СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческий проект по теме: маршрутов духовного краеведения Сергиево- посадского района и сельского поселения Васильевское.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Знакомство с историей создания и существования некоторых храмов   в  Сергиево – Посадском  районе. Церковь «Преображения Господне» (с. Радонеж), Покровский Хотьковский ставропигальный женский монастырь (г. Хотьково), Свято – Троицкая Сергиева – лавра

(г. Сергиев – Посад), храм святителя Василия Великого   (с. Васильевское).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Творческий проект по теме: маршрутов духовного краеведения Сергиево- посадского района и сельского поселения Васильевское.»

   Творческий проект по теме: маршрутов духовного краеведения Сергиево- посадского района.

Творческий проект по теме: маршрутов духовного краеведения Сергиево- посадского района.

А.Блока под звуки колокольного звона.  Люблю высокие соборы, Душой смиряясь посещать, Входить на сумрачные хоры, В толпе поющих исчезать. Боюсь души моей двуликой И осторожно хороню Свой образ дьявольский и дикий В сию священную броню. В своей молитве суеверной Ищу защиты у Христа Но из-под маски лицемерной Смеются лживые уста. И тихо, с неизменным ликом, В мерцанье мёртвенном свечей, Бужу я память о двуликом В сердцах молящихся людей. Вот – содрогнулись, смолкли хоры, В смятенье бросились бежать… Люблю высокие соборы, Душой смиряясь посещать. 

А.Блока под звуки колокольного звона. 

  • Люблю высокие соборы,
  • Душой смиряясь посещать,
  • Входить на сумрачные хоры,
  • В толпе поющих исчезать.
  • Боюсь души моей двуликой
  • И осторожно хороню
  • Свой образ дьявольский и дикий
  • В сию священную броню.
  • В своей молитве суеверной
  • Ищу защиты у Христа
  • Но из-под маски лицемерной
  • Смеются лживые уста.
  • И тихо, с неизменным ликом,
  • В мерцанье мёртвенном свечей,
  • Бужу я память о двуликом
  • В сердцах молящихся людей.
  • Вот – содрогнулись, смолкли хоры,
  • В смятенье бросились бежать…
  • Люблю высокие соборы,
  • Душой смиряясь посещать. 
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по святым местам нашего родного села, города Сергиев – Посад и его окраин. Вы, наверно, догадались, что наш путь ляжет к храмам и церквям. На берегах русских рек и озер, среди лесов, деревень, сёл и в людных городах стоят и украшают русские пейзажи православные храмы. Невозможно представить себе современный русский город, поселок без этого сооружения. Эти особенные, неповторимые и вместе с тем родные друг другу архитектурные сооружения всегда были главным украшением городских и сельских пейзажей России. Их купола и кресты видны издали, к ним ведут главные дороги. А ещё православные храмы отличаются своим неповторимым колокольным звоном, красотой. Все дороги ведут к храму. - А кто из вас был в храме? - В каких храмах вы были?
  • Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по святым местам нашего родного села, города Сергиев – Посад и его окраин. Вы, наверно, догадались, что наш путь ляжет к храмам и церквям.
  • На берегах русских рек и озер, среди лесов, деревень, сёл и в людных городах стоят и украшают русские пейзажи православные храмы. Невозможно представить себе современный русский город, поселок без этого сооружения. Эти особенные, неповторимые и вместе с тем родные друг другу архитектурные сооружения всегда были главным украшением городских и сельских пейзажей России. Их купола и кресты видны издали, к ним ведут главные дороги. А ещё православные храмы отличаются своим неповторимым колокольным звоном, красотой. Все дороги ведут к храму.
  • - А кто из вас был в храме?
  • - В каких храмах вы были?
   Сегодня мы будем говорить о храмах нашего села, города Сергиев - Посад и района. В конце нашей встречи вы узнаете о храмах и церквях, их прошлое очень интересно. У каждого из них есть своё название и история.
  •   Сегодня мы будем говорить о храмах нашего села, города Сергиев - Посад и района. В конце нашей встречи вы узнаете о храмах и церквях, их прошлое очень интересно. У каждого из них есть своё название и история.

Церковь «Преображения Господня» ( село Радонеж)  

  Село Радонеж - древнейшее славянское поселение, Расположено в 42 километрах от Москвы, в Сергиево-Посадском районе Московской области, на открытом холме, на правом берегу небольшой речки Пажи. Далеко блестят, переливаясь и сияя в ясную погоду особенно красиво, небольшие купола сельской церкви Преображения. Церковь Преображения была построена в 1836-1842 гг. Село Радонеж известно благодаря тому, что именно здесь начались подвиги святого преподобного Сергия (Варфоломея), получившего прозвание Радонежский чудотворец. Родители маленького Варфоломея переселились в Радонеж из своего имения под  Ростовом Великим , откуда их вынудили уехать постоянные притеснения со стороны наместников московского князя Ивана Калиты. Боярин Кирилл со своей женой Марией и сыновьями Стефаном, Варфоломеем и Петром по приглашению радонежского наместника Терентия Ртища, который обещал переселенцам большие льготы, перебрался в Радонеж. Позднее Кирилл и Мария приняли постриг в соседнем  Хотьковом монастыре , а Варфоломей отправился с ними – присматривать и помогать престарелым родителям.

  • В XV веке Радонеж стал настоящим городком с крепостью, земляными валами и тремя храмами, центром удельного княжества, которым владел князь Андрей Меньшой. Валы сохранились по сей день, а вот от трех храмов сохранились лишь деревянные царские врата. Соборный храм крепости носил название Преображенского. При Иване III в Радонеж из Троицкого монастыря была переведена ярмарка. В XVII веке Радонеж стал вотчиной Троице-Сергиевой Лавры. К этому моменту село (или, как указано в документах, «город Радонеж») было разорено в Смутное время, и в нем не осталось ни одного храма. Монастырские власти приняли решение переделать в шатровый храм башню крепости. Храм освятили в честь Преображения Господня, а в пристроенной трапезной освятили два придела – Сергия Радонежского и Михаила Малеина.
  • В XVIII веке село приобрело новое название – Городок. Новый храм в селе был построен на средства прихода в середине XIX века в стиле ампир. Первоначально основной объем храма был поставлен отдельно от колокольни, и их объединили трапезной в 1860-х годах. Основной объем – четырехугольный, по бокам украшен высокими портиками в четыре колонны, на нижний ярус поставлена высокая световая ротонда. В главной части храма был поставлен пятиярусный иконостас, в приделе Сергия Радонежского в трапезной – небольшой двухъярусный. В 1870-х годах храм был расписан, и частично эти росписи сохранились.
Трехъярусная колокольня украшена парными колоннами и увенчана шпилем. В 1855 году храм окружили новой кирпичной оградой с металлическими решетками. Эта ограда была частично разрушена в советское время, в 1969 году восстановлена. Древнее село с начала XIX века привлекало внимание исследователей.  Во многом благодаря тому, что еще в 1820-х годах удалось восстановить историю села, в 1960-х годах было принято решение о сохранении его памятников, в том числе храма Преображения. В 1974 году храм был поставлен на государственную охрану.  В 1988 году в честь празднования тысячелетия со времени крещения Руси рядом с храмом был установлен памятник Сергию Радонежскому по проекту скульптора В.М.Клыкова и архитектора Р.И.Семержиева. В 1989 году село Городок было переименовано в Радонеж. Сейчас сюда стекается множество паломников, посещающих места, связанные с житием одного из самых почитаемых и прославленных русских святых – Преподобного Сергия Радонежского. Под горой находится родник Сергия Радонежского, там же устроена купель.
  • Трехъярусная колокольня украшена парными колоннами и увенчана шпилем. В 1855 году храм окружили новой кирпичной оградой с металлическими решетками. Эта ограда была частично разрушена в советское время, в 1969 году восстановлена.
  • Древнее село с начала XIX века привлекало внимание исследователей.  Во многом благодаря тому, что еще в 1820-х годах удалось восстановить историю села, в 1960-х годах было принято решение о сохранении его памятников, в том числе храма Преображения. В 1974 году храм был поставлен на государственную охрану.  В 1988 году в честь празднования тысячелетия со времени крещения Руси рядом с храмом был установлен памятник Сергию Радонежскому по проекту скульптора В.М.Клыкова и архитектора Р.И.Семержиева. В 1989 году село Городок было переименовано в Радонеж. Сейчас сюда стекается множество паломников, посещающих места, связанные с житием одного из самых почитаемых и прославленных русских святых – Преподобного Сергия Радонежского. Под горой находится родник Сергия Радонежского, там же устроена купель.

Покровский Хотьковский ставропигиальный женский монастырь (г. Хотьково)

  • Есть легенда о происхождении названия г. Хотькова. Как – то проезжала через это поселение императрица Екатерина II была предупреждена о разбойниках здешних, кого они грабят? Да ХОТЬ- КОВО. Семь веков отделяет нас от той далёкой эпохи, когда зародилась монашеская жизнь на Хотькове, на высоком живописном берегу тихой речки Пажи, у храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Место, где расположился монастырь, на древних картах имело название Обнорская гора — это недалеко от г. Радонеж, в 10-ти километрах от Троице-Сергиевой Лавры. Основан монастырь предположительно при князе Юрии Даниловиче (1281–1322) и при святителе Петре Митрополите Московском (1308–1326). В летописных свидетельствах монастырь впервые упомянут в 1308 году, однако точная дата остается для нас неизвестной.
  • Всего лишь одно обстоятельство выделяло и выделяет Хотьковский монастырь из всех русских обителей. Это его теснейшая неразрывная связь с семьей, давшей миру главного духовного авторитета Древней Руси и до наших дней, одного из самых почитаемых русских святых —  Сергия Радонежского.  В память о завещании  Сергия Радонежского  паломники старались и стараются посетить Хотьковский монастырь и поклониться гробнице его родителей.
  • Монастырь, по преданию, основали в первой четверти XIV в. родители этого великого русского святого — ростовские бояре  Кирилл и Мария.  Здесь они в 1335—1336 гг. приняли монашество, в 1337 г. здесь же их похоронили, в 1992 г. они были канонизированы (причислены к лику русских святых). Родители  Сергия Радонежского были погребены в трапезной части Покровского храма тех лет; их гробницы в течение длительного времени были местом массового паломничества православных россиян.

И раньше, и теперь, обращаясь в молитвах к  преподобным Кириллу и Марии , православные люди просят помощи в даровании сил и терпения для достойного служения Господу Богу, Родине, их семьям, молят о рождении у них хороших детей, их долгой и славной жизни на благо православия и Отечества, просят помочь испросить у Бога прощение собственных грехов, причем не ради себя, а прежде всего в тревоге о судьбах их детей.

  •   Икона Сергиева рода над ракой с мощами его благоверных родителей  Преподобных Кирилла и Марии.  
  • Кирилл и Мария были благочестивыми христианами. До пострижения в монахи Кирилл считался одним из самых именитых, богатых ростовских бояр, он верно служил князьям ростовским и слыл у них любимым боярином. Но к старости Кирилл обнищал, фактически потерял все свое состояние. Он был вынужден часто сопровождать ростовского князя в Орду (что было связано с большими материальными затратами), много пришлось ему тратиться и на ликвидацию опустошительных последствий многочисленных ордынских нападении на его родную ростовскую землю, дополнительных трат также требовала борьба с тяжелым голодом, неоднократно опустошавшим его земли.
  • После присоединения Ростовского княжества к Московскому Кирилл с семьей переселился в Московское княжество, в село Радонеж, где всем добровольно приехавшим были обещаны разные льготы. Так Кирилл стал слугой великого Московского князя и достойно служил ему.
  • Его жена Мария всегда была добропорядочной христианкой, строго исполняла все православные правила, в большой мере именно благодаря ей православные моральные нормы стали основой жизни их детей. Кирилл и Мария понимали важность образования и всех своих сыновей (Стефан, Петр, Варфоломей — будущий прп. Сергий Радонежский) отправили учиться.
  • Со временем они одобрили супружество двух своих сыновей и стремление Варфоломея полностью посвятить свою жизнь служению Господу Богу, но убедили его принять монашество только после их кончины, так как при их почтенном возрасте и болезнях они нуждались в его постоянной заботе. Кирилл и Мария радовались желанию их младшего сына Варфоломея стать монахом, но они дали ему своего рода педагогический урок. Вначале нужно думать не о реализации своих собственных желаний, а об выполнении общечеловеческих обязанностей, быть с теми, кто нуждается в помощи и защите.
  • В 2008 году Покровский Хотьков монастырь отметил 700-летие своего существования. В 2012 году исполнилось 20 лет возрождения монашеской жизни после разорения, 20 лет общецерковного прославления и 675 лет со времени кончины покровителей обители преподобных Кирилла и Марии, Радонежских и Хотьковских чудотворцев.
  • Покровский монастырь являет собой неотъемлемую часть земли Радонежской, той самой земли, которая освящена стопами преподобного Сергия Радонежского и святого благоверного князя Димитрия Донского, преподобного Андрея Рублева и преподобного Максима Грека. Эти имена говорят православному человеку о том дорогом и незабвенном сокровище, общниками которого милостиво соделал нас Господь и имя которого — Святая Русь.

Свято – Троицкая Сергиева Лавра (г. Сергиев - Посад)  

  •   Это крупнейший монастырь России, расположенный в центре города Сергиев Посад Московской области, на реке Кончуре и основанный в XIV веке преподобным Сергием Радонежским. Он играл важную роль в политической жизни Северо-Восточной Руси, был опорой российских правителей. Принимал активное участие в борьбе против ордынского ига и врагов России в Смутное время. В 1340-х годах Сергий Радонежский основал небольшой монастырь с деревянным Свято-Троицким храмом близ Хотькова, на холме Маковец. В 1355 году в монастыре был введён новый, общежитийный устав. Территория монастыря была разделена на три части — жилую, общественную и оборонительную; игуменом монастыря стал его основатель. План монастыря, установленный тогда, в общих чертах дошёл до наших дней (прямоугольный внутренний двор с церковью и трапезной, окружённый с четырёх сторон кельями). Вскоре Троицкий монастырь стал духовным центром московских земель, поддержкой московских князей. Здесь в 1380 году отец Сергий благословил войско князя Дмитрия Ивановича, отправлявшееся на сражение с Мамаем. 8 сентября 1380 года на поле боя вышли монахи-богатыри Троицкого монастыря — Пересвет и Ослябя.
  • В 1392 году преподобный Сергий умер, а основанный им монастырь на протяжении нескольких столетий являлся культурным и религиозным центром Российского государства (в монастыре составлялись летописи, переписывались рукописи, писались иконы; в XV веке здесь было создано «Житие преподобного Сергия Радонежского», один из крупнейших памятников старорусской литературы, ценнейший исторический документ). В 1408 году монастырь был разграблен и сожжён татарским ханом Едигеем, но следующие 200 лет его истории прошли почти безоблачно. Монастырь отстраивался, развивался, стал одной из главных российских святынь. В 1422 году, году причисления основателя монастыря к лику святых, на месте деревянной церкви был заложен главный храм обители — Троицкий собор; позднее за монастырём закрепилось название «Троице-Сергиева лавра». В 1550-х годах Троицкий монастырь был обнесён белокаменной стеной (длиной 1284 м, с 11 башнями); в 1561 году он получил статус архимандрии. В 1585 году был построен Успенский собор. В Смутное время монастырь, выдержав 16-месячную осаду польско-литовских интервентов под предводительством Сапеги и Лисовского, стал одним из оплотов Второго ополчения Минина и Пожарского; большой вклад в дело освобождения внесли архимандрит Дионисий и келарь Авраамий Палицын, помогавшие Ополчению крупными пожертвованиями и поддерживавшие дух войска. Монастырю благоволили русские цари; они регулярно совершали паломничества к святым местам Троице-Сергия («Троицкий ход»); в монастыре был крещён Иван IV Грозный. В 1682 году, во время Стрелецкого бунта, монастырь послужил убежищем для царевны Софьи Алексеевны, царевичей Ивана и Петра. В 1689 году в монастыре укрывался спасшийся из Москвы бегством Пётр I; при нём в обители появилась великолепная барочная трапезная с храмом преподобного Сергия Радонежского. Именно в Троице-Сергиевом монастыре произошла расправа над сторонниками Софьи; отсюда уже единовластным правителем Пётр уехал в Москву. В 1738 году поменялась система управления монастырём: он стал подчиняться Духовному совету; вскоре (в 1744 г.) Троице-Сергиев монастырь был удостоен почётного титула лавры; главой лавры утверждался митрополит Московский.
  • Троице-Сергиева лавра являлась одним из богатейших монастырей России, входила в число самых крупных землевладельцев (в 1763 г., в преддверии крупной конфискации церковных земель, лавре принадлежало более 100 тысяч душ крестьян). Активная торговля (зерновыми, солью, предметами быта) способствовала преумножению богатств монастыря; его финансовое положение в XVII–XVIII веках отличалось большой прочностью; велики были пожертвования в пользу русской армии (в 1812 г. — около 70 тысяч рублей), ополчения. К началу XX века во ведении лавры находились типография (в ней печатались произведения философов, священнослужителей — П. А. Флоренского, Климента Охридского и других), две гостиницы (на территории Посада), мастерские (производство игрушек, подсвечников, крестов и т. п., резьба по дереву), лавки, конные дворы. В 1910-е годы в лавре жило более 400 монахов. К Троице-Сергиевой лавре были приписаны некоторые малые монастыри и скиты. Святыни монастыря — нетленные мощи преподобного Сергия Радонежского (в Троицком соборе), мощи Никона, Сергия (Михея) Радонежских, св. Серапиона Новгородского, митрополита Иоасафа, архимандрита Дионисия, преподобного Максима Грека, икона Святой Живоначальной Троицы работы Андрея Рублёва (ныне в Третьяковской галерее, Москва) — привлекали тысячи паломников со всех концов России. В лавре захоронены представители знатных русских домов — Вельские, Воротынские, Глинские, Оболенские, Одоевские и другие, выдающиеся деятели Смуты — князь Дмитрий Трубецкой и Прокопий Ляпунов, князь Андрей Радонежский, представители фамилии Годуновых, многие московские архиереи, патриархи Алексий I и Пимен. Многочисленные сокровища хранятся в ризнице — это уникальные предметы декоративно-прикладного искусства, подношения царей и богатых людей монастырю. Значительным фондом рукописей обладает лаврская библиотека — здесь хранятся и русские летописи, и рукописные книги.
  • Внутри лавры червонным золотом горят глава и кровля древнейшего Троицкого собора. Он первый в России памятник, поставленный в честь основателя монастыря-крепости Сергия Радонежского в год его канонизации (1422 г.) и официального провозглашения «покровителем земли Русской». В одноглавом белокаменном Троицком соборе покоится прах Сергия, а в музее хранится надгробная пелена с изображением игумена. В иконостасе собора — работы Андрея Рублёва и его товарищей. Лучший художник русского средневековья написал здесь всемирно известную «Троицу». Она сейчас в Третьяковской галерее, а в иконостасе — превосходная копия. Второй древний храм — Сошествия святого духа — сложили уже из кирпича псковские каменщики в 1476 году. Верх его необычен: с колокольней под главкой. «Иже под колоколы» называли такие церкви наши предки. Опись 1641 года сохранила названия и своеобразные «характеристики» висевших над храмом колоколов: «нефимонный» (повседневный), «с очапом» (повреждённый, скреплённый хомутом), «сполошный», «колокол расшибен бывал нефимонный». Мастера Ивана Грозного в 1559 году начали строить большой пятиглавый Успенский собор — формально главный в лавре. Заканчивал постройку царь Фёдор Иоаннович в 1584 году. Величием простоты и строгостью отмечен внешний вид храма. В интерьере собора — огромный резной иконостас. С задней его стороны, высоко вверху устроены площадки для певчих. Современники отмечали, что пел хор монахов «аки с небес». В иконостасе — работы Симона Ушакова. Из-под куполов спускаются литые медные паникадила высокохудожественной работы. Все стены и своды покрыты фресками. Их выполнили в одно лето 1684 года тридцать пять изографов во главе с Димитрием Григорьевым (имена художников перечислены на западной стене собора, под росписью «полотенец»).
  • У юго-западного угла Успенского собора стоит весёлая, нарядная, похожая на резную раскрашенную игрушку Надкладезная часовня конца XVII века, типично нарышкинской архитектуры — знаменитые «три восьмерика на четверике». Вторая Надкладезная (Пятницкая) часовня, также конца XVII столетия, стоит за оградой лавры, на берегу, к востоку от Введенской и Пятницкой церквей (обе — 1547 года). От последней она и получила своё название. Часовня утратила многие из украшений, «вросла в землю», но волнистая кровля с двумя световыми восьмеричками, тонкая скульптурная обработка входного портала, остатки наличников говорят о том, каким красивым было это небольшое здание, ждущее реставрации. В конце XVII столетия в лавре перестроили старую, насчитывавшую около трёх столетий Трапезную. Возведённая вновь в 1686–1692 годах, она высится на подклете с открытым гульбищем, широкой лестницей, украшенная резными полуколонками, полуциркульными раковинами, наличниками со стилизованными виноградными гроздьями; «в шашку» красной, жёлтой, синей и зелёной краской расписана гладь стен. Внутри — большой зал с широким сомкнутым сводом, конструкция которого для XVII века была серьёзным инженерным достижением, долго остававшимся непревзойдённым. Живопись на стенах и сводах поздняя, XIX века, но для своего времени интересная. В церкви, отделённой от зала кованой позолоченной решёткой, привлекают внимание красивый резной иконостас и пол из брусков яшмы красно-коричневого тона. Замечательное сооружение начала XVII столетия — комплекс Больничных палат с храмом Зосимы и Савватия, единственной шатровой церковью в ансамбле монастыря. Ещё не так давно она была закрыта убогой жилой застройкой и разрушалась. Долго работавший в лавре талантливый архитектор-реставратор И. В. Трофимов вернул былую красоту чудесному красно-белому храму с высоким гранёным шатром, украшенным зелёными поливными изразцами. Сейчас это один из живописнейших уголков лавры.
  • XVII веку принадлежит и Надвратная церковь Иоанна Предтечи, построенная «именитыми людьми» Строгановыми, крупнейшими купцами и промышленниками в 1693–1699 годах. Она потеряла четыре главы пятиглавия, но и в таком виде остаётся превосходным памятником. Её декор во многом повторяет декор Трапезной. Ко второй половине XVII столетия относятся ещё и огромные Чертоги — путевой дворец царя Алексея Михайловича. Он часто приезжал в Троице-Сергиев монастырь, главную святыню Московского государства, в сопровождении свиты, насчитывавшей свыше пятисот человек. Всем требовалось дать приют. Это и обусловило облик Чертогов, простого по формам, но вместительного здания, когда-то богато украшенного снаружи изразцами, частично сохранившимися и поныне. В интерьерах интересна лепная отделка и две изразцовые печи, возможно, лучшие из уцелевших до наших дней. Своеобразный «памятник трёх столетий» — нарядные Митрополичьи покои. С главного, северного фасада здание выглядит двухэтажным. С северной стороны виден ещё один, древнейший, XVI века, нижний этаж, врезанный в косогор. Второй этаж над ним возведён в XVII веке, третий этаж и весь декор относятся к годам завершения ансамбля Троице-Сергиевой лавры — к середине XVIII столетия. В тот же период построили и маленькую Михеевскую церковь. Как бы для контраста поставлена она рядом с большой, пышно-торжественной Трапезной палатой. Михеевская церковь привлекает внимание своим оригинальным обликом: есть здания, которые хороши и «во втором ряду», если строитель талантлив.
  •   Смоленская церковь (Одигитрии) — одна из первых работ молодого ещё Ухтомского. Здание изящно и оригинально по формам и декору «елизаветинского барокко». В плане она — восьмигранник с выпуклыми и вогнутыми криволинейными гранями. Здание стоит на высоком белокаменном цоколе и имеет четыре открытых крыльца-паперти с широкими парадными лестницами (восстановлены три крыльца), с резными каменными балюстрадами. На крыльцо выходили три двери и алтарная ниша, все одинаково декорированные порталами с парными пилястрами по бокам. Восьмигранный купол несёт изящный фонарь с узкими арочными окнами. На сложной главе-кивере — крест, «попирающий полумесяц» (в XVIII веке шли одна за другой войны с мусульманской Турцией). Смоленская церковь была искажена пристройками и переделками. Долго был неизвестен и её строитель. Предание связывало её постройку с тайной свадьбой императрицы Елизаветы Петровны с придворным певчим Алексеем Разумовским. Приписывали постройку В. Растрелли. Исследования и реставрации, проведённые вдумчивым, талантливым архитектором Б. Д. Комаровым, вернули лавре одно из изящнейших её строений и установили имя зодчего — Дмитрия Ухтомского, последнего и наиболее одарённого из многочисленных создателей ансамбля Троице-Сергиевой лавры. Дмитрий Ухтомский нашёл для ансамбля лавры достойное завершение — великолепную вертикаль красивейшей в России пятиярусной колокольни. Без неё невозможно представить Сергиев Посад. Покидая его, мы ещё долго будем видеть золотой венец колокольни Троице-Сергиевой лавры — бесценного памятника древней русской архитектуры.

Храм свт. Василия Великого (с. Васильевское)

  • Первые упоминания о храме святителя Василия Великого в селе Васильевское относятся к XVI веку в связи с его пожалованием великим князем Иваном III Васильевичем причту Кремлевского Успенского собора.
  • Не позднее 1620-х годов в Васильевском усилиями прихожан была построена деревянная клетская церковь. Согласно описанию, в ней находились «образа и книги и все церковное строение мирское». В 1764 году церковные земли, в том числе и само село Васильевское, перешли в собственность государства.
  • Деревянная церковь в селе дожила до своего 200-летия. В 1836 году ее сменил каменный одноименный трехчастный храм, заложенный в 1810-х годах в память избавления Отечества от французов в 1812 году и по недостатку средств был сооружен в 1836 году.
  • Перед строительством нового храма старый деревянный был употреблен на обжиг кирпича, а на месте его престола воздвигнут памятный столп. По местным преданиям, кирпич для храма обжигали в печах неподалеку от села. К месту строительства кирпич доставляли не только на лошадях. Женщины приносили его в подолах, чтобы таким образом внести свою лепту в создание храма.
  • В церковной метрике 1887 года отмечено также, что образцом Васильевской церкви послужил одноименный храм на Тверской-Ямской улице в Москве.
  • Средства на его строительство нового храма пожертвовали жители села Васильевское, сельца Царевское и деревень Ярыгино, Зельниково, Костромино и Торбеево, составлявших один приход. Новая церковь имела придел во имя святого пророка Божия Илии. Недалеко от церкви на сельском кладбище была установлена деревянная часовня, пришедшая в ветхость к концу XIX века. Причт храма на рубеже XIX-XX веков состоял из священника, диакона и двух псаломщиков.
  • В 20-30-е годы ХХ века храм действовал. Его закрыли за два года до смерти Сталина - в 1951 году. По рассказам местных жителей, церковь пытались взорвать и на ее месте построить клуб. Однако стены храма отказались подчиняться «строителям», а машина, посланная за дополнительной взрывчаткой, попала в аварию. Тогда же была разрушена колокольня храма, с главного купола снята главка с крестом, сломана церковная ограда и ворота, а сам храм приспособлен под склад. Трое мужчин, снимавших золотые кресты с храма и с колокольни, тут же на 3-х тонке (машине) перевернулись и погибли. Воля Божья была сохранить сей храм.
  • В 1991 году здание церкви Василия Великого было возвращено Православной Церкви. Настоятелем храма стал молодой выпускник Московской духовной семинарии священник Сергий Сапун. Батюшка и жители села взялись за восстановление поруганной святыни. В День Святой Троицы была отслужена первая Божественная Литургия.
  • Постепенно храм стал приобретать прежние черты. С каждым годом хорошеет внутреннее убранство. Восстановлена церковная ограда, сделан новый кирпичный дом причта, закончена внутренняя отделка трапезной части храма, обустроен придел во имя святого пророка Илии. Несколько лет назад заново отстроена колокольня и водружен крест. Над Васильевском вновь можно слышать колокольные перезвоны.
  • В этом году исполняется ровно 175 лет со времени постройки и освящения каменного храма, а также 25 лет с момента возрождения в нем приходской жизни. До 2011 г. настоятелем храма был протоиерей Сергий Сапун. В настоящее время – иерей Сергий Дёмин. При храме работают православные школы для взрослых и детей. Произошло обновление иконы святителя Николая Угодника Мир Ликийских, чудотворца. Эту огромную икону подарила храму учитель математики Васильевской средней образовательной школы Валентина Владимировна Игнатова. Обновились росписи на стенах притвора и храма.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы  (с. Сабурово)     Древнее село Сабурово раньше именовали Федоровским или Мамонтовым. В народе его прозвали Поповским лугом: сюда, за 12 километров к западу от Троице-Сергиевой Лавры, приходили монахи заготавливать сено и ловить рыбу для обители. Не исключено, что в Сабурово бывал и сам преподобный Сергий.    Троице-Сергиеву монастырю село принадлежало до 1627 года. Затем его выкупил Иван Иванович Лобанов-Ростовский, и с тех пор несколько веков подряд живописные сабуровские места оставались во владении дворянских фамилий. В 1750 году село приобрел поручик Алексей Алексеевич Шубин. Его супруга Елизавета Кирилловна построила здесь каменную церковь Покрова Пресвятой Богородицы с приделами в трапезной в честь Усекновения Главы Иоанна Крестителя и святых и праведных Захарии и Елизаветы. Храм был возведен в 1797–1803 годах в стиле классицизма. Скромный по размерам и декору фасадов, он соответствовал своему назначению домашней усадебной церкви. 

Храм Покрова Пресвятой Богородицы (с. Сабурово)  

  • Древнее село Сабурово раньше именовали Федоровским или Мамонтовым. В народе его прозвали Поповским лугом: сюда, за 12 километров к западу от Троице-Сергиевой Лавры, приходили монахи заготавливать сено и ловить рыбу для обители. Не исключено, что в Сабурово бывал и сам преподобный Сергий. 
  •  
  • Троице-Сергиеву монастырю село принадлежало до 1627 года. Затем его выкупил Иван Иванович Лобанов-Ростовский, и с тех пор несколько веков подряд живописные сабуровские места оставались во владении дворянских фамилий. В 1750 году село приобрел поручик Алексей Алексеевич Шубин. Его супруга Елизавета Кирилловна построила здесь каменную церковь Покрова Пресвятой Богородицы с приделами в трапезной в честь Усекновения Главы Иоанна Крестителя и святых и праведных Захарии и Елизаветы. Храм был возведен в 1797–1803 годах в стиле классицизма. Скромный по размерам и декору фасадов, он соответствовал своему назначению домашней усадебной церкви. 
В 1816 году село Сабурово принадлежало Воейковым. Кроме церкви в ту пору здесь стоял двухэтажный каменный дом с мезонином, каменная кухня, каменный людской флигель, деревянная баня со светелкой, изба для семейных слуг и конюшня. А также яблоневый сад с десятком сортов яблонь и огуречные теплицы. В селе проживало 11 крестьянских семейств. Самая зажиточная семья, состоявшая из 12 человек, держала 8 лошадей, 5 коров и теленка, 8 овец, 15 кур и 1 петуха!   В начале 1830-х годов Воейковы съехали, а Сабурово было разделено на две половины. Одной из них вплоть до десятых годов XX века бессменно владело семейство дворян Марисовых. При них в 1899 году в Сабурове и соседних селах Алферьеве и Лазареве числилось 88 дворов и 547 душ. В 1927 году здесь уже было 793 постоянных жителя, в том числе 204 в Сабурове.   
  • В 1816 году село Сабурово принадлежало Воейковым. Кроме церкви в ту пору здесь стоял двухэтажный каменный дом с мезонином, каменная кухня, каменный людской флигель, деревянная баня со светелкой, изба для семейных слуг и конюшня. А также яблоневый сад с десятком сортов яблонь и огуречные теплицы. В селе проживало 11 крестьянских семейств. Самая зажиточная семья, состоявшая из 12 человек, держала 8 лошадей, 5 коров и теленка, 8 овец, 15 кур и 1 петуха!
  •  
  • В начале 1830-х годов Воейковы съехали, а Сабурово было разделено на две половины. Одной из них вплоть до десятых годов XX века бессменно владело семейство дворян Марисовых. При них в 1899 году в Сабурове и соседних селах Алферьеве и Лазареве числилось 88 дворов и 547 душ. В 1927 году здесь уже было 793 постоянных жителя, в том числе 204 в Сабурове. 
  •  
  • 30 мая 1922 года в период изъятия в стране церковных ценностей из Покровского храма было вывезено почти 2 фунта серебра. Комиссия Сергиевского уезда передала в Гохран потир, две тарелки, дискос, звездицу, лжицу и лампаду. В 1930-е годы храм закрыли, а его последнего настоятеля, иеромонаха Серафима (Крестьнинова), 10 декабря 1937 года расстреляли на полигоне Бутово. В 1960-70-х село было выселено. На пустынном холме остались лишь развалины церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Основное количество жителей переехали в с. Васильевское.
  • В начале 1990-х в эти места на сенокос приехали два инока из Троице-Сергиевой лавры. Увидели заброшенную церковь и задумали ее отреставрировать. С благословения наместника Троице-Сергиевой лавры монахи вырыли рядом с храмом землянку, в которой жили, и в свободное от сенокоса время ремонтировали церковь. Сабурово было передано Троице-Сергиевой лавре. К 1997 году вокруг церкви появилось благоустроенное Троицкое подворье, а возглавил его старший из тех двух монахов – архимандрит Ефрем. Его трудами в Сабурово создано большое подсобное хозяйство: сенокосы, пастбища для коров, и прочей живности, огороды. Около церкви разбит яблоневый сад. В пруду изобилует рыба. Так монахи, по примеру преподобного Сергия, продолжают трудиться на земле.  Архимандрит Ефрем объезжал владения церковные верхом на коне, и даже а Лавру ездил таким образом. Ученики Православной школы с. Васильевское летние и зимние каникулы проводили у батюшки Ефрема, в течение с 1999 – 2012г. Много чудес бывает по молитвам старца архимандрита Ефрема. Это – особые истории.
Единственное фото Покровского храма начала 1990-х годов.  Архитектор, приехавший осмотреть храм, сфотографировал свою дочку Сейчас в Сабурово постепенно возрождается жизнь. В обновленном Покровском храме идут службы. От прежних времен в церкви сохранились фрагменты масляных росписей начала XX века и рама трехъярусного иконостаса - ровесница храма. Не так давно за церковью была выстроена часовня. В ней похоронен диакон Николай (Макиевский) – человек необычной судьбы. В миру Николай Михайлович был вице-премьером Казахстана, а потом служил настоятелем Свято-Вознесенского кафедрального собора в Алма-Ате. 
  • Единственное фото Покровского храма начала 1990-х годов. 
  • Архитектор, приехавший осмотреть храм, сфотографировал свою дочку
  • Сейчас в Сабурово постепенно возрождается жизнь. В обновленном Покровском храме идут службы. От прежних времен в церкви сохранились фрагменты масляных росписей начала XX века и рама трехъярусного иконостаса - ровесница храма. Не так давно за церковью была выстроена часовня. В ней похоронен диакон Николай (Макиевский) – человек необычной судьбы. В миру Николай Михайлович был вице-премьером Казахстана, а потом служил настоятелем Свято-Вознесенского кафедрального собора в Алма-Ате. 
Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы (с. Горошково)     Археологические данные позволяют отнести время появления поселения на месте села  Горошково к XIV–XV векам. Само же село Горошково Бускутовской волости, стоявшее на р. Веле, упоминается в патриарших окладных книгах в 1654 году как вотчина стольника Федора Очина-Плещеева.  Во второй половине XVII – начале XIX вв. село принадлежало семье Матюшкиных. Первый владелец села Петр Иванович Матюшкин был стольником, затем боярином царя Алексея  Михайловича. Его сын служил комнатным стольником царя Ивана Алексеевича, брата Петра I.  В начале XIX века Горошково принадлежало супруге московского обер-полицмейстера,  позднее генерала от инфантерии и министра полиции Александра Дмитриевича Балашева, на средства которого в селе была построена существующая каменная церковь.

Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы (с. Горошково)  

  • Археологические данные позволяют отнести время появления поселения на месте села Горошково к XIV–XV векам. Само же село Горошково Бускутовской волости, стоявшее на р. Веле, упоминается в патриарших окладных книгах в 1654 году как вотчина стольника Федора Очина-Плещеева. Во второй половине XVII – начале XIX вв. село принадлежало семье Матюшкиных. Первый владелец села Петр Иванович Матюшкин был стольником, затем боярином царя Алексея Михайловича. Его сын служил комнатным стольником царя Ивана Алексеевича, брата Петра I. В начале XIX века Горошково принадлежало супруге московского обер-полицмейстера, позднее генерала от инфантерии и министра полиции Александра Дмитриевича Балашева, на средства которого в селе была построена существующая каменная церковь.
В конце XIX – начале XX вв. село Горошково с сельцом Соснино и деревнями Ивнягово,  Корнилово, Натальино, Сколепово, Шарапово входили в состав Ереминской волости  Александровского уезда Владимирской губернии. В 1895 г. в перечисленных селениях жителей насчитывали 621 человек.  На начало 1927 года в Горошкове и его округе (Ереминской волости Сергиевского уезда  Московской губернии) насчитывалось 135 дворов, в которых проживали 922 человека. К 2007году от округи села Горошково уцелела лишь деревня Соснино, в которой сейчас 2 двора и 6 постоянных жителей. В деревне Ивнягово постоянных жителей не осталось. Деревни Корнилово и Сколепово исчезли во второй четверти, а Горошково с деревнями Натальино и Шарапово – всередине XX века.
  • В конце XIX – начале XX вв. село Горошково с сельцом Соснино и деревнями Ивнягово, Корнилово, Натальино, Сколепово, Шарапово входили в состав Ереминской волости Александровского уезда Владимирской губернии. В 1895 г. в перечисленных селениях жителей насчитывали 621 человек. На начало 1927 года в Горошкове и его округе (Ереминской волости Сергиевского уезда Московской губернии) насчитывалось 135 дворов, в которых проживали 922 человека. К 2007году от округи села Горошково уцелела лишь деревня Соснино, в которой сейчас 2 двора и 6 постоянных жителей. В деревне Ивнягово постоянных жителей не осталось. Деревни Корнилово и Сколепово исчезли во второй четверти, а Горошково с деревнями Натальино и Шарапово – всередине XX века.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

  • В начале XIX века в селе Горошково стояла деревянная Покровская церковь, построенная в1764 году. В 1804 году эта церковь «от небрежения священно и церковнослужителей» сгорела. Проведя дознание и наказав виновных, владелец села московский обер-полицмейстер А.Д. Балашев в ноябре 1805 года сообщил епископу Владимирскому и Суздальскому Ксенофонту о желании построить в селе новую каменную Покровскую церковь с приделом во имя Благоверного князя Александра Невского. В декабре 1806 года епископ Ксенофонт благословил построение каменной церкви с приделом. Каменная Покровская церковь была построена в 1806–1811 годах в стиле классицизма. Необычен архитектурный облик церкви, главный объем которой решен в виде купольной ротонды. В конце XIX века церковь имела не два, а один престол. Был ли устроен второй престол во имя Александра Невского и если да, то почему его упразднили, неизвестно. В 1935 году Покровская церковь была закрыта. Ее последний настоятель иеромонах Гедеон расстрелян в 1939 году. Вскоре разобрали на кирпич церковную ограду. Лишенное действующего храма село постепенно запустело и, в конце концов, превратилось в урочище Горошково, в глубине которого стояли руины старинной церкви. В 1994 году урочище Горошково с Покровской церковью было выделено  Покровскому Хотькову монастырю  для ведения подсобного хозяйства. Восстановленный храм Покрова Пресвятой Богородицы стал центром монастырского подворья и духовным очагом для жителей близлежащих деревень. Настоятель монастырского подворья игуменья Покровского Хотьковского женского монастыря матушка Олимпиада.
Церковь Казанской иконы Божией Матери (д.Каменки)     Деревня Каменки стоит на р. Веле при впадении в неё р. Шевеловки. Село и церковь Святителя Николая в Смутное время сожгли поляки, в 1653 г. в поместье Якова Ивановича Якушкина в с. Каменном

Церковь Казанской иконы Божией Матери (д.Каменки)  

  • Деревня Каменки стоит на р. Веле при впадении в неё р. Шевеловки. Село и церковь Святителя Николая в Смутное время сожгли поляки, в 1653 г. в поместье Якова Ивановича Якушкина в с. Каменном "место церковное"-храм ещё не восстановлен. В 1683 г. вотчинник, стольник Иван Якушкин построил деревянную церковь Казанской иконы Божией Матери. Каменки. Церковь Казанской иконы Божией Матери . В 1-й половине XIX в. село принадлежало матери знатока русских древностей, автора "Рассказов из истории Русской Церкви", графа Михаила Владимировича Толстого (1812-1896) Прасковье Николаевне, урождённой Сумароковой. Долгое время здесь не было хорошего настоятеля: место занимал священник Павел Абрамов, вовсе недостойный сана, по просьбе прихожан его подвергли суду, после чего низвели в должность причетника в одном из отдалённых углов Владимирской епархии, а место предоставлено его зятю, о. Назарию Добронравову, очень доброму человеку, по слабости здоровья неспособному к сельскому хозяйству.
Убедившись в своей неспособности также и к приходскому служению, он перешёл в военное ведомство, а на приход поступил о. Алексий Минервин, уже опытный пастырь, прослуживший несколько лет священником в с. Кушки, где вытерпел много неудовольствий от помещика, мстившего ему за отобрание церковной земли, которой тот завладел насильно. По совету преосвященного Парфения (Васильева-Черткова, с 1821 г. епископа Владимирстого, скончался в 1853 г. архиепископом Воронежским) отец Алексий перешёл в Каменки. Здесь своим бескорыстием и прямодушием он приобрёл любовь и уважение всех, от помещицы до последнего бобыля. Он улучшил хозяйство, запущенное прежними священниками, завёл плодовый сад и ревностно заботился о деревянной церкви
  • Убедившись в своей неспособности также и к приходскому служению, он перешёл в военное ведомство, а на приход поступил о. Алексий Минервин, уже опытный пастырь, прослуживший несколько лет священником в с. Кушки, где вытерпел много неудовольствий от помещика, мстившего ему за отобрание церковной земли, которой тот завладел насильно. По совету преосвященного Парфения (Васильева-Черткова, с 1821 г. епископа Владимирстого, скончался в 1853 г. архиепископом Воронежским) отец Алексий перешёл в Каменки. Здесь своим бескорыстием и прямодушием он приобрёл любовь и уважение всех, от помещицы до последнего бобыля. Он улучшил хозяйство, запущенное прежними священниками, завёл плодовый сад и ревностно заботился о деревянной церкви "уж не ветхой, как было прежде, но прекрасно обновлённой им.
  •   Однако этому храму недолго пришлось существовать: 29 августа 1829 г. произошёл пожар от неосторожности одной крестьянки. Село, окружавшее церковь со всех сторон, загорелось почти всё одновременно. В церкви шла литургия, священник, не прерывая службы, распоряжался выносом и сохранением церковных вещей. Перед его глазами пылал стоявший за алтарём его собственный дом, недавно отстроенный, со всем имуществом, но отец Алексий не тронулся с места, и только когда стены храма загорелись, вынес священные дары из объятого пламенем села и, подостлав антиминс, поставил их на большой камень, причастился и докончил литургию. Его имущество сгорело дотла, а всё церковное сохранилось, кроме большого паникадила и верхних рядов иконостаса. После пожара священник, диакон и причетник переселились в уцелевший дом помещицы П.Н. Толстой, там же размещались иконы и ризница, покуда не было построено особое здание в виде большой часовни для совершения всех служб, кроме литургии. Оно потом было обращено в дом священника. При помощи Божией своими неусыпными трудами отец Алексий успел соорудить в 1831 г. на месте сгоревшего трёхпрестольный каменный храм Казанской иконы Божией Матери с приделами Святителя Николая и Усекновения главы Иоанна Предтечи. Кирпич был приготовлен в Каменках за счёт владелицы села, всё остальное, как объяснял сам о. Алексий, неизвестно откуда взялось, по пословице "Церковь сама себя строит".  Вскоре потом храмоздатель оставил приход, выдал замуж дочь и передал место зятю, а сам поступил в число братии Троице-Сергиевой Лавры и принял монашество с именем Аверкий. Скончался 9 мая 1845 г. и погребён на Смоленском кладбище Лавры. Храм в советское время был закрыт. В 1992 г. возвращён верующим.
Церковь Богоявления Господня (с.Опарино)   Старинное село Опарино расположилось на высоком берегу реке Вели (приток Дубны). Далеко видны соседние деревни и посёлки.Местность холмистая, и более всего в округе лугов, полей, пролесков и лесов. Воздух здесь чистый, с густым ароматом разнотравья. В вышине то и дело вьются подорлики, выслеживая добычу. Более мелкая пичуга хлопочет о пропитании, славя Бога на разные голоса, изредка уступая гладь неба «диковинным птицам» - дельтапланам. Сейчас это самый отдаленный край Московской области, где соседствуют окраины двух районов: Сергиево-Посадского и Дмитровского. Некогда этот «райский уголок» оглашал звон колоколов пятиярусной колокольни Богоявленского храма села Опарина. Старожилы, что с колокольни вся окрестность была как на ладони. А храм славился своими чудотворными иконами и богатым убранством. Но в 30-е годы ХХ века храм был разграблен(вывезено 30 возов церковной утвари из серебра и золота), святыни осквернены,, большая часть икон – сожжены, а в 1962 году – взорван и сам красавец-храм.

Церковь Богоявления Господня (с.Опарино)

  • Старинное село Опарино расположилось на высоком берегу реке Вели (приток Дубны). Далеко видны соседние деревни и посёлки.Местность холмистая, и более всего в округе лугов, полей, пролесков и лесов. Воздух здесь чистый, с густым ароматом разнотравья. В вышине то и дело вьются подорлики, выслеживая добычу. Более мелкая пичуга хлопочет о пропитании, славя Бога на разные голоса, изредка уступая гладь неба «диковинным птицам» - дельтапланам.
  • Сейчас это самый отдаленный край Московской области, где соседствуют окраины двух районов: Сергиево-Посадского и Дмитровского.
  • Некогда этот «райский уголок» оглашал звон колоколов пятиярусной колокольни Богоявленского храма села Опарина. Старожилы, что с колокольни вся окрестность была как на ладони. А храм славился своими чудотворными иконами и богатым убранством. Но в 30-е годы ХХ века храм был разграблен(вывезено 30 возов церковной утвари из серебра и золота), святыни осквернены,, большая часть икон – сожжены, а в 1962 году – взорван и сам красавец-храм.
  • История села Опарино уходит в глубь веков. И селом оно звалось, потому что именно здесь стояла церковь, а все тепоселения, которые окружают Опарино сейчас(и те, что не сохранились до ныне) числились приходом опаринского храма. Хотя приход этот, как свидетельствуют старинные документы, был очень бедным. А сам первоначальный храм - небольшим, деревянным. Он освещен в честь святых бессребреников и чудотворцев Косьмы и Дамиана. Стояла церковь на самом берегу р.Веля, а неподалеку бил святой источник (он и сейчас сохранился).
  • Известно, что в XVII столетии одна часть опаринского прихода была во владении князя Юрия Сулешова, другая – государевой. После смерти Сулешова имение его по завещанию перешло князю Черкасскому. Ему же была пожалована и другая часть села Опарино от государей Петра и Иоанна Алексеевичей.
  • В 1720 году это вотчина была дана в приданое за дочерью Черкасского Варварой, когда та вышла замуж за князя Сергея Долгорукого . Так до 1861 года новый род князей Долгоруких (это вторая ветвь известного всем рода основателя Москвы-Юрия) стал владельцем Опарино и окрестностей .
  • В XVIIвека ветхую деревянную церковь сносят а в самом имении поближе к барскому дому на самом высоком месте строят новый каменный трехпрестольный храм . В 1701 года его освещают в честь Богоявления Господня . Южный придел храма освящен во имя преподобного Сергея Радонежского-Святого покровителя Сергея Долгорукова-храмостроителя и нового хозяина села Опарина . В Сергиевом приделе погребен сам князь С. Н. Долгорукий и его супруга Варвара, эти захоронения сохранились по сей день.
  • Северный предел Богоявленского храма унаследовал имя своего предшественника , деревянного храма – свв. Косьмы и Дамиана . Южный и северный пределы храма имели отопление и считались зимними .
  • Пятиярусная колония опаринского храма была даже выше , чем Свято-Троицкой Сергиево Лавре. На благо украшение храма князьями Долгорукими с 1765 по 1838год израсходовано 53767 рублей. По тем временам огромная сумма! Среди прочих святынь здесь была и икона Божий Матери «Всех скорбящих радости» в драгоценной ризе. Судьба ее ныне не известна .
  • А вот особо почитаемая , чудотворная икона «Утоли мои печали» , которую считали самой древне в храме , перенесенной из деревянной церкви , вновь возвращена в храм в XXIвеке . На доске не сохранился красочный слой, видны следы огня , но само дерево хранит благодатный образ , видны очертания Божией Матери с Богомладенцем, нимбы , частичны-лики. На обратной стороне доски стоит надпись 1767 год.
  • Этот образ прославился издревле исцелениями по молитвам перед ним. Последний священник Николай Ястребцов был исцелен от смертельной болезни до революции и прожил еще долгую жизнь. (После смерти он был похоронен в ограде церкви, и могилка его сохранена)
  • Многие годы в Опарино был благочестивый обычай: 24 июля (по ст. стилю 11-го) местные жители-прихожане Богоявленского храма шли крестным ходам по деревням прихода с чудотворной иконой «Утоли моя печали». К этому дню готовились, постилисьцелую неделю, а когда икона не бывала в очередную деревню, ей на встречу выходили все жители и соборно молилисьо своих печалях, благодарили Господа и Матерь Божию за радости и утешения. Деревни, которые составляли этот Богоявленский приход в XIX веке: Марьино (теперь это поселок), Корытцево, Антоново, Селеваново, Веш, Чижово, Бор, Адамово.
  • Некоторые поселения сохранились до сих пор, другие исчезали с географической карты или переименованы, или находятся в Дмитровском районе.
  • Само село Опарино некогда было самым крупным населенным пунктом в округе, а теперь это тихое дачное место.
  • Сохранились на территории бывшей усадьбы два здания земской школы, где накануне XXвека училось около сотни учеников. Эти постройки и в советское время использовали под школы. Сейчас это частные владения.А детей в окрестностях, к сожалению, становятся все меньше и меньше.
  • От самого барского имени (в дореволюционное время принадлежащее князьям Сулешовым, Черкасским, Долгоруковым, Алексенским) – остались только тенистые аллеи, (некогда роскошного парка из лип и серебристых тополей), ведущие к купальням, где били ключи. Теперь и аллеи, и купальни заросли травой и камышами. А территория поруганного храма в советские годы была школьным двором.
  • В 90-е годы началось возрождение. На фундаменте старого храма стали возводить новые стены. Но дело шло с трудом.
  • В настоящее время храм Богоявления Господня в селе Опарино стал подворьем Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Настоятель храма – архимандрит Ефрем, насельник лавры, его помощники: иеродиакон Харлампий и инокиня Валентина (Максина).Собрался и клирос из местных жителей.
  • По воскресеньям и в праздники проходят богослужения, начались занятия в воскресной школе. Есть здесь и огород, и сад, и птичий двор, телочка да старая лошадка и два голубя Уголка Дурова. Но чтобы возродить былое величие храма крайне не хватает людей и средств.
  • И все же не стены главное – людям нужно утешение и «утоление печалей», которых там много в нашей современной жизни. Чтобы вспомнить благочестивые традиции, решено возродить Крестный ход с иконой «Утоли мои печали». Крестный ход пройдет по уцелевшим деревням опаринскогоприхода, пойдет к святому источнику, а по возвращении в церковном дворе пройдет собранная молитва и общая трапеза.

Заключение. Итоги мероприятия.  

  • Вот и закончилось наше путешествие по святым местам нашего родного района и его окраин, сел и деревень. Это только небольшой экскурс в историю. Многие исторические объекты нас ещё ждут впереди. Мы не только познакомимся с храмами, но поговорим и обсудим внутреннее и внешнее убранство церквей, познакомимся с иконами, послушаем завораживающий колокольный звон. В настоящее время в некоторых деревнях и сёлах нашего района люди пытаются сохранить то, что ещё уцелело и не поддалось времени, пытаются восстановить своими силами то, что когда-то служило местом духовности, святости.
  • - Что нужно сделать для того, чтобы сохранить храмы, эти великие архитектурные памятники? (Ответы учеников). Учитель:  Я считаю, что всё зависит от людей и их воли, желания восстановить храм. Когда есть воля, желание возродить храм, то рано или поздно появляются и деньги, и богатый спонсор, и просто энтузиасты и тому масса примеров. Наши великие храмы останутся с нами, если мы этого захотим. Если мы вначале создадим храм в своём сердце и душе. Россия – храни веру Православную!
Домашнее задание:   1) Расскажите своим родным, что вы узнали нового.  2) Подготовьте сообщение об одном из храмов по выбору.

Домашнее задание:

  • 1) Расскажите своим родным, что вы узнали нового.
  • 2) Подготовьте сообщение об одном из храмов по выбору.
Спасибо за внимание !
  • Спасибо за внимание !


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!