СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебно-методическое обеспечение учебной практики, современные формы и средства обучения

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебная практика элемент образовательного процесса, основная цель которого — интегрировать теоретические знания и практические умения. Представленный реферат описывает подготовку мастера производственного обучения к занятию 

Просмотр содержимого документа
«Учебно-методическое обеспечение учебной практики, современные формы и средства обучения»

Министерство образования и науки Луганской Народной Республики

ГУ ДПО ЛНР «Республиканский центр развития образования»







Отдел среднего профессионального образования
















Реферат

на тему: "Учебно-методическое обеспечение учебной практики, современные формы и средства обучения"










Выполнил:

Терёхина Анастасия Евгеньевна

слушатель курсов повышения квалификации старших мастеров и мастеров производственного обучения среднего профессионального образования

мастер производственного обучения ГОУ СПО ЛНР «Луганский техникум-интернат»













Луганск

2018

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3

  1. Понятие «учебной практики», цели проведения занятий………………..4

  2. Компетентносный подход при проведении учебной практики по флористике………………………………………………………………….5

  3. Формы обучения..…………………………………………………….........10

  4. Средства обучения…………………………………………………………12

  5. Современные методы практического обучения…………………………13

  6. Учебно-методическое обеспечение учебной практики по флористике..14

  7. Выводы

Список литературы …………………………………………………………...17



Введение

Целью творческой работы мастера производственного обучения является совершенствование процесса обучения на занятиях учебной практики по профессии.

Постоянно изменяющиеся социально-экономические условия в государстве требуют заинтересованности в обучении, гибкости, непрерывного развития, самосовершенствования от работников профессионального образования.

Значительное повышение качества профессионального образования работников, в том числе выпускников организаций профессионального образования достигается путем совершенствования методов и средств обучения. Рыночные отношения предъявляют высокие требования не только к качеству выполнения трудовых функций, культуре труда и межличностным коммуникациям современного работника, но и предусматривают его умение инициативно решать профессиональные проблемы.

Известно, что практическое обучение – компонент педагогического процесса (в СПО), основной целью которого является формирование основ профессионального мастерства обучающихся в определенной области деятельности, развития профессиональных компетенций. Понятие «профессиональная компетенция» рассматривается как категория, выходящая за рамки профессиональной квалификации. Она включает в себя способность мобильно действовать в определенной ситуации, применяя свой профессиональный опыт самостоятельного решения возникших задач.

Для того чтоб по окончании техникума выпускались успешные специалисты, профессионалы своего дела, в процессе производственного обучения используются классические и инновационные формы и методы обучения.




  1. Понятие «учебной практики», цели проведения занятий.

Учебная практика элемент образовательного процесса, основная цель которого — интегрировать теоретические знания и практические умения. Достигается посредством выполнения ряда более частных задач: закрепления знаний входе их непосредственного применения; выработки умений и навыков в ходе систематических упражнений; формирования умений применять знания при разрешении технологических и иных проблем. [Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009.]

Цели деятельности педагога понимаются как совокупность условий, ситуаций, создаваемых им на занятиях для обучения и развития учащихся.

Учебные цели каждого из фрагментов учебного процесса (этапа урока, урока в целом) определяются педагогом диагностически.

Учащиеся - активные субъекты деятельности. Они участвуют в определении целей урока, выбирают уровень освоения учебного материала, способы достижения целей, осуществляют самоконтроль, коррекцию и рефлексию деятельности.

Цель - это заранее запланированный конечный результат обучения, развития и воспитания обучающихся.

Приступая к формулировке целей занятия, преподаватель:

- изучает требования программы;

- обращает внимание на требования к системе знаний и умений по данной теме;

- определяет приемы учебной работы, которыми важно овладеть обучающимся;

- выявляет ценностные ориентиры, которые могут обеспечить личную заинтересованность обучающегося в результатах деятельности.

После того, как цель определена, она становится ориентиром в отборе основного содержания, методов, средств обучения и форм, организации познавательной деятельности обучающихся.

Цели обучения условно разделяют на три группы (триединая дидактическая цель):

- образовательные (обучающие);

- развивающие;

- воспитательные.




  1. Компетентносный подход при проведении учебной практики по флористике

Компетентностный подход предполагает измеримость поставленной цели. Одним из способов постановки компетентностно-ориентированных целей является применение так называемых SMART-критериев. SMART – это аббревиатура (по первым буквам пяти английских слов), помогающая запомнить пять важнейших критериев постановки «правильных» целей:

S (Specific) – конкретные: цель должна быть четко сформулирована. Иначе в конечном итоге может быть достигнут результат, сильно отличающийся от запланированного.

M (Measurable) – измеримые: если у цели не будет каких-либо измеримых параметров, то будет невозможно определить достигнут ли результат. Измеримость цели предполагает наличие критериев для определения, достигнута ли поставленная цель и в какой степени.

A (Attainable) – достижимые: цели используются в качестве стимула для решения каких-то задач и, таким образом, дальнейшего продвижения вперед за счет достижения успеха. Стоит ставить достаточно сложные цели (предполагающие усилия), но при этом они должны быть достижимыми.

R (Result-oriented) – ориентированные на результат: цели должны характеризоваться исходя из результата, а не количества проделываемой работы.

  1. T (Time-bounded) – соотносимые с конкретным сроком: цель должна быть выполнима в определенном временном измерении. [ Лебедева Н. «Правила постановки целей» - Журнал «Кадровое дело» № 12, 2004]

Цель практики по флористике - комплексное освоение обучающимися всех видов профессиональной деятельности по специальности, формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение практического опыта, необходимых умений и знаний.

Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций (ПК) в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

С целью овладения указанными видами деятельности учащийся в ходе данного вида практики должен освоить профессиональные модули (ПМ):

  • создание флористических изделий из живых срезанных цветов, сухоцветов, искусственных цветов и других материалов;

  • флористическое использование горшечных растений;

  • флористическое оформление;

  • управление флористическими работами и персоналом, включая организацию службы доставки цветов;

  • выполнение работ по одной или нескольким профессиям, по профессии «Цветовод».

Главный аспект компетентностного подхода – определение целей. Здесь важны два момента как ставит цель учитель при подготовке к уроку и как ставится цель на уроке. Самое главное в компетентностном подходе – результат ученика, который не сводится только к уровню предметной обученности, но и должен включать уровень сформированной компетентности – способности действовать в ситуации неопределенности на основе полученных знаний.

Задача компетентностного подхода при освоении программы практики по флористике:

• Применять полученные знания для решения практических задач.

• Искать и находить способы сделать мир лучше.

• Учиться на протяжении всей жизни.

• Видеть связи между взглядами, убеждениями и поступками – собственными и окружающих людей.

• Сохранять позитивное мировосприятие, несмотря на жизненные трудности и невзгоды.

• Уметь применять критическое мышление в любых жизненных ситуациях, делиться всем, чему они научились, с окружающими, чтобы вместе делать этот мир справедливее.

Согласно SMART-критериев рассмотрим постановку целей во время учебной практики на конкретном занятии. Тема: «Плетение и трансформация. Изготовление и аранжировка основных видов флористических изделий по образцам»

Тип урока: изучение трудовых приёмов и операций.

Дидактические цели:

- развитие поэтапного планирования работ, удовлетворения от хорошо выполненной работы, понимание правил золотого сечения;

- воспитание заинтересованности к специальности, побуждение к планированию самостоятельной деятельности;

- обучение приёмам плетения из веток, изготовления каркасов-венков для последующей аранжитовки;

- закрепить навыки по работе с секатором, знания ТБ.

SMART цели:

Научиться основным приёмам плетения из растительных материалов, в следствие чего изготовить каркас-венок из ветвей вяза по образцу за 6 часов учебной практики, согласно технологической карты (табл. 1).

Таблица 1

Технологическая карта «Плетение каркаса-венка из ветвей вяза»


Этап работы

Последовательность выполнения

Фото

Приспособления

1

Заготовка ветвей вяза на участке

Срезать 1-2летние побеги вяза длинной от 30 см у основания ствола дерева.

Спец.одежда, перчатки, секатор

2

Работа в мастерской. Подготовка ветвей к плетению

Очистить ветви от листвы и тонких побегов

Спец.одежда, перчатки, секатор, ящик для мусора

3

Плетение основы венка

Заплести ветви в окружность, постепенно наращивая объём. Ветви накладывать в одном направлении, заплетая вокруг основы

Спец.одежда, перчатки

4

Заключительный этап

Довести объём каркаса-венка до размеров образца, соблюдая направление плетения

Каркас-образец, спец.одежда, перчатки

5

Уборка рабочего места

Привести рабочее место в порядок, очистить инструмент


Спец.одежда, тряпка, секатор, ящик для мусора



Оценивание выполненных работ будет проводиться согласно разработанным критериям (табл. 2). За соответствие параметрам при выполнении работ обучающийся получает 1 балл, за несоответствие – 0 баллов. Суммарный балл отражает оценку за выполнение задания, составляет:

2 – обучающийся не выполнил полученное задание, не продемонстрирован практический опыт освоения профессиональных компетенций;

3 – обучающийся не выполнил все виды работ по полученному заданию в полном объеме, уровень качества выполненных работ минимальный;

4 – обучающийся выполнил задание в полном объеме с хорошим качеством в соответствии с полученным заданием, но допустил незначительные ошибки;

5 – обучающийся выполнил все виды работ в полном объеме с высоким качеством в соответствии с полученным заданием.

Таблица 2

Критерии оценивания выполненных работ

ФИО

Соответствие образцу

Скорость выполнения задания

Аккуратность готового изделия

Самостоятельность выполнения работ

Соблюдение ТБ

Итоговая оценка

Замечания













Изготовленные каркасы-венки в дальнейшем будут использоваться в аранжировке тематических композиций.




  1. Формы обучения

В современной дидактике организационную форму обучения понимают как специальную конструкцию процесса обучения, характер которой обусловлен его содержанием, методами, приемами, средствами и видами деятельности обучающихся.

Процесс обучения и воспитания реализуется только через организационные формы, которые выполняют интегративную роль, обеспечивая объединение и взаимодействие всех его компонентов. Совокупность этих форм составляет организационную систему обучения. [Сластенин В.А. и др. Педагогика. — М., 2002. — С. 251.]

В настоящее время в педагогическом процессе установились три основные формы организации учащихся: фронтальная (фронтально-групповая); звеньевая (бригадная); индивидуальная.

Фронтальная форма организации обучения заключается в том, что все учащиеся выполняют одинаковые задания.

Единое содержание вводного инструктажа и объяснение особенностей работы, предупреждение о типичных ошибках и коллективное обсуждение причин, их вызывающих, — все это дидактически эффективно при такой форме. Легче контролировать этапы работы, удобнее сравнивать степень продвинутости разных учащихся.

Другое преимущество фронтальной формы — в мобилизации дидактических ресурсов самого коллектива учащихся. Если материальная база позволяет организацию фронтального обучения, т. е. достаточно оборудования, инструментов и приспособлений, то такая форма способствует и перениманию одними учащимися удачного освоения приемов у других, а также тому, что выход из затруднительных ситуаций происходит за счет обмена опытом внутри группы.

Как и любая другая, фронтальная форма организации работы не идеальна. Ее недостатки являются оборотной стороной ее достоинств. Так, скажем, изначально не учитываются различия в развитии отдельных учащихся, вследствие чего — из-за неодинакового темпа работы — фронтальность нарушается.

Звеньевая (бригадная) форма организации обучения предполагает разделение группы при выполнении работ на подгруппы. Характерно, что каждое звено выполняет свое задание

Естественно, что при групповом выполнении задания усложняется руководство учебным процессом со стороны педагога, внимание которого дополнительно рассредоточивается.

Достоинства звеньевой (бригадной) формы очевидны. Она позволяет создавать правильное представление о современной организации труда на производстве. Звено может работать над более сложными объектами труда, решать более сложные производственные задачи, а это повышает интерес учащихся. Высока и воспитательная значимость работы в микроколлективе.

Наконец, эта форма, по существу, единственно возможный вариант для тех случаев, когда фронтальность не может быть обеспечена из-за недостатка оборудования.

Индивидуальная форма организации обучения экономически довольно дорога. Несомненным преимуществом этой формы обучения является возможность полностью индивидуализировать содержание и темп учебы, максимально развить способности индивида, проявить личностные качества каждого обучающегося.




  1. Методы обучения

Методы обучения — это способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся, направленные на воспитание и развитие будущих специалистов в процессе их обучения, на освоение ими знаний, умений и навыков.

Теоретическое обучение предполагает монологический, показательный, диалогический, эвристический, исследовательский, алгоритмический, программированный методы.

Производственное обучение состоит из показа трудовых действий, диалогический, тренировочный, алгоритмического, практического методов.

По источникам познания методы обучения делятся на: словесные (рассказ, беседа, лекция, объяснение, инструктаж), наглядные (наблюдение, иллюстрация, демонстрация, показ), практические (упражнения, тренировка, лабораторные работы, поручение).

По степени продуктивности подразделяют на:

  • Объяснительно-иллюстративные - (преподаватель сообщает учащимся «готовую» информацию) - рассказ, лекция, объяснение, инструктаж, показ.

  • Репродуктивные - (преподаватель выдает задание, а учащиеся выполняют его по образцу, правилу) - упражнение, поручение, лекция, демонстрация, предписание.

  • Проблемные - (преподаватель ставит проблему и решает ее, показывая пути решения) - беседа, проблемная ситуация, убеждение, игра, обобщение.

  • Частично-поисковые - (учащиеся частично сами решают поставленную проблему) - диспут, самостоятельная работа, лабораторная работа, соревнование.

  • Исследовательские - (учащиеся сами решают поставленную проблему) - исследовательское моделирование, проектирование, поиск неисправностей, сбор новых фактов.




  1. Современные методы практического обучения.

Все чаще в практике современного образования педагоги используют нетрадиционные уроки, основной целью которых является формирование у обучающихся положительной мотивации к учению, развитие их творческого потенциала. Нестандартный урок – это урок, который имеет нечто новое, оригинальное. Изменения возможны в целях, методах, средствах обучения и даже в самой форме организации занятия.

В современной педагогике выделяются различные виды нестандартных уроков, названия которых дают некоторые представления о методике проведения таких занятий. Наиболее распространены следующие группы нетрадиционных уроков (мастер-класс, дискуссия, экскурсия, праздник, постановка и др.). Нестандартные уроки нравятся обучающимся больше, чем традиционные занятия, поэтому внедрять такие уроки нужно, но к их организации необходим более серьёзный и затратный подход, их проведение должно быть целесообразно.




  1. Учебно-методическое обеспечение учебной практики по флористике

Учебно-методический комплекс — это система взаимосвязанных и взаимодополняющих средств обучения, проектируемых в соответствии с учебной программой и выбранным дидактическим процессом, достаточных для реализации целей и содержания образовательного стандарта.

Учебно-методическое обеспечение специальности должно включать в себя: нормативно-методический комплект специальности; учебно-информационные материалы; учебно-методический комплект учебной и производственной практики.

Нормативно-правовое обеспечение деятельности мастерской по флористика содержит:

Паспорт мастерской;

Календарно-тематический план по учебной практике;

Перечень учебно-производственных работ;

График учебной и производственной практики;

Документы по охране труда.

Комплект методических материалов по учебной практике для обеспечения освоения профессиональных компетенций содержит:

Инструкционно-технологические карты;

Образцы по темам перечня учебно-производственных работ;

Планы занятий;

Задания для самостоятельной работы;

Дидактический материал для закрепления;

Литературу;

Видео материалы.



Выводы

Формирование комплексного учебно-методического обеспечения обусловлено следующими доминирующими потребностями учебного процесса:

1) доминантой мотивации познавательной деятельности;

2) акцентированием внимания на структурирование учебного материала;

3) потребностью в построении определенной системы ориентиров для получения фундаментальных знаний и организации самостоятельной познавательной деятельности студентов с элементами самоконтроля.

Также при планировании учебной практики большое значение отводится разработке задания на дом. Ведь домашняя работа направлена на формирование навыков самостоятельной работы, закрепление знаний и способов познавательной деятельности. Кроме этого, она имеет большое воспитательное значение, способствует формированию чувства ответственности, усидчивости, аккуратности, развитию воображения, креативности (при выполнении заданий творческого характера – написании сочинений, выполнении рисунков, изготовлении поделок, наглядных пособий и т.п.). Домашняя работа принципиально отличается от работы в мастерской следующими моментами:

  • происходит без непосредственного руководства преподавателя, хотя и по его указаниям;

  • обучающийся сам определяет время выполнения задания, выбирает индивидуальный темп и ритм работы, имеет возможность использовать дополнительные источники информации;

  • дома нет группы обучающихся, которая стимулирует здоровое соперничество.

Чтобы не перегружать обучающихся домашними заданиями, их целесообразно строить по принципу «минимум – максимум»: задания-минимум обязательны для всех; задания-максимум не обязательны и рассчитаны на тех, кто имеет амбициозность, инициативность.



Список литературы

  1. Лебедева Н. «Правила постановки целей» - Журнал «Кадровое дело», - 2004. – № 12.

  2. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании// Школьные технологии. – 2004. – № 5.

  3. Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учеб. пособие для студентов пед. институтов и слушателей ИПК и ФПК / Б.Т. Лихачёв. – М. : Прометей, 1992.

  4. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009.

  5. Программа развития среднего профессионального образования России на 2000-2005 гг.//СПО, 2000, №4.

  6. Сластенин В.А. и др. Педагогика. — М., 2002.

  7. Щепотин А.Ф., Чекулаев М.А., Сосонко В.Е., Шеховцев А.П. Комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в средних профессиональных учебных заведениях. М.: ИПР СПО, 2002.

  8. Щепотин а.ф., федоров в.д.: современные технологии обучения в профессиональном образовании. - м.: профессионал-ф, 2002

  9. Дидактические аспекты занятий производственного обучения http://helpiks.org/6-30695.html

  10. Компетентностный подход: правила постановки учебных целей http://ps.1september.ru/article.php?id=200800408

  11. Соломатин В. А., проведение занятий учебной практики с использованием разнообразных форм и методов обучения http://www.informio.ru/publications/id2218/provedenie-zanjatii-uchebnoi-praktiki-s-ispolzovaniem-raznoobraznyh-form-i-metodov-obuchenija

  12. Современные формы организации обучения https://studopedia.info/4-119687.html


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!