СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творчество В.В.Маяковского. 11 класс. Система уроков.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа над понятием "поэтика" при изучении творчества Владимира Маяковского.

Просмотр содержимого документа
«Творчество В.В.Маяковского. 11 класс. Система уроков.»

Рамзаева В.А.

Работа над понятием «поэтика» как прием изучения лирики В.Маяковского в

11 классе.


Сама формулировка темы – «осмысление понятия «поэтика» – закономерно вызовет у учителя следующие вопросы: Целесообразно ли вообще вводить в рамки школьной программы термин «поэтика»? Как дать определение этому понятию, если четкого разграничения его основных категорий и типов практически не существует?

Попытаться затронуть эти вопросы не только можно но и необходимо. Во-первых, размышляя вместе с учениками над тем, например, как связан жанр стихотворения с размером, которым оно написано, каково соотношение пластичности и музыкальности в тексте, из чего складывается неповторимость стиля того или иного писателя, мы, вольно или невольно, уже начинаем вторгаться в сферу поэтики, пользоваться ее категориями. Во-вторых, стоит ли замалчивать проблемы, так активно исследуемые в наше время в области теории литературы! Возможно, среди одиннадцатиклассников найдется тот, кто в дальнейшем ответит нам исчерпывающе на вопрос «Что такое поэтика?». В-третьих, отечественное литературоведение уже накопило богатый материал, позволяющий достаточно серьезно говорить на избранную тему.

На Западе возникновение понятия «поэтика» (в современном понимании) относится к началу ХХ в. и своим появлением обязано искусствознанию.

В России после грандиозных, но незавершенных работ А.Потебни и Н.Веселовского вопросы поэтики попали в сферу журнальной критики – сначала символистской, затем околофутуристской. К 1920-м годам эти вопросы разрабатывают представители формальной школы (Б.Томашевский, Б.Эйхенбаум и др.). Серьезный научный вклад в разработку проблемы внес В.В.Виноградов, выдвинув требования, необходимые для всех, кто освещает вопросы поэтики литературного произведения. Сегодня, кроме работ, посвященных изучению стиля того или иного конкретного писателя, можно назвать монографию М.Полякова «Вопросы поэтики и художественной семантики».- М., 1986г., в которой рассматриваются общие вопросы проблемы.

Не углубляясь в историю вопроса, вернемся к использованию понятия «поэтика» на уроках литературы в школе, учитывая, однако, что понимание слова «поэтика» не устоялось. Следовательно, мы должны попытаться рассмотреть различные его значения. Можно обратить внимание школьников на «Словарь юного литературоведа», в котором, на наш взгляд, даны доступные для понимания одиннадцатиклассников формулировки с подробными разъяснениями.

Предлагаем несколько необычный путь изучения творчества В.В. Маяковского – освоения лирики поэта через наблюдение над поэтическим строем его стихов и параллельным усвоением или углублением самого понятия «поэтика».

Путь этот несколько отличается от привычного выделения тематических циклов – поэтому, возможно, он более приемлем для школ с углубленным изучением литературы, где учащиеся более подготовлены к восприятию сложных теоретических понятий.

В нашем варианте учащиеся должны во многом разбираться самостоятельно; прочитать большое количество стихов, владеть навыком работы над критической статьей, умением участвовать в дискуссии, способностью быстро переходить от коллективных форм деятельности к самостоятельным, индивидуальным.

Итоги изучения лирики Маяковского параллельно с усвоением понятия поэтика оказались вполне удовлетворительными: учащиеся прочитали большое количество стихов, выучили некоторые наизусть, а главное, научились говорить о стихах, используя принятую в литературной науке терминологию.

Если в предыдущих классах мы использовали термин «поэтика», учитывая его содержательную сущность, то теперь мы дали определение термина, тем самым, сделав «скрытый» этап изучения понятия открытым.

Именно на лирике Маяковского, неповторимой и резко отличающейся по форме от привычной русской классической поэзии можно доходчиво показать учащимся разность лирических систем.

Предлагая такой вариант изучения творчества Маяковского, мы вовсе не отвергаем все другие, в том числе и традиционные пути изучения лирики выдающегося поэта ХХ века, открывшего читателю такие явления бытия, которые не стали предметом исследования в творчестве других поэтов «серебряного века».

Предложив предварительно в качестве домашнего задания составление конспекта словарной статьи, мы на последующих уроках (посвященных изучению лирики В.Маяковского) поэтапно рассмотрим значения, выделенные авторами, а за ними и учащимися.

Слово «поэтика» (от греч. Poietike techne – поэтическое искусство) имеет 3 основных значения, логически и исторически связанных:

Во-первых, поэтикой называется свод правил, по которым строится литературное произведение. Такие поэтики – нормативные, поскольку ими предписываются нормы, которые подлежат обязательному выполнению, - отражают и закрепляют творческие принципы определенных литературных течений и направлений.

Во-вторых, поэтикой называют художественную систему писателя (лит. Эпохи, отдельного жанра, конкретного произведения). В этом смысле мы говорим о «поэтике Гоголя», «поэтике русского реализма», «поэтике «Войны и мира» и т.п.

В-третьих, поэтика – раздел науки. Такой раздел существует в теории литературы (теоретическая поэтика) и в истории литературы (историческая)0

В свете этих основных значений, на наш взгляд, творчество В.Маяковского очень иллюстративно. Его ранние произведения отражают и закрепляют творческие принципы определенного литературного течения – футуризма; художественная система поэта ярко индивидуальна, легко узнаваема по нескольким строкам; изучая его лирику, мы обязательно говорим о новых терминах из теории литературы: акцентном стихе, интонационной метафоре, окказионализмах. К этому можно добавить и то, что множество работ, посвященных изучению поэтики В.Маяковского, дает учителю возможность выбора. В публикациях В.Шкловского, Ф.Пицкеля, Н.Хаджиева, Б.Гончарова, Ал.Михайлова и мн.др. серьезно исследуется художественная система поэта. Именно поэтому стихи В.Маяковского избраны нами в качестве примеров, позволяющих расматривать понятие «поэтика» на уроках в школе.

Рассмотрим систему из 4-х уроков в одиннадцатом классе.


Урок 1. (Урок-беседа).


Тема: Нормативная поэтика футуризма и творчество В.Маяковского.


Проблемы: Ввести термин «поэтика», познакомить ребят с проблемой неустойчивости, неразработанности данного определения.

Сформировать общее представление о 3-х основных значениях данного термина, существующих в современном литературоведении.

На примерах из ранней лирики В.Маяковского подробно рассмотреть одно из значений: поэтика – документ, нормативный свод правил, отражающих творческие принципы определенного течения, в данном случае - футуризма.


Оформление: Выписки значений термина «поэтика» из различных справочных изданий (Толкового словаря С.Ожегова, Краткого словаря литературоведческих терминов, Краткого словаря по эстетике под ред. М.Овсянникова или др.)

Раздаточно-иллюстративный материал: манифесты футуристов, фрагменты из работ о поэзии В.Маяковского0, фрагменты из работы Н.Буало «Поэтическое искусство».

Репродукции картин русских кубофутуристов (А.Лентулова, К.Малевича и др.). Портрет В.Маяковского.


Материал к уроку.


Вопросы к беседе по теме:

  1. Какое слово в названии темы осложняет ее понимание?

  2. Какой проблемный вопрос (урока) можно сформулировать, исходя из различных определений, записанных на доске? Почему одновременно существуют столь противоречивые формулировки?

  3. Какие значения слова «поэтика» встретились вам при конспектировании статьи из Словаря юного литературоведа? Как вы их понимаете?

  4. Составьте в тетради схему, отражающую все три разобранных нами толкования. Что такое «нормативная поэтика», как вы это значение понимаете?

  5. Какие «нормативные поэтики» вам уже известны из курса истории литературы?

«Нормативная» поэтика анализирует природу словесного искусства и внутреннее строение литературно-художественных произведений. Ведет свое начало от знаменитой «Поэтики» Аристотеля, оказавшей кардинальное влияние на всё последующее развитие теоретического искусствознания.

В ХVI – ХVIII в.в. “нормативные поэтики” служили важной формой развития литературоведческой и эстетической мысли. В одной Италии в эпоху Возрождения было создано около 20 подобных сочинений. Наибольшей известностью (в истории литературы) пользовался стихотворный трактат Н.Буало “Поэтическое искусство “ (1674г.), ставший “эстетическим кодексом французского классицизма”0. Нормативная поэтика в большей или меньшей степени “проникнута пафосом нормативизма”0.

  1. Рассмотрите раздаточно-иллюстративный материал, в котором представлены фрагменты из работы Н.Буало “Поэтическое искусство”. (Можно использовать для этой цели Хрестоматию по теории литературы: Учеб. Пособие для студентов пед. институтов / Сост. Л.Н.Осьманова.- М.: “Просвещение”, 1982, с. 96-100). Какие нормы классицизма в них провозглашаются?

  2. Каждое время рождает свои эстетические взгляды, и начало ХХ в. особенно богато их разнообразием. Используя сравнительную аналогию, подумайте и ответьте, являются ли в определенной степени “нормативными” манифесты футуристов: “Пощечина общественному вкусу”, “Садок судей”? Почему? Вспомним основные положения манифестов футуристов.

  3. Какие эстетические взгляды в этих манифестах провозглашаются? Можно ли их назвать ясными, устоявшимися? Со всем ли можно безоговорочно согласиться?

  4. Что можно назвать «рациональным», а что - «спорным» в таких манифестах?

Если отбросить стремление футуристов к деэстетизации, грубости, эпатажу, то, что они «отрицали красоту, ставя на ее место неприглядную современность»0, увлекались формой в ущерб содержанию, отрицали заслуги предшествующей литературы, мы можем найти в «нормативных поэтиках» футуристов ростки новой, революционной эстетики, что особенно ярко проявилось в стихах В.Хлебникова и В.Маяковского.

Литературовед Вадим Ковский в книге «Реалисты и романтики» посвятил главу Маяковскому – теоретику, создателю целого цикла футуристических манифестов, «развивающих и проясняющих тезисы коллективных документов, а подчас и придающих им подлинную творческую значимость»0. Автор выделяет провозглашаемые Маяковским эстетические нормы, которые и сегодня можно было бы назвать рациональными, это:

  • Социальная содержательность искусства.

  • Антибуржуазность.

  • Демократизм.

  • Ориентация на нового, современного читателя.

  • Актуализация искусства.

  • Концепция словотворчества, обновление поэтического языка.

Кроме того, с автором трудно не согласится и в том, что эти нормы можно отнести не только к раннему творчеству Маяковского.

  1. Рассмотрите фрагменты и цитаты (предложенные в качестве раздаточно-иллюстративного материала). Соотнесите их с тезисами, записанными в тетради:

«Нам слово нужно для жизни. Мы не признаем бесполезного искусства» (1,324)0;

«У нас было много трюков только для того, чтобы эпатировать буржуа» (1,311), « Я – нахал, для которого высшее удовольствие ввалиться, напялив желтую кофту, в сборище людей, благородно берегущих под чинными сюртуками, фраками и пиджаками скромность и приличие» (1,344);

«художник … уходит к широкому демократическому искусству…» (1,276);

«… изменилась человечья основа России… Перед этим сегодня начавшимся новым человеком благоговейно снимаю шляпу» (1,332);

«… надо откопать живописную душу России», «переломать в училище гипсы, снести в подвал копии с иностранцев … и вернуться к изучению народного творчества» (1,336);

«Поэзия – ежедневно по-новому любимое слово. Сегодня оно хочет ездить на передке орудия в шляпе из оранжевых перьев пожара!» (1,307); «Читать – чтец, чтеца. Летать – льтец, льтица … Я предлагаю эти слова не как единственное разрешение задачи … , а как путь словотворчества» (1,328).

  1. Можно ли, опираясь на высказывания В.Маяковского, утверждать, что он активно принимал участие в пропаганде новых творческих принципов – эстетических норм футуризма?

  2. Прочитаем стихотворения В.Маяковского: «Война объявлена», «Из улицы в улицу», «Кофта фата» (и др. по выбору учителя). Есть ли в этих стихах отражение эстетических норм, выдвигаемых в манифестах футуристов: «Садок судей», «Пощечина общественному вкусу»? Приведем примеры.

  3. Попытайтесь самостоятельно сделать вывод: какое значение слова «поэтика» мы сегодня подробно рассмотрели. Что такое «нормативная поэтика», какое место она занимает в творчестве футуристов и Владимира Маяковского, в частности?


Домашнее задание.

Составить тезисы: «Особенности дореволюционного творчества В.Маяковского», «Особенности лирики В.Маяковского», используя материал учебника.

Индивидуальные задания:

Составить тезисы на тему «Особенности дореволюционного творчества В.Маяковского по статье Ю.Искрижицкой из Биобиблиграфического словаря «Русские писатели Х1Х века», под редакцией П.А.Николаева, М., 1986.

Составить тезисы «Особенности лирики В.Маяковского», используя материал критических работ о поэтике В.Маяковского: З.Паперного «О мастерстве Маяковского», Е.Тагер «О стиле Маяковского», Н.Харджиева, В.Тренина «Поэтическая культура Маяковского, Ал.Михайлова «Мир Маяковского» и др.

К составленным тезисам подобрать примеры из стихотворений Маяковского.


Уроки 2-3


Тема: Поэтика Владимира Маяковского.

Проблемы: Продолжить работу над осмыслением понятия «поэтика». Рассмотреть данное определение в значении «художественная система писателя» на примерах лирики В.Маяковского.

Оформление: Поэтика – комплекс идейно-эстетических принципов и соответствующих изобразительно-выразительных средств, характерных для той или иной целостной художественной системы. (Из словаря по эстетике под ред. Овсянникова).


Эпиграф:

Все, чего касался ты, казалось

Не таким, как было до сих пор.

То, что разрушал ты, - разрушалось,

В каждом слове бился приговор

А.А.Ахматова.


Оформление: Портрет В.Маяковского. Выставка книг о поэте, рисунки Маяковского.

Раздаточно-иллюстративный материал: Тезисы «Особенности лирики В.Маяковского» и «Поэтика дореволюционных поэм В.Маяковского»; стихи о поэте М.Цветаевой, Б.Пастернака, Б.Слуцкого, Я.Хелемского.


Форма проведения занятия – семинар.


Материал к уроку.

Ряд требований для тех, кто изучает поэтику как художественную систему того или иного автора, дал в своих работах В.В.Виноградов. Он сам показал образцы таких подходов, исследуя творчество Н.В.Гоголя и А.А.Ахматовой. По мнению ученого, необходимо следующее:

  • Анализировать творчество любого автора с учетом историко-литературного фона.

  • Использовать большой арсенал фактов, расширив тем самым круг стилистических сравнений.

  • Изучать и принимать во внимание свидетельства о писателе его современников (прижизненную критику).

  • Использовать совершенно особый вид таких документов-свидетельств - литературные пародии (активную реакцию современников на стиль чуждой лит. школы). Они ценны тем, что «сознательно выделяют в стиле враждебного писателя комплекс наиболее острых по новизне форм»0.

  • Устанавливать связь и взаимоотношения поэта и его литературных предшественников.

  • Рассматривать восприятие данной художественной системы сменяющимися поколениями, чтобы выделить «вневременные ценности».

Таким образом, В.В.Виноградов дает нам ключ к изучению поэтики писателя и нам остается только правильно им воспользоваться.

Урок-семинар предполагает деление класса на группы, каждая из которых исследует только один аспект изучения поэтики как художественной системы, а затем должен состояться обмен мнениями – выступления представителей от каждой группы. Теоретические выводы учащихся делают на основе самостоятельного домашнего прочтения следующих стихотворений: «Нате!», «Послушайте!», «Ода революции», «О дряни», «Прозаседавшиеся», «Юбилейное» и др. по выбору учителя.

Перед началом урока-семинара обратим внимание учащихся на ряд понятий, встретившихся им в статье из «Словаря юного литературоведа»: «Поэтика Гоголя», «поэтика русского реализма», «поэтика ренессансной новеллы», «поэтика «Войны и мира». Спросим, чем эти понятия объединены и можно ли заменить слово «поэтика» выражением «художественная система».

Таким образом переходим к осмыслению следующего устоявшегося значения: поэтика – комплекс идейно-эстетических принципов и соответствующих изобразительно-выразительных средств, характерных для той или иной художественной системы.


Вопросы, предлагаемые учащимся для осмысления понятия «художественная система»:

  1. Как вы понимаете смысл выражений: «идейно-эстетические принципы», «изобразительно-выразительные средства»?

  2. Почему определенные идейно-эстетические принципы требуют соответствующих изобразительных средств?

  3. Мог ли В.Маяковский, выдвигая совершенно новые идейно-эстетические принципы, пользоваться старыми изобразительно-выразительными средствами? Почему?

  4. Рассмотрите тезисы «Особенности творчества В.Маяковского». Что здесь можно отнести к изобразительно-выразительным средствам, а что – к идейно-эстетическим принципам:

  • Новаторство, стремление к кардинальному обновлению поэзии.

  • В центре художественной системы – «грандиозный» лирический герой, на равных объясняющийся с миром, Вселенной.

  • Важное место в его стихах занимает революция – преображение в космическом масштабе, поворот на историческом пути человечества.

  • Поэт как бы выступает от имени многих, поэтому мы наблюдаем в его стихах широкие обобщения, высокий стиль, торжественную интонацию. Но «высокий стиль» сочетается с «низким» (с иронией, шуткой, пародией, разговорной интонацией).

  • С необычайной смелостью Маяковский вводит слова и выражения грубого, вульгарного стиля – разрушает штампы, стереотипы, границы дозволенного.

  • Речь Маяковского обычно обращена к слушателю, поэтому многие стихотворения по форме представляют собой диалог, беседу.

  • Маяковский создает свою систему тонического (акцентного) стиха, располагает строки «лесенкой».

  • Важное место в его поэзии занимают неологизмы, которые призваны вносить дополнительный смысловой оттенок в стихи.

  • Поэт – смелый реформатор в области рифмы, открывший неисчерпаемые возможности русского языка.

  1. Приведите примеры, наиболее ярко подтверждающие положения этих тезисов.

  2. Можно ли назвать данные особенности лирики «художественной системой Маяковского»? Почему?

  3. Читаются поэмы: «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник».

  4. Рассмотрите тезисы «Своеобразие дореволюционных поэм Маяковского», (Здесь мы говорим уже не о «поэтике Маяковского», а о «поэтике его ранних произведений». Но значение термина рассматриваем то же самое – «художественная система»):

  • Лирический герой мучительного и напряженно стремится осознать себя.

  • Человек и космос – два единородных существа.

  • Нарочитая грубость – форма отрицания буржуазной этики и эстетики.

  • «Остранение» – сознательное стремление лирического героя быть чужим в чуждом ему мире. Чувствуется ощущение боли и бесцельности существования, беззащитность, одиночество и неприкаянность.

  • Используется гротеск (сочетание гиперболы и фантастики).

  • Прослеживается мотив вины лирического героя и мотив его искупительной жертвы.

  • Среда материальна, а ситуация – сюрреалистична (парадоксальна).

  • Приведите примеры из прочитанных поэм, иллюстрирующие эти тезисы.


Далее класс переходит к коллективной форме работы, разделившись на 5 групп. Каждая должна будет исследовать поэтику Маяковского через призму требований, выдвинутых В.В.Виноградовым. (В скобках указаны издания, которые можно предложить ребятам для анализа).


1 группа. Анализирует творчество Маяковского с учетом историко-литературного фона: биографии поэта, фактов его участия в литературных группах, организациях, экономических и политических особенностей времени. (Е.В.Карсалова Е.В. и др. «Серебряный век» русской поэзии. – М.: Нов.школа, 1996г.)


2 группа. Работает с критическими статьями современников Маяковского, принимая во внимание как положительные, так и отрицательные отзывы. (Статьи В.Шкловского, Ю.Тынянова, М.Цветаевой, Б.пастернака, А.Блока и др. в книге «Владимир Маяковский. Книга для ученика и учителя». – М.: АСТ «Олимп», 1996г.).


3 группа. Рассматривает пародии на Маяковского и эпиграммы. (Дмитриев В. «По стране литературии». – М.: Московский рабочий, 1987г., с 209.; Субботин А. «Горизонты поэзии». – Свердловск, 1984г., с. 256).


4 группа. Рассматривает связь поэта с его предшественниками в литературе. На основе анализа предложенных учителем стихотворений Маяковского выявляет тему трагического одиночества и бунтарский дух поэзии у Лермонтова («Нате!», «Послушайте!»); расчет на читателя из демократической среды и активную гражданскую позицию у Некрасова (Окна сатиры РОСТА, «Сказка о дезертире…»); сатиру, гротеск у Салтыкова-Щедрина («Прозаседавшиеся», «О дряни»), тему «поэта и поэзии» у Пушкина («Юбилейное»).


5 группа. Рассматривает отражение элементов поэтики Маяковского в творчестве Е.Евтушенко, Р.Рождественского, А.Вознесенского, а также в помощь учащимся называются критические работы последних лет, посвященные исследованию художественной системы поэта. (Карабичевский Ю. «Воскресение Маяковского» – М., 1990г.; Эткинд Е. «Там, внутри. О русской поэзии ХХ в.» - С-Пб., 1996г.; Ковский В. «Реалисты и романтики».- М., 1990г. и другие работы по выбору учителя).


В заключительной части 3 урока выступают ребята – представители от каждой группы. Их ответы складываются в целостную картину, которую мы можем назвать «художественной системой» или «поэтикой В.Маяковского», несомненно, учителю здесь отводится ведущая роль. Он консультирует, корректирует ответы, оценивает, направляет и, наконец, делает вывод, возвращаясь к проблеме урока – осмыслению одного из значений слова «поэтика».


Домашнее задание.

  1. Подобрать и записать в тетради цитатный план рассказа «Поэтика В.Маяковского» - одной половине класса, «Поэтика ранних поэм В.Маяковского» - второй половине.

  2. Выписать из литературоведческого словаря значения терминов: неологизм, окказионализм, акцентный стих, тоническая система стихосложения.



Урок 4.


Тема: Новаторский характер лирики В.Маяковского.


Проблемы: Осмыслить слово «поэтика» как раздел теории литературы.

Используя литературоведческую терминологию, сделать вывод о новаторском характере поэзии Маяковского.


Оформление: Поэтика – учение о литературных родах и жанрах, о всем многообразии средств выражения идейно-образного содержания (характер, сюжет, речевая характеристика, тропы, принципы стихосложения). (Краткий словарь по эстетике, под ред. М.Ф.Овсянникова).

Эпиграф: Поэзия вся –

Езда в незнакомое!

В.Маяковский.

Текст с заданием для коллективной работы в качестве раздаточно-иллюстративного материала. Тексты с фрагментами из работ Ю.Лотмана «О стихотворении «А вы могли бы?» и А.Платонова «Размышление о Маяковском»0.


Материал к уроку.

Вопросы для коллективной беседы:

  1. С какими значениями слова «поэтика» мы познакомились на предыдущих уроках? Как вы их понимаете?

  2. Рассмотрим определение, записанное на доске. Какое обобщающее слово можно подобрать к тому, что указано в скобках?

  3. Какой раздел литературоведения изучает данные термины?

  4. Для чего используются литературоведческие термины?

  5. Рассмотрим два фрагмента. Первый – из работы Ю.Лотмана, второй – из статьи А.Платонова, посвященной анализу этого же стихотворения:



Ю.Лотман

А.Платонов

Прежде всего бросается в глаза номинативный характер словаря: мир текста определяется предметами. Вся именная лексика стихотворения легко членится на две группы: В одну войдут слова со значениями яркости, необычности (краска, океан, флейта, ноктюрн) в другую – бытовая (блюдо, студия, чешуя …). За каждой из этих групп стоит традиционное осмысление в свете литературной антитезы: «поэтическое непоэтическое»…

Всякий человек желает увидеть настоящий океан, желает, чтобы его звали любимые уста, и прочее, но необходимо, чтобы это происходило в действительности. И только в великой тоске, будучи лишенным не только океана и любимых уст, но и других, более необходимых вещей, можно заменить океан – для себя и читателей – видом дрожащего студня, а на чешуе жестяной рыбы прочесть «зовы новых губ…». И поэт возмещает отсутствие реальной возможности видеть мир океана своим воображением…


  1. Кто из авторов (А.Платонов или Ю.Лотман) использует терминологию для передачи субъективного отношения к стихотворению? Как это отражается в лексике статей?

  2. Что дополнительно требуется для того, чтобы осмыслить работу Ю.Лотмана?

  3. Можно ли сказать, что отсутствие специальной терминологии делает работу А.Платонова глубоко личной, «сокровенной»?


Новаторский характер лирики Маяковского учащиеся далее рассматривают в процессе наблюдения за «словотворчеством» и «словоновшеством» поэта. Им предлагаются задания следующего типа:

  1. Продолжите ряд неологизмов, укажите по каким законам словообразования они созданы:

Озакатели, расцветоченный, __________________________________________

Грандиозьё, дамьё, ___________________________________________________

Шептоголосый, _______________________________________________________

Клёшить, фокстротить, __________________________________________________

Какие художественные функции выполняют эти неологизмы в стихотворениях Маяковского?

  1. Найдите окказионализмы в лирике Маяковского и объясните их лексическое значение.

  2. Найдите оригинальные составные и каламбурные рифмы по аналогии с примерами:

Ввысь поведи – в исповеди _________________________________________

Паутинами – по-утиному ___________________________________________

  1. Найдите в стихотворениях поэта развернутые метафоры, укажите, какая простая метафора лежит в основе развернутой.

  2. «Укрупнение и контраст – два основных приема поэтической системы Маяковского»0. Они возникают при сочетании гиперболы, метафоры и сравнения. Приведите примеры этого явления.

  3. Ирония – силовое поле поэзии В.Маяковского0. Она часто достигается использованием вульгаризмов в функции выражения нежности. Приведите примеры.

  4. В заключительной части 4-го урока учитель вновь возвращается к тем проблемам, которые были затронуты в начале при изучении понятия «поэтика», и делает обобщающий вывод.


Написать сочинение на одну из тем:

  1. Новаторство Маяковского.

  2. Развернутая метафора в поэтике Маяковского.

  3. Поэтика футуризма и творчество Маяковского.

  4. Анализ отдельного стихотворения.






Список использованной литературы для учителя и учащихся:


  1. Баевский В. История русской литературы ХХ в. – М.: Языки русской культуры, 1999.

  2. Биобиблиграфический словарь «Русские писатели Х1Х века», под редакцией П.А.Николаева, М.: Просвещение, 1986.

  3. Виноградов В. Этюды о стиле Гоголя, М.: Худ. лит., 1963.

  4. Дмитриев В. «По стране литературии». – М.: Московский рабочий, 1987.

  5. Карабичевский Ю. «Воскресение Маяковского» – М., 1990.

  6. Карсалова Е.В. и др. «Серебряный век» русской поэзии. – М.: Нов.школа, 1996.

  7. Ковский В. «Реалисты и романтики».- М.: Худ. лит., 1990.

  8. Ковский В. Реалисты и романтики. – М.: Худ. лит., 1990.

  9. Краткий словарь по эстетике. – М.: Просвещение, 1983.

  10. Маяковский В. Полное собрание сочинений в 13-ти томах. – М.: Худ. лит., 1955.

  11. Маяковский В.В. Книга для ученика и учителя. – М.: АСТ «Олимп», 1996.

  12. Поляков М. «Вопросы поэтики и художественной семантики».- М.: Худ. лит., 1986.

  13. Словарь юного литературоведа. – М.: Просвещение, 1988.

  14. Субботин А. «Горизонты поэзии». – Свердловск, 1984.

  15. Харджиев Н., Тренин В. Поэтическая культура Маяковского. М.: Искусство, 1970.

  16. Хрестоматия по теории литературы: Учеб. Пособие для студентов пед. институтов / Сост. Л.Н.Осьманова.- М.: Просвещение, 1982.

  17. Эткинд Е. «Там, внутри. О русской поэзии ХХ в.» - С-Пб., 1996.

0 Словарь юного литературоведа. – М., 1988г.

0 См. далее в тексте статьи.

0 Краткий словарь по эстетике. – М.: Просвещение, 1983, с. 118.

0 Там же, с. 118

0 Баевский В. История русской литературы ХХ в. – М.: Языки русской культуры, 1999г., с 98.

0 Ковский В. Реалисты и романтики. – М.: Худ. лит., 1990г., с 115.

0 Здесь и далее в скобках указаны том и страница из полного собрания сочинений В.Маяковского в 13-ти томах. – М.: Худ. лит., 1955г.

0 Виноградов В. Этюды о стиле Гоголя. - М., 1963, с. 237.

0 В кн. Маяковский В.В. Книга для ученика и учителя. – М.: АСТ «Олимп», 1996г.

0 Поляков М. Вопросы поэтики и художественной семантики. М., 1986г.

0 Там же.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!