СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебно-исследовательская работа "У хорошего пчеловода нет плохого года"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебно-исследовательская работа (доклад) "У плохого пчеловода не плохого года" о пчеловодстве и работе пчеловода в Гафурийском районе Республики Башкортостан.

Просмотр содержимого документа
«Учебно-исследовательская работа "У хорошего пчеловода нет плохого года"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования № 26» городского округа город Уфа Республики Башкортостан





Секция: начальные классы

Номинация: экология





Учебно-исследовательская работа по теме:

У хорошего пчеловода нет плохого года











Выполнил: Валиев Ильназ Ильгизович, ученик 2б класса МБОУ «Центр образования № 26»



Руководитель: Муллаянова Елена Фагимовна, учитель начальных классов МБОУ «Центр образования № 26»









Уфа – 2018

Содержание


Введение

1.Теоретическая часть

1.1.История возникновения и развития пчеловодства

1.2.Пасечное пчеловодство

1.3.Инструменты и специальное оборудование пчеловода

1.4.Гафурийский район – медоносная жемчужина Башкортостана

2.Практическая часть

2.1.Весна – подготовительный период для пчел и пчеловода

2.2.Лето - жаркий рабочий период

2.3.Осень - период подготовки к зиме

2.4.Зима - сложный период для пчеловода

2.5.Правила безопасности при работе с пчелами

Заключение

Список литературы и источники информации










Введение

О пользе мёда, конечно, знают все. Да и употребляет этот натуральный продукт почти каждый. Вот только кто-то мёд покупает, а кто-то собирает на собственной пасеке. Человек всегда боялся пчел. Даже смелые и мужественные люди могут теряться, когда к ним случайно подлетит пчела. Актуальность исследования темы «Пчеловодство» заключается в том, что если ближе познакомиться с жизнью этих удивительных насекомых, то можно понять, что страх этот напрасный. Быть может кто-то захочет стать пчеловодом, как мой дедушка Валиев Риф Загитович. Для него пчеловодство любимое увлечение на протяжении многих лет.

Поэтому целью данной работы является выяснить, в чем заключается труд пчеловода, легко ли заниматься пчеловодством на примере опыта моего дедушки.

Исходя из этого, поставлены задачи:

- на основе изучения научно-популярной литературы, интернет-сайтов собрать информацию об истории возникновения и развития пчеловодства;

- на примере Гафурийского района РБ выяснить, какие природные условия необходимы для разведения пчел;

- изучить на практике и доказать, верно ли утверждение, что труд пчеловода – это тяжелое, но полезное и увлекательное занятие.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что в будущем я мечтаю сам стать пчеловодом, продолжить дело своего деда. Его опыт для меня просто бесценен. Наше исследование может стать путеводителем для начинающих пчеловодов.

В нашем веке всё актуальнее становится тема использования натуральных природных продуктов, одними из которых являются продукты пчеловодства. Все продукты жизнедеятельности пчелиной семьи, без исключения, имеют пищевую и лечебную ценность. Даже страшный пчелиный яд является эффективным лекарством.


1.Теоретическая часть

1.1.История возникновения и развития пчеловодства

Изучив литературу по пчеловодству, мы выяснили, что человек пользовался дарами пчел с глубокой древности. В далекие времена люди отыскивали в лесу дупла с пчелами, разоряли их, выламывали соты и уносили домой. Этим занятием занимались люди наблюдательные и осторожные. Их считали умелыми и храбрыми людьми. В лесу найти гнездо с пчелами и взять у них мед трудно. Дикие насекомые атаковали и заставляли убегать сборщиков меда. Почти всегда разоренная сборщиком семья погибала. Довершали дело дятлы – любители насекомых или сластены – куницы, а нередко и медведи.

Позже, люди часть меда стали оставлять пчелам, и вновь закрывали дупло. Такие дупла с пчелами стали называть бортями. Придумали способ разводить пчел в недуплистых толстых деревьях. В них выдалбливали борти специально, которые постепенно заселялись пчелами. На стволах деревьев особыми знаками – зарубками и насечками – указывали, кому принадлежат борти. И никто, кроме хозяина, не имел права прикасаться к ним.

Мой дедушка рассказал, что бортники хорошо знали повадки пчел. Это помогало им в их занятии. Со временем пчел начали держать на пасеках, возле дома, сначала в дуплянках – кусках дуплистого дерева, а потом в разборных ульях. Пчеловодство из промысла постепенно стало домашним занятием, как скотоводство и земледелие.

В то время о жизни пчел знали немного. Ульи не разбирались, поэтому нельзя было заглянуть в них и узнать, что там делается. Уход за пчелами был примитивным, пасечный инвентарь самодельным.

Занимались этим делом, как правило, пожилые люди, которые неохотно делились секретами. Они сами многого добивались по интуиции, а главное для них было добыча мёда и размножение диких пчёл.

Быстрое развитие пчеловодства началось с появления ульевой рамки, разборного рамочного улья. Такой улей изобрел в 1814 году русский пчеловод П.И. Прокопович. Открылась возможность изучать жизнь пчел в гнезде. С тех пор открытия следовали одно за другим, улучшались ульи, появились новые инструменты и более правильные приемы ухода за пчелами.

1.2.Пасечное пчеловодство

Основное место работы пчеловода – пасека. Пасека — специально оборудованное место, где содержатся медоносные пчёлы. Пасеку создают там, где есть для этого необходимые условия и, прежде всего, достаточное количество медоносных растений, которые бы давали нектар и пыльцу с весны до осени. Пасеки бывают стационарными и кочевыми (при постоянных переездах с одного медоноса на другой).

Основное оборудование пасек – это ульи. Они играют большую роль в развитии пчелиных семей и в том, сколько меда сможет изготавливать, живущие в нем пчелы. По всему миру придумывали ульи различной конструкции:

1 - улей древней Греции; 2 - типичная колода; 3 - сапетки из соломы; 4 - улей Франсуа Губера; 5 - улей Дзержона; 6 - улей Реомюра; 7 - улей Берлепша; 8 - улей Борисовского; 9 - улей Криста; 10 - улей современной испанской пасеки; 11 - многокорпусной улей; 12 - 5 корпусов улья из пенопласта

1.3.Инструменты и специальное оборудование пчеловода

Как и в любом производстве, в пчеловодстве используется особое оборудование. Инвентарь для содержания и разведения пчел включает в себя кроме ульев еще и рамки, холстики, кормушки, поилки, роевню («временное» жилье для насекомых во время перемещения или чистки ульев).

За пчелиной семьей нужно правильно ухаживать и беречь их. Для этого необходимо осматривать ульи и содержащихся там пчел, определять их состояние и выполнять необходимые работы. При этом действовать нужно очень аккуратно, чтобы не причинить им вред. Для этого понадобится специальный инвентарь, необходимый для комфортного обслуживания ульев: пасечная стамеска, скребок, щетка, переносной ящик. Для максимально безопасной и быстрой разборки гнезда необходим дымарь – особый инструмент, который испускает дым и усмиряет насекомых.

Когда соты уже полностью заполнены созревшим медом, наступает самая долгожданная пора в жизни пчеловода — сбор «урожая». Чтобы готовый продукт успешно перекочевал из рамок в подготовленную для этого тару, понадобятся такие приспособления в инвентаре: нож пасечный, медогонка – машина, которая служит для извлечения (выкачки) меда из сот, тара для хранения меда.

Поведение пчел часто непредсказуемо, поэтому для работы с насекомыми во избежание таких неприятных случаев нужно использовать средство индивидуальной защиты - пчеловодческий костюм, который состоит из верхней одежды (куртка и штаны), лицевой сетки (ситцевая шляпа с пришитой по краям тонкой капроновой сеточкой черного цвета), перчаток.

Оборудование пасеки включает в себя и техническое помещение (для откачки мёда, хранения тары и необходимых инструментов).

Все инструменты и оборудование пчеловоды приобретают обычно в специальных пчеловодных магазинах.


2.1.Гафурийский район – медоносная жемчужина Башкортостана

Пчеловодство в Башкортостане - древний промысел коренного населения. Башкирская пчела, башкирский мед с давних времен считались символами Башкортостана. В республике имеются все необходимые условия для развития пчеловодства: богатая медоносная растительность, уникальная башкирская порода медоносных пчел, вековые традиции и высокое мастерство пчеловодов.

Башкирский мед своей славой обязан липе. Его так и называют «липец». Он не только вкусен и ароматен, но и удивительно целебен.

Гафурийский район - это царство лесных, полевых и луговых медоносных растений, которые позволяют получать большое количество меда. Кому приходилось летом хоть раз бывать в этих краях, тот навсегда запомнит красоту и прохладу тенистых лесов. А когда зацветет липа, всюду чувствуется нежный аромат ее цветов, и множество тружениц-пчел устремляется на поиски душистого нектара. Поля Гафурийского района богаты подсолнечником, люцерной, донником, козлятником, суданской травой. В степи растет клевер, многолетние травы. В теплое время медоносы начинают активно цвести, у пчел появляется много работы.

В Гафурийском районе многие занимаются пчеловодством. Мой дед один из пчеловодов, его зовут Валиев Риф Загитович. Он родился 15 мая 1945 года и испытал на себе все невзгоды послевоенного времени. С малых лет пчеловодству его обучал дядя Ахсан Суфиянов. Самостоятельно мой дед занимается пчеловодством более 50-ти лет, сейчас у него более 20-ти ульев. Он очень хорошо освоил эту профессию, про него писали в газетах и приглашали на телевидение. Свои умения и навыки он передал со своим детям и внукам. И я пытаюсь перенять у него все азы пчеловодства.






2.Практическая часть

2.1.Весна – подготовительный период для пчел и пчеловода

Все наши практические исследования в разные времена года были проведены на пасеке моего деда в Гафурийском районе РБ. Первая поездка состоялась весной.

Работа пчеловода весной заключается в том, чтобы правильно подготовить себя и пчел к новому рабочему периоду – к лету.

В начале пчеловод выносит ульи из помещения, где они стояли всю зиму (омшаник). При этом обязательно ориентируется на погоду, чтобы было не дождливо и не холодно. Этот день – первый весенний облет пчелок. Это их полет чистоплотности, знакомство с местностью и облет своих владений. Во время облета пчелы очищают кишечник. Ведь 6 месяцев они не освобождали его.

После этого пчелы начинают чистить и приводить в порядок своё жилье. Пчеловоду  нужно им помочь. При теплой погоде он осматривает каждый улик: чистит его от плесени и грязи, определяет количество пчел в улике, живая ли матка, есть ли у них еда. Позже семьи пересаживает в другие улики, почищенные и обработанные раствором от болезней.

Когда работа с уликами окончена, начинается обработка самих пчел от болезней и подкормка их сахарным сиропом. Это делают потому, что весной цветущих растений очень мало, поэтому пчелы не могут в достаточном количестве добыть себе пищу. А если пищи не будет, то матка не станет приносить потомство. Поэтому пчеловод заботится о пчелках и ставит им в улей кормушку.

На протяжении всей весны пчеловод наблюдает за пчелами: как они себя ведут, идет ли расплод и т.д.





2.2.Лето - жаркий рабочий период

В следующий раз мы отправились к деду летом. Это самая горячая пора, как для пчел, так и для пчеловода.

Во-первых, пчеловоду нужно организовать выезд пасеки на цветущие поля. Для этого необходимо узнать места цветущих медоносных растений, подготовить необходимое оборудование и улья к переезду.

Во-вторых, выбрать удобное место для перевозной пасеки и установить улики по местам. За лето переезд осуществляется 4-5 раз.

Основная работа пчеловода летом:

- Следить за расплодом пчел, хорошо ли работают, отмечать, как развивается семья.

- Ремонтировать ульи и готовить рамки, заменять старые рамки на новые или доставлять их в улей для дополнительной работы пчелам. Они наращивают на этих рамках соты и заполняют их нектаром. За лето в каждый улей доставляют по 4 – 5 рамок.

- Откачивать мед. Перед этим обязательно осматривают рамки, чтобы не загубить расплод пчел.


2.3.Осень - период подготовки к зиме

Наступила осень. Мы снова в гостях у деда. В это время задача пчеловода подготовить гнезда на зиму, утеплить улики и обязательно подкармливать семьи пчел, чтобы они не съели мед, который находится у них в сотах. Он им нужен на зиму. Осенью подкормку делают не один раз, а 4-5 раза.

В начале ноября ульи опускают в омшаник.


2.4.Зима - сложный период для пчеловода

Вот и зима. Дед говорит, что искусство пчеловода проявляется в зимовке его пчел. Ему необходимо создать такие условия, чтобы пчелы благополучно перезимовали и понесли меньше потерь.

В помещении, где зимуют пчелы, необходимо следить за температурой и влажностью, чтобы не было сквозняков и грызунов. В зимовник заходят не часто, чтобы не потревожить пчел. При осмотрах пользуются фонариком с красным стеклом. Белый свет возбуждает пчел.

Состояние пчел зимой пчеловод определяет по внешним признакам и голосу семьи. Если гул дружный – он говорит о благополучии; слабый, недружный, шелестящий – о голодании. Этой семье нужна подкормка.

Со дна улья проволокой достают мертвых пчел и сор. Мало погибших пчел – естественный отход, много – результата каких-то неблагоприятных условий.

Дату осмотра, показания приборов, поведение семей и выполненные работы пчеловод записывает в тетрадь. Эти сведения помогают ему сделать правильный вывод и выбрать лучший способ зимовки пчел.


2.5.Правила безопасности при работе с пчелами

Не секрет, что у пчел есть грозное оружие – жало яд. От одного ужаления погибает любое насекомое, а от сотен – иногда и животное. Человеку тоже приходится испытывать его действие.

Ужаления пчел довольно болезненны, вызывают опухоль, которая у некоторых людей может держаться 2-3 дня.

Меня тоже однажды ужалила пчела. Дед говорит, что при работе с пчелами нужно учитывать некоторые их особенности. Это позволит меньше подвергаться нападению со стороны пчел. Запомните и вы эти правила.

Медоносные пчелы – легкораздражимые насекомые. Раздражает их следующее:

- Резкие движения – взмахи руками, бег по пасеке.

- Волосы, шерсть, одежда. В их гнезда часто вторгались медведи, куницы, имеющие густой шерстяной покров. Пчеловоды закрывают голову, надевают светлый халат или комбинезон. К белому пчелы относятся спокойно.

- Резкий запах. Например, запах духов, пота, чеснока и др. Ведь пчелы обладают очень тонким обонянием. Особенно остро они воспринимают запах своего собственного яда – это как сигнал к атаке. Стоит только ужалить одной пчеле, как сюда, на призывный запах яда, устремляются другие.

Правило, которым пользуется мой дед при работе с пчелами: намного легче не раздражать пчел, потому что, когда они начнут жалить, усмирить их бывает очень трудно.
























Заключение

В ходе проведенной исследовательской работы мы выяснили, что:

  • Профессия пчеловода очень древняя.

  • Пчеловоды работают круглый год.

  • Пчеловод не только разводит пчел и собирает мед. Он также занимается изучением пчел, исследует их жизнь в разных проявлениях, в искусственных и естественных условиях содержания.


Отсюда можно сделать вывод, что труд пчеловода – это тяжелое, но полезное и увлекательное занятие. Пчеловоду нужно многое знать и уметь. А главное – любить природу. Пчеловод – ее исследователь. Он изучает только маленькую ее часть – жизнь пчел. Причем изучает не только по книгам, а больше всего практическим путем. Повелителем пчел можно назвать только того, кто понимает и оберегает пчел, создает для них благоприятные условия. В ответ пчелы умеют быть благодарными, ведь они приносят пчеловоду мед – эликсир здоровья и долголетия.

В будущем я планирую сам ухаживать за пчелами, научиться пользоваться рабочими инструментами пчеловода. Думаю, мой дед мне в этом поможет. В нашем поселке я не встречал и не слышал о пчеловоде, которому 8 лет. Мне очень интересно посмотреть, сколько меда смогут насобирать мои пчелы. Я понял, что это зависит от того, как хорошо я буду ухаживать за ними.








Список литературы и источники информации

1. Ивлев А. В чудесном мире пчел [Текст]. - Л.,1988.

2. Иванов Ц., Шкендеров С. Пчелиные продукты [Текст]. – София: Земиздат, 2008.

3. Исмаилова С.Т. Энциклопедия для детей. В 4 т. Т. 2. – М.: Аванта+, 1996. – 706 с.

4. Суворин А.В., Суворина С.Т. Целебный улей [Текст]. - Красноярск : Апиас, 1992.
5. Фриш К. Из жизни пчёл [Текст]. – М.: МИР, 1980.

6. http://www.monax.ru [Электронный ресурс].



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!