Выступление на заседании НМО. Учитель физики Клемина Р.Г.
Участие в олимпиадах по физике как составляющая развития одаренности обучающихся.
Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача же школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности.
Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, особое место занимают предметные олимпиады.
Организация работы по подготовке одарённых учащихся к участию в олимпиадах различного уровня остаётся наиболее актуальной и значимой, так как именно олимпиады являются одним из показателей результативности творческой работы учителя и учащихся. Сегодня, в современной школе, учителю необходимо умение учить детей учиться. Поэтому, при организации работы с одаренным школьником возникает необходимость создания индивидуального образовательного маршрута, в частности, модели подготовки учащегося к олимпиаде.
Когда мы слышим слово «олимпиада», то ассоциируем его с сильными учащимися, отличниками. Подобный подход оправдан, если речь идет о муниципальных, республиканских, Всероссийских и Международных очных олимпиадах. На таких уровнях сама цель олимпиад – выявление одаренных и нестандартно мыслящих учащихся, определение сильнейших из них.
В настоящее время создана сеть заочных предметных олимпиад. Цель олимпиад этого вида несколько иная – это ознакомление учащихся с задачами предметных уровней и предоставление возможности сравнить свои успехи в изучении областей науки с успехами своих ровесников.
Участие школьников в заочных олимпиадах зонального, республиканского, Российского, Всероссийского и Международного уровня имеет целый ряд привлекательных моментов и для ученика, и для родителей и для учителей:
• дает возможность школьникам и их учителям защищать честь своей школы;
• создает ситуацию успеха, поднимает интерес учащихся к изучению предмета;
• привлекает учащихся уже с начальных классов к участию в Олимпиадах, через несколько лет, будучи старшеклассниками, они станут «ветеранами» интеллектуальных турниров, которых можно будет смело отправить на любое соревнование;
• некоторые олимпиады («Кенгуру», «Лисенок», «Зубренок», «Олимпус», «Инфоурок», «Мега-талант», «Прояви себя» и др) проходят в том же тестовом формате, что и ЕГЭ, предоставляя учащимся возможность за несколько лет освоить данную форму тестирования;
• по итогам проведения олимпиады учителя, ученики и их родители могут ознакомиться с результатами всех участников по нескольким критериям: по классам, по регионам, по населенным пунктам, узнать свой результат и сравнить его с лучшим;
• каждый участник имеет возможность получить диплом призера или участника, сертификат для школьного портфолио, которые могут послужить лишним «козырем» при поступлении в ВУЗ.
Опыт работы с одарёнными продуктивен при наличии трёх составляющих:
а) ученика, б) учителя и в) взаимоотношений между учеником и учителем.
У ученика, способного к участию в олимпиаде, в наличии – превосходная память, максимальная концентрация внимания, психологическая готовность к состязанию, испытанию, стремление к самопознанию.
У учителя – огромная увлечённость предметом, стремление к качеству работы, плюс широкий кругозор (в виде дополнительных увлечений, среди которых главнейшее – психология).
Взаимоотношения между учеником и учителем - это важнейший элемент, т.е. главная информационная магистраль.
Я начинаю работу по подготовке к олимпиадам с выявления учащихся, которые проявляют интерес к предмету. В сентябре опрашиваю учащихся.
Вопросы могут быть иметь следующие формулировки:
Интересно ли вам участвовать в интеллектуальном соревновании?
Любите ли вы решать задания повышенной сложности?
Хотели бы вы принять участие в олимпиаде по физике?
Имеете ли вы опыт участия в олимпиадах?
После анализа ответов анкеты выявляю учеников, из которых формируется группа для подготовки к олимпиадам по предмету.
Кроме того, выявляю наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников через:
• наблюдения в ходе уроков;
• организацию исследовательской, кружковой работы и проведение других внеклассных мероприятий по предметам;
• оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам.
Далее планирую работу с группой таких школьников:
1. Расширение кругозора учащихся:
• работаем в Интернете
• участвуем в дистанционных предметных конкурсах и олимпиадах
• участвуем в олимпиадах, проводимых ВУЗами (Наследники Левши)
2. Решение олимпиадных задач прошлых лет.
В своей работе использую две формы подготовки к олимпиадам:
внешнюю
внутреннюю
Первая форма построена на основе раздельного обучения учащихся (в виде их отбора в группы для подготовки к олимпиадам по физике во внеучебное время). Вторая форма подготовки основана на смешанном обучении будущих участников олимпиад в обычном классе общеобразовательной школы (в виде дифференцированного обучения, индивидуальных образовательных программ, консультирования, тьюторства и т. д.).
Таким образом, формируется траектория подготовки к олимпиадам - система подготовки участников олимпиад:
• базовая школьная подготовка по предмету;
• подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, курсы по выбору);
• самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);
• целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством педагога, имеющего опыт участия в олимпиадном движении).
Бесспорно, олимпиады являются важнейшим фактором поиска и выявления интеллектуальной одаренной молодежи, формированием интеллектуального потенциала будущей элиты для профессиональной научно-исследовательской, производственной, административной и предпринимательской деятельности.
Олимпиада по предмету - это не только проверка образовательных достижений учащихся, но и познавательное, эвристическое, интеллектуально-поисковое соревнование школьников в творческом применении знаний, умений, способностей, компетенций по решению нестандартных заданий и заданий повышенной сложности