СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Участие обучающихся в олимпиадах и конкурсах различного уровня как средство выявления потенциально одарённых детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

 УЧАСТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОЛИМПИАДАХ И КОНКУРСАХ РАЗЛИЧНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ И УРОНЕЙ  БЕЗУСЛОВНО ДАЮТ ВОЗМОЖНОСТЬ БОЛЕЕ РАННЕГО ВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ

Просмотр содержимого документа
«Участие обучающихся в олимпиадах и конкурсах различного уровня как средство выявления потенциально одарённых детей»

МБОУ «СШ №29» с углублённым изучением отдельных предметов»

г. Смоленска

















Участие обучающихся в олимпиадах и конкурсах различного уровня как средство выявления потенциально одарённых детей









Подготовила В.В. Головатюк (Минина),

учитель начальных классов,

высшая категория


















2017-2018 уч.год

Стремительный переход от авторитарного образования к личностно-ориентированному в России начался в 2009 году – с момента утверждения нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования России. Академик Российской академии образования Днепров Э.Д. особо подчеркивал кардинальные изменения новой общеобразовательной политики, в основу которой заложена личностно-ориентированная и деятельностно-развивающая педагогика.

Сегодня осуществляется непрерывный поиск новых подходов,

ориентированных, прежде всего, на развитие личности. Одними из

традиционных и наиболее жизнеспособных форм педагогической

работы, решающих целый спектр задач по развитию детей, являются

олимпиады и конкурсы.



Согласно статье 77 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в нашей стране осуществляются выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности, а также оказывается содействие в получении такими лицами образования.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

В образовательных организациях в обязательном порядке проводится анкетирование всех обучающихся, направленное на выявление творческих способностей, и составляется план работы по поддержке выявленных одаренных детей. При составлении подобных планов классные руководители встают перед проблемой выбора методов работы с одаренными детьми.

В статье 34 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в числе прочих, оговариваются такие права обучающихся как право на участие в конкурсах, олимпиадах, выставках и т.д.

На сегодняшний день существует множество конкурсов и олимпиад различного уровня, которые охватывают все области знаний. Современные информационные технологии позволяют обучающимся принимать участие в мероприятиях даже международного уровня

Среди них следует отметить следующие:

- Русский медвежонок (http://www.rm.kirov.ru/),

- Международный математический конкурс «Кенгуру» (http://mathkang.ru/),

- Конкурс «Кит – компьютеры, информатика, технологии» (http://www.konkurskit.org/konkurs.html) и другие.

Для одаренного ребенка участие в любом конкурсе или олимпиаде – это занятное соревнование. И этот азарт определяет мотивацию одаренных обучающихся для развития своих знаний и умений в выбранной предметной области.

Проблема раннего выявления одаренных детей – одна из самых важных в сфере образования. От её решения в немалой степени зависит интеллектуальный и экономический потенциал нашего будущего. Поэтому проблема создания в школе систематизированной и качественной работы с мотивированными и способными учащимися является приоритетной.

Олимпиадное движение является одним из направлений выявления одаренных детей. Цели проведения олимпиад - это и выявление одаренных детей в определенной отрасли знаний, развитие их познавательных интересов, потребностей и познавательной активности, проверка знаний и умений, приобретение опыта творческой деятельности.

Олимпиада развивает у школьников интерес к предмету, знакомит с нетрадиционными заданиями и вопросами, пробуждает желание работать с дополнительной литературой, формирует навыки самостоятельной работы, помогает раскрыть творческий потенциал.

Именно олимпиады позволяют ученику познать и проявить себя, дают возможность самоутвердиться. Даже самые незначительные достижения порождают в ученике веру в свои возможности.

Именно олимпиады способствуют выявлению и развитию одаренных учащихся, так как некоторые ученики не выделяются на уроках: они старательно изучают программный материал, не выходя за его рамки. Но во время олимпиады такие ученики зачастую проявляют свои способности при решении нестандартных заданий.

Одаренные дети отличаются друг от друга степенью одаренности, познавательным стилем, сферами интересов. Поэтому перед педагогом стоит большая проблема по раскрытию потенциала ребенка, отбору содержания, форм и методов в сфере организации учебного процесса.

Понимание сути одаренности исключительно важно.

На развитие одаренности и ее своеобразие влияет много факторов. К основным факторам (Мюнхенская многофакторная модель одаренности) относятся:

  • личностные характеристики;

  • характеристики окружения;

  • мотивация достижения;

  • ожидание успеха;

  • готовность к напряжению;

  • стремление к знаниям;

  • критические события жизни;

  • способность к преодолеванию стресса;

  • ролевые ожидания по отношению к высокой одаренности;

  • успешный и неуспешный опыт;

  • образование родителей;

  • микроклимат в семье, в классе, на уроке.

Согласно модели одаренных детей отличают:

высокоинтеллектуальные способности;

  • креативность (оригинальность, гибкость, продуктивность мышления);

  • быстрое усвоение и выдающаяся память;

  • интеллектуальное любопытство и стремление к знаниям;

  • высокая личностная ответственность;

  • убежденность в собственной эффективности и самостоятельность суждений;

  • позитивная система представлений ребенка о самом себе, связанная с адекватной самооценкой.

Поэтому олимпиада может стать эффективным средством  выявления одарённых школьников за счёт правильного подбора заданий.

Для этого нужно, чтобы задания в олимпиадном комплекте не носили  исключительно репродуктивный характер. Вопросов конвергентного типа (проверяющих конкретные знания и допускающих единственно верный ответ), должно быть минимальное количество (их «стоимость» не должна превышать 1/3 максимального количества баллов). Основу комплекта интеллектуально-творческой олимпиады  составляют задания дивергентного типа (имеющие множество вариантов решений, или не имеющие однозначного решения).

К заданиям необходимо прилагать и дополнительные материалы, направленные на интеллектуальное развитие, а также на поддержку и стимулирование детского творчества,

Работа с одаренными детьми требует много времени, внимания и душеного тепла. Но самое главное, конечно, создание условий для максимально возможного развития творческих способностей одаренных детей в сочетании с практическими навыками, интенсивным накоплением социального опыта и формированием уверенности в своих силах.

И в заключение хочется сказать, что олимпиада, как одна из форм выявления одаренных детей, должна не пугать и отталкивать своей сложностью, а привлекать и стимулировать их к дальнейшему развитию своего творческого потенциала. В отличии от уже приевшихся тестов, целью которых является

проверка усвоенных знаний, олимпиады и конкурсы способны

решить обширный круг не только образовательных, но и воспитательных задач.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!