СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебно-методическая разработка классного часа "Фронтовое письмо -голос родных сердец"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нет в России ни одной семьи, которой бы ни  коснулись события Великой Отечественной войны. Мы бережно храним фотографии военных лет, письма...

Просмотр содержимого документа
«Учебно-методическая разработка классного часа "Фронтовое письмо -голос родных сердец"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа п.Быстринск Быстринского сельского поселения Ульчского муниципального района Хабаровского края.










Учебно-методическая разработка классного часа, посвященного

75-й годовщине Великой Победы.


«Фронтовое письмо-голос родных сердец».





Разработала: Литовченко Л.М

учитель физики, математики

и дополнительного образования

МБОУ СОШ п. Быстринск.

п.Быстринск

2021г






Пояснительная записка

Нет в России ни одной семьи, которой бы ни коснулись события Великой Отечественной войны. Мы бережно храним фотографии военных лет, письма. Они помогают нам понять, почувствовать, узнать правду о войне, они помогут молодому поколению в формировании нравственных качеств, в поиске смысла жизни.

Тема классного часа: «Фронтовое письмо-голос родных сердец». Он разработан в виде литературно-исторической композиции. Классный час способствует воспитанию у школьников патриотических чувств, знакомит с письмами военных лет, их значимости в годы ВОВ. Классному часу предшествовала тщательная подготовка. Была подготовлена презентация, где учащиеся пишут письмо прадеду на фронт, выучены стихи и песни. Работа может быть использована для проведения классных часов в других школах.

Цель: создание условий для формирования и развития личности, обладающей важнейшими качествами гражданина – патриота своего Отечества, способной активно участвовать в созидательном процессе жизни общества.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

  • Расширять и систематизировать знания детей о ВОВ.

  • Формировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину.

  • Способствовать формированию у детей интереса к истории своей семьи, своего народа.

  • Воспитывать в детях бережное отношение к семейным фотографиям и наградам, уважительное отношение к старшему поколению, неравнодушных к прошлому и настоящему своей Родины.

  • Способствовать раскрытию способностей и интересов учащихся, их самоопределению и самореализации.



Задачи:  воспитание патриотизма и уважения к истории своей страны, чувства благодарности к ветеранам Великой Отечественной войны...






Оборудование: выставка книг, посвященных Великой Отечественной войне, интерактивная доска, компьютер, плакаты и фотографии


Планируемые результаты:

Предметные: 

-познакомить учащихся с героическим прошлым нашей страны;

-дать информацию о фронтовых письмах.

Метапредметные:

-формировать умение выделить важную информацию, сделать вывод и дать обратную связь.

Личностные

- формировать уважение к Родине, гордость за нее;

-жизненное самоопределение личности;

-нравственно-этическая ориентация;

 Интеграция образовательных предметов:  история, литература,   музыка, информатика.

Ход мероприятия:


  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Вы знаете, что 2020 год был особенный. Наша страна праздновала75-летие Победы в Великой Отечественной войне.

  1. Мотивация

Послушайте, пожалуйста, песню Евгения Мартынова на слова поэтов А. Дементьева и Д. Усманова и попытайтесь назвать тему нашего классного часа.

(звучит песня)

Послушайте фрагмент песни и попытайтесь назвать тему нашего классного часа.

Я читаю письмо,
Что уже пожелтело с годами,
На конверте в углу
Номер почты стоит полевой.
Это в сорок втором
Мой отец написал моей маме
Перед тем, как идти
В свой последний
Решительный бой.

Припев

Дорогая моя,
На переднем у нас передышка,
Спят в окопах друзья,
Тишина на крутом берегу.
Дорогая моя, поцелуй
Ты крепче сынишку,
Знай, что вас от беды
Я всегда сберегу.

Как вы думаете, чему будет посвящён классный час?

(Великой Отечественной войне, письмам с фронта)

  1. Основная часть

  1. Слово учителя

    22 июня 1941 года жизнь нашей страны нарушила нападением фашистская Германия. Цель нашей страны была одна освободить нашу великую Родину от врага. Эта война длилась 4 долгих года, 1418 дней и ночей. Около 27 миллионов сыновей и дочерей потеряла наша Родина в этой страшной войне.


Каждая советская семья хранит память о тех днях. Это семейные реликвии. 

Реликвиями военных лет могут быть  ордена и медали, удостоверения к ним, фотографии, военная форма, другие предметы и, конечно,  фронтовые письма.  Сегодня мы поговорим о фронтовых письмах



75 лет назад  9 мая прогремел салют в честь победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг, но отзвуки той войны до сих пор живут в каждом сердце. Нет такой семьи, которую не затронула бы война. Как ждали писем с фронта, маленькие желтые треугольнички были залогом того, что приславший их: муж, сын, брат, любимый жив и здоров, а значит, есть надежда увидеть его живым. Было так страшно, когда переставали приходить с фронта письма, значит человек пропал без вести или убит.

Ведущий 2: Письма военных лет они хранят память о тех днях. В них было все: короткие, скупые рассказы о войне и стихи, фотографии, если была возможность сняться у фронтового фотографа, вырезки из фронтовых газет, слова любви к близким.

Ведущий 1: Солдатские письма… Пожелтевшие от времени треугольники со штемпелями полевой почты… Каким спасением были они во время войны, долетевшие весточкой до наших дней, словно привет из далекой военной поры. Написанные под свист пуль, они предельно искренни и тем дороже для нас. Сколько радости приносил в семьи долгожданный, втрое сложенный тетрадный листок, в котором иногда всего два слова: «Я жив»..

Ведущий  2:Во многих российских семьях бережно хранятся пожелтевшие от времени, истончившиеся в местах сгибов, исписанные, как правило, карандашом листочки с поблекшими штампами полевой почты .Письма с фронтов Великой Отечественной — как ждали их!


Просмотр видеоролика «Фронтовое письмо» (Непоседы)


1.чтец: Фронтовое письмо -

Память огненных лет,

До сих пор беспокоит

Сердца нам с тобой,

Это нашей судьбы

Героический след,

Это наша и гордость, и боль.

2 чтец: Фронтовое письмо,

За строкою, строка,

На тетрадном листке

Развалились вразброс,

И конверт фронтовой

Из того же листка,

По расплылся от радостных слёз.

3 чтец: Фронтовое письмо,

Букв неровных ряды,

Торопливо бегут,

Над линейками строк,

И землянки окопной

Немые следы,

До сих пор сохраняет листок.

4 чтец: Фронтовое письмо,

В нём глядит из листка,

Та, суровая, правда,

О буднях войны,

Что простому солдатскому

Сердцу близка

И величию духа сродни.

5 чтец: Фронтовое письмо
И легенда, и быль,
Это памяти нашей
Немеркнущий свет,
Фронтовое письмо -
Веха нашей судьбы,
Без которой грядущего нет !


Ведущий 1: Письма с фронта... Они хранятся во многих семьях, в архивах, в музеях. Их берешь в руки так бережно, словно дорогой и хрупкий предмет. Пожелтевшие от времени листки, заполненные порой карандашом, неровным почерком. Строчки почти выцвели, а фронтовой конверт с пометкой “Воинское” по-прежнему призывает:

Война разъединила людей на годы и расстояния. И только письма – весточки с фронта помогали выжить и дарили надежду тем, кто ждал, и тем, кто шел трудной дорогой войны .

Константин Симонов.
Жди меня, и я вернусь.

Жди меня, и я вернусь
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души…
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: — Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

Просмотр видеоролика «Письма с фронта»


Учитель:

Во время Великой Отечественной войны ежемесячно только в действующую Красную Армию доставлялось 70 миллионов писем. Конвертов не хватало. С фронта приходили письма – треугольники. Отправляли их бесплатно.

Треугольники складывали из любой оказавшейся под руками бумаги, вплоть до газетной.

Фронтовые письма еще их можно назвать - Треугольники судьбы. В них жизнь, в них память. Бойцы их писали между боем, в окопах, после боя уже усталые и раненные. Некоторые письма были совсем короткими, а некоторые заканчивались следующей фразой: «Ухожу на фронт».






1 чтец: Треугольники-птицы,

оригами войны.

Горьких судеб страницы

и страшны, и нежны.

Далеки расстоянья

от фронтов до тылов.

Письма – связь расставаний

через магию слов.

2 чтец: Карандашные строчки

на случайных листках

о боях, и о прочем

мимо политрука.

На трёхтонках надсадных,

на бипланах ночных

достигал адресатов

треугольник с войны.

3 чтец: Жили люди в разлуках

от письма до письма.

Эту радость без стука

приносили в дома.

Лишь конверты-квадраты

из бумаги штабной

возвещали о Братских,

опылив сединой.

4 чтец: Рассыпалась из армий

похоронок крупа

о всех тех, кто с плацдармов

в рай солдатский попал,

и по строчкам казённым
растекалась слеза,
как помин вознесённым
высоко в небеса.

Просмотр видеоролика «Фронтовое письмо» Даниил Соколенко»


Дед вчера на храненье мне отдал письмо,
Что пришло в сорок пятом из Праги.
Много лет он берёг в довоенном трюмо
Этот старый листочек бумаги.

На поблекшей страничке неровно легли,
Тонкой вязью, чернильные строчки,
Буквы в строчках - как в небе седом журавли -
Сердце рвут полинялые точки!

«Дорогие родные, я жив и здоров!
За меня волноваться не надо!
Если что, в батальоне полно докторов –
Медсестёр – по десятку на брата!

За посылку спасибо, я всё получил.
Скоро буду – чуток потерпите!
Очень важно, что б крепким и верным был тыл –
И прошу вас – себя берегите!»

Эти строчки, пропахшие горькой войной,
Пробирают мне душу до дрожи!
Их мой прадед писал, не пришедший домой –
Ничего нет на свете дороже,

Чем сплетенье простых незатейливых слов,
Полных жизни, любви и отваги,
Тех, кто насмерть стоял под напором врагов,
Кто ходил, не сгибаясь, в атаки!

Нет в России врагом покорённых святынь –
Что сожгли – все восстали из пепла!
До сих пор в наших душах пылает Хатынь,
Наша святость от жара окрепла!

Я письмо это буду, как память, хранить,
Вопреки и годам и разлукам!
Что б героев, под слоем времён не забыть –
Передам как реликвию внукам.

Дорогие родные, я жив и здоров!
За меня волноваться не надо!
Если что, в батальоне полно докторов –
Медсестёр – по десятку на брата!

За посылку спасибо, я всё получил.
Скоро буду – чуток потерпите!
Очень важно, что б крепким и верным был тыл –
И прошу вас – себя берегите!»



Письмо солдату в прошлое. Складывание треугольника.

Дети пишут солдату от имени сына письмо по плану:

1 Приветствие

2. Рассказ о себе

3. Ответы на вопросы отца.

4. Вопросы о войне.

        

Зачитывание писем - ответов


6. Практическая работа

- С чего начнем письмо? Какими словами?

 (дорогой дедушка, глубокоуважаемый ветеран, многоуважаемый)
- О чем мы можем написать ветерану?

 (что знаем о войне, пожелать здоровья, рассказать о своих успехах, поблагодарить ветерана).

- За что мы  благодарны ветерану?

(за мир, за нашу жизнь, за то, что победили…)
- О чем хочешь спросить?
- О каких успехах ты можешь рассказать ветерану?

- Какими словами можно заменить слово солдат?

 (боец, воин, защитник, освободитель, герой, победитель)
- Подберите синонимы к слову Родина.

(Россия, отчизна, отечество)

- Что напишем в заключительной части письма?

(пожелания, добрые советы и слова прощания)
- Какие пожелания у вас есть ветерану?

(здоровья, сил, успехов, мира…)

 Написание писем ветерану. Прочтение некоторых писем. Затем дети складывают эти письма формой треугольника.

9 Мая вы сможете ребята свои письма подарить детям войны нашего поселка.

  1. Сейчас мы живем под мирным небом. Мир, созданный для жизни, сегодня как никогда нуждается в защите. Россия постоянно старается укрепить мир на нашей планете.

  2. Создание

  3. плаката о мире.

  4. Мы сейчас создадим плакат «Мы - за мир!», в котором отразим наше отношение к миру.

  5. – На крыльях голубей напишите ваши пожелания. А потом наши голуби полетят по «мирному небу».

  6. Написание пожеланий.

  7. Дети подходят к доске, приклеивают голубя на плакат, вслух читают написанное.

  8. Писем белые стаи

Прилетали на Русь.

Их с волнением читали

Знали их наизусть

Эти письма поныне

Не теряют, не жгут

Как большую святыню

Сыновья берегут.



Учитель: Все взрослые и дети всегда мечтают о мирном небе над головой. О мире во всем Мире. Давайте закончим сегодня наш классный час песней

«Аист на крыше»


Где это было,
Когда это было,
В детстве, а может во сне.
Аист на крыше
Гнездо для любимой
Свил по весне.
Чудился мне он
И в странствиях дальних
Символом верной любви.
Люди, прошу,
Не спугните случайно
Аиста вы.


ПРИПЕВ: Люди, прошу я,
                 Потише, потише,
         Войны пусть сгинут во мгле.
                 Аист на крыше,
                 Аист на крыше,
                 Мир на земле.
                 Аист на крыше,
                 Аист на крыше,
                Мир на земле.

Аист на крыше
Гнездо с аистёнком
Ночью и днём бережёт.
Но а в том доме
Под крышей девчонка
Счастья так ждёт.
Люди в Нью-Йорке,
Берлине, Париже,
Верьте друг другу и мне.

Аист на крыше,
Счастье под крышей,

Мир на земле.


IV. Рефлексия

- Ребята, заслушав ваши письма, мы поняли, что вы знаете, что   нужно делать вам, подрастающему поколению, чтобы сохранить мир на Земле, чтобы ужасы страшной войны  не повторились.

- Что нового вы для себя узнали, и какие мысли  у вас остались после нашего классного часа?

- На этом наш урок закончен.

- Общение с вами ребята было очень плодотворным и приятным.

Всем спасибо за сотрудничеств.

Список литературы

1. Волкогонов Д. А., О героях и героическом. – М., 1977;

2.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».

3.Еськов Г. С., Ратный подвиг во имя Родины. – М., 1999;

4.Касимова Т. А., Яковлев Д. Е., Патриотическое воспитание школьников. Методическое пособие. Москва. Айрес-пресс. 2005;

5.Курашкина Р. А., Программа воспитания школьников «Я гражданин России»//Классный руководитель.– 2006.– №3.– С.64 – 76;

6. Фришман И. И., Методика работы педагога дополнительного образования. Москва 2001.

7. Интернет-ресурсы.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!