Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №31»
Учебно – исследовательская работа
«Земля без первоцветов, какая она?»

Автор: Леонова Елена Ивановна
старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №31»
г.Майкоп 2017 г.
Введение
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок...
Если ВСЕ: и Я, и ТЫ,
Если МЫ сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты...
И не будет красоты.
Весна – это очень красивое время года. После суровых зимних холодов, вновь преображается природа. В воздухе появляется приятный свежий запах, который мы привыкли называть ароматом весны. Еще не везде растаял снег, а на прогретых солнцем проталинах уже появляются первые весенние цветы – первоцветы. К сожалению, цветение большинства первых весенних цветов длится совсем недолго, зато, сколько радости они приносят нам, такие долгожданные после долгой зимы!
Всем известно, что численность первоцветов неуклонно снижается, большое количество видов этих растений занесено в Красную книгу. Причина снижения численности первоцветов в том, что из-за своей удивительной красоты, они в больших количествах срываются для букетов.
Земля без первоцветов, какая она? Наверное, не произойдет глобальной катастрофы, если в начале марта не появятся цикламены, подснежники, крокусы, зимовники и т.д. Мы, как и раньше будем просыпаться, завтракать, пойдем в школу, детский сад, на работу. Не порадуемся цветам на клумбе, на пикнике в лесу. Но так можно сказать о птицах, животных, растениях, реках, обо всем, что нас окружает. И стоит задуматься, а если завтра мы проснемся утром, выйдем из дома, а вокруг – пустыня…?
Что же будет, если исчезнут первоцветы? Может быть, не наступит весна?
Все в мире имеет смысл и свое предназначение. Какая же роль отведена первоцветам в природе? Это и явилось главной целью нашего исследования.
Задачи исследования:
Изучить первоцветы, растущие на территории Республики Адыгея.
Описать роль первоцветов в природе.
Наметить пути сохранения этих видов.
Почему растения называют первоцветами
Название происходит от латинского слова prímus («первый») и объясняется тем, что многие виды первоцвета цветут ранней весной, одними из первых, иногда ещё до того, как полностью сойдёт снег. Отсюда же происходит и русское название. К самым раннецветущим цветам можно отнести те растения, которые цветут в марте — мае. Первоцветы могут появиться в первых проталинах, когда еще на большей части земли лежит снег. Первые солнечные лучи уже прогревают землю и в этот момент появляются самые нежные и хрупкие бутончики ранних цветов. Они тянут свои тонкие лепестки к небу и ласковому солнцу, предвещая нам о приходе весны.
Растениям для нормальной жизнедеятельности необходим солнечный свет. Именно на свету в зеленых органах растений происходят процессы фотосинтеза, когда из неорганических веществ (воды и углекислого газа) образуются органические вещества - углеводы, которые потом растения используют для своего развития. Таким образом, достаточное количество солнечного света является необходимым условием нормального развития растений. Вся жизнь растений проходит в постоянной борьбе за свет.
Весной деревья и кустарники еще не оделись листвой, ничто не мешает солнечному свету беспрепятственно проникать до самой земли. Именно это обстоятельство и является основной причиной того, что первоцветы для своего цветения выбрали именно это время года. Тем более, что земля после таяния снега насыщена влагой, которая также является необходимым условием для нормального развития растений.
Роль первоцветов в природе и жизни человека
Первоцветы не только радуют нас своей красотой, но они играют очень важную роль в природе:
Цветы сохраняют жизнь для насекомых (опылителей), а они в свою очередь – деревьям.
А важны ли первоцветы человеку?
Первоцветы прекрасные медоносы, а мы знаем, что майский мед самый полезный.
Почти все первоцветы являются лекарственными растениями.
3. Влияние человека на численность первоцветов Республики Адыгея
3.1. Социологический опрос, воспитанников, педагогов, родителей воспитанников
Перечень вопросов для воспитанников
Что такое первоцветы?
Назови, какие ты знаешь первоцветы?
Срывал (а) ли ты когда-нибудь первые цветы?
Нужно ли охранять первоцветы?
Что нужно делать, чтобы люди не рвали первоцветы?
Анализ беседы с дошкольниками.
В беседе приняли участие 16 старших дошкольников.
На первый вопрос смогли правильно ответить – 8 детей. Они же смогли назвать - подснежники.
Все дети ответили, что срывали первые цветы, чтобы поставить их дома в стаканчик.
На 4 вопрос - все ответили, что нужно охранять первоцветы, а чтобы люди не рвали цветы нужно вызывать полицию.
Анкета для педагогов
Является ли первоцвет охраняемым растением?
Какие охраняемые первоцветы встречаются в ваших краях?
Когда они цветут и где растут?
Какое значение они имеют в природе и жизни человека?
Считаете ли вы, что дошкольников необходимо знакомить с проблемой исчезновения первоцветов?
Ведете ли вы работу с дошкольниками по защите первоцветов?
Какие меры вы предложили бы для охраны раннецветущих растений родного края?
Анализ анкетирования педагогов.
В опросе приняли участие – 14 педагогов.
Является ли первоцвет охраняемым растением?
Да – 10 чел. Не знаю – 4 чел.
Какие охраняемые первоцветы встречаются в ваших краях?
Перечислили 2 растения – 8 чел. Затрудняются ответить – 6 чел.
Когда они цветут и где растут?
Ответили -12 чел.
Какое значение они имеют в природе и жизни человека?
Ответили – 0 чел.
Считаете ли вы, что дошкольников необходимо знакомить с проблемой исчезновения первоцветов?
Да – 14 чел.
Ведете ли вы работу с дошкольниками по защите первоцветов?
Да – 4 чел.
Какие меры вы предложили бы для охраны раннецветущих растений родного края?
Запретить сбор растений, ввести серьезное наказание.
Анкета для родителей
Любите ли Вы совершать прогулки в лес?
Любите ли Вы собирать цветы?
Поощряете ли детей в их увлечении собирать букеты?
Какие первоцветы, растущие в Республике Адыгея Вам известны?
Какие способы защиты от браконьерского собирательства первоцветов вы можете предложить?
Знаете ли Вы, каковы последствия массового сбора цветов?
Анализ анкетирования родителей дошкольников.
В опросе приняли участие 18 человек.
На первый и второй вопрос все родители ответили положительно.
На 3 вопрос положительно ответили 11 человек.
Все родители смогли назвать только подснежник и цикламен.
Все родители предложили ввести «серьезное» наказание за торговлю первоцветами.
Родители ничего не знают о последствиях массового сбора цветов.
3.2.План действий по сохранению первоцветов
Результаты анкетирования педагогов и родителей дошкольников оказались, на мой взгляд, ужасающими! Мы, взрослые, настолько невежественны, что не интересуемся, не задумываемся о том, что нас окружает. Если мы, взрослые ничего не знаем о первоцветах, то, что можно говорить о детях. Менять ситуацию необходимо незамедлительно.
Что нужно сделать?
1.Формировать экологическое сознание взрослых и детей.
2.Продолжать изучать первоцветы.
3.На родительском собрании провести презентацию «Первоцветы – вестники весны».
4.Поместить информацию о первоцветах в газете МБДОУ №31 «Вести Дюймовочки».
5.Создать экологическую книгу «Природы жалобную книга» - о растениях и животных, которым нужна наша помощь.
6.Вовлекать дошкольников в исследовательскую деятельность.
7.НЕ ПОКУПАТЬ букетики первоцветов у продавцов.
8.СООБЩАТЬ в полицию о продаже первоцветов.
Заключение
Деревья, травы и цветы
С тобой по-дружески, на «ты».
Но даже с кустиком травы
Ты будь, пожалуйста, на «ВЫ».
А. Кондратьев
Посмотрите вокруг себя и подумайте, по душе ли вам земля, на которой вы живете? Любите ли вы это место? Готовы ли вы о нем заботиться, как настоящий хозяин, или живете как в гостинице, как будто временно. Может быть, вы думаете, что когда ваш родной край придет в негодность, вы сможете перебраться в другой? Если так, то вы ошибаетесь: свободных мест на Земле уже нет…
Экологи заверяют, что массовое уничтожение редких видов цветов может отобразиться на существовании и функционировании разных экосистем. Поскольку все живые организмы в экосистеме связаны между собой, то, когда пропадает один из элементов, эти связи теряются. Исчезновение редких видов будет иметь прямые негативные последствия на окружающую среду.
В ходе работы мы познакомились с первоцветами, занесенными в Красную книгу Республики Адыгея. Благодаря участию родителей в исследовании создали альбом с фотографиями первоцветов и узнали, что самое большое разнообразие раннецветущих растений находится в лесу. Но так же был создан альбом фотографий первоцветов растущих в городе (клумбы во дворах)
Земля без первоцветов, какая она?
Цветы – символ красоты. Но они так беззащитны, что требуют охраны. Многие из них занесены в Красную книгу. Их нужно беречь, преумножать. Представьте себе мир без единого цветка – это будет печальное зрелище. Например, с исчезновением растений уменьшается численность насекомых, которые опыляют их, как результат, животным, питающимся насекомыми-опылителями, будет не хватать пищи, таким образом, разрушаются целые пищевые цепи.
Нужно создать сознательное общество, которое будет не только реагировать на факты незаконной продажи редких цветов, а вызывать полицию по факту таких нарушений и контролировать до конца факт изъятия растений и составление протоколов о штрафах. Впрочем, самым эффективным способом спасения краснокнижных растений является отсутствие спроса на них. Если никто не будет покупать первоцветы, то исчезающие виды все же удастся сохранить. Неужели так обязательно рвать цветы, чтобы любоваться ими? Давайте учиться прикасаться к чуду душой и сердцем, это сделает богаче и нас, а самое главное – ПРИРОДУ.
Использованная литература
Определитель травянистых растений по цветкам: раннецветущие растения. Боголюбов А.С., Васюкова О.В., Жданова О.В., Лазарева Н.С. Учебное издание. Москва, Издательский центр "Вентана-Граф", 2007.
Боголюбов А.С., Васюкова О.В., Жданова О.В., Кравченко М.В., Лазарева Н.С. Компьютерный определитель травянистых растений средней полосы России Москва, "Экосистема", 2004.
Изучение экологии первоцветов. А.С.Боголюбов «Экосистема», 2002.
Красная книга Республики Адыгея. – Майкоп, 2000.
Красная книга Краснодарского края. – Краснодарское книжное издательство, 1994
Планета – наш дом. И.Белавина, Н. Найденская. Методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников. М.:Лайда,1995
Николаева С.Н. Юный эколог: Программа и условия ее реализации в детском саду. – М.: Мозаика Синтез
Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. М.: Просвещение, 1993
7