Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
города Магнитогорска
Творческий проект
«Роботизированный комплекс ЖиЗЛиП»
Категория: Жизнь на Земле (сохранение экосистем суши)
Выполнили: Куншин Данила, 5 класс
Сальников Матвей, 5 класс
Руководитель: Коякова Елена Николаевна
учитель технологии
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/05/06/s_590e067cab0d7/623202_1.png)
Магнитогорск, 2017
Содержание
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1
Формы существования экосистем ……………………………… 4
Результаты социологического опроса ………………………….. 5
ГЛАВА 2
Функционал модели проекта, принципы работы ……………… 5
Создание программ управления моделей ……………………... 6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….. 7
Библиографический список …………………………………………….. 8
Приложение 1 …………………………………………………………… 9
Приложение 2 …………………………………………………………… 10
Приложение 3 …………………………………………………………… 11
Приложение 4 …………………………………………………………… 12
Приложение 5 …………………………………………………………… 13
Приложение 6 …………………………………………………………. .. 14
ВВЕДЕНИЕ
Значение птиц в природе и в жизни человека очень велико. Птицы истребляют бесчисленное множество насекомых-вредителей и являются санитарами в природе. В последнее время численность многих птиц сокращена. Это связано с изменением окружающей среды (загрязнение атмосферы, массовая вырубка лесов, появление в местах обитания птиц привезённых человеком хищников и т.п.) и охотой. За четыре последних века вымерло до 90 видов птиц, многие другие занесены в Красную книгу. Птиц необходимо охранять, привлекать в лесопарки, сады устанавливая искусственные гнездовья и подкармливая их зимой.
Цель: в создании робота, способствующего более устойчивому развитию уральского региона, следуя достижению сохранению экосистемы города.
Задачи:
Изучить существующие проблемы экосистемы.
Отыскать эффективные и инновационные подходы в решении вопросов сохранения экологической безопасности экосистемы.
Сконструировать роботизированную модель.
Создать программу управления модели.
Для решения задач, определены основные этапы исследования:
Создание команды;
Проведение исследования;
Проведение социологического исследования (анкетирование);
Разработка модели прототипа;
Написание работы;
Разработка демонстрационного материала.
Необходимое оборудование
ГЛАВА 1
Формы существования экосистем
Все многообразие экосистем в биосфере можно разделить на две группы — водные и сухопутные. В сухопутных экосистемах преобладает влияние самого живого населения, то есть биотических факторов (Приложение 1).
Удовлетворяя свои потребности, человек постоянно прямо или косвенно и с различными целями использует природные ресурсы. Человек издавна оказывал влияние на природу, воздействуя как на отдельные виды растений и животных, так и на экосистемы в целом. Рассмотрев экосистемы, мы пришли к выводу, что именно пернатые являются санитарами «зеленого золота» планеты.
Однако, пернатые создают и массу проблем. В частности, у людей все чаще встречаются заболевания, передающиеся от птиц: орнитоз, сальмонеллез, птичий грипп. Птицы заражаются друг от друга при непосредственном контакте, реже – через продукты жизнедеятельности (слюну, фекалии), попадающие в водоемы в местах массового скопления птиц. Основные переносчики заболеваний – наиболее уязвимые к вирусным инфекциям водоплавающие птицы, особенно в безморозный период, и птицы, обитатели населенных пунктов: голуби, воробьи, вороны, скворцы. Выздоравливая, они остаются носителями инфекции и могут служить источником для заражения других. Передача заболевания человеку возможна не только при непосредственном контакте с птицами – носителями заболеваний либо больными, но и с потоком воздуха при вдыхании инфицированной пыли, на подошвах обуви или при употреблении неочищенной воды, неправильно приготовленного мяса добытой птицы. Жители городов заражаются этим заболеванием от птиц:
• диких (чаек, снегирей и т. д.);
• домашних (кур, уток, фазанов и т. д.);
• в том числе декоративных (попугаев, канареек и т. д.)
Много пернатых погибает во время зимней бескормицы, которая начинается с появлением устойчивого снежного покрова.
Человек может помочь им перечить стужу, тем самым сохранить их численность. Значение птиц в природе и в жизни человека очень велико. Своей красотой и пением птицы доставляют человеку эстетическое наслаждение.
Результаты социологического опроса
Социологический опрос проводился среди 93 учащихся средней школы № 1 с целью выявления их отношения к птицам. Для этого учащимся были заданы вопросы следующего содержания:
Как ты относишься к птицам?
Приходилось ли вам наблюдать за птицами?
Каких птиц, обитающих в нашем районе, ты знаешь?
Диаграмму результатов можно проследить в Приложении 2.
Вывод: из выше изложенного следует, что учащиеся нашей школы имеют удовлетворительные знания о птицах. Многие из детей положительно относятся к ним и считают, что птицы являются неотъемлемой частью природы, заслуживают уважения и охраны.
ГЛАВА 2
Функционал модели проекта, принципы работы
Для сохранения экосистемы мы предлагаем установку «птичьих гостиниц», (Приложение 3) оснащенных датчиками для выявления нездоровых пернатых и транспортировку их в санитарные зоны.
Нами был разработан прототип роботизированной машины «Робот-орнитолог» (Приложение 4). Роботизированная машина представлена образовательным конструктором LEGO MINDSTORMS NXT. Программируемый блок установлен на закрепленную платформу балками. Мотором 1 (подключен к порту А) приводит в движение колесную основу. Роботизированная система оснащена манипулятором. Мотором 2 (подключен к порту В) посредством червячной передачи выдвигается механизм захвата. Механизм захвата, собранный из двух шестеренок, угловых балок и червячного зубчатого колеса, управляется мотором 3 (подключен к порту С).
Роботизированная система сможет доставлять в «птичьи гостиницы» витаминизированный корм, изолировать выявленных нездоровых пернатых.
Модель птицы 1 (приложение 5) представлена образовательным конструктором LEGO Education WeDo. Мотор вращает колесо и приводит в вращательное движение скругленные балки, закрепленные а нем штифтом. В свою очередь скругленные балки, скрепленные штифтами с прямоугольными балками, приводят их в движение, имитируя взмахи крыльев птицы.
Модель птицы 2 (приложение 5) представлена образовательным конструктором LEGO MINDSTORMS NXT. Мотор вращает ось, на которой закреплена основа птицы, состоящая из закругленных балок и колес.
Создание программ управления моделей
Программа управления модели «Птица 1»
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/05/06/s_590e067cab0d7/623202_2.png)
Описание программы.
Программа стартует при нажатии кнопки «А» и каждый раз при срабатывания датчика наклона, мотор вращается с мощностью «4» 18 единиц времени и срабатывает звуковой эффект «голос птицы».
Создание программ управления моделей
Программа управления модели «Птица 2»
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/05/06/s_590e067cab0d7/623202_3.png)
Описание программы
Программа стартует каждый раз при нажатии датчика касания. Мотор производит вращение вперед на 0,7 сек мощностью 10 и останавливается. Затем производит вращение назад на 0,7 сек мощностью 29.
Программа роботизированной машины «Робота-орнитолога» и модели «Птичьей гостиницы»
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/05/06/s_590e067cab0d7/623202_4.png)
Наш проект имеет информационный буклет (приложение 6).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Издавна и по-разному складывались взаимоотношения человека и птиц. Много было истреблено пернатых. И не так давно люди по – настоящему задумались об охране еще уцелевших из них.
А каково будущее современных птиц? Можно предположить, что некоторые из них, вероятно, исчезнут не только потому, что деятельность человека сильно изменяет среду их обитания и лишает источника корма, места гнездований, но и потому, что в своем развитии они не могут уже приспособиться к изменяющимся жизненным условиям.
Теперь, когда на планете обитает более 4 миллиардов людей, и население продолжает увеличиваться, птицам становится все труднее выдерживать натиск цивилизации. Осложняет существование многих птиц разносторонняя деятельность человека: сведение лесов, осушение болот, применение ядохимикатов и т.п.
Сами по себе знания по охране природы недостаточны, если они не сочетаются с конкретными практическими делами.
Мы изучили литературу, провели анкетирование и исследования.
Мы предлагаем устанавливать «Птичьи гостиницы» в городах и поселках. В течение всего периода работы «Птичья гостиница» служит для сохранения пернатых и обнаружения нездоровых особей.
Нами был разработан прототип роботизированной машины «Робот-орнитолог». В зимний период роботизированная машина подаёт корма и витамины в «Птичьи гостиницы», а при обнаружении нездоровых особей пернатых эвакуирует их в санитарные зоны круглогодичный период.
В дальнейшем планируем обустроить «птичьи гостиницы» обогревательными элементами, которые будут зимой работать от ветрогенератора (т.к. в уральском регионе достаточно количества времени ветрено). И мы сумеем сохранить биологическое разнообразие этого класса.
Наш проект в будущем расширится – на его основе расположится исследовательская станция для ведущих-орнитологов с открытием новых рабочих мест. На станции можно будет освещать учебную деятельность с детьми.
Надо беречь все то, что дает нам природа, охранять ее красоту. Природа щедра только для тех, кто умеет бережно к ней относиться.
Библиографический список
Биология. Наземные экосистемы. http://blgy.ru/biology10pro/ecosystem-preservation (дата обращения 04.04.2017)
Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов. Lego Group, перевод ИНТ, - 87 с., илл.
Технология и информатика: проекты и задания. Книга для учителя. –М.: ИНТ, - 80 с.
Технология и предпринимательство.
http://litceysel.ru/amda/Учебнометодический+комплекс+по+дисциплине+030600+«Технология+и+предпринимательство»+Учебно-методический+комплекс+Составитель%3A+ст+преподавательa/part-3.html (дата обращения 04.04.2017)
Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. – СПб.:Наука, 2011. 263с.
Экосистемы. Виды экосистем. Разнообразие видов природных экосистем. http://fb.ru/article/199844/ekosistemyi-vidyi-ekosistem-raznoobrazie-vidov-prirodnyih-ekosistem (дата обращения 01.04.2017)
Приложение 1
Классификация экосистем
Тип экосистем | Автотрофные | Гетеротрофные |
фотоавтотрофные | хемоавтотрофные |
Естественные | Тундры, болота, леса, луга, моря и др. | Экосистемы подводных вод, оазисы рифтовых зон океана | Экосистемы пещер, высокогорных ледников, океанических глубин |
Антропогенные | Агроэкосистемы, лесные культуры, морские огороды и др. | Экосистемы биологических очистных сооружений | Городские и промышленные предприятия, экосистемы биологических очистных сооружений, рыборазводные пруды, культура дождевого червя, плантации шампиньонов |
Приложение 2
1. Как ты относишься к птицам?
Результаты ответов:
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/05/06/s_590e067cab0d7/623202_5.png)
2. Приходилось ли вам наблюдать за птицами?
Результаты ответов:
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/05/06/s_590e067cab0d7/623202_6.png)
3. Каких птиц, обитающих в нашем районе, ты знаешь?
Результаты ответов:
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/05/06/s_590e067cab0d7/623202_7.png)
Данные опроса были проанализированы.
Вывод: из выше изложенного следует, что учащиеся нашей школы имеют удовлетворительные знания о птицах. Многие из детей положительно относятся к ним и считают, что птицы являются неотъемлемой частью природы, заслуживают уважения и охраны.
Приложение 3
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/05/06/s_590e067cab0d7/623202_8.jpeg)
Модель «Птичьей гостиницы»
Приложение 4
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/05/06/s_590e067cab0d7/623202_9.jpeg)
Роботизированная модель робота
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/05/06/s_590e067cab0d7/623202_10.jpeg)
Система «захвата» в модели робота
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/05/06/s_590e067cab0d7/623202_11.jpeg)
Система выноса системы «захвата» в модели робота
Приложение 5
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/05/06/s_590e067cab0d7/623202_12.jpeg)
Модель птицы 1
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/05/06/s_590e067cab0d7/623202_13.jpeg)
Модель птицы 2
Приложение 6
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/05/06/s_590e067cab0d7/623202_14.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/05/06/s_590e067cab0d7/623202_15.png)
Буклет творческого проекта