СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ Натюрморт с гипсовым орнаментом

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ Натюрморт с гипсовым орнаментом

Просмотр содержимого документа
«УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ Натюрморт с гипсовым орнаментом»

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского»

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) в г. Ялте

Экономико-гуманитарный колледж


«УТВЕРЖДАЮ»

Заместитель директора по учебной работе

__________

«___» __________201_ г.






УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ТЕОРЕТИЧЕСКОГО (ПРАКТИЧЕСКОГО) ЗАНЯТИЯ

Дисциплина Дополнительная работа (рисунок, живопись)


Тема занятия Натюрморт с гипсовым орнаментом.


Специальность 54.02.01 Дизайн (по отраслям)


Группа 31 ГД/к







Подготовила: преподаватель

Экономико-гуманитарного-колледжа

Трофименко А.С.

Обсужден и утвержден на заседании ЦМК по подготовке специалистов СПО в сфере дизайна и живописи

Протокол № ____ от «__»__________ 201__ г.

Председатель ЦМК______________В.В.Войтюк



Ялта — 2017 г.





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

Тема: Натюрморт с гипсовым орнаментом.

1. Актуальность темы: Занятие организовано при практическом применении и взаимодействия нескольких современных образовательных технологий:

- технологические карты;

- ИКТ;

- дифференцированное обучение.

Особое внимание уделено эффективности разработки и применения в обучении технологических карт.

Основой обучения является практическая деятельность, что соответствует современным требованиям применения системно - деятельностного подхода в образовании.

В плане занятия освоение способа формирования универсальных учебных действий учащихся, который является основой формирования базовых компетентностей и социализации.

На занятии целенаправленно создаётся ситуация успешности каждого ученика, в частности, за счёт создания видимого яркого продукта художественно-творческой деятельности учащихся. Подобная творческая самореализация способствует формированию положительной «я-концепции» воспитанников образовательного учреждения.

Конспект занятия «Натюрморт с гипсовым орнаментом» будет полезен педагогам среднего профессионального образования, учителям.

2. Учебные цели:

- обучить овладению основными приемами изображения формы на плоскости как в линии, так и в тоне;

- научить анализу конструктивных особенностей строения формы;

- ознакомить и изучить особенности расположения натюрморта, виды натюрмортов, основные формы;

- научить последовательности этапов выполнения построения натюрморта;

- передача цветовых отношений, материальности изображаемых предметов; совершенствование навыков работы в акварельной живописи.

- установить гармоническую связь между контрастными по цветовой характеристике формами, изучить рефлексную связь между ними.

3. Воспитательные цели:

- воспитать интерес к творческому труду.

4. Развивающие цели:

- развить навыки рисования с натуры;

- развить креативность мышления, воображение, внимание;

- развить умение компоновать предметы в заданном формате.

Дисциплины

Знать (ОК, ПК)

Уметь

1. Ранее изученные дисциплины (обеспечивающие)

Специфику выразительных средств различных видов изобразительного искусства;

Художественные и эстетические свойства цвета, основные закономерности создания цветового строя. (ОК 1-9, ПК 1.1.-1.5, 1.7)

Использовать основные изобразительные техники и материалы. (ОК 1-9, ПК 1.1.-1.5, 1.7)

2. Последующие дисциплины

Художественные и эстетические свойства цвета, основные закономерности создания цветового строя. (ОК 1-9, ПК 1.2)

Проводить анализ цветового строя произведений живописи. (ОК 1-9, ПК 1.2)

3. Внутридисциплинарные связи (темы данной дисциплины, с которыми интегрируется новая тема)

Теоретические основы композиции, закономерности построения художественной формы и особенности ее восприятия;

Принципы сбора и систематизации подготовительного материала и способы его применения для воплощения творческого замысла. (ОК 1-9, ПК 1.1.-1.7)


Находить новые живописно-пластические решения для каждой творческой задачи. (ОК 1-9, ПК 1.1.-1.7)




6. План и организационная структура занятия.

№ п/п

Основные этапы занятия

Методы контроля и обучения

Материалы методического обеспечения

Время в минутах

1. Подготовительный этап

1

Организация занятия

- старт занятия;

- установление взаимодействия между всеми субъектами на занятии;

- преодоление неловкости, создание веселой, непринужденной обстановки,

сплочение;

- мотивация учебной деятельности


4 мин.

2

Повторение, проверка и актуализация опорных знаний по теме

Опрос студентов по ранее изученным темам.


2 мин.

2. Основной этап

1

Изучение нового материала

Беседа, демонстрация презентации, наглядных примеров.

Лекционный материал по теме раздела «Натюрморт с гипсовым орнаментом.»

10 мин.

Презентация «Натюрморт с гипсовым орнаментом.»

12 мин.

Демонстрация наглядных пособий, натюрмортов различных художников.

6 мин.

2

Самостоятельная работа студентов на занятии

Выполнение линейно-конструктивного построения натюрморта

Наглядная демонстрация и корректировка действий студентов.

40 мин.

3

Закрепление нового материала

Беседа и вопросы, которые возникли во время работы.


10 мин.

3. Заключительный этап

1

Подведение итогов работы на занятии, оценивание работы студентов на занятии

Беседа о полученных работах, обсуждение доработок практических работ.


3 мин.

2

Домашнее задание

Распределение домашних заданий (в зависимости от уровня выполнения практической работы).


3 мин.



Оборудование занятия:

Для преподавателя: 1) работы преподавателя (натюрморт в технике гризайль; натюрморт в технике акварели с отражением начала работы, окончания работы); работы учащихся. 2) Натурная постановка из 3х предметов (гипсовый орнамент, ваза, персик).

Для учащихся: мольберт, бумага, акварельные краски, кисти.

Ход занятия

1. Организационный момент

2. Подготовительный этап. Составляя учебный натюрморт, каждый преподаватель обычно придерживается определенных правил. Ведь содержание любой постановки зависит от поставленных цели и задач. Чтобы активизировать работу детей, сделать ее нескучной, преподаватель дополняет натюрморт теми предметами, которые могут подходить по смыслу и несут в себе определенную идею. В этом случае натюрморт получается не только учебным, но и в определенной степени творческим. Чтобы успешно справиться с заданием, необходимо понимать последовательность процесса изображения. Отсутствие этой последовательности в работах детей является одной из самых распространенных ошибок. Часто уже во время первой прописки дети пытаются передать тени, объем, складки и т.д. преподавателю следует пояснить, что необходимо соблюдать порядок выполнения работы, задачи, решаемые в начале, середине и при завершении: Результат: справились со своей задачей те учащиеся, кто правильно передал светотеневые градации на каждом предмете. Это блик, свет, тень и т.д., а также те, кто не забыл и тональные различия, не забывая о фоне; сравнивали все предметы между собой и фоном одновременно.

3. Объяснение нового материала.

На предварительно выполненном преподавателем рисунке, дети начинают писать коллективно на одной работе. Необходимо обратить внимание на дневное слабое освещение. Поэтому в натюрморте насыщенность цвета предметов уменьшается. Необходимо также обратить внимание на дальнее расположение от окна. Именно поэтому цвета предметов блекнут, становятся более темными и менее насыщенными по цвету.

4. Анализ натюрморта

Преподаватель с детьми анализирует цвет на различных участках предметов (розетки, кувшина, персика) с учетом источника света. Помогает определить локальный (общий) цвет каждого предмета, затем его оттенки на свету, в полутени, в рефлексе. Определить, где свет теплее, где холоднее.

5. Самостоятельная работа учащихся.

Дети должны правильно подобрать цвет, смешивая краски. Первую прописку учащиеся, как правило, начинают с метода отмывки. Это традиционный метод нанесения краски, причем краска должна быть очень жидкой чтобы легко растекаться по бумаге. Такой способ должен выполняться максимально быстро, соблюдая тоновую и цветовую градацию. Так, разбирая каждый предмет в отдельности, писать нужно писать их одновременно сравнивая их по тону, цвету и насыщенности. При этом необходимо смотреть на предметы не поочередно, а в целом.

6. Анализ выполненной работы.

Преподаватель анализирует удавшиеся и неудавшиеся моменты в работе учащихся.

7. Итог урока.

На следующем занятии учащиеся будут прорабатывать объемную форму каждого предмета, в зависимости от изменений светотени. Слово «орнамент» происходит от латинского ornamentum — украшение. Основная функция орнамента — декоративная. Он может служить украшением предметов прикладного искусства, часто применяется в книжной графике, архитектуре, коврово-ткацкой промышленности и других отраслях. Орнаментальное искусство несет в себе общие стилистические особенности, присущие различным национальным культурам, признаки стиля определяются различиями изобразительной культуры каждого народа, которые были устойчивы на протяжении некоторого исторического периода. В. Дембовецкий писал: «Орнаментное искусство, как и всякое искусство вообще, с одной стороны, воспроизводило, а с другой — создавало то, что художественный инстинкт народа склонен был принимать за проявление возвышенного и прекрасного». Закономерности построения каждого орнамента зависят от материала, формы и назначения того предмета, который он украшает. Широко распространены следующие разновидности орнамента: ленточные, розетки и сетчатые. По изобразительным элементам, входящим в орнамент, он может быть: геометрическим, растительным, тератологическим (от греч. teras — чудовище, т. е. звериный стиль в орнаментике) и эпиграфическим, т. е. включающим различные надписи (что характерно для орнаментики Средней Азии и Ближнего Востока). Известный американский эстетик и психолог искусства Рудольф Арихейм писал: «Можно ли определить его (орнамент. — примеч. авт.) лишь как зрительно воспринимаемую модель, которая не изображает объект? Очевидно, нельзя, потому что в большинстве случаев орнамент образуется не из одних лишь чистых форм: для его создания используют изображения животных, растений, человеческих фигур, различные узлы и ленточки. Вряд ли найдется в мире объект, который не воспроизводился бы в орнаменте».

Рисование гипсового орнамента

Остановимся подробнее на применении орнамента в архитектуре. Известно, что главным принципом построения архитектурной композиции является ее архитектоника, в которой и проявляются все художественные достоинства сооружения. Архитектоника здания должна выражать единство его конструктивной и художественно-образной формы. «Подлинная цельность композиции, ее ясность, убедительность, сила эмоционального воздействия достигаются синтезом логики разума и логики чувств», — пишет известный архитектор Ф.А. Новиков. Наиболее сильное эмоционально-эстетическое воздействие на человека архитектурное сооружение оказывает лишь в синтезе с живописью и скульптурой, садово-парковым и декоративно-прикладным искусством. «Во все времена в числе активных средств композиции особо ценилось монументально-декоративное искусство, способное обогатить архитектуру, дополнить ее изобразительным или декоративным сюжетом» (Ф.А. Новиков).

В истории архитектуры можно найти множество примеров удачного применения орнаментов. На Руси основным материалом при сооружении построек различного назначения было дерево. Истоками деревянного зодчества является народное творчество. Орнамент — язык тысячелетий. Наши далекие предки пользовались языком орнамента задолго до появления письменности. Деревянная архитектура всегда украшалась резьбой, основным элементом которой являлся орнамент. Деревянные узоры древних восприняли архитекторы последующих времен, да и сейчас можно найти множество примеров применения орнамента в украшении построек в деревнях и поселках.

Кроме резьбы по дереву обогащают архитектуру резьба по камню и лепнина, декоративный бетон и чеканка, витражи и литье из металла, художественная керамика и декоративное стекло, и в каждом из этих видов художественно-декоративного искусства орнамент занимает достойное место. Е.М. Осетров пишет: «Я думаю о том, что орнамент — это путеводная нить от прошлого к нашим дням».

Архитектурный образ, созданный в сознании человека, складывается не только из формы, но и из декора, истоками которого когда-то являлись скульптура и живопись. Слияние этих компонентов и образует в первую очередь тот синтез искусств, который всегда связан с социальным содержанием и функциональным назначением архитектуры. Эстетические взгляды людей разных эпох, уровень развития технических средств, освоение новых материалов порождали различные архитектурно-конструктивные формы с присущими только им художественными приемами.

Декоративное убранство здания чаще всего выполняется в барельефных или горельефных скульптурных изображениях. Барельеф выступает от плоскости стены менее чем на половину своего объема, а горельеф — более чем на половину. Барельеф обычно используют как орнаментальный фриз или в виде отдельных декоративных вставок, горельеф — для заполнения больших и глухих поверхностей, чаще как тематическую скульптуру. Барельеф делается с расчетом на близкое его разглядывание, а горельеф воспринимается на значительном удалении от зрителя.

Орнаментальные композиции в архитектуре могут быть как реалистичными, так и стилизованными. Часто в архитектурных постройках прошлого встречается меандр — плоский геометрический орнамент в виде пересекающихся и изогнутых прямых или закругленных линий — греческая стилизация морской волны. Из растительных орнаментов архитекторы прошлого использовали акантовый лист, пальметку.

Орнамент в архитектурно-декоративных композициях может располагаться как фриз и как розетка, розетки часто встречаются на потолке в кессонах — элементах, образуемых пересекающимися балками.

Все эти типы орнаментов отливают из гипса для учебных практических работ по рисунку.

Кроме того, богато орнаментированы такие архитектурные детали, как ионик, кронштейн (модульон), капитель колонны, которые также рекомендованы для рисования.

Последовательность построения рисунка гипсового орнамента

Изучение, последовательный анализ с помощью рисунка формы гипсового орнамента как архитектурной детали, разгадывание его конструктивно-художественной логики приносят огромную пользу. Рисуя гипсовые слепки декоративного убранства архитектурных сооружений, ученик осваивает законы перспективного построения сложной формы, изучает пластические основы и пропорции ее художественного выражения, конструктивную логику, а также совершенствует свои графические навыки.

Остановимся подробнее на основных этапах работы над рисунком гипсового орнамента.

Первый этап. Рисование гипсового орнамента

Визуальное наблюдение, изучение и анализ формы гипсового орнамента, компоновка изображения в листе.

Нахождение пропорций и прорисовка плиты орнамента на основе законов наблюдательной перспективы.

Для симметричного орнамента нахождение на плите геометрического центра.

Нахождение следа центрального луча и пометка его на рисунке.

Прежде чем приступить к рисунку, необходимо изучить объект для рисования и провести анализ формы орнамента. Художник-график П.Я. Павлинов писал: «Чтобы понять конструкцию фигуры, надо представить ее вне точки зрения, мысленно со всех сторон, как мы осязаем косточку оливы во рту».

Анализируя форму каждого конкретного орнамента, необходимо понять ритмику его чередующихся элементов, схему их движения. «Конечно, не в момент выполнения надо накладывать мерку, применять отвес и пр.; следует уже заблаговременно овладеть точностью, которая перед лицом природы сама собой придет на помощь неудержимому желанию отобразить ее», — писал Эжен Делакруа.

Композиция на листе складывается не только из изображения предмета, но и из тех промежутков и полей, которые предмет окружают. При передаче пропорциональной аналогии общей формы и ее составных частей надо помнить, что площади светлого и темного в рисунке должны уравновешивать друг друга. Рисуя плиту, определите ее пропорции, а затем наклон (наклон плиты лучше определять по отношению к вертикали). Далее точно установите уровень зрения. В процессе всей работы над рисунком нужно следовать перспективным изменениям в соответствии с исходными данными.

Второй этап. Рисование гипсового орнамента

Изучение и пропорциональный анализ профильного сечения орнамента.

Пометка характерных точек и направлений, определяющих движение основных масс орнамента.

Сущность конструкции орнамента познается через основные направляющие линии в узловые опорные точки, а для этого необходимо увидеть и расчленить сложную форму на простые геометрические фигуры. «Во всяком предмете первое, что надо схватить, дабы передать в рисунке, — это контраст основных линий. Надо хорошо запечатлеть это в воображении, прежде чем прикасаться карандашом к бумаге», — писал Э. Делакруа. Изображая гипсовую розетку, необходимо нарисовать множество эллипсов. Для этого нужно четко представлять расположение большой и малой осей каждого из них. Наметив исходный эллипс, лежащий в плоскости доски, все другие эллипсы необходимо сравнивать с ним.

Третий этап. Рисование гипсового орнамента

Выделение в общей форме и построение основных частей орнамента через их узловые пункты.

Каждый объем приведенной в примере розетки делится на пять равных частей. Узловые пункты основных частей как раз и будут лежать на линиях или кривых, соответствующих этому членению. Я.П. Павлинов писал: «Надо форму понимать от осей как направления и в количественном распределении по ней, а не от контуров».

Четвертый этап. Рисование гипсового орнамента

Анализ объемных и линейных отношений конструкции орнамента, перспективных сокращений.

Внесение исправлений в рисунок.

Прорисовка мелких форм и деталей и завершение линейно-конструктивного рисунка гипсового орнамента.

Учебный рисунок должен содержать как можно больше информации о форме. Все построение ведется так, чтобы можно было изучить не только внешнюю, но и скрытую от глаза наблюдателя оболочку предмета. «В рисовании нужно достигнуть того, чтобы форму строить в пространстве бумаги так, как бы я строил ее в натуре, в скульптуре, архитектуре, как строит вещь столяр, как макетчик», — писал П.Я. Павлинов.

Рисунок строится от плоскости доски, как бы «изнутри», и выстраиваемые объемы двигаются по направлению к зрителю. Оправданность такого подхода к построению рисунка доказывал еще Уильям Хогарт в XV1I1 в. Он писал: «Но обычно, когда смотрят на любой непрозрачный предмет, часть пространства, которая непосредственно противостоит глазу, целиком поглощает наше внимание, а противоположная или даже рядом лежащая часть в этот момент не занимает нашу мысль. Малейшая попытка ознакомиться с любой другой стороной предмета разрушает наше первое представление из-за отсутствия связи между этими двумя представлениями, которую мы, безусловно, могли бы установить, познав весь предмет в целом, если бы в самом начале подошли к нему».

Пятый этап. Рисование гипсового орнамента

Анализ геометрии теней с учетом перспективных сокращений.

Построение границ собственных и падающих теней.

Выявление больших тоновых отношений.

Уточнение построения форм орнамента.

Надо помнить, что светотень возникает от освещения предмета источником света. Строя геометрию теней, нужно точно выяснить направление лучей света. Необходимо, пусть визуально, находить проекции основных крайних точек на поверхности орнамента, создающих границы светотени. Прямой свет, т.е. свет под углом 90 градусов к поверхности орнамента, будет создавать впечатление резкого светлого силуэта на темном фоне. Светотеневые нюансы почти отсутствуют. Собственных теней почти нет. Форма засвечивается и кажется плоской и даже большей по размеру.

Высокий свет, направленный на гипсовый орнамент под углом 45 градусов, особенно хорошо выявляет объем и фактуру формы. Мы очень четко можем увидеть свет, полусвет, полутень, тень, т. е. все светотеневые градации. Хорошо читается краевой или пограничный контраст на собственной и падающих тенях. Необходимо помнить, что при приближении к источнику света контрастность возрастает, и стараться увидеть это в натуре. Скользящие лучи света создают полутона, поэтому доска орнамента будет несколько темнее, чем выступающие элементы.

Шестой этап. Рисование гипсового орнамента

Уточнение тональных отношений.

Углубленная проработка светотеневых отношений.

Выявление полутонов и рефлексов.

Проработка орнамента в освещенных местах, выявление бликов.

Проработка тоном мелких деталей.

Гармоничное соподчинение света, полусвета, рефлекса и теней.

Завершение светотеневого рисунка. Обобщение его.

Переходы между тенью и светом надо особенно тщательно прорабатывать штрихом, выявляя фактуру материала. Рефлексы, т. е. отраженный свет, на гипсе будут восприниматься как дополнительный источник света, если их не подчинять освещенным местам. Тени и рефлексы желательно прорабатывать мягче, без штрихов, чтобы они «отходили вглубь».

Заканчивая рисунок, надо чаше смотреть на него издали, стараясь добиться гармоничности, обобщенности, более четкого выявления пространственных и фактурных особенностей орнамента. А. Дейнека писал: «Целостное восприятие модели служит не только исходным моментом для ее изучения, но и постоянным “фоном”, на котором познается каждая часть в отдельности».

Подчинение тональных градаций происходит тогда, когда ученик работает по тональному масштабу, выявляя самое темное и самое светлое места.

Остальные тональные градации необходимо строить, сравнивая с самым темным и самым светлым, четко выстраивая отношения тона на рисунке.

В законченный учебный рисунок гипсового орнамента ученик должен вложить все свои навыки, знания, возможности — все то, что он приобрел на предшествующих занятиях. «Нам же кажется, что в штудированном рисунке вполне допустимо и целесообразно оставаться на таком пределе, который дает полное представление о сложном характере фигур и освещения», — писал Дейнека.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!