
Звездочка обдумывания
Эстетика Технология изготовления Материал
Композиция - индеец
Профессия
Инструменты Форма конструкции
Техника безопасности
Вывод: Выполнить композицию аккуратно, красиво, оригинально, соблюдая при этом все правила техники безопасности.
Дизайн-спецификация
Изделие – композиция - индеец
Конечный потребитель – МБОУ Гремячевская школа №1
Какая потребность будет удовлетворена – изделие находиться на выставке (таланты нашей школы)
Функциональное назначение – выставка
Допустимые пределы стоимости – 100 рублей
Единичный экземпляр – да.
Пиломатериал – липа, инструмент - линейка, карандаш, ножовка, нож – резак, набор стамесок для резьбы по дереву, киянка, набор шкурок, лак бесцветный, морилка водная (палисандр).
Способ производства – нарисовать на бруске рисунок и вырезать при помощи инструмента изделие.
Техника безопасности при работе с ножовкой, лобзиком, нож – резак, набор стамесок для резьбы по дереву, киянкой, набор шкурок, лак бесцветный, морилка водная (палисандр).
Внешний вид – красиво и оригинально.
Дизайн - анализ
форма (овальная) эстетический вид (красиво и оригинально)
стоимость Композиция – индеец недостатки (нет)
материал (липа) назначение (выставка школы)
Вторичное использование (да)
Вывод: композиция выглядит красиво, оригинально, аккуратно и может долгое время находиться на школьной выставке (таланты нашей школы)
Предложения:
Заменить материал (яблоня)
Заменить рисунок (олененок)
Исследование
Ольха
Сосна Пиломатериалы
Береза Яблоня
Вывод: Исходным материалом служат разные породы дерева. Проанализировав виды пиломатериалов, я выбрал самый рядовой пиломатериал, который находится рядом в деревне, доступен в домашних условиях - липа т. к. она более мягкая, имеет плотную ровную поверхность, легко обрабатывается, поддаётся морению, шлифовке, лакированию. Подготовленная правильным образом, не подвергается короблению, растрескиванию. Она наиболее удачно сочетает в себе технические характеристики, необходимые для специалистов, чем другой пиломатериал и мне будет комфортнее с ним работать, он подходит для моего изделия.
Предложения:
1. Заменить на пиломатериал – яблоня (легок в обработке, но нет в наличии).
2. Заменить на пиломатериал – дуб (только он довольно прочен и требует не только сноровки, но и грубой мужской силы, т.е. не подходит способ обработки).
Техника безопасности
1. При работе с ножовкой.
2. При работе с лобзиком.
3. При работе с ножом – резаком.
4. При работе со стамесками.
5. При работе с киянкой.
6. При работе с наждачной бумагой.
7. При работе с бесцветным лаком.
8. При работе с морилкой водной (палисандр).
Первоначальные идеи
Идея№2
Идея№3
Выбор лучшей идеи
Критерии | Идея№1 | Идея№2 | Идея№3 |
Назначение | + | + | + |
Материал | + | + | - |
Стоимость | + | + | + |
Способ изготовления | + | - | - |
Всего | 4б | 3б | 2б |
Вывод: Исходя из таблицы и моего отношения к композиции я приступаю к изготовлению идеи №1.
Себестоимость
Наименование изделия | Пиломатериал | Условная цена | Количество инструмента | Всего (руб.) |
Композиция (индеец) | Липа (дома) | Затраты на древесину 1. Vдр. = 4 (410 * 30 * 30)+(330 * 330 * 35) + 4 (210 * 70 * 15) + 4 (240 * 15 * 15) +9 (80 * 15 * 15) = 4 (0,41 * 0,03 * 0,03) + (0,33 * 0,33 * 0,035) + 4 (0,21 * 0,07 * 0,015) + 4 (0,24 * 0,015 * 0,015) + 9 (0,08 * 0,015 * 0,015) = 0,006551 mi 2. Затраты на данный объём древесины: 1mi - 2800 руб. 0б006551 mi –x руб. X = 2800Х0, 006551 = 18 руб. Древесина =18 руб.,35 коп. | Набор стамесок (дома) | - |
| | | Нож – резак (столярная мастерская, школа) | - |
| | | Киянка (столярная мастерская, школа) | - |
| | | Ножовка (столярная мастерская, школа) | - |
| | | Лак – бесцветный (столярная мастерская, школа) | 1.Расчеты площади для покрытия лаком S = 16 (405 * 30) + 4 (30 * 30) + 2 (330 * 330) + 4 (330 * 35) + 16 (240 * 15) + 8 (210 * 70) + 4 (210 * 15) = 16 (0,405 * 0,03) + 4 (0,03 * 0,03) + 2 (0,33 * 0,33) + 4 (0,33 * 0,035) + 16 (0,24 * 0,015) + 8 (0,12 * 0,07) + 4 (0,21 * 0,015) = 0,6498 ml 2.Вес используемого лака 1мл – 170 гр. 0,6498 мл. – х гр. Х = 0,17 * 0,6498=0,11 кг. 3. Затраты на лак 1кг. – 100 руб. 0,11 кг. – х руб. Х= 0,11 * 100=11 руб. 100 гр. * 118руб = 11 руб.80 коп. |
| | | Морилка водная –палисандр (столярная мастерская, школа) | Вес используемого продукта. 1кг. – 74 руб. 0,1 кг. – х руб. Х= 0,1 * 74=7,4 руб. 100 гр. * 74руб. = 7 руб. 40 коп |
| | | Набор наждачной бумаги (столярная мастерская, школа) | 62 руб. 45коп. |
| | 18 руб.,35 коп | | 81руб., 65коп. |
Итого: | 100 руб. |
Вывод: Стоимость композиции составляет 100 рублей.
Используемые инструменты и материал
желобчатые
плоская прямая средняя круглая полукруглая
клюкарза Набор стамесок долото
уголок церазик плоская косая (косяк)
Вывод: Грубые работы выполняем долотом. Для композиции используем весь набор стамесок.
Предложения:
1. Заменить набор стамесок на более дорогостоящий набор из более высококачественной стали (нет возможности).
прямолинейный, прямолинейный,
с округлой ручкой угол скоса 450 с округлой ручкой угол скоса 350
Нож - резак
округленный с граненой ручкой прямолинейный с плоской ручкой
Вывод: Для удобства выполнения резьбы композиции применяем 4 ножа – резака, с различными лезвиями и ручками. Лезвие ножа с углом заострения 10 -15 0 и углом скоса 35 – 45 0
Предложения:
1. Заменить набор стамесок на более дорогостоящий набор из более высококачественной стали (нет возможности).
Ножовка с мелкими зубьями
Вывод: Используем ножовку с мелкими зубьями, т.к. она дает менее шероховатый пропил.
Предложения:
1. Заменить ножовку на лучковую пилу, которая служит для продольного и поперечного, а также для криволинейного и фигурного пиления (нет в наличии).
2. Заменить на обушковую пилу. Она мелкозубая и тонкая, но служит для получения узких пропилов.
Киянка
Вывод: Используем столярную киянку из дерева, т.к. она есть в мастерской.
Предложения:
1. Заменить деревянную киянку на киянку с резиновой головой (нет комфорта и удобства в работе).
Наждачная бумага
Вывод: Используем наждачную бумагу в наборе, т.к. она есть в мастерской и необходима для обработке разных поверхностей.
Предложения:
1. Использовать наждачную бумагу другой фирмы.
2. Использовать наждачную бумагу не в наборе, а по отдельности.
Лак – бесцветный
Вывод: Используем лак - бесцветный, т.к. он есть в мастерской и наиболее подходит для моего изделия.
Предложения:
1. Заменить лак – бесцветный на лак другой фирмы (нет в магазине).
2. Использовать лак другого цвета (сосна, он более темный).
Морилка водная – палисандр
Вывод: Используем морилку водную - палисандр, т.к. он есть в мастерской и наиболее подходит для моего изделия.
Предложения:
1. Заменить морилку водную палисандр на морилку другой фирмы (нет в наличии).
2. Использовать морилку другого цвета (лесной орех, он более темный и не подходит для моей композиции).
Последовательность изготовления
Выбрать заготовку из доски и разместить контур изделия. Отметить при помощи карандаша и линейки, отпилить ножовкой с мелкими зубьями. Художественную резьбу начинаем с разметки рисунка. При помощи карандаша или шариковой ручки наносим рисунок. Контур композиции (индеец) пропиливаем электро. лобзиком. Все выемки (углубления) вырезаем косяком, сначала поперек волокон, а затем вдоль волокон. Косяк берем правой рукой. Носком лезвия косяк ставим на грань разметки с небольшим наклоном к себе и, врезая лезвие в древесину, движением на себя прорезаем линию. Так прорезаем все вертикальные линии.
При вырезании наклонных граней косяк наклоняем вправо или влево на угол 300 … 400.
Грубые работы выполняем долотом.
Основную работу (лицо – щеки, лоб, подбородок) обрабатываем желобчатыми (средней, круглой, полукруглой) стамесками. Для вырезания глаз, нижней части носа и губ используем стамески – клюкарзы и уголки. При вырезании выемок (глаза) стамеску держим вертикально и надрезаем стороны треугольников от вершины к основанию. Для вырезания складок носа (канавки) и морщинок лба используем стамески - церазики. Плоскую прямую стамеску используем для зачистки фона (лицо – лоб, щеки, индейца). Для вырезания волос, повязки и перьев на голове индейца используем плоские стамески – косяки (косяки и резаки).
Режим медленно, плавно, с равномерным нажимом на косяк. Косяк держим крепко правой рукой, иногда придерживая левой, чтобы его не уводило по направлению волокон.
Для удаления шероховатостей применяем наждачную бумагу (набор). Наносим один слой морилку – водную (палисандр). Даем время для высыхания, затем наносим слой лака – бесцветного. Ждем, обрабатываем наждачной бумагой оставшиеся шероховатости. периодически наносим еще два слоя лака – бесцветного. Композиция (индеец) готова.
Я использовал плоскорельефную резьбу. Она характерна тем, что на плоской поверхности вырезают углубления различных форм. Её разновидностью является геометрическая резьба.
Испытание и самооценка
Резьба по дереву — вид декоративно-прикладного искусства (также резьба является одним из видов художественной обработки дерева наряду с выпиливанием и токарным делом). Мне очень нравится работать с деревом, не только резьбой по дереву, но и токарным делом. Люблю смотреть на результат своего труда и ловить восхищенные взгляды не только одноклассников, но и учителей. Испытываешь чувство гордости за себя, за школу, за то место где ты родился.
Достоинства и недостатки
Изделие получилось хорошее, но в нём хватает как достоинств, так и недостатков.
Достоинствами своего изделия я считаю:
- правильно подобран материал;
- хорошая обработка композиции;
- изделие выглядит красиво и эстетично;
Недостатки:
- на изготовление ушло много времени;
- настоящие размеры некоторых деталей немного отличаются от рисунка;
Реклама композиции (индеец)
Использовать для интерьера дома (красиво, эстетично)
Принимать заказы на изготовление художественной резьбы (вырученные деньги использовать для нужд школы – покупка инструмента, класса – поездка на выставку, благотворительность – больные дети, одинокие старики и т.д.).
Использовать для выставки (таланты нашей школы).
Литература
Столярное дело. Д.А Скурихин, Москва изд. центр Владос, 2010 г.
Обработка древесины в школьных мероприятиях. Э.В. Рихвк, Москва, «Просвещение», 2001 г.
Прекрасное своими руками. С. Газарян, Москва, «Детская литература», 2010 г.
Начинаем мастерить из древесины. А. Мартенссон, Москва, «Просвещение», 1991 г.
Поделки из дерева, Ю. Бакланова. Москва, изд. «Мой мир», 2005 г.
Интернет ресурсы:
http://www.reznoe.ru/articles30_83.php
http://www.liveinternet.ru/users/1758119/post121665005/
http://www.reznoe.ru/articles30_7.php
Пояснительная записка к творческому проекту
Резьба по дереву — вид декоративно-прикладного искусства (также резьба является одним из видов художественной обработки дерева наряду с выпиливанием и токарным делом)
Строгой классификации не имеет, поскольку в одном и том же изделии могут сочетаться разные виды резьбы.
Издавна выстроенный новый дом считался уязвимым для “Нечистой силы”. Поэтому крышу, окна и двери украшали “Оберегами” – резьбой по дереву (с магической символикой). Верх крыши – (конёк) украшали резной головой коня – самый ценный оберег, окна – красивыми прорезными наличниками, двери – резьбой.
В деревянном зодчестве человек находил пользу и красоту. Он украшал жилище резными деревянными изделиями: изготовлял игрушки, сувениры, деревянную посуду и т. д. Мотивы своих рисунков народные умельцы черпали из окружающей жизни. Россыпью геометрической резьбы украшались также солонки, совки для сбора ягод и другие изделия крестьянского обихода. Широкое развитие получило производство деревянной резной и точеной посуды, которую пропитывали олифой, расписывали масляными красками, отделывали серебром и золотом. Одно из этих ремесел — знаменитая хохломская роспись, которая сохранилась до наших дней. Красива мебель, украшенная мозаичными наборами, покрытая цветным лаком, инкрустированная металлом, костью. Особое место в художественной обработке современной мебели также занимают различные виды резьбы.
Существует много видов резьбы. Среди них наиболее распространены: плоскорельефная, контурная, прорезная, геометрическая.
Я использовал плоскорельефную резьбу, она характерна тем, что на плоской поверхности вырезают углубления различных форм. Её разновидностью является геометрическая резьба.
Контурная резьба выполняется с неглубокими тонкими двухгранными, двухсторонними выемками по контуру какого-либо рисунка. Применяется она в основном для изображения фигур птиц и животных, листьев и цветов.
Прорезная или пропильная резьба является наиболее простой. Выполняют ее в основном лобзиком, например, выпиливая контуры различных фигур. Применяют ее там, где через прорези должно что-то просматриваться, например, в дверях, буфетах, ширмах, а также в оконных наличниках. У нее как бы удален фон, а в качестве него иногда используют яркую ткань.
Геометрическая (трехгранно – выемчатая) резьба представляет собой вырезанные элементы из треугольников, квадратов, окружностей. (Демонстрация геометрических рисунков, которые можно выполнить на компьютере для различных поделок).
Дизайн-спецификация
Изделие – композиция - индеец
Конечный потребитель – МБОУ Гремячевская школа №1
Какая потребность будет удовлетворена – изделие находиться на выставке (таланты нашей школы)
Функциональное назначение – выставка
Допустимые пределы стоимости – 100 рублей
Единичный экземпляр – да.
Пиломатериал – липа, инструмент - линейка, карандаш, электролобзик, ножовка, нож – резак, набор стамесок для резьбы по дереву, киянка, набор шкурок, лак бесцветный, морилка водная (палисандр).
Способ производства – нарисовать на доске рисунок и вырезать при помощи инструмента изделие.
Техника безопасности при работе с ножовкой, лобзиком, нож – резак, набор стамесок для резьбы по дереву, киянкой, набор шкурок, лак бесцветный, морилка водная (палисандр).
Внешний вид – красиво и оригинально.
Используемые инструменты и материал
желобчатые
плоская прямая средняя круглая полукруглая
клюкарза Набор стамесок долото
уголок церазик плоская косая (косяк)
Вывод: Грубые работы выполняем долотом. Для композиции используем весь набор стамесок.
Предложения:
1. Заменить набор стамесок на более дорогостоящий набор из более высококачественной стали (нет возможности).
Исследование
Ольха
Сосна Пиломатериалы
Береза Яблоня
Вывод: Исходным материалом служат разные породы дерева. Проанализировав виды пиломатериалов, я выбрал самый рядовой пиломатериал, который находится рядом в деревне, доступен в домашних условиях - липа т. к. она более мягкая, имеет плотную ровную поверхность, легко обрабатывается, поддаётся морению, шлифовке, лакированию. Подготовленная правильным образом, не подвергается короблению, растрескиванию. Она наиболее удачно сочетает в себе технические характеристики, необходимые для специалистов, чем другой пиломатериал и мне будет комфортнее с ним работать, он подходит для моего изделия.
Предложения:
1. Заменить на пиломатериал – яблоня (легок в обработке, но нет в наличии).
2. Заменить на пиломатериал – дуб (только он довольно прочен и требует не только сноровки, но и грубой мужской силы, т.е. не подходит способ обработки).
Для декора из деревянных элементов с помощью резьбы используют разную древесину:
Липа. Очень мягкий материал для резьбы, из которого можно получить небольшие изделия в виде рамок для фотографий, разнообразные шкатулки, бытовую утварь с узорами. Они просто притягивают внимание. Этот материал прекрасно подойдет в период обучения резьбе по дереву, так как имеет мягкую податливую структуру древесины и красивый цвет на срезе.
Береза. Является прекрасным сырьем для получения ослепительного накладного декора или создания отличных сувениров.
Орех. Твердый материал, весьма неплох в обработке и полировке. Обширный спектр от небольших изделий и декора мебели до разнообразных скульптурных композиций.
Груша. Уникальный материал, почти не трескается. Применяют при создании эксклюзивных декораций и сувениров.
Ольха. Считается аристократическим деревом. Древесина обладает разнообразным цветовым решением от насыщенного красного и фиолетового до черного. Это часто заменяет ценные породы деревьев.
Сосна, тис, ель, кедр. Эти виды пород деревьев используют для формирования массивной резной скульптуры, наличников, которые применяют в оформлении карнизов, украшении дома.
Последовательность изготовления
Выбрать заготовку из доски и разместить контур изделия. Отметить при помощи карандаша и линейки, отпилить ножовкой с мелкими зубьями. Художественную резьбу начинаем с разметки рисунка. При помощи карандаша или шариковой ручки наносим рисунок. Контур композиции (индеец) пропиливаем электро. лобзиком. Все выемки (углубления) вырезаем косяком, сначала поперек волокон, а затем вдоль волокон. Косяк берем правой рукой. Носком лезвия косяк ставим на грань разметки с небольшим наклоном к себе и, врезая лезвие в древесину, движением на себя прорезаем линию. Так прорезаем все вертикальные линии.
При вырезании наклонных граней косяк наклоняем вправо или влево на угол 300 … 400.
Грубые работы выполняем долотом.
Основную работу (лицо – щеки, лоб, подбородок) обрабатываем желобчатыми (средней, круглой, полукруглой) стамесками. Для вырезания глаз, нижней части носа и губ используем стамески – клюкарзы и уголки. При вырезании выемок (глаза) стамеску держим вертикально и надрезаем стороны треугольников от вершины к основанию. Для вырезания складок носа (канавки) и морщинок лба используем стамески - церазики. Плоскую прямую стамеску используем для зачистки фона (лицо – лоб, щеки, индейца). Для вырезания волос, повязки и перьев на голове индейца используем плоские стамески – косяки (косяки и резаки).
Режим медленно, плавно, с равномерным нажимом на косяк. Косяк держим крепко правой рукой, иногда придерживая левой, чтобы его не уводило по направлению волокон.
Для удаления шероховатостей применяем наждачную бумагу (набор). Наносим один слой морилку – водную (палисандр). Даем время для высыхания, затем наносим слой лака – бесцветного. Ждем, обрабатываем наждачной бумагой оставшиеся шероховатости. периодически наносим еще два слоя лака – бесцветного. Композиция (индеец) готова.
Я использовал плоскорельефную резьбу. Она характерна тем, что на плоской поверхности вырезают углубления различных форм. Её разновидностью является геометрическая резьба.