СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебно-методический комплекс по дисциплине физическая культура для студентов 1 курса

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Учебно-методический комплекс по дисциплине физическая культура для студентов 1 курса»

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В.И. Вернадского»

(ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»)

Таврический колледж

(структурное подразделение)




УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по учебной работе

______________________ О.С. Горащук

«_____»_______________________2020 г.






УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.07 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА





















2020г.

Данный фонд учебно-методического обеспечения на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – УМО) по специальностям среднего профессионального образования для специальности 54.02.01 «Дизайн по отраслям» и предназначен для обучающихся 1 курса.











Организация-разработчик: Таврический колледж ФГАОУ ВО «КФУ имени В.И. Вернадского» (структурное подразделение)








Разработчик(и): Преподаватель физической культуры: Бородина К.А.








Рассмотрено и утверждено на заседании методической комиссии общеобразовательных дисциплин и дисциплин общего гуманитарного и социально-экономического цикла


от «_____»_______________2020 г.


Председатель __________________ В.И. Лунева





СОДЕРЖАНИЕ


Стр.

1.УЧЕБНО МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ..………………………….....4

1.1 Область применения комплекта УМО……………………………………...4

1.2 Цели и задачи УМО…………………………………………………………..4

2. УМО ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.......…………….4

2.1. Примеры технологических карт ……………………………………………5

3. УМО ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕОРЕТИЧСКИХ ЗАНЯТИЙ….……………..15

3.1. Примеры лекций и опорных конспектов…………………………………..15

4. Методические рекомендации к оформлению рефератов…………………..26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………29





























  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ



    1. Область применения комплекта учебно- методического обеспечения



Данный комплект учебно-методического обеспечения применятся для реализации практических и теоретических занятий по учебной дисциплине «физическая культура» и предназначен для обучающихся первого курса.


1.2. Цели и задачи УМО

В ходе обучения студенты должны полностью выполнить требования Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, предъявляемые к освоению дисциплины «Физическая культура».

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: использовать физкультурно – оздоровительную деятельность для укрепления здоровья достижения жизненных и профессиональных целей.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни.


  1. УМО ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ



Практические занятия являются основным типом занятий по дисциплине физическая культура. Основными методами изложения учебного материала на практических занятиях являются: рассказ, беседа, демонстрация, обучение, разъяснение , исправление технических ошибок, практическое совершенствование.

Основой для реализации практических занятий являются учебная программа, календарно-тематическое планирование, поурочное планирование и технологическая карта занятия, которая составляется в соответствии с тематикой и местом проведения занятия. В поурочное планирование могут вноситься изменения, в связи с погодными условиями и изменениями в расписании занятий.

    1. Примеры технологических карт по дисциплине УОД.07 Физическая культура:



Технологическая карта учебного занятия

Специальность: 18.02.01Аналитический контроль качества химических

Соединений

Курс: 1

Занятие №___по дисциплине Физическая культура

Количество часов ___2___

Тема занятия: ___Техника бега с низкого старта__

Место проведения::_спортивная площадка__

Оборудование:_секундомер, мел, свисток

Цель: Освоение техники бега с низкого старта

Задачи: - Ознакомить с техникой бега с низкого старта

- Обучить правильным движениям рук и ног при выполнении низкого старта.

­- Способствовать развитию быстроты. координации, ловкости у обучающихся


Часть занятия

Название упражнения

дозировка

Методические указания


П О Д Г Т О В И Т Е Л Ь Н А Я


Построение, рапорт, перекличка, сообщение темы, цели и задач занятия

3 мин

настроить занимающихся на предстоящую работу.

Повороты налево, направо, кругом.

2-3р.

команды отдаются громко, четко. Настроить занимающихся на предстоящую работу, оптимизировать их внимание.

Ходьба, ускоренная ходьба, легкий бег.


500м.

следить за темпом движения, дыханием занимающихся; по окончанию бега дать упр-е на восстановление дыхания.

Разминка: выполнение ОРУ в кругу

15 мин

построение занимающихся в круг

И.П. руки-на поясе, ноги-основная стойка. Круговые движения головой. 1-4 вправо. 1-4 влево

2-3р.

темп выполнения медленный, следить за осанкой занимающихся

И.П. руки-на поясе, ноги-основная стойка. Наклоны головой. 1-вниз,2-назад, 3- влево, 4-вправо

2-3р.

темп выполнения медленный, следить за осанкой

И.П. кисти рук на плечах, ноги- основная стойка. Круговые движения в плечевом суставе. 1-4 вперед, 1-4 назад

2-3р.

темп выполнения- ускоренный, следить за осанкой занимающихся

И.П. прямые руки вытянуты вперед, ноги-основная стойка. Круговые движения в плечевом суставе. 1-4 вперед, 1-4 назад.

2-3р.

темп выполнения умеренный, следить за осанкой занимающихся

И.П. Руки согнуты перед грудью, ноги-основная стойка. Выпрямление рук с поворотом туловища. 1-2 выпрямление без поворота, 3-4 с поворотом

2-3р.

темп выполнения умеренный, следить за осанкой занимающихся, амплитудой движений.

И.П. Руки выпрямлены вперед-в стороны, ноги-основная стойка. 1-4 вращение в локтевых суставах вперед, 1-4 вращение в локтевых суставах назад.

2-3р.





Темп выполнения умеренный. Следить за осанкой занимающихся и правильностью выполнения движений.

И.П. руки- выпрямлены в стороны, ноги-основная стойка. 1-4 вращение в кистевых суставах вперед, 1-4 назад.


2-3р



Темп выполнения умеренный. Следить за осанкой занимающихся и правильностью выполнения

И.П. правая рука выпрямлена вверх, левая на поясе, ноги-основная стойка. Наклоны в сторону. 1-3 наклоны влево 4- И.П, смена И.П. 1-3- наклоны вправо, 4-И.П.

2-3р

темп выполнения медленный, следить за осанкой занимающихся и правильностью выполнения движений.


И.П. руки – на поясе, ноги-основная стойка. Круговые движения тазом. 1-4 влево, 1-4 вправо.

2-3р.

темп выполнения медленный, следить за правильностью выполнения движений.

И.П. руки-на поясе, ноги-широкая стойка. Наклоны. 1-к левой ноге, 2-по центру,3- к правой ноге, 4-И.П.

2-3р.

темп выполнения медленный, ноги прямые, обязательно касание руками стопы/пола

И.П. руки-на поясе, ноги-скрестно, правая впереди. Наклоны. 1-3 наклон, 4-И.П., смена И.П.(левая нога впереди), 1-3-наклоны, 4- И.П.

2-3р.

темп выполнения медленный, ноги прямые, обязательно касание руками стопы/пола

И.П. руки-на коленях, ноги-узкая стойка. Круговые движения в коленных суставах. 1-4 влево, 1-4 вправо.

2-3р.

темп выполнения медленный, следить за правильностью выполнения движений

И.П. руки на коленях, ноги основная стойка. Круговые движения в коленных суставах. 1-4 вовнутрь, 1-4 наружу.

2-3р.

темп выполнения медленный, следить за правильностью выполнения движений

И.П. сед на правой, руки -вытянуты вперед. Перемещения в сед на левой и обратно.

6р.

темп выполнения медленный, таз перемещается горизонтально, руки вытянуты вперед, спина прямая.

И.П. руки вытянуты вперед, ноги-основная стойка. Перекрёстные махи ногами.

10р.

темп выполнения умеренный, обе ноги прямые; следить за осанкой, амплитудой движений.

И.П. руки на поясе, правая нога на носок в сторону. Круговые движения в голеностопном суставе. 1-4 вовнутрь, 1-4 наружу. Смена И.П., левая на носок в сторону.

2-3р






темп выполнения умеренный, следить за правильностью выполнения движений.




Выполнение специальных беговых упражнений. (комплекс № 1)

по 20м..

следить за техникой выполнения упражнений, соблюдением дистанции.

О С Н О В Н А Я

Построение занимающихся, ознакомление занимающихся с техникой бега с низкого старта. Разъяснить необходимость его использования в беге на короткие дистанции. Ознакомление с командами стартера. Демонстрация позиции низкого старта в соответствии с командами.

10 мин.

показ сопровождается краткими объяснениями с акцентом на главных особенностях техники и демонстрацией отдельных ее элементов. Занимающиеся должны располагаться так, чтобы преподаватель был виден им в отдельные моменты с разных сторон. Демонстрация техники выполняется в среднем темпе.

Обучение технике низкого старта:

* обучение постановке рук и ног на дорожку по команде «на старт!»





















*обучение движениям по команде «внимание!»












*обучение технике стартового шага по команде «марш!»

15 мин.

По команде «на старт!» занимающийся подходит к стартовой черте, первой выполняется постановка ног: толчковая(более сильная нога) ставится на колено, с упором носка в землю( стартовую колодку). Нога впереди ставится на всю стопу согнутая в колене. Ноги находятся на расстоянии половины стопы занимающегося, колено задней ноги- на уровне середины стопы передней. Затем выполняется постановка рук на стартовую черту. Руки должны быть выпрямлены, пальцы натянуты, черты касаются только большой и указательный пальцы. Корпус слегка наклонен вперед, голова опущена, центр тяжести переносится на кисти, локти и плечи.

По команде «Внимание!» следует поднять таз выше плеч на 20-30 см, но ноги в коленных суставах полностью не выпрямлять. Независимо от антропометрических данных занимающегося, углы между бедром и голенью соответствуют 100 - 130°. Плечи подаются вперед, тяжесть тела распределена на 4 опорные точки. Голова не поднимается, шея не должна быть напряжена.

По команде «марш!» занимающийся должен выполнить резкий первый стартовый шаг толчковой ногой и вынести вперед маховым движением противоположную руку, корпус не должен выпрямляться , на протяжении нескольких стартовых шагов занимающийся должен оставаться в легком наклоне.

Развитие быстроты двигательной реакции, координации и ловкости.

Выполнение стартов из разных позиций по сигналу и самостоятельно:

-упор присев лицом по направлению движения.

-спиной по направлению движения

-выполняя бег с высоким подниманием бедра на месте

-выполняя прыжки на месте.

2р.x 15м

следить за быстротой и координацией выполнения стартов из разных позиций.

Выполнение стартовых шагов по линиям из позиции низкого старта (коррекция длины стартовых шагов)

3р.x10 м.

следить за попаданием стоп занимающихся на линии стартовых шагов. Длина шагов подбирается в соответствии с антропометрическими данными)

Выполнение 8 стартовых шагов на время

3р.

следить за быстротой и техникой выполнения стартовых шагов.


Бег 30 м на время.

2р.

следить за быстротой и техникой выполнения стартовых шагов.

З А К Л Ю Ч И Т Е Л Ь Н А Я

Упражнение на восстановление дыхания. Отдых 1 мин

2-3р.

темп выполнения упражнений медленный

Бег трусцой с переходом на ходьбу.

300м

Следить за самочувствием занимающихся




Построение занимающихся, получение информации о самочувствии занимающихся, подведение итогов занятия, домашнее задание.

3 мин.





Технологическая карта учебного занятия


Специальность: 18.02.01Аналитический контроль качества химических

соединений

Курс: 1


Занятие №______по дисциплине Физическая культура

Количество часов ___2___

Тема занятия: ___Спортивная ходьба__

Место проведения::_спортивная площадка__

Оборудование:_секундомер, мел, гимнастические палки

Цель: Освоение техники спортивной ходьбы

Задачи: - Ознакомить с техникой спортивной ходьбы

- Научить движению таза при спортивной ходьбе

- Обучить правильным движениям рук и плеч при спортивной ходьбе.

­- Совершенствовать технику спортивной ходьбы


Часть занятия

Название упражнения

дозировка

Методические указания




П


О


Д


Г


О


Т


О


В


И


Т


Е


Л


Ь


Н


А


Я



Построение, рапорт, перекличка, сообщение темы, цели и задач занятия

3 мин

настроить занимающихся на предстоящую работу.

Повороты налево, направо, кругом.

2-3р.

команды отдаются громко, четко. Настроить занимающихся на предстоящую работу, оптимизировать их внимание.

Ходьба, ускоренная ходьба, легкий бег.


500м.

следить за темпом движения, дыханием занимающихся; по окончанию бега дать упр-е на восстановление дыхания.

Разминка: выполнение ОРУ в кругу

15 мин

построение занимающихся в круг

И.П. руки-на поясе, ноги-основная стойка. Круговые движения головой. 1-4 вправо. 1-4 влево

2-3р.

темп выполнения медленный, следить за осанкой занимающихся

И.П. руки-на поясе, ноги-основная стойка. Наклоны головой. 1-вниз,2-назад, 3- влево, 4-вправо

2-3р.

темп выполнения медленный, следить за осанкой

И.П. кисти рук на плечах, ноги- основная стойка. Круговые движения в плечевом суставе. 1-4 вперед, 1-4 назад

2-3р.

темп выполнения- ускоренный, следить за осанкой занимающихся

И.П. прямые руки вытянуты вперед, ноги-основная стойка. Круговые движения в плечевом суставе. 1-4 вперед, 1-4 назад.

2-3р.

темп выполнения умеренный, следить за осанкой занимающихся

И.П. Руки согнуты перед грудью, ноги-основная стойка. Выпрямление рук с поворотом туловища. 1-2 выпрямление без поворота, 3-4 с поворотом

2-3р.

темп выполнения умеренный, следить за осанкой занимающихся, амплитудой движений.

И.П. правая рука выпрямлена вверх, левая на поясе, ноги-основная стойка. Наклоны в сторону. 1-3 наклоны влево 4- И.П, смена И.П. 1-3- наклоны вправо, 4-И.П.

2-3р

темп выполнения медленный, следить за осанкой занимающихся и правильностью выполнения движений.


И.П. руки – на поясе, ноги-основная стойка. Круговые движения тазом. 1-4 влево, 1-4 вправо.

2-3р.

темп выполнения медленный, следить за правильностью выполнения движений.

И.П. руки-на поясе, ноги-широкая стойка. Наклоны. 1-к левой ноге, 2-по центру,3- к правой ноге, 4-И.П.

2-3р.

темп выполнения медленный, ноги прямые, обязательно касание руками стопы/пола

И.П. руки-на поясе, ноги-скрестно, правая впереди. Наклоны. 1-3 наклон, 4-И.П., смена И.П.(левая нога впереди), 1-3-наклоны, 4- И.П.

2-3р.

темп выполнения медленный, ноги прямые, обязательно касание руками стопы/пола

И.П. руки-на коленях, ноги-узкая стойка. Круговые движения в коленных суставах. 1-4 влево, 1-4 вправо.

2-3р.

темп выполнения медленный, следить за правильностью выполнения движений

И.П. руки на коленях, ноги основная стойка. Круговые движения в коленных суставах. 1-4 вовнутрь, 1-4 наружу.

2-3р.

темп выполнения медленный, следить за правильностью выполнения движений

И.П. сед на правой, руки -вытянуты вперед. Перемещения в сед на левой и обратно.

6р.

темп выполнения медленный, таз перемещается горизонтально, руки вытянуты вперед, спина прямая.

И.П. руки вытянуты вперед, ноги-основная стойка. Перекрёстные махи ногами.

10р.

темп выполнения умеренный, обе ноги прямые; следить за осанкой, амплитудой движений.

И.П. руки на поясе, правая нога на носок в сторону. Круговые движения в голеностопном суставе. 1-4 вовнутрь, 1-4 наружу. Смена И.П., левая на носок в сторону.

2-3р.

темп выполнения умеренный, следить за правильностью выполнения движений.

О



С



Н



О



В




Н



А



Я



Построение занимающихся, ознакомление занимающихся с видом легкой атлетики спортивная ходьба (история развития, правила соревнований, места проведения соревнований, демонстрация техники спортивной ходьбы)

15 мин.

показ сопровождается краткими объяснениями с акцентом на главных особенностях техники и демонстрацией отдельных ее элементов. Занимающиеся должны располагаться так, чтобы преподаватель был виден им в отдельные моменты с разных сторон. Демонстрация техники выполняется в среднем темпе.

Специальные и подготовительные упражнения.

Имитация работы рук в спортивной ходьбе.




3x10 сек.




смена темпа работы рук с медленного на ускоренный; следить за техникой выполнения движений. Руки движутся прямолинейно, согнутые под прямым или тупым углом, не пересекая средней плоскости.

Ходьба « по линии». Нога, выполняющая шаг ставится с противоположной стороны от линии. Права нога-слева, левая-справа. Руки вытянуты в стороны/ руки за спиной/ перекрестная работа рук.

3-4р.x30м.

следить за правильностью выполнения: нога не должна отрываться от опоры, нога ставится на землю прямой и остается в таком положении до момента заднего толчка (отсутствие фазы полета)

Спортивная ходьба в среднем темпе, руки заложены за спину.


3-4р.x30м

следить за правильностью выполнения, корпус слегка наклонен вперед

Ходьба в среднем темпе, руки опущены вниз

3-4р.x30м

следить за правильностью выполнения, корпус слегка наклонен вперед


Ходьба в среднем темпе с гимнастической палкой в руках впереди, за спиной, вверху.

3-4р.x30м

следить за правильностью выполнения, корпус слегка наклонен вперед

.Спортивная ходьба в среднем темпе с активной работой согнутых рук и плечевого пояса


3-4р.x30м

следить за правильностью выполнения, корпус слегка наклонен вперед

Спортивная ходьба с различной скоростью

3 x 50 м

увеличение темпа от первого повторения к последующим

Длительная спортивная ходьба

2x300м.

смена темпа во время прохождения дистанции.

З

А

К

Л

Ю

Ч

И

Т

Е

Л

Ь

Н

А

Я


Упражнение на восстановление дыхания. Отдых 1 мин

2 мин

Следить за самочувствием занимающихся

Построение занимающихся, получение информации о самочувствии занимающихся, подведение итогов занятия, домашнее задание.

3 мин.




Технологическая карта учебного занятия


Специальность: 18.02.01Аналитический контроль качества химических

Соединений

Курс: 1

Занятие №______по дисциплине Физическая культура

Количество часов ___2___

Тема занятия: __Техника и способы подач в волейболе__

Место проведения::_волейбольная площадка__

Оборудование:_мячи волейбольные, сетка волейбольная

Цель: Освоение техники подач в волейболе

Задачи: - Ознакомить с техникой и способами подач в волейболе.

- Обучить технике подготовительных и имитационных упражнений с мячом

- Совершенствовать технику подач в волейболе

­- Способствовать развитию координации и точности у занимающихся


Часть занятия

Название упражнения

дозировка

Методические указания




П


О


Д


Г


О


Т


О


В


И


Т


Е


Л


Ь


Н


А


Я


Построение, рапорт, перекличка, сообщение темы, цели и задач занятия

3 мин

настроить занимающихся на предстоящую работу.

Повороты налево, направо, кругом.

2-3р.

команды отдаются громко, четко. Настроить занимающихся на предстоящую работу, оптимизировать их внимание.

Ходьба, ускоренная ходьба в обход по площадке.

200м

следить за темпом движения, дыханием занимающихся;

Разминка: выполнение ОРУ в движении

15 мин

дистанция 2-3м

И.П. руки - на поясе. Ходьба на носках

20м.

темп выполнения медленный, следить за осанкой занимающихся

И.П. руки - в замок за голову, локти в стороны. Ходьба на пятках.

20м.

темп выполнения медленный, следить за осанкой

И.П. руки - на поясе. Ходьба на внешней стороне стопы

20м.

темп выполнения медленный, следить за осанкой

Ходьба с высоким подниманием бедра.

20м.

колено сгибается в угол 90 градусов. Руки работают перекрестно, согнуты в локтях.

Наклон на каждый шаг к прямой ноге.

15м.

следить за осанкой занимающихся.

И.П. руки вытянуты вперед - в стороны. Перекрестные махи ногами на каждый шаг

15м.

прямая нога, должна коснуться ладони противоположной руки носком. Спина при этом остается прямой.

Ходьба в полуприседе. Руки выпрямлены в стороны.

15м

спина прямая, голова не опущена

«гусиный шаг» ходьба в полном приседе. Руки на коленях.

15м

спина прямая, голова не опущена

Ходьба в выпаде.

15м.

спина прямая, голова не опущена, носок при шаге - на себя.

И.П. руки согнуты перед грудью. Ходьба с поворотом на каждый шаг.

15м..

темп выполнения медленный. локти точно в стороны. Следить за осанкой. Стопа ставится на опору с пятки.

И.П. руки - согнуты перед грудью. 1-2-разведение согнутых рук. 3-4-разведение прямых рук.

2-3р.

локти точно в стороны. Следить за осанкой.

И.П. руки выпрямлены вперед. 1-4-круговые движения руками вперед, 1-4 назад.

2-3р

темп выполнения умеренный.Следить за осанкой и амплитудой движений.

И.П. руки вытянуты в стороны. 1-4 круговые движения в локтевых суставах вперед, 1-4-назад.

2-3р.

темп выполнения умеренный, следить за осанкой, амплитудой движений.

ИП. Руки выпрямлены в стороны. Круговые движения в кистевых суставах. 1-4 вперед, 1-4-назад.

2-3р.

темп выполнения умеренный,


И.П. руки на поясе. 1-2 наклон головой вперед назад. 3-4 –наклон влево, вправо.

2-3р

темп выполнения медленный. Следить за осанкой занимающихся.

О



С



Н



О



В




Н



А



Я



Построение занимающихся, ознакомление занимающихся с техникой и способами подач в волейболе. Разъяснение необходимости точности в подачах и основных ошибок при этом. Демонстрация техники различных способов подач.

10мин.

Показ сопровождается краткими объяснениями с акцентом на главных особенностях техники и демонстрацией отдельных ее элементов. Занимающиеся должны располагаться так, чтобы преподаватель был виден им в отдельные моменты с разных сторон. Демонстрация техники выполняется в среднем темпе.

Обучение технике различных способов подач:

Выполнение имитирующих и подготовительных упражнений без мяча. Необходимых для подач стоек с имитацией подбрасывания и ударов по мячу.



3-5мин



Следить за правильностью выполнения упражнений.

Выполнение подготовительных и имитационных упражнений с мячом.

*из необходимой для соответствующего способа подачи стойки подбрасывание и ловля мяча.




5-7мин.




В стойке ноги согнуты в коленях, основной цент тяжести на передней ноге. Подбрасывание выполняется почти прямой рукой, за счет работы кисти и пальцев.


* подбрасывание и ловля мяча в прыжке (имитация верхней подачи в прыжке)



Мяч подбрасывается на уровень выпрямленной над головой руки. Приземление осуществляется на полусогнутые ноги.


* из необходимой для соответствующего способа подачи стойки подбрасывание и удар по мячу



Имитационные удары выполняются выпрямленной рукой, пальцы собраны вместе, касание мяча производится внутренней частью ладони. Имитационные удары выполняются без приложения силы.

Подача мяча в направлении своего партнера.

3 мин.

Упражнение выполняется в парах, по несколько раз каждым способом. Расстояние между партнерами 7-9 м.


Подача мяча через сетку на площадку противника с середины своей площадки/с лини подачи

4-5 р.

Упражнение выполняется в парах, по несколько раз каждым способом. Следить за техникой выполнения подач, и за соблюдением техники безопасности.




Подачи мяча различными способами в зоны площадки противника.

4-5р.

Следить за техникой и точностью подач, за соблюдением техники безопасности.




Соревнования между командами занимающихся на количество правильно выполненных подач через сетку.

5-7мин

Занимающиеся делятся на 2 команды. Каждый участник выполняет одну подачу на пустую площадку противника. Заступ, подача в «аут» или в сетку не приносят команде очко.


Построение занимающихся. Объявление победителя игры.

Медленный бег с переходом на ходьбу.

300м.

Следить за самочувствием . дыханием занимающихся.

З

А

К

Л

Ю

Ч

И

Т

Е

Л

Ь

Н

А

Я


Упражнение на восстановление дыхания. Отдых 1 мин

2 мин

Следить за самочувствием занимающихся

Построение занимающихся, получение информации о самочувствии занимающихся, подведение итогов занятия, домашнее задание.

  1. мин.





  1. УМО ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Теоретический материал подается на каждом практическом занятии вместе с методическими рекомендациями к выполнению движений. Кроме того, в учебной программе дисциплины предусмотрены лекционные занятия, на которых формируются основные теоретические знания обучающихся, согласно плану учебной программы. Основными формами теоретических занятий являются: лекции с последующим формированием конспекта обучающимися, а так же просмотры видео материалов для зрительного ознакомления с техникой двигательных навыков, правилами проведения соревнований по определенным видам спорта, оборудованием.


2.1 Примеры лекций и опорных конспектов в рамках учебной дисциплины ОУД.07 Физическая культура:



Тема : Основные физиологические показатели. Простые функциональные пробы и нагрузочное тестирование.

Основные физиологические показатели организма человека – это числовые выражения работы его жизнеобеспечивающих систем. По данным этих показателей можно судить о самочувствии человека на момент измерения, а также о нормальных или патологических процессах происходящих в его организме. Существует множество физиологических показателей, мы рассмотрим самые основные: температуру тела, частоту сердечных сокращений, артериальное давление, частоты дыхания. Стоит отметить, что все эти показатели находятся в прямой зависимости друг от друга. Нормальным считается незначительное повышение всех этих показателей при физической нагрузке. После ее отмены и периода восстановления (в теч.неск. мин. Показатели при нормальной работе организма должны вернуться в исходное состояние покоя.

Таблица нормальных значений основных физиологических показателей в состоянии покоя.

Название показателя

Нормальные значения в покое

Отклонения от нормы в меньшую сторону

Отклонения от нормы в большую сторону

Т тела

36,6 градусов С

Гипотермия – 35,7

Гипертермия – 37.0

ЧСС

60-80уд/мин

Брадикардия -менее 55уд/мин

Тахикардия - более 90 уд/мин

АД

120/75-80мм.рт.ст

Гипотония – 100/60 и менее мм.рт.ст

Гипертония – 140/90 и более мм.рт.ст

ЧД

М- 14-16 дых.движ./мин

Ж – 18-20 дых.движ/мин.




Простые функциональные пробы и нагрузочное тестирование

Данные простые виды исследований служат для быстрого определения уровня работоспособности организма и состояния основной жизнеобеспечивающей системы организма – кардио-респираторной.

Проба Руфье-Диксона

Представляет собой нагрузочный комплекс, предназначенный для оценки работоспособности сердца при физической нагрузке.

Существуют прямые и косвенные, простые и сложные методы определения PWC. К числу простых и косвенных методов определения PWC относят функциональную пробу Руфье и её модификацию — пробу Руфье — Диксона, в которых используются значения частоты сердечных сокращений в различные по времени периоды восстановления после относительно небольших нагрузок.

Проба Руфье. У испытуемого, находящегося в положении лежа на спине в течение 5 мин, определяют число пульсаций за 15 с (P1); затем в течение 45 сек испытуемый выполняет 30 приседаний. После окончания нагрузки испытуемый ложится, и у него вновь подсчитывается число пульсаций за первые 15 с (Р2), а потом — за последние 15 с первой минуты периода восстановления (Р3). Оценку работоспособности сердца производят по формуле:

Индекс Руфье = {\displaystyle {\frac {4*(P_{1}+P_{2}+P_{3})-200}{10}}}

Результаты оцениваются по величине индекса от 0 до 15:

  • меньше 3 — хорошая работоспособность;

  • 3–6 — средняя;

  • 7–9 — удовлетворительная;

  • 10–14 — плохая (средняя сердечная недостаточность);

  • 15 и выше — сильная сердечная недостаточность.

Есть и другая модификация расчета, называемая индексом Руфье — Диксона. В ней используются значения частоты сердцебиения за 1 минуту.

Индекс Руфье–Диксона = {\displaystyle {\frac {(P_{2}-70)+(P_{3}-P_{1})}{10}}}

Полученный индекс Руфье — Диксона расценивается как:

  • 0,1–5 — хорошая работоспособность;

  • 5,1–10 — средняя;

  • 10,1–15 — удовлетворительная;

  • 15,1–20 — плохая.


Проба Штанге (задержка дыхания на вдохе)

Для проведения пробы понадобится секундомер. До основного тестирования необходимо измерить пульс за 30 секунд в положении стоя.

Под базовой задержкой дыхания на вдохе понимается задержка с «нейтральным» давлением в лёгких, то есть когда давление внутри лёгких и давление снаружи грудной клетки одинаково. В таком состоянии грудная клетка максимально расслаблена. Задержка на вдохе выполняется с объёмом воздуха приблизительно равным 2/3 от максимально возможного вдоха.

Сядьте. После короткого отдыха сидя сделайте 2-3 глубоких, полных вдоха и выдоха, а затем, сделав спокойный вдох примерно на 2/3 от полного, задержите дыхание. Нос лучше зажать пальцами (или спортивным зажимом для плавания). Время отмечается от момента задержки дыхания до её прекращения.


Свой результат оцените по таблице:

Проба Генчи (задержка дыхания на выдохе) Сядьте. После 2-3 глубоких вдохов-выдохов глубоко выдохните и задержите дыхание на максимально возможное время. Время отмечается от момента задержки дыхания до её прекращения. Во время задержки можно пользоваться спортивным зажимом для носа или держать нос пальцами.  Оцените свой результат по таблице:




Тема : Легкая атлетика, как вид спорта. Ее дисциплины, правила проведения соревнований, оборудование.


Легкая атлетика - по истине считается королевой спорта! Ей занимаются люди по всему миру, она так многогранна и включает в себя большое количество дисциплин! А зрелищность и эмоциональность этих состязаний трудно передать словами! (Платонов О.А.)


Легкая атлетика комплексный олимпийский вид спорта, включающий в себя: ходьбу, бег, прыжки и метания.


Спортивная ходьба

Олимпийская легкоатлетическая дисциплина, в которой, в отличие от беговых видов, должен быть постоянный контакт ноги с землёй. В олимпийской программе соревнования у мужчин проводятся вне стадиона, на дистанции 20 км и 50 км, у женщин на 20 км. Также проводятся соревнования на 400-метровой дорожке открытых стадионов (10 000 и 20 000 м) и 200-метровой дорожке в помещении (5000 м).


О проведении соревнований: на протяжении всей дистанции, на уровне стоп спортсменов устанавливаются камеры, для отслеживания фазы полета, т.е. отрыва стоп от опоры (перехода на бег). При выявлении трех фаз полета спортсмен дисквалифицируется.


При ходьбе на большие дистанции (20 и 50 км) по ходу дистанции устанавливаются палатки с медицинскими сотрудниками, там же спортсмены могут найти бутылочки с водой и даже кусочки шоколада или сыра. Подкрепляются атлеты без остановок и на ходу.


Спринтерский бег

В олимпийской программе легкоатлетический спринт , или бег на короткие дистанции, включает в себя следующие дисциплины:

-бег на 100м;

-бег на 200м;

-бег н 400м.

Очень высокая скорость движения обуславливает особенности проведения забегов:

- в забегах участвуют одновременно не более 8ми человек;

- атлеты бегут строго по своим дорожкам;

- переход на чужую дорожку воспрещен техникой безопасности;

- используют стартовые колодки для улучшения выхода с низкого старта;
- на финише используется фотофиниш для уточнения первенства в забеге.


Для уравнивания пробегаемой дистанции по кругу (на 200 и 400м.) используется старт по принципу гандикапа (с франц. догонялки). Положение спортсменов на дорожках напоминает лесенку. Финиш же осуществляется для всех в одном месте, атлеты пересекают финишную прямую.


Команды стартера при положении низкого старта: «на старт!», «внимание!», «марш! (выстрел пистолета)». Если бегун стартовал раньше времени – это называется фальстарт. Повторная ошибка на старте грозит спортсмену дисквалификацией.


Спринтерский бег - это проявление скоростных, и скоростно-силовых качеств. Атлетам приходится демонстрировать высокий уровень двигательной реакции, частоты движений и точной межмышечной координации. Средняя скорость бега атлетов на дистанции 100м составляет 30-40км/час.


Микст или бег на средние дистанции


В олимпийской программе микст, или бег на средние дистанции включает в себя следующие дисциплины:

- 800м

- 1500м.

На данных дистанциях используется полу низкий старт (на 800м) и высокий общий старт (на 1500м). Кроме стартового разбега, всю дистанцию бегуны проходят по первой дорожке. Соревнования проводятся на стадионе.

Бег на средние дистанции является проявлением скоростной и аэробной выносливости. Атлеты демонстрируют высокий уровень физической, технической и тактической подготовки.


Стайерский бег или бег на длинные дистанции


В олимпийской программе стайерский бег , или бег на длинные дистанции включает в себя следующие дисциплины:

- 3км

- 5км

- 7км

- 10 км

- 20 км

- марафон (42, 195км) - это историческая дистанция, уходящая корнями во времена древней Греции; названа так в честь древней легенды, согласно которой гонец-житель г. Марафон пробежав 42км 195м погиб. Но донес радостное известие о победе над римлянами.

На данных дистанциях используется высокий общий старт. Особенность этих дистанций заключается в тактической подготовке бегунов.

Стайерский бег является проявлением аэробной выносливости.


Бег с использованием барьеров и препятствий

Бег с барьерами – считается сложно техническим беговым видом легкой атлетики. Преодоление барьеров на дистанциях требует от бегунов высокого уровня координации, ловкости и технической подготовки.

В олимпийскую программу входят следующие дистанции с барьерами:

-100 и 400м с барьерами - у женщин;

- 110 и 400м с барьерами - у мужчин.

На каждой из этих дистанций атлетам предстоит преодолеть по 10 барьеров. Бег на дистанциях с барьерами починяется правилам бега на спринтерские дистанции. На каждую беговую дорожку с равным промежутком и на 100 и на 400м устанавливается по 10 барьеров, высотой 86 см - для женщин и 1,05м для мужчин.

Правилами барьерного бега запрещается :

  • проносить ногу сбоку барьера;

  • намеренно сбивать барьер ногой или рукой..


Бег с препятствиями – стипль и стипль-чез - дисциплины, относящиеся к средним дистанциям беговой легкоатлетической программы. Включают следующие элементы: бег между препятствиями, преодоление препятствий и преодоление ямы с водой. Требует от спортсменов выносливости, владения техникой преодоления препятствий и тактического мышления. Проводится только на летних стадионах (без использования ямы с водой могут проводиться и в помещениях, но обычно лишь на соревнованиях небольшого ранга). Является олимпийской дисциплиной лёгкой атлетики для мужчин с 1920 года, для женщин — с 2008 года.

Бег на 3000 метров с препятствиями ведётся на специально спрофилированной дистанции. При этом препятствие (яма с водой) выносится на специальный вираж, поэтому старт дистанции даётся с отдельной отметки, отличающейся от старта гладких 3000 метров. Дистанция включает в себя преодоление в общей сложности 35 препятствий (включая 7 ям с водой), по 5 на каждом круге.

Высота барьеров у мужчин 914 мм (36 дюймов) и у женщин 762 мм (30 дюймов). Длина ямы с водой 3,66 метра (12 футов). Глубина ямы изменяется от 700 миллиметров у барьера до нуля у края ямы. Все барьеры закреплены, и сдвинуть либо опрокинуть их невозможно.


Эстафетный бег


Единственный командный вид легкой атлетики. Основными дистанциями и для мужчин и для женщин в эстафетном беге являются:

-4х100м;

-4х400м;

-шведская эстафета ( командный забег, сочетающий разные беговые дистанции, как правило в порядке от «большего меньшему»).


Прыжки


Прыжки в длину с разбега – олимпийская дисциплина легкой атлетики, относящаяся к горизонтальным прыжкам. Сложно технический вид легкой атлетики.

Соревнования по прыжкам в длину проводятся в секторе для прыжков в длину, оборудованном дорожкой для разбега и прыжковой ямой с песком. Длина беговой дорожки, как правило не менее 30м, длина прыжковой ямы не менее 4м. беговая дорожка оборудована планкой, или метом отталкивания, откуда берут начало измерения прыжка. Вторая точка измерений определяется по последнему следу, оставленному на песке в яме. Попытка прыжка не будет засчитана при наличии заступа за планку отталкивания.

Тройной прыжок в длину - олимпийская дисциплина легкой атлетики, относящаяся к горизонтальным прыжкам. Сложно технический вид легкой атлетики. Соревнования так же проходят в секторе для прыжков. Судейство тройного прыжка подчиняется таким же правилам, как и прыжок в длину с разбега.

Схема тройного прыжка состоит из трех движений: скачек-шаг-прыжок, последний из которых выполняется в яму с песком.

Прыжки в высоту – относятся к вертикальным прыжкам.  Составляющие прыжка — разбег, подготовка к отталкиванию, отталкивание, переход через планку и приземление. Требует от спортсменов прыгучести и координации движений. Соревнования проводятся, как на стадионах в специально оборудованном секторе, так и в помещениях. Планка поднимается по желанию спортсменов, на преодоление высоты дается три попытки.

Прыжки в высоту с шестом - относятся к вертикальным прыжкам. Также прыжок с шестом является самой неординарной технической дисциплиной. Только здесь (за исключением всех метательных дисциплин) нужны посторонние предметы, чтобы достичь заданной цели. Прыгуны с шестом обязаны иметь отличную гимнастическую подготовку и даже, может быть, пройти обучение в гимнастической школе. Соревнования проходят в специально оборудованном секторе, как на стадионах, так и в помещениях.  

Секторы для прыжков в высоту и в высоту с шестом оборудованы местом для разбега, стойками, планкой и местом приземления – поролоновыми матами или ямой.

Основным соревновательным способом перехода через планку в прыжках с шестом с 1964г. является способ «фосбери –флоп».



Метания в легкой атлетике

Метание диска — легкоатлетическая дисциплина, заключающаяся в метании специального спортивного снаряда — диска, на дальность. Вес диска в мужских соревнованиях — 2 кг, а в женских — 1 кг (Юниоры -1.5 кг, Молодежь -1.75 кг). Метание диска производится из ограждённого сеткой сектора. Запрещается выход спортсмена за границу сектора, пока диск не приземлится. При броске диск может задеть ограждение сектора, если другие правила не нарушены. Стили метания диска: греческий и вольный (близкий к современному). Вольный стиль – стиль метания диска, при котором в начальном положении вращение диска происходит в горизонтальной плоскости. Греческий же наоборот представляет собой первоначальное вращение диска в вертикальной плоскости.

Метание копья – легкоатлетическая дисциплина, которая представляет собой метание специального спортивного снаряда – копья. Копье метают через плечо или верхнюю часть руки, выполняющей метание. Копье нельзя швырять или бросать. Нетрадиционные способы метания копья запрещаются. Попытка засчитывается только в том случае, если наконечник металлическим острием коснулся земли раньше, чем основная часть копья. Во время выполнения попытки до тех пор, пока копье находится в воздухе, спортсмену запрещается поворачиваться таким образом, чтобы его спина была обращена к дуге метания.

Метание молота — легкоатлетическая дисциплина, заключающаяся в метании специального спортивного снаряда — молота — на дальность. Является олимпийской дисциплиной лёгкой атлетики (у мужчин — с 1900 года, у женщин — с 2000 года). Спортсмен при метании находится в специальном круге диаметром 2,135 м, в пределах которого он раскручивается и метает спортивный снаряд. Для того, чтобы попытка была засчитана, спортсмен должен покинуть круг лишь после удара молота об землю и только с задней стороны круга. К тому же молот должен упасть в пределах предназначенного сектора огороженного сеткой. Длина молота у мужчин составляет 117—121,5 см, а общий вес — 7,265. У женщин его длина составляет от 116 до 119,5 см, а общий вес — 4 кг.

Толкание ядра — соревнования по метанию на дальность толкающим движением руки специального спортивного снаряда — ядра. Дисциплина относится к метаниям и входит в технические виды легкоатлетической программы. Входит в состав легкоатлетических многоборий.

Участники соревнований выполняют бросок из круга диаметром 2,135 метра. Вес ядра в мужских соревнованиях — 7,257 кг, а в женских — 4 кг.

Как только спортсмен займет положение в круге перед началом выполнения попытки, ядро должно касаться или быть зафиксировано у шеи или подбородка, и кисть руки не должна опускаться ниже этого положения во время толкания. Ядро не должно отводиться за линию плеч.

Толкать ядро разрешается одной рукой, запрещено использование каких-либо перчаток. Запрещается также бинтование ладони или пальцев. В случае, если у спортсмена забинтована рана, он должен показать руку судье, и тот примет решение о допуске атлета к соревнованиям.

Типичная ошибка — это выход из круга или просто касание верхнего края бортика круга при выполнении толчка до того, как ядро коснётся земли. Иногда при выполнении неудачной попытки спортсмены нарочно выходят из круга, чтобы их попытка не замерялась.


Легкоатлетическое оборудование:


Для проведения соревнований по легкой атлетике необходим стадион, окружностью 400м, по окружности которого должны проходить 8 дорожек, шириной не менее 1,25м. Самым распространенным является тартановое покрытие дорожек – состоящее их нескольких нижних слоев песка, опилок и торфа, поверхность дорожек посыпается резиновой крошкой на основе специального клея – это и есть тартан.

Стандартный легкоатлетический стадион (рис.1) должен быть оборудован: беговыми дорожками, секторами для прыжков и метаний, трибунами. комнатами для переодевания, сантехническими узлами, судейскими и медицинскими комнатами.

Инвентарь для проведения соревнований должен включать все необходимое оборудование в рамках каждой из легкоатлетических дисциплин.




Тема : Гимнастика, как вид физической активности. Ее дисциплины, правила проведения соревнований, оборудование.


Гимнастика – в переводе с греческого - упражняю, тренирую, упражнение. Гимнастикой принято называть различные виды двигательной активности, но все они несут оздоровительную направленность, эстетику, грацию и красоту движений.

К основным разновидностям гимнастики относятся:

Утренняя гигиеническая гимнастика – зарядка, комплексы упражнений, выполняемых после пробуждения, для скорейшей врабатываемости организма в физические процессы, обусловленные трудовой деятельностью и графиком дня.

Производственная гимнастика – комплексы упражнений, призванных размять уставшие в процессе работы мышцы, наполнить их кислородом, улучшить работу сердца и легких. К производственной гимнастике относятся : физкульт-минутки на уроках в школе, минутки производственной гимнастике на предприятиях и т.д.

Оздоровительная гимнастика – комплексы упражнений и целые занятия, призванные охранять и улучшать уровень психического и физического здоровья организма, поддерживать высокий и стабильный уровень работоспособности. К оздоровительной гимнастике можно отнести занятия в фитнессом, пилатесом, оздоровительные тренировки в тренажерных залах, на занятиях физической культурой и т.д.

Лечебная гимнастика – комплексы упражнений, присутствующих в лечебной физкультуре. Такие комплексы призваны восстанавливать утраченные, или улучшать ослабленные функции организма. Проводятся такие комплексы, как правило под руководством инструктора по лечебной физкультуре, или врача.

Самостоятельные гимнастические виды спорта: художественная и спортивная гимнастика.

Художественная гимнастика – олимпийский международный женский вид спорта, заключающийся в выполнении под музыку различных гимнастических и танцевальных упражнений без предмета, а также с предметом (скакалкаобручмячбулавылента).

В последнее время выступления без предмета не проводятся на соревнованиях мирового класса. В групповых выступлениях используются или один предмет (например, пять мячей, пять пар булав, пять обручей), или одновременно два вида предметов (например, обручи и булавы, ленты и мячи, скакалки и мячи). Победители определяются в многоборье, в отдельных видах и групповых упражнениях.

Все упражнения идут под музыкальное сопровождение. Раньше выступали под фортепиано или один инструмент. Теперь используются оркестровые фонограммы. Выбор музыки зависит от желаний гимнастки и тренера. Но каждое упражнение должно быть не более полутора минут. Соревнования проходят на гимнастическом ковре размером 13х13 метров. Классическое многоборье (4 упражнения) — олимпийская дисциплина.

Спортивная гимнастика – комплексный олимпийский вид спорта, включающий в себя соревнования на гимнастических снарядах. Дисциплины спортивной гимнастики подразделяются в зависимости от гимнастических снарядов, которые отличаются в женской и мужской программе.

К женским упражнениям снарядам в спортивной гимнастике относятся:

-вольные упражнения на ковре;

- опорные прыжки;

- разновысокие брусья;

- упражнение на бревне.

К мужским упражнениям и снарядам относятся:

- вольные упражнения;

- опорные прыжки;

- конь;

- кольца;

- мужская перекладина;

- парные брусья.

Занятия спортивной гимнастикой требуют высокого уровня физической и технической подготовки, отличной координации движений, выполнения упражнений с соблюдением эстетических аспектов.


Тема : Волейбол, как вид спорта. История возникновения игры, современные правила, оборудование.

Волейбол (от англ. volley — удар с лёта и ball — мяч) – это олимпийский вид спорта, целью в котором является направить мяч в сторону соперника таким образом, чтобы он приземлился на половине соперника или добиться ошибки со стороны игрока команды соперника. Во время одной атаки допускается только три касания мяча подряд. Волейбол популярен как среди мужчин, так и среди женщин.

Считается, что волейбол возник благодаря Уильяму Дж. Моргану, преподавателю физического воспитания одного из колледжей Холиока (США). В 1895 году на одном из своих уроков он подвесил сетку (примерно на высоте 2 метра) и предложил своим ученикам перебрасывать через неё баскетбольную камеру. Получившуюся игру Морган назвал «Минтонет».

Спустя два года был разработан и запущен в производство первый волейбольный мяч. Во второй половине 1920-х годов появились национальные федерации Болгарии, СССР, США и Японии. В 1922 году в Бруклине были проведены первые международные соревнования, это был чемпионат YMCA с участием 23 мужских команд. В 1925 году были утверждены современные размеры площадки, а также размеры и вес волейбольного мяча. Эти правила были актуальны для стран Америки, Африки и Европы. В 1947 основана международная федерация по волейболу (FIVB). Членами федерации стали: Бельгия, Бразилия, Венгрия, Египет, Италия, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, США, Уругвай, Франция, Чехословакия и Югославия. В 1949 году в Праге состоялся первый чемпионат мира среди мужчин, а в 1964 году волейбол был включен в программу Олимпийских игр в Токио. В международных соревнованиях 1960—1970-х годов наибольших успехов добивались национальные сборные команды СССР, Чехословакии, Польши, Румынии, Болгарии, Японии. С 1990-х годов список сильнейших команд пополнился Бразилией, США, Кубой, Италией, Нидерландами, Югославией. С 2006 года FIVB объединяет 220 национальных федераций волейбола, игра является одним из самых популярных видов спорта на Земле.

Основные правила волейбола (кратко):

Волейбольный матч состоит из партий (от 3 до 5). Длительность волейбольной партии не ограничена и продолжается до тех пор, пока одна из команд не наберет 25 очков. Если преимущество над соперником составляет менее 2 очков, то партия продолжается до тех пор, пока преимущество не будет увеличено. Матч продолжается до того момента, пока одна из команд не выиграет три партии. Стоит отметить, что в пятой партии счет идет не до 25, а до 15 очков.

Каждая из двух команд может иметь в составе до 14 игроков, но на поле одновременно могут находиться 6. Начальная расстановка игроков указывает порядок перехода участников по площадке, он должен сохраниться в течение всей партии.

Правила подачи в волейболе.

Мяч вводится в игру подачей, подающая команда определяется при помощи жребия. После каждого перехода права подачи от одной команды к другой, игроки перемещаются по зонам по часовой стрелке. Подача осуществляется из-за задней линии. Если подающий заступает, отправляет мяч за пределы поля или попадает в сетку, то команда теряет подачу, а противник получает очко. Принимать подачу имеет право любой игрок, но обычно это спортсмены первой линии. Подача не блокируется. Игрок с первой линии может проводить атакующий удар, выполняется такой удар над сеткой. Игроки задней линии атакуют с трехметровой отметки. Блокирование атаки проводится над сеткой так, чтобы помешать мячу перелететь через сетку. При блоке можно переносить руки на сторону соперников, не создавая при этом для них помех. Блокируют только игроки с передней линии.

Игровое поле для волейбола (размеры и разметка)

Размер стандартного волейбольного поля составляет 18 метров в длину и 9 метров в ширину. Сетка расположена таким образом, что её высшая точка находится на высоте 2,43 метра от земли на мужских соревнованиях и 2,24 метра — на женских. Эти размеры были утверждены Международной федерацией волейбола в 1925 году и являются актуальными до сегодняшнего дня. Игровая поверхность должна быть горизонтальной, плоской, однообразной и светлой.

В волейболе есть понятие свободной зоны на игровом поле. Размеры свободной зоны регламентированы и составляют 5-8 метров от лицевых линий и 3-5 метров от боковых. Свободное пространство над игровым полем должно равняться 12,5 метрам. Игровая площадка ограничивается двумя боковыми и лицевыми линиями, которые учитываются в размере поля. Ось средней линии, проведенной между боковыми, делит игровое место на две равные части 9 х 9 м. Она проводится под сеткой и разграничивает зоны соперников. Полоса атаки наносится на каждой половине поля позади средней линии в трех метрах от нее.



  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТОВ


Написание реферата является - одной из форм обучения студентов, направленной на организацию и повышение уровня самостоятельной работы студентов; - одной из форм научной работы студентов, целью которой является расширение научного кругозора студентов, ознакомление с методологией научного поиска.

Реферат, как форма обучения студентов, - это краткий обзор максимального количества доступных публикаций по заданной теме, с элементами сопоставительного анализа данных материалов и с последующими выводами. При проведении обзора должна проводиться и исследовательская работа, но объем ее ограничен, так как анализируются уже сделанные предыдущими исследователями выводы и в связи с небольшим объемом данной формы работы.

Темы рефератов определяются кафедрой и содержатся в программе курса. Преподаватель рекомендует литературу, которая может быть использована для написания реферата.

Целью написания рефератов является: привитие студентам навыков библиографического поиска необходимой литературы (на бумажных носителях, в электронном виде); привитие студентам навыков компактного изложения мнения авторов и своего суждения по выбранному вопросу в письменной форме, научно грамотным языком и в хорошем стиле; приобретение навыка грамотного оформления ссылок на используемые источники, правильного цитирования авторского текста; выявление и развитие у студента интереса к определенной научной и практической проблематике с тем, чтобы исследование ее в дальнейшем продолжалось в подготовке и написании курсовых и дипломной работы и дальнейших научных трудах.

Основные задачи студента при написании реферата: - с максимальной полнотой использовать литературу по выбранной теме (как рекомендуемую, так и самостоятельно подобранную) для правильного понимания авторской позиции; - верно (без искажения смысла) передать авторскую позицию в своей работе; - уяснить для себя и изложить причины своего согласия (несогласия) с тем или иным автором по данной проблеме.

Требования к содержанию: - материал, использованный в реферате, должен относится строго к выбранной теме; - необходимо изложить основные аспекты проблемы не только грамотно, но и в соответствии с той или иной логикой (хронологической, тематической, событийной и др.) - при изложении следует сгруппировать идеи разных авторов по общности точек зрения или по научным школам; - реферат должен заканчиваться подведением итогов проведенной исследовательской работы: содержать краткий анализ-обоснование преимуществ той точки зрения по рассматриваемому вопросу, с которой Вы солидарны.

Структура реферата.

  1. Начинается реферат с титульного листа.

  2. За титульным листом следует оглавление.

Оглавление - это план реферата, в котором каждому разделу должен соответствовать номер страницы, на которой он находится.

3. Текст реферата. Он делится на три части: введение, основная часть и заключение.

а) Введение - раздел реферата, посвященный постановке проблемы, которая будет рассматриваться и обоснованию выбора темы.

б) Основная часть - это звено работы, в котором последовательно раскрывается выбранная тема. Основная часть может быть представлена как цельным текстом, так и разделена на главы. При необходимости текст реферата может дополняться иллюстрациями, таблицами, графиками, но ими не следует "перегружать" текст.

в) Заключение - данный раздел реферата должен быть представлен в виде выводов, которые готовятся на основе подготовленного текста. Выводы должны быть краткими и четкими. Также в заключении можно обозначить проблемы, которые "высветились" в ходе работы над рефератом, но не были раскрыты в работе.

4. Список источников и литературы. В данном списке называются как те источники, на которые ссылается студент при подготовке реферата, так и все иные, изученные им в связи с его подготовкой. В работе должно быть использовано не менее 5 разных источников, из них хотя бы один – на иностранном языке (английском или французском). Работа, выполненная с использованием материала, содержащегося в одном научном источнике, является явным плагиатом и не принимается. Оформление Списка источников и литературы должно соответствовать требованиям библиографических стандартов (см. Оформление Списка источников и литературы).

Объем и технические требования, предъявляемые к выполнению реферата. Объем работы должен быть, как правило, не менее 20 и не более 25 страниц. Работа должна выполняться через одинарный интервал 14 шрифтом, размеры оставляемых полей: левое - 25 мм, правое - 15 мм, нижнее - 20 мм, верхнее - 20 мм. Страницы должны быть пронумерованы. Расстояние между названием части реферата или главы и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Фразы, начинающиеся с "красной" строки, печатаются с абзацным отступом от начала строки, равным 1 см.

При цитировании необходимо соблюдать следующие правила: текст цитаты заключается в кавычки и приводится без изменений, без произвольного сокращения цитируемого фрагмента (пропуск слов, предложений или абзацев допускается, если не влечет искажения всего фрагмента, и обозначается многоточием, которое ставится на месте пропуска) и без искажения смысла; каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник, библиографическое описание которого должно приводиться в соответствии с требованиями библиографических стандартов.

Оценивая реферат, преподаватель обращает внимание на:

- соответствие содержания выбранной теме; - отсутствие в тексте отступлений от темы;

- соблюдение структуры работы, четка ли она и обоснованна;

- умение работать с научной литературой - вычленять проблему из контекста;

- умение логически мыслить; - культуру письменной речи; - умение оформлять научный текст (правильное применение и оформление ссылок, составление библиографии);

- умение правильно понять позицию авторов, работы которых использовались при написании реферата;

- способность верно, без искажения передать используемый авторский материал; - соблюдение объема работы;

- аккуратность и правильность оформления, а также технического выполнения работы.

Реферат должен быть сдан для проверки в установленный срок

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Лях В.И. Физическая культура: учеб. Для 10-11 классов /В.И. Лях.-М.: «Просвещение» 2016.-265с.

  2. Бишаева А.А. Физическая культура : учеб. для сред. проф. образования / А. А. Бишаева. - М. : Academia, 2018. - 299 с.

3. Решетников Н.В., Кислицын Ю.Л. Физическая культура ./Н.В. Решетников.,

4. Ю.Л Кислицин .-ОИЦ «Академия» 2018.
























 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!