СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебно-методический комплекс по теме "Гармония в природной среде. Пейзаж с островами"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной подборке  собран иллюстративно-теоретический материал к разработке занятий в изостудии по теме: "Гармония в природной среде. Пейзаж с островами".

Просмотр содержимого документа
«Учебно-методический комплекс по теме "Гармония в природной среде. Пейзаж с островами"»



Пейзаж и его разновидности


Учебно-методический комплекс по теме: «Гармония в природной среде.

Пейзаж с островами»

Составитель - Коренец А.В.,

руководитель изостудии «Перспектива», педагог дополнительного образования

МОБУ СОШ № 34 г.Таганрога


И.И. Левитан. Весна - большая вода.

Пейза́ж (фр. Paysage, от pays — страна, местность) — жанр изобразительного искусства (а также отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа.

Современные представления о пейзаже сформировались на протяжении столетий с развитием художественных приемов для его изображения. В пейзажном произведении особое значение придаётся построению перспективы и композиции вида, передаче состояния атмосферы, воздушной и световой среды, их изменчивости.

Пейзаж — сравнительно молодой жанр живописи. Веками образы природы рисовались лишь как изображение среды обитания персонажей, в качестве декораций для икон, впоследствии для сцен жанровых сюжетов и портретов. Постепенно, с развитием научных и опытных знаний линейной и воздушной перспективы, светотени, пропорциональности, общей композиции, колорита, рельефности изображения, природные виды стали вначале равноправным членом сюжетной композиции, а затем трансформировалась в центральный предмет изображения.

Длительный период времени пейзажные мотивы представляли собой обобщённые, сочинённые, идеализированные виды. Значительный рывок в отношении осознания художником значения пейзажа представляло изображение им конкретной местности (берег Женевского озера, швейцарский художник XV века Конрад Виц). Во всемирно-культурном процессе пейзаж как живописный жанр заявил о себе, в первую очередь, как европейское искусство, несмотря на существование древнекитайской и других восточных традиций искусства пейзажного рисунка и их влияние на европейские художественные процессы.

Пейзажные произведения европейских мастеров XVII—XVIII веков — неотъемлемый образец идеальных эстетических воззрений на пейзаж, работы импрессионистов и постимпрессионистов явились кульминационным моментом необычайного становления пейзажного жанра в конце XIX века. Расцвет пейзажной живописи ознаменовало развитие пленерного пейзажа, связанного с изобретением в XIX веке метода производства тюбиковых красок. Живописец мог работать вдали от своей мастерской, на природе, при натуральном освещении. Это значительно обогатило выбор мотивов, приблизило искусство к зрителю, дало возможность творцу воплотить свои непосредственные эмоциональные впечатления в произведение живописи.

Если в прошлые времена, особенно при господстве академизма, пейзаж относился к «второстепенному» жанру живописи, то, особенно начиная с импрессионистов (с их, несомненно, ведущим пейзажным приоритетом) и поныне, это направление представлено в творчестве многих художников и пользуется непреходящим интересом любителей живописи. При взгляде на лучшие пейзажные произведения можно почти физически ощутить дуновение ветра, запах моря, тишину снега или шум листвы.

Элементы, виды и характеры пейзажа

Пейзаж обычно изображает открытое пространство. В нём, как правило, представлено изображение водной (марина) или земной поверхности. В зависимости от типа изображённого мотива различают:

  • природный (горный, степной, лесной, морской, речной),

  • архитектурный (ведута), городской, сельский,

  • промышленный (здания, техника)

  • метеорологические (облака, дождь)

  • астрономические (звёзды, солнце, луна) и другие.

Иногда художник использует также фигуративные включения (люди, животные), преимущественно в виде относительно мимолётных сюжетных ситуаций. В пейзажной композиции им, однако, отводится однозначно второстепенное значение, часто роль стаффажа. При этом пейзажи может быть как камерными, так и панорамными.

Кроме того, пейзаж может носить эпический, исторический, героический, лирический, романтический, фантастический и даже абстрактный характер.

Название жанра распространяется на изображение естественной или преобразованной человеком природы, окружающей среды, характерных ландшафтов, видов гор, рек, лесов, полей, городов, исторических памятников, всего богатства и разнообразия растительности.
Внутри жанра «пейзаж» можно сделать некоторые уточнения.   Пейзаж исторический – это облик Земли давнего прошлого, вечные и неизменные законы природы, фантастический пейзаж (футурологический), предполагающий вымышленный образ какого-либо природного или абстрактного пространства, особую область представляет космический, астральный – видимое с земли или мыслимое небесное, звездное пространство, изображение  далеких планет.

Пейзажная живопись восходит к античной традиции известной как по редким сохранившимся произведениям так и по описаниям древних авторов. Позже пейзажная живопись глубоко изменилась под воздействием христианской космогонии перенесенной на средневековый Запад из Византии. Элементы пейзажа изображены еще очень схематично и служат лишь в качестве фона на котором происходит действие. В Италии в самом конце XIII в. реализм Джотто придает пейзажу некоторую пластичность и более правдоподобные пропорции. В начале XIV в. заметны попытки развития пространства пейзажа в глубину с помощью кулис в виде расположенных уступами скал.В середине XIV в. символический и декоративный язык живописи средневековья направит развитие пейзажа в другую сторону - в сторону коврового пейзажа, самым ранним известным примером которого являются фрески в Авиньоне. В период между 1380 и 1430 этот тип пейзажа появляется в немецких "Райских садах" и их имитациях у Стефано да Верона во фресках с изображением времен года в Тренто в "Видении св. Евстафия" Пизанелло и на сохранившихся страницах франко-фламандских рукописей. В "Великолепном часослове герцога Беррийского" взгляд сверху вниз позволяет братьям Лимбургам охватить целиком фрагмент природы и связанную с ней человеческую деятельность ("Месяцы"); композиционное единство дополняется воздушной перспективой и наблюдением времен года. Однако этот еще полусказочный пейзаж не удовлетворял новому реалистическому духу Ренессанса.

В 1430 происходит скачок в художественном освоении пространства благодаря открытию линейной перспективы в Италии и световоздушной - в Нидерландах. Использование линейной перспективы в пейзаже началось видимо не ранее 1440 (Паоло Уччелло - "Битва св. Георгия с драконом" Париж музей Жакмар-Андре) а уже около 1460 все крупные итальянские художники кватроченто писавшие пейзажи (в их числе Джованни Беллини и Пьеро делла Франческа) используют эти сходящиеся линии и уменьшающиеся по мере удаления от зрителя простые объемы.

С 16 века (Питер Брейгель в Нидерландах, Альберт Альтдорфер в Германии) и особенно в 17-18вв. (Питер Рубенс во Фландрии, Ян ван Гойен, Рембрандт в Голландии, Никола Пуссен, Клод Лоррен во Франции) пейзаж становятся самостоятельным жанром, формируются его разновидности и направления (лирический, героический, документальный пейзаж).

19 век дал новые открытия и возможности для художников (барбизонцы, Камиль Коро, А.А Саврасов, И.И. Шишкин, В.Д. Поленов, И.И. Левитан, В.А. Серов, К.А. Коровин), работа на пленэре (т.е. в естественной природной среде) – завершилась достижениями импрессионизма (Эдуарда Мане, Клодт Моне, Огюст Ренуар), открывшими новые возможности в живописной передаче пространственной глубины, изменчивости световоздушной среды, сложности цветовой гаммы. Крупные мастера пейзажной живописи конца 19 и 20 века (Поль Сезанн, Поль Гоген, Анри Матисс, А.И. Куинджи, Н.К. Рерих и др.) строят свои концепции пейзажа на основе философских концепций мироздания, расширяют эмоциональные, ассоциативные качества пейзажной живописи, включают ее в эстетические системы новейшего искусства.

Тематические, предметные возможности пейзажного жанра становятся все более разнообразными по мере технического прогресса.



А.П. Самохвалов. Островок Н.М. Ромадин. Свежий ветер


4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!