Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Биритская средняя общеобразовательная школа
Доклад «Учебно-исследовательская работа как форма развития УУД»
Подготовила: Е.К.Старновская
учитель географии, биологии
Бирит, 2023
Согласно федеральным образовательным стандартам (ФГОС), одной из форм, способствующих развитию универсальных учебных действий исследовательского характера, является учебно-исследовательская работа.
Основные задачи учебно-исследовательской работы:
развитие творческих способностей учащихся и выработка у них исследовательских навыков;
формирование мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения учебных исследований;
выявление одарённых учащихся и обеспечение реализации их творческого потенциала;
развитие самостоятельности;
развитие способности формировать свое мнение и умение его отстаивать;
развитие умения общаться с аудиторией, выступая на конференциях;
формирование чувства ответственности за порученное дело;
воспитание уверенности в себе, сознание значимости выполненной работы;
Выделяют пять видов творческих исследовательских работ:
Реферативные - работы, в основу которых входят сбор и представление информации по избранной теме. Специфика реферата заключается в том, что в нем нет развернутых доказательств, сравнений, рассуждений.
Экспериментальные - творческие работы, написанные па основе эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат.
Проектные - творческие работы, в основу которых входят достижение и описание заранее спланированного результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
Описательные - творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления.
Исследовательские - творческие работы, выполненные с помощью методики, имеющие собственный экспериментальный материал, на основании которою делается анализ и выводы о характере исследуемого явления.
В нашей школе на протяжении многих лет практикуется эта форма работы. Учащиеся готовят совместно с учителя проекты и выступают со своими работами не только в нутрии школы, но и на муниципальном и региональном уровне.
К выполнению исследовательских и проектных работ детей нужно целенаправленно готовить.
Методические рекомендации подготовки учащихся к учебно-исследовательской конференции
Изначально учитель предлагает школьникам список примерных тем для выполнения исследовательской работы. Конкретная тема исследовательского проекта определяется учащимся самостоятельно при согласовании с учителем, который осуществляет руководство исследованием.
Определение проблемы и темы исследования
Проблема - задача, трудность. Проблема исследования это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения. Правильная постановка и ясная формулировка проблемы исследования очень важна. Она и определяет стратегию исследования, направление научного поиска.
Например:
- Проблема питьевой воды в селе Бирит.
Тема исследования – это ракурс, в котором рассматривается проблема исследования. Тема должна быть емкой, краткой и конкретной.
Например: Вода нашего поселка
Выбор объекта и предмета исследования
Объект исследования — это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию.
Предмет исследования - это часть объекта, которую можно преобразовать, чтобы объект изменился.
Гипотеза исследования
Гипотеза (основание, предположение) - научно обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении. Гипотеза должна быть проверяемой, содержать предположение. Например, чипсы – искусственный продукт, содержащий много вредных веществ.
1. Формулировка цели и задач исследования
Цель исследования - это конечный результат, которого бы хотел достичь исследователь при завершении своей работы.
Обычно цель формулируют со слов:
доказать
обосновать
разработать
объяснить
определить
установить
Из поставленной цели вытекают задачи исследования.
Задача исследования - выбор путей и средств для достижения цели.
Задачи формулируют со слов: - провести анализ (мониторинг, социологический опрос, интервью и т.д.)
выявить
определить
установить
изучить
2. Отбор методов исследования
Метод исследования - это способ достижения цели исследования. Методы исследования делятся на теоретические (сравнение, моделирование, классификация, систематизация) и эмпирические (изучение и анализ литературы, наблюдение, социологический опрос, тестирование, мониторинг, анкетирование, интервью).
3. Составление плана исследования
Поиск и отбор информации по теме исследования.
4. Практический этап (этап выполнения)
На данном этапе ребята выполняют согласно плану исследования (обрабатывают информацию, выполняют эксперимент) и оформляют научно-исследовательскую работу. Учитель на данном этане выступает в роли консультанта и помощника.
5. Рефлексивный этап (этап оценки результатов и зашиты исследовательских работ)
На данном этапе учащиеся под руководством педагогов готовят доклады по теме исследования, презентации для зашиты научно-исследовательской работы. Презентации можно сделать на бумажных носителях в виде диаграммы, схемы, таблицы, фотографии и на электронных носителях в форме компьютерной презентации.
Работа школьников над исследованием
В соответствии с выбранной темой школьником проводится исследовательская работа. Руководство работой осуществляет учитель-предметник, работающий с данным классом.
Для повышения эффективности работы над исследовательским проектом целесообразно обеспечить следующие условия:
Разработать календарный план работы над исследованием.
Согласовать график осуществления контроля над исследовательским проектом. Например, учащийся может раз в две недели сообщать руководителю о ходе работы над исследованием, предоставляя соответствующие материалы.
Использование разнообразных информационных источников с подробным маршрутом их поиска.
Оказание помощи учащимся со стороны библиотекарей,
Поддержка самостоятельной инициативы школьников, их интереса к той или иной исследовательской проблеме.
Участие обучающихся в учебно-исследовательских конференциях способствует формированию у них проектных и исследовательских навыков. Победители получают мощный мотивационный толчок к последующим исследованиям.
Таким образом, достигая высоких результатов в учебно-исследовательской конференции, учащиеся повышают свои индивидуальные достижения.
На протяжении 10 лет готовлю детей к НПК. Имеется большая копилка работ. С детьми проводим в основном исследовательские работы. На своем опыте могу сказать, что дети после выступления, особенно на муниципальном и региональном уровне, зяняв призовое место или став победителем, становятся уверенными, более самостоятельными, более общительными, ответственнее подходят к работе.