СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Участие педагогов в профилактике и разрешении конфликтов, предупреждении стрессов.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Участие педагогов в профилактике и разрешении конфликтов, предупреждении стрессов.»

Конфликт

Конфликт

  Конфликт  (с лат. Conflictus - столкновение) – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, мнений или взглядов людей

Конфликт (с лат. Conflictus - столкновение) это столкновение противоположно направленных целей, интересов, мнений или взглядов людей

 ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ  (конфликт между желаниями и возможностями одного человека) ЛИЧНОСТНЫЙ  (конфликт между одним и несколькими людьми) МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ  (конфликт между отдельными людьми) МЕЖГРУППОВОЙ (конфликт между микро- и макрогруппами)

  • ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ (конфликт между желаниями и возможностями одного человека)
  • ЛИЧНОСТНЫЙ (конфликт между одним и несколькими людьми)
  • МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ (конфликт между отдельными людьми)
  • МЕЖГРУППОВОЙ (конфликт между микро- и макрогруппами)

ПО ГОРИЗОНТАЛИ    ПО ВЕРТИКАЛИ между людьми, не  между людьми, находящимися находящимися в подчинении в подчинении друг к другу    друг к другу             СМЕШАННЫЕ

ПО ГОРИЗОНТАЛИ ПО ВЕРТИКАЛИ

между людьми, не между людьми,

находящимися находящимися

в подчинении в подчинении

друг к другу друг к другу

 

СМЕШАННЫЕ

Конфликт

Конфликт

Гнев Возбуждение Горечь Тревога Напряжение Все надоело Зависть Напуганность Разбитость Обескураженность Вина Одиночество Отвращение Раздражение Заинтересованность Огорчение Обида Бессилие Удовлетворение Опустошенность Тяжесть Ярость Ненависть Враждебность Отрешенность Разгоряченность Горе Ужас Незащищенность Беспомощность Бессмысленность Стеснение Зажатость Ошарашенность Дрожь Агрессия Хандра Раздражение Страх Задерганность Ревность Опасения Перегруженность Переполнение Угроза Расстройство Разочарование Ярость Шок Стыд Нетерпение Пренебрежение Сомнения Подозрительность Недооцененность Неуверенность Унижение Заброшенность Подавленность Облегчение

Гнев

Возбуждение

Горечь

Тревога

Напряжение

Все надоело

Зависть

Напуганность

Разбитость

Обескураженность

Вина

Одиночество

Отвращение

Раздражение

Заинтересованность

Огорчение

Обида

Бессилие

Удовлетворение

Опустошенность

Тяжесть

Ярость

Ненависть

Враждебность

Отрешенность

Разгоряченность

Горе

Ужас

Незащищенность

Беспомощность

Бессмысленность

Стеснение

Зажатость

Ошарашенность

Дрожь

Агрессия

Хандра

Раздражение

Страх

Задерганность

Ревность

Опасения

Перегруженность

Переполнение

Угроза

Расстройство

Разочарование

Ярость

Шок

Стыд

Нетерпение

Пренебрежение

Сомнения

Подозрительность

Недооцененность

Неуверенность

Унижение

Заброшенность

Подавленность

Облегчение

 1 стадия – Потенциальное формирование  противоречивых взглядов, интересов,  ценностей и норм  2 стадия – Переход потенциального конфликта в  реальный  3 стадия – Конфликтные действия  4 стадия – Снятие или разрешение конфликта

1 стадия – Потенциальное формирование

противоречивых взглядов, интересов,

ценностей и норм

2 стадия – Переход потенциального конфликта в

реальный

3 стадия – Конфликтные действия

4 стадия – Снятие или разрешение конфликта

 Активные: Стиль конкуренции Стиль сотрудничества Стиль компромисса Пассивные: Стиль уклонения Стиль приспособления

Активные:

Стиль конкуренции

Стиль сотрудничества

Стиль компромисса

Пассивные:

Стиль уклонения

Стиль приспособления

 Для разрешения конфликта этот стиль можно использовать в ситуациях, когда:  исход конфликта очень важен для вас, и вы делаете большую ставку на решение возникшей проблемы в свою пользу;  вы обладаете достаточной властью и авторитетом, и вам представляется очевидным, что предлагаемое вами решение - наилучшее;  вы чувствуете, что у вас нет иного выбора и вам нечего терять;  вы должны принять непопулярное решение и у вас достаточно полномочий для выбора этого шага;  вы взаимодействуете с подчиненными, предпочитающими авторитарный стиль.

Для разрешения конфликта этот стиль можно использовать в ситуациях, когда:

  • исход конфликта очень важен для вас, и вы делаете большую ставку на решение возникшей проблемы в свою пользу;
  • вы обладаете достаточной властью и авторитетом, и вам представляется очевидным, что предлагаемое вами решение - наилучшее;
  • вы чувствуете, что у вас нет иного выбора и вам нечего терять;
  • вы должны принять непопулярное решение и у вас достаточно полномочий для выбора этого шага;
  • вы взаимодействуете с подчиненными, предпочитающими авторитарный стиль.
 Для разрешения конфликта этот стиль можно использовать в ситуациях, когда:  необходимо найти общее решение, если каждый из подходов важен и не допускает компромиссных решений; у вас прочные, длительные, взаимозависимые отношения с другой стороной; стороны способны выслушивать друг друга и излагать суть своих интересов, умеют интегрировать точки зрения.

Для разрешения конфликта этот стиль можно использовать в ситуациях, когда:

  • необходимо найти общее решение, если каждый из подходов важен и не допускает компромиссных решений;
  • у вас прочные, длительные, взаимозависимые отношения с другой стороной;
  • стороны способны выслушивать друг друга и излагать суть своих интересов, умеют интегрировать точки зрения.
 Для разрешения конфликта этот стиль можно использовать в ситуациях, когда:  обе стороны имеют одинаково убедительные аргументы и обладают одинаковой властью;  удовлетворение вашего желания имеет для вас не слишком большое значение;  вас может устроить временное решение, так как нет времени для выработки другого или другие подходы оказались неэффективны; компромисс позволит вам хоть что-то получить.

Для разрешения конфликта этот стиль можно использовать в ситуациях, когда:

  • обе стороны имеют одинаково убедительные аргументы и обладают одинаковой властью;
  • удовлетворение вашего желания имеет для вас не слишком большое значение;
  • вас может устроить временное решение, так как нет времени для выработки другого или другие подходы оказались неэффективны;
  • компромисс позволит вам хоть что-то получить.
 Для разрешения конфликта этот стиль можно использовать в ситуациях, когда:  источник разногласий несущественен для сторон по сравнению с другими, более важными задачами, а потому они считают, что не стоит тратить силы на решение проблемы;  стороны хотят выиграть время, чтобы изучить ситуацию и получить дополнительную информацию, прежде чем принять какое-либо решение;  опасно пытаться решить проблему немедленно, так как открытое обсуждение конфликта может только ухудшить ситуацию (например, конфликты взрослых детей и родителей);  подчиненные сами могут успешно урегулировать конфликт.

Для разрешения конфликта этот стиль можно использовать в ситуациях, когда:

  • источник разногласий несущественен для сторон по сравнению с другими, более важными задачами, а потому они считают, что не стоит тратить силы на решение проблемы;
  • стороны хотят выиграть время, чтобы изучить ситуацию и получить дополнительную информацию, прежде чем принять какое-либо решение;
  • опасно пытаться решить проблему немедленно, так как открытое обсуждение конфликта может только ухудшить ситуацию (например, конфликты взрослых детей и родителей);
  • подчиненные сами могут успешно урегулировать конфликт.
 Для разрешения конфликта этот стиль можно использовать в ситуациях, когда:  важнейшая задача - восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта;  предмет разногласия для вас не важен, важнее сохранить добрые отношения;  осознаете, что правда не на вашей стороне;  чувствуете, что у вас недостаточно власти или шансов победить.

Для разрешения конфликта этот стиль можно использовать в ситуациях, когда:

  • важнейшая задача - восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта;
  • предмет разногласия для вас не важен, важнее сохранить добрые отношения;
  • осознаете, что правда не на вашей стороне;
  • чувствуете, что у вас недостаточно власти или шансов победить.
 Конкуренция (соперничество) – предполагает открытую борьбу за свои интересы, упорное отстаивание собственных интересов. Человек борется за свои права, но полагается преимущественно на «применение силы» для обеспечения победы своих аргументов  Сотрудничество - совместная выработка решения, удовлетворяющая интересы всех сторон пусть длительная и состоящая из нескольких этапов, но идущая на пользу дела. Это проявление готовности к углубленному изучению интересов сторон и поиску взаимовыгодных альтернатив   Компромисс - урегулирование разногласий через взаимные уступки   Избегание (игнорирование, уход) – это стремление выйти из конфликта, не решая его, игнорирование возникающих противоречий   Приспособление – изменение своей позиции, перестройка поведения, сглаживание противоречий . Фактически человек отказывается от своих интересов, от достижения собственных целей, тем самым давая партнеру возможность осуществить его цели

Конкуренция (соперничество) – предполагает открытую борьбу за свои интересы, упорное отстаивание собственных интересов. Человек борется за свои права, но полагается преимущественно на «применение силы» для обеспечения победы своих аргументов

Сотрудничество - совместная выработка решения, удовлетворяющая интересы всех сторон пусть длительная и состоящая из нескольких этапов, но идущая на пользу дела. Это проявление готовности к углубленному изучению интересов сторон и поиску взаимовыгодных альтернатив

Компромисс - урегулирование разногласий через взаимные уступки

Избегание (игнорирование, уход) – это стремление выйти из конфликта, не решая его, игнорирование возникающих противоречий

Приспособление – изменение своей позиции, перестройка поведения, сглаживание противоречий . Фактически человек отказывается от своих интересов, от достижения собственных целей, тем самым давая партнеру возможность осуществить его цели

Признать существование конфликта  Признать необходимость проведения переговоров  Заранее определить круг вопросов, составляющих предмет конфликта  Постараться посмотреть на предмет конфликта неэмоционально  Основное условие конструктивного разрешения конфликтной ситуации – открытое общение  Выработка взаимовыгодных решений путем переговоров
  • Признать существование конфликта
  • Признать необходимость проведения переговоров
  • Заранее определить круг вопросов, составляющих предмет конфликта
  • Постараться посмотреть на предмет конфликта неэмоционально
  • Основное условие конструктивного разрешения конфликтной ситуации – открытое общение
  • Выработка взаимовыгодных решений путем переговоров
  • Сначала объективно опишите ситуацию и содержащуюся в ней проблему так, как вы ее видите;
  • Дайте возможность партнеру описать свое видение ситуации;
  • Сообщайте о своем эмоциональном состоянии, позитивных и негативных чувствах;
  • Отделяйте эмоциональное состояние от решаемых задач;
  • В ситуации возникновения спонтанной вспышки партнера не отвечайте тем же, ждите, пока он (партнер) остынет; извинения за испытываемые чувства не требуются;
  • Подчеркивайте общность, сходство интересов – своих и партнеров, проявляйте интерес к проблемам партнера, признавайте свою неправоту;
  • Обращайтесь к фактам, а не к их интерпретации;
  • Претензии высказываются к конкретному поведению, событиям, недопониманию, действиям партнера, а не к его личности;
  • Прошлое и будущее оставьте в покое, находите конкретное решение в конкретной ситуации;
  • Избегайте барьеров общения;
  • Открыто высказывайте свои желания;
  • Предлагайте конкретные варианты выхода из ситуации; спросите у партнера, видит ли он какое-либо другое решение возникшей проблемы; процесс выработки соглашения должен быть гибким, то есть видоизменяться по ходу обсуждения спорных вопросов.
Прерывание речи партнера; Негативная оценка личности партнера; Уклонение от конфликта, нарочитое молчание; Подчеркивание разницы между собой и партнером; Использование интимного знания о партнере; Резкое ускорение темпа речи и изменение тембра голоса; Преуменьшение вклада партнера в общее целое и преувеличение своего; Косвенное нападение, критика кого-либо или чего-либо, представляющего ценность для другого конфликтанта; Избегание пространственной близости и контакта глаз; Использование угроз;  Симулирование согласия при сохранении обиды.
  • Прерывание речи партнера;
  • Негативная оценка личности партнера;
  • Уклонение от конфликта, нарочитое молчание;
  • Подчеркивание разницы между собой и партнером;
  • Использование интимного знания о партнере;
  • Резкое ускорение темпа речи и изменение тембра голоса;
  • Преуменьшение вклада партнера в общее целое и преувеличение своего;
  • Косвенное нападение, критика кого-либо или чего-либо, представляющего ценность для другого конфликтанта;
  • Избегание пространственной близости и контакта глаз;
  • Использование угроз;
  • Симулирование согласия при сохранении обиды.
Негативные оценки и ярлыки (оскорбления) Советы Вопросы (на которые не нужно отвечать или невозможно ответить) Приказы Обобщения, глобальные выводы из единичных случаев Ирония, язвительность  А также:  перебивание, настаивание на собственной правоте, упреки, выдвижение ультиматума
  • Негативные оценки и ярлыки (оскорбления)
  • Советы
  • Вопросы (на которые не нужно отвечать или невозможно ответить)
  • Приказы
  • Обобщения, глобальные выводы из единичных случаев
  • Ирония, язвительность

А также:

перебивание, настаивание на собственной правоте, упреки, выдвижение ультиматума

Описание ситуации + Я - чувство + Пожелание    Описание ситуации + Я – чувство «Когда я вижу, что...», «Когда это происходит...» + Пожелание «Я чувствую...», «Я огорчаюсь...», «Я не знаю, как реагировать...» «Мне бы хотелось...», «Возможно, тебе стоит поступить так...», «В следующий раз сделай...»

Описание ситуации + Я - чувство + Пожелание

Описание ситуации

+ Я – чувство

«Когда я вижу, что...»,

«Когда это происходит...»

+ Пожелание

«Я чувствую...»,

«Я огорчаюсь...»,

«Я не знаю, как реагировать...»

«Мне бы хотелось...»,

«Возможно, тебе стоит поступить так...»,

«В следующий раз сделай...»

«Ты - высказывание»

«Я - высказывание»

Ты никогда меня не слушаешь!

Когда я вижу, что ты не слушаешь меня, мне неприятно, ведь я говорю достаточно важные вещи. Пожалуйста, будь внимательнее к тому, что я говорю.

Что ты все время разговариваешь параллельно со мной?

Мне сложно говорить, когда кто-то еще разговаривает одновременно со мной. Если у тебя есть вопрос – задай его. Возможно, если ты внимательно послушаешь меня, то потом у тебя возникнет меньше вопросов.

Вечно ты хамишь!

Когда ты некорректно разговариваешь со мной, я раздражаюсь и не хочу больше с тобой общаться. На мой взгляд, ты можешь быть более уважительным по отношению ко мне. В свою очередь постараюсь быть более терпимой.

Ты всегда ужасно себя ведешь!

В данной ситуации ты вел себя некрасиво. Меня обижает такое поведение. Ты умеешь быть другим, поэтому, пожалуйста, в следующий раз будь более сдержан.

Ты всегда без спросу берешь журнал со стола!

Когда с моего стола без спросу берут вещи, в частности журнал, мне неприятно. Возможно, я хочу с ним поработать в ближайшее время. Поэтому я не против, чтобы ты брал журнал, но предварительно спроси меня, можно ли это сделать.

1.Меня радует в вашем ребенке … (тем самым вы настраиваете родителя на позитивные переговоры); 2.Меня тревожит (огорчает) в вашем ребенке … (тем самым вы показываете свою заинтересованность в ребенке, что приятно родителю); 3.Давайте договоримся … (перечисляете ваши требования).

1.Меня радует в вашем ребенке … (тем самым вы настраиваете родителя на позитивные переговоры);

2.Меня тревожит (огорчает) в вашем ребенке … (тем самым вы показываете свою заинтересованность в ребенке, что приятно родителю);

3.Давайте договоримся … (перечисляете ваши требования).

Гибкость Доброжелательность Аутентичность Конкретность Инициативность Открытость Умение слушать Тактичность Эмпатия
  • Гибкость
  • Доброжелательность
  • Аутентичность
  • Конкретность
  • Инициативность
  • Открытость
  • Умение слушать
  • Тактичность
  • Эмпатия

Список использованной литературы: Гришина Н.В. Конфликтология: Учебник / Под ред. А.С. Кармина. СПб., Лань, 2000. Осипова Е. Конфликты и методы их преодоления: социально – психологический тренинг. М., Чистые пруды, 2007. Осовская С. Конфликты: взрослые и дети // Школьный психолог, 2008, №16.

Список использованной литературы:

  • Гришина Н.В. Конфликтология: Учебник / Под ред. А.С. Кармина. СПб., Лань, 2000.
  • Осипова Е. Конфликты и методы их преодоления: социально – психологический тренинг. М., Чистые пруды, 2007.
  • Осовская С. Конфликты: взрослые и дети // Школьный психолог, 2008, №16.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!