Дедова Елена Петровна
ГБОУ школа - интернат пгт.Ильского Краснодарского края
Учитель музыки, пения
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
на метод.совете Директор ГБОУ школы-интерната
от _______2015г. протокол№ __ пгт. Ильского
_________________Н.А.Зубарева
Рук. МС_____________ Суворова Т.Н. «_____»________201 5г.
СОЦИАЛЬНО – ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ
«Музыка осени»
Руководитель проекта: учитель музыки, пения Дедова Елена Петровна
Состав участников: ученики начальной школы (2-4 классы)
Учебный предмет, в рамках которого планируется работа: музыка, пение
Тип проекта: творческий
Время работы над проектом: 1 октября -13 декабря 2015года
Форма работы: урочно-внеурочная.
Краткое описание проекта
Проект предназначен для обучающихся в начальной школе с целью активизации учебно-познавательного процесса, расширения кругозора детей с ОВЗ и приобретения элементарного опыта участия в проектной деятельности, с учётом потенциальных возможностей школьников. В рамках проекта обучающиеся обогащают свои знания посредством прослушивания тематических музыкальных произведений, просмотра мультимедийных материалов; принимают участие в совместной музыкальной деятельности, учатся находить материалы по конкретным вопросам и представлять их своим одноклассникам, что способствует развитию речи и познавательных процессов у детей с ОВЗ.
Работа над проектом предполагает: 1) организацию обучающихся для совместного нахождения нужных материалов; 2) привлечение воспитателей и старших товарищей в работу проекта в качестве консультантов для детей; 3) защиту проекта, выполненного обучающимися в виде литературно-музыкальной композиции; 4)обсуждение итогов работы уч-ся над проектом, награждение отличившихся участников грамотами.
Актуальность проекта
Возможность для учащихся участвовать в создании проекта и его реализации, расширить свой кругозор, участие в частично-поисковой деятельности совместно с учителем и старшими товарищами, умение находить ответы на вопросы в разных источниках.
Цель проекта
Активизировать побуждение к эмоциональному отклику на музыкальные произведения и других произведений искусства.
Задачи проекта
1.Вовлекать каждого участника образовательного процесса в активную познавательную деятельность творческого характера, учитывая его потенциальные возможности и способности.
2.Развивать у детей устойчивый интерес к музыке, навыки выражения своего отношения к музыке в слове, жесте, мимике. Учить школьников работать с дополнительной информацией под руководством учителя и старших товарищей.
3.Воспитывать музыкально-художественный вкус через творчество композиторов, поэтов и художников.
4.Воспитывать способность у детей к взаимопониманию и взаимопомощи, а также личную ответственность за выполнение коллективной работы.
5.Развивать умения учащихся воспринимать настроение и характер музыкального произведения.
6.Развивать речевые умения у детей с ОВЗ, в том числе умение представлять результаты своей деятельности другим учащимся школы.
7. Побуждать интерес к проявлению творческой активности и коллективному музицированию.
Материально-техническое оснащение проекта:
Портреты: Г.Свиридов, П.Чайковский, А.С.Пушкин.
-Репродукции осенних картин.
-Фортепиано.
-Ноутбук.
-Мультимедийное оборудование.
Презентации на тему: «Времена года», «Осеннее лукошко», «П.Чайковский».
-Музыкальные энциклопедии, журналы из школьной библиотеки.
Музыкальный материал: Г.Свиридов «Осень»; П.Чайковский «Времена года»: «Октябрь», «Ноябрь»; Т.Попатенко «Скворушка прощается», О.Юдахина «Дождик», Б.Можжевелов «Огородная-хороводная»; В.Шаинский «Дождь пойдёт по улице».
Данный проект рассчитан на тесное сотрудничество коллектива учащихся в решении проблем работы над проектом. Также учитывалось, что младший школьник с ОВЗ в силу индивидуальных возможностей, возрастных особенностей и степени тяжести дефекта не обладает достаточным опытом, необходимым для самостоятельной реализации проекта, поэтому учитель выступает в роли координатора в своём собственном статусе, направляя работу, организовывает отдельные этапы проекта и корректирует их по мере необходимости. Работа над проектом ведётся в содружестве обучающихся и воспитателей по плану, разработанному совместно. Учитель координирует и направляет каждый его этап.
Этапы работы над проектом:
1. Подготовительный
2. Планирования
3. Реализации
4. Аналитический (рефлексия)
Вид учебного исследования:
а) по количеству участников – индивидуально-групповой;
б) по месту проведения – урочно-внеурочный;
в) по времени – краткосрочный (сезонный);
г) по теме – предметный.
Календарный план развития проекта
Названия этапов | Планируемая деятельность участников проекта | Для кого (целевая группа) |
| Информационная кампания | |
1 этап Подготови- тельный | Получение разрешения администрации школы на осуществление проекта. Обсуждение с учащимися вопросов, связанных с проведением проекта, вовлечение воспитателей в проектную деятельность. Проведение подготовительных занятий со школьниками – участниками проекта. Деление классов на подгруппы: художники, чтецы, певцы, артисты, музыканты. | Учитель, администрация школы обучающиеся 2-4 классов |
2 этап Планирова- ния | Определение направлений деятельности, распределение ответственных за направления, составление плана реализации по каждому направлению, определение сроков исполнения. | Учитель, воспитатели, обучающиеся 2-4 классов |
3 этап Реализации | Выполнение мероприятий по каждому направлению. Предварительный просмотр собранного учащимися материала, внесение необходимой коррекции, рекомендации по дальнейшей работе. Совместное рассматривание выполненных уч-ся рисунков по результатам интегрированного занятия «Мы рисуем музыку». Представление творческих работ (подбор тематических стихов и загадок), выполненных совместно с воспитателем. Представление результатов деятельности подгрупп (певцы, музыканты). Представление результатов деятельности (артисты-сценки, шутки). Анализ подбора репертуара для заключительного этапа, рекомендации по работе. | Обучающиеся 2-4 классов, воспитатели |
4 этап Аналитичес- кий этап (рефлексия) | Определение законченности деятельности по данному направлению. Литературно-музыкальная композиция «Что за осень золотая!» Организация отчёта результатов проведённого проекта для руководства школы (фотоотчёт). Награждение обучающихся грамотами. Создание плана следующих работ на основе проведённого анализа и накопленного опыта. | Учитель |
План-график реализации проекта
1 – 8 октября
Объявление старта проекта. Создание положительного мотива к осуществлению проектной деятельности.
Просмотр стартовой презентации об осенних изменениях в природе, побуждение обучающихся к обогащению и расширению знаний по теме проекта.
Знакомство обучающихся с произведением Г.Свиридова «Осень».
Интегрированное занятие «Мы рисуем музыку» (П.Чайковский «Времена года»: «Октябрь», «Ноябрь»).
9 – 23 октября
Оформление материалов занятия (рисунки обучающихся по группам).
Творческая работа с обучающимися «Осенние песенки».
Подготовка к творческому конкурсу «Осенние звёздочки».
24 октября – 13 ноября
1.Обработка собранных уч-ся материалов, внесение необходимой коррекции, рекомендации детям по дальнейшей организации работы.
2. Творческий конкурс «Осенние звёздочки» (чтецы, певцы)
3.Отчёт исследовательских групп (артисты, музыканты).
14 ноября – 1 декабря
1. Представление результатов деятельности в проекте уч-ся. Литературно-музыкальная композиция «Что за осень золотая!»
2.Организация фотоотчёта.
3.Награждение грамотами активных обучающихся.
4.Подведение итогов работы над проектом, создание плана следующих
проектных работ.
Выступление на МО начальных классов.
Распространение опыта в сети Интернет.
В процессе реализации проекта используются различные педагогические методы и приёмы:
-словесный: беседа, объяснительно – иллюстративный, сравнение звуковой и зрительной наглядности;
-групповая дискуссия;
-метод накопления знаний «Волшебная шкатулка»;
-метод проектов;
-групповая работа;
-работа с воспитателями;
-анализ, рефлексия.
Ожидаемые результаты работы над проектом
Созданные условия для организации социально-значимой проектной деятельности способствуют вовлечению максимального числа обучающихся и их старших товарищей и воспитателей в процесс работы над проектом.
Участие в социально-значимой проектной деятельности способствуют формированию социально-коммуникативных, творческих и эстетических навыков у обучающихся.
Отработанная на практике модель реально действующего социального проекта вполне может стать доброй традицией коллектива, так как объединяет учителя, воспитателя и воспитанников в общем деле.