СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческий проект "Радужный мост"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Педагогическая цель проекта - социально-культурная и социально-педагогическая поддержка собственных усилий подростка, связанных с формированием и развитием у него уважительного отношения к людям, обществу, природе, Родине, к своему и другим народам, к их истории, культуре, традициям.

Просмотр содержимого документа
«Творческий проект "Радужный мост"»

Муниципальное бюджетное нетиповое

общеобразовательное учреждение «Гимназия № 62»

МБ НОУ «Гимназия №62»










ПРОЕКТ


« Радужный мост»

Проектная группа: обучающиеся пятых классов

Руководитель проекта: Вильмс Н. Г.















Новокузнецк

2016



Актуальность проекта

В соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.

Актуальность проекта заключается в усилении внимания на развитие и воспитание личности учащихся, обеспечивающих формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа, воспитания нравственности ребенка, освоения основных социальных ролей, норм и правил. В результате её реализации у учащихся формируются ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания.

В соответствии с ФГОС внеурочная деятельность призвана максимально включать обучающихся в самостоятельную творческую деятельность, формировать основы культуры проектной деятельности, поддерживать стремление выразить себя. Ребята пятых классов создали проект «Радужный мост», где ученики продемонстрировали умения планировать свою деятельность, распределять обязанности, работать в группе, координировать свою деятельность в соответствии с работой других групп. Осуществлять контроль и оценку.

Почему выбран метод проекта? Он позволяет решить те задачи, которые ставит перед нами современное образование:

  • научить самостоятельно выявлять проблему;

  • находить способы её решения;

  • применять на практике полученные знания.

Педагогическая цель: социально-педагогическая и социально-культурная поддержка собственных усилий подростка, связанных с формированием и развитием у него уважительного отношения к людям, обществу, природе, Родине, к своему и другим народам, к их истории, культуре и духовным традициям.

Поставленная цель проекта реализуется через решение следующих задач:

  1. Создать благоприятные условия для успешной социализации и развития индивидуальных способностей каждого ученика с учётом интересов и имеющегося жизненного опыта;

  2. Формировать поликультурную компетентность;

  3. Подготовить учащихся к конструктивному взаимодействию с другими людьми;

  4. Создать условия для нравственного роста личности.

В ходе реализации проекта ведущими являются следующие методы работы с детьми:

• личностно-направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;

• стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;

• развивающие нравственное сознание;

• активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу.

Эффективность и результативность данной внеурочной деятельности зависит от соблюдения следующих условий:

- добровольность участия и желание проявить себя;

- сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;

- сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя;

- занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;

- наличие целевых установок и перспектив деятельности, возможность участвовать в конкурсах, фестивалях и проектах различного уровня;

- широкое использование методов педагогического стимулирования активности учащихся;

- гласность, открытость, привлечение детей с разными способностями.

Планируемый результат осуществления проекта «Радужный мост»

Учащиеся должны быть:

• дружны между собой, внимательны друг к другу и к окружающим, открыты миру и людям;

• обладать индивидуальными способностями и интересами, уметь работать творчески, уметь самостоятельно добывать знания, не пугаться нестандартных ситуаций, с интересом искать и находить их решение;

• самостоятельны, владеть самоконтролем и самооценкой;

• способны к изменению самих себя.

Обобщенный результат деятельности основной школы представлен в портрете её выпускника в соответствии со Стандартом:

• умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;

• обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);

• любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

• владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

• любящий свой край и свою Родину

• уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

• готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

• доброжелательный,

• выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

• с активной жизненной и гражданской позицией;

• уважающий историческое прошлое нашего народа;

Этапы работы над проектом:

• проблематизация;

• целеполагание;

• планирование;

• реализация;

• рефлексия.

Проектный продукт

Проектным продуктом станет сценарий праздника «Радужный мост», где будут представлены мини-проекты детских групп.


Методические рекомендации руководителей проекта

Первым этапом работы над проектом является проблематизация. На этом этапе необходимо оценить имеющиеся обстоятельства и сформулировать проблему. Она должна быть личностно значимой для обучающихся. В ходе работы ребята определили, что современное общество уделяет недостаточное внимание духовно-нравственному развитию. Рушатся семейные связи, забываются культурные традиции, забывается историческое прошлое страны, люди становятся индивидуалистами. Как изменить эту ситуацию? Каждый может внести свой собственный вклад.

Так как проблема была актуальна для каждого, ребята были мотивированы на поиск решения. Была поставлена цель: обучающиеся пятых классов должны знакомиться с историей своей страны и родного края, проявить свои творческие способности, показать умение работать не только в сотрудничестве с одноклассниками и педагогами, но и родителями. Конечным продуктом проектной деятельности должен стать сценарий праздника и его представление.

На этапе планирования очень важно верно определить шаги, которые приведут к цели. Весь путь от исходной проблемы до реализации цели проекта был разбит на отдельные этапы:

1.Пятиклассники были разделены на творческие группы, которые будут реализовывать собственные мини-проекты:

А) Красная группа - «Координаторы». Задача этой группы – координация работы творческих коллективов, создание общего сценария, подготовка музыкального сопровождения, общей презентации, сценарных костюмов, планирование и проведение репетиций;

Б) Оранжевая группа - «Театралы». Задача этой группы – знакомство с литературными произведениями и выбор отрывка, который бы раскрывал проблемы, актуальные для данной возрастной группы детей, и был интересен для пятиклассников. Исценирование этого отрывка, репетиции и представление на празднике;

В) Желтая группа – «Хореографы». Задача этой группы - создание танца, репетиции и представление на празднике;

Г) Зеленая группа – «Краеведы». Ребята должны познакомиться с историей, географией, культурными и национальными традициями Кузбасса и в яркой и доступной форме представить информацию на празднике;

Д) Голубая группа – «Песняры». Ученики определяют, какие принципы должны лежать в основе крепкой семьи. Подбирают и исполняют песню, которая ярко иллюстрирует эти принципы;

Е) Синяя группа – «Сказочники». Ребята формулируют принципы семейного воспитания, разрабатывают и реализуют на празднике сценарий игры с родителями, которая демонстрировала бы крепость семейных уз;

Ж) Фиолетовая группа – «Вокалисты». Подбирают и исполняют песню, которая объединяла бы детей, педагогов и родителей и стала бы финальным аккордом праздника.

2.Анализ литературы и других источников информации.

3. Отбор информации, возможно, с проведением наблюдений, опросов.

4. Анализ полученных данных. Формулирование выводов и формирование на этой основе собственной точки зрения на исходную проблему проекта и способы ее решения.

5. Презентация работы.

6. Создание сценария праздника «Радужный мост» и его реализация.

Далее ребята приступили к реализации проекта. Итогом этой работы стало представление его перед одноклассниками, родителями и педагогами.

Очень важна роль педагога в ходе проектной работы. Так как работа планировалась с пятиклассниками, нужно было учесть их возрастные особенности. Педагог должен стать для ребят коллегой по работе, который в значительной степени вовлечен в процесс и выполняет заранее оговоренную часть работы. Это отношения равных партнеров, которые увлечены общей работой и взаимно обогащаются знаниями и опытом, подпитываются энтузиазмом друг друга.

В ходе проекта решались метапредметные и личностные задачи. Ребята расширили свои практические навыки в создании собственных творческих работ, научились сотрудничать с одноклассниками и взрослыми людьми. Но, прежде всего, проект позволил формировать нравственные качества обучающихся, воспитывать чуткое отношения к истории, культуре своей страны, к семейным традициям.

Усвоение знаний происходило не до начала деятельности, а непосредственно в ее процессе, в ходе применения этих знаний на практике и благодаря такому применению.

Результат проектной деятельности


Сценарий праздника «Радужный мост»


Ведущий:

Приказало солнце: «Стой,

Семицветный мост цветной!»

Тучка скрыла солнца свет.

Рухнул мост, а щепок нет!

Это редкое явленье

Всех приводит в изумленье!

Над землей небесный мост

После дождика подрос.

Волшебство семи цветов,

Разноцветных семь подков

Изогнулись над планетой

И короновали лето!

Отвести глаз не могу.

Я смотрю на …

Все: Радугу!»

Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья!

Ведущий: С огромной радостью приветствуем вас в нашем зале на празднике детства и творчества, таланта и оптимизма.

Ведущий: А знаете, дорогие друзья, что самый-самый первый шаг в развитии любого таланта нужно начать с некоторой азбуки. Например, если это рисование нужно научиться просто делать штрихи, если это танец делать какие-то па, но делать их так, чтоб они шли из души!

Ведущий: А помогут вам в этом внешкольные занятия, факультативы и кружки, научные общества и целое созвездие конкурсов, соревнований, которые есть в нашей гимназии.

Ведущий: Почему же мы начали наш праздник с загадки о радуге?

Ведущий:

Радуга, скажи, 
Какая сила 
Все твои цвета 
Соединила? 
- Это дружба, - 
Радуга в ответ. 
- Дружат краски в радуге, 
Ребята. 
Крепкой дружбой 
 Радуга богата, 
Ясный излучающая свет.

Ведущий: Мы надеемся, что на сегодняшнем празднике вы так же ярко и дружно представите все свои таланты. Каждая творческая группа внесет свой цвет в общую палитру, и мы построим радужный мост.

(Все творческие группы после своего выступления прикрепляют на сцене связку шаров одного из цветов радуги, к концу праздника должна получиться разноцветная арка)

Ведущий: Под ваши аплодисменты мы объявляем праздник «Радужный мост» ОТКРЫТЫМ!

Ведущий:

Что наша жизнь? Раскраска! 
Бери цвета и кисти и рисуй! 
Оживет пусть радуга из сказки 
И всем подарит на счастье поцелуй! 

Ведущий: Красный цвет! Цвет радости и огня, такой яркий и неоднозначный, олицетворяет стремление человека к более ярким эмоциям и солидарности!

Ведущий: Творческая группа «Координаторы» представляют свой энергичный флешмоб «Зарядка», который поможет всем нам чувствовать себя свободно и непринужденно.

(Творческая группа «Координаторы» представляет флешмоб, который исполняют все, присутствующие на празднике, и прикрепляет на сцене красные шары)

Ведущий: Оранжевый Цвет, солнечный и сочный. Цвет оптимизма, дружбы и соединения сердец.

Ведущий: Хоть проблем серьёзных много,

Пошутить и мы не прочь,

Как великие артисты,

Выступаем мы точь-в-точь!

(На сцене появляются ребята из группы «Театралы», представляют сценку по рассказу А. П. Чехова «Злоумышленник» и прикрепляют на сцене шарики оранжевого цвета.)

Ведущий: Желтый цвет полон надежды на счастливые перемены, это цвет энергии и движенья

Ведущий: Немало танцев есть на свете,

Умей их только выбирать.

Есть и новинки на примете,

Итак, давайте танцевать!

( Группа «Хореографы» представляет танец и прикрепляет на сцене желтые шары)

Ведущий: Зелёный цвет - чистый, как молодая весенняя трава. Зеленый цвет – это цвет нашей родной земли, лесов, лугов, цвет Кузбасса.

Ведущий: России посвящаем добрые дела!

Заслуги, помыслы и дум стремленье

Так пусть же бьются юные сердца

В порыве благородного горенья!

( Группа «Краеведы» представляет презентацию «Россия, Кузбасс, Новокузнецк», на сцене появляются зеленые шары.)

Ведущий: Голубой цвет, необъятный, как небосвод, такой разный, как жизнь во всех её проявлениях.

Ведущий: Если улыбки сияют на лицах,

Если на сцене поют все дети,

Значит, радость в двери стучится

И продолжается жизнь на планете.

( Группа «Песняры» исполняет песню и прикрепляет голубые шары.)

Ведущий: Синий цвет у многих народов символизирует небо и вечность. Он также может символизировать доброту, верность, постоянство и расположение.

Ведущий: Семья — оплот и сила государства,
Хранящая традиции веков.
В семье ребёнок — главное богатство,
Луч света, как маяк для моряков.
Лучи растут, становятся всё ярче,
И люди жадно тянутся на свет.
Душа семьи становится богаче,
Когда царят любовь в ней да совет.

(Группа «Сказочники» проводят с родителями игру-исценировку сказки о семье, на сцене появляются синие шары.)

Ведущий: Фиолетовый цвет – цвет необычный. Значит, это цвет креативных, талантливых людей.

Ведущий: Певец в песню душу вложит,

Танцор в танце весь живёт,

Поэт стих о счастье сложит,

В нём душа его поёт.

Счастья не бывает много,

Если есть, с кем поделить.

Дан талант нам всем от Бога,

Чтобы радость в мир дарить!

( На сцене сводный хор пятых классов исполняет финальную песню, ребята прикрепляют фиолетовый цвет)

Ведущий: А вы знаете, что для того, чтобы быть счастливым, достаточно пройти под радугой?

Ведущий: Пойдешь со мной гулять по радуге? 
Оставим дождик за спиной… 
С улыбкой мы возьмемся за руки, 
Я поделюсь с тобой мечтой… 
Она, мечта — легка, как облако. 
Как теплый майский ветерок. 
Лучами солнечными соткана. 
И в ней никто не одинок… 
В мечте моей, число нас четное, 
Весь мир по парам разделен… 
И в нем монетою расчетною 
Положен смех, не боли стон… 
И пусть она смешной покажется, 
Давай с тобой возьмемся за руки… 
Для невозможного — надо отважиться… 
Пойдешь со мной гулять по радуге? 

(Пятиклассники, спускаясь со сцены, проходят под аркой, которая образовалась из шаров всех цветов радуги)

Ведущий: Наши дети - новое поколение. А поколение, которому принадлежит будущее – выбирает интеллект и творчество, здоровье и хороший вкус, любовь и карьеру. Одним словом - жизнь. Жизнь, достойную человека.

Ведущий: Наш праздник подошёл к концу, огромное спасибо всем участникам за яркие таланты, а зрителям за искренние улыбки и аплодисменты,

Ведущий: Пусть будет в ваших семьях любовь и доброта, пусть каждый день сияет, как яркая радуга, даря тепло каждому от сердца к сердцу.

Ведущий: До свиданья, до новых встреч!


Формы контроля и критерии оценивания 
метапредметных достижений (регулятивных действий) учащихся
 
при реализации проекта школьного праздника «Радужный мост»

Проектная деятельность кроме планирования, коррекции и реализации нуждается в контроле и оценивании результата.

Критерии оценки проектной работы разрабатываются с учётом целей и задач проектной деятельности на данном этапе образования. Коллективный проект целесообразно оценивать по следующим критериям:

1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных действий.

2. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.

3. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы.

При этом в соответствии с принятой системой оценки целесообразно выделять два уровня сформированности навыков проектной деятельности: базовый и повышенный. Уровень ниже базового - учащийся не способен действовать в рамках проекта. Главное отличие выделенных уровней состоит в степени самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта. Ниже приводится примерное содержательное описание каждого из вышеназванных критериев.

Оценка метапредметных результатов представлена в таблице 1.

Таблица 1. Примерное содержательное описание каждого критерия

Критерий

Уровни сформированности навыков проектной деятельности

Базовый

Повышенный

Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем

Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного

Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы

Регулятивные действия

Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа доведена до конца и представлена комиссии; некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося

Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно

Коммуникация

Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы

Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументировано. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы

Таким образом, качество выполненного проекта и предлагаемый подход к описанию его результатов позволяют в целом оценить способность обучающихся производить значимый для себя и/или для других людей продукт, наличие творческого потенциала, способность довести дело до конца, ответственность и другие качества, формируемые в гтмназии.

В ходе работы над проектом оценивались: умение ставить цели и задачи, выбирать оптимальные пути их решения, умение планировать деятельность группы, умение сотрудничать со своими сверстниками и взрослыми, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов. Учащимся 5-х классов пришлось работать с литературой, с Интернет-ресурсами, отбирая необходимый материал, проводить опросы и анкетирования. Например, группа «Краеведы» знакомилась с историей, культурными традициями Кузбасса, их работа была ярко представлена на празднике.

Таблица 2. Примерный оценочный лист проектной работы

Критерий

Уровень сформированности навыков проектной деятельности

Кол-во баллов

Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем

Базовый - Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения. В ходе работы над проектом продемонстрирована способность приобретать новые знания, достигать более глубокого понимания изученного.

1


Повышенный - Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения. В ходе работы над проектом продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить, формулировать выводы, обосновывать и реализовывать принятое решение. Учащимся продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы

2

Регулятивные действия

Базовый - Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа доведена до конца и представлена комиссии; некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося.

1


Повышенный - Работа самостоятельно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно.

2

Коммуникация

Базовый - Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы

1


Повышенный - Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументировано. Работа/сообщение вызывает некоторый интерес. Автор свободно отвечает на вопросы.

2


Оценивалась не только совместная работа, но и степень участия каждого в реализации проекта. Ребятам нужно было заполнить лист самооценки.

Таблица 3. Лист самооценки результата и хода исполнения проекта

п/п

Критерии оценки

Активно

(3 балла)

Частично

(2 балла)

Пассивно

(0 баллов)

1

Участие в обсуждении проекта




2

Обсуждение темы проекта




3

Обсуждение целей и задач проекта




4

Формирование проектных групп




5

Составление плана работы группы




6

Распределение обязанностей в группе




7

Поиск информационных источников




8

Создание текстовых материалов по проекту




9

Участие в исследованиях в рамках проекта




10

Создание графических и видео – файлов в ходе проекта




11

Отчет по проекту (портфолио)




12

Предложения по представлению проекта




13

Участие в пробном представлении результатов проектной работы




14

Выступление с защитой материалов проекта перед зрителями




15

Использованы разнообразные ресурсы при работе над проектом




16

Выявлены основные трудности в реализации проекта






Итого

48

32

-



48/2=24

32/2=16



Принципы подведения итогов:

  1. Результаты, полученные по всем критериям, складываются и делятся на 2 (среднее арифметическое).

  2. Итоговый балл классифицируется следующим образом:

12 – 14 баллов – оценка «3»

16 - 18 баллов – оценка «4»

20 – 24 балла – оценка «5»

  • выше базового – учащийся вышел за рамки инструкции, творчески или нестандартно применил знания на практике;

  • ниже базового – учащийся нарушил или допустил ошибки в выполнении инструкции.

Результаты проектной деятельности учеников представлены на диаграмме 1.

Диаграмма 1

Результаты проектной деятельности учащихся 5-х классов

Большинство учеников 5 классов (57%) справились на уровне выше базового. Они обладают яркими индивидуальными способностями и интересами, умеют работать творчески, умеют самостоятельно добывать знания, не пугаются нестандартных ситуаций, с интересом ищут и находят их решение. Умеют учиться, способны организовать свою деятельность, умеют пользоваться информационными источниками, обладают основами коммуникативной культуры.

В каждом классе примерно 4-5 человек (18%) не смогли довести начатый проект до конца. Основная причина этого, на наш взгляд, низкий уровень сформированности метапредметных учебных действий, особенно регулятивных. Ученики не умеют планировать, контролировать собственную деятельность. Таких учащихся целесообразно включать в групповые проекты. Успешность в выполнении одного вида деятельности позволит им в дальнейшем выполнить собственный проект.

Литература

  1. Внеурочная деятельность в школе [Электронный ресурс] – Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru

  2. Стандарты второго поколения. Концепция под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова.

  3. Андреев А.А Методика «Изучение удовлетворённости учащегося школьной жизнью», Москва,2010.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!