СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

УЧЕБНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА по учебной дисциплине ОГСЭ.03 Иностранный язык ТЕМА: ВКЛАД НЕМЕЦКОЙ НАЦИИ В РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ НАУКИ XVII-XIX веков

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема данной учебно – исследовательской работы в настоящее время актуальна, так как отношения между странами недружественные, в данный момент мы обязаны помнить о тех светлых периодах в истории нашей страны, связанные с Германией. Проблема поставлена, в ходе работы предприняты шаги  ее решения, составлена анкета и проведено анкетирование среди студентов техникума. Тема интересна с профессиональной стороны для студентов специальности 35.02.12 Садово – парковое и ландшафтное строительство, так как рассмотрена роль немецкого ученого в сфере ландшафтного строительства – Г. Куфальдта.

Просмотр содержимого документа
«УЧЕБНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА по учебной дисциплине ОГСЭ.03 Иностранный язык ТЕМА: ВКЛАД НЕМЕЦКОЙ НАЦИИ В РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ НАУКИ XVII-XIX веков»

Министерство лесного хозяйства Кировской области

Кировское областное государственное профессиональное

образовательное бюджетное учреждение «Суводский лесхоз-техникум»









УЧЕБНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

по учебной дисциплине ОГСЭ.03 Иностранный язык



ТЕМА: ВКЛАД НЕМЕЦКОЙ НАЦИИ

В РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ НАУКИ XVII-XIX веков









Выполнила: Загайнова

Екатерина Александровна

студент 3 курса 32 группы

Специальность: 35.02.12

«Садово – парковое

и ландшафтное строительство»

Руководитель: Торопова Е.Н.














Советск


2024



СОДЕРЖАНИЕ


Введение…………………………………………………………………………3


Глава 1. История миграций немцев в Россию………………………………...5


1.1 Немцы в истории России X-XVII веков…………………………………...5


1.1.1 Отношения немцев с Русью………………………………………………5


1.1.2 Немцы в Москве…………………………………………………………..5


1.1.3 Занятия немцев в России…………………………………………………5


1.2 Немцы в России в первой половине XVIII в…………………………...…6


1.2.1 Положение немцев в России в период правления Петра I…………..…6


1.3 Немцы в постпетровской России (1725-1762 гг.)……………………..….7


1.3.1 Колонизация русских земель в XVIII в…………………………………8


Глава 2. Исследование вклада немецкой нации в развитие российской науки XVII-XIX вв. на примере изучения наследия Г. Байера, Л. Эйлера, И.Крузенштерна и Г. Куфальдт ……………………………………………….10


2.1 Готлиб Зигфрид Байер (1694-1738 гг.) ……………………………………10


2.2 Леонард Эйлер (1707-1783 гг.) ………………………………………….…10


2.3. Иван Фёдорович Крузенштерн (1770-1846 гг.) …………………………..11


2.4. Георг Фридрих Фердинанд Куфальдт (Георгий Иванович Куфальдт)

(1853 – 1938 гг.) ………………………………………………………………...13


Глава 3. Практическая часть ……………………………………………….…17


3.1 Анкетирование среди студентов ………………………………………….17


Заключение ……………………………………………………………………..18


Список используемой литературы …………………………………………....19


Приложение 1 Анкета……………………………………………………….….21


Приложение 2 Анкета (выполненные студентами работы)…………..…..….22

Приложение 3 История появления немцев в России ………………………..23 Приложение 4 Занятия немцев в России XVII века ……………………….…23

Приложение 5 Ученые-немцы в деле переустройства русской державы …..24

Приложение 6 Буклет «Георг Фридрих Фердинанд Куфальдт» ……………26







ВВЕДЕНИЕ

Актуальность: Россию и Германию связывает многовековая история политических, экономических и культурных связей. Корни русско-немецких культурных взаимоотношений уходят в далекое прошлое. Они развивались, начиная с в 17-го столетия. Эти два народа – Россия и Германия, имеют множество корней, переплетений, исторических событий в истории своего существования.  В многовековой истории взаимоотношений двух государств можно выделить как периоды взаимовыгодного сотрудничества, так и драматические времена войн, разногласий и холодного непонимания.

В настоящее время на фоне введения санкции против РФ, а также современных нестабильных и прохладных общественно-политических отношений России и Германии очень важно помнить о светлых периодах историко-культурных отношений двух государств, об их взаимовыгодном сотрудничестве в самых разных сферах.

Изучая немецкий язык и получая специальность «Садово – парковое и ландшафтное строительство», меня заинтересовал и такой вопрос, который касается моей будущей специальности: Какое влияние оказали ученые Германии на развитие ландшафтного дизайна в России?

Само понятие как "Ландшафтный дизайнер" появилось только в XX веке, до этого созданием парков занимались архитекторы и садоводы. Отдельной профессии не было. Сами владельцы занимались оформлением и озеленением своих парков и участков. Выполняя работу по данной теме, я узнала, что многие немцы внесли свой вклад в развитие ландшафтной архитектуры в России.

Проблема: Практика сегодняшней жизни показывает, что современная молодёжь мало что знает о вкладе немецких ученых в Российскую науку, а если и знает, то в основном лишь негативные проявления взаимодействий двух государств и народов, такие как Первая и Вторая мировые войны, введение санкции против России в настоящее время. Германия стала недружественной страной России.

Поэтому в настоящий исторический период очень важно вспомнить тех немцев России, которые составили ее славу. Это нужно не только для самих российских немцев, но и для современных молодых людей всех национальностей. Это обусловлено тем, что после Великой отечественной войны 1941-1945гг. престиж российских немцев значительно снизился. Я считаю, что нужно говорить об исторической роли немцев России в различных областях, чтобы показать их роль в истории России.

Поэтому в данной работе мы рассмотрим влияние немецкой нации на Россию сквозь призму такой наименее искажаемой сферы общественной жизни, как наука XVII-XIX вв., так как именно в этот период российская наука переживала этапы становления и стремительного развития.

Гипотеза: если немецкая нация все-таки оказала значимое и плодотворное влияние на становление и развитие российской науки в период XVII-XIX вв., то в ходе этой работы мы увидим это на примерах деятельности немецких выдающихся личностей того времени.

Цель: определение характера и значения немецкого влияния на российскую науку XVII-XIX вв.

Задачи:

1.Провести анкетирование среди студентов с целью определения глубины

познаний современной молодежи в области историко-культурных отношений двух государств;

2. Изучить историю появления немцев на территории России;

3. Узнать, в каких научных сферах проявляли себя выходцы из Германии;

4. Изучить деятельность наиболее значимых немецких деятелей;

5. Найти информацию об известном ландшафтном архитекторе Г. Куфальде;

6.Сделать выводы о роли немецкого влияния на российскую науку XVII-XIX

Объектная область исследования: российская наука XVII-XIX

Объект исследования: влияние немецкой нации на становление и развитие Российской науки XVII-XIX

Предмет исследования: Немецкие ученые

Тип работы: учебно-исследовательская

Конечный продукт: буклет «Георг Фридрих Фердинанд Куфальдт»































ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ МИГРАЦИЙ НЕМЦЕВ В РОССИЮ

    1. Немцы в истории России X-XVII веков

1.1.1 Отношения немцев с Русью

Политические отношения между Россией и Германией начинают свой отсчёт ещё со времён правления княгини Ольги (945-964), когда по ее просьбе из Германии в Киев прибыл монах Адальберт из монастыря святого Максимина в Трире для проведения миссионерской деятельности, которая заложила основы отношений между двумя странами.

Внук Ольги князь Владимир продолжил дружеские контакты с Германией, выбрав епископа Бруно фон Кверфурта посредником для проведения мирных переговоров с кочевниками, которые прошли успешно.

Кроме того, налаживанию взаимоотношений между двумя странами способствовало заключение династических браков; наследники Ярослава Мудрого взяли в жены дочерей знатных представителей немецкой диаспоры.

В ХV в. отношения Руси и Германии вновь налаживаются: прибывают на Русь два немецких рудокопа для добычи залежей серебряных руд, несколько бомбардиров-пушкарей, сыгравших во время татарского нашествия 1521 г. значительную роль. Из немецких земель были набраны желающие пойти на службу в Россию. Немецкие купцы ведут активную торговлю в России.[1]

1.1.2 Немцы в Москве

Немцы жили в Москве с конца ХV в. еще до возникновения Немецкой слободы и, хотя многие оставались в Москве лишь на короткий срок, немало было и тех, кто вместе с семьями жил здесь на протяжении нескольких поколений.

Когда закончилось собирание русских земель под властью Москвы и образование единого русского государства – России во главе с русским государем, при царском дворе появляется целый штат мастеровых, военных, врачей и аптекарей из разных стран Западной и Северной Европы, завязываются постоянные дипломатические контакты.

Благодаря активной вербовке на русскую службу в Москву приезжают мастера горного дела, оружейники, литейщики пушек, золотых и серебряных дел мастера, техники по взрыву крепостных сооружений. Их расселяли в Немецкой слободе, которая находилась на реке Яузе и ручье Кокуй. Жители Немецкой слободы занимались ремеслами и мукомольным промыслом.[1]

1.1.3 Занятия немцев в России

Служебные функции иностранцев в России были достаточно разнообразны. Военные несли службу в русских полках “нового строя” в качестве пехотинцев, артиллеристов, кавалеристов. Доктора, лекари, аптекари обслуживали царский двор, государевы аптеки, армейские полки. Мастера-ремесленники входили в штат Золотой, Серебряной, Оружейной и других дворцовых палат, а переводчики («толмачи») – Посольского приказа. Мастера монетного и литейного дела работали на московских Пушечном и Денежном дворах.

Среди немецких мастеров выделился своим искусством Ганс Фальк из Нюрнберга, принимавший участие в отливке колоколов и пушек, а в 40-е гг. XVII в. ставший одним из основателей Духанинского стекольного завода под Москвой в Дмитриевском уезде. Оружейные мастера, владевшие техникой золотой и серебряной “наводки” (нанесение на металл золотом и серебром тонкого рисунка), отец и сын Кинеманы оставили заметный след в оружейном деле России второй половины ХVII в.

Первыми живописцами - художниками, умевшими писать маслом на холсте, много работавшими над украшением царских покоев, мебели были немецкие мастера, служившие в ХVII в. при Оружейной палате: “цесарец” Даниэль Вухтерс, Иеронимус Еллина, “гамбуржец” Петер Энгельс.

Из немецких медиков славился Андреас Энгельгардт, уроженец города Амерслебена в Нижней Саксонии, приехавший в Россию обслуживать русских царей. Один из его преемников – доктор Л. А. Блюментрост, уроженец Мюльгаузена, находился на должности придворного лейб-медика с 1672 г. до своей кончины в 1705 г., получив звание и должность архиатера – старшего доктора.

Аптекарь И. Гуттеменш был основателем Нижней, или Главной, государевой аптеки Москвы. Открытая в 1672 г. в Белом городе, она стала первой казенной аптекой Москвы, где лекарства продавались горожанам по рецептам врачей. При аптеке имелась «дохтурская» палата, в которой велся прием и осмотр пациента. За свои заслуги Гуттеменш был пожалован титулом придворного медика и надзирателя, т. е. управляющего аптекой.

Таким образом, деятельность в Москве «государевых» иностранцев и, в частности, немецких мастеров, военных специалистов обеспечивала позитивный вклад в развитие русского военного дела, ремесла, мануфактурной промышленности, медицины и искусства.

Вместе с тем, царский двор при необходимости обращался и к тем немецким мастерам, что не были связаны с государевой службой, занимаясь частным предпринимательством. Когда в 1668 г. создавался государев стекольный завод в Измайлове, мастерами на него были приглашены сначала иноземные специалисты с Духанинского завода, в том числе немцы Ю. Кункель и И. Мартин, позднее были «призваны» из-за рубежа стекольные мастера: Я. Арципухор, П. Балтус, И. Леренк, Л. Мойет – все выходцы с Верхнего Рейна.

В 1672-75 гг. для создания первого немецко–русского придворного театра были привлечены ученики одной из лютеранских школ Немецкой слободы вместе с ее наставникам-магистром, пастором и учителем И.-Г. Грегори.[2]

1.2 Немцы в России в первой половине XVIII в.

1.2.1 Положение немцев в России в период правления Петра I

Первые десятилетия XVIII в. в России были ознаменованы предпринятой Петром I тотальной модернизацией российского общества, которая потребовала решения целого ряда проблем. Одной из важнейших стала проблема людских ресурсов. Петр I понимал, что реформы не могли бы осуществиться без широкого привлечения иностранных специалистов в самых разных областях государственной жизни России. Поэтому в 1702 г. им был издан манифест, приглашавший в Россию, торговцев и ремесленников, который обещал выгодные для иммигрантов условия жизни и работы. Но прежде всего, акцент делался на военных специалистов.

Немцы, будучи на государственной службе в России, существенным образом повлияли на формирование российских военных традиций. Они ценились прежде всего, как носители военного опыта Западной Европы. Особенности характера их позволили привнести в русское служилое сословие новые черты: универсализм, верность не только государю, но и государству как таковому.

В 1698 г. майор А. А. Вейде на базе германских законов написал “Воинский устав”, в котором были определены должности всех чинов и звания в армии, даны правила поведения военнослужащих и их взаимоотношений. Позднее в переработанном и переосмысленном виде этот документ использовался при дальнейшей разработке русских воинских уставов.

Особые надежды русский царь возлагал на немцев в деле внутреннего переустройства державы. Немцев привлекали для проведении денежной реформы, создания монетных дворов, в медицинском обслуживании, в организации торговли и ремесел.

Петровское правительство активно вовлекало иностранцев в становление светского образования России, в создание новых учебных заведений Москвы. В конце ХVII в. и первые годы ХVIII столетия дворянские недоросли и сыновья приказных служителей направлялись в приходские школы Немецкой слободы для обучения иностранным языкам, математике и иным наукам. «Ректору» одной из лютеранских школ Немецкой слободы – Н. Швиммеру – тогда были отданы в обучение немецкому и латинскому языкам шесть русских учеников. Два года спустя, в 1703 г., они были переданы новому наставнику, пастору Э. Глюку, который предложил создать новое учебное заведение – гимназию для русских юношей. С одобрения Петра I гимназия была открыта в Москве в 1705 г.

Другими новыми учебными заведениями Москвы, в которых преподавателями стали немцы и “цесарцы”, в петровское время были Инженерная и Артиллерийская школы. Даже после перевода основной части преподавателей и учеников в начале 1720-х гг. в Петербург, Инженерная школа, находившаяся на окраине Немецкой слободы, продолжала действовать до 1750-х гг.

Таким образом, в период становления Российской империи немцы были верной опорой Петра I и составляли основную силу, продвигавшую, по воле царя, преобразования в стране.[3]

1.3 Немцы в пост Петровской России (1725-1762 гг.)

После смерти Петра I традиция приглашения в Россию иностранцев не была отменена. Всё больше иностранцев, прежде всего немцев, приезжало в Россию, для многих из которых она стала второй родиной. Следует признать, что без этих людей немыслима гражданская и военная история России.

В период правления императрицы Анны Иоанновны (1730-1740гг.). иностранцев не ставили в какие-то особые условия. Ценились только те, кто с самого начала беспрекословно выполнял все приказы новой императрицы и служил ей верой и правдой. Кто же они?

- А.И.Остерман, давно породнившийся с древнейшим боярским родом Стрешневых, был единственным знатоком внешней политики из всего придворного окружения;

- фельдмаршал Б. Х. Миних - один из предков великого Пушкина.

- Братья Рейнгольд и Карл Левенвольде, пришедшие на службу при Петре I.

В пост Петровское время, как и при Петре I, немцы продолжали играть очень важную роль в развитии экономики, науки и культуры России. Это можно продемонстрировать на примере Российской Академии Наук, которая тогда именовалась Академией наук и художеств. По национальному составу своих членов она была преимущественно немецкой: из 111 академиков 70 было немецкой национальности. Среди первых Президентов Академии четверо - Л. Блюментрост, Г.фон Кайзерлинг, И.-А. фон Корф и К. фон Бревен – были немцами.

Членом Академии был известный ботаник И. Г. Гмелин (1709-1755 гг.). Он был исследователем Сибири, провел в экспедициях 9,5 лет, исследуя Камчатку. Его перу принадлежат самые точные и систематизированные записи по географии, ботанике и этнографии Сибири.

Подавляющее большинство ученых-иностранцев добросовестно служило становлению отечественных ученых. Именно академики-немцы избрали в 1742 г. М. В. Ломоносова профессором химии, что тогда соответствовало званию академика. Учителями и наставниками Ломоносова были выдающийся физик и философ Х. Вольф, химик и металлург Генкель.

Немало немцев и лиц немецкого происхождения прославились в сфере русской словесности и литературы. К примеру, знаменитый русский писатель Денис Фонвизин – потомок древнего немецкого рода фон Визе, явился создателем первой русской социальной комедии.

Из этого следует, что в ХVIII-ХIХ вв. русско-немецкие связи были настолько тесными во всех областях и сферах государственной, общественной, культурной жизни, что немецкое происхождение считалось вполне нормальным явлением.[4]

 1.3.1 Колонизация русских земель в XVIII в.

По мере территориального роста, развития и укрепления Российской империи проблема культурного освоения имевшихся в стране огромных пустующих окраинных территорий становилась всё более актуальной.

Попытки практической реализации колонизационных замыслов, предпринятые царицей Анной Ивановной, а затем императрицей Елизаветой Петровной, не удались. И только Екатерина II, пришедшая к власти в июне 1762 г., осуществила многолетний замысел, надеясь со временем умножить благополучие империи.

Ей был издан Манифест о привилегиях от 22 июля 1763 г., который объяснял механизм приезда в Россию и декларировал льготы и привилегии колонистам.

Правом переезда в Россию на льготных условиях спешили пользоваться, в основном, немцы, так как немецких переселенцев подкупили крайне выгодные экономические условия, провозглашаемые манифестом.

Однако после смерти Екатерины II Павел I. подписал указ, запрещавший иностранцам въезд в Российскую империю и с первой четверти XIX века значительные немецкие миграции в Россию практически прекращаются.[5]



















































ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВКЛАДА НЕМЕЦКОЙ НАЦИИ В РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ НАУКИ XVII-XIX ВВ. НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ НАСЛЕДИЯ: Г. БАЙЕРА, Л. ЭЙЛЕРА, И. КРУЗЕНШТЕРНА И Г. КУФАЛЬДТА



2.1. Готлиб Зигфрид Байер (1694-1738 гг.) 

Г . Байер - известный немецкий историк. Будучи профессором Кёнигсбергского университета, с 1725г. начал свою деятельность в Академии наук в Москве. Перед ним стояли следующие задачи:

- Воспитание нового поколения российских ученых;

- Ведение научной деятельности в интересах российского государства. Г. Байер

Рисунок 1. Г. Байер[7]

- Будучи одним из основателей Академической гимназии, Байер в 1727 г. принял на себя надзор за ней;

- В 1732 г. Байер разработал академический устав;

- За 12 лет пребывания в России Байер издал 6 книг и более 30 статей на самые разные темы, в их числе: история России, история стран Востока, литература, педагогика и т.д.  Он явился одним из основоположников истории как науки в России.

Однако главная заслуга Байера состоит в создании теории происхождения российского государства, так называемой норманской теории, которая явилась отправной точкой для последующего развития русской исторической науки: на ее положениях основывали свои труды такие выдающиеся историки как Н. М. Карамзин, М. П. Погодин и С. М. Соловьёв; на основе нормандской теории базируется большая часть современных учебников истории.

Идеи Байера оказали значительное влияние на таких деятелей российской культуры и науки, как А. Кантемир, А. Л. Шлёцер, Ф. И. Миллер и многих других.[6]

2.2. Леонард Эйлер (1707-1783 гг.)

Л . Эйлер известный немецкий физик и математик. Обладал незаурядной творческой плодовитостью: с 1727 по 1741 гг. Л. Эйлер жил и трудился в Российской империи, издав более 90 крупных научных работ. Несмотря на утрату зрения, создал около 400 статей и 10 книг, что является более чем половиной его творческого наследия.



Рисунок 2. Л. Эйлер[9]



Круг занятий Эйлера был невероятно широк и охватывал все отделы современной ему математики и механики, теорию упругости, математическую физику, Л. Эйлер оптику, теорию музыки, теорию машин, баллистику, морскую науку, страховое дело и т.д. Около 60% работ Эйлера относится к математике, остальные 40% – преимущественно к её приложениям.

Свои результаты ученый систематизировал в монографиях, написанных с поразительной ясностью и снабжённых ценными примерами:

- Механика, или Наука о движении, изложенная аналитически, 1736 г.;

- Введение в анализ, 1748 г.;

- Универсальная арифметика, 1768-69 гг.;

Ему принадлежит огромное число открытий. Значительную часть этих результатов Эйлер собрал в своём «Интегральном исчислении».

Многие известные впоследствии физики и математики, в своих исследованиях опирались на его работы. Его называли учителем математиков второй половины XVIII в.[8]



2.3. Иван Фёдорович Крузенштерн (1770-1846гг.)

И .Ф. Крузенштерн потомок обрусевшего немца Российский мореплаватель, адмирал, участник многих морских боев и сражений.

На кораблях «Надежда» и «Нева» он совершил первую русскую кругосветную экспедицию, длившуюся три года.



Рисунок 3. И. Крузенштерн[11]

Что удивительно, по происхождению и по имени великий патриот России не был русским. Он родился в 1770 г. в семье остзейских дворян с немецко-шведскими корнями и был наречён Адамом Иоганном. Мало того, в юные годы о морской карьере он и не помышлял. "О детских годах Крузенштерна авторы книг сообщают нам только, что Адам был слаб здоровьем, очень домашним мальчиком, избалованным родительской любовью, и что никто в роду Крузенштерна ни моряком, ни путешественником не был. И Адам к такому жизненному пути не готовился", — пишет о нём Владимир Ергер в книге "Верь в надежду". В 12 лет мальчика отдали в соборную Вышгородскую школу в Ревеле (Таллине), там он обучался три года, после чего родители решили отправить Адама в Морской кадетский корпус. С этого момента его жизнь изменилась.

При оформлении Крузенштерна в корпус вместо Адама Иоганна его записали Иваном Фёдоровичем без всякого спроса и согласия на то отца — Иоганна Фридриха. Так в России всегда поступали с немецкими и другими иностранными именами.

Крузенштерн учился старательно, значительную часть свободного времени проводил в библиотеке или обсерватории. В силу политической ситуации его пребывание в стенах кадетского корпуса тоже ограничилось тремя годами вместо положенных шести. В 1788 году шведский король Густав III объявил войну России, уже воюющей с Турцией. Российские корабли были переведены из Балтики на Чёрное море, этим и решил воспользоваться Густав, чтобы вернуть Швеции её бывшие прибалтийские территории, а попутно захватить Санкт-Петербург. Чтобы дать ему отпор, Россия ввела на вооружение старые корабли и досрочно выпустила из Морского кадетского корпуса всех, кто успел прослужить гардемарином хотя бы год. Так Крузенштерн оказался на борту линейного корабля "Мстислав" в звании "за мичмана" — до просто "мичмана" он ещё не дорос.

В июле 1788 года семнадцатилетний офицер принял участие в Гогландском морском сражении, успешно обеспечивая максимальную скорострельность орудий корабля — один залп в три минуты. Благодаря этому бою в январе он стал полноправным мичманом. По "Морскому регламенту" Петра I офицер был обязан прослужить в этой должности не менее семи лет, прежде чем рассчитывать на повышение. Но военное время диктовало свои условия. В течение следующих двух лет Крузенштерн принял участие ещё в трёх боях: в Эландском, Ревельском и Выборгском, после чего получил звание лейтенанта. Ему было двадцать.

В 1793 году российское правительство решило отправить 16 лучших морских офицеров на стажировку в Англию. Среди них был и Иван Крузенштерн. Он провёл в командировке шесть лет, принимал участие в боевых действиях, побывал в Канаде и Америке, в Южной Африке, Юго-Восточной Азии и Индии, ходил в Атлантическом и Индийском океанах. В портах мира он видел корабли самых разных стран и не мог не задаться вопросом, почему среди них нет русских судов. Вернувшись на родину в 1799 году, Крузенштерн подготовил план кругосветной экспедиции "в интересах развития торговли и обогащения страны". Свой проект он назвал "Начертания" и отправил его президенту коммерц-коллегии Петру Соймонову.

Император Александр I пожаловал супруге Крузенштерна доходы с одной деревни сроком на 12 лет, "дабы по собственному Его Величества изречению обезопасить благосостояние жены моей во время продолжительнаго и неизвестности подверженнаго отсутствия ея мужа". Ежегодная сумма составляла 1500 рублей — весьма солидные по тем временам деньги.

Руководитель экспедиции полностью сосредоточился на подготовке к плаванию. Корабли купили в Англии — отечественные не подходили для столь серьёзного предприятия. А вот команду набирали исключительно из русских моряков — это была принципиальная позиция Крузенштерна. "Мне советовали принять несколько и иностранных матрозов, — писал он, — но я, зная преимущественныя свойства Российских, коих даже и Англинским предпочитаю, совету сему последовать не согласился. На обоих кораблях, кроме Гг. Горнера, Тилезиуса, Лангсдорфа и Лабанда (учёных, собиравших научные данные — О.Л.), в путешествии нашем ни одного иностранца не было". Желающих оказалось много, и отбирая их, Крузенштерн обращал внимание не только на профессиональные качества, но и на состояние здоровья, и на моральный дух. Так, уже перед выходом он решил оставить двоих матросов на берегу: у одного обнаружились признаки цинги, а второй четыре месяца как женился.

7 августа 1803  года "Надежда" и "Нева" вышли из Кронштадта, на первой капитаном был Иван Крузенштерн, на второй — Юрий Лисянский, с которым он вместе учился в кадетском корпусе, а потом ездил на стажировку в Англию. "Долговременное моё с сим отличных дарований человеком знакомство, прежнее путешествие наше в Америку и в Восточную Индию, а наипаче желание быть полезным отечеству при столь важном случае были причиною, что я, невзирая на старшинство своей службы, с великою охотой согласился свершить сие толико отдалённое путешествие под его начальством", — писал Лисянский в своих воспоминаниях о путешествии.

Экипажи кораблей не зря полагались на своего командира. Крузенштерн с истинно немецкой дотошностью подготовился к далёкому странствию, вдумчиво укомплектовав суда всем необходимым. Он категорически запретил телесные наказания, которые были в то время нормой. В письме, отправленном из Бразилии, лейтенант с "Надежды", рассуждая об ожидаемых мартовских штормах, безмятежно резюмирует: "Но с Капитаном Крузенштерном и с Рускими чего бояться? Будем там, где нам быть надобно".

С 1811г. определён инспектором классов, а затем директором морского кадетского корпуса и членом адмиралтейств совета.

Разработал подробную инструкцию для кругосветной экспедиции, обогатил команду И. Ф. Крузенштерн необходимыми для экспедиции инструментами, создал «Атлас Южного моря», с приложением гидрографических записок под заглавием «Собрание сочинений служащих разбором и изъяснением Атласа Южного моря», написал Труд «Путешествие вокруг света на кораблях „Надежда“ и „Нева“», ввел в курсы морского корпуса новые предметы преподавания, обогатил его библиотеки многими учебными пособиями.

В честь великого мореплавателя были названы остров, пролив, риф и даже кратер на Луне, а также знаменитый ледокол и океанографическое исследовательское судно. [10]

2.4 Георг Фридрих Фердинанд Куфальдт (Георгий Иванович Куфальдт)

(1853 – 1938 гг.)

Н емецкий ландшафтный архитектор, с 1879-го по 1914 год работал в Российской империи, главным садовым архитектором Риги, а также выполнял проекты озеленения государственных и частных объектов на других территориях страны.

В возрасте 27 лет, приняв приглашение на должность директора садов и парков города Риги, Куфальдт занялся почётным и ответственным делом, которое не оставлял до

самого отъезда из России.



Рисунок 4. Г. Куфальдт [13]

Когда он приехал в Ригу, она произвела на него гнетущее впечатление: темный, унылый город со слабым освещением, даже конка ещё не ходила.

В последующие 34 года он руководил вновь учреждённым городским садовым управлением и создал в Риге и её окрестностях систему озеленения, сохраняющую общую структуру по настоящее время. Куфальдт не делил жителей города на богатых и бедных, считая зелёные насаждения не роскошью, а необходимостью. Поэтому его план озеленения охватывал не только центр города, но и рабочие кварталы

Он создал питомник саженцев, где изучал свойства новых сортов растений. Состарившиеся берёзовые аллеи на улицах Риги он заменил голландскими липами, которые красиво цветут в июне, которые легко формировать и благодаря обрезке они так быстро не старятся.

1895 году Г. Куфальдту было поручено руководство отделом садоводства на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде. В том же году первый приз на конкурсе по устройству сада-цветника с фонтаном перед западным фасадом Зимнего дворца в Санкт-Петербурге обратил на него Высочайшее внимание. С этого времени Куфальдт нередко занимался инспекцией или реконструкцией старых садов и парков в императорских резиденциях (в Царском Селе и в Ораниенбауме, в парке Кадриорг в Ревеле), а равно проектированием новых (например, Царского парка в Дагомысе).

1910 году архитектор был приглашён выполнить пейзажную часть парка в имении Владимира Семёновича Храповицкого Муромцево, где половину территории занимали пруды, между ними вились щебеночные дорожки, освещаемые электричеством. Вдоль них были расставлены скульптуры из мастерской братьев Ботта и венская мебель Тонет. Фонтаны украшали работы скульптора А. С. Козлова. Летом из оранжерей высаживались в грунт пальмы, юкки, самшиты и другие теплолюбивые растения. [12]



Рисунок 5. Петровский парк[14]

В 1913 году, когда семья императора Николая II прибыла в Ригу для мероприятий по случаю 300-летия Дома Романовых, состоялась торжественная закладка дубовой аллеи в Петровском парке, организованная Куфальдтом. Император отметил работу садового архитектора золотыми часами, а жалование Куфальдта было удвоено до 4000 рублей в год.

/На фото - посадка деревьев в Петровском парке Риги во время мероприятий к 300-летию Дома Романовых. Напротив императора Николая II — Георгий Иванович Куфальдт/.

Рисунок 6. Аркадия (парк, Рига) (1909—1911) [15]



Рисунок 7. Верманский парк[16]



В Верманском парке в 1899 году был устроен первый в Риге розарий.



Рисунок 8. Межапаркс [17]



Межапаркс (Царский лес) (с 1901) — первый в Российской империи садовый город.
Главный ландшафтный архитектор Риги Георг Куфальдт разработал план территории, предусмотрев систему дорог, проложенных так, чтобы у посетителей был выбор — прогуляться по малому или по большому кругу, а во время прогулки им бы открывались красивые виды — на озеро, на лес, на цветущие кустарники. Деньги на обустройство предполагалось получить за счет вырубки деревьев. Куфальдту помогал главный лесничий Риги Эйжен Оствальд: они вместе планировали уход за лесом и подбор пород для парка. Главной его ценностью является сосновый лес, выросший на морских дюнах. Парк получил своё название от исторического района, в котором располагался. В Российской империи он носил название Царский лес. В 1924 году Царский лес переименовали в Межапарк. С 1956 по 1997 год в Межапарке действовала Рижская детская железная дорога.



Таким образом, многие немецкие ученые оказали огромное влияние на российскую науку, внесли неоценимый вклад в различные ее сферы.















ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

3.1 Анкетирование среди студентов



С целью определения глубины и степени познаний современной молодежи в области историко-культурных отношений России и Германии среди студентов I-II курсов было проведено анкетирование, состоящее из 8 вопросов, в котором участвовало 30 человек.

Результаты правильных ответов на каждый вопрос представлены на диаграмме:





По результатам анкетирования выяснилось, что степень познаний современной молодежи в области историко-культурных отношений России и Германии среди студентов очень низкая: большая часть студентов (примерно 75 – 80 %) имеет смутные представления о положительных моментах в отношениях России и Германии, о влиянии представителей немецкой нации на развитие России, и практически не знает имена известных немецких ученых и академиков, сыгравших ключевые роли в становлении и развитии науки в России.











ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив историю миграций немецких переселенцев, род их деятельности на территории России, а также государственную политику по отношению к иностранцам, проанализировав вклад немецкой нации в развитие российской науки XVII-XIXвв., мы пришли к полному подтверждению выдвинутой гипотезы.

Действительно, немецкая нация оказала значимое и плодотворное влияние на становление и развитие российской науки в период XVII-XIX вв. А именно:

- Историко-культурные связи России и Германии начинают свой отсчёт с древнейших времён, однако период с XVII по XVIII вв. является ключевым этапом немецких миграций на территорию России;

- Развитие собственной российской научной мысли, начавшееся в XVIII в., обязано своими успехами немецким учёным, приглашённым в Российскую империю в качестве основателей научных школ и педагогов для будущих поколений научных деятелей;

- Ключевые роли в становлении российской науки принадлежат многим ученым, таким как Г. З. Байер, Л. Эйлер, А.Ф. Крузенштерн и др.;

- На развитие ландшафтного дизайна в России оказал огромное влияние немецкий ландшафтный архитектор Г. Куфальдт.

Данная работа может служить для современной молодежи основой познания в этой области и началом большого исследовательского труда, раскрывающего глубокий смысл позитивных взаимоотношений двух государств.





























СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Немцы в истории России 9-17 веков. Режим доступа: https://geschichte.rusdeutsch.ru/14/26 (Дата обращения: 12.01.2024 )

  2. Немцы в российской истории. Режим доступа: https://museum.rusdeutsch.ru/a/a1/p1history-ru.html (Дата обращения:12.01.2024)

  3. История российских немцев. Режим доступа: https://geschichte.rusdeutsch.ru/14/36 (Дата обращения: 15.01.2024)

  4. Немцы на государственной и военной службе России. Режим доступа: https://serg-slavorum.livejournal.com/2337816.html (Дата обращения:15.01.2024)

  5. Манифест императрицы Екатерины II от 22 июля 1763 г.Режим доступа: https://vk.com/@399308807-manifest-imperatricy-ekateriny-ii-ot-22-iulya-1763-g (Дата обращения:17.01.2024)

  6. Готлиб Зигфрид Байер. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Байер,_Готлиб_Зигфрид (Дата обращения:20.01.2024)

  7. Г. Байер. Режим доступа: https://историческийбагаж.рф/static/post/9904-1778.png

(Дата обращения:25.01.2024)

  1. Леонардо Эйлер. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Эйлер,_Леонард (Дата обращения:26.01.2024)

  2. Л. Эйлер. Режим доступа: https://electricx.ru/wp-content/uploads/2022/11/image9-8.jpg (Дата обращения:26.01.2024)

  3. Не только "человек и пароход": каким был реальный Иван Крузенштерн. Режим доступа: https://rgo.ru/activity/redaction/articles/ne-tolko-chelovek-i-parokhod-kakim-byl-realnyy-ivan-kruzenshtern/

(Дата обращения: 01.02.2024)

  1. И.Ф. Крузенштерн. Режим доступа: https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/4359735/pub_602e6eccffa2d86ae4bd3f77_602e6f6abc490b6725a3ff6c/scale_1200 (Дата обращения: 01.02.2024)

  2. Куфальдт, Георг Фридрих. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Куфальдт%2C_Георг_Фридрих (Дата обращения:)

  3. Г. Куфальдт. Режим доступа: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/df/Georg_Kuphaldt_Portrait.jpg

(Дата обращения:06.02.2024)

  1. Петровский парк. Режим доступа: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/thumb/d/d0/Petrovsky-park-Nikolay-II.jpg/1024px-Petrovsky-park-Nikolay-II.jpg

(Дата обращения: 06.02.2024)

  1. Аркадия (парк, Рига) Режим доступа: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/06/Riga%2C_Arkādijas_parks.jpg/1200px-Riga%2C_Arkādijas_parks.jpg

(Дата обращения:) 06.02.2024

  1. Верманский парк. Режим доступа: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/1f/Vermanes_Garden_View.jpg

(Дата обращения: 06.02.2024)

  1. Межапаркс . Режим доступа: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/3f/Mežaparks_%282%29.jpg/800px-Mežaparks_%282%29.jpg

(Дата обращения: 06.02.2024)











































Приложение 1

Анкета

Выберите один из предложенных вариантов ответа:

1. Какое влияние оказывали немцы на ход истории России:

а. никакое; 

б. положительное и отрицательное; 

в. отрицательное;

г. положительное;

2. Какой период в истории явился наиболее активным процессом миграций

немцев в Россию:

а. X-XVвв.;

б. XVII-XIXвв.; 

в. XXв.

г. никакой

3. Кто из правителей России проявлял наибольшую активность для привлече-

ния специалистов из Германии в деле модернизации российского общества XVII-XIXвв.:

а. Екатерина II;

б. Павел I; 

в. Петр I; 

г. Александр I

4. В какой сфере государевой службы Петра I деятельность немцев проявлялась наиболее ярко:

а. военная служба; 

б. наука;

в. денежная реформа;

г. Медицина

5.Каких известных немецких ученых, изобретателей, исследователей,

творивших на благо России XVII-XIXвв, вы знаете:

а. И. Ньютон; 

б. И. Крузенштерн; 

в. Г. Фаренгейт;

г. М. Ломоносов

6. В каком году Г. Куфальдту было поручено руководство отделом садоводства на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде?

а. 1910

б. 1913

в. 1895

г. 1899.

7. Сколько лет было Куфальдту, когда он принял приглашение на должность директора садов и парков города Риги?

а.38

б. 27

в. 40

г. 30

8. Кто эти люди (соотнесите цифру с буквой):

1. Готлиб Байер -

2. Леонард Эйлер -

3. И. Крузенштерн –

4. Георг Куфальдт -

а Немецкий ландшафтный архитектор

б. Немецкий историк.

г. Немецкий мореплаватель

в. Немецкий математик


1б,2в, 3г, 4а









Приложение 2

Анкета (выполненные студентами работы)























































Приложение 3

История появления немцев в России

Век

Правитель на Руси

Отношения, занятия, контакты немцев





X

Ольга,

Святослав,

Владимир

- Миссионерская деятельность германских

монахов;

- участие германской церкви в мирных

переговорах с кочевниками;

- русско- германские браки



XV-XVI



Иван (Грозный)

- горное дело;

- военное дело;

- торговля немецких купцов



XVII

Борис Годунов

- мукомольное дело;

- ремесла



Приложение 4

Занятия немцев в России XVII века

имя

занятие

Ганс Фальк

Кункель

Мартин

Балтус



- Литейщик, один из основателей стекольного

завода;

- стекольных дел мастера

Кинеманы (отец и сын)



Оружейники (роспись золотом по металлу)


Даниель Вухтарс

Иеронимус Елина

Петер Энгельс



- Живописцы – художники царских покоев

Андреас

Энгельгард и Блюментрост



- Придворные доктора, медики;

Гутенменш

Основатель государственной аптеки Москвы

Георг Фридрих Фердинанд Куфальдт (Георгий Иванович Куфальдт)


ландшафтный архитектор



Приложение 5

Ученые-немцы
в деле переустройства русской державы



имя

заслуга



  1. А.А. Вейде майор



Автор первого «Воинского Устава» армии;




  1. А.И. Остерман



Знаток внешней политики




  1. Б.Х.Миних




Фельдмаршал, предок А.С.Пушкина




  1. Христиан Вольф



Физик, философ, наставник

М. Ломоносова




  1. Генкель



Химик, металлург, наставник

М. Ломоносова

6. К.фон Бревен,

И.А. фон Копф,

Л.Л. Блюментрост,

Г.К. Кайзерлинг




Ученые - академики.

Первые Президенты Российской Академии Наук

7. Готлиб Зигфрид Байер


Историк, создатель теории происхождения российского государства (нормандской теории).



8. Леонард Эйлер


Физик и математик, академик Российской Академии Наук



9. Иван Крузенштерн




Российский мореплаватель, адмирал.




10. Д. Фонвизин (фон Визе)




Писатель, создатель русской сатиры и комедии



































Приложение 6

Буклет «Георг Фридрих Фердинанд Куфальдт»





«Страстный помолог»

Однако научно-практические интересы Куфальдта этим не ограничивались. Современники называют его «страстным помологом». Действительно, именно ему обязан северо-западный регион бывшей Российской империи акклиматизацией многих сортов плодовых деревьев. Опыт в этой области был обобщен учёным в работе «Der Rationelle Obstbau in den nordwestlichen Provinzen des russischen Reiches: ein Handbuch der Obstkultur für Gärtner und Gartenfreunde» («Рациональное плодоводство в северо-западных провинциях Российской империи: руководство для садовников и любителей», 1896).

Он создал питомник саженцев, где изучал свойства новых сортов растений. Состарившиеся берёзовые аллеи на улицах Риги он заменил голландскими липами, которые красиво цветут в июне, которые легко формировать и благодаря обрезке они так быстро не старятся.

Успехи

В 1895 году Г. Куфальдту было поручено руководство отделом садоводства на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде. В том же году он заработал первый приз на конкурсе по устройству сада-цветника с фонтаном перед западным фасадом Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. 










Арка́дия — парк в Риге, располож

енный на левобережье Даугавы.

Является одним из старейших

комплексов зелёных насаждений города. Его общая площадь достигает 9,6

гектара. Представляет собой один из типичных образцов садово-парковых

комплексов латвийской столицы,

выполненный в ландшафтном

стиле. Дендрологическое

богатство, отличавшее парк

«Аркадия» с момента его

основания, постепенно было

утрачено. Сейчас здесь

произрастает 23 вида

местных многолетников, а

также 42 формы

интродуцированных деревьев,

из которых можно отметить

крымскую липу и вееровидный

боярышник.





Георг Фридрих

Фердинанд

Куфальдт

(1853 – 1938 гг.)






Петровский парк

В 1913 году, когда семья императора Николая II прибыла в Ригу для мероприятий по случаю 300-летия Дома Романовых, состоялась торжественная закладка дубовой аллеи в Петровском парке, организованная Куфальдтом. Император отметил работу садового архитектора золотыми часами, а жалование Куфальдта было удвоено до 4000 рублей в год.

Детство. Юность.

Родился в семье учителя Ганса Генриха Куфальдта и его супруги Доротеи. После обучения в гимназии окончил двухлетнюю школу садоводства при Ойтинском придворном парке. Совершенствовал свои познания и практические навыки в Институте помологии в Рейтлингене, в кёльнском Зоологическом саду и в Королевской школе садоводства в Вильдпарке (Потсдам, 1876—1878), где преподавали придворные садовники. Именно тогда он осознал перемены в садовом искусстве, которое уходило от французской регулярности к пейзажному парку. После успешной сдачи экзаменов 1 марта 1878 года получил место главного садовника в округе Остпригниц, где проработал полтора года и выполнил свои первые небольшие самостоятельные проекты.

Карьера и труды

В возрасте 27 лет, приняв приглашение на должность директора садов и парков города Риги, Куфальдт занялся почётным и ответственным делом, которое не оставлял до самого отъезда из России. Куфальдт не делил жителей города на богатых и бедных, считая зелёные насаждения не роскошью, а необходимостью. Поэтому его план озеленения охватывал не только центр города, но и рабочие кварталы. 

«Получить уроки у

королевского

садовника было равносильно

божьей милости»

(Георг Куфальдт)





Георг Фридрих Фердинанд Куфальдт -




немецкий ландшафтный

архитектор, с 1875-го по

 1914 год  работал в

 Российской империи,

главным садовым архитектором

Риги, а также выполнял

проекты озеленения государственных и частных объектов на других территориях страны






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!