СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ Орнамент

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ Орнамент для обучающихся колледжа

Просмотр содержимого документа
«УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ Орнамент»

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского»

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) в г. Ялте

Экономико-гуманитарный колледж


«УТВЕРЖДАЮ»

Заместитель директора по учебной работе

__________

«___» __________201_ г.






УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ТЕОРЕТИЧЕСКОГО (ПРАКТИЧЕСКОГО) ЗАНЯТИЯ

Дисциплина Дополнительная работа (рисунок)


Тема занятия Понятие орнамента.Виды орнамента.


Специальность 54.02.01 Дизайн (по отраслям)


Группа 11 ГД/к







Подготовила: преподаватель

Экономико-гуманитарного-колледжа

Трофименко А.С.

Обсужден и утвержден на заседании ЦМК по подготовке специалистов СПО в сфере дизайна и живописи

Протокол № ____ от «__»__________ 201__ г.

Председатель ЦМК______________В.В.Войтюк



Ялта — 2017 г.





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

Тема: Понятие орнамента.Виды орнамента.

1. Актуальность темы: Занятие организовано при практическом применении и взаимодействия нескольких современных образовательных технологий:

- технологической карты;

- наглядных образцов декоративно-прикладного искусства;

- практическое задания для изучения орнаментальных композиций;

- ИКТ;


Основой обучения является практическая деятельность, что соответствует современным требованиям применения системно - деятельностного подхода в образовании.

В плане занятия освоение способа формирования универсальных учебных действий учащихся, который является основой формирования базовых компетентностей и социализации.

На занятии целенаправленно создаётся ситуация успешности каждого ученика, в частности, за счёт создания видимого яркого продукта художественно-творческой деятельности учащихся

Конспект занятия «Понятие орнамента.Виды орнамента.» будет полезен педагогам среднего профессионального образования, учителям.

2. Учебные цели:

- развивать у обучающихся умение выделять главное в изучаемом материале, развивать самостоятельность учащихся при организации практической деятельности, формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля, переносить полученные на уроке знания в новую практическую ситуацию, осознавать цель занятия и оценивать достигнутый результат.

3. Воспитательные цели:

- умение высказывать свои мысли, слушать и вступать в диалог, строить взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем.

4. Развивающие цели:

- приобретение новых учебных знаний в декоративно – прикладном творчестве; воспитание эстетического вкуса, культуры труда и поведения; рациональной организации рабочего места, бережного отношения к оборудованию цеха, профориентации учащихся.

Дисциплины

Знать (ОК, ПК)

Уметь

1. Ранее изученные дисциплины (обеспечивающие)

Специфику выразительных средств различных видов изобразительного искусства;

Художественные и эстетические свойства цвета, основные закономерности создания цветового строя. (ОК 1-9, ПК 1.1.-1.5, 1.7)

Использовать основные изобразительные техники и материалы. (ОК 1-9, ПК 1.1.-1.5, 1.7)

2. Последующие дисциплины

Художественные и эстетические свойства цвета, основные закономерности создания цветового строя. (ОК 1-9, ПК 1.2)

Проводить анализ цветового строя произведений живописи. (ОК 1-9, ПК 1.2)

3. Внутридисциплинарные связи (темы данной дисциплины, с которыми интегрируется новая тема)

Теоретические основы композиции, закономерности построения художественной формы и особенности ее восприятия;

Принципы сбора и систематизации подготовительного материала и способы его применения для воплощения творческого замысла. (ОК 1-9, ПК 1.1.-1.7)


Находить новые живописно-пластические решения для каждой творческой задачи. (ОК 1-9, ПК 1.1.-1.7)




6. План и организационная структура занятия.

№ п/п

Основные этапы занятия

Методы контроля и обучения

Материалы методического обеспечения

Время в минутах

1. Подготовительный этап

1

Организация занятия

Организовать начало учебной деятельности;

Приветствует учащихся. Отмечает отсутствующих.

- Проверяет готовность

обучающихся к уроку;

- Создает эмоциональный настрой на совместную работу. деятельности


2 мин.

2

Повторение, проверка и актуализация опорных знаний по теме

-Озвучивает цель данного этапа в виде постановки проблемы;

Предлагает выполнить задание № 1. (Дорисовать узор).

Предлагает сравнить полученный результат с картинками со слайдов.

На экране появляются слайды с предметами ДПИ на которых изображен орнамент.

- Что изображено на слайдах?

- Что объединяет ваш рисунок с данными вещами?

- Хотите познакомиться с орнаментом и научиться его составлять?

Практическое задание на листах

3 мин.

2. Основной этап

1

Изучение нового материала

Давайте выясним, что мы уже знаем об орнаменте.

Систематизирует и обобщает знания учащихся при помощи приема «Корзина идей»

- Давайте сформулируем определение орнамента.

Озвучивает цель данного этапа в виде мотивации к действию;

В: Как вы думаете где изначально люди стали ?

Лекционный материал по теме раздела «Понятие орнамента.Виды орнамента.»

15 мин.

Презентация «Понятие орнамента.Виды орнамента.»

10 мин.

Демонстрация наглядных образцов ДПИ.

2 мин.

2

Самостоятельная работа студентов на занятии

Проводит вводный инструктаж:

(Соблюдение аккуратности в работе)

-Наблюдает, проверяет правильность выполнения эскизов;

- Наблюдает за действиями учащихся;

Наглядная демонстрация и корректировка действий студентов.

50 мин.

3

Закрепление нового материала

Беседа и вопросы, которые возникли во время работы.


2 мин.

3. Заключительный этап

1

Подведение итогов работы на занятии, оценивание работы студентов на занятии

Беседа о полученных работах, обсуждение доработок практических работ.


3 мин.

2

Домашнее задание

Распределение домашних заданий (в зависимости от уровня выполнения практической работы).


3 мин.

Искусство орнамента очень древнее. Возникло оно в эпоху палеолита. Орнаментальные изображения доставляют эстетическое наслаждение, оказывающее сильное воздействие на человека, вызывают цепочки ассоциаций, позволяющие понимать и ценить произведение.Основной закономерностью орнамента является периодическая повторяемость мотива. Для орнамента характерны так же перевод реальных форм и предметов в условные орнаментальные изображения, высокая степень декоративного обобщения, отсутствие воздушной перспективы (плоское изображение).


Орнамент всегда широко применялся в качестве декоративного оформления изделий, необходимых людям в быту и практической деятельности. Он составляет основу декоративно-прикладного искусства. Без орнамента не обходятся в изделиях художественных промыслов, керамике, текстиле.

Все орнаментальные рисунки по их изобразительным возможностям подразделяют на три вида: орнамент изобразительный, включающий в себя конкретный рисунок человека, животных, растений, пейзажные или архитектурные мотивы, рисунок предметов неживой природы или сложную эмблему;

орнамент неизобразительный, образованный из геометрических элементов, абстрактных форм, лишенных конкретного предметного содержания;

орнамент комбинированный, представляющий собой сочетание изобразительных мотивов или отдельных элементов, с одной стороны, и абстрактных форм – с другой.


Орнамент классифицируют 1. по изобразительным мотивам: растительный,геометрический, анималистический, антропологический, каллиграфический,фантастический, астральный и т.д.


2.По стилевой принадлежности: античный, готический, барочный и т.д.

3.По народной принадлежности: украинский, белорусский, греческий и т.д.

4.По изобразительной форме:плоскостной, рельефный(небольшое возвышение), контрельефный( небольшое углубление внутрь).

Характеристика орнаментов по изобразительным мотивам.

Первичной формой орнамента является технический орнамент, возникший в результате трудовой деятельности человека (фактура изделий из глины, обработанных на гончарном круге, рисунок простейших клеток в ткани, спиралеобразные витки, получаемые при плетении веревок).


3-5243a2152c

Технический орнамент

Символический орнамент возник и сформировался на основе изображений животных, людей, орудий труда в наскальных рисунках, на ткани. Эволюция условных изображений привела к тому, что орнаментальные образы зачастую представляют собой символы. Появившись в Древнем Египте и других странах Востока, символический орнамент и сегодня играет важную роль, например, в геральдике (изображение серпа и молота, двуглавый орел и др).f36e22aed9b9Геометрический орнамент сформировался на основе технического и символического орнаментов. В нем всегда делается акцент на строгом чередовании ритмических элементов и их цветовых сочетаний. Первооснова практически любой геометрической формы – реально существующая форма, до пределов обобщенная и упрощенная (греческий меандр-волна, круг – солнце и т.п.)


permogor33Растительный орнамент-самый распространенный после геометрического. Для него характерны свои излюбленные мотивы, различные для разных стран в разные времена. Если в Японии и Китае любимое растение – хризантема, то в Индии – боб, фасоль, в Иране – гвоздика, в России – подсолнух, ромашка. В раннем средневековье особенно популярны были виноградная лоза и трилистник, в период поздней готики – чертополох и плод граната, во времена барокко – тюльпан и пион. В 18 веке “властвует” роза, модерн выдвинул на передний план лилию и ирис. Растительный орнамент имеет наибольшие возможности в части разнообразия используемых мотивов, приемов исполнения. В одних случаях мотивы трактуются реалистично, объемно, в других – более стилизованно, в условной плоскостной форме.


1368690968_1aa_vrs_fl_elemts_7_500Каллиграфический орнамент составляется из отдельных букв или элементов текста, выразительных по своему пластическому рисунку и ритму. Искусство каллиграфии наиболее полно развилось в таких странах, как Китай, Япония, арабских странах, в определенном смысле заменяя собой изобразительное искусство.


images.jpg77В основе фантастического орнамента лежат выдуманные изображения, чаще символического и мифологического содержания. Особенное распространение фантастический орнамент с изображениями сцен из жизни животных получил в странах Древнего Востока (Египте, Ассирии, Китае, Индии, Византии). В эпоху средневековья фантастический орнамент был популярен в связи с тем, что религия запрещала изображение живых существ.


44


Астральный орнамент утверждал культ неба. Основными его элементами были изображения неба, солнца, облаков, звезд. Наибольшее распространение он получил в Японии и Китае.

5Пейзажный орнамент особенно часто использовался и используется на текстильных изделиях производства Японии и Китая.

7615093_html_m6e99fe61В животном(анималистическом)орнаменте возможны как реалистические, так и более условные, стилизованные изображения птиц, зверей и т.д. В последнем случае орнамент в известной степени приближается к орнаменту фантастическому.

5e664f30acf9-workПредметный, или вещный орнамент возник в античном Риме и в дальнейшем широко использовался в эпоху Возрождения, во времена барокко, рококо, классицизма. Содержание предметного орнамента составляют предметы военной жизни, быта, музыкального и театрального искусства.

222Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека.

33

Характер орнамента зависит также от национальных образов, представлений, обычаев и т.п. Например, орнамент украинцев совершенно отличен от орнаментальных форм арабов.

1239553510_rus_ornaments6 Украинский орнамент

34 Арабский орнамент

Арабеска от фр. arabesque – арабский) – европейское название орнамента средневекового искусства мусульманских стран. В основе арабески, построенной по геометрической сетке – принцип бесконечного пространственного развития повторяющихся групп орнаментальных мотивов. Арабеска отличается многократным ритмическим наслоением однородных форм, что создает впечатление запутанного прихотливого узора.

arab

Совокупность орнаментов, их обусловленность материалом и формой предмета, а также ритм образуют тот декор, который является неотъемлемым признаком определенного стиля.Стиль в искусстве какой-либо эпохи – это исторически сложившееся единство образной системы, средств и способов художественной выразительности. Основу любого стиля составляет единообразная система художественных форм, порожденных идейной и методологической общностью, возникшей в определенных социальных и экономических условиях. При формировании образной системы нового стиля орнамент входит в число наиболее важных составляющих его элементов и находится в числе тех средств художественной выразительности, которые позволяют безошибочно определять принадлежность к данному стилю какого-либо архитектурного памятника или произведения декоративно- прикладного искусства.

По стиливым особенностям орнамент бывает античный, готический, византийский, барочный и т.д


97161241 Готический орнамент

specris_hudgraph-199 Орнамент эпохи Возрождения.

В период Средневековья орнаменты отличались фантастическими и сказочными рисунками, основанными на растительных и животных мотивах. Средневековый орнамент символичен. Природные мотивы трактуются условно и стилизованно. Простые прямолинейные геометрические формы переходят в плетеные криволинейные. Через выработанные декоративно-орнаментальные средства в Средние века опосредованно передавались внутренний мир, состояние и переживания человека, чего не было в древнем искусстве.

В эпоху Возрождения формируется светская гуманистическая культура, утверждающая ценность человеческой личности. В этот период искусство стремится к ясности и гармонии. В орнаментах широко используются мотивы аканта и дуба, виноградной лозы, тюльпана, расположенных на фоне растительных завитков и узоров. Кроме того, часто изображали животных и птиц в сочетании с обнаженным человеческим телом.

Орнамент стиля барокко строится на напряженных контрастах, резко противопоставляя земное и небесное, реальное и фантастическое, впрочем как и все искусство барокко. Орнаментика барокко отличается разнообразием и выразительностью форм, пышностью, великолепием и торжественностью. Для нее также характерны декоративность и динамика, преобладание криволинейных форм и асимметрии.

В начале XVIII в. стиль барокко трансформируется в стиль рококо. Орнамент приобретает легкость, воздушность, подвижность и живописность. Для него характерны ажурные, изогнутые, криволинейные формы, отсутствие ясной конструктивности (излюбленный мотив — раковина).

В период классицизма в конце XVIII в. происходит пересмотр идеалов античной эстетики. Орнамент вновь приобретает статичность и уравновешенность, ясность и четкость. Он состоит в основном из прямых линий, квадратов, прямоугольников, кругов и овалов, становится сдержанным по колорит.

В начале XIX в. господство классицизма завершается стилем ампир (от франц. empire — империя), который черпает свои художественные идеалы из искусства греческой архаики и императорского Рима. Орнаментике ампира присущи суровость, схематизм, строгость, торжественность и помпезность, а в качестве мотивов используются воинские доспехи и лавровые венки. Характерные цветовые сочетания: алый с черным, зеленый с красным, синий с ярко-желтым, белый с золотом.

Итак, орнамент каждого периода обнаруживает связь с духовной жизнью общества, архитектурой, декоративным искусством, отражает эстетику эпохи.

Орнаменты по характеру поверхности подразделяются на плоские и рельефные


1vishivka Плоский орнамент.

IMG_0237 Релефный орнамент

В особую группу объединяются те из них, в которых сочетаются рельеф и цвет. Своеобразие имеют рельефные узоры, например резьба по ганчу (среднеазиатская разновидность гипса). Традиция украшать жилища резным гипсом существует на территории Средней Азии с первых веков нашей эры.Прекрасные образцы такой резьбы можно увидеть в архитектурных памятниках Хорезма,Самарканда, Бухары.

index Резьба по ганчу

Четко выраженный ритм, как и стилизация — основа всех орнаментов. Рапорт(мотив)-повторение одной и той же группы элементов в узоре .

Одно мотивным называют узор, в котором ритмически повторяется один и тот же мотив. Например, одно мотивным является знаменитый древнегреческий орнамент под названием «меандр».

meandr

Меандр

Часто встречается в орнаменте ритмическое повторение двух разных мотивов.

В зависимости от цели и назначения различают три вида орнамента, которые принято считать основными: ленточный, сетчатый и композиционно замкнутый.

Ленточный орнамент имеет вид ленты или полосы. Такой орнамент состоит из повторяющихся элементов и ограничен с двух сторон — сверху и снизу. Ленточный орнамент подразделяется на фриз, бордюр и кайму.

Фриз представляет собой орнаментированную композицию, предназначенную для декоративного оформления верхней части стены либо внутри, либо снаружи здания.

friz_rasha_0009_logograd

Бордюр — это замкнутая композиция имеющая ритмический повтор элементов в две противоположные стороны и образующая орнаментальную полосу. Обычно подчеркивает края какой-либо плоскости или объемной формы.

81202585_x_5f7590f6

Бордюр на обоях

Кайма тоже представляет собой узорную полосу, обрамляющую плоскость. Широко применяется на скатертях, коврах, блюдах.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Кайма на салфетке

Мотивы сетчатого орнамента равномерно распространяются во все стороны на четкой геометрической основе, напоминающей сетку, откуда и произошло такое название.

21

Сетчатый орнамент

Формы сетчатого орнамента — квадратные, прямоугольные, треугольные, ромбические. Реже встречаются украшения, где форма сетки образована параллелограммами.Примерами сетчатого орнамента служат занавесочные ткани, туркменские ковры, некоторые виды обоев и т.д.

Композиционно замкнутый орнамент представляет собой мотив, заключенный внутри круга, квадрата или многоугольника.

Вписанный в круг узор носит название розетты.

16 Розетта

По количеству цветов: монохромный орнамент и полихромный.

Полихромный (от греч. polys – многочисленный и chroa — цвет)- это многоцветный орнамент, в котором фигурирует вся цветовая палитра.Полихромный орнамент более популярен, чем монохромный.

3_Untitled66.jpg Полихромный орнамент

Орнамент выступает в неразрывной связи с другими видами искусства: для украшения интерьера и экстерьера зданий, при создании тканей, мебели, всевозможной утвари и других изделий. Живопись, архитектура, скульптура широко пользуются этой формой декора. Как сложная и специфическая художественная структура, орнамент чаще всего составляет неотъемлемую часть предмета, подчеркивает его архитектонические особенности.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!