Просмотр содержимого документа
«Учебно-методический материал к теме 7 "Сценическое движение"»
Муниципальное бюджетное учреждение образовательное учреждение «Дом детского творчества города Димитровграда Ульяновской области»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ «ТЕАТР БЕЗ БАРЬЕРОВ»
Тема 7 (второй модуль обучения): СЦЕНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ.
2019 год
Требования к уровню подготовки обучающихся
Результатом освоения программы по учебному предмету «Сценическое движение» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
- умение подготовить концертно-сценический номер или фрагмент под руководством преподавателя;
- умения использовать выразительные средства для создания художественного образа;
- навыков владения средствами танцевальной выразительности;
- умения вырабатывать логику поведения на сцене, целесообразность действий;
- умения координироваться в сценическом пространстве;
- навыков по владению психофизическим состоянием;
- знания основных эстетических и стилевых направлений в области вокального искусства;
- навыков репетиционной и концертной работы;
- использовать навыки по применению полученных знаний и умений в практической работе на сцене при исполнении концертного номера;
- навыков анализа собственного исполнительского опыта.
Методические рекомендации
В основе учебной темы «сценическое движение» лежат следующие методические принципы:
- единство технического и художественно – эстетического развития учащегося;
- постепенность и последовательность в овладении сценическим движением;
- принцип эмоционального положительного фона обучения;
- индивидуальный подход к учащемуся.
1. Упражнения на фонационное дыхание
- Цель: освобождение фонационных путей от мышечного зажима. Выполняются в кругу, при выполнении упражнений используется носовое дыхание.
- Упражнение «Дровосек»: Ноги на ширине плеч, при вдохе руки заносим над головой (руки соединены в «замок»), при выдохе со звуком «Ух!» руки резко опускаем вниз. Упражнение повторяем 3-4 раза.
- Упражнение «На цыпочках»: Приподнимаясь на носки, делаем вдох, опускаясь, — выдох. Упражнение повторяем 3-4 раза.
- Упражнение «Китайские церемонии»: Ноги на ширине плеч, руки на поясе. Протяжно произносим: гм-гм-гм, выполняя следующие движения; медленно наклоняя корпус вперед (спина прямая), делаем вдох; возвращаясь в исходное положение, – выдох.
2. Упражнения с применением звуков
- Цель: тренировка внутриглоточной полости для ощущения звука в резонирующих полостях.
- Упражнение «Шумы»: Встанем прямо, руки вдоль тела. Произнесем на медленном выдохе: ССССССС…(«свист ветра»). ШШШШШШ…(«шум леса»). ЖЖЖЖЖ…(«жужжит пчела»).
- Упражнение «Мотоцикл»: Встанем прямо, руки вдоль туловища, произнесем на медленном выдохе: РРРРР, переходящее в РЬРЬРЬРЬ…
- Упражнение «Эхо»: Участники, руки складывая шалашиком, направляют друг другу «Ау!» по кругу.
3. Упражнения на разогрев мышц
- 1.Упражнение «Лед и пламя»: Участники встают в круг. По команде «пламя» (под музыку) они начинают интенсивное движение телом, по команде «лед» застывают в позе, которую должны оправдать.
- 2. Упражнение «Снятие телесных зажимов и управление эмоциональным состоянием». На каждый хлопок происходит излом тела, любого участка. Старайтесь, чтобы, вы не повторялись.
- Педагог: Хорошо размялись. На следующем занятии мы продолжим разучивание упражнений. Прошу всех вернуться на свои места.
Пантомима (Рantomimos в переводе с древнегреческого: тот, кто изображает все) — искусство создания образа с помощью мимики и пластики, театральное представление, в котором действующие лица изъясняются не словами, а мимикой.
Пантомима – это миниатюра без текста, которую исполняет группа артистов или один артист. Из чего же складывается пантомима? Это и мимика, и жесты, и осанка, и походка.
- Классическая пантомима пришла к нам из древнегреческого театра, где представления давались на огромную аудиторию. И порой зрители могли догадываться о том, что происходит на сцене, только по движениям, жестам. Актеры передают свои чувства и эмоции зрителю посредством выражения не только жестами, но и всем телом, а также мимикой. Это искусство является достаточно сложным, ведь главная задача актера состоит в том, чтобы донести зрителю всю глубину разыгрываемой сцены.
- Из истории театров. Первый театр в мире был построен в греческом городе Афины. В театре была сцена, зрители сидели на склонах холмов, специальный механизм изображал раскаты грома и шум дождя.
Театры в Китае и Индии. В Китае первые театральные представления напоминали танцы на специальных крытых площадках перед храмами. В Древней Индии заднюю стенку таких площадок украшали тканями.
- Театр мим и пантомим. Это не только искусство. У него тысячелетние традиции. Своя история. Нищие, бесправные, не имеющие права не только на жизнь, но и на смерть, бродили по миру.
- Странствующих комедиантов травили собаками, забивали в колодки, но их весёлое искусство нельзя было уничтожить. Так, переходя из века в век , развивалась пантомима. Она перекочевала с площадей на арены цирка.
Театр движения, мимики и жестов. Чтобы многое рассказать, не требуется речи. Движения, жесты, мимика могут быть настолько выразительны, что актёр способен взволновать или рассмешить своих зрителей без единого произнесённого слова.
- «Удивительный ты человек. Я слышу, что ты делаешь, а не только вижу. Мне кажется, самые твои руки говорят», — воскликнул, увидев пантомимного актёра, древнегреческий писатель Лукиан.
- Актёры пантомимы запрягают несуществующих коней, плывут по бурной реке на воображаемой лодке, играют с несуществующим мячом, пьют вино из бокалов, которых фактически не существует.
- Вопрос: Кто догадался, как называют актёра в пантомиме? (Мим)
Традиционная форма пантомимы—миниатюра, которая представляет из себя минипьесу.
В центре каждой пантомимы – человек, его жизнь, его борьба, его счастливые минуты и горести.
- Великим комиком можно назвать Чарли Чаплина. Чарли Чаплин был акробатом, танцором, научился ходить по проволоке, жонглировать; он овладел многими видами мастерства движения; он сам сочинял музыку для своих фильмов. Чарли Чаплин стал величайшим мимом нашего времени.
Искусством пантомимы нельзя овладеть, если не будет обретена высокая техника. А техника обретается упорным трудом.
- Вопросы на закрепление темы:
- — Чем же мы будем заниматься на занятиях? (Учиться с помощью мимики и жестов изобразить задуманное).
- — Какие умения нам пригодятся? (Мимика и жесты)
- Давайте вспомним, что такое мимика?
- (Ответ: Мимика – это движение лицевых мышц, изменение выражения лица.)
- Хорошо, вспомнили. А что такое жест?
- (Ответ: Жест – движения рук, сопровождающие речь актёра или заменяющие её.)
- С помощью мимики и жестов, показать предложенные выражения:
- 1. Вот такой арбузище купила.
- 2. Малюсенький такой пузырёчек.
- 3. Фи, какой противный!
- 4. Ну, я не знаю!
- 5. Всё в порядке!
- Задание. Изобразить сценку «Опять двойка» без слов, с помощью мимики и жестов.
- Педагог: Пока готовятся ребята, мы выполним этюдное задание по пантомиме «Зоопарк»…Итак, вы когда-нибудь были в зоопарке? (Да).
- Тогда вы видели, что все животные находятся в своих вольерах.
- Сейчас вы загадаете животного или птицу, выберете себе место на сцене и попробуйте их изобразить. А мы постараемся узнать, кого вы нам показываете. Приготовились, расположились. Мы в зоопарке.
- Педагог: Интересная экскурсия получилась. Очень яркие и удивительные
- обитатели зоопарка. Творческие задания закончились, прошу всех занять свои места.
Рекомендуемый список литературы
- Буренина А.И. «Ритмическая мозаика», Санкт-Петербург, 2000
- Вербицкая А.В. «Основы сценического движения» в 2-х ч., Ч 1. М., 1982, Ч.2..М., 1983
- Кох Н.Э. «Уроки сценического движения», М., 1999
- Морозова Г.В. «Основы сценического движения», Л., 1970
- Немеровский А.Б. «Программа по сценическому движению», 1987 г