СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебно-методический комплекс как средство подготовки учащихся 11 класса по физике

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

существенным фактором научно-технического прогресса, но и одним из условий общественного развития. Глубокие изменения претерпевает государственная политика в области образования: решается задача улучшения материальной базы школ, создаются новые учебные планы, программы и др. В настоящее время развернута работа по приведению в соответствие с требованиями социально-экономического и научно-технического прогресса всего комплекса программных и инструктивных документов, учебных и методических пособий, созданию современного учебно-методического комплекса по физике.

Основная цель обучения физике в школе - обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися теоретических знаний, практических умений и навыков, позволяющих выполнять на практике различного рода задачи, упражнения, а также развития навыка самостоятельного поиска учащихся, когда для них открывается простор для творческого познания.

Просмотр содержимого документа
«Учебно-методический комплекс как средство подготовки учащихся 11 класса по физике»

Учебно-методический комплекс как средство подготовки учащихся

11 класса по физике


На современном этапе жизни общества физическое образование остается не только существенным фактором научно-технического прогресса, но и одним из условий общественного развития. Глубокие изменения претерпевает государственная политика в области образования: решается задача улучшения материальной базы школ, создаются новые учебные планы, программы и др. В настоящее время развернута работа по приведению в соответствие с требованиями социально-экономического и научно-технического прогресса всего комплекса программных и инструктивных документов, учебных и методических пособий, созданию современного учебно-методического комплекса по физике.

Основная цель обучения физике в школе - обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися теоретических знаний, практических умений и навыков, позволяющих выполнять на практике различного рода задачи, упражнения, а также развития навыка самостоятельного поиска учащихся, когда для них открывается простор для творческого познания.

Современной школе необходим учебно-методический комплекс по физике, позволяющий максимально использовать все имеющиеся возможности для усвоения информации, систематизировать научные сведения, оперативно закреплять полученные знания на практике. Качественный учебно-методический комплекс по физике должен обеспечивать системный подход к дидактическому процессу, освещать изучаемые вопросы с различных сторон.

Концептуальное обобщение опыта и теории учебно-методических комплексов изложено в работах В.Г. Бейлинсона, В.П. Беспалько, Е.В. Григорьевой, Д.Д. Зуева, И.Я. Лернера , А.Я. Микк, А.К. Пийримяги , Д.И. Трайгака и др. Согласно современным представлениям большинства исследователей учебно-методический комплекс по физике для школы должен включать в себя следующие компоненты: календарно-тематическое планирование; учебную программу изучаемой дисциплины, в которой перечислены этапы освоения материала; учебник (учебное пособие); задачник; пособие для лабораторных работ; справочные пособия; методические рекомендации по изучению учебной дисциплины: описание последовательности действий, советы по распределению времени, рекомендации по использованию имеющихся в наличии материалов; тестовые задания и другие учебные материалы; различные виды моделей, лабораторные стенды и установки и т.д.

Вместе с тем, существующее учебно-методическое обеспечение подготовки учащихся в области физики пока не в полной мере удовлетворяет современным требованиям государственных образовательных стандартов, не имеет комплексного характера, во многом не учитывает современных тенденций, связанных с повышением требований к уровню подготовки

Поэтому проблема создания и реализации учебно-методического комплекса по физике, как средства совершенствования подготовки учащихся, является актуальной проблемой.

Учебник -- книга, содержащая систематическое изложение знаний в определённой области и используемая как в системе образования, на различных её уровнях, так и для самостоятельного обучения.

Учебное пособие -- учебное издание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания.

Учебное пособие рассматривается как дополнение к учебнику. Учебное пособие может охватывать не всю дисциплину, а лишь часть (несколько разделов) примерной программы. В отличие от учебника, пособие может включать не только апробированные, общепризнанные знания и положения, но и разные мнения по той или иной проблеме.

В случае, когда в учебный план вводится новая дисциплина или в учебную программу вводятся новые темы, то первоначально организуется выпуск учебного пособия. Учебник, как правило, создается на базе апробированного пособия.

Учебные пособия составляются с учётом возрастных и социальных особенностей их потенциальной читательской аудитории. Учебная литература выпускается как государственными, так и частными издательствами и находится под контролем государственных служб.

Развитие идеи учебных пособий и учебников привело к созданию новых форм, не имеющих воплощения в виде книги. Примером могут служить учебные пособия на основе технологии HTML, викиучебник, аудиоучебные пособия др.

Учебные пособия, учебники и программа имеют общую систему понятий, фактов, общую последовательность их изучения. Но в них, в отличие от программы, дается трактовка явлений, уточняется содержание изучаемых понятий, включаются задания на закрепление знаний.

В связи с этим существуют определенные требования, которым должен соответствовать учебник. Среди них выделяют традиционные и новые.

К традиционным требованиям можно отнести:

а) научность и доступность;

б) краткость или полнота;

в) объединение с задачником или разделение;

г) уровневая и профильная дифференциация;

д) практическая и прикладная направленность.

Так как в современном мире научно-технический прогресс и внедрение новых технологий во все сферы жизни играет огромную роль, то в соответствии с этим появляются и новые требования к учебнику и образовательному процессу в целом.

К новым требованиям относятся следующие:

а) соответствие стратегии модернизации;

б) степень новизны;

в) соответствие обязательному минимуму содержания;

г) возможность использования при работе по различным образовательным программам.

Как правило, учебник включает следующие структурные компоненты:

- теоретические сведения;

- аппарат организации работы (вопросы, задания);

- иллюстративный материал и аппарат ориентировки (указатели, оглавление, заголовки и т. п.).

Тексты о физических явлениях составляют основное содержание учебников и учебных пособий по физике. Тексты делятся на основные и дополнительные.

В основных текстах описываются явления, факты, даются определения понятий, перечисляются их основные признаки, делаются выводы и обобщения, предлагаются задания и упражнения, на основе которых формируется система умений и навыков, выводятся законы и формулы и т. п.

В дополнительных текстах даются материалы для справок, примечания, разъяснения, образцы рассуждений (или способы применения правил) и т. п. Аппарат организации работы включает те вопросы и задания, которые организуют наблюдения учащихся над фактами и явлениями, способствуют систематизации и обобщению изученного, направляют деятельность учащихся в процессе формирования у них умений и навыков. Иллюстративный материал (рисунки, схемы, таблицы, графические обозначения и т. п.) способствует более глубокому осознанию изучаемых явлений, поэтому он тесно связан с основным учебным текстом, наглядно представляет то, о чем в нем говорится, дополняет, конкретизирует его, а в ряде случаев восполняет материал, отсутствующий в тексте.

Аппарат ориентировки (указатели, заголовки, оглавление) помогает учащимся понять внутреннюю структуру учебника, дает представление о содержании и построении учебного материала, позволяет ориентироваться в содержании учебника в целом, быстро найти нужные сведения и т. п.

Учитель должен знать, как строится учебник и учебные пособия, чтобы методически верно использовать весь материал, представленный в учебных книгах, объяснить школьникам тем или иным способом на определенном этапе работы смысл и назначение всех их компонентов.

Учебник предназначен и для учащихся, и для учителя. Для ученика он является источником информации, справочным пособием, средством овладения умениями. Для учителя - это источник методической системы. С помощью учебника он определяет методы работы со школьниками на разных этапах освоения материала.

Следует иметь в виду, что при этом доля самостоятельности действий учащихся постепенно увеличивается. А перед учителем стоит задача - сделать работу по анализу материалов для наблюдений более разнообразной. Для этого необязательно ограничиваться теми вопросами и заданиями, которые есть в учебнике, - можно использовать новые с учетом развития познавательной активности учащихся.

Вот образцы таких заданий:

  • самостоятельно разобраться в материале для наблюдений и привести свои примеры, аналогичные данным;

  • разобраться в материале параграфа и дать дополнительные вопросы;

  • найти то, о чем не говорили на прошлых уроках;

  • отметить то новое, что узнали по сравнению с начальной школой;

  • составить план ответа параграфа;

сопоставить материалы двух параграфов и составить общий план их пересказа и т. п.

Упражнения всех учебников ориентированы и на развитие познавательной активности учащихся, и на формирование опыта творческой деятельности, как это предусмотрено содержанием обучения по любому учебному предмету в средней школе. С этой целью используются упражнения продуктивного характера, частично поисковые задания, в основе которых лежит умение применять полученные знания в новой ситуации, самостоятельно анализировать факты, делать выводы и обобщения.

Материалы учебников и учебных пособий позволяют дифференцировать задания для различных групп школьников с учетом их индивидуальных возможностей и интересов. Индивидуальный подход может быть реализован как в ходе освоения теории, так и в процессе формирования умений.

В теоретической части учебника содержится материал различной степени сложности: материал для самостоятельных наблюдений; материал для ознакомления с определенной информацией в рамках данной темы; теоретические сведения, требующие осмысления, а не запоминания; материал для обязательного заучивания; сведения, имеющие сугубо практическое значение.

В связи с этим учителю предоставляется возможность по-разному использовать теоретические сведения в работе со школьниками, учитывать их интересы и способности на этапе анализа явлений, формулирования выводов и обобщений. Сильным учащимся предлагаются вопросы и задания для самостоятельного наблюдения фактов и явлений языка. Этой группе школьников адресованы вопросы и задания повышенной трудности, помеченные специальным значком (в списке условных обозначений в учебниках для каждого класса).

При освоении теоретических сведений, которые необходимо только осознать без обязательного запоминания, нужно привлечь к работе средних учащихся, так как они могут не придать им должного значения, не сориентироваться в материале, что приведет к нежелательным результатам при формировании умений.


При выполнении заданий, направленных на формирование умений и навыков, индивидуальный подход тоже может быть реализован. Наличие в упражнениях заданий различного характера позволяет учителю дифференцированно подходить к организации их выполнения и проверки.

Таким образом, и теоретические, и практические материалы учебников и учебных пособий дают возможность дифференцировать их по степени важности, сложности, практической значимости, учитывать индивидуальные особенности школьников при изучении определений и правил, в процессе формирования умений и навыков. Исходя из всего вышесказанного, можно выделить следующие основные признаки, которым должен соответствовать хороший учебник и учебное пособие:

  • доступное научное изложение, формирующее у ученика логичность, доказательность мышления, познавательную активность и интересы;

  • ведущая роль теоретических положений, определяющих систему и характер практических навыков и умений;

  • удачный подбор фактов, пояснений, примеров, иллюстраций, позволяющих усвоить содержание научного материала;

  • интересные упражнения, практические работы, задания на сообразительность, пытливость мысли;

  • связь учебного материала с жизнью и бытом людей;

  • хорошее оформление;

  • соответствие учебника и учебного пособия школьной программе.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!