СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебная мультимедийная презентация урока по русскому языку на тему: Словообразование 10 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Выяснить, что такое словообразование и какова его функция,  какие существуют единицы словообразования; закрепить знания о способах словообразования;  решать задания в тестовой форме учиться правильно выполнять словообразовательный разбор слова; развивать умение излагать материал кратко, обобщённо. (Вариативное обучение)

Просмотр содержимого документа
«Учебная мультимедийная презентация урока по русскому языку на тему: Словообразование 10 класс»

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЕ  - это раздел языкознания, который изучает способы образования новых слов. Морфемика  —   это раздел языкознания, в котором изучается система морфем языка и морфемная структура слов и их форм.   В морфемике    изучаются два основных вопроса:  как классифицируются морфемы русского языка; как слово членится на морфемы.

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

  • СЛОВООБРАЗОВАНИЕ - это раздел языкознания, который изучает способы образования новых слов.
  • Морфемика   это раздел языкознания, в котором изучается система морфем языка и морфемная структура слов и их форм.  
  • В морфемике   изучаются два основных вопроса: 
  • как классифицируются морфемы русского языка;
  • как слово членится на морфемы.
ОСНОВА СЛОВА Основа слова  — это часть слова без окончания, в которой  заключено его лексическое значение.   Основа противопоставлена окончанию, потому что она постоянна, а окончание изменяется.

ОСНОВА СЛОВА

  • Основа слова  — это часть слова без окончания, в которой  заключено его лексическое значение.  
  • Основа противопоставлена окончанию, потому что она постоянна, а окончание изменяется.
ОКОНЧАНИЕ Окончание  — изменяемая часть слова, которая образует форму слова и грамматически связывает слова в словосочетании и предложении:  в ответ-е задач-и, цел-ую строк-у .  Окончание может быть нулевым, например, в словах  урок, праздник. Окончания есть   только у изменяемых слов.   Нет их у служебных слов   ( в, после, не) , наречий  (тихо, высоко), неизменяемых существитель ных  ( какаду, шоссе) прилагательных   (экстра, бордо) , инфинитива глаголов   (бежать, петь) , деепричастий   (увидев, собравшись).

ОКОНЧАНИЕ

  • Окончание  — изменяемая часть слова, которая образует форму слова и грамматически связывает слова в словосочетании и предложении: 

в ответ-е задач-и, цел-ую строк-у

  • Окончание может быть нулевым, например, в словах  урок, праздник.
  • Окончания есть   только у изменяемых слов.  
  • Нет их у служебных слов   ( в, после, не) ,
  • наречий (тихо, высоко),
  • неизменяемых существитель ных  ( какаду, шоссе)
  • прилагательных   (экстра, бордо) ,
  • инфинитива глаголов   (бежать, петь) ,
  • деепричастий   (увидев, собравшись).
Окончания имен существительных и имен прилагательных   Задание 1.  1. Напишите имена существительные и прилагательные из скобок в родительном падеже. Выделите окончания прилагательных. Возвратился из (долгий поход), собрались у (яркий костёр), стакан (парное молоко), согрелся в лучах (весеннее, утреннее солнце), на дне (глубокое ущелье), на страницах (модный журнал), буханка (чёрный хлеб), начало (новогоднее торжество), в тени (сосновый бор), купил для (любимый сын), приготовил для (праздничный стол), добрался до (ближайший город), на берегу (Средиземное море), слез с (высокое дерево).

Окончания имен существительных и имен прилагательных  

Задание 1. 

1. Напишите имена существительные и прилагательные из скобок в родительном падеже. Выделите окончания прилагательных.

Возвратился из (долгий поход), собрались у (яркий костёр), стакан (парное молоко), согрелся в лучах (весеннее, утреннее солнце), на дне (глубокое ущелье), на страницах (модный журнал), буханка (чёрный хлеб), начало (новогоднее торжество), в тени (сосновый бор), купил для (любимый сын), приготовил для (праздничный стол), добрался до (ближайший город), на берегу (Средиземное море), слез с (высокое дерево).

Окончания имен прилагательных   Задание 2.  Спишите предложения, вставляя пропущенные окончания имён прилагательных. Выделите их. Укажите падеж прилагательных. 1. На строительство дачн... домика привезли доски. 2. Зимой в лесу можно повстречать голодн... и зл... серо... волка. 3. Вокруг древн... рыцарск... замка был выкопан глубокий ров. 4. В зоопарке мы видели толст... неуклюж... носорога. 5. Ведро воды вытащили из глубок... колодца. 6. На крышке старинн... сундука висел замок. 7. Мама сшила платье из льнян... полотна. 8. С мягк... удобн... кресла не хотелось вставать.

Окончания имен прилагательных

  Задание 2. 

Спишите предложения, вставляя пропущенные окончания имён прилагательных. Выделите их. Укажите падеж прилагательных.

1. На строительство дачн... домика привезли доски. 2. Зимой в лесу можно повстречать голодн... и зл... серо... волка. 3. Вокруг древн... рыцарск... замка был выкопан глубокий ров. 4. В зоопарке мы видели толст... неуклюж... носорога. 5. Ведро воды вытащили из глубок... колодца. 6. На крышке старинн... сундука висел замок. 7. Мама сшила платье из льнян... полотна. 8. С мягк... удобн... кресла не хотелось вставать.

ОКОНЧАНИЯ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ МУЖСКОГО И СРЕДНЕГО РОДА ВО ВСЕХ ПАДЕЖАХ Задание 3.  1. В чист..м море, у хмур.... утра, в цепк...   взгляде, у хлебн...    магазина,  О здешн...    жителе, с ценн..... подарком,  для  янтарн…     ожерелья,  при ярк…м   свете, об ясн…м солнышке, цро жарк…    место, с электрическ…    освещением .

ОКОНЧАНИЯ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ МУЖСКОГО И СРЕДНЕГО РОДА ВО ВСЕХ ПАДЕЖАХ

Задание 3. 

1. В чист..м море, у хмур.... утра, в цепк...   взгляде, у хлебн...    магазина, О здешн...    жителе, с ценн..... подарком,  для  янтарн…     ожерелья,  при ярк…м   свете, об ясн…м солнышке, цро жарк…    место, с электрическ…    освещением .

КОРЕНЬ Корень  — основная значимая часть слова, в которой  заключено общее значение родственных (однокоренных) слов . Например,  поделить, отдельно, делимое, делитель, раздельный, деление.   Корень  — обязательная часть слова. Без приставок, окончаний, суффиксов слова могут существовать (меню, сальто, беж, очень, завтра ), а без корня — нет. В слове чаще всего один корень , но может быть и больше . Слова с двумя и более корнями называются  сложными .  Например,  чистописание, словообразование, юго-западный, светло-синий, старшеклассник, маслосыроварня, спиртоводоглицериновый

КОРЕНЬ

  • Корень  — основная значимая часть слова, в которой  заключено общее значение родственных (однокоренных) слов . Например,  поделить, отдельно, делимое, делитель, раздельный, деление.  
  • Корень  — обязательная часть слова. Без приставок, окончаний, суффиксов слова могут существовать (меню, сальто, беж, очень, завтра ), а без корня — нет.
  • В слове чаще всего один корень , но может быть и больше .
  • Слова с двумя и более корнями называются  сложными . Например,  чистописание, словообразование, юго-западный, светло-синий, старшеклассник, маслосыроварня, спиртоводоглицериновый
Задание 1.  Спишите. Выделите корень . Цвет, цветной, цветут. Лёд, ледяной, леденеет. Грусть, грустный, грустить. 2.Газетчик, лётчик, грузчик, ракетчик. Носик, дворик, домик, столик. Лесник, сапожник, маленький, осенний, зимний. Полёт, побег, поход. Записал, зарисовал. Списал, сделал, сбежал. Вынес, отнёс. - Какие слова называются однокоренными? Обозначьте, какой частью речи является каждое слово.

Задание 1. 

Спишите. Выделите корень .

  • Цвет, цветной, цветут.

Лёд, ледяной, леденеет.

Грусть, грустный, грустить.

2.Газетчик, лётчик, грузчик, ракетчик.

Носик, дворик, домик, столик.

Лесник, сапожник, маленький, осенний, зимний.

  • Полёт, побег, поход. Записал, зарисовал. Списал, сделал, сбежал. Вынес, отнёс.

- Какие слова называются однокоренными? Обозначьте, какой частью речи является каждое слово.

Задание 2.  Допишите к данным словам по образцу однокоренные слова. Выделите корень. Образец: ночь, ночной, ночует. Крик, зелень, грозы. Дело, вечер, боль. Лень, треск, вред. Образец: синий- синенький Белый, жёлтый, высокий, быстрый. Тёплый, узкий, низкий, чистый.

Задание 2. 

Допишите к данным словам по образцу однокоренные слова. Выделите корень.

  • Образец: ночь, ночной, ночует.

Крик, зелень, грозы.

Дело, вечер, боль.

Лень, треск, вред.

  • Образец: синий- синенький

Белый, жёлтый, высокий, быстрый.

Тёплый, узкий, низкий, чистый.

ПРИСТАВКА  Приставка   находится перед корнем и  служит для образования новых слов   (д оводить, разводить, переводить  от

ПРИСТАВКА 

  • Приставка   находится перед корнем и  служит для образования новых слов   оводить, разводить, переводить  от "водить").
  • Приставки никогда не меняют часть речи ( краснеть — покраснеть ,  меньше — поменьше ).
  • Есть приставки , которые   могут присоединяться к словам различных частей речи,  
  • имея одно и то же значение, например:  сверхлёгкий, сверхприбыль (приставка сверх-), развеселый, разукрасить, раскрасавица (раз-/рас-), сотрудничать, соавтор (со-).
Упражнение 1.   Перепишите, вставляя пропущенные буквы; обозначьте приставки. П...сеять рожь, о...бросить врага, на...стройка дома, по...клеить карту, пре...чувствовать неприятности, пре...шествовать экзаменам, сложная о...становка, по...твердить решение, о...дать пре...писание, тщательно п...р...работать, пре...ставить документы, з...конспектировать статью, ...держать обещание, от...слать корреспонденцию, под...брать иллюстрации, с...ехаться от...всюду, новый с...трудник, мой пр...дедушка.  

Упражнение 1.

  Перепишите, вставляя пропущенные буквы; обозначьте приставки.

П...сеять рожь, о...бросить врага, на...стройка дома, по...клеить карту, пре...чувствовать неприятности, пре...шествовать экзаменам, сложная о...становка, по...твердить решение, о...дать пре...писание, тщательно п...р...работать, пре...ставить документы, з...конспектировать статью, ...держать обещание, от...слать корреспонденцию, под...брать иллюстрации, с...ехаться от...всюду, новый с...трудник, мой пр...дедушка.

 

Упражнение 2.  Обозначьте приставки у прилагательных и подчеркнуть сходные предлоги у существительных; объяснить правописание. 1) В приоткрытой шкатулке я заметил письмо. Мы спим при открытой форточке. 2) На этот раз обошлись без толкового словаря. Я не встречал такого бестолкового человека. 3) Без посадочного талона в вагон не пустили. Совершен беспосадочный перелет. 4) Здесь не чувствуется придорожной пыли. Он состоит рабочим при дорожной мастерской. 5) Декорации меняли при поднятом занавесе. Находился в приподнятом настроении.

Упражнение 2. 

Обозначьте приставки у прилагательных и подчеркнуть сходные предлоги у существительных; объяснить правописание.

1) В приоткрытой шкатулке я заметил письмо. Мы спим при открытой форточке. 2) На этот раз обошлись без толкового словаря. Я не встречал такого бестолкового человека. 3) Без посадочного талона в вагон не пустили. Совершен беспосадочный перелет. 4) Здесь не чувствуется придорожной пыли. Он состоит рабочим при дорожной мастерской. 5) Декорации меняли при поднятом занавесе. Находился в приподнятом настроении.

Упражнение 3.  Существительные с предлогами заменить прилагательными с приставками. Речь без связи, пассажир без билета, певец без голоса, труд без контроля, отпуск без срока, жизнь без просвета, работа без смены, пространство без воздуха, крестьянин без земли, зима без снега.

Упражнение 3. 

Существительные с предлогами заменить прилагательными с приставками.

Речь без связи, пассажир без билета, певец без голоса, труд без контроля, отпуск без срока, жизнь без просвета, работа без смены, пространство без воздуха, крестьянин без земли, зима без снега.

СУФФИКС Суффикс  стоит после корня и служит не только   для образования новых слов   ( молодость от молодой, хрипота от хрипеть ), но и  форм слова : прочитать  — прочитал   (суффикс - л - образует форму прошедшего времени глагола) ,   красивый   — красивее   (суффикс  - ее   образует форму сравнительной степени прилагательного). Суффиксы   могут изменять части речи,  например: ложка  — ложечка, малый — маленький — малейший   (часть речи не изменяется ), тепло  — тепловые, твердый — твердеть (часть речи изменяется).  

СУФФИКС

  • Суффикс  стоит после корня и служит не только   для образования новых слов   ( молодость от молодой, хрипота от хрипеть ),
  • но и  форм слова : прочитать  — прочитал   (суффикс - л - образует форму прошедшего времени глагола) ,
  •   красивый   — красивее   (суффикс  - ее   образует форму сравнительной степени прилагательного).
  • Суффиксы   могут изменять части речи,  например: ложка  — ложечка, малый — маленький — малейший  

(часть речи не изменяется ),

  • тепло  тепловые, твердый — твердеть

(часть речи изменяется).  

Суффиксы   строго закреплены за частью речи:  -ость-:   имя существительное —  молодость, ясность; -ть-:   глагол —  грызть, кусать; -о:   наречие —  быстро, смело; -чив-:   имя прилагательное —  улыбчивый, находчивый. В слове может быть  несколько приставок и суффиксов.   Например :  преувеличивать   ( приставки пре-, у- ),   нагреватель   ( суффиксы  -е-, -ва-, -тель-). В сложном слове приставка может оказаться в середине слова: мировоззрение (приставка воз -).    Суффикс и приставка  — это служебные морфемы , вносящие в слово дополнительное значение (словообразовательное или грамматическое).
  • Суффиксы   строго закреплены за частью речи: 
  • -ость-:   имя существительное —  молодость, ясность;
  • -ть-:   глагол —  грызть, кусать;
  • -о:   наречие —  быстро, смело;
  • -чив-:   имя прилагательное —  улыбчивый, находчивый.
  • В слове может быть  несколько приставок и суффиксов.   Напримерпреувеличивать  
  • ( приставки пре-, у- ),
  •   нагреватель   ( суффиксы -е-, -ва-, -тель-).
  • В сложном слове приставка может оказаться в середине слова: мировоззрение (приставка воз -).   
  • Суффикс и приставка  — это служебные морфемы , вносящие в слово дополнительное значение (словообразовательное или грамматическое).
Упражнение 1.   Образуйте имена существительные с помощью следующих суффиксов: а) -ек, -чик, -т: апельсин, абажур, барабан, внук, горох, диван, еж, конец, карандаш, карман, кирпич, ларек, ножик, пряник, палисадник, помидор, палец, кофейник, портфель, поясок, порог, рожок, рукав, стакан, стол, стул, совок, соболек; б) -ец, -иц(а): Гвинея, Голландия, гололед, доход, каша, книга, кожа, лужа, мороз, рассказ, сюжет, характер;

Упражнение 1.

  Образуйте имена существительные с помощью следующих суффиксов:

а) -ек, -чик, -т: апельсин, абажур, барабан, внук, горох, диван, еж, конец, карандаш, карман, кирпич, ларек, ножик, пряник, палисадник, помидор, палец, кофейник, портфель, поясок, порог, рожок, рукав, стакан, стол, стул, совок, соболек;

б) -ец, -иц(а): Гвинея, Голландия, гололед, доход, каша, книга, кожа, лужа, мороз, рассказ, сюжет, характер;

Упражнение 1.   Образуйте имена существительные с помощью следующих суффиксов: в) -ец(о), -иц(е), -ц(-е): белье, здоровье, именье, копье, кресло, масло, письмо, растение, селение, строение, счастье; г) -ечк, -ичк- (иц + к): блюдо, брошь, Ваня, душа, книга, лестница, луковица, пуговица, семья, сито, Тоня, умница; д) -енк-, -еньк-, -инк-, -к-: басня, башня, береза, бусина, волосы, горошина, душа, диковина, изюмина, завалина, кухня, мама, Петя, скважина, соломина, Юля, яблоня.

Упражнение 1.

  Образуйте имена существительные с помощью следующих суффиксов:

в) -ец(о), -иц(е), -ц(-е): белье, здоровье, именье, копье, кресло, масло, письмо, растение, селение, строение, счастье;

г) -ечк, -ичк- (иц + к): блюдо, брошь, Ваня, душа, книга, лестница, луковица, пуговица, семья, сито, Тоня, умница;

д) -енк-, -еньк-, -инк-, -к-: басня, башня, береза, бусина, волосы, горошина, душа, диковина, изюмина, завалина, кухня, мама, Петя, скважина, соломина, Юля, яблоня.

Упражнение 2.   Образуйте имена существительные с помощью одного из суффиксов: -шик-, ышк-, юшк-. Обозначьте суффиксы и окончания. Вор, горе, горло, гость, гостья, доля, дума, детина, жена, завод, забор, заря, зверь, кровь, кручина, лапа, невеста, няня, платье, плут, перо, ребро, сарай, сватья, скворец, соловей, хлеб, человек.

Упражнение 2.

  Образуйте имена существительные с помощью одного из суффиксов: -шик-, ышк-, юшк-. Обозначьте суффиксы и окончания.

Вор, горе, горло, гость, гостья, доля, дума, детина, жена, завод, забор, заря, зверь, кровь, кручина, лапа, невеста, няня, платье, плут, перо, ребро, сарай, сватья, скворец, соловей, хлеб, человек.

Упражнение 3.   От следующих слов образуйте существительные с суффиксами -чик, -щик, -льщик. Какое значение они придают вновь образованным словам? Какие фонетические чередования и в каких случаях наблюдаются в производных словах? Бакен, барабанить, бетон, водопровод, возить, вязать, грузить, добыча, кабак, камень, кровля, объездить, перебежать, переводить, переписать, переплетать, пилить, разносить, резать, фонарь.

Упражнение 3.

  От следующих слов образуйте существительные с суффиксами -чик, -щик, -льщик. Какое значение они придают вновь образованным словам? Какие фонетические чередования и в каких случаях наблюдаются в производных словах?

Бакен, барабанить, бетон, водопровод, возить, вязать, грузить, добыча, кабак, камень, кровля, объездить, перебежать, переводить, переписать, переплетать, пилить, разносить, резать, фонарь.

Слова в русском языке образуются с помощью морфем  – морфемным способом , без помощи морфем  –  бессуффиксным способом , а  так же  неморфемным способом
  • Слова в русском языке образуются
  • с помощью морфем
  • морфемным способом ,
  • без помощи морфембессуффиксным способом ,
  • а так же

неморфемным способом

 Разновидности морфемного способа. 1) Приставочный способ – способ образо-  вания новых слов с помощью приставок: Обратите внимание !  1. Приставка присоединяется ко всему слову в целом 2.Приставочным способом образуются слова одной и той же части речи  3. Приставки широко используются в словообразовании глаголов , а также прилагательных , менее активны и разнообразны они в именах существительных и наречиях.

Разновидности морфемного способа.

  • 1) Приставочный способ – способ образо-

вания новых слов с помощью приставок:

Обратите внимание !

1. Приставка присоединяется ко всему слову в целом

2.Приставочным способом образуются слова одной и той же части речи

3. Приставки широко используются в словообразовании глаголов , а также прилагательных , менее активны и разнообразны они в именах существительных и наречиях.

2) Суффиксальный способ – способ образования новых слов с помощью суффиксов. Обратите внимание! 1. Суффиксы используются главным образом для образования существительных и прилагательных:  мудрый – мудр ость ;  море - мор ск ой 2. Причастия и деепричастия образуются только суффиксальным способом:  вылечить – вылечи вш ий  вылечить – вылечи в    3. Другие части речи:  красный – красн е ть; хороший – хорош о ; кто – кто- нибудь
  • 2) Суффиксальный способ – способ образования новых слов с помощью суффиксов.
  • Обратите внимание!
  • 1. Суффиксы используются главным образом для образования существительных и прилагательных:

мудрый – мудр ость ; море - мор ск ой

  • 2. Причастия и деепричастия образуются только суффиксальным способом:

вылечить – вылечи вш ий

вылечить – вылечи в

  • 3. Другие части речи:

красный – красн е ть; хороший – хорош о ;

кто – кто- нибудь

Суффиксальный способ образования некоторых существительных -ость-  глупый – глуп ость комфортабельный - комфортабельн ость -ани- (-ени-)   согласовать – согласов ани е предопределять – предопредел ени е -ач(а) передать – перед ач а

Суффиксальный способ образования некоторых существительных

  • -ость- глупый – глуп ость комфортабельный - комфортабельн ость
  • -ани- (-ени-)

согласовать – согласов ани е предопределять – предопредел ени е

-ач(а) передать – перед ач а

Бессуффиксный способ Бессуффиксным способом образуются только имена существительные синий – синь ; тихий – тишь выходить – выход; заплывать – заплыв глухой – глух зеленый – зелень заходить – заход разорвать – разрыв отсчитать – отсчёт поискать – поиск

Бессуффиксный способ

  • Бессуффиксным способом образуются только имена существительные

синий – синь ; тихий – тишь

выходить – выход; заплывать – заплыв

глухой – глух зеленый – зелень

заходить – заход разорвать – разрыв

отсчитать – отсчёт поискать – поиск

3 ) Приставочно-суффиксальный способ  – способ образования слов с помощью приставки и суффикса:  Приставочно-суффиксальным способом часто образуются наречия: Зачастую, вплотную, досыта, издалека По-медвежьи, по-товарищески Во- первых, во-вторых
  • 3 ) Приставочно-суффиксальный способ – способ образования слов с помощью приставки и суффикса:

  • Приставочно-суффиксальным способом часто образуются наречия:
  • Зачастую, вплотную, досыта, издалека
  • По-медвежьи, по-товарищески
  • Во- первых, во-вторых
Сложение  птиц е фабрика  пар о ход зарплата диван-кровать МГУ Вуз железная дорога железнодорожный Но! Пароход н ый пароход

Сложение

  • птиц е фабрика

пар о ход

  • зарплата
  • диван-кровать
  • МГУ
  • Вуз
  • железная дорога железнодорожный
  • Но! Пароход н ый пароход
ТЕСТ ПО СПОСОБАМ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ.  1. Какие слова образованы приставочным способом?       1.  а) бензовоз,   б) блеснуть,    в) набок,   г) обезболить;       2.  а) удлинить,   б) выведать,    в) докладчик,   г) звездопад;       3.  а) бездумный,   б) землетрясение,   в) отзвук,   г) журавлиный;       4.  а) прокипятить,  б) народонаселение,    в) нежность,   г) внизу.

ТЕСТ ПО СПОСОБАМ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ.

1. Какие слова образованы приставочным способом?

      1.  а) бензовоз,   б) блеснуть,  

в) набок,   г) обезболить;

      2.  а) удлинить,   б) выведать,  

в) докладчик,   г) звездопад;

      3.  а) бездумный,   б) землетрясение,

  в) отзвук,   г) журавлиный;

      4.  а) прокипятить,  б) народонаселение,  

в) нежность,   г) внизу.

2. Какие слова образованы суффиксальным способом?       1.  а) безропотный,  б) общероссийский,    в) по-русски,   г) низость;       2.  а) пересадить,   б) охотник,    в) бессердечный,  г) сердобольный;       3.  а) переубедить,   б) чернобровый,    в) пожарище,   г) бесшовный;       4.  а) по-кошачьи,   б) преподаватель,    в) пошутить,   г) единовластие.

2. Какие слова образованы суффиксальным способом?

      1.  а) безропотный,  б) общероссийский,  

в) по-русски,   г) низость;

      2.  а) пересадить,   б) охотник,  

в) бессердечный,  г) сердобольный;

      3.  а) переубедить,   б) чернобровый,  

в) пожарище,   г) бесшовный;

      4.  а) по-кошачьи,   б) преподаватель,  

в) пошутить,   г) единовластие.

3. Какие слова образованы приставочно-суффиксальным способом?       1.  а) накушаться,  б) кустарник,    в) вертолёт,   г) небезызвестный;       2.  а) лесоруб,   б) обессилеть,    в) изобретатель,  г) взломать;       3.  а) людишки,   б) разлюбить,    в) подлокотник,   г) многолюдный;       4.  а) моделировать,  б) непримиримый,    в) одноклассник,  г) предопределить.

3. Какие слова образованы приставочно-суффиксальным способом?

      1.  а) накушаться,  б) кустарник,  

в) вертолёт,   г) небезызвестный;

      2.  а) лесоруб,   б) обессилеть,  

в) изобретатель,  г) взломать;

      3.  а) людишки,   б) разлюбить,  

в) подлокотник,   г) многолюдный;

      4.  а) моделировать,  б) непримиримый,  

в) одноклассник,  г) предопределить.

4. Какие слова образованы путем сложения основ?       1.  а) полненький,   б) рыболов,    в) впереди,   г) напротив;       2.  а) беспроцентный,   б) простодушный,    в) напугать,   г) впятером;       3.  а) пчеловод,   б) речевой,    в) бессильный,   г) пристанционный;       4.  а) кукловод,   б) насухо,    в) счётчик,   г) несчастье.

4. Какие слова образованы путем сложения основ?

      1.  а) полненький,   б) рыболов,  

в) впереди,   г) напротив;

      2.  а) беспроцентный,   б) простодушный,  

в) напугать,   г) впятером;

      3.  а) пчеловод,   б) речевой,  

в) бессильный,   г) пристанционный;

      4.  а) кукловод,   б) насухо,  

в) счётчик,   г) несчастье.

5. Укажите правильный вариант ответа.       1.  Приставочный способ словообразования           а) добросить,   б) вовеки,    в) густоволосый,   г) даровитый;       2.  Суффиксальный способ словообразования           а) великоватый,   б) беззащитный,    в) прозвенеть,   г) самозащита;       3. Приставочно-суффиксальный способ словообразования           а) зеркальце,   б) зверобой,    в) гусиный,   г) настенный;       4. Сложение основ           а) нелёгкий,   б) рыбак,    в) молоденький,   г) чужеземец.

5. Укажите правильный вариант ответа.

      1.  Приставочный способ словообразования

          а) добросить,   б) вовеки,  

в) густоволосый,   г) даровитый;

      2.  Суффиксальный способ словообразования

          а) великоватый,   б) беззащитный,  

в) прозвенеть,   г) самозащита;

      3. Приставочно-суффиксальный способ словообразования

          а) зеркальце,   б) зверобой,  

в) гусиный,   г) настенный;

      4. Сложение основ

          а) нелёгкий,   б) рыбак,  

в) молоденький,   г) чужеземец.

ТЕСТ ПО СПОСОБАМ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ.   ОТВЕТЫ   № 1     1в, 2б, 3в, 4а. № 2      1г, 2б, 3в, 4б. № 3      1а, 2б, 3в, 4б. № 4      1б, 2б, 3а, 4а. № 5      1а, 2а, 3г, 4г.

ТЕСТ ПО СПОСОБАМ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ.

 

ОТВЕТЫ

 

1     1в, 2б, 3в, 4а.

2      1г, 2б, 3в, 4б.

3      1а, 2б, 3в, 4б.

4      1б, 2б, 3а, 4а.

5      1а, 2а, 3г, 4г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!