СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Учебно-исследовательская работа как форма развития УУД"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад раскрывает основные задачи и виды исследовательских работ. Дает методические рекомендации подготовки учащихся к учебно-исследовательской конференуии

Просмотр содержимого документа
«"Учебно-исследовательская работа как форма развития УУД"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Биритская средняя общеобразовательная школа














Доклад «Учебно-исследовательская работа как форма развития УУД»























Подготовила: Е.К.Старновская

учитель географии, биологии





Бирит, 2023

Согласно федеральным образовательным стандартам (ФГОС), одной из форм, способствующих развитию универсальных учебных действий исследовательского характера, является учебно-исследовательская работа.

Основные задачи учебно-исследовательской работы:

  • развитие творческих способностей учащихся и выработка у них исследовательских навыков;

  • формирование мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения учебных исследований;

  • выявление одарённых учащихся и обеспечение реализации их творческого потенциала;

  • развитие самостоятельности;

  • развитие способности формировать свое мнение и умение его отстаивать;

  • развитие умения общаться с аудиторией, выступая на конференциях;

  • формирование чувства ответственности за порученное дело;

  • воспитание уверенности в себе, сознание значимости выполненной работы;

Выделяют пять видов творческих исследовательских работ:

  • Реферативные - работы, в основу которых входят сбор и представление информации по избранной теме. Специфика реферата заключается в том, что в нем нет развернутых доказательств, сравнений, рассуждений.

  • Экспериментальные - творческие работы, написанные па основе эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат.

  • Проектные - творческие работы, в основу которых входят достижение и описание заранее спланированного результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

  • Описательные - творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления.

  • Исследовательские - творческие работы, выполненные с помощью методики, имеющие собственный экспериментальный материал, на основании которою делается анализ и выводы о характере исследуемого явления.

В нашей школе на протяжении многих лет практикуется эта форма работы. Учащиеся готовят совместно с учителя проекты и выступают со своими работами не только в нутрии школы, но и на муниципальном и региональном уровне.

К выполнению исследовательских и проектных работ детей нужно целенаправленно готовить.

Методические рекомендации подготовки учащихся к учебно-исследовательской конференции

Изначально учитель предлагает школьникам список примерных тем для выполнения исследовательской работы. Конкретная тема исследовательского проекта определяется учащимся самостоятельно при согласовании с учителем, который осуществляет руководство исследованием.

Определение проблемы и темы исследования

Проблема - задача, трудность. Проблема исследования это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения. Правильная постановка и ясная формулировка проблемы исследования очень важна. Она и определяет стратегию исследования, направление научного поиска.

Например:

- Проблема питьевой воды в селе Бирит.

Тема исследования – это ракурс, в котором рассматривается проблема исследования. Тема должна быть емкой, краткой и конкретной.

Например: Вода нашего поселка

 Выбор объекта и предмета исследования

Объект исследования — это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию.

Предмет исследования - это часть объекта, которую можно преобразовать, чтобы объект изменился.

Гипотеза исследования

Гипотеза (основание, предположение) - научно обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении. Гипотеза должна быть проверяемой, содержать предположение. Например, чипсы – искусственный продукт, содержащий много вредных веществ.

1. Формулировка цели и задач исследования

Цель исследования - это конечный результат, которого бы хотел достичь исследователь при завершении своей работы.

Обычно цель формулируют со слов:

  • доказать

  • обосновать

  • разработать

  • объяснить

  • определить

  • установить

Из поставленной цели вытекают задачи исследования.

Задача исследования - выбор путей и средств для достижения цели.

Задачи формулируют со слов: - провести анализ (мониторинг, социологический опрос, интервью и т.д.)

  • выявить

  • определить

  • установить

  • изучить

2. Отбор методов исследования

Метод исследования - это способ достижения цели исследования. Методы исследования делятся на теоретические (сравнение, моделирование, классификация, систематизация) и эмпирические (изучение и анализ литературы, наблюдение, социологический опрос, тестирование, мониторинг, анкетирование, интервью).

3. Составление плана исследования

Поиск и отбор информации по теме исследования.

4. Практический этап (этап выполнения)

На данном этапе ребята выполняют согласно плану исследования (обрабатывают информацию, выполняют эксперимент) и оформляют научно-исследовательскую работу. Учитель на данном этане выступает в роли консультанта и помощника.

5. Рефлексивный этап (этап оценки результатов и зашиты исследовательских работ)

На данном этапе учащиеся под руководством педагогов готовят доклады по теме исследования, презентации для зашиты научно-исследовательской работы. Презентации можно сделать на бумажных носителях в виде диаграммы, схемы, таблицы, фотографии и на электронных носителях в форме компьютерной презентации.

Работа школьников над исследованием

В соответствии с выбранной темой школьником проводится исследовательская работа. Руководство работой осуществляет учитель-предметник, работающий с данным классом.

Для повышения эффективности работы над исследовательским проектом целесообразно обеспечить следующие условия:

  • Разработать календарный план работы над исследованием.

  • Согласовать график осуществления контроля над исследовательским проектом. Например, учащийся может раз в две недели сообщать руководителю о ходе работы над исследованием, предоставляя соответствующие материалы.

  • Использование разнообразных информационных источников с подробным маршрутом их поиска.

  • Оказание помощи учащимся со стороны библиотекарей,

  • Поддержка самостоятельной инициативы школьников, их интереса к той или иной исследовательской проблеме.

Участие обучающихся в учебно-исследовательских конференциях способствует формированию у них проектных и исследовательских навыков. Победители получают мощный мотивационный толчок к последующим исследованиям.

Таким образом, достигая высоких результатов в учебно-исследовательской конференции, учащиеся повышают свои индивидуальные достижения.

На протяжении 10 лет готовлю детей к НПК. Имеется большая копилка работ. С детьми проводим в основном исследовательские работы. На своем опыте могу сказать, что дети после выступления, особенно на муниципальном и региональном уровне, зяняв призовое место или став победителем, становятся уверенными, более самостоятельными, более общительными, ответственнее подходят к работе.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!