СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебно-методический материал к теме 7 "Сценическое движение"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебно-методический материал к теме 7 "Сценическое движение"

Просмотр содержимого документа
«Учебно-методический материал к теме 7 "Сценическое движение"»

Муниципальное бюджетное учреждение образовательное учреждение «Дом детского творчества города Димитровграда Ульяновской области» УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ «ТЕАТР БЕЗ БАРЬЕРОВ»  Тема 7 (второй модуль обучения): СЦЕНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ. 2019 год

Муниципальное бюджетное учреждение образовательное учреждение «Дом детского творчества города Димитровграда Ульяновской области»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ «ТЕАТР БЕЗ БАРЬЕРОВ»

Тема 7 (второй модуль обучения): СЦЕНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ.

2019 год

Требования к уровню подготовки обучающихся  Результатом освоения программы по учебному предмету «Сценическое движение» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков: умение подготовить концертно-сценический номер или фрагмент под руководством преподавателя; умения использовать выразительные средства для создания художественного образа; навыков владения средствами танцевальной выразительности; умения вырабатывать логику поведения на сцене, целесообразность действий; умения координироваться в сценическом пространстве; навыков по владению психофизическим состоянием; знания основных эстетических и стилевых направлений в области вокального искусства; навыков репетиционной и концертной работы; использовать навыки по применению полученных знаний и умений в практической работе на сцене при исполнении концертного номера; навыков анализа собственного исполнительского опыта.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Результатом освоения программы по учебному предмету «Сценическое движение» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

  • умение подготовить концертно-сценический номер или фрагмент под руководством преподавателя;
  • умения использовать выразительные средства для создания художественного образа;
  • навыков владения средствами танцевальной выразительности;
  • умения вырабатывать логику поведения на сцене, целесообразность действий;
  • умения координироваться в сценическом пространстве;
  • навыков по владению психофизическим состоянием;
  • знания основных эстетических и стилевых направлений в области вокального искусства;
  • навыков репетиционной и концертной работы;
  • использовать навыки по применению полученных знаний и умений в практической работе на сцене при исполнении концертного номера;
  • навыков анализа собственного исполнительского опыта.
Методические рекомендации  В основе учебной темы «сценическое движение» лежат следующие методические принципы: единство технического и художественно – эстетического развития учащегося; постепенность и последовательность в овладении сценическим движением; принцип эмоционального положительного фона обучения;  индивидуальный подход к учащемуся.

Методические рекомендации

В основе учебной темы «сценическое движение» лежат следующие методические принципы:

  • единство технического и художественно – эстетического развития учащегося;
  • постепенность и последовательность в овладении сценическим движением;
  • принцип эмоционального положительного фона обучения;
  • индивидуальный подход к учащемуся.
1.       Упражнения на фонационное дыхание Цель: освобождение фонационных путей от мышечного зажима. Выполняются в кругу, при выполнении упражнений используется носовое дыхание. Упражнение «Дровосек»: Ноги на ширине плеч, при вдохе руки заносим над головой (руки соединены в «замок»), при выдохе со звуком «Ух!» руки резко опускаем вниз. Упражнение повторяем 3-4 раза. Упражнение «На цыпочках»: Приподнимаясь на носки, делаем вдох, опускаясь, — выдох. Упражнение повторяем 3-4 раза. Упражнение «Китайские церемонии»: Ноги на ширине плеч, руки на поясе. Протяжно произносим: гм-гм-гм, выполняя следующие движения; медленно наклоняя корпус вперед (спина прямая), делаем вдох; возвращаясь в исходное положение, – выдох.

1.       Упражнения на фонационное дыхание

  • Цель: освобождение фонационных путей от мышечного зажима. Выполняются в кругу, при выполнении упражнений используется носовое дыхание.
  • Упражнение «Дровосек»: Ноги на ширине плеч, при вдохе руки заносим над головой (руки соединены в «замок»), при выдохе со звуком «Ух!» руки резко опускаем вниз. Упражнение повторяем 3-4 раза.
  • Упражнение «На цыпочках»: Приподнимаясь на носки, делаем вдох, опускаясь, — выдох. Упражнение повторяем 3-4 раза.
  • Упражнение «Китайские церемонии»: Ноги на ширине плеч, руки на поясе. Протяжно произносим: гм-гм-гм, выполняя следующие движения; медленно наклоняя корпус вперед (спина прямая), делаем вдох; возвращаясь в исходное положение, – выдох.
2.       Упражнения с применением звуков   Цель: тренировка внутриглоточной полости для ощущения звука в резонирующих полостях. Упражнение «Шумы»: Встанем прямо, руки вдоль тела. Произнесем на медленном выдохе: ССССССС…(«свист ветра»). ШШШШШШ…(«шум леса»). ЖЖЖЖЖ…(«жужжит пчела»). Упражнение «Мотоцикл»: Встанем прямо, руки вдоль туловища, произнесем на медленном выдохе: РРРРР, переходящее в РЬРЬРЬРЬ… Упражнение «Эхо»: Участники, руки складывая шалашиком, направляют друг другу «Ау!» по кругу.

2.       Упражнения с применением звуков

  • Цель: тренировка внутриглоточной полости для ощущения звука в резонирующих полостях.
  • Упражнение «Шумы»: Встанем прямо, руки вдоль тела. Произнесем на медленном выдохе: ССССССС…(«свист ветра»). ШШШШШШ…(«шум леса»). ЖЖЖЖЖ…(«жужжит пчела»).
  • Упражнение «Мотоцикл»: Встанем прямо, руки вдоль туловища, произнесем на медленном выдохе: РРРРР, переходящее в РЬРЬРЬРЬ…
  • Упражнение «Эхо»: Участники, руки складывая шалашиком, направляют друг другу «Ау!» по кругу.
3. Упражнения на разогрев мышц 1.Упражнение «Лед и пламя»: Участники встают в круг. По команде «пламя» (под музыку) они начинают интенсивное движение телом, по команде «лед» застывают в позе, которую должны оправдать. 2. Упражнение «Снятие телесных зажимов и управление эмоциональным состоянием». На каждый хлопок происходит излом тела, любого участка. Старайтесь, чтобы, вы не повторялись. Педагог: Хорошо размялись. На следующем занятии мы продолжим разучивание упражнений. Прошу всех вернуться на свои места.

3. Упражнения на разогрев мышц

  • 1.Упражнение «Лед и пламя»: Участники встают в круг. По команде «пламя» (под музыку) они начинают интенсивное движение телом, по команде «лед» застывают в позе, которую должны оправдать.
  • 2. Упражнение «Снятие телесных зажимов и управление эмоциональным состоянием». На каждый хлопок происходит излом тела, любого участка. Старайтесь, чтобы, вы не повторялись.
  • Педагог: Хорошо размялись. На следующем занятии мы продолжим разучивание упражнений. Прошу всех вернуться на свои места.
Пантомима (Рantomimos в переводе с древнегреческого: тот, кто изображает все) — искусство создания образа с помощью мимики и пластики, театральное представление, в котором действующие лица изъясняются не словами, а мимикой.

Пантомима (Рantomimos в переводе с древнегреческого: тот, кто изображает все) — искусство создания образа с помощью мимики и пластики, театральное представление, в котором действующие лица изъясняются не словами, а мимикой.

Пантомима – это миниатюра без текста, которую исполняет группа артистов или один артист. Из чего же складывается пантомима? Это и мимика, и жесты, и осанка, и походка.

Пантомима – это миниатюра без текста, которую исполняет группа артистов или один артист. Из чего же складывается пантомима? Это и мимика, и жесты, и осанка, и походка.

Классическая пантомима пришла к нам из древнегреческого театра, где представления давались на огромную аудиторию. И порой зрители могли догадываться о том, что происходит на сцене, только по движениям, жестам. Актеры передают свои чувства и эмоции зрителю посредством выражения не только жестами, но и всем телом, а также мимикой. Это искусство является достаточно сложным, ведь главная задача актера состоит в том, чтобы донести зрителю всю глубину разыгрываемой сцены. Из истории театров. Первый театр в мире был построен в греческом городе Афины. В театре была сцена, зрители сидели на склонах холмов, специальный механизм изображал раскаты грома и шум дождя.
  • Классическая пантомима пришла к нам из древнегреческого театра, где представления давались на огромную аудиторию. И порой зрители могли догадываться о том, что происходит на сцене, только по движениям, жестам. Актеры передают свои чувства и эмоции зрителю посредством выражения не только жестами, но и всем телом, а также мимикой. Это искусство является достаточно сложным, ведь главная задача актера состоит в том, чтобы донести зрителю всю глубину разыгрываемой сцены.
  • Из истории театров. Первый театр в мире был построен в греческом городе Афины. В театре была сцена, зрители сидели на склонах холмов, специальный механизм изображал раскаты грома и шум дождя.
Театры в Китае и Индии.  В Китае первые театральные представления напоминали танцы на специальных крытых площадках перед храмами. В Древней Индии заднюю стенку таких площадок украшали тканями.

Театры в Китае и Индии. В Китае первые театральные представления напоминали танцы на специальных крытых площадках перед храмами. В Древней Индии заднюю стенку таких площадок украшали тканями.

Театр мим и пантомим. Это не только искусство. У него тысячелетние традиции. Своя история. Нищие, бесправные, не имеющие права не только на жизнь, но и на смерть, бродили по миру. Странствующих комедиантов травили собаками, забивали в колодки, но их весёлое искусство нельзя было уничтожить. Так, переходя из века в век , развивалась пантомима. Она перекочевала с площадей на арены цирка.
  • Театр мим и пантомим. Это не только искусство. У него тысячелетние традиции. Своя история. Нищие, бесправные, не имеющие права не только на жизнь, но и на смерть, бродили по миру.
  • Странствующих комедиантов травили собаками, забивали в колодки, но их весёлое искусство нельзя было уничтожить. Так, переходя из века в век , развивалась пантомима. Она перекочевала с площадей на арены цирка.
Театр движения, мимики и жестов.  Чтобы многое рассказать, не требуется речи. Движения, жесты, мимика могут быть настолько выразительны, что актёр способен взволновать или рассмешить своих зрителей без единого произнесённого слова.

Театр движения, мимики и жестов. Чтобы многое рассказать, не требуется речи. Движения, жесты, мимика могут быть настолько выразительны, что актёр способен взволновать или рассмешить своих зрителей без единого произнесённого слова.

«Удивительный ты человек. Я слышу, что ты делаешь, а не только вижу. Мне кажется, самые твои руки говорят», — воскликнул, увидев пантомимного актёра, древнегреческий писатель Лукиан. Актёры пантомимы запрягают несуществующих коней, плывут по бурной реке на воображаемой лодке, играют с несуществующим мячом, пьют вино из бокалов, которых фактически не существует. Вопрос:  Кто догадался, как называют актёра в пантомиме?  (Мим)
  • «Удивительный ты человек. Я слышу, что ты делаешь, а не только вижу. Мне кажется, самые твои руки говорят», — воскликнул, увидев пантомимного актёра, древнегреческий писатель Лукиан.
  • Актёры пантомимы запрягают несуществующих коней, плывут по бурной реке на воображаемой лодке, играют с несуществующим мячом, пьют вино из бокалов, которых фактически не существует.
  • Вопрос:  Кто догадался, как называют актёра в пантомиме?  (Мим)
Традиционная форма пантомимы—миниатюра, которая представляет из себя минипьесу.

Традиционная форма пантомимы—миниатюра, которая представляет из себя минипьесу.

В центре каждой пантомимы – человек, его жизнь, его борьба, его счастливые минуты и горести.

В центре каждой пантомимы – человек, его жизнь, его борьба, его счастливые минуты и горести.

Великим комиком можно назвать Чарли Чаплина. Чарли Чаплин был акробатом, танцором, научился ходить по проволоке, жонглировать; он овладел многими видами мастерства движения; он сам сочинял музыку для своих фильмов. Чарли Чаплин стал величайшим мимом нашего времени.
  • Великим комиком можно назвать Чарли Чаплина. Чарли Чаплин был акробатом, танцором, научился ходить по проволоке, жонглировать; он овладел многими видами мастерства движения; он сам сочинял музыку для своих фильмов. Чарли Чаплин стал величайшим мимом нашего времени.
Искусством пантомимы нельзя овладеть, если не будет обретена высокая техника. А техника обретается упорным трудом.

Искусством пантомимы нельзя овладеть, если не будет обретена высокая техника. А техника обретается упорным трудом.

Вопросы на закрепление темы: — Чем же мы будем заниматься на занятиях? (Учиться с помощью мимики и жестов изобразить задуманное). — Какие умения нам пригодятся? (Мимика и жесты) Давайте вспомним, что такое мимика? (Ответ:  Мимика  – это движение лицевых мышц, изменение выражения лица.) Хорошо, вспомнили. А что такое жест? (Ответ:  Жест  – движения рук, сопровождающие речь актёра или заменяющие её.) 
  • Вопросы на закрепление темы:
  • — Чем же мы будем заниматься на занятиях? (Учиться с помощью мимики и жестов изобразить задуманное).
  • — Какие умения нам пригодятся? (Мимика и жесты)
  • Давайте вспомним, что такое мимика?
  • (Ответ:  Мимика  – это движение лицевых мышц, изменение выражения лица.)
  • Хорошо, вспомнили. А что такое жест?
  • (Ответ:  Жест  – движения рук, сопровождающие речь актёра или заменяющие её.) 
С помощью мимики и жестов, показать предложенные выражения: 1. Вот такой арбузище купила. 2. Малюсенький такой пузырёчек. 3. Фи, какой противный! 4. Ну, я не знаю! 5. Всё в порядке!
  • С помощью мимики и жестов, показать предложенные выражения:
  • 1. Вот такой арбузище купила.
  • 2. Малюсенький такой пузырёчек.
  • 3. Фи, какой противный!
  • 4. Ну, я не знаю!
  • 5. Всё в порядке!
Задание.  Изобразить  сценку «Опять двойка»  без слов, с помощью мимики и жестов. Педагог: Пока готовятся ребята, мы выполним этюдное задание по пантомиме «Зоопарк»…Итак, вы когда-нибудь были в зоопарке? (Да). Тогда вы видели, что все животные находятся в своих вольерах. Сейчас вы загадаете животного или птицу, выберете себе место на сцене и попробуйте их изобразить. А мы постараемся узнать, кого вы нам показываете. Приготовились, расположились. Мы в зоопарке. Педагог: Интересная экскурсия получилась. Очень яркие и удивительные обитатели зоопарка. Творческие задания закончились, прошу всех занять свои места.
  • Задание.  Изобразить  сценку «Опять двойка»  без слов, с помощью мимики и жестов.
  • Педагог: Пока готовятся ребята, мы выполним этюдное задание по пантомиме «Зоопарк»…Итак, вы когда-нибудь были в зоопарке? (Да).
  • Тогда вы видели, что все животные находятся в своих вольерах.
  • Сейчас вы загадаете животного или птицу, выберете себе место на сцене и попробуйте их изобразить. А мы постараемся узнать, кого вы нам показываете. Приготовились, расположились. Мы в зоопарке.
  • Педагог: Интересная экскурсия получилась. Очень яркие и удивительные
  • обитатели зоопарка. Творческие задания закончились, прошу всех занять свои места.
Рекомендуемый список литературы  Буренина А.И. «Ритмическая мозаика», Санкт-Петербург, 2000  Вербицкая А.В. «Основы сценического движения» в 2-х ч., Ч 1. М., 1982, Ч.2..М., 1983  Кох Н.Э. «Уроки сценического движения», М., 1999  Морозова Г.В. «Основы сценического движения», Л., 1970  Немеровский А.Б. «Программа по сценическому движению», 1987 г

Рекомендуемый список литературы

  • Буренина А.И. «Ритмическая мозаика», Санкт-Петербург, 2000
  • Вербицкая А.В. «Основы сценического движения» в 2-х ч., Ч 1. М., 1982, Ч.2..М., 1983
  • Кох Н.Э. «Уроки сценического движения», М., 1999
  • Морозова Г.В. «Основы сценического движения», Л., 1970
  • Немеровский А.Б. «Программа по сценическому движению», 1987 г


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!