СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Участие граждан в политической жизни

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий урока "Участие граждан в политической жизни" для 10 класса 

Просмотр содержимого документа
«Участие граждан в политической жизни»

Урок обществознания в 10 классе

«Участие гражданина в политической жизни страны»

Цели урока:

- разъяснение особенностей политической жизни общества;

- ознакомление обучающихся с формами участия граждан в политической жизни страны;

- осмысление своего собственного политического статуса и связанных с ним политических ролей, возможностей и условий их реализации;

- формирование потребности социально-активного поведения.


Задачи урока:

1) образовательные

- раскрыть сущность понятия политическое участие, виды и формы;

- расширить и углубить представления обучающихся о политических ролях, возможностях и условиях их реализации.

2) развивающие

- работать в микрогруппах по решению единой проблемной задачи;

- развивать мотивацию к анализу чужих поступков и самоанализу;

- развивать у обучающихся навыки решения практических задач, практической работы с законами, нормативными документами;

- способствовать формированию умений выделять главную мысль, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, делать выводы.

3) воспитательные

- продолжать формировать у обучающихся основы правовой культуры; учить их готовности к принятию на себя ответственности за совершаемые действия;

- продолжать содействовать воспитанию гражданственности, уважения к закону, социальным и правовым нормам;

- воспитывать активную жизненную позицию.


Обучающиеся должны знать, что такое: политический процесс, политическое участие, формы участия граждан в политической жизни страны, политический абсентеизм, популизм, политическая культура.


Обучающиеся должны уметь:

- применять полученные знания при решении учебных ситуационных задач.


Тип урока - комбинированный с элементами практической деятельности обучающихся.

Оборудование: карточки с заданиями, презентация

Проблемный вопрос: Может ли гражданин повлиять на решения принимаемые властью?


Ход урока

Учитель: Мы продолжаем разговор по теме «Участие гражданина в политической жизни страны».

1. Актуализация знаний

Давайте вспомним ключевые понятия, на которые мы будем опираться в течение урока (понятийный диктант по ключевым понятиям)


2. На доске два высказывания.

- Французский просветитель XVIII в. Ж.Ж. Руссо, один из создателей теории общественного договора и сторонник народного суверенитета, полагал, что ни одно политическое решение, ни один закон, не одобренный народом, не имеет обязательной силы.

- Современник Руссо, американский мыслитель и политический деятель Т. Джефферсон, считал народ источником власти и заявлял о его праве учреждать правительство и принимать политические решения через избранных в него народных представителей.

Внимательно прочитайте и ответьте на вопрос: Что общего и в чем различия приведенных взглядов Руссо и Джефферсона?

Ответ:

Общее – идея народного суверенитета (народ, выражающий свою волю через выборы, референдумы и т. п., является высшей властью и источником всякой власти в государстве)

Различия: Руссо – сторонник прямого (непосредственного) участия, Джефферсон - сторонник опосредованного (представительного) участия


3. Работа с текстом.

Знакомство с формами политического участия с опорой на ст. 29, 30-33 Конституции РФ.

1.Выпишите формы участия граждан в политической жизни страныв соответствии с приведенной ниже таблицей.

2.Ответьте на вопросы:

- имеет ли границы осуществление данных прав? (не менее 2-х аргументов).

- с какой целью вводятся данные нормативные ограничения? (не менее 2-х аргументов).

Формы участия

Непосредственные

Опосредованные




4. Групповая работа.

Наиболее развитой и чрезвычайно важной формой политического участия являются демократические выборы. Вы будущие избиратели. На какие вопросы придется ответить?

(Кого выбирать? Идти ли на выборы?)

Деление на группы.


Группа 1

Работа с документом

Сущность популизма


"Популюс" в переводе с латинского - народ. От этого корня в европейских языках образовалось много слов, в том числе и в рус­ском языке слова "популярность", "популярный". Однако при всем созвучии популярность не тождественна популизму.

Популизм можно определить как выдвижение нереалистичных, но популярных в конкретной ситуации лозунгов и обещаний для до­стижения определенных политических целей. Популизм, отмечает­ся в политологическом словаре, - это деятельность, имеющая це­лью обеспечение популярности в массах ценой необоснованных обе­щаний, демагогических лозунгов и т.д. Популист в современной по­литике - деятель, заигрывающий с массами. Популизм есть по сути дела использование группами лиц, отдельными лидерами в своих интересах господствующих взглядов, настроений людей, сложив­шихся под влиянием тех или иных обстоятельств...

Безнравственность популизма заключается в том, что он мани­пулирует доверием людей, деформирует его. В истории человече­ства необходимость объединения усилий, в том числе и в осуще­ствлении конкретного политического курса, всегда вызывала по­требность во взаимных обязательствах (политиков, правителей, с одной стороны, и народа - с другой) и, следовательно, в их взаим­ном доверии...

Популизм, устанавливая зачастую не без лицемерия заведомо фиктивные взаимные обязательства (своего рода сделку, совершен­ную под влиянием обмана), разрушает доверие людей к политику и политике, обесценивает даже самые прекрасные идеи и ценности. В этом заключается главный социальный вред популизма...

Малъко А.В. Популизм - тормоз демократии.


Ответьте на следующие вопросы:

1. Что такое популизм и в чем его сущность?

2. Совпадают ли по смыслу словосочетания человек-попу­лист и популярный человек? Ответ поясните.

3. В чем безнравственность и в чем социальный вред попу­лизма?

4. Каков, на ваш взгляд, основной путь борьбы с популизмом? В чем его суть?


Группа 2

Очень часто приходится слышать довольно пессимистическое мнение: «Мой голос ничего не решает, всё равно будет так, как захотят власть имущие». Подумайте и приведите аргументы «за» и «против» такой позиции.


Группа 3

«Представим, что нас лишат права свободного выбора, например, приняв закон «Об обязательном участии в выборах»

«Проект» закона

«Все граждане РФ, дееспособные и не находящиеся под интенсивным наблюдением врачей, обязаны принимать участие в выборах органов власти всех уровней (центральных, региональных, местных). Реализация активного избирательного права является важной характеристикой гражданственности.

В случае предполагаемых обстоятельств невозможности в выборах следует обращаться в избирательные комиссии, которые выносят определенное решение после рассмотрения сути дела и представленных документов.

За неучастие в выборах без уважительных причин в первый раз выносится общественное порицание (в виде письма на место работы или учебы, а также публикации фамилий и фотографий нарушителей в средствах массовой информации), второй раз - штраф в размере трех минимальных зарплат, третий раз - общественные работы (от 10 до 90 дней)»


Возможно ли принятие такого закона в современной России?


Обсуждение результатов работы групп, в ходе, которого обучающиеся должны ответить на вопрос: «Может ли гражданин повлиять на решения принимаемые властью?»


Задание 4

Творческое задание: Создайте плакат, призывающий граждан к активному участию в политической жизни.


Подведение итогов урока.


5. Рефлексия

Упражнение «Плюс-минус-интересно».

Плюс

Минус

Интересно




Обсуждение (несколько обучающих, по желанию)


Домашнее задание: пар.20-24, эссе «Я – будущий избиратель».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!