СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Участие России в первой мировой войне

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока участие России в первой мировой войне.

Просмотр содержимого документа
«Участие России в первой мировой войне»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Владикавказский многопрофильный техникум»












Открытый урок по истории

на тему:

«УЧАСТИЕ РОССИИ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ»





Преподаватель истории Цидаева Ф.Ю.















Владикавказ-2016



1. Триединая цель урока.

Познавательный аспект:

  1. способствовать самостоятельности в поиске и анализе знаний;

  2. формирование навыков исследовательской работы с историческими источниками;

  3. формирование умения сочетания знаний и навыков для успешного выполнения работы.

Развивающий аспект:

  1. развитие речи: обогащение и усложнение ее смысловой функции;

  2. развитие мышления: умение анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать, систематизировать; умение переносит суть исторического опыта на происходящее в России в настоящее время

Воспитывающий аспект:

  1. формирование положительного отношения к труду: ответственное выполнение заданий, дисциплинированность, собранность;

  2. формирование и развитие нравственных, патриотических качеств личности обучающегося;

  3. формирование гуманности.



2. Тип урока: комбинированный.

3. Вид урока: урок – семинар.

4. Методы обучения: словесные, наглядные, практические, научно-исследовательские.

5. Оборудование:

  1. карты;

  2. мультимедийное оборудование;

  3. тексты исторических источников (на слайдах презентации);

  4. таблицы;

  5. презентация.

6. Время проведения: 2 часа.





Ход урока

Вводное слово учителя. Каждая война в истории человечества антигуманна: гибнут люди, угнетаются народы, тормозится научно-технический прогресс. Но войны также приносят цивилизации опыт непоправимости последствий, осознания губительной силы войны. Первая Мировая война – несправедливая, захватническая война, даже если страны-участницы ставили перед собой «справедливые» цели.

    1. Предпосылки Первой Мировой войны.

Терминологическая разминка:

  1. экспансия,

  2. позиционная война,

  3. революционная ситуация,

  4. театр военных действий.

Хронологическая разминка:

  1. 1894-1917гг,

  2. 1904-1905гг.,

  3. 9 января 1905г.,

  4. 17 октября 1905г.,

  5. 1914-1918гг.

Вопросы по карте:

  1. На какие территории поделён мир?

  2. Приведите примеры колоний.

  3. Приведите примеры метрополий.

(Со времён Великих географических открытий мир был поделён на метрополии и колонии. К 1914 г. на планете не осталось свободных, незанятых территорий. Наличие колоний становится насущной потребностью, условием быстрого экономического развития. Война за «место под солнцем» неизбежна.)

  1. Между какими государствами были особо острые противоречия? Почему?

  2. Создание каких военных блоков означало, что система Европейского равновесия рухнула?

(«Антанта» (1904 г.), «Тройственный Союз» (1882 г.) противоречили на Ближнем Востоке, в Средиземноморье, в Африке. Но особо острыми были противоречия Франции и Германии из-за Эльзаса и Лотарингии.)



Задание 2Проанализируйте данные.

Масштабы Первой Мировой войны:

  1. Продолжительность – 1554 дня.

  2. Число стран-участниц – 38.

  3. Число государств, на территории которых проходили боевые действия – 14.

  4. Численность населения стран-участниц войны – 1050 млн. человек (62 % населения Земли).

  5. Численность мобилизованных – 74 млн человек.

  6. Численность погибших – 10 млн человек.

Вопрос: Почему война была названа Мировой?

Задание 3Проанализируйте исторический источник.

  1. «Ваша карта Африки очень хороша, но моя карта Африки – в Европе. Здесь расположена Россия,  здесь расположена Франция, мы же находимся в середине – такова моя карта Африки».

  2. «Эльзас и Лотарингия должны быть возвращены. Остальные территории по левому берегу Рейна должны быть окончательно отделены от Германии».

  3. «Лучше Россию видеть в Константинополе, чем германский военный арсенал в Персидском заливе».

  4. «Обеспечение Константинополя от захвата третьими державами должно составить основную задачу нашей внешней политики. Борьба за Константинополь вряд ли возможна без общеевропейской войны».

Вопрос: Определите, каким странам могли принадлежать данные высказывания.
(1. Германии, 2. Франции, 3. Англии, 4. России)

Задание 4. Проанализируйте исторический источник.

«Настоящая война начата не Россией … Русская мобилизация имела целью поддержку ____________, славянского государства, от которой Россия не могла отказаться без умаления своего авторитета среди славянства и на Балканах». 
П.Н. Милюков.

Вопросы:

  1. Вставьте пропущенное название страны.

  2. Могла ли Россия избежать участия в Первой Мировой войне?

  3. Каковы цели России в Первой Мировой войне?

(Сербия. Чтобы закрепиться на Балканах и Черноморских проливах, Россия должна была вступить в войну под любым предлогом. Милюкова даже называли «Константинопольским» за агрессивные цели в предстоящей войне.)

Задание 5Проанализируйте исторический источник.

«Немного дней тому назад Манифестом нашим оповестили Мы русский народ о войне, объявленной нам Германией. Ныне Австро-Венгрия, первая зачинщица мировой смуты, обнажившая посреди глубокого мира меч против слабейшей Сербии, сбросила с себя личину и объявила войну не раз спасавшей её России … В предстоящей войне народов Мы не одни: вместе с Нами встали доблестные союзники Наши, также вынужденные прибегнуть к силе оружия, дабы устранить, наконец, вечную угрозу германских держав общему миру и спокойствию…»

Вопросы:

  1. Назовите императора – автора Манифеста.

  2. Назовите год издания Манифеста и начавшуюся войну.

  3. Назовите «доблестных союзников» России в этой войне.

  4. Почему Австро-Венгрия названа в Манифесте «первой зачинщицей мировой смуты»?

  5. Приведите исторические факты «спасения» Россией Австро-Венгрии.

(Николай II подписал Манифест в 1914 г. Союзники России по Антанте – Англия, Франция. 15 июня 1914 г. в г.Сараево (Босния) сербом Принципом был убит наследный принц Австро-Венгерского престола эрцгерцог Франц-Фердинанд. 15 июля 1914 г. Австро-Венгрия объявила войну Сербии. Россия неоднократно спасала Австро-Венгрию в Семилетней войне, в сражении под Аустерлицем в 1805 г., в битве народов под Лейпцигом в 1813 г.)

Задание 6Проанализируйте данные таблицы.

Соотношение сил к началу Первой Мировой Войны

Cтрана

Численность армии (тыс. чел.)

Лёгкие орудия

Тяжёлые орудия

Самолёты

Россия

5338

6848

240

263

Великобритания

1000

1500

500

90

Франция

3781

3960

688

156

Итого: «Антанта»

10119

12308

1428

449

Германия

3822

6329

2076

232

Австро-венгрия

2300

3104

506

65

Итого: центральные державы «тройственного союза»

6122

9433

2582

297

Вопросы:

  1.  Проанализируйте данные таблицы. Какая из сторон имела перевес сил?

  2.  Могло ли это обстоятельство предопределить исход войны?

(«Антанта» имела перевес сил, значит, при слаженных действиях союзников война закончилась их быстрой победой).

II. Роль Восточного фронта на этапах Первой Мировой войны.

Задание 7. По карте определить планы Германии на 1914 г.

Ученик. За 3 недели Германия по плану Шлиффена не дошла до Парижа 30-40 км. Но план «Блицкриг» был уже сорван благодаря наступлению русских войск на Восточном фронте. В августе генералы Самсонов, Ренненкампф в ходе Восточно-Прусской операции создали реальную угрозу захвата Восточной Пруссии. Моральный дух русских солдат поднимал тот факт, что в этих местах в 1410 г. в Грюнвальдской битве их предки разбили Тевтонский орден. Но Германия перебросила с Западного фронта на Восточный свои войска. Самсонов, потеряв 20 тыс. убитыми, 30 тыс. пленными, застрелился.

Задание 8. Проанализировав сообщения учеников, дайте сравнительную характеристику крупным сражениям на фронтах Первой Мировой войны. Сделайте вывод о роли каждого из фронтов.

Ученик. В сентябре Франция выиграла битву на р.Марне. С обеих сторон участвовало 2 млн. человек. План «Блицкриг» окончательно рухнул.

Ученик. Этому успеху союзников способствовал успех Галицийской операции на Восточном фронте. Россия уничтожила 400 тыс. человек, т.е. ½ находящейся здесь армии Австро-Венгрии. Русская армия вышла к Карпатам.

Вопрос: Какой фронт играл главную роль с самого начала войны?

Выводы делают обучающиеся.

  1. Восточный фронт отвлекал 31 % противника.

  2. Германия вынуждена была воевать на 2 фронта (всего их 6).

  3. На Западном фронте война носит позиционный характер.

Ученик. 1915 г. назван «Великим отступлением» русской армии. Но почему мы оставили территорию с населением в 25 млн. человек?

Весной 1915 г. в ходе Горлицкого прорыва перевес у Германии:

  1. в людях в 2 раза;

  2. в артиллерии в 40 раз

Россия потеряла 2 млн. убитых и раненых, 1,5 млн. пленных.

Ученик. А чем в 1915 г. отличились союзники? Единственным противником на Западном фронте стало отравляющее вещество иприт (хлор).

Выводы делают обучающиеся.

  1. Восточный фронт отвлекал более 50 % противника.

  2. На Западном фронте ни одной крупной операции.

Ученик. 1916 г. называют коренным переломом в войне. Чьими же усилиями «Антанта» к нему пришла?

В феврале 1916 г. в ходе сражения под Верденом с обеих сторон погибло 1 млн. человек («Верденская мясорубка»); прорыв Германией фронта на 7 км.

Ученик. В марте 1916 г. более 200 военных кораблей выставила Англия в Ютландском морском сражении.

Ученик. Июль – август 1915 г.: на р.Сомме союзники продвинулись вглубь неприятельской обороны на 8 км.

Ученик. В июне – августе 1916 г. на Восточном фронте – «Брусиловский проорав». Прорыв на протяжении 340 км.; глубина прорыва доходила до 120 км. Австро-Венгрия потеряла 1,5 млн. убитыми, ранеными, пленными. Германия в очередной раз перебросила войска с Западного фронта на Восточный, чем облегчила положение Франции у Вердена.

Выводы делают обучающиеся.

Восточный фронт отвлекал более 60 % противника.

  1. На Западном фронте война опять носит позиционный характер.

  2. Расширение «Антанты».

(Восточный фронт играл первостепенную роль. Русские солдаты были «пушечным мясом» для союзников.)

Задание 9. Проанализируйте исторический источник.

«Когда летом 1915 г. русские армии были потрясены и сокрушены артиллерийским превосходством Германии, французы копили свои снаряды, как будто это было золото». 
«В течение почти 3 лет Россия задерживала на своих фронтах больше половины всех неприятельских дивизий и в этой борьбе потеряла убитыми больше, чем все прочие союзники, вместе взятые». 
У. Черчилль.

 «Союзники решили вести войну до последней капли крови русского солдата». 
«Мы предоставили Россию её собственной судьбе». 
Ллойд-Джордж.

Вопросы:

  1. Какой фронт играл главную роль в Первой Мировой войне?

  2. Как можно объяснить действия наших союзников?

  3. Приведите из истории аналогичные предательства нашими союзниками.

(Восточный фронт играл первостепенную роль. Русские солдаты были «пушечным мясом» для союзников. Союзники предавали нас и в Северной войне, и в Семилетней войне, и в Наполеоновских войнах).

III. Итоги участия России в Первой Мировой войне.

Задание 10. Проанализируйте исторический источник.

«Крови наше командование не жалело. Причиной этого была не какая-то жестокость, а скорее примитивизм стратегических и тактических концепций; … преступная военная неподготовленность, за которую приходилось расплачиваться потоками бесполезно проливаемой крови». 
С.Е. Трубецкой.

«Старая русская армия дралась безропотно почти 3 года; часто шла с голыми руками против убийственно высокой техники врагов и своей обильной кровью искупала грехи верховной власти».
А.И. Деникин, командующий дивизией во время Брусиловского прорыва.

«Какой война и была, такой и осталась… Взять, к примеру, меня. За последние 20 лет я не прочёл ни одного военного учебника». 
Военный министр В.А. Сухомлинов.

Вопрос: Назовите 3 главные причины поражения России на Восточном фронте.

(Стратегические, тактические просчёты командования; техническое отставание от Европы; отсутствие грамотного, высококвалифицированного офицерского состава.)

Задание 11. Проанализируйте исторический источник.

«Финансы расстроены, товарообмен нарушен, производительность страны - на громадную убыль; пути сообщения в полном расстройстве. Наборы обезлюдили деревню, ощутился громадный недостаток рабочей силы. Города голодали. Товара было мало, цены росли, развивалась продажа «из-под полы», получалось «мародёрство». Армия устала, недостатки понижали её дух. Упорядочить дело было некому». 
Министр Внутренних дел А.Д. Протопопов.

«К 1917 г., в атмосфере неудачной войны, всё созрело для революции». 
Н.А. Бердяев.

Вопросы:

  1. Как повлияли поражения России на Восточном фронте на её судьбу?

  2. Перечислите кризисы, порождённые Первой Мировой войной.

  3. Изменилось ли отношение русского общества к войне? Как?

(Кризисы: финансовый, ж/д, металлургический, топливный, продовольственный, политический. Россия встала перед неизбежностью революции. Отношение русского общества к войне резко изменилось: если в начале войны на мобилизацию откликнулись 96 % призывников, то к 1916 г. дезертирство, братания на фронтах.) 

Задание 12. Проанализируйте данные таблицы.

Потери в Первой Мировой войне

Страна

Дата вступления в войну

Численность населения (млн чел.)

Число мобилизованных (тыс. чел.)

Убитые / раненые, пленные, убитые (тыс. чел.)

Россия

01.08.1914

167

15798

1811 / 9150

Франция

03.08.1914

39,6

7891

1327 / 5800

Англия

04.08.1914

46,1

5701

715 / 2590

США

06.04.1917

98,8

4273

114 / 364

Германия

01.08.1914

67,8

13200

2037 / 7143

Австро-Венгрия

28.07.1914

58,6

9000

1100 / 7020

Турция

01.11.1914

21,7

2998

804 / 976

Болгария

11.10.1915

4,7

400

88 / 267

Вопросы:

  1.  Чем вы объясните, что даты вступления разных стран в войну так отличаются друг от друга?

  2.  Солдат какой державы можно назвать «пушечным мясом»? Почему?

  3.  Какой фронт играл главную роль в Первой Мировой войне?

(Разные геополитические интересы г-в объясняют разные даты вступления стран в войну. Потери России превышают потери союзников, значит, русские солдаты были «пушечным мясом».)

Заключительное слово учителя. В среднем за один год Первой Мировой войны погибло:

  1. почти в 30 раз больше солдат и офицеров, чем в Наполеоновских войнах;

  2. в 70 раз больше, чем в Семилетнюю войну;

  3. в 250 раз больше, чем в Тридцатилетнюю войну.

IV. Закрепление материала.

Задание 12. Ответьте на вопросы:

  1. Можно ли назвать Первую  мировую войну для России Отечественной? Почему? Каков ее характер?

  2. Какую роль играл в войне Восточный фронт?

  3. Каковы были причины неудач на фронте?

  4. Как повлияла война на жизнь в России?

  5. Назовите главную военную награду Первой мировой войны?

  6. Перечислите героев первой мировой войны?

Y. Рефлексия.

  1. Объявление комментированных оценок.

YI. Сообщение домашнего задания.

1.Прочитать параграф 11, с.93- 98. Измозик В.С., Рудник С.Н.История России, 11 кл.

2.Составить развернутый план ответа по теме «Влияние Первой мировой войны на экономическое и политическое положение России».

3.Подготовить дополнительный материал: Брусилов А.А. , Создание Тройственного Союза.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!