СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Учебная мотивация как один из критериев эффективности учебного процесса»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Учебная мотивация как один из критериев эффективности учебного процесса»»

Доклад на тему:

«Учебная мотивация как один из критериев эффективности учебного процесса» (1слайд)

Подготовила учитель начальных классов МБОУ СОШ №177 г.Казани

Мой девиз : «Зажечь» сердца и умы детей!!! (2 слайд)

В настоящее время в современной школе достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. И я задалась вопросом: как сделать учебный процесс более эффективным? (3 слайд)

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: “не хочет учиться”, “мог бы прекрасно заниматься, а желания нет”. В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

Учителя знают (4 слайд), что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса.

Проблема мотивации исследуется достаточно широко. Но, несмотря на большое количество исследований в этой области, а также обращения ряда авторов к изучению особенностей мотивации учения у младших школьников, данную проблему нельзя считать решенной во многих аспектах.

Как  же  пробудить  у  ребят   желание  "напиться"  из   источника  знаний? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний? На эти вопросы я и попыталась для себя ответить. (5 слайд)

Итак, цель моей работы заключалась в поиске путей и средств формирования и повышения учебной мотивации

Данная цель конкретизировалась в следующих основных задачах: (6 слайд)

  • провести теоретический анализ понятия о мотивах

  • изучить мотивационную сферу учащихся

  • найти пути и средства формирования и повышения учебной мотивации

  • апробировать найденные средства формирования и повышения учебной мотивации

  • проанализировать достигнутые результаты

  • наметить дальнейшие пути достижения поставленной цели

Формировать мотивацию – это не значит заложить готовые мотивы и цели в голову обучающегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого обучающегося. (7 слайд)

На начальном этапе была проведена теоретическая подготовка к деятельности и с опорой на теорию, подобраны наиболее эффективные приёмы и методы по формированию и повышению мотивации на каждом уроке.

(8 слайд) Теоретически формирование включает в себя - работу с мотивами, целями, эмоциями, учебно-познавательной деятельностью школьников. Внутри каждого из блоков проводится работа по актуализации и коррекции прежних мотивов, стимуляция новых мотивов и появлению у них новых качеств.

Какие же задания и упражнения может применять учитель для целенаправленного воздействия на мотивационную сферу учащихся?

Можно начать с заданий и упражнений направленных на: (слайд 9)

  1. укрепление чувства «открытости» к воздействиям, т.е. к обучаемости, сотрудничество со взрослыми;

  2. целеполагание школьников в учении;

  3. становление адекватной самооценки;

  4. устойчивость целей, их действенность, упорство в реализации;

  5. постановку близкий и далеких целей.

(слайд 10) Повышение уровня учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.

 Приведу примеры наиболее часто используемых приёмов. (11 слайд)

Приём “Фантастическая добавка”. Учащимся предлагается представить себя прутиком, при помощи которого путешествовала лягушка из сказки, и попытаться пересказать эту историю с позиции прутика. Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное.

 Приём “Удивляй”. Рассказать интересную историю или привести факты о животных, растениях, авторах произведений и т.д., которые вызовут удивление

Иногда удивительное не просто привлекает внимание, но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. Добиться этого позволяет приём “Отсроченная отгадка”. Загадка (удивительный факт) даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие.

Формированию учебной мотивации способствует умелое использование игровых ситуаций и других элементов занимательности.(слайд 12, 13) Одним из наиболее действенных приёмов формирования мотивации к обучению является дидактическая игра.(слайд 14) При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, работоспособность повышается.

Школьники младшего возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. В таких случаях использую приём “Привлекательная цель”. (слайд 15) На уроке математики во время изучении темы: “Сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 100”, при отработка навыков сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через десяток в пределах 100. Детям же была поставлена цель: помочь Алёше Поповичу восстановить своё доброе имя, вернуть золото и прогнать племя басурманское с земли русской.  В этом же случае можно дать ученикам возможность соревноваться, выполняя по очереди действия в соответствии с определённым правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего.

Развивать и сохранять учебную мотивацию у младших школьников можно, используя для этой цели занимательные задания, (слайд 16) загадки, и ребусы, привлекая красочную наглядность, литературных персонажей и сказочных героев. (слайд 17) Поддержание постоянного интереса к предмету обеспечивается через содержание и формулировку заданий, форму подачи материала. (слайд 18)

За время работы заметила, что больший интерес школьники проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение обязательно нужно связывать с практическими потребностями ученика. Введение в теорию осуществляю через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам: найти площадь класса, средний возраст членов семьи.

Проблемные задания выполняют мотивационную функцию, позволяют повторить ранее усвоенные вопросы, подготовить к усвоению нового материала и сформулировать проблему, с решением которой связано “открытие” нового знания. Поэтому необходимо находить, конструировать полезные для учебного процесса противоречия, проблемные ситуации, привлекать школьников к их обсуждению и решению. (слайд 19)

Одним из эффективных способов формирования и сохранения мотивации у младших школьников является создание ситуаций успеха.

Чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, необходимо подчёркивать даже самый небольшой успех, продвижение вперёд. (слайд 20)

Перечисленные приёмы активно используются в работе учителями начальных классов. Всё чаще в последнее время в образовательных учреждениях используются информационно- коммуникационные технологии (ИКТ). ИКТ также способствуют развитию мотивации учебной деятельности. ( слайд 21)

Важным моментом для успешного внедрения этого оборудования в образовательный процесс  является обучение педагогического состава по овладению ИКТ. В целом, 95 % учителей начальной школы прошли обучение по различным программам работы с интерактивным оборудованием. На одном из школьных методических объединений обсуждались практические вопросы использования интерактивной доски в современном образовательном процессе. (слайд 22)

Добившись определённых успехов в использовании ИКТ на уроках, я пришла к выводу, что на сегодняшний день это одно из самых эффективных средств для повышения интереса детей к предмету.

На заключительном этапе работы мною было проведено анкетирование среди второклассников, с целью выявления интереса к учебным предметам. (слайд 23) Задавались вопросами : «Какой школьный урок нравится больше? Почему?», «Какие предметы необходимы?» и др.

Полученные результаты я оформила в диаграмму (слайд 24), из которой видно, что особый интерес вызывают уроки матем. и физ-ры, (далее перечислить). На вопрос «Почему именно этот урок любимый?» Учениками были даны следующие ответы:

  1. математика: нравится решать примеры, уравнения, головоломки, ребусы, придумывать интересные задачи о себе, люблю самостоятельные работы;

  2. физкультура: нравятся подвижные игры, самый легкий урок, часто зарабатываем «5», укрепляем организм;

  3. русский язык: учимся правильно и красиво писать, много интересных заданий выполняем на интерактивной доске;

  4. чтение: учимся правильно говорить, развиваем свою речь, знакомимся с авторами и интересными фактами о их жизни;

  5. окр.мир: много нового узнаем о том что нас окружает, о космосе, животных и растениях, игры, кроссворды, хочу много знать, нравится создавать проекты;

  6. труд: творческая работа, люблю делать работы своими руками ;

  7. англ.яз.: люблю учителя, нужный предмет;

  8. тат.яз.: можно показать свои возможности, способности, интересно говорить не на родном рус. языке;

  9. музыка: слушаем лучшую музыку, люблю петь, хорошо получается петь, много узнаем нового о композиторах

  10. изо: люблю рисовать, хорошо рисую, нравится экспериментировать с цветом.

И в заключение хотелось бы сказать, что следует: ( слайд 25)

  1. верить в каждого ребенка и его возможности;

  2. оценивать не личность, а действия, поступки;

  3. видеть ценность не только результата, а и самого процесса взаимодействия с ребенком;

  4. проявлять внимание к каждому ребенку постоянно, радуясь его самостоятельным действиям, поощряя их;

  5. не торопиться с выводами;

  6. помогать каждому в поиске своего «Я», в сохранении уникальности .

И помните, что повышение уровня учебной мотивации школьника положительно влияют на эффективность педагогического процесса. (слайд 26)

Спасибо за внимание!!!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!