СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебно-методические рекомендации по дисциплине "Графический дизайн"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическое пособие содержит основные сведения по подготовке к занятиям по компьютерной графике.

Просмотр содержимого документа
«Учебно-методические рекомендации по дисциплине "Графический дизайн"»

Методическое пособие содержит основные сведения по подготовке к занятиям по компьютерной графике с представленным перечнем практических, самостоятельных и проектных работ, позволяющих преподавателю самостоятельно подготовиться к занятиям. Пособие предназначено для учителей и преподавателей, преподающих компьютерную графику или графический дизайн.

Сегодня виртуальная реальность - быстро развивающаяся компьютерная технология. Прогресс в области микропроцессоров, средств передачи данных, инструментов для человеко-машинного взаимодействия, а также сбора информации об окружающей среде привел к появлению весьма реалистичных виртуальных миров. Работу пользователя с виртуальной реальностью стали называть погружением. Нынешние компьютеры способны формировать для пользователя живую виртуальную (моделируемую вычислительной системой) среду, с которой пользователь взаимодействует с помощью широкого набора специализированных устройств ввода/вывода информации - наушников, микрофона, компьютерных очков, специализированных перчаток и костюмов для передачи тактильного взаимодействие и пр. Технологии виртуальной реальности вышли на образовательный рынок совсем недавно и быстро развиваются. Разработки ведут многие компьютерные гиганты, терминология в этой области еще до конца устоялась. Сегодня основные задачи профессионального образования сводятся к подготовке не просто квалифицированного работника, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, способного к эффективной работе на уровне мировых стандартов, но и готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, удовлетворению потребности в получении соответствующего образования. Учебная дисциплина «Компьютерная графика» или «Графический дизайн» разработана для приобретения знаний и умений в эффективном применении информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, организации индивидуального информационного пространства и автоматизации коммуникационной деятельности. Основные цели и задачи «Компьютерной графики» или «Графического дизайна» как дисциплины – развитие у обучающихся понятий «компьютерная графика», «графический дизайн», назначение наиболее распространенных графических редакторов и способы использования информационных технологий в профессиональной и повседневной жизнедеятельности. В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте;

- структуру плана для решения задач;

- порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности;

- приемы структурирования информации;

- формат оформления результатов поиска информации;

- возможные траектории профессионального развития и самообразования;

- особенности социального и культурного контекста;

- современные средства и устройства информатизации;

- порядок применения программного обеспечения в профессиональной деятельности

- теоретические основы композиционного построения в графическом и в объемнопространственном дизайне;

- преобразующие методы формообразования (стилизацию и трансформацию);

- законы создания цветовой гармонии;

- программные приложения работы с данными;

- правила и методы создания различных продуктов в программных приложениях;

- классификацию программных приложений и их направленности;

- классификацию профессионального оборудования и навыков работы с ним;

- программные приложения работы с данными;

- программные приложения работы с данными для разработки дизайн-макетов;

- современные тенденции в области дизайна;

- программные приложения по основным направлениям графического дизайна;

- методы и формы самообучения и саморазвития на основе самопрезентации. В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- правильно выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы;

- определять необходимые ресурсы;

- оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника)

- проводить проектный анализ;

- собирать, обобщать и структурировать информацию;

- разрабатывать концепцию проекта; - определять задачи поиска информации;

- определять необходимые источники информации;

- планировать процесс поиска;

- структурировать получаемую информацию;

- выделять наиболее значимое в перечне информации;

- оценивать практическую значимость результатов поиска;

- оформлять результаты поиска;

- выстраивать траектории профессионального и личностного развития;

- излагать свои мысли на государственном языке;

- применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач;

- использовать современное программное обеспечение;

- выбирать графические средства и технические инструменты в соответствии с тематикой и задачами проекта;

- выбирать материалы и программное обеспечение с учетом их наглядных и формообразующих свойств;

- понимать сочетание в дизайн-проекте собственного художественного вкуса и требований заказчика;

- выполнять эталонные образцы объекта дизайна в макете, материале и в интерактивной среде;

- применять логические и интуитивные методы поиска новых идей и решений.

В результате освоения образовательной программы у выпускника 9 класса должны быть сформированы общие и профессиональные компетенции. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать следующими общими компетенциями (далее - ОК):

  1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

  2. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности

  3. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие

  4. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста

  5. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности профессиональными компетенциями

  6. Разработка технического задания на продукт графического дизайна ПК

  7. Осуществлять сбор, систематизацию и анализ данных необходимых для разработки технического задания дизайн-продукта ПК

  8. Определять выбор технических и программных средств для разработки дизайн-макета с учетом их особенностей использования

  9. Создание графических дизайн-макетов ПК

  10. Определять потребности в программных продуктах, материалах и оборудовании при разработке дизайн-макета на основе технического задания ПК

  11. Разрабатывать дизайн-макет на основе технического задания

  12. Организация личного профессионального развития и обучения на рабочем месте

  13. Анализировать современные тенденции в области графического дизайна для их адаптации и использования в своей профессиональной деятельности.

Изучение курса дисциплины «Компьютерная графика» или «Графический дизайн» предполагает объёмный блок самостоятельной работы обучающихся. На занятиях предлагается самостоятельная работа по составлению конспекта, выполнению тестовых заданий. На практических занятиях ставятся задачи для самостоятельного выполнения, работа с графическими программными продуктами, создание проектных работ в графических редакторах, осуществление поиска информации в различных компьютерных сетях. Каждому обучающемуся выдаются индивидуальные задания по выполнению эссе и презентаций на различные темы курса, для выполнения которых требуется самостоятельная работа.

Важным условием для формирования человека является его способность воспринимать, обрабатывать и использовать графическую информацию. В настоящее время процесс информатизации образования стремительно развивается, что позволяет использовать в обучении целый ряд новых информационных технологий. Изучение компьютерной графики в школе — одна из важнейших областей применения персональных компьютеров и одно из ведущих направлений в развитии новых информационных технологий. Важно рассмотретья следующие понятия: растровое изображение, объем точечного изображения, глубина цвета, размер графического файла, формат графического файла (BMP, GIF, TIFF, JPEG, PCX), векторное изображение, графический примитив. Тема содержит сравнительное описание растровой и векторной графики, в которых обсуждаются вопросы построения, редактирования, масштабирования и применения графики. Источник растровых изображений — это метод, который может оцифровывать аналоговые изображения или принимать их непосредственно в цифровой форме. Цифровые видеокамеры могут быть назначены на устройства, которые получают цифровые изображения непосредственно (и когда дело касается любительской работы, веб-камер). Растровая графика — основа компьютерной графики, без нее невозможно представить многое из того, что нас окружает: бегущая строка в общественном транспорте, таблоид на вокзале, шрифты на компьютере, изображение на мониторе или экране телевизора. Растровая графика послужила основой для разработки других видов компьютерной графики. Изучение этого раздела требует творческого подхода и четкого изложения материала. Изображение, полученное этими устройствами сразу, без каких-либо преобразований, сохраняется как файлы на специальных носителях. Затем файлы, содержащие изображения, переносятся с цифрового устройства на компьютер. Веб-камера обычно не имеет собственного запоминающего устройства и просто переводит цифровой сигнал в компьютер. Устройства для оцифровки изображений включают в себя различные устройства для преобразования аналогового сигнала в цифровой. Просто нужно положить фотографию в сканер и получить готовое изображение на компьютере. Эти свойства растровой графики позволяют детям, даже без художественных способностей, ощущать себя определенным творцом, уметь создавать художественные образы и широкие возможности для самореализации. Благодаря современной разработке цифровых технологий дети имеют доступ к графической информации. Сегодня у каждого ребенка есть телефон с возможностью фото- и видеосъемки хорошего качества. И нужно постараться использовать это факт в образовательных целях. Одно из важнейших понятий компьютерной графики — это графический формат. Каждый графический объект сохраняется в файле того или иного формата. Графический формат файла определяет технологию хранения графической информации в файле. Основными видами графических форматов являются растровые и векторные форматы. Растровые изображения сохраняются с помощью матрицы пикселей. Для каждого пикселя этой матрицы сохраняется двоичный код, который определяет цвет пикселя. Такие данные хранит файл, а также его алгоритм сжатия. Векторные изображения сохраняются в виде геометрических примитивов их свойств — координат, размеров, цветов и др. Среди разнообразия растровых и векторных форматов нет идеального формата, который бы удовлетворял требованиям всех пользователей. Выбор формата записи графической информации зависит от целей работы с изображением и способа его получения. Если требуется фотографическая точность воспроизведения цвета, то преимущество отдается растровой графике. Чертежи, схемы и другая рисованная графика, в том числе компьютерная анимация, как правило, хранится и обрабатывается с использованием векторной графики. От формата файла зависит и объем памяти, который занимает этот файл. Графические редакторы позволяют пользователю выбрать графический формат. Если необходимо работать с изображением реальной действительности, то целесообразно выбрать растровый графический формат. Существует несколько десятков форматов растровых файлов. Каждый из них имеет свои положительные качества, которые определяют возможность его использования при работе с графической информацией. Например, наиболее распространенные из них следующие. Достаточно общий формат Bitmap. Файлы в этом формате имеют расширение BMP. Этот формат поддерживают практически все графические редакторы растровой графики. Основной недостаток формата BMP—размер сжатия. Для того, чтобы хранить многоцветные изображения, используется формат JPEG, файлы которого имеют расширение JPG или JPEG. Этот формат позволяет сжимать изображение с большим коэффициентом за счет частичной потери данных. Чем меньше цвет изображения, тем хуже эффект от использования формата JPEG. Но на экране компьютера это практически незаметно. Формат GIF— самый компактный размер изображения, который имеет потерю данных, и уменьшает в несколько раз размер файла. Файлы в этом формате имеют расширение GIF. В этом формате сохраняются изображения с небольшой глубиной цвета, например, при создании иллюстраций. В формате GIFесть интересные функции, позволяющие сохранять такие эффекты, как прозрачность фонового изображения и анимации. GIF-формат также позволяет записывать изображение «по линии», благодаря чему с частью файла можно видеть все изображение, но с более низким разрешением. Графический формат PNG— формат графического файла, подобный GIF, но поддерживающий большее количество цветов. Для документов, передаваемых через Интернет, очень важно иметь файлы небольшого размера. Поэтому при подготовке веб-страниц используются типы Если имеются особенно высокие требования к качеству изображений, то применяется специальный формат TIFF. Файлы в этом формате имеют расширение TIF или TIFF. Они обеспечивают достаточную степень сжатия и возможность хранить больше данных в файле, в котором рисунки расположены во вспомогательных слоях и содержат аннотации и примечания к рисункам. Файлы графического формата PSD создаются в растровых графических редакторах, таких как Adobe Photoshop и позволяют создать изображение на компьютере. Форматы векторных графических файлов намного меньше. Например, наиболее распространенный из них WMF — представляет собой универсальный формат для Windows-дополнений. Используется для хранения коллекции 10 11 графических изображений MicrosoftClipGallery. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том , что в школьном курсе информатики недостаточно освещены вопросы, связанные с изучением компьютерной графики. Это не позволяет учащимся получать необходимые навыки для создания и обработки графических объектов в графических редакторах. В связи с тем, что дисциплина информатика перенасыщена понятиями и изучению каждого из них уделяется мало времени, курс компьютерной графики должен быть чрезвычайно емким и в то же время наиболее эффективным. Изучение компьютерной графики должно происходить в процессе формирования умений работать с соответствующими графическими редакторами. Однако при разработке уроков не следует забывать о необходимости осваивать основные концепции построения компьютерных изображений. На профильном уровне — углубленное изучение редакторов компьютерной графики, возможность создавать: образы с помощью нескольких редакторов, целевого изображения для поддержки собственных проектов, анимированных роликов и простых 3D-сцен, импортировать и экспортировать изображения и элементы изображения. Однако практической литературы для этого уровня почти нет. Есть разбросанные уроки, нет методических рекомендаций для учителей. То есть, больше методических материалов связано с обучением компьютерной графике на базовом уровне. Таким образом, в учебниках по информатике содержание учебного материала в разделе «Информационные технологии» представлено по-разному — на примере различных программных средств. Кроме того, количество часов, затрачиваемых на изучение этого раздела, слишком мало по сравнению с содержанием, которое нужно освоить. В то же время использование компьютерной графики позволяет существенно увеличить эффективность обучения не только информатике, но и другим предметам, в частности геометрии, за счет принципа наглядности и активности. Тематика самостоятельной работы Темы практических занятий: • Изучение возможностей меню, панели инструментов, цветовой палитры. • Простейшие приемы работы. • Создание декоративного текста. • Создание изображения в технике свободного рисования. • Создание коллажа. • Создание фоторамки. • Ретушь фотографии, создание журнального фотоснимка. • Создание поздравительной открытки, пригласительного письма. • Создание журнальной страницы. • Создание выпускного альбома. • Изучение возможностей меню, панели инструментов, цветовой палитры. • Основы работы в программе CorelDRAW. • Создание декоративного текста. • Создание изображения в технике свободного рисования. • Создание визитки, листовки, буклета. • Создание поздравительной открытки, пригласительного письма. • Создание брошюры. • Создание афиши, рекламного баннера. • Создание журнальной страницы. • Создание журнала. Темы эссе, презентаций: • Виды растров. • Средства создания изображений. • Разновидности эффектов в растровой графике и их применение в оформление графических объектов. • Пакеты векторной графики. • Управление изображением в векторных редакторах. Проекты: • Детский декоративный текст. • Коллаж «Вокруг света». • Поздравительная открытка с Новым годом. • Пригласительный билет на празднование Дня студента. • Декоративный текст с использованием различных текстур. • Фирменный стиль. • Плакат с 23 февраля. • Плакат с 8 марта. • Комплект плакатов для кабинетов колледжа. Для того чтобы практические занятия приносили максимальную пользу, необходимо помнить, что упражнение и решение ситуативных задач проводятся по вычитанному на лекциях материалу и связаны, как правило, с детальным разбором отдельных вопросов лекционного курса. Следует подчеркнуть, что только после усвоения лекционного материала с определенной точки зрения (а именно с той, с которой он излагается на лекциях) он будет закрепляться на практических занятиях как в результате обсуждения и анализа лекционного материала, так и с помощью решения ситуативных задач. При этих условиях студент не только хорошо усвоит материал, но и научится применять его на практике, а также получит дополнительный стимул (и это очень важно) для активной проработки лекции. При самостоятельном решении поставленных задач нужно обосновывать каждый этап действий, исходя из теоретических положений курса. Если сту- 12 13 дент видит несколько путей решения проблемы (задачи), то нужно сравнить их и выбрать самый рациональный. Полезно до начала решения поставленных задач составить краткий план решения проблемы (задачи). Решение проблемных задач или примеров следует излагать подробно, нужно сопровождать комментариями, схемами, чертежами и рисунками, инструкциями по выполнению. Следует помнить, что решение каждой учебной задачи должно доводиться до окончательного логического ответа, которого требует условие, и по возможности с выводом. Полученный результат следует проверить способами, вытекающими из существа данной задачи. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов - это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета. Метод - это дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Дидакты, педагоги обратились к этому методу, чтобы решать свои дидактические задачи. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей или взрослых студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Задания теоретической работы по дисциплине Темы эссе, презентаций: • Кодирование цвета. • Виды растров. • Средства создания изображений. • Разновидности эффектов в растровой графике и их применение в оформление графических объектов. • Пакеты векторной графики. • Управление изображением в векторных редакторах. Вопросы для самоконтроля • Источники получения растровых изображений? • Преимущества и недостатки растровой графики? • Как влияет на изображение его размер и разрешение. • Понятие пикселя в растровой графике. • Инструментальные средства растровых редакторов. • Применение масок. • Назначение гистограммы? • Как происходит тоновая коррекция изображения? • В чем заключается сущность белой и черной точек? • Какая разница между цветовой коррекцией и цветовым балансом? • Использование фильтров. • Что дает использование спецэффектов? • Что такое слои и способы работы с ними? • Как и где применять ретушь? • Виды трансформации и ее возможности. • Привязка, линейка и направляющие линии. • Способы перевода векторной графики в растровую? • Средства создания векторных изображений. • Достоинства и недостатки векторной графики? • Математические основы векторной графики. • Что является объектами векторной графики? • Виды опорных точек и способы работы с ними? • Параметры обводки объекта. • Какие свойства заливки объекта вы знаете? • Что такое примитивы и как с ними работать? • Текстовые объекты и способы их использования. • Возможности использования эффектов векторной графики? • Способы верстки. • Импорт и экспорт изображений. • Какие способы заливки вы знаете, область их применения? • Различия свойств векторных и растровых объектов? • Зачем необходим диспетчер объектов? • Команда «Преобразование», ее применение? • Зачем в векторном редакторе растровые эффекты, способы их применения?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!