СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебная(рабочая) программа "Охрана окружающей среды и энергосбережение" Составлена на основе типовой 2019г.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебная(рабочая) программа "Охрана окружающей среды и энергосбережение" Составлена на основе типовой 2019г. Имеет незначительные отличия от типовой программы, адаптирована для учащися специальности "Дошкольное образование" и "Физическая культура".

Просмотр содержимого документа
«Учебная(рабочая) программа "Охрана окружающей среды и энергосбережение" Составлена на основе типовой 2019г.»



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ







ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ


УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

для учреждений, реализующих образовательные программы

среднего специального образования специальностей

2-94 01 01 «Физическая культура»,2-01 01 01 «Дошкольное образование»




























Солигорск 2019



Автор Г.В. Говоренко, преподаватель Учреждения образования «Солигорский государственный колледж»

















Учебная программа обсуждена и одобрена цикловой комиссией общеобразовательных дисцип



















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная дисциплина «Охрана окружающей среды и энергосбережения» предназначена для подготовки учащихся специальностей 2-94 01 01 «Физическая культура», 2-01 01 01 «Дошкольное образование» по вопросам охраны окружающей среды, экологической безопасности, энергосбережения, знание которых необходимо в их будущей профессиональной деятельности и в быту.

Учебная программа разработана на основании типовой учебной программы «Охрана окружающей среды и энергосбережения» для учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования в дневной и заочной формах получения образования, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь (21.03.2019 № 33); на основании учебных планов специальностей 2-01 01 01 «Дошкольное образование», 2-03 02 01 «Физическая культура» и, в соответствии с образовательным стандартами Республики Беларусь ОС РБ 2-03 02 01 специальности 2-03 02 01 «Физическая культура», квалификация учитель (утвержден и введен в действие 25.11.2014г), и в соответствии с образовательным стандартом Республики Беларусь ОС РБ 2-01 01 01 специальности 2-01 01 01 «Дошкольное образование» дата введения 28.04.2014г.

Основными целями преподавания учебной дисциплины являются:

формирование у будущих специалистов системных знаний об охране окружающей среды и энергосбережении в сфере профессиональной деятельности и в быту;

развитие потребности и навыков личного участия в природоохранной деятельности, в том числе в пропаганде знаний в области охраны окружающей среды и энергосбережения;

воспитание экологической культуры, рационального и бережного отношения к использованию природных ресурсов, ответственности за состояние своего здоровья и здоровья окружающих.

В ходе изложения программного учебного материала необходимо руководствоваться действующими нормативными правовыми актами, техническими нормативными правовыми актами, соблюдать единство терминологии и обозначений.

Для закрепления теоретического материала и формирования у учащихся необходимых умений и навыков программой предусмотрено проведение практического занятия в объеме -2ч при изучении темы «Пути решения экологических и энергетических проблем».

В учебную программу внесены некоторые изменения с целью оптимизации образовательного процесса без изменения объема часов, рекомендованного типовой программой:

- сокращено введение с 2 до 1часа, а 1 час перенесен в тему 1. Экологические основы охраны окружающей среды;

- оптимизировано изучение темы «Экологическая и энергетическая характеристика производства», данная тема изучается с темой «Природные ресурсы и природопользование», так как более продуктивно изучать природопользование через экологическую и энергетическую характеристика производства.

В целях контроля усвоения программного учебного материала предусмотрено проведение одной обязательной контрольной работы после изучения темы «Антропогенное воздействие на окружающую среду», задания для которой разрабатываются преподавателем учебной дисциплины и обсуждаются на заседании предметной (цикловой) комиссии учреждения образования.

Программой определены цели изучения каждой темы, спрогнозированы результаты их достижения в соответствии с уровнями усвоения учебного материала.

В результате изучения дисциплины учащиеся должны

знать на уровне представления:

правовые основы охраны окружающей среды, сохранения и восстановления биологического разнообразия, природных ресурсов и объектов;

законодательство Республики Беларусь об энергосбережении;

основы функционирования топливно-энергетического комплекса Республики Беларусь;

методику экологической экспертизы, границы допустимых концентраций веществ;

знать на уровне понимания:

виды природных ресурсов;

классификацию вредных антропогенных факторов;

общие закономерности воздействия экологических факторов на живые организмы;

основные источники загрязнения окружающей среды, причины возникновения экологического кризиса;

мероприятия по охране окружающей среды;

экологические проблемы Республики Беларусь и их связь с природно-территориальными и социально-экономическими условиями;

пути рационального использования электрической и тепловой энергии, топлива, холодной и горячей воды, сырьевых ресурсов;

меры, направленные на предотвращение и снижение вредного воздействия на окружающую среду; методы уменьшения вредных выбросов в атмосферу, очистки сточных вод от загрязняющих веществ, переработки и утилизации отходов;

принципы создания энергосберегающих технологий на транспорте, в различных отраслях производства, быту;

принцип действия и конструкцию индивидуальных приборов учета расхода газа, воды, тепло- и электроэнергии;

уметь:

определять основные источники загрязнения окружающей среды, степень экологической безопасности конкретного технологического процесса;

проводить пропаганду знаний в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов; формировать экологическую культуру;

принимать меры по снижению антропогенной нагрузки на окружающую среду;

выполнять мероприятия по энергосбережению;

использовать современные индивидуальные приборы учета расхода газа, воды, тепло- и электроэнергии.

В программе приведены примерные критерии оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебной дисциплине, которые разработаны на основе десятибалльной шкалы и показателей оценки результатов учебной деятельности обучающихся в учреждениях образования, реализующих образовательные программы среднего специального образования(постановление Министерства образования Республики Беларусь от 29.03.2004 № 17); примерный перечень оснащения кабинета (лаборатории) оборудованием, техническими и демонстрационными средствами обучения, необходимыми для обеспечения образовательного процесса.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по учебной дисциплине ««Охрана окружающей среды и энергосбережения»


Раздел, тема

Количество учебных часов

Дневная форма обучения

Заочная форма обучения

Всего часов




В том числе на ПЗ


Всего часов




В том числе на ПЗ

На

самостоя-тельное изучение


40

2

8

2

32

Введение

1






6

Тема 1. Экологические основы охраны окружающей среды

5



Тема 2. Природные ресурсы и природопользование. Экологическая и энергетическая характеристика производства

10



2



8

Тема 3. Антропогенное воздействие на окружающую среду.

4



2



2

Тема 4. Пути решения экологических проблем.

8

2


3


2


5

Тема 5. Основные направления энергосбережения

7




7

Тема 6. Государственное управление природопользованием и энергосбережением в Республике Беларусь

4




4

Обязательная контрольная

работа


1



1



ИТОГО

40

2

8

2

32


СОДЕРЖАНИЕ программы


Цели изучения темы

Содержание темы

Результат


Введение

Ознакомить с целями и задачами дисциплины, проблемами взаимоотношений человека и природной среды, причинами топливно-энергети-ческого кризиса и пути его решения.

Предмет, цели и задачи дисциплины.

Проблемы взаимоотношений человека, общества и природы. Влияние окружающей среды, наследственности, образа жизни на здоровье человека. Топливно-энергетический кризис и пути его решения. Энергосбережение как фактор сохранения окружающей среды и решения энергетической безопасности страны.


Высказывает общее суждение об основных экологических проблемах, причинах топливно-энергетического кризиса и путях его решения.

Т е м а 1. Экологические основы охраны окружающей среды

Сформировать представление о биосфере и круговороте веществ и энергий. Ознакомить с сущностью учения В.И. Вернадского о биосфере, структуре и основных этапах ее развития, техносфере и ноосфере.

Основные экологические понятия Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Популяция, экологическая ниша. Экологическая система. Динамика экосистем, трофические уровни, экологические пирамиды. Биосфера. Круговорот веществ и энергий. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Структура биосферы, основные этапы ее развития. Взаимодействие общества и биосферы. Техносфера, ноосфера. Основные принципы охраны окружающей среды. Направления государственной политики в области охраны окружающей среды и энергосбережения

Высказывает общее суждение о биосфере и круговороте веществ и энергий, об основных положениях учения В.И. Вернадского о биосфере, структуре и основных этапах ее развития, техносфере и ноосфере.


Т е м а 2. Природные ресурсы и природопользование Экологическая и энергетическая характеристика производства

Сформировать понимание значимости природных ресурсов для экономики страны и их рационального использования. Дать понятие о топливно-энергетических ресурсах Республики Беларусь, перспективах их использования. Сформировать понятие об экологической и энергетической характеристике конкретного производства и понимание актуальности сокращения ресурсо- и энергопотребления для экономики страны


Природные ресурсы, классификация по характеру использования человеком: исчерпаемые (возобновляемые, и невозобновляемые) и неисчерпаемые. Природопользование, его виды: рациональное и нерациональное природопользование. Ресурсо- и энергосбережение. Полезные ископаемые Республики Беларусь, их состояние и использование. Климатические ресурсы Республики Беларусь их особенность.

Атмосфера, ее состав. Виды загрязнений атмосферного воздуха. Потенциал гелио- и ветроэнергетики в Республике Беларусь.

Земельные ресурсы Республики Беларусь. Классификация почв и их характеристика. Виды загрязнений почв

Водные ресурсы, их состояние и использование. Водопотребление и водоотведение. Потенциал гидроэнергетических ресурсов в Республике Беларусь.

Растительные и животные ресурсы, их состояние и использование. Проблема сохранения биологического разнообразия.

Топливно-энергетические ресурсы страны, их характеристика. Прогноз потребления топливно-энергетических ресурсов до 2020 г.

Производственный цикл. Оценка степени экологичности производства. Пути экологизации производства и снижения энергозатрат на производство продукции и услуг

Объясняет значимость основных природных ресурсов для экономики страны, необходимость их рационального использования.

Описывает полезные ископаемые Республики Беларусь, их потен¬циал и перспективы использования.Дает экологическую и энергетическую характеристику конкретного промышленного производства, излагает основные направления сокращения ресурсо- и энергопотребления


Т е м а 3. Антропогенное воздействие на окружающую среду.


Сформировать понятие о характере воздействия конкретной отрасли экономики на природную среду, о последствиях аварии на ЧАЭС.

Ознакомить с методикой экологической экспертизы, границами допустимых концентраций веществ.









Классификация видов загрязнений окружающей среды по характеру действия (химическое, физическое, биологическое). Глобальные (парниковый эффект, кислотные осадки, истощение озонового слоя), региональные и локальные последствия загрязнения атмосферы. Пути их минимизации. Характеристика отраслей экономической деятельности как источников загрязнения окружающей среды. Последствия аварии на Чернобыльской АЭС в Беларуси (генетические, биологические, экологические, демографические и т. д.).

Энергия, ее виды, способы преобразования, транспортировки. Использование энергии. Методика экологической экспертизы, границы допустимых концентраций веществ.

Описывает виды загрязнений, характер воздействия жизнедеятельности человека на природную среду, глобальные экологические. Освещает последствия аварии на ЧАЭС, глобальные экологические проблемы. Высказывает общее суждение о методике экологической экспертизы.


Тема 4. Пути решения экологических проблем.


Ознакомить с правовыми основами охраны окружающей среды, сохранения и восстановления биологического разнообразия, природных ресурсов и объектов.

Сформировать знания об основных принципах экологической безопасности, о мероприятиях по защите окружающей среды.

Сформировать понятие об основных критериях нормирования качества окружающей среды, технических средствах и методах ее защиты.

Сформировать умения проводить пропаганду знаний в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, формировать экологическую культуру.

Правовые основы охраны окружающей среды, сохранения и восстановления биологического разнообразия, природных ресурсов и объектов. Экономические и юридические механизмы управления природопользованием и охраной окружающей среды. Налогообложение за пользование природными ресурсами. Штрафы за нарушение законодательства об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов. Иски по возмещению ущерба окружающей среде. Кредитование природоохранной деятельности. Целевое использование фонда охраны природы. Использование рыночных методов управления природопользованием.

Административный механизм управления природопользованием и охраной окружающей среды Нормирование качества окружающей среды. Основные экологические нормативы атмосферы, водных ресурсов, почвы (санитарно-гигиенические, производственно-хозяйственные, комплексные).

Защитные мероприятия воздушной среды. Нормирование качества воздуха: предельно допустимая концентрация (ПДК), индекс загрязнения атмосферы (ИЗА). Контроль выбросов загрязняющих веществ и нормирование предельно допустимых выбросов (ПДВ) в атмосферу. Штрафы за сверхлимитное природопользование. Промышленная и санитарная обработка газовоздушных выбросов (очистка, обезвреживание, обеззараживание и дезодорация).

Защита водных ресурсов от загрязнения и истощения. Водопотребление, водоотведение, основные направления их сокращения. Нормы качества воды при водопотреблении и водоотведении (ПДК, предельно допустимый сброс (ПДС)). Методы очистки сточных вод, системы очистных сооружений.

Защита почв от загрязнения. Отходы производства и потребления, их характеристика. Классификация промышленных отходов. Требования к складированию и захоронению промышленных отходов. Методы снижения количества отходов производства и потребления, их утилизация.

Защита растительного и животного мира. Мероприятия по защите флоры и фауны. Государственная система особо охраняемых природных территорий.

Пропаганда знаний в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов; формирование экологической культуры.

Высказывает общее суждение о правовых основах охраны окружающей среды, сохранения и восстановления биологического разнообразия, природных ресурсов и объектов.

Излагает основные принципы экологической безопасности и мероприятия по защите окружающей среды.

Раскрывает сущность основных критериев нормирования качества окружающей среды, технических средств и методов ее защиты.

Демонстрирует умения проводить пропаганду знаний в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов; формировать экологическую культуру.

Т е м а 5. Основные направления энергосбережения




Сформировать понятие об основных направлениях и принципах энергосбережения и охраны окружающей среды. Ознакомить с приемами и методами охраны окружающей среды от загрязнения, с путями энергосбережения в сфере профессиональной деятельности и в быту















Сформировать умение пользоваться приборами контроля и учета, рассчитывать оплату за энергоресурсы


Принципы создания энерготехнологических процессов, малоотходной и безотходной технологии (примеры энергосбережения в отраслях экономики).

Энергообеспечение и энергоснабжение в быту. Бытовые отходы и проблемы их утилизации.

Охрана атмосферного воздуха. Нормирование его качества: предельно допустимая концентрация (ПДК), индекс загрязнения атмосферы (ИЗА). Промышленная и санитарная обработка газовоздушных выбросов (очистка, обезвреживание и дезодорация).

Рациональное водопользование: водопотребление, водоотведение, основные направления их сокращения. Методы обработки сточных вод.

Защита почв от загрязнения твердыми отходами. Отходы производства и потребления. Методы снижения образования отходов производства и потребления, их утилизация. Мониторинг состояния окружающей среды и степени воздействия на нее вредных факторов. Экологическая стандартизация (ИСО 9000, ИСО 14000) и сертификация.

Рациональное использование энергетических ресурсов, приемы на производстве, в быту. Энергосбережение на производстве, транспорте, в учреждениях, быту.


Практическая работа

Изучение приборов контроля и учета тепла, газа,

воды и электроэнергии. Расчет оплаты за энергоресурсы

Излагает основные направления и принципы решения экологических и энергетических проблем. Ориентируется в приемах и методах защиты окружающей среды от загрязнения. Высказывает общее сужде-ние об основных прие-мах энергосбережения на производстве и в быту












Рассчитывает оплату за энергоресурсы на основе показателей приборов учета тепла, газа, воды и электроэнергии.


Т е м а 6. Государственное управление в области охраны окружающей среды

и энергосбережения в Республике Беларусь

Сформировать представление о нормативных правовых актах и технических нормативных правовых актах в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и энергосбережения в Республике Беларусь.

Сформировать понятие о деятельности республиканских органов государственного управления в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, республиканского органа государственного управления в сфере энергосбережения.

Ознакомить с международными обязательствами Республики Беларусь в решении глобальных и региональных экологических проблем. Ознакомить с Национальной стратегией устойчивого развития Республики Беларусь до 2030г.


Виды ответственности за нарушение природоохранного законодательства.

Республиканские органы государственного управления в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, республиканский орган государственного управления в сфере энергосбережения.

Структура и полномочия органов государственного контроля (надзора). Система управления за состоянием окружающей среды на производстве. Служба охраны окружающей среды на предприятиях и ее обязанности.

Международное сотрудничество Республики Беларусь и его значение в решении глобальных и региональных экологических проблем. Обязательства, принятые Республикой Беларусь, по ограничению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, сохранению водных ресурсов, биоразнообразия

Высказывает общее суждение о нормативных правовых актах и технических нормативных правовых актах в области охраны окружающей среды, рационального природопользования и энергосбережения в Республике Беларусь.

Раскрывает деятельность республиканских органов государственного управления в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, республиканского органа государственного управления в сфере энергосбережения.

Называет международные обязательства Республики Беларусь в решении глобальных и региональных экологических проблем

критерии оценки

результатов учебной деятельности учащихся

Отметка в баллах

Показатели

1

(один)

Узнавание отдельных объектов изучения программного учебного материала, предъявленных в готовом виде (терминов, понятий, определений в области охраны окружающей среды и энергосбережения)

2

(два)

Различение объектов изучения в области охраны окружающей среды и энергосбережения, предъявленных в готовом виде. При объяснении понятий допускаются многочисленные существенные ошибки, которые могут устраняться только с помощью преподавателя.

3

(три)

Воспроизведение части программного материала по охране окружающей среды и энергосбережению по памяти, (фрагментарный пересказ без осмысления связей между элементами). Осуществление практических действий по образцу.

4 (четыре)

Недостаточно осознанное воспроизведение большей части программного учебного материала, сохранение последовательности изложения. Описание объектов охраны окружающей среды и энергосбережения с элементами объяснения. Применение знаний в знакомой ситуации. Наличие единичных существенных ошибок.

5

(пять)

Осознанное воспроизведение большей части программного учебного материала (описание объектов изучения с объяснением структурных связей и отношений). Применение знаний в знакомой ситуации по образцу. Наличие несущественных ошибок.

6 (шесть)

Полное знание и осознанное воспроизведение всего программного учебного материала. Владение программным учебным материалом в знакомой ситуации (описание и объяснение объектов изучения, выявление и обоснование закономерных связей, приведение примеров из практики, выполнение упражнений и заданий по образцу, на основе предписаний). Наличие несущественных ошибок.

7

(семь)

Полное, прочное знание и воспроизведение программного учебного материала. Владение учебным материалом различной степени сложности, применение теоретических знаний для решения практических задач. Умение грамотно обосновать мероприятия по охране окружающей среды и энергосбережению. Наличие единичных несущественных ошибок.

8 (восемь)

Полное, прочное знание и воспроизведение программного учебного материала. Оперирование программным учебным материалом в знакомой ситуации (развернутое описание и объяснение объектов изучения, раскрытие сущности, обоснование подтверждение аргументами и фактами, формулирование выводов, самостоятельное выполнение заданий). Наличие единичных несущественных ошибок.

9 (девять)

Полное, прочное, глубокое, системное знание программного учебного материала. Оперирование программным учебным материалом в частично измененной ситуации (применение учебного материала при разборе производственной ситуации, самостоятельный выбор способов разрешения производственных ситуаций в области охраны окружающей среды и энергосбережения). Применение теоретических знаний для решения задач по охране окружающей среды и энергосбережению в новой ситуации.

10 (десять)

Свободное оперирование программным учебным материалом. Проявление творческих способностей при анализе и оценке теоретического материала, решение нестандартных задач по охране окружающей среды и энергосбережению, предложение принципиально новых подходов для решения отдельных проблем в этой области, знаний (написание рефератов, докладов по изучаемым темам, выступление с ними перед аудиторией).


ПЕРЕЧЕНЬ ОСНАЩЕНИЯ КАБИНЕТА


Наименование

Количество

Технические средства обучения

Компьютер

Мультимедийный проектор

Видеофильмы учебные

Презентации учебного назначения


Печатные средства обучения

Физическая карта Республики Беларусь

Портреты

В.И. Вернадский

Средства защиты

Аптечка первой помощи

Огнетушитель



Оборудование помещения

Доска классная

Источник питания для обеспечения демонстрационных

материалов

Стенд информационный

Стол для преподавателя

Стол для учащихся

Стул

Шкаф

Экран проекционный (демонстрационный)


1

1

Комплект

Комплект



1


1


1

1




1


1

1

1

15

31

1

1

ЛИТЕРАТУРА

Основная



Кравченя Э. М., Козел Р. Н., Свирид И. Л. Охрана труда и основы энер-госбережения: Учеб. пособие.– Мн., 2006.

Маврищев, В.В. Основы экологии и энергосбережения : учеб. пособие / В.В. Маврищев, Г.С. Сачек. Минск: Акад. МВД, 2010. 223 с.

Мархоцкий, Я.Л. Основы экологии и энергосбережения : учеб. пособие / Я.Л. Мархоцкий. Минск: Вышэйш. шк., 2014. 286 с.

Савенок, А.Ф. Основы экологии, рационального природопользования и энергосбережения: учеб. пособие / А.Ф. Савенок, Е.И. Савенок. – Мн.: РИПО, 2006. – 304 с.

Ходько, Е.М. Основы экологии : учеб.-метод. пособие / Е.М. Ходько. Гомель : ГГТУ им. П.О. Сухого, 2014. 172 с.

Челноков, А.А. Охрана окружающей среды и энергосбережение : учеб. / А.А. Челноков, Л.Ф. Ющенко. Минск : РИПО, 2011. 441 с.

Дополнительная

Емельянов, А.Г. Основы природопользования : учеб. / А.Г. Емельянов.
8-е изд. М. : АКАДЕМИЯ, 2013.

Челноков, А.А. Основы промышленной экологии: лаб.-практ. работы / А.А. Челноков. Минск : Выш. шк., 2001. 343 с.

Челноков, А.А. Основы экологии : учеб. пособие / А.А. Челноков, Л.Ф. Ющенко, И.Н. Жмыхов ; под общ. ред. А.А. Челнокова. Минск : Выэйш. шк., 2012. 542 с.

Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года.-Мн.2017.


Нормативные правовые акты

Воздушный кодекс Республики Беларусь Мн.2006

Водный кодекс Республики Беларусь Мн.2006

Земельный кодекс Республики Беларусь Мн.2006

Закон Республики Беларусь об энергосбережении // Энергоэффективность. 1998. – № 7. – С. 2–5.

Закон Республики Беларусь об охране окружающей среды. – Мн., 2002.

Закон Республики Беларусь от 16 декабря 2008 г. «Об охране атмосферного воздуха».

Закон республики Беларусь от 19 сентября 1996 г. «Об охране животного мира».

Закон Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. «Об охране окружающей среды».

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.

1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!