СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Участие в городском конкурсе "Молодая смена"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В своей работе я столкнулась с отсутствием предметных контрольно-измерительных материалов для оценки качества формирования метапредметных умений и навыков.

Мой педагогический опыт показывает, что технология проектной деятельности  является эффективным инструментом решения этой проблемы.

Просмотр содержимого документа
«Участие в городском конкурсе "Молодая смена"»

Эссе


Солодникова Т.Н.,

учитель математики и информатики

МАОУ «Гимназия № 4 имени братьев Каменских»,

Г.. Пермь


Установленные новыми Стандартами требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципа метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен уметь конструировать новые педагогические ситуации, новые задания, направленные на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.

В своей работе я столкнулась с отсутствием предметных контрольно-измерительных материалов для оценки качества формирования метапредметных умений и навыков.

Мой педагогический опыт показывает, что технология проектной деятельности является эффективным инструментом решения этой проблемы. Работа в проекте позволяет учащимся продемонстрировать не просто реализацию теоретических знаний на практике, в деле, но и развивает универсальные навыки коммуникации и сотрудничества, планирования и целеполагания, самооценки и взаимооценки. При правильной организации групповой работы реализуется деятельностный подход, а это значит, что ребенок развивается, совершенствуется.

Одним из больших преимуществ групповой работы является ее продуктивность, когда ученик может наглядно увидеть, потрогать, ощутить результаты собственной деятельности в каком-либо продукте.

Примером такого продукта групповой проектной деятельности моих учеников стал проект «Математика прошлого». Всем математикам известна проблема недостаточности времени на уроке для изучения вопросов истории математики, эту проблему и решает проект.

Мое преимущество в том, что я учу и математике, и информатике, где и реализуют свой проект учащиеся.

В повседневной жизни пользователи чаще всего работают со стандартным пакетом офисных программ, а для реализации проекта учащиеся пользуются углубленными функциями и возможностями этих программ. Это и показывает прикладной характер этих программ, их использование в реальной деятельности.

Целью проекта является формирование метапредметных умений учащихся 10 класса через создание электронной газеты по вопросам истории математики по средствам возможностей MS Word.

Проект носит интеграционный характер т.к. тематика газеты и ее содержание могут находиться в рамках различных учебных предметов: математики, английского языка, истории и т. д. Ученики видят, как можно использовать полученные умения по информатике на других уроках.

Реализация проекта состоит из трех этапов.

Первый этап – мотивационно-организационный.

На этом этапе я стараюсь придумать новый мотивационный подход. В этом году дети получили заказ от учителей – математиков по созданию газет по истории математики для оформления стендов в кабинетах. Такой ход заставил детей почувствовать ответственность за предстоящую работу. Вместе с учениками формулируем цели и задачи проекта, вырабатываем критерии оценки продуктов деятельности (Приложение).

Главными критериями являются, во-первых, качество содержания: полнота и законченность освещения вопроса, отсутствие математических и орфографических ошибок. Важным является и качество оформления: самостоятельность в создании продукта исследования, выполнение всех требований к математическим текстам, эстетичность оформленных материалов. Кроме этого, важна и четкость, логичность, математическая и лингвистическая грамотность в изложении.

Второй этап – непосредственная работа над проектом: выбор тем учащимися, ее осмысление, подбор литературы, выделение предмета и объекта исследования, распределение обязанностей в группе, работа над теорией, обзор литературы по проблеме исследования. Итогом второго этапа является оформление продукта исследования в программе MS Word. В дизайне газет у учащихся отражается не только тема работы, но и их цветовые, музыкальные предпочтения, увлечения и т.д.

И наконец, заключительный третий этап – защита проекта.

Первый этап защиты мы называем предварительной, и происходит она на уроке информатики. Группы представляют разработанные газеты друг другу, Демонстрация сопровождается рассказом о роли каждого члена группы в работе над проектом. Затем ученики оценивают свои проекты и проекты других групп в соответствии с заранее разработанными критериями. Я, как учитель, могу оценить не только степень усвоения теоретических знаний и освоения практических умений, но и уровень сформированности метапредметных навыков: умения сотрудничать и взаимодействовать, способности к оцениванию, навыка публичного выступления.

Предъявление продукта происходит на уроке «заказчика». Бывает, что это свой класс, но чаще всего ребята демонстрируют газеты в других классах. Их задача – не просто рассказать о своем продукте, но и заинтересовать учеников в изучении вопросов истории математики. Вот где приходится постараться!

При разработке проекта учитываю и возможные риски. Например, недостаточный объем умений работы в программе у учащихся. Чтобы избежать этой проблемы, с учениками были изучены не только стандартные возможности текстового редактора, но и углубленные, которыми не пользуется «рядовой» пользователь, а также возможность использовать интернет для поиска ответов на возникающие вопросы. Кроме того, могло возникнуть неравномерное распределение обязанностей внутри группы, когда большую часть работы выполняет один более ответственный и способный ученик. Для этого разрешаю свободное формирование групп - «по дружбе». Еще одной возможной проблемой является нежелание проводить самооценку и взаимооценку. Избежать этого помогают убеждение в необходимости проведения самооценки и оценки друг друга и обсуждение критериев оценивания перед началом работы для максимальной объективности учащихся к самим себе и другим группам.

С удовлетворением отмечаю, что уровень информационной компетентности детей растет: представлены интересные находки дизайна и распределения информации. Ребятам не только интересно создавать дизайн газеты, но их увлекает и искомая ими информация для газеты, они стараются узнавать гораздо больше, чем им задано и с увлечением рассказывают это друг другу.

Но самое главное то, что проект в значительной степени способствовал развитию метапредметности: дети просто и четко формулируют цели и задачи, могут сами определить конечный результат деятельности, планируют свою работу. Кроме того, учащиеся лучше стали взаимодействовать внутри групп, растет ответственность за себя и за группу, гордость за хорошо выполненное дело.

Показанный мною проект является лишь единицей из построенной системы учебных проектов для учащихся 10 класса. Разработка таких систем для разных параллелей и предметов позволяет решить проблему отсутствия предметных контрольно-измерительных материалов для оценки качества формирования метапредметных умений и навыков. А учащиеся при работе над проектами  приобретают такие метапредметные качества как  умение анализировать, делать выводы,  формулировать заключения; работать в группах, находить общий язык со сверстниками, оценивать себя.

Использование проектного метода обучения позволяет повысить уровень развития детей, способствует формированию умений и навыков работы с источниками, различными материалами, умению выбирать главное, получать новые знания по изученным вопросам, развивать самостоятельность учащихся, функциональную грамотность, применять знания в жизни, т.е. подготовить личность, способную самореализоваться и социально адаптироваться.


2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!