Урок обществознания в 10 классе
«Участие гражданина в политической жизни страны»
Цели урока:
- разъяснение особенностей политической жизни общества;
- ознакомление обучающихся с формами участия граждан в политической жизни страны;
- осмысление своего собственного политического статуса и связанных с ним политических ролей, возможностей и условий их реализации;
- формирование потребности социально-активного поведения.
Задачи урока:
1) образовательные
- раскрыть сущность понятия политическое участие, виды и формы;
- расширить и углубить представления обучающихся о политических ролях, возможностях и условиях их реализации.
2) развивающие
- работать в микрогруппах по решению единой проблемной задачи;
- развивать мотивацию к анализу чужих поступков и самоанализу;
- развивать у обучающихся навыки решения практических задач, практической работы с законами, нормативными документами;
- способствовать формированию умений выделять главную мысль, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, делать выводы.
3) воспитательные
- продолжать формировать у обучающихся основы правовой культуры; учить их готовности к принятию на себя ответственности за совершаемые действия;
- продолжать содействовать воспитанию гражданственности, уважения к закону, социальным и правовым нормам;
- воспитывать активную жизненную позицию.
Обучающиеся должны знать, что такое: политический процесс, политическое участие, формы участия граждан в политической жизни страны, политический абсентеизм, популизм, политическая культура.
Обучающиеся должны уметь:
- применять полученные знания при решении учебных ситуационных задач.
Тип урока - комбинированный с элементами практической деятельности обучающихся.
Оборудование: карточки с заданиями, презентация
Проблемный вопрос: Может ли гражданин повлиять на решения принимаемые властью?
Ход урока
Учитель: Мы продолжаем разговор по теме «Участие гражданина в политической жизни страны».
1. Актуализация знаний
Давайте вспомним ключевые понятия, на которые мы будем опираться в течение урока (понятийный диктант по ключевым понятиям)
2. На доске два высказывания.
- Французский просветитель XVIII в. Ж.Ж. Руссо, один из создателей теории общественного договора и сторонник народного суверенитета, полагал, что ни одно политическое решение, ни один закон, не одобренный народом, не имеет обязательной силы.
- Современник Руссо, американский мыслитель и политический деятель Т. Джефферсон, считал народ источником власти и заявлял о его праве учреждать правительство и принимать политические решения через избранных в него народных представителей.
Внимательно прочитайте и ответьте на вопрос: Что общего и в чем различия приведенных взглядов Руссо и Джефферсона?
Ответ:
Общее – идея народного суверенитета (народ, выражающий свою волю через выборы, референдумы и т. п., является высшей властью и источником всякой власти в государстве)
Различия: Руссо – сторонник прямого (непосредственного) участия, Джефферсон - сторонник опосредованного (представительного) участия
3. Работа с текстом.
Знакомство с формами политического участия с опорой на ст. 29, 30-33 Конституции РФ.
1.Выпишите формы участия граждан в политической жизни страныв соответствии с приведенной ниже таблицей.
2.Ответьте на вопросы:
- имеет ли границы осуществление данных прав? (не менее 2-х аргументов).
- с какой целью вводятся данные нормативные ограничения? (не менее 2-х аргументов).
Формы участия |
Непосредственные | Опосредованные |
| |
4. Групповая работа.
Наиболее развитой и чрезвычайно важной формой политического участия являются демократические выборы. Вы будущие избиратели. На какие вопросы придется ответить?
(Кого выбирать? Идти ли на выборы?)
Деление на группы.
Группа 1
Работа с документом
Сущность популизма
"Популюс" в переводе с латинского - народ. От этого корня в европейских языках образовалось много слов, в том числе и в русском языке слова "популярность", "популярный". Однако при всем созвучии популярность не тождественна популизму.
Популизм можно определить как выдвижение нереалистичных, но популярных в конкретной ситуации лозунгов и обещаний для достижения определенных политических целей. Популизм, отмечается в политологическом словаре, - это деятельность, имеющая целью обеспечение популярности в массах ценой необоснованных обещаний, демагогических лозунгов и т.д. Популист в современной политике - деятель, заигрывающий с массами. Популизм есть по сути дела использование группами лиц, отдельными лидерами в своих интересах господствующих взглядов, настроений людей, сложившихся под влиянием тех или иных обстоятельств...
Безнравственность популизма заключается в том, что он манипулирует доверием людей, деформирует его. В истории человечества необходимость объединения усилий, в том числе и в осуществлении конкретного политического курса, всегда вызывала потребность во взаимных обязательствах (политиков, правителей, с одной стороны, и народа - с другой) и, следовательно, в их взаимном доверии...
Популизм, устанавливая зачастую не без лицемерия заведомо фиктивные взаимные обязательства (своего рода сделку, совершенную под влиянием обмана), разрушает доверие людей к политику и политике, обесценивает даже самые прекрасные идеи и ценности. В этом заключается главный социальный вред популизма...
Малъко А.В. Популизм - тормоз демократии.
Ответьте на следующие вопросы:
1. Что такое популизм и в чем его сущность?
2. Совпадают ли по смыслу словосочетания человек-популист и популярный человек? Ответ поясните.
3. В чем безнравственность и в чем социальный вред популизма?
4. Каков, на ваш взгляд, основной путь борьбы с популизмом? В чем его суть?
Группа 2
Очень часто приходится слышать довольно пессимистическое мнение: «Мой голос ничего не решает, всё равно будет так, как захотят власть имущие». Подумайте и приведите аргументы «за» и «против» такой позиции.
Группа 3
«Представим, что нас лишат права свободного выбора, например, приняв закон «Об обязательном участии в выборах»
«Проект» закона
«Все граждане РФ, дееспособные и не находящиеся под интенсивным наблюдением врачей, обязаны принимать участие в выборах органов власти всех уровней (центральных, региональных, местных). Реализация активного избирательного права является важной характеристикой гражданственности.
В случае предполагаемых обстоятельств невозможности в выборах следует обращаться в избирательные комиссии, которые выносят определенное решение после рассмотрения сути дела и представленных документов.
За неучастие в выборах без уважительных причин в первый раз выносится общественное порицание (в виде письма на место работы или учебы, а также публикации фамилий и фотографий нарушителей в средствах массовой информации), второй раз - штраф в размере трех минимальных зарплат, третий раз - общественные работы (от 10 до 90 дней)»
Возможно ли принятие такого закона в современной России?
Обсуждение результатов работы групп, в ходе, которого обучающиеся должны ответить на вопрос: «Может ли гражданин повлиять на решения принимаемые властью?»
Задание 4
Творческое задание: Создайте плакат, призывающий граждан к активному участию в политической жизни.
Подведение итогов урока.
5. Рефлексия
Упражнение «Плюс-минус-интересно».
Обсуждение (несколько обучающих, по желанию)
Домашнее задание: пар.20-24, эссе «Я – будущий избиратель».