СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебная практика (технологическая(учебно-технологическая)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Учебная практика (технологическая(учебно-технологическая)»




Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»)

ФАКУЛЬТЕТ ИНКЛЮЗИВНОГО И КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И ПРЕДМЕТНЫХ МЕТОДИК




ОТЧЕТ ПО

УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

(технологической (проектно-технологической))


Направление 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

Направленность программы бакалавриата «Логопедия»

Форма обучения заочная




Выполнила:

Студентка группы ЗФ-209-101-3-2

Рогова Мария Викторовна

Групповой руководитель практики:

Преподаватель кафедры СППиПМ



Руководитель образовательной организации __________ /

Дата:











Челябинск, 2022.



ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ


Цель УЧЕБНОЙ (технологической (проектно-технологической)) практик получение первичных представлений о современном состоянии системы специального и инклюзивного образования детей с нарушениями речи, закрепление и углубление теоретической подготовки обучающихся в области образования детей с нарушениями речи, приобретение обучающимися соответствующих практических умений, навыков и компетенций в исследовательской деятельности.


Задачи практики

  • Ознакомление со спецификой организациеи и содержания работы учителя-логопеда дошкольной образовательной организации, реализующей адаптированную основную образовательную программу для детей с тяжёлыми нарушениями речи,

  • 2. Изучение психолого-педагогической документации детей с нарушениями речи; методик обследования устной речи, познавательной сферы, свойств личности дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи с учетом их возрастных особенностей.

  • 3. Овладение навыками анализа занятий учителя-логопеда, определения методов и приёмов обследования речи, анализа протоколов обследования речи дошкольников и индивидуальной карты речевого развития ребенка, составления рекомендаций для родителей по воспитанию и обучению дошкольников с нарушениями речи.




СРОКИ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ


С «12» января 2022 г. по «25» января 2022 г.

в соответствии с приказом





СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ


Индивидуальный план-график работы на период практики


УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

(технологической (проектно-технологической))

____________________________

Вид и название практики в соответствии с учебным планом


Дата, дни недели

Содержание

(планирование индивидуальной деятельности)

Отметка о выполнении

(подпись руководителя практики от ОО)

Понедельник

12.01.22

Адаптация студента к дошкольному учреждению, установление контактов с коллективом педагогов и детьми.

Знакомство с основами практической деятельности учителя- логопеда в дошкольном учреждении.

- Логопедический кабинет- его оформление и специфика оборудования.


Учитель-логопед показала свой кабинет, познакомила с его оборудованием, показала оформление кабинета.

Выполнила

Пятница

14.01.22.

Основная документация учителя- логопеда. (Требования, предъявляемые к ведению документации).
- Медицинская документация. (Сбор анамнестических данных.)

Изучала нормативно-правовую базу работы логопедической службы в дошкольном учреждении, календарно-тематическое планирование работы учителя-логопеда, перспективный план работы.

Познакомилась с различными видами речевых карт, с требованиями, предъявляемыми к их ведению. Занималась изучением тетрадей взаимосвязи учителя-логопеда с воспитателями групп и другими специалистами.
Выяснили, что учитель-логопед и медицинский работник должны поддерживать тесную связь в своей работе, а изучение медицинских карт необходимо для сбора анамнестических данных.

Выполнила

Суббота

15.01.22

Составление аналитических справок.

Выполнила



Понедельник

17.01.22.

Логопедическое обследование.
- Отбор речевого и наглядно- иллюстративного материала.
- Наблюдение за проведением обследования детей учителем – логопедом.
- Участие в обследовании детей.


Наблюдала за подготовкой учителя-логопеда к обследованию детей. Помогала в отборе речевого и наглядно- иллюстративного материала. Принимала активное участие в обсуждении проблем речевого развития обследуемых дошкольников. Оказывала помощь учителю-логопеду в заполнении речевых карт.

Выполнила

Среда

19.01.22.

Совместное с учителем- логопедом заполнение речевых карт.
- Разбор наиболее интересных случаев речевой патологии.
- Обучение постановке логопедического заключения.

Выполнила

Четверг

20.01.22.


Изучение программы коррекционно- речевой работы учителя- логопеда.
Знакомство с перспективными и календарными планами работы.
Ежедневное планирование фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий.


Занималась изучением программы коррекционно-речевой работы логопеда, а также перспективного и календарного планирования, с целью закрепления навыков работы по составлению планирования.

Выполнила

Пятница

22.01.22.

- Посещение фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий учителя- логопеда. Обучение анализу логопедических занятий. Совместное обсуждение проведенных занятий.

- Анализ просмотренных занятий. Взаимодействие специалистов с учителем – логопедом.

- Консультативная деятельность учителя- логопеда.


Тема: Транспорт.

Цель: Отработка умения употреблять существительные в единст. и множ. числе; согласовывать существительное и глагол.

Соблюдены принципы построения занятия. Используются различные виды работ по развитию речевой и других психических функций дошкольников; к каждому ребенку логопед находит свой особый подход; занятие построено в форме единого сюжета «Путешествие»; на занятии в достаточном количестве используется наглядный материал; звучит музыкальное сопровождение; используются движения под музыку, пропевание звуков. Основная цель занятия достигнута, дети усвоили данную тему.
Подгрупповое занятие.

Тема: Звук З.
Цель: Закрепление навыка различения на слух и правильного произношения звука З; упражнения в звуковом анализе и синтезе.

Индивидуальное занятие.
Тема: Звук Л. (подготовительный этап).
Цель: Формировать артикуляционный уклад, необходимый для правильного произношения звука; упражнять ребенка в слуховом восприятии данного звука.

Фронтальное занятие (старшая группа).
Тема: Звук А.
Цель: Практическое закрепление четкого произношения звука А в речи; выделение звука А на слух из ряда гласных.

В занятии четко прослеживается целенаправленная работа по развитию фонематического слуха и подготовке к звуковому анализу. В течение всей работы даются упражнения по развитию внимания и памяти. Такие задания даются в порядке нарастающей сложности. Одновременно включены упражнения по развитию мыслительной деятельности. Занятие динамично. Широко используются игровые моменты. У детей воспитывается контроль и оценка действий себя и своего товарища. В занятии четко прослеживаются четыре этапа. В конце занятия логопед дает дифференцированную оценку работы каждого ребенка, и доказывает, что цель занятия достигнута.
Подгрупповое занятие.(подготовительная группа, Ф.Ф.Н.Р.).

Тема: Звук З
Цель: Закрепление правильного произношения звука З. Деление слов на слоги. Составление предложений по опорным словам. Образование новых слов способом словосложения.

Индивидуальное занятие.
Тема: Звук Л. (Постановка).
Цель: формировать правильное произношение звука Л.
Фронтальное занятие в подготовительной группе.

Тема: Обучение пересказу.
Цель: обучение детей связному последовательному пересказу текста.
Задачи:

  1. Формирование действий целенаправленного восприятия текста.

  2. Развитие навыков планирования пересказа.

  3. Развитие фразовой речи.

  4. Закрепление навыков грамматически правильного оформления высказываний.

  5. Обогащение лексикона детей новыми словами и словосочетаниями.

  6. Формирование навыков рассказывания с элементами творчества.


В занятии четко прослеживаются основные этапы работы. Задания даются в порядке нарастающей сложности. Широко используются игровые приемы. На занятии выполнены все задачи, которые были поставлены.
Подгрупповое занятие в старшей группе. (Ф.Ф.Н.Р.).

Тема: Звуки С-Ш.
Цель: закрепление правильного произношения и различения звуков С, Ш. Преобразование деформированного текста.
Индивидуальное занятие.

Тема: Звук Р. (Постановка звука).
Цель: формирование правильного артикуляционного уклада, постановка звука Р смешанным способом.
Фронтальное занятие.
Тема: «Человек. Части тела» .

Звук Т.(подготовительный этап).
Цель: выработка движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для произнесения звука Т.

Выполнила

Суббота

23.01.22

Составление аналитических справок.

Выполнила




Понедельник

24.01.22

- Составление консультаций для педагогов.
- Разработка консультаций и памяток для родителей.
- Подготовка материала для оформления стенда.


Занималась самостоятельной работой по изучению литературы по логопедии. Подготовила консультацию для педагогов дошкольного учреждения по теме: «Какой должна быть речь педагога?».(прилагается)

Цель этой работы: закрепление знаний у педагогов о умении грамотно строить речевые высказывания, давать образец правильной речи детям.

Выполнила

Вторник

25.01.22

Логопедическая работа вне занятий
- Работа с динамическими дневниками наблюдения за детьми.

- Составление конспектов индивидуальных, подгрупповых и фронтальных логопедических занятий.
Подведение итогов учебной практики.
В течение всего времени идет сбор и накопление практического и методического материала по коррекции речи и личности ребенка- логопата.


Наблюдала за работой учителя-логопеда, воспитателей групп с детьми вне занятий. Отметила необходимость этой работы, т.к. в процессе повседневной жизни - режимных моментов, в игре, дети также хорошо усваивают материал, как и на занятии.

Подбирала материал для своей методической копилки.

Выполнила

Среда

26.01.22.


Подведение итогов. Заключительная беседа по итогам пройденной учебной практики.

Во время беседы коснулись тех вопросов, которые вызывают особую трудность; закрепили некоторые теоретические знания по дошкольной педагогике, психологии, логопедии; вспомнили как проводится анализ и самоанализ занятий. Особое внимание уделили взаимосвязи логопеда с родителями и указали на важность этой работы.

Выполнила

Отлично








ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССА ВЫПОЛНЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ В ХОДЕ ПРАКТИКИ


Циклограмма рабочего времени учителя-логопеда подготовительной к школе логопедической на 2021-2022уч.год.

Группа компенсирующей направленности для детей с ТНР, возраст обучающихся (5-6 лет);

– режим работы* (Пн-Пт с 07.00 -19.00.):



День недели


Планирование работы

Непосредственнообразовательная деятельность

Работа с воспитателем группы и с

методической литературой

Работа с родителями,

консультации, открытые показы НОД

Заполнение индивидуальных тетрадей детей

ИТОГО часов


Индивидуальная и подгрупповая


ПОНЕДЕЛЬНИК

8-00 - 12-00

с 10-55 до 11-25


с 8-00 до 10-55 с 11-25 до 12-00


с 8-00 до 9-00


4 часа

ВТОРНИК

8-00 - 12-00

с 10-25 до 10-50


с 8-00 до 9-15

с 9-45 до 10-25 с 10-50 до 12-00




4 часа

СРЕДА

13-00 - 17-00

с 14-50 до 15-00


с 15-00 до 17-00

с 14-00 до 14-50


с 13-00 до 14-00

4 часа

ЧЕТВЕРГ

8-00 - 12-00



с 10-30 до 10.40


с 8-00 до 9-15

с 9-45 до 10-30 с 10-55 до 12-00

С 10-40 до 10-55



4 часа

ПЯТНИЦА

8-00 - 12-00

с 10-15 до 10-35


с 8-00 до 9-15

с 9-45 до 10-15 с 10-35 до 12-00


С 8-00 до 9-15


4 часа



ИТОГО:




20 часов



– общая характеристика детей группы / класса*


Обучающийся

Заключение (логопедическое / ПМПК / офтальмологический диагноз, др.) – по результатам собеседования и изучения документации по организации образовательного процесса

1

Ребенок 1

Общее недоразвитие речи I уровня. Стертая форма дизартрии.

2

Ребенок 2

Общее недоразвитие речи. III уровень речевого развития. Дизартрия. Нарушение письменной речи: дислексия, дисграфия..

3

Ребенок 3

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Нарушение письменной речи: дислексия.

4

Ребенок 4

Фонетическое недоразвитие речи

5

Ребенок 5

Общее недоразвитие речи. III уровень речевого развития. Заикание легкой степени тяжести. Нарушение формирования процессов чтения и письма.

6

Ребенок 6

Общее недоразвитие речи. III уровень речевого развития. Дизартрия. (Ребенок первого года обучения).

7

Ребенок 7

Общее недоразвитие речи при социально-педагогической запущенности. II-III уровень речевого развития. Трудности формирования процессов чтения и письма.

8

Ребенок 8

Речевое развитие соответствует условно-возрастной норме.

9

Ребенок 9

Общее недоразвитие речи. I уровень речевого развития. Дизартрия.

10

Ребенок 10

Общее недоразвитие речи у ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата. II уровень речевого развития. Дизартрия.

11

Ребенок 11

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

12

Ребенок 12

Общее недоразвитие речи при социально-педагогической запущенности.



















ПРИЛОЖЕНИЕ К ОТЧЕТУ




ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

вид практики (учебная, производственная)


«(Учебная (технологическая (проектно-технологическая))»

Название практики (в соответствии с учебным планом)


Направление подготовки 44.03.03

шифр

Специальное (дефектологическое) образование


Уровень образования: бакалавриат

(бакалавриат, магистратура)

Направленность (профиль): Логопедия




Выполнила студент(ка):

Рогова Мария Викторовна

Группа: ЗФ-203-101-3-2


Руководитель практики:













Челябинск, 2021

ПЕРЕЧЕНЬ ПРИЛОЖЕНИЙ

  1. Приложение 1. Аналитическая справка по результатам изучения нормативно-правового обеспечения коррекционно-образовательного процесса в ДОУ.

  2. Приложение 2. Аналитическая справка по результатам анализа по результатам изучения развивающей предметно-пространственной среды логопедического кабинета.

  3. Приложение 3. Аналитическая справка по результатам наблюдения за процессом логопедического обследования ребёнка дошкольного возраста с ТНР

  4. Приложение 4. Аналитическая справка по результатам посещения логопедического занятия учителя-логопеда

  5. Приложение 4. Аналитическая справка по результатам изучения документации психолого-педагогического консилиума образовательной организации

  6. Приложение 4. Аналитическая справка по результатам выполнения задания по запросу работодателя


АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

от «14» января 2022 г.

по результатам изучения нормативно-правового обеспечения коррекционно-образовательного процесса в ДОУ

Студента ЗФ-209-101-3-2 (гр.) Рогова Мария Викторовна

Таблица 1 –Перечень нормативно-правовой документации

Название документа

Выходные данные

Адрес размещения (при наличии)

Краткая аннотация

Документы федерального уровня


1

Конституция РФ


http://минобрнауки.рф/

Основной закон Российской Федерации. Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории страны. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции.

2

 Закон РФ «Об образовании» от 13.01.96 № 12-ФЗ


http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.

основной документ РФ об разграничении компитенции в вопросах образования, обеспечении и защите конституционного права граждан РФ на образование, создание правовых гарантий и определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности лиц, а также правовое регулирование их отношений в данной области.

3

Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"


 https://biotorg.com/upload/medialibra

Настоящие Санитарно - эпидемиологические правила направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия на организм обучающихся вредных факторов и условий, сопровождающих их учебную деятельность, и определяют санитарно - гигиенические требования 

4






Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования (ФГОС НОО)


http://www.ug.ru/new_standards/3

 совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Документы регионального/ муниципального уровней


1

Положение о логопедах от 06.08.2020.



регламентирует деятельность организации, в части оказания логопедической помощи обучающимся, имеющим нарушения устной речи (далее — обучающиеся) и трудности в освоении ими основной образовательной программы (в том числе адаптированной).

Документы локального уровня


1

 Методические рекомендации по организации деятельности психолого-медико-педагогической комиссии


http://nsportal.ru/sites/defaul

форма индивидуального сопровождения ребёнка в ДОУ, испытывающего трудности в развитии и социальной адаптации.

2

Рабочая программа по коррекции звукопроизношения  



 это нормативный документ. Является структурным элементом основной образовательной программы начального (основного, среднего) общего образования.

3

Календарно-тематическое планирование коррекционной работы 



фронтальных занятий. Составляется на основе программы, по которой работает логопед.

4

речевая карта на каждого ребенка 



Речевые карты заполняются логопедом на каждого ребенка в течение сентября месяца по результатам логопедического обследования. В карту вносятся ошибки и недочеты, допущенные детьми при выполнении заданий. 

5

журнал регистрации детей



нуждающихся в коррекционной помощи. Дети, зачисленные в логопедические группы или на логопункт, обязательно регистрируются в журнале учета, который ведется каждым логопедом отдельно

6

Годовой план работы



утверждённый руководителем ОУ. Пишется в 2-х экземплярах (которо1 у учителя-логопеда, 2 прикладывается к годовому плану ДОУ) В конце учебного года составляется годовой план работы, в м предусматриваются следующие разделы:



Дата: «16» января 2022 г Рогова М.В.































АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

от «15» января 2022 г.

по результатам изучения развивающей предметно-пространственной среды логопедического кабинета

Студента ЗФ-209-101-3-2 (гр.) Рогова Мария Викторовна


Паспорт логопедического кабинета

  1. Название кабинета: Логопедический кабинет.

  2. Назначение кабинета: 1. Проведения диагностического обследования речевого развития детей старшего дошкольного возраста и младших школьников, оказания помощи в освоении общеобразовательных программ обучающимся, имеющим различные нарушения устной и письменной речи (первичного характера).
    2. Проведения подгрупповых и индивидуальных занятий учителя-логопеда с детьми.

  3. Основная документация (перечислить):

I. Нормативно-правовые документы Федерального уровня (электронный носитель)


Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (с изменениями и дополнениями).

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 26 марта 2003г. № 24 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.1249-03».

Положение Конвенции о правах ребёнка.

Конституция Российской Федерации

Положение о правах и нормах охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Постановление Правительства РФ «Об утверждении Сан Пин 2.4.2.28-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12. 2010 № 189 (Извлечение).



II. Нормативно-правовое обеспечение деятельности учителя-логопеда общеобразовательной школы (электронный носитель)


Трудовой Кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ) (Извлечение)

Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. № 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений" (с изменениями, внесенными постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2005 г. № 49 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации") (Извлечение)

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 марта 2006 г. № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» (Извлечение)

Закон РФ «Об образовании» (Извлечение)

Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия» (Извлечение)

Постановление Правительства РФ от 01.10.2002 N 724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам образовательных учреждений» (Извлечение)

Приказ Минобразования РФ от 07.12.2000 N 3570 Положение «Об утверждении положения о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года» (Извлечение)


III. Нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности учителя-логопеда как сотрудника общеобразовательной школы (электронный носитель)


Письмо Минобразования РФ от 14 декабря 2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».

Письмо Минобразования РФ от 22 января 1998 г. № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования».

Инструктивно-методическое письмо «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». Ястребова А.В., Бессонова Т.П., М., Когито-Центр, 1996 (По заказу Министерства образования РФ). (Извлечения)


Внутренняя документация учителя-логопеда


Журнал обследования речевого развития детей и динамических наблюдений за состоянием речи детей, зачисленных на логопедические занятия.

Журнал учёта посещаемости групповых и индивидуальных занятий с детьми.

Индивидуальные карты речевого развития учащихся детей.

Годовой план работы учителя-логопеда.

Рабочая программа и перспективный план работы учителя логопеда на учебный год с различными группами учащихся.

Циклограмма работы учителя-логопеда.

Расписание индивидуальных и фронтальных занятий с детьми.

Рабочие тетради учащихся.

Тетради для домашних заданий учащимся с нарушениями звукопроизношения (у детей).

Годовые отчёты о проделанной работе.

Паспорт логопедического кабинета.

Рабочий журнал учителя-логопеда

4.Описание оборудования для занятий с детьми (столы, зеркала, доска, мольберт и т.д.): название и назначение.

Зона индивидуальной работы

1. Светильник для подсветки логопедического зеркала в кабинете длина 65 см -1 шт.

2. Кварцевый стерилизатор логопедических инструментов- 1 шт.

3. Комплект постановочных зондов по методике Л.С. Волковой  7 шт +шариковый зонд -1 комплект.

4. Комплект массажных зондов 12 шт. (полноразмерные) -1 комплект.

5. Стол логопедический Люкс -1 шт.

6.Бегемотик логопедический «Жу-жа» -1 шт

7. Логопедический «навигатор» языка -1 шт.

8.Футляр для хранения зондов -2 шт.

9.Роторасширители резинопластиковые - 4 шт.

10. Крестовина логопедическая (Пр-во США) - 1 шт

11.Устройство для контроля собственной речи и развития фонематического слуха Whisper Phone Element (пр-во США) -2 шт.

12. Шпатель Корицкого нержавеющий, полированный -1 шт.

13.Электромассажер для логопедического массажа Z-Vibe алюминиевый корпус (пр-во США) -1 шт.

14.Насадка для логопедического массажера Z-Vibe для массажа ложбинки языка-1 шт.

15.Насадка ребристая для логопедического массажера Z-Vibe -1 шт.

16. Книга с иллюстрациями по использованию логопедического массажера Z-Vibe -1 шт.

17.Элемент питания для электромассажера Z-Vibe

18. Зонд для постановки звука Р (2 шарика)-1 шт.


Оснащение кабинета

1. Доска одноэлементная настенная - 1 шт.

3. Шкаф для учебных пособий -1 шт.

4.Стол преподавателя корпусной с подвесной тумбой -1 шт.

5.Стол полукруглый на регулируемых ножках -2 шт.

6.Зеркало индивидуальное для логопедических занятий 15x21 см - 6 шт.

7. Стулья детские – 6 шт.

8. Стулья мягкие - 4 шт.

9. Компьютер-1 шт.

10. Логопедический массажный мячик-4 шт.

11. Массажер «Чудо - валик» -4 шт.

12.Устройство для помощи в обучении правильному речевому дыханию «Носовая флейта» -4 шт.

13.Зажим для носа мягкий -4 шт.

14.Язычок гудок «Клоун» -2 шт.

15.Набор дудочек -2шт.

16. Устройство для развития речевого дыхания –«губы свисток» -4 шт.

17. Игрушка для развития речевого дыхания «Летающий шарик» -4 шт.

18. Резиновый муляж ротовой полости для логопедических занятий -1 шт.

19. Мячик с резинками для развития моторики у ребенка -1 шт.

20. Игрушка для развития мелкой моторики "Капитошка" -2 шт.


5. Описание дидактического материала по различным направлениям коррекционно-развивающей работы (направление работы, перечень дидактического материала, специфика его изготовления, размещения и использования детьми).

Методическая и специальная литература

1. Диагностический комплект. Логопедическое обследование младших школьников. Часть 1 (1 шт)

2. Учение без мучения. Коррекция дисграфии Зегебарт Г. - тома

3.Волшебные обводилки. Формирование графомоторных навыков. Комплект коррекционно-развивающих материалов Зегебарт Г.М. -1 шт.

4.Логопедические картинки для автоматизации звука «Р»

5.Логопедические картинки для автоматизации звука "З"

6.Логопедические картинки для автоматизации звука "С"

7.Логопедические картинки для автоматизации звука "Ж"

8.Логопедические картинки для автоматизации звука "Л"

9.Логопедические картинки для автоматизации звука "Ф"

10.Логопедические картинки для автоматизации звука "Ц"

11.Логопедические картинки для автоматизации звука "Ч"

12.Логопедические картинки для автоматизации звука "Ш"

13.Логопедические картинки для автоматизации звуков "Щ и Х"


Библиотека кабинета представлена личным фондом учителя-логопеда в электронном виде.

  1. Бородич А.М. Методика развития речи детей.- М.: Просвещение, 1989, 96 стр.

  2. Волкова Л.С., Лалаева Р.И. Логопедия.- М.: Просвещение, 1989, 147 стр.

  3. Волкова Л.С., Селивёрстов В.И. Хрестоматия по логопедии.- М.: Владос, 1997, 107 стр.

  4. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.- М.: Просвещение, 1989, 105 стр.

  5. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте.- М.: Просвещение, 1991, 100 стр.

  6. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. - М.: Просвещение, 1989, 105 стр.

  7. Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Коррекционная работа со школьниками с нерезко выраженным общим недоразвитием речи на первом этапе обучения. – Воронеж: Учитель, 2001, 103 стр.

  8. Косинова Е.М. Уроки логопеда. – М.: Эксмо, 2005, 154 стр.

  9. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок и письма у детей.- Санкт-Петербург: Стройлеспечать, 1995, 86 стр.

  10. Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов.- М.: Просвещение, 1990, 105 стр.

  11. Пятак С.В. Читаю слова и предложения. – М.: Эксмо, 2008, 67 стр.

  12. Рау Е.Ф., Рождественская В.И. Исправление недостатков произношения у школьников.- М.: Просвещение, 1989, 105 стр.

  13. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.- М.: Владос, 1977, 67 стр

  14. Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми.- М.: Просвещение, 1989, 100 стр.

  15. Светлова И.К. Домашний логопед.- М.: Эксмо, 2005, 67 стр.

  16. Филичева Т.Б., Чивилева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии.- М.: Просвещение, 1989,


Дата: «___» января 2022 г. Рогова М.В.



АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

от «17» января 2022г.

по результатам логопедического обследования воспитанников старшей группы для детей с ТНР 

Студента ЗФ-209-101-3-2 (гр.) Рогова Мария Викторовна


Схема анализа

Тема: «Звуки А-У»

Цель: Дифференциация звуков А-У

Задачи:

1. Коррекционно-логопедические:

  • Закреплять четкое произнесение звуков  в  слогах, словах, предложениях;

  • Закреплять знания о правильной артикуляции звуков, их характеристике, способе обозначения (красный кружок)

  • Формировать умение сопоставлять и различать звуки А - У

  • Продолжать формировать умение выделять начальный ударный и безударный гласный;

  • Формировать навыки звукового анализа на примере звукосочетаний АУ. УА

2. Коррекционно-развивающие: 

  • Развивать артикуляционную моторику

  • развивать фонематический слух

  • развивать общую моторику

  • развивать память, мышление, речевое внимание

  • упражнять в постановке вопросов к картинкам и ответам на них

3. Коррекционно-воспитательные:

- способствовать формированию у ребенка целеустремлённости и самоконтроля.

Тема занятия соответствует календарно-тематическому плану коррекционной работы и требованиям адаптированной образовательной программы для ребенка с ТНР, рассчитано на детей шестого года жизни. Длительность занятия - 15 мин. Количество детей: 1 (Заключение: ОНР III ур, СДВГ ).

 Форма организации занятия - индивидуальная.

Логопед выстраивала образовательный процесс с учетом неврологических и психологических особенностей ребенка, поэтому продолжительность занятия была сокращена на 5 минут, на занятии была использована частая смена видов деятельности, многие игры и упражнения сопровождались двигательной активностью. При этом логопед уделяла внимание развитию усидчивости, речевого внимания.

Поддержанию интереса к занятию и созданию положительной мотивации способствовала знаковая оценка результатов деятельности ребенка (в конце занятия за старание ребенок мог выбрать наклейку).

Занятие проведено в игровой форме, использовалась наглядность (предметные и сюжетные картинки). На занятии были выдержаны все этапы по формированию фонетической стороны речи: артикуляционная гимнастика (с использованием сопутствующих движений рук), припоминание и называние картинок (слов) на заданные звуки (игра с мячом), произнесение и сопоставление звуков (с использованием тактильных, зрительных анализаторов), дифференциация звуков на слух в звуковом ряду, слогах, словах (игра «Топни-хлопни») и по картинкам (игра «Поезд» - рассадить картинки по 2 вагонам).

В качестве динамической паузы использовалась игра на развитие речевого внимания и памяти «Бывает - не бывает», когда ребенок должен был прослушать фразу логопеда и подпрыгнуть, если фраза соответствует действительности, и присесть, если нет.

На занятии были использованы словесные, наглядные и игровые приемы. Хороший эмоциональный настрой занятия способствовал хорошему усвоению материала ребенком. Познавательная и речевая активность ребенка была достаточно высокой.

Речь логопеда была эмоционально выразительной, доброжелательной, спокойной.

Цели занятия были достигнуты, ребенок справился с большинством предложенных заданий.




Дата: «___» января 2022 г. Рогова М.В.



Аналитическая справка

от «17» января 2022 г.

по результатам посещения логопедического занятия

учителя-логопеда


Студента ЗФ-209-101-3-2 (гр.) Рогова Мария Викторовна


Тема: «Поможем Соне правильно произносить звук С»

Цель: «Автоматизация звука С в слогах, словах и предложениях»

Задачи:

1. коррекционно-логопедические:

  • Закреплять формирование артикуляционного уклада в самостоятельном произношении в слогах, словах, предложениях;

  • Закреплять знания о правильной артикуляции звука, его характеристике

  • Закреплять умение составлять предложения по образцу

  • Продолжать формировать умение составлять предложения по опорным картинкам с заданным количеством слов        

2. Коррекционно-развивающие:

  • Развивать артикуляционную моторику

  • развивать фонематический слух и навыки звукового анализа

  • развивать общую моторику, пространственную ориентировку

  • развивать память, мышление, произвольное внимание

  • развитие интонационной выразительности;

3. Коррекционно-воспитательные:

- способствовать формированию у детей целеустремлённости и самоконтроля.


Тема занятия соответствует плану коррекционной работы и требованиям программы, рассчитано на детей седьмого года жизни. Длительность занятия - 25 мин. Количество детей: 2 (Один ребенок с межзубным сигматизмом, другой - с шипящим сигматизмом).


 Форма организации занятия - подгрупповая, что способствует реализации  индивидуального и дифференциального подхода.

 На занятии логопед сочетала разные виды деятельности - игровую, коммуникативную, познавательную, двигательную, это позволяло удерживать внимание детей на протяжении всего занятия и способствовало профилактике переутомления. Снятию усталости и напряжения, поддержанию интереса детей  помогало использование сюжетно-игровой основы на протяжении всего занятия (Дети  помогали Соне правильно произносить звук). Сюжетно-игровая основа позволяла связать между собой отдельные компоненты занятия.


Содержание занятия соответствовало целям, задания были понятны детям, словесные инструкции и  вопросы формулировались логопедом точно и четко.

Выбранные методы и приемы         соответствовали возрасту детей и были подобраны с учётом их индивидуальных особенностей. При затруднении детей использовалась стимуляция речемыслительной деятельности посредством указаний, советов, использование вопросов разного типа (прямых, наводящих, подсказывающих), применение дополнительных наглядных опор (картинок, схем предложений, фишек).

С целью развития артикуляционной моторики и включения детей в занятие была использованная игровая гимнастика в стихотворной форме с предъявлением иллюстрированных карточек, затем дети дали характеристику звука с опорой на алгоритм.

Для развития зрительного внимания, памяти, автоматизации звука при составлении предложений по образцу проводилась игры « В гостях у Сони»,  «Чего нет у Сони?».

С целью формирования у детей умения составлять предложения по опорным картинкам с заданным количеством слов использовалось упражнение «Помоги Соне придумать предложение». Дети, используя предложенные картинки и полоски-слова, составляли предложения вначале совместно с логопедом, затем самостоятельно по индивидуальным картинкам, выкладывали схемы предложений, обозначали фишками положение звука С в словах (начало, середина, конец).

В качестве динамической паузы логопед использовала игру «Куда пойдешь, что найдешь?» с использованием игрушек со звуком С, что параллельно с профилактикой переутомления помогало реализовывать основную цель занятия - автоматизацию звука.

На протяжении всего занятия у детей сохранятся интерес, внимание, положительная мотивация, чему способствовал благоприятный эмоциональный фон, поощрение правильно выполненных заданий, соревновательные элементы. Речь детей была достаточно эмоциональной, дети стремились четко проговаривать звук, контролировать свою речь.

Логопед реализовал поставленные перед занятием цели. Занятие соответствовало санитарно-гигиеническим нормам и требованиям сохранения здоровья.




Дата: «___» января 2022 г. Рогова М.В.


АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

от «27» января 2022г.

по результатам изучения документации психолого-педагогического консилиума образовательной организации

Студента ЗФ-209-101-3-2 Рогова М.В.

Таблица 1 – Психолого-педагогический консилиум образовательной организации

Название документа Выходные данные

Документы по организации деятельности ППк

Режим деятельности ППк

Процедура проведения обследования

Содержание рекомендаций


1

ПОЛОЖЕНИЕ

о психолого – педагогическом консилиуме


- Приказ о создании ППк с утвержденным составом специалистов ППк;

- Положение о ППк;

- График проведения плановых заседаний ППк на учебный год;

- Журнал учета заседаний ППк и обучающихся, прошедших ППк по форме:

-Журнал регистрации коллегиальных заключений психолого – педагогического консилиума по форме:

- Протоколы заседания ППк;

- Карта развития обучающегося, получающего психолого – педагогическое сопровождение;

- Журнал направлений обучающихся на ПМПК по форме:

Заседания ППк подразделяются на плановые и внеплановые.


Обследование обучающегося специалистами ППк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников школы с письменного согласия родителей (законных представителей 

педагогического сопровождения обучающегося с ограниченными возможностями здоровья конкретизируют, дополняют рекомендации ПМПК и могут включать в том числе:

- разработку адаптированной основной общеобразовательной программы;

- разработку индивидуального учебного плана обучающегося;

- адаптацию учебных и контрольно – измерительных материалов;

- предоставление услуг тьютора, ассистента ( помощника), оказывающего обучающемуся необходимую техническую помощь, услуг по сурдопереводу, тифлопереводу, тифлосурдопереводу



Дата: «22» января 2022 г. Рогова М.В.


АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

от «26» января 2022 г.

по результатам выполнения задания по запросу работодателя

Студента ЗФ-209-101-3-2 (гр.) Рогова Мария Викторовна



Название, тема: Выступление на семинаре в ДОУ «Предметно-пространственная среда в логопункте.

Какую литературу изучили по данному вопросу (теоретическую, методическую): Изучила методическое пособие «Паспорт кабинета логопеда»., САнПИН.

Какое задание выполняли, описание: Подготовка семинара, презентации к семинару.

Какие знания, практические навыки сформировались: во время выступления на семинаре было представлено подробное описание оборудования, материала и дидактического материала в логопенкте детского сада. В презентации было наглядно демонстративно представлено все приемы и методы работы с дидактическим материалом во время логопедических занятий с детьми с нарушениями речевого развития.




Дата: «22» января 2022 г. Рогова М.В.





































Приложение № 1.


КОНСПЕКТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.
(СОСТАВЛЕННЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНО НА УЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ)

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе (этап дифференциации звуков).
Тема: Звуки С- Ш.

Цель: закрепление правильного произношения и различения звуков С- Ш. Преобразование деформированного текста.

Ход занятия:

  1. Организационный этап.
    Логопед предлагает добавить в имена недостающий слог СА или ША: Да…, Али…, Ми…, Раи…, Ната…, Лари….

  1. – Угадайте задуманное слово. В нем есть звук С.


Цапля, щенок, носки, заяц;

Огурец, плащ, маска, забор.

- Найдите эти предметы в группе.

Слова со звуком Ш:

Зубы, чайник, шишки, жук;

Тазы, щепка, машина, собака.

- Найдите эти предметы. Поставьте их в той последовательности, в которой я назову: носки, шишки, маска, машина.

- Какие звуки слышатся в словах? Кто помнит, какой звук С(Ш)? (Глухой, твердый, свистящий), (шипящий).

- возьмите карточки звуков С и Ш. Когда услышите свистящий С- поднимите карточку «Насос», шипящий Ш- карточку «Шина»: т, ш, б, с, ша, шо, са, со, ас, ус, аш, уш и т.д.

3. «Хитрые звуки»- звуки убегают из разных слов, меняя их значение. Например: миска- мишка.

Девочки берут «фотографию» звука С, а мальчики звука Ш.

А) Логопед: Какой звук убежал?
Ма…ка- маска но.- нос
Ка.ка- каска на.- нас
Ма.ка- Машка на.- наш
Ка.ка- кашка но.- нож

4.– К нам в гости придут звери. Угадайте какие:
Лежит под крылечком, хвост колечком. (собака).
Усище, хвостище, а моется всех чище.(Кошка).
- Составьте предложение про собаку по кличке Пушок и кошку Машку по опорным словам.

Собака пушок, кошка Машка, спать, сад, в.
Слива, упасть, на нос, кошка.
Машка, сказать, «Пушок, ты шалишь!»

Собака, скулить: «Я не шалю!»

- Назовите действия, которые могут выполнять кошка и собака, но чтобы в словах были звуки С или Ш.

Шипеть, скулить, ласкаться, шалить, чесать и т.д.

5. Заучивание текста.

6. Итог занятия.

Вспомните и назовите слова со звуком С (Ш), которые правильно произносили на занятии. Найдите в группе такие предметы и картинки.
Анализ занятия:

Тема, цель и содержание занятия соответствуют программе коррекционно-речевого развития и перспективному плану работы учителя-логопеда. При организации занятия учитывается возраст учащихся, а также их индивидуальные особенности. Проведена подготовка детей к предстоящему занятию, мобилизовано их внимание при помощи занимательного сюжета. В достаточном количестве на занятии используется демонстрационный и раздаточный материал. Структура занятия не нарушена, все этапы находятся в логической последовательности. Наблюдается разнообразие использования приемов привлечения внимания детей, которое успешно сочетается с коррекционно-развивающей ценностью этих приемов для педагога. На занятии присутствуют и индивидуальные формы работы. Весь процесс обучения строится на основе личностно-ориентированной модели. Педагог умело устанавливает контакт с группой детей, тактичен и в то же время требователен во время занятия. Предъявляет требования к учащимся с учетом их речевых возможностей и особенностями личности каждого ребенка. Цели занятия достигнуты, дети усвоили материал, данный на занятии.


Тема: Звук З.

Цель: формирование фонетико- фонематического восприятия звука З.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.


Сядет тот, кто назовет любой слог.

2. Введение в тему.


- Ребята, сейчас я загадаю вам загадку.

«Не лает, не кусает, а в дом не пускает».

Что это?

- Замок.

- Выдели первый звук в слове.

- З-замок.

- Кто догадался, какой звук мы будем сегодня учить?

- Звук З.

- Сегодня мы будем учиться слышать и правильно говорить звук З.

3. Изучение нового.

А) Постановка звука З.

- Взяли зеркала. Когда мы говорим звук З, то кончик языка у нас упирается в нижние зубы, губы улыбаются. Попробуем сказать вместе- З-З-З.

4. - Когда мы говорим звук З, то у нас дрожит горлышко. Поставьте руку к горлышку, скажите З-З-З, а теперь С-С-С. Чем отличаются эти звуки?.

- З- дрожит горлышко, С- не дрожит горлышко.

- Попробуй ты скажи, ты скажи и т.д.

- А теперь повтори за мной слоги:

ЗА-ЗА- ЗА

ЗЫ- ЗЫ- ЗЫ

- Скажет тот, кому я на стол поставлю игрушку.

ЗА- ЗА- ЗА, АЗНА, АЗМА и т.д.

Б) Упражнение в слуховом восприятии звука З.

На доске картинки: зайка, коза.

- Давайте послушаем, где прячется звук З в слове ЗАЙКА?

- В начале слова.

- А в слове КОЗА?

- В середине слова.

На доске карточки.

- В правую колонку будем ставить те картинки, на которых слова со звуком З в начале слова, в левую- в середине слова.

Слова: змея, телевизор, звонок, зал, вокзал, зарядка, коза, ваза, мимоза.

Дети выходят по одному и ставят картинку в левую или в правую колонку, проговаривая при этом слово с выделением звука З.

На доске картинка «Роза».

- Ребята, «Роза»- это слово, оно состоит из частей. Давайте посчитаем части этого слова

- Ро- за (Дети отхлопывают).

- Сколько частей?

- Две.

- Что мы сейчас делали?

- Делили слово на слоги.

- Что такое слог?

- Слог – это часть слова.

-Давайте посчитаем, сколько слогов в слове ЗАЛ?

- Один. (Дети отхлопывают).

- Ми- мо- за.

- Три. (Отхлопывают).

- Зво- нок.

- Два. (Отхлопывают).

- Ребята, слово мы будем обозначать длинной зеленой полоской, а слоги- маленькими желтыми полосочками.

На фланелеграфе схема слова «ми- мо- за». Сколько слогов?

- Три.

- Сколько надо желтых полосок?

- Три.

Аналогично разбираются слова: «змея», «коза», береза».

- Отложили полоски на край стола.

На доске картинка, изображающая один предмет.

- Что это?

- Это ваза.

- На столе стоит ваза, а если мы скажем: На столе стоят… Что?

- Вазы. (выставляется картинка).

Аналогично: коза- козы, роза- розы, мимоза- мимозы.

5. Физминутка.

Мы расправили все спину

И свели лопатки,

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

6. На доске картинки: ваза, мимоза.

- Составьте с этими словами предложения.

- Мимоза стоит в вазе. Мама купила мимозу и поставила ее в вазу. Папа подарил маме мимозу и вазу.

- Сегодня на занятии мы учились слышать и произносить звук З.

Анализ занятия.

Тема, цель и содержание данного занятия соответствуют перспективному плану работы. Наблюдается единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач. Логопед подготовила дошкольников к предстоящей работе, на доступном для детей языке рассказала о цели занятия и привлекла их внимание с помощью интересного упражнения. На занятии использовалась наглядность. Были соблюдены все этапы проведения занятия. Логопед умело сочетает различные приемы, которые представляют собой занимательные для детей упражнения и в то же время имеют коррекционно-речевую ценность для педагога. На занятии присутствовало сочетание индивидуальной и подгрупповой форм работы. Логопед легко устанавливает контакт с ребятами и поддерживает интерес к занятию на всем его протяжении. Речь логопеда характеризуется доступностью, эмоциональностью, выразительностью. В ходе работы педагог постоянно контролирует речь детей, дает им образец для подражания, учит правильно строить предложение при ответе. При выявлении ошибок и трудностей оказывает необходимую помощь. План занятия выполнен, цели занятия достигнуты, дети усвоили материал занятия.


Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе.
Тема: Звук З.

Цель: закрепление правильного произношения звука З. Звуковой анализ и синтез прямого слога. Согласование прилагательных с существительными.

Ход занятия:

  1. Организационный этап.


Дети стоят вокруг логопеда.

- Ребята, сегодня мы пойдем в зоопарк. Позвоним туда, скажем, что мы выезжаем.

Логопед звонит по телефону и имитирует диалог.

В конце диалога логопед огорчается и заканчивает разговор словами: «Конечно, мы постараемся помочь».

- Ребята, в зоопарке случилась беда. Все звери сбежали. Нас попросили помочь. Только наш зоопарк необычный, потому что он находится у нас в группе. Давайте подойдем к столам – клеткам. Все звери оставили нам письма.

Логопед достает из конверта листок с загадкой.

- А в письмах загадки, если вы их разгадаете, они вернутся.

Загадки:

Это что за зверь лесной

Встал, как столбик под сосной?

И стоит среди травы,

Уши больше головы? (зайка).
Пестрой лентой притворяясь,

В зелени травы скользя,

Извиваясь, изгибаясь

По земле ползет… (змея)
Он в заповеднике пасется,

Как вихрь по прерии несется.

Могуч, отважен, грозен он,

Зовется этот зверь… (бизон)
Рогатая, а не олень.

Дает молоко, а не корова. (коза).
По ходу отгадывания загадок логопед выставляет на стол игрушки зверей.

- Все наши звери вернулись в зоопарк. Кто живет в нашем зоопарке? (зайка, коза, бизон, змея).

Интонационно логопед выделяет в словах звук З.

- Ребята, а кто из вас самый внимательный? Какой звук повторяется чаще всего во всех этих словах? Звук З пришел сегодня к нам на занятие.


  1. Основная часть. Знакомство со звуком З.


1).- Ребята, в нашем зоопарке есть сказочная поляна. Хотите там побывать?

(Включается тихая музыка «Лесной ручей и шумы леса», а логопед вместе с детьми садится на ковер).

- Вот мы и пришли. Садитесь на полянку и закройте глаза. Слышите, как поют птицы? Но здесь живут не только птицы, но и еще кто- то. Послушайте: З- З- З. Кто это звенит?.. (комарик).

Логопед держит в руках картинку с изображением комара.

- Посмотрите, я поймала этого озорника и сейчас тот, к кому он сядет на плечо, позвенит соседу на ушко. Как нужно звенеть?

Логопед подходит к каждому ребенку и тот, соблюдая правильную артикуляцию, длительно произносит звук З.

2)- Молодцы, хорошо помогали комарику. А теперь давайте вспомним, какие гласные звуки мы поем? И сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Живые звуки». Для этой игры нужно четверо ребят. Ко мне подойдут те дети, чье имя я произнесу, показывая зеленый сигнал светофора.

Логопед вызывает 4 детей. Им раздаются линейки с изображением символов гласных звуков:

- Ребята, теперь вы не просто дети, а дети- символы. Оля, какой звук изображает этот символ?

Логопед напоминает всем оставшимся детям графическое изображение гласных.

- А Сережа будет новым звуком. Каким?

Далее логопед называет гласные звуки, а звук З сам становится перед гласными.

- Ребята, звук З встал около какого гласного? Что получится, если их соединить? Сколько звуков в слоге? Какой первый? Какой второй?

Образуются слоги: ЗА, ЗО,ЗУ,ЗЫ.

3) – Отгадайте загадку:

От дождя спасает, а сам намокает.

Хотя намокает, но не промокает. (Зонт)

- А у меня есть для вас волшебный зонт. Каждый из вас, если я дотронусь до него зонтом, назовет слог с нашим новым звуком и гласным, который я произнесу. (ЗА, ЗО, ЗУ).

4) – Теперь давайте вспомним потешки со звуком З.

Потешки:

За- за- за, за- за- за- здесь стоит коза.

Зы- зы- зы, зы- зы-зы- мало сена у козы.

Зу- зу- зу, зу- зу- зу- отвязали мы козу.

Логопед повторяет потешки вмксте с детьми, затем потешку проговаривает тот ребенок, до которого логопед дотронется зонтом. Интонационно выделяется звук З.

(Пока логопед проговаривает вместе с детьми потешки, воспитатель раскладывает по группе 6 конвертов).

5) – А теперь подойдите все ко мне. Сейчас мы поиграем в игру «Найди конверт». Каждый конверт лежит в условном месте, и я подскажу где. Взяв конверт, вы садитесь на свое место, но конверт не открываете. Миша, твой конверт лежит между столом и стулом. Паша, твой- на столе. Катя, возьми конверт, который лежит под столом. Витя, твой конверт лежит около стула. Дима, твой- под стулом. Оля, твой конверт- на стуле.

Игра «Четвертый лишний».

Открыв свои конверты, дети должны отложить ту картинку, которая не подходит к остальным:

1 конверт: мяч, машина, кукла, коза.

2 конверт: слон, медведь, белка, зонт.

3 конверт: кофта, шарф, варежки, змея.

4 конверт: картошка, капуста, морковь, звезда.

5 конверт: кошка, собака, корова, ваза.

6 конверт: лопата, лейка, ведро, мозаика.

Дети откладывают неподходящую к остальным картинку. Наборы состоят из таких картинок, что лишней оказывается картинка со словом, в состав которого входит звук З.

- Назовите лишнюю картинку. Паша, поставь свою картинку на доску.

Дети выставляют свои лишние картинки, предварительно называя их.

У последнего ребенка спрашивают, какой звук повторяется во всех этих словах, предварительно ребенок перечисляет все предметы, изображенные на картинках.

6) Физминутка «Зайчики».

(Воспитатель ставит веселую музыку, и под нее дети вместе с логопедом выполняют ритмичные движения).

Поднимайте плечики, прыгайте как зайчики.

Прыг- скок, прыг- скок, на травку присядем.

Тишину послушаем, морковку покушаем.

Тише, тише, прыгай высоко, на носках легко!

7) Логопед вместе с детьми подходит к фланелеграфу, на котором прикреплены клетки. В специальное отверстие логопед вставляет картинку с изображением козы, а затем меняет ее на картинку с изображением коз.

- Ребята, все звери вернулись к себе домой в клетки. Вот в этой клетке живет коза. А в клетках… (козы).

Логопед заменяет поочередно животных, а дети отвечают на вопросы, кто где живет.

8) – К нам в гости хотели прийти три куклы: Катя, Маша и Зоя. Как вы думаете, какая кукла к нам придет? Ее имя начинается на звук З.

Логопед ставит на стол куклу Зою.

- Наша Зоя любит все озорное, забавное. Даже про ее гостей можно сказать, что они забавные. Посмотрите, кто пришел в гости к Зое? (Зайка). У Зои зайка какой? (Забавный)

Логопед выставляет на стол бизона, козу и задает аналогичные вопросы.

9) – Ребята, у куклы Зои недавно был день рождения. И друзья подарили ей… А вот что ей подарили, вы сейчас сами поймете.

История Зои.

Зое подарили…

Логопед показывает детям зонт и ставит около куклы.

На улицу Зоя пошла без…

Пошел дождь и Зоя вернулась домой за своим…

От дождя Зоя укрылась под…

Красивую ленточку Зоя привязала к…

- Вот такая история про Зою.

3. Итог занятия.

- Ребята, какой звук был сегодня у нас в гостях? Вы узнали много слов с этим звуком. А сейчас назовите слова со звуком З, которые вы запомнили.

Логопед опрашивает всех детей, и те, кто назвали слова правильно, подбирают с пола специально рассыпанные воспитателем маленькие розовые квадратики. У кого квадратиков окажется больше, тому логопед дарит зонтик, который ребенок наклеивает к себе в тетрадь.

Анализ занятия.
Тема данного занятия полностью соответствует его цели и содержанию. Материал занятия подобран в соответствии с коррекционно-развивающей программой. Занятие соответствует перспективному плану работы, возрасту ребенка. В занятии прослеживается единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач, т.е. логопед работает не только над устранением недостатка звукопроизношения, но и дает учащемуся новые знания, и воспитывает у него положительные качества характера. На занятии дошкольники сосредоточены, внимательно слушают педагога и выполняют все его инструкции. Педагог соблюдает санитарно-гигиенические требования при проведении занятия, широко использует наглядность. В занятии сохранены все структурные компоненты. Логопед часто поощряет детей, ободряет их, и, тем самым, сохраняет положительный настрой в течение всего занятия. Во время занятия педагог постоянно контролирует речь детей (показывает удивление, если ребенок допустил ошибку в высказывании). Логопед оказывает дозированную помощь дошкольнику при затруднении, предъявляет требования с учетом личности ребенка. В занятие включает психогимнастику. Весь материал педагог дает от простого к сложному, учитывая при этом принципы логопедической работы. План выполнен полностью, цель занятия достигнута.

Конспект занятия воспитателя по развитию речи в старшей группе.
Задачи. Связная речь:учить детей связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку без помощи вопросов воспитателя; подвести к составлению описательного рассказа по картине «Лиса»;

Грамматика: учить образовывать близкие по смыслу однокоренные слова;

Словарь: учить использовать в речи слова с противоположным значением (большой – маленький, сильный – слабый, быстро – медленно);

Звуковая культура речи: развивать голосовой аппарат (произнесение чистоговорок громко, тихо, шепотом).

Материал: картина «Лиса с лисятами»; картинки с изображением лисы.
Ход занятия:

Воспитатель загадывает загадку:
Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет. (Лиса).

Спрашивает: «Почему вы думаете, что это лиса?»

На стенд выставляется картина «Лиса с лисятами».

- Посмотрите на картину. Кто здесь изображен? (Лиса и лисята).

- Как можно назвать лисенка ласково? (Лиска, лисеночек, малыш).

- Как можно сказать про лисенка, какой он? (Рыженький, маленький).

(Если дети не скажут слово маленький, воспитатель задает подсказывающий вопрос: «Он большой или маленький?»)

- Лисенок маленький. А лиса какая? (Большая).

- Лиса большая и сильная. А лисенок? (Маленький, слабый).

- Да, лисенок еще слабый, а когда подрастет, то будет… сильный.

- Лисята еще маленькие и слабые, не умеют охотиться, поэтому им добывает пищу мама-лиса. Она знает, что лисята голодные, и поэтому бежит к ним …быстро.

- А маленькие лисята еще не умеют быстро бегать. Как они бегают? (Медленно).

- Вы знаете много сказок о лисе. Как в сказках называют лису ласково? (Лисичка – сестричка, лисонька, Лиса-Патрикеевна).

- Можно ли лису назвать ласково – лисенок?

- Почему нельзя? (Лисенок – это детеныш).

- Как еще можно назвать лисенка? (Лисеночек, лиска, лисичка).

Воспитатель предлагает детям послушать сказку, которая называется «Лиса и рак». Рассказывает (а не читает) сказку.

Вопросы к детям:

1. Что лиса предложила раку? Как можно об этом сказать по-другому? (Бегать наперегонки, кто вперед добежит, кто скорее прибежит).

2. Почему лиса предложила «перегоняться» раку?

3. Что делал рак?

4. Про лису можно сказать, что она хитрая. А какой рак? (Еще хитрее. Он догадался уцепиться ей за хвост. Так рак перехитрил лису).

- Рак хитрый-прехитрый, хитрющий. Послушайте сказку еще раз, а потом вы будете рассказывать ее сами. Слушайте внимательно и запоминайте.

Воспитатель предлагает разыграть сказку: одному ребенку говорить за рака, другому – за лису, третьему – за автора.

Игра-драматизация повторяется два раза. Затем кто-нибудь из детей по желанию рассказывает сказку целиком.

Физминутка.

Воспитатель организует игру, в которой дети изображают детенышей разных животных: показывают, как малыши двигаются, что-то делают. Воспитатель отгадывает, кого они изображают.

Воспитатель показывает детям разные картинки, на которых изображена лиса. Предлагает каждому выбрать по картинке и рассказать, какая на ней лиса. Сам тоже рассказывает по своей картинке: «У меня лиса рыжая. Хвост у нее золотистый и пушистый. Глаза у нее хитрые». Ребенок берет картинку: «А у меня лиса еще хитрее. И хвост у нее тоже пушистый». К рассказыванию подключается следующий ребенок: «У моей лисы хвост еще пушистее. Она умная». И т.д.

Воспитатель предлагает произнести чистоговорку «Саша в лесу встретил лису» громко, затем тихо и шепотом.

Итог занятия.
Анализ занятия.

Тема, цель и содержание занятия соответствуют перспективному плану работы педагога и возрасту детей данной подгруппы. Воспитатель с самого начала занятия мобилизует внимание детей с помощью психогимнастики. Занятие оборудовано всеми необходимыми атрибутами, соблюдены санитарно-гигиенические условия, подготовлен демонстрационный и раздаточный материал. Соблюдены основные этапы проведения занятия, их логическая последовательность. На занятии используется достаточное количество занимательного и игрового материала, при этом сохраняется его коррекционная направленность. Педагог постоянно активизирует внимание детей с помощью интересных вопросов, яркой и эмоциональной мимики, выразительной речи. Педагог тактичен в своих замечаниях, он очень осторожно и умело направляет внимание детей в нужное русло, предъявляет требования с учетом их речевых возможностей и особенностей личности каждого ребенка. Цель занятия достигнута, т.к. ребята усвоили материал данного занятия.



Конспект индивидуального логопедического занятия в старшей группе.

Тема: Звук Р.

Цель: Развитие артикуляционной моторики и мелкой моторики пальцев рук.. Постановка звука Р.
Ход занятия:
1..«Сказка о веселом язычке.»

Жил-был веселый Язычок. Покажи его. («Лопатка»). У Язычка были друзья- Слоник и Лягушка. Давай покажем «хоботок» слоника и «улыбку» лягушки. (Поочередное выполнение данных упражнений). Друзья отправились на прогулку по джунглям . Джунгли- это такой лес из пальм в жаркой Африке. В джунглях было так интересно. Сначала друзья встретили обезьянок, которые качались на качелях из лиан (объяснение слова). Давайте покажем, как качались обезьянки.(Упражнение «Качели»). Полюбовались они на обезьянок и вдруг замерли на месте- перед ними была настоящая змея. Покажем, как она извивалась и изгибалась. (Упражнение «Змейка»). Первым пришел в себя Язычок: Это ядовитая змея! Бегите все за мной так быстро, как бегут лошадки! (Упражнение «Лошадки»). Долго бежали наши путешественники и , наконец, увидели домик. Навстречу им из этого домика вышла девочка с голубыми волосами. Догадайтесь, кто она? (Мальвина). Мальвина пригласила незваных гостей в дом, предложила им сначала умыться (Упр. «Язычок умывается»), почистить зубы (Упр. «Почистим зубы») и пригласила их на обед. Друзья наелись вкусных блинчиков (Упр. «Блинчики») с вареньем. (Упр. «Вкусное варенье»). Погостили наши путешественники у Мальвины, а затем отправились в обратный путь.

2. После такого интересного путешествия, наш Язычок решил рассказывать ребятам о том, что он видел в Африке. Но, к сожалению, он увидел, что ребята не очень внимательно его слушают. Слоник и Лягушка объяснили Язычку, что его плохо слушают потому, что он нечетко произносит звук Р.

Расстроился Язычок: «Что же мне теперь делать?»

А Слоник и говорит: «Тебе нужно обратиться к логопеду. Логопед учит детей правильно произносить звуки.»

Пришел Язычок к логопеду и говорит: «Научите меня правильно разговаривать».

- «Ну что ж, с удовольствием»,- ответил логопед. (Следует работа по постановке звука Р)

3. Работа по развитию мелкой моторики пальцев рук.

(Упражнения выполняются сидя за столом).

А) Свободное похлопывание кистями по столу поочередно и одновременно.

Б) Свободное постукивание по столу пальцами обеих рук, правой и левой рук поочередно.

В) Поочередное приподнимание пальцев (кисти рук лежат на столе):правой, левой руки, обеих рук вместе.

Г) Имитация игры на пианино.

Д) Разведение пальцев врозь и сведение вместе (ладони на столе).

Е) «Бегают человечки»- указательный и средний пальцы правой, потом левой, а затем двух рук вместе бегают по столу вперед и назад.

Ж) «Футбол»- забивание шариков одним, двумя пальцами.

4. Итог занятия.
Анализ занятия:

Содержание занятия строится в соответствии с его темой и основной целью, а также перспективным планом работы. В начале занятия логопед создает мотивацию у ребенка, которую сохраняет в ходе всего занятия. На занятии используется дидактический материал в достаточном количестве. Занятие строится от простого к сложному (звук, слог, слово, предложение). Каждый этап четко обозначен, но в то же время наблюдается плавность перехода от одного этапа занятия к другому. Деятельность ребенка педагог активизирует при помощи наводящих вопросов, похвалы. Педагог легко устанавливает контакт с ребенком, «прислушивается» к его личности. Постоянно контролирует речь ребенка, заостряет внимание на сложных моментах. Напоминает ребенку о его неповторимости, закрепляет уверенность в том, что цель будет достигнута. Таким образом, план занятия выполнен, цели, поставленные перед педагогом достигнуты.

Конспект индивидуального логопедического занятия в старшей группе (Ф.Ф.Н.Р.)

Тема: Звук Ш. ( этап автоматизации звука).

Цель: автоматизация звука Ш в слогах, словах и предложениях; воспитание нижнедиафрагмального дыхания; развитие фонематического слуха и восприятия; формирование навыка самоконтроля за речью; развитие мелкой и артикуляционной моторики.

Оборудование: предметные картинки, в названиях которых находится звук Ш.

Ход занятия:

1. Оргмомент.

«Четвертый лишний». (Выделение слова со звуком Ш).

Слова: самолет, вертолет, машина, велосипед.

2.Развитие мелкой моторики.

Щла по улице машина,

Шла машина без бензина,

Шла машина без шофера,

Без сигнала светофора,

Шла, сама куда не зная,

Шла машина заводная.

Ребенок выполняет попеременные движения правой и левой руками. Кисть правой руки лежит на столе. Поочередно отрывать пальцы от стола, не отрывая всей ладони, а затем опускает пальцы на стол.

3. Развитие артикуляционной моторики.

  1. Округлить губы при сближенных зубах. Удержать под счет.

  2. Расслабление языка.

  3. Обнять широким расслабленным языком верхнюю губу, верхние зубы, поднять язык к альвеолам.

  4. Удерживать напряженную «чашечку» языка снаружи рта, внутри.

  5. Удерживать напряженную «чашечку» языка за верхними зубами с подключением воздушной струи.


4. Работа над развитием дыхания и голоса.

Упражнение на автоматизацию нижнедиафрагмального дыхания.

Голосовые упражнения (пропевание гласных звуков).

5. Произнесение изолированного звука Ш. Характеристика звука.

6. Развитие фонематического слуха.

Выделение звука Ш в ряду слов. Хлопнуть в ладоши, когда услышит звук Ш.

7. Автоматизация звука Ш в слогах, словах, предложениях (см. «Индивидуальные планы занятий»).

8. Итог занятия.
Анализ занятия.

Тема данного занятия полностью соответствует его цели и содержанию. Материал занятия подобран в соответствии с коррекционно-развивающей программой. Занятие соответствует перспективному плану работы, возрасту ребенка. В занятии прослеживается единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач, т.е. логопед работает не только над устранением недостатка звукопроизношения, но и дает новые знания, и воспитывает у него положительные качества характера. На занятии дошкольник сосредоточен, внимательно слушает педагога и выполняет все его инструкции. Педагог соблюдает санитарно-гигиенические требования при проведении занятия, широко использует наглядность. В занятии сохранены все структурные компоненты. Логопед часто поощряет ребенка, ободряет его, и, тем самым, сохраняет положительный настрой у учащегося в течение всего занятия. Во время занятия педагог постоянно контролирует речь ребенка (показывает удивление, если ребенок допустил ошибку в высказывании). Логопед оказывает дозированную помощь при затруднении, предъявляет требования с учетом личности ребенка. Весь материал педагог дает от простого к сложному, учитывая при этом принципы логопедической работы. План выполнен полностью, цель занятия достигнута.


Тема: Дифференциация звуков Р, Л.

Цель: учить различать звуки Р и Л в словах, фразовой речи; учить определять позицию звука в слове, называть слова на заданный звук, учитывая его месторасположение; отрабатывать интонационную выразительность речи, уметь передавать голосом настроение.

Оборудование: фишки, рыбки.

Ход занятия:

1. Оргмомент.

-Сейчас мы поиграем в игру «О чем говорит комната?» Закрой глаза и слушай звуки, а потом расскажи, что ты услышал. (Ребенок выполняет указания логопеда).

- Из всех звуков самый коварный и трудный – звук Р. Он не получается у многих ребят. Чаще всего вместо Р произносят Л. Сегодня мы будем учиться различать эти звуки и четко их выговаривать. Сейчас я буду произносить эти звуки, а ты, если услышишь звук Р – выпускай рыбку поплавать, а если Л – прячь ее руками. Произносить звуки следует, закрыв рот листом. (Задание выполняется).

- А сейчас я буду рассказывать стихотворение. Если в каком-то слове ты услышишь звук Р – сигналь красным светофором, а если звук Л – зеленым.

Во дворе горка,

Под горой норка,

В этой норке крот живет,

Норку эту стережет.
Оля маленькой была

И вертелась, как юла.

- Теперь называй слова, в которых звук Р стоит в начале, конце и середине; звук Л стоит в начале, середине и конце.

- Ты знаешь, что голосом можно передавать настроение: радость, грусть, огорчение. Прослушай предложение: «Я пришла домой». Каким голосом я сказала это предложение? а как сказать его радостно? Грустно? Послушай отрывок из стихотворения Чуковского «Телефон»:

-У меня зазвонил телефон.

Кто говорит?

- Слон…

- Постарайся выразительно обыграть эту сценку. (Обыгрывается совместно).

Подводится итог занятия.
Анализ занятия.

Содержание занятия строится в соответствии с его темой и основной целью, а также перспективным планом работы. В начале занятия логопед создает мотивацию у ребенка, которую сохраняет в ходе всего занятия. На занятии используется дидактический материал в достаточном количестве. Занятие строится от простого к сложному (звук, слог, слово, предложение). Каждый этап четко обозначен, но в то же время наблюдается плавность перехода от одного этапа занятия к другому. Деятельность ребенка педагог активизирует при помощи наводящих вопросов, похвалы. Педагог легко устанавливает контакт с ребенком, «прислушивается» к его личности. Постоянно контролирует речь ребенка, заостряет внимание на сложных моментах. Напоминает ребенку о его неповторимости, закрепляет уверенность в том, что цель будет достигнута. Таким образом, план занятия выполнен, цели, поставленные перед педагогом достигнуты.

В методическую копилку.


Логопедические загадки- добавлялки.

Отгадки логопед может подсказывать жестами, мимикой или соответствующими картинками.
Ра- Ра- Ра! Ра- Ра- Ра!

Ночью спят все до …(утра).

Ра- Ра- Ра! Ра- Ра- Ра!

День вчерашний звать… (вчера).

Ра- Ра- Ра! Ра- Ра- Ра!

Мышкин домик звать… (нора).

Ра- Ра- Ра! Ра- Ра- Ра!

У сластен в зубах… (дыра).

Ра- Ра- Ра! Ра- Ра- Ра!

Кожа дерева-… (кора).

Ра- Ра- Ра! Ра- Ра- Ра!

Словно в Африке… (жара).

Ра- Ра- Ра! Ра- Ра- Ра!

В бой идут, крича… (ура).

Ра- Ра- Ра! Ра- Ра- Ра!

Дым поднялся от… (костра).


Параллельно с проведением занятий обучалась самоанализу логопедических занятий, где указывала как положительные стороны своей деятельности, так и недочеты, над которыми мне еще предстоит работать.

Особое внимание уделяла работе с родителями дошкольников. Используя свои теоретические знания и литературу по логопедии, подготовила консультацию для родителей по теме: «Семейное воспитание- развиваем речь ребенка через игру». , где изложила необходимость совместной игровой деятельности родителей со своими детьми, с целью развития речи дошкольников. Считаю, что мое выступление по этой проблеме прошло в интересной и доступной форме и дало достаточное количество полезной информации родителям дошкольников. Кроме этого, мною проводились и индивидуальные беседы с родителями, где я показывала некоторые приемы логопедической работы с детьми.

Считаю, что очень важным в работе учителя-логопеда, является его связь с педагогическим коллективом. Поэтому я разработала и провела консультацию для педагогов по теме: «Какой должна быть речь педагога?». Эта консультация помогла педагогам вспомнить точные и грамотные образцы родного языка, выполнить некоторые задания по совершенствованию своей речи .

закрепить у педагогов знания о проведении артикуляционной гимнастики, точном подборе упражнений для подготовки артикуляционного аппарата к произнесению различных звуков речи.

Проводила логопедическую работу с детьми вне занятий (во время режимных моментов- разучивание потешек; в утренние часы проводила общую речевую гимнастику с детьми старшей группы; провела беседу с детьми подготовительной группы на тему: «Правильно ли мы говорим?», где рассказала о важности правильной, четкой, выразительной речи- беседа была построена в форме сказочного сюжета).

Занималась пополнением своей методической копилки- сбором стихотворного материала для автоматизации различных звуков речи «Доскажи словечко».

Как итог своей практики, подготовила и провела мероприятие «Сказка о дружбе, злом колдуне и о том, как появилась буква Л», где постаралась показать творческий подход к своей работе; привлекла к участию в этом логопедическом празднике педагогов групп и музыкального руководителя. Дети и взрослые принимали активное участие в этом мероприятии.

Считаю, что педагогическая учебная практика дала мне много полезной информации. Получив возможность осуществить на практике свои теоретические замыслы, я приобрела так мне необходимые умения в работе с дошкольниками, их родителями и педагогическим коллективом.




Дата: «25» января 2022г. Рогова М.В.





28



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!