СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ЧАСТЬ 2 Рабочая тетрадь по учебной дисциплине «История фармации»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебно-методическое пособие содержит требование ГОС СПО по дисциплине история фармации, учебно-тематический план, рекомендации к написанию реферата, вопросы для подготовки к зачету, тестовые задания.

Просмотр содержимого документа
«УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ЧАСТЬ 2 Рабочая тетрадь по учебной дисциплине «История фармации»»

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области

«Вольский медицинский колледж им. З.И. Маресевой»








УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ЧАСТЬ 2

Рабочая тетрадь по учебной дисциплине

«История фармации»




Студента специальности «______________________»

______________________________________

______________________________________

______________________________________






Автор - составитель:

Климентьева О.А.,

преподаватель истории










Вольск

2017 г.


Автор - составитель: Климентьева О.А., преподаватель высшей квалификационной категории.


История фармации. Рабочая тетрадь. Учебно-методическое пособие для студентов по специальностям 31.02.01 «Лечебное дело», 34.02.01 «Сестринское дело», 33.02.01 «Фармация».

Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов медицинских и фармацевтических средних профессиональных учреждений для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы и подготовки к зачету по дисциплине «История фармации». Пособие содержит требование ГОС СПО по дисциплине, учебно - тематический план, рекомендации к написанию реферата, вопросы для подготовки к зачету, тестовые задания.

Задания предполагают выполнение письменной работы в виде заполнения таблиц, схем, конспектирование или других форм самостоятельной работы прямо в рабочей тетради, что даст возможность легко контролировать самостоятельную работу студентов преподавателем.

Пособие позволит активизировать самостоятельную работу студентов, сформировать необходимые навыки и умения при работе с исторической литературой и подготовить к зачету по истории медицины и фармации.


Рецензент:

Денисенкова И.В., заместитель директора по учебно-производственной работе, высшей квалификационной категории;


Учебно-методическое пособие «История медицины и фармации. Рабочая тетрадь» рассмотрена и утверждена на заседании ЦМК по гуманитарным дисциплинам ГАПОУ СО «ВМК им. З.И. Маресевой» (протокол № 1 от 08.09.2017 г.).



Раздел I.

Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки специалиста по дисциплине «история фармации»

Цель курса «история фармации» - наряду с приобретением профессиональных навыков, сформировать у студентов гуманистическое мировоззрение на основе исторического метода познания общих закономерностей развития медицины и фармации, расширить знания в области профессиональной медицины, научить видеть перспективу ее развития.

Кроме того, история медицины способствует формированию объективной оценки достижений, чувства профессионального долга и высокой нравственности. На примерах изучения жизни и деятельности выдающихся представителей медицины разных эпох она помогает воспитать честность и бескорыстие, стойкость и принципиальность, трудолюбие и высокие этические качества будущего медика.

Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины.

Цель — изучение истории, закономерностей и логики развития врачевания, медицины и медицинской деятельности народов мира на протяжении всей истории человечества.

Задачи дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:

- анализировать исторический материал и ориентироваться в историческом процессе поступательного развития врачевания и медицины от истоков до современности;

- понимать логику и закономерности развития медицинской мысли и деятельности на различных этапах истории человечества и применять эти знания в своей практике;

- грамотно вести научную дискуссию по важнейшим вопросам общей истории медицины;

- использовать в своей врачебной деятельности и общении с пациентами знания по истории медицины, культуры и врачебной этики, приобретенные в процессе обучения

В результате освоения учебной дисциплины студент должен

знать:

- основные этапы и общие закономерности становления и развития врачевания и медицины в различных странах мира с древнейших времен до нашего времени;

- отличительные черты развития врачевания и медицины в различные исторические периоды (первобытное  общество, древний мир, средние века, новое и новейшее время);

- достижения крупнейших цивилизаций в области врачевания и медицины в процессе поступательного развития их духовной культуры;

- вклад выдающихся врачей мира, определивших судьбы медицинской науки и врачебной деятельности в истории человечества.




















Раздел II.

Тематический план

Тема 1 Происхождение медицинских знаний

Урок 1. Происхождение медицинских знаний.

Тема 2. Развитие практической

фармации в цивилизациях Древнего мира

Урок 1. Медицина Древнего Египта. Урок 2. Врачевание в древней Месопотамии.

Урок 3. Медицина Древнего Китая.

Урок 4. Медицина Древней Индии.

Тема 3. Практическая фармация

в цивилизациях Античного мира.

Урок 1.Медицинские знания Древней Греции.

Урок 2. Медицина в Древнем Риме.

Тема 4. Практическая фармация

в цивилизациях Средневековья.

Урок 1. Медицинские сочинения арабов.

Урок 2. Ятрохимическое и ятрофизическое направление

в медицине.

Урок 3. Медицина в христианской культуре.

Урок 4. Медицина эпохи Возрождения.

Тема 5. Медицина и фармация в России

Урок 1. Врачевание в Древней Руси.

Урок 2. Роль лечебных растений в современной жизни.

Урок 3. Становление научной фармации в России

Урок 4.Выдающиеся деятели отечественной

фармации XVIII – XIX вв.

Урок 5. Открытия синтезированных лечебных

препаратов в XIX веке.

Урок 6. Развитие фармации в России во второй половине

XIX века – начале XX вв.

Урок 7. Фармация в годы Великой Отечественной войны

Тема 6. Развитие фармации в XX веке

Урок 1.Развитие фармацевтических технологий

во второй половине XX века.

Тема 7 . Опыт веков для будущего человечества.

Урок 1.История технологии лекарственных форм.  Урок 2.Связь традиций и практики в медицинской науке.


Тема 1. Введение. Происхождение медицинских знаний

Урок 1.

Задание 1. Заполните таблицу «Периодизация истории медицины»:

Таблица. Периодизация истории медицины

пп

Период истории (цивилизациионный подход)

Период истории (формационный подход)

Хронологические рамки периода

Абсолютный возраст периода

Характерные черты медицины и ее особенности

1.

ДРЕВНЕЙШИЙ МИР (Первобытное общество)





2.

ДРЕВНИЙ МИР а) Древний Восток (Месопотамия, Египет, Индия, Китай) б) Античный мир (Греция и Рим)





3.

СРЕДНИЕ ВЕКА а) Византия б) Арабский Восток в) Западная Европа г) Америка д) Древняя Русь





4.

НОВОЕ ВРЕМЯ а) Западная Европа б) Россия





5.

НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ (современная история








Задание 2. Ответьте на вопросы:

- Каким образом люди, проживающие в первобытные времена, получали знания о свойствах растений?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Какими неотъемлемыми элементами знаний должен был обладать первобытный знахарь?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Почему мандрагоре, а затем женьшеню приписывали необыкновенные магические свойства? С каким законом магии связано это представление?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


- Как объяснение болезни было связано с приемами магического воздействия на больного?


_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________








ЗАДАНИЕ 3. Дайте определения понятиям и терминам:

Антропогенез - _______________________________________________

_____________________________________________________________

Homo erectus -_________________________________________________

_____________________________________________________________

Homo habilis - _________________________________________________

_____________________________________________________________

Палеопатология -______________________________________________

_____________________________________________________________

Палеонтология - ______________________________________________

_____________________________________________________________

Иррациональные знания - ______________________________________

_____________________________________________________________

Эмпирические знания- _________________________________________

_____________________________________________________________

Фетишизм - __________________________________________________

_____________________________________________________________

Тотемизм - ___________________________________________________

_____________________________________________________________

Анимизм - ___________________________________________________

_____________________________________________________________






ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И СООБЩЕНИЙ:

1. Первые хирургические операции в истории человечества (трепанация, ампутация, скарификация).

2. Анимистические культы первобытных культур и врачевание.

3. Народная медицина – источники и особенности передачи знаний.




Тема 2. Развитие практической медицины и фармации в цивилизациях Древнего мира.

Задание 2.1..Ответьте на вопросы теста:

  1. Какая страна стала основоположницей загробного культа:

А) Египет

Б) Китай

В) Междуречье

Г) Индия

2. Профессия «изготовитель лекарств» появилась в

III тысячелетии до н.э. в

А) Египет

Б) Китай

В) Междуречье

Г) Индия


3. Законы царя Хаммурапи – документ, впервые законодательно урегулировавший врачебные действия, появился

А) Египет

Б) Китай

В) Междуречье

Г) Индия


4.Страна, в которой на высоте находилась развитие хирургии:

А) Египет

Б) Китай

В) Междуречье

Г) Индия


5. Назовите документ древнего Китая, в котором содержались основы фармацевтических знаний:

А) Свиток Кахуна

Б) Сушрута-Самхита

В) Канон о корнях и травах

Г) Папирус Эберса

6. Какая страна стала родиной зарождения вакцинации

А) Египет

Б) Китай

В) Междуречье

Г) Индия





Задание 2.2.Установите соответствие:


1.Бальзамирование

А) Междуречье

2.Йога

Б) Китай

3.Акупунктура

В) Индия

4.Библиотека царя Ашурбанипала

Г) Египет



ОТВЕТ: ________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.3. Заполните таблицу.


ОБЛАСТЬ МЕДИЦИНСКОГО ПРЕМЕНЕНИЯ















НАЗВАНИЕ МЕДИЦИНСКОГО ТРАКТАТА















страна



Египет



Междуречье



Китай



Индия













ЗАДАНИЕ 2. 3. Напишите значения медицинских текстов Древнего Востока:

папирус Смита - ____________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

папирус Эберса - ____________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

законы Хаммурапи - _________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

Аюрведа - _________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

Чарака-самхита - ____________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

Сушрута-самхита - __________________________________

___________________________________________________

__________________________________________________

Предписания Ману - ________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

«Нэй-цзин» («Канон врачевания») - ____________________

___________________________________________________

___________________________________________________

«Лин Шу» («Чудесные точки») - ______________________
___________________________________________________

___________________________________________________

У Чин Ши («Игры пяти зверей») - _____________________
___________________________________________________

___________________________________________________

Тема 3. Практическая медицина и фармация в цивилизациях Античного мира.


Задание 3.1. Ответьте на вопросы теста


  1. Название «ризотомы», «фармакополы» - общее обозначение:

А) людей живших в Риме

Б) Торговцев редкостями всякого вида

В) Врачевателей Античного мира.


2.Учение о четырех стихиях, о четырех жидкостей в организме человека, воздействующих на его состояние

А) Ароматерапия

Б) Гирудотерапия

В) Гуморальная терапия

Г) Траволечение


3.«Клятва Гиппократа» - это:

А) Пособие по уходу за больными

Б) Кодекс этических правил, выработанный в Древней Греции и поддержанный врачами последующих эпох.

В) Законодательный документ Древней Греции.


4. Сочинения «Афоризмы», «Прогностика», «Эпидемии», «О воздухах, Водах и местности» принадлежат авторству

А) А. Цельса

Б) Диоскорида

В) Гиппократа

Г) Галена

5. Термы – это

А) Сборник, содержащий сведения о лечебных свойствах трав

Б) Римские бани

В) Название храмового сооружения Древней Греции

Задание 3.2. Заполните таблицу.


Страна

Название медицинского трактата

Автор

Греция



1.


а)



б)



в)



г)





Рим



1.



2



3.



4.







Задание 3.3. Опишите, какую роль играли перечисленные Боги (Богини) медицины в Античной мифологии:


Аполлон - ____________________________________

_____________________________________________

Асклепи - ____________________________________

_____________________________________________

Гигиея - _____________________________________

_____________________________________________

Махаон - _____________________________________

_____________________________________________

Панакея - ____________________________________

_____________________________________________

Подалирий - __________________________________

_____________________________________________





Темы докладов, сообщений:

1. Медицина в эмблемах и символах.

2. Боги-покровители медицины Древней Греции.

3. Гиппократ – отец медицины.

4. Гален и его учение.

5. «Клятва Гиппократа» и «Клятва российского врача».









Задание 3.3. Сравните «Клятву Гиппократа» и содержание современной «Клятвы врача». Выделите а) те положения, которые на протяжении веков остались без изменений;
б) приведите примеры нововведений.


Содержание современной «Клятвы врача»

«Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно кля­нусь:

1) честно исполнять свой врачебный долг, посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека;

2) быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, хранить врачебную тайну,

внимательно и заботливо относиться к больному, действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, нацио­нальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отно­шения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоя­тельств;

3) проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии;

4) хранить благодарность и уважение к своим учителям, быть требовательным и справедливым к своим учени­кам, способствовать их профессиональному росту;

5) доброжелательно относиться к коллегам, обращать­ся к ним за помощью и советом, если этого требуют интересы больного, и самому никогда не отказывать коллегам в помощи и совете;

6) постоянно совершенствовать свое профессиональ­ное мастерство, беречь и развивать благородные традиции медицины».


ОТВЕТ_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Тема 4. Практическая фармация в цивилизациях

Средневековья.


Задание 4.1. Продолжите фразу:


  1. В «Каноне врачебной науки» Абу-Али Ибн-Сина было описано 812 лекарственных препаратов _________________, __________________ и __________________ происхождения. Особое внимание автор уделил противоядиям. В их качестве Ибн-Сина рекомендовал антидот Митридата, а также ___________________________________________________________ __________________________________________________.


  1. Антидот–это _______________________________________________________________________________________________________________________________________


3) Гирудотерапия–это

_____________________________________________________________________________________________________


4) Эпоху Возрождения традиционно называют «золотым веком анатомии», и традиционно связывают с именами __________________________________________________.


5) Из какой области знания пришли ниже приведенные слова, что они обозначают в дословном переводе:

Реанимация____________________________________________________________________________________________

Карантин______________________________________________________________________________________________

Плацебо______________________________________________________________________________________________


6) Какие меры борьбы с инфекционными болезнями были выработаны эпохой средних веков:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


7) Задачи, которые преследовали алхимики:

1)___________________________________________________________________________________________________ 2)____________________________________________________________________________________________________


Задание 4.2. Ответьте на вопросы теста


1. Плиний Второй универсальным антидотом считал


А) молоко

Б) терьяк

В) антидот царя Митридата

Г) рвотные, мочегонные, слабительные средства



2. В «Каноне врачебной науки» Авиценна среди прочих антидотов рекомендовал

А) молоко

Б) терьяк

В) обильную пищу

Г) рвотные, мочегонные, слабительные средства


2.Произведение Клавдия Галена о противоядиях


А) «Антидоты»

Б) «Канон врачебной науки»

В) «Алексифарматика»


Тема 5. Развитие медицины и фармации
в России (
IX- XIX вв.)

Задание 5.1. Подготовьте реферат по одной из обозначенных тем:

  1. О лекарственных свойствах привычных продуктов питания растительного происхождения:

а) Питательные вещества и область применения злаковых культур: гречиха, рис.

б) Питательные вещества и область применения злаковых культур: пшеница, овес.

в) Питательные вещества и область применения злаковых культур: ячмень, просо.

2) Лечение продуктами пчеловодства:

а) прополис

б) мед

3) «Лекарство под ногами» (использование лечебных растений в народной медицине):

а) содержание лечебных веществ и область применения листьев березы, подорожника большого.

б) содержание лечебных веществ и область применения цвета липы, душицы обыкновенной.

в) содержание лечебных веществ и область применения белладонны обыкновенная, белены черной.

д) содержание лечебных веществ и область применения валерьяны лекарственной, пиона обыкновенного.

4) Лечения продуктами питания:

а) химический состав и показания к применению молока.

б) химический состав и показания к применению соли.

в) химический состав и показания к применению яиц.

5) Лечение напитками:

а) Квас в) Водка

б) Вино

Памятка по написанию реферата.

1. Выберите тему своей работы.


2. Структура реферата состоит из трёх частей: введения, основной части и заключения.


3. Во введении обязательно указываются цели и задачи работы, актуальность, новизна, причины по которым выбрана эта тема, характеристика используемой литературы.


4. В основной части раскрывается содержание темы. Желательно использовать литературу с различными точками зрения на исследуемую тему.


5. В заключении делаются выводы, исходя из поставленных целей и задач, автор может отметить, с какими трудностями он столкнулся в работе над рефератом.

6. Обязательно в конце должен быть список литературы (указать название, автора или под чьей редакцией написана книга, издательство и год издания, количество страниц).

7. Реферат может сопровождаться приложениями (после библиографического списка), где могут быть фотографии, диаграммы, таблицы и другие сведения, наиболее ярко иллюстрирующие основные моменты, содержащиеся в нём.

8. Абсолютно не приветствуются работы, полностью и бездумно скачанные из Интернета и прочих электронных источников. Работая с Интернетом, не стоит забывать, что там встречается очень много непроверенных данных, не имеющих особой ценности. Подходите критично к литературе и источникам, используемым в работе.




Примеры:


Описание книги с одним автором

Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 1997. - 432 с.

Описание книги двух авторов

Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология в вопросах. - М.: Сфера, 2004. - 256 с.

Описание книги трёх и более авторов

Орлов Ю.М. и др. Психологические основы воспитания и самовоспитания / Ю.М. Орлов, Н.Д. Творогова, И.И. Косарев. - М.: Педагогика, 1994. - 60 с.

Примечание: более подробное перечисление авторов производится в сведениях, относящихся к заглавию после косой черты.

Сборник работ разных авторов с общим заглавием

Психология детства: Учебник / Под ред. А.А. Реана - СПб.: Прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2003. - 368 с.

Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2001. - 688 с.

Многотомное издание

Самойлов Д.С. Избранные произведения: В 2 т. / Вступ. ст. И. Иванова. - М.: Худож. лит., 1994. - Т. 1-2.

Отдельный том

Осеева В.А. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 2. - М.: Дет. лит., 1985. - 559 с.

Немов Р.С. Психология: Учебник. В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2000. - Кн.2: Психология образования. - 608 с.

Статья из журнала

Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. - 1979. - №4. - С.23-24.

Сайт интернета: Иванов И.И. Моя Родина – СССР// www.schooler.ru.


Задание 5.2. Установите соответствие.
Впишите ответы, составляя предложения по правилам русского языка.



Иоанн Дамаскин

Открытие первого завода по изготовлению лекарственных средств.

1620 год

Открытие государственной Лекарской школы.

Обязанность жителей страны по сбору лекарственных средств

Монастырь

1654 год

«Источник знаний»

Временные госпитали располагались

Создание Аптекарского приказа.

1725 г.

«Изборники»

1073, 1076 гг.

Открытие Петербургской академии наук

1720-1721 гг.

Издание первого Аптекарского приказа.

1789 год

«Ягодная повинность»

Ответы:
















Задание 5.3. Впишите слова.


Кроме медицинских предметов, врачам XVIII века преподавали науку под названием «Materia medica», в состав которой входили:

«Materia medica»








Задание 5.4. Используя материал урока 5, дайте определения следующим понятиям:



Алкалоиды - __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Гликозиды - __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





Задание 5.4 .Используя урок 4, заполните таблицу:



Суть открытия








Кристаллизация различных веществ, разработал способы получения едких щелочей, ледяной уксусной кислоты. Открыл абсорбционную способность угля, методику очистки воды, спирта, растворов миниральных солей.



Область науки









Химия



Место службы








Главная Петербургская аптека, адъютант Академии наук









Ф.И.О.









1.Т.Е. Ловиц


Задание 5.5. Тема: «Создание синтезированных препаратов в XIX веке». Закончите фразу:


1) Впервые синтетические ____________________________

_________________________________препараты были____ применены в 80-у гг. XIX века.


2) В середине XIX века относится открытие_____________ ______________________________________________________________________________________________________


3) В 70-е гг. XIX века были открыты ___________________ действия ___салицитатов.


4) Первая лаборатория экспериментальной фармакологии были созданы в России в городе _____________________

в _________г.


5)Первое экспериментальное изучение действий первых наркотических препаратов на организм животных провели __________________________________________________ .


6) Известный русский физиолог конца XIX века _________________________________________.


7) При клинике крупнейшего русского терапевта С.П. Боткина прошли исследования многих лекарственных растений, в том числе _______________________________ ___________________________________________________


8) Из опийного мака в 1806 году впервые было выделено действующее начало- _______________________________.

Задание 5.6. В чем состояла особенность развития фармации в России во второй половине XIX- XX веков.


___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 6 Развитие фармации в XX веке

Задание 6.1. Используя материал урока и дополнительной литературы, выделите основные отличительные черты фармацевтической науки и промышленности в XX веке.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Тема 7. Опыт веков для будущего человечества.

Задание 7.1. Заполните в тетради для конспектов таблицу.

Исторический период

Вклад в развитие медицины и фармации

Древний Восток






Фамилии:


Древняя Греция









Фамилии:

Древний Рим











Фамилии:

Средние века











Фамилии:

XIX век





Фамилии:


Раздел III.

Учебно – методическое и информационное обеспечение дисциплины «История медицины и фармации»

I. Перечень вопросов для подготовки к зачету «История медицины и фармации».

1. Медицина. Основные этапы развития медицины.

2. Эмпирические знания в медицине. Генезис развития и использования в диагностике.

3. Рациональные знания в медицине. Становление и особенности развития.

4. Иррациональные знания в медицине. Первые представления о болезнях в истории человечества.

5. Астрологическая медицина. История развития.

6. Гуморальное представление о болезнях. История становления.

7. Пневматическое представление о болезнях. История становления

8. Солидарное представление о болезнях. От атомистической теории Демокрита к целлюлярной теории.

9. Законы Хаммурапи. История развития ответственности врача.

10. Боги-покровители медицины в Античном мире. Мифология и медицина.

11. Символы медицины. История развития медицинской символики.

12. «Гиппократов сборник». Клятва Гиппократа.

13. Врачебная этика. История формирования деонтологии.

14. Больницы и госпитали. История развития больничного дела.

15. Схоластическая медицина. Медицина в Средние века.

16. Анатомия. История развития представлений о строении человеческого тела.

17. Акушерство. История развития и влияние на становление педиатрии.

18. Внутренние болезни. История развития терапии.

19. Наркоз. История открытия.

20. Физиология. История развития представлений о функциях человеческого тела.

21. Хирургия. История развития.

22. Микробиология. Развитие вирусных представлений о болезнях.

23. Аптекарский приказ. История становления и реорганизации высшего органа управления медицинскими делами в России.

24. Земская медицина. Становление общественной медицины в России.

25. Медицинское образование в России в XVIII-XIX вв. История развития высшего медицинского образования.

26. Нобелевские лауреаты в области медицины в России.

27. Народная медицина. Отличия от традиционной и научной медицины.

28. Традиционная медицина. Отличия от научной и народной медицины.

29. Научная медицина. Отличия от народной и традиционной медицины.

Авиценна, Амбодик-Максимович Н.М. Боткин С.П., Буяльский И.В., Везалий А., Гален, Гиппократ Великий, Загорский П.А., Забелин И.В., Нелюбин А.П., Захарьин Г.А., Зыбелин С.Г., Иноземцев Ф.И., Ломоносов М.В., Мудров М.Я., Парацельс, Пирогов Н.И., Склифосовский Н.В., Филатов Н.Ф., Флеминг А., Эрисман Ф.Ф.




II. ПРИМЕРНЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ИСТОРИИ МЕДИЦИНЫ И ФАРМАЦИИ

Общие тестовые задания. 1 вариант.

1. Периоду медицины Древнего мира соответствуют хронологические рамки:

А) XX - начало XXI вв.;

Б) XVII – XIX вв.;

В) 4 тыс.до н.э. - V в. н.э.;

Г) 2 млн. лет до н.э. – 4 тыс. до н.э.;

Д) V в н.э. – XVII в. н.э.

2. Общественный строй, соответствующий периоду медицины Древнейшего мира:

А) первобытнообщинный

Б) рабовладельческий.

В) феодальный.

Г) капиталистический.

Д) социалистический

3. Общественный строй, соответствующий периоду медицины Нового времени:

А) первобытнообщинный;

Б) рабовладельческий;

В) феодальный;

Г) капиталистический;

Д) социалистический.

4. По периодизации мировой истории принято выделять периодов:

А) один;

Б) два;

В) три;

Г) четыре;

Д) пять.

5. Процесс историко-эволюционного формирования человеческого общества:

А) антропогенез;

Б) социогенез;

В) этногенез;

Г) биогенез;

Д) зоогенез.

6. Одно из ранних направлений медицины, включающее в себя совокупность средств и приемов врачевания, выработанных в результате длительного коллективного эмпирического опыта по использованию природных лекарственных средств и иррационального представления о болезнях:

…………………………………………………………………………………………………....................................

7. Верование в душу и духов, будто бы влияющих на жизнь и здоровье людей:

А) фетишизм;

Б) демонизм;

В) тотемизм;

Г) анимизм;

Д) политеизм.

8. Знания, полученные в процессе целенаправленного использования эмпирического опыта и собственного умозаключения, называются:

А) эмпирические;

Б) рациональные;

В) иррациональные;

Г) конкретные;

Д) умозрительные

9. Самое раннее государство Древнего Мира, в котором сложились два направления врачевания - асуту (искусство врачевателей) и ашипуту (искусство заклинателей):

А) Египет;

Б) Китай;

В) Месопотамия;

Г) Индия;

Д) Греция.

10. Древнеиндийский источник, в котором закреплялись правила личной гигиены, красоты и опрятности тела, чистоты жилища, а также указывалось влияние климата и времен года на здоровье людей:

А) «Предписания Ману»;

Б) Письма Муккалима;

В) «Папирус Эберса»;

Г) «Закон двенадцати таблиц»;

Д) «Законы Хаммурапи».

11. Религиозно-философское учение, в основе которого лежит физическое и духовное самосовершенствование, ставшее традиционным методом лечения Древней Индии: …...………………………………………………………………………………………………………………………

12. Метод рефлекторного лечения многих болезней путем воздействия на определенные точки тела, ставший традиционным в Китайской медицине:

А) пульсовая диагностика;

Б) рефлексология;

В) рефлексотерапия;

Г) прижигание;

Д) массаж.

13. Оплачиваемая должность главного врача в Древнем Риме:

А) ятрополит;

Б) архиатр;

В) периодевт;

Г) тарихевт;

Д) госпитальер.

14. Одна из школ Античной медицины, основанная Эврифоном в V в. до н.э., которая заложила основы гуморального учения, продолжив традиции вавилонских и египетских врачей:

А) Косская;

Б) Книдская;

В) Кротонская;

Г) Александрийская;

Д) Сицилийская.

15. Главный принцип, заложенный в клятве Гиппократа, которому должны следовать врачи:

………………………………………………………………………………………………………………………

16. Лекарственные средства, получаемые из растительного или животного сырь, названные в честь известного римского врача:____________________________________________________________________

17. Византийский врач-энциклопедист VI века, первый выдающийся врач-христианин, написавший руководство по медицине «Четверокнижье» в 16 томах:

А) Орибасий;

Б) Александр Тралльский;

В) Аэций Амидийский;

Г) Павел Эгинский;

Д) Разес.

17. Тип религиозной философии, характеризующейся соединением теологии с рациональными методами познания природы, и оказывающей сдерживающее влияние на развитие медицины:

А) теургия;

Б) богословие;

В) схоластика;

Г) теология;

Д) ятрохимия.

18. Для периода раннего и классического Средневековья Востока характерны следующие черты медицины, кроме:

А) развитие лечебного дела;

Б) развитие аптечного дела;

В) развитие больничного дела;

Г) переводы медицинских произведений на арабский язык;

Д) торможение развития культуры, медицинской и других наук.

19. Выдающийся английский врач, физиолог, основоположник эмбриологии:

А) А. Везалий;

Б) Р. Коломбо;

В) М. Сервет;

Г) У. Гарвей;

Д) Б. Евстахий.

20. Немецкий врач конца XIX в., совершенствуя методы микроскопических исследований, в 1883 г. открыл холерный вибрион:

А) Кох;

Б) Пастер;

В) Эрлих;

Г) Дженнер;

Д) Мюллер.

21. Внедрение метода перкуссии в Западной Европе Нового времени (1761) связано с:

А) Лаеннеком;

Б) Корвизаром;

В) Пастером;

Г) Ауэнбруггером;

Д) Бурхаавом.

22. Медико-биологическая наука о лекарственных веществах и их действии на организм:

А) фармакогнозия

Б) фармакология

В) фармация

Г) фармакопея

Д) гомеопатия

22. Первая аптека в Московском государстве была организована в период правления:

А) Петра Великого;

Б) Бориса Годунова;

В) Екатерины Великой;

Г) Ивана Грозного;

Д) Алексея Романова

23. Название древнерусских книг, распространившихся после принятия христианства на Руси, в которых систематизировался и обобщался опыт народной медицины:

…………………………………………………………………………………………………………………………

24. Центром развития монастырской медицины на севере Древней Руси в XIV в. считается:

А) Кирилло-Белозерский монастырь;

Б) Троице-Сергиевская Лавра;

В) Киево-Печерская Лавра;

Г) Соловецкий монастырь;

Д) монастыри Ростовского княжества.

25. Медицинский факультет при Московском Университете начал свою работу в:

А) 1725 г.;

Б) 1755 г.;

В) 1758 г.;

Г) 1765 г.;

Д) 1820 г.

26. Основателем первой русской анатомической школы, академиком Петербургской академии наук был:

А) П. А. Загорский;

Б) Н. И. Пирогов;

В) М. Я. Мудров;

Г) И. П. Павлов;

Д) С. Г. Зыбелин

27. Ученый, который первым установил факт центрального торможения рефлекторной деятельности:

А) И. М. Сеченов;

Б) В. В. Пашутин;

В) И. П. Павлов;

Г) Н. Е. Введенский;

Д) В. В. Подвысоцкий.

28. Первым наркомом центрального общенационального органа управления здравоохранением РСФСР, которого с любовью называли «главный доктор республики»,был:

………………………………………………………………..…………………………………………………………

29. Вплоть до образования Совета народных комиссаров РСФСР (1919 г.) в советской России, кроме государственной медицины, существовала медицина:

А) частная;

Б) общественная;

В) земская;

Г) страховая;

Д) монастырская

30. Сибирское отделение Академии наук СССР в Новосибирске было создано в:

А) 1945 г.;

Б) 1963 г.;

В) 1971 г.;

Г) 1982 г.;

Д) 1991 г.

31. Министр здравоохранения СССР, вместе с американским врачом Б.Лауном ставший лауреатом Нобелевской премии за развитие движения «Врачи мира за предотвращение ядерной войны»:

…………………………………………………………………………………………………………………………

32. Первая в мире операция по пересадке сердца человеку была проведена:

А) П. А. Герценым;

Б) С. И. Спасокукоцким;

В) К. Бернардом;

Г) А. В. Вишневским;

Д) А.Л. Мясниковым




Вопросы итогового теста 2 вариант

1. Профессия «изготовитель лекарств» появилась в III тысячелетии до н.э. в

А) Египет Б) Китай

В) Междуречье Г) Индия

2. Законы царя Хаммурапи – документ, впервые законодательно урегулировавший врачебные действия, появился

А) Египет Б) Китай

В) Междуречье Г) Индия

3. Назовите документ древнего Китая, в котором содержались основы фармацевтических знаний:

А) Свиток Кахуна Б) Сушрута-Самхита

В) Канон о корнях и травах Г) Папирус Эберса

4. Папирус Эберса, содержащий около 900 прописей лекарств был создан

А) Египет Б) Китай

В) Междуречье Г) Индия

5. Документ под названием «Сушрута-Самхита», содержащий основные познания в области хирургии был создан в

А) Египет Б) Китай

В) Междуречье Г) Индия

6. Страна, впервые использовавшая метод вакцинации – это

А) Египет Б) Китай

В) Междуречье Г) Индия

7. Страна, медики которой создали искусство ринопластики

А) Египет Б) Китай

В) Междуречье Г) Индия

8. Бог врачевания в Древней Греции

А) Зевс Б) Асклепий

В) Гиппократ Г) Дионисий


9. Работы «Афоризмы», «Прогностика», «Эпидемии», «О воздухах, водах и местностях» вошли в состав

А) Сушрута-Самхита Б) Папируса Кахуна

В) «Гиппократова сборника» Г) «Чарака-Самхита»

10. Название «ризотомы», «фармакополы» - общее обозначение:

А) людей живших в Риме

Б) Торговцев редкостями всякого вида

В) Врачевателей Античного мира.

11. Учение о четырех стихиях, о четырех жидкостей в организме человека, воздействующих на его состояние

А) Ароматерапия Б) Гирудотерапия

В) Гуморальная терапия Г) Траволечение

12. Сочинения «Афоризмы», «Прогностика», «Эпидемии», «О воздухах, Водах и местности» принадлежат автору

А) А. Цельса Б) Диоскорида

В) Гиппократа Г) Галена

13. Термы – это

А) Сборник, содержащий сведения о лечебных свойствах трав

Б) Римские бани

В) Название храмового сооружения Древней Греции

14. Медицинское сочинение Древнего Рима , в котором содержалось около 600 описаний лекарственных растений А) «Гиппократов сборник»Б) «О лекарственных растений» Диоскорида

В) «Канон врачебной науки»

15. Кто из названных авторов не принадлежал истории Древнего Рима

А) Гален Б) Диоскорид

В) Авиценна Г) Плиний Старший

16. Кого из приведенных ниже медиков называли Авиценна

А) Гален Б) Диоскорид

В) Ибн Сина Г) Плиний Старший

17. Автор произведения «Антидоты»

А) Гален Б) Диоскорид

В) Авиценна Г) Плиний Старший

18. Слово «animatio» в переводе означает

А) карантин Б) реанимация В) плацебо

19. Представитель Салернской врачебной школы Урсо, широко использовавший в диагностике осмотр мочи, он стал основоположником

А) Педиатрии Б) Уринотерапии
В) Терапии Г) Хирургии

20. Итальянский ученый, введший термин «inficere» -

А) Леонардо да Винчи Б) Джироламо Фракасторо

В) Андрей Везалий Г) Амбруаз Паре

21. Термин «inficere» означает

А) внедрение, проникновение Б) гирудотерапия

В) алхимия

22. Люди, способные оказать врачебную помощь в Древней Руси, назывались

А) Волхвы Б) Лечцы В) Врачеватели Г) Монахи

23. Первое государственное медицинское учреждение в России

А) Аптекарский приказ Б) Палаты Асклепия

В) Монастырские палаты

24. Специальная повинность, предполагавшая сбор лекарственных растений

А) Тягло Б) Ягодная повинность В) Ясак

25.Росиия столкнулась с эпидемиями в

А) XVI в. Б) XVII в. В) XVIII в. Г) XIX в.

26. Слова: «Медик без довольного познания химии совершенен быть не может. Ею познается натуральное смешение крови и питательных соков, ею открывается сложение здоровых и вредных пищей. Ею не токмо из разных трав, но и из недра земного взятых материалов приуготовляются полезные лекарства», - принадлежат

А) Авиценна Б) Леонардо де Винчи

В) М.В. Ломоносов Г) К. И. Щепин

27. Адсорбционную способность угля открыл

А) Т. Е. Ловиц Б) А. Д. Нелюбин

В) Д. И. Менделеев Г) А. В. Пель

28. Автор "Полного исторического, медико-топографического, физико-химического и врачебного описания Кавказских минеральных вод, о особый интерес в котором представляют сведения по оказанию первой помощи и лечению отравленных

А) Т. Е. Ловиц Б) А. Д. Нелюбин

В) Д. И. Менделеев Г) А. В. Пель

29. Он выступал за развитие химической и фармацевтической промышленности с использованием сырья, которым богата Россия

А) Т. Е. Ловиц Б) А. Д. Нелюбин

В) Д. И. Менделеев Г) А. В. Пель

30. Он автор работ по консервации инъекционных растворов, водных извлечений, сывороток

А) Т. Е. Ловиц Б) А. Д. Нелюбин

В) Д. И. Менделеев Г) А. В. Пель

31. Выработал предложения по хранению лекарственных средств, особенно наркотических и в полевых условиях

А) Н. И. Пирогов Б) П. Г. Голубев,

В) С. А. Прижбытик Г) Ю. К. Трапп.

32. Им написаны первые учебники по фармакогнозии и фармацевтической химии, руководства и пособия по рецептуре, токсикологии, судебной химии

А) Н. И. Пирогов Б) П. Г. Голубев,

В) С. А. Прижбытик Г) Ю. К. Трапп.

33. Основатель нового научного направления фармации – биофармации

А) Н. И. Пирогов Б) П. Г. Голубев,

В) С. А. Прижбытик Г) Ю. К. Трапп.

34. Автор первого обширного исследования на русском языке о таблетках, получивших в дальнейшем широкое распространение

А) Н. И. Пирогов Б) Л. Ф. Ильин

В) С. А. Прижбытик Г) Ю. К. Трапп.

35. Обширная группа азотсодержащих циклических соединений главным образом растительного происхождения

А) Алкалоиды Б) Фармакопеи В) Гликозиды

36. Органические вещества, молекулы которых состоят из углевода и неуглеводного компонента (агликона), соединённых так называемой гликозидной связью

А) Алкалоиды Б) Фармакопеи В) Гликозиды

37. В годы Вов фитонциды лука и чеснока, препараты календулы, арчовое масло, бальзам из пихты, зверобойное масло использовали как

А) Седативное средство Б) Антисептическое средство

В) Мукалтирующее средство Г) Перевязочный материал

38. В годы Вов торфяной мох использовали

А) Седативное средство Б) Антисептическое средство

В) Мукалтирующее средство Г) Перевязочный материал 39.В годы Вов соплодия ольхи, корни кровохлебки, бадана, трава льнянки, володушки использовали как

А) Иммуностимулирующее средство

Б) Перевязочный материал

В) Для лечения желудочных заболеваний

40. Настойку лимонника использовали в годы Вов использовали, как

А) Иммуностимулирующее средство

Б) Перевязочный материал

В) Для лечения желудочных заболеваний

41. Основателем ятрохимии, т.е. «врачебной химии» считается

А) Диоскорид Педаний Б) Авла Корнелия Цельса

В) Плиния Старшего Г) Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм

42. Сборник официальных документов, обеспечивающих надлежащее качество медицинских субстанций, вспомогательных веществ, диагностических и лекарственных средств. Этот документ включает указания по изготовлению, проверке качества лекарств. Определяет высшие дозы препаратов и устанавливает требования к лекарственному сырью

А) Алкалоиды Б) Фармакопеи В) Гликозиды














СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:


1. История фармацевтического дела в Петербурге-Петрограде-Ленинграде: Труды ЛХФИ. Вып. 10. - Л.: ЛХФИ, 1960.- 170 с.

2. Карасик В. М. Прошлое и настоящее фармакологии и лекарственной терапии. Исторические очерки воззрений на содержание лечебного эффекта лекарств.- М.: Медицина, 1965.- 184 с.

3. Машковский М. Д. Лекарства ХХ века: Очерки создания современных лекарственных средств.- М.: ООО "Новая Волна", 1998.- 320 с.

4. Мирский Б. М. История медицины в России в ХVI-ХIХ вв.- М.: РОССПЭН, 1996.- 400 с.

5. Найдыш В. М. Концепции современного естествознания.- М.: Гардарика, 1997.- 442 с.

6. Натрадзе А. Г. Очерк развития химико-фармацевтической промышленности СССР.- 2-е изд.- М.: Медицина, 1977.- 328 с.

7. Прозоровский В. Б. Человек и лекарства: Почему лекарства лечат.- СПб: Лань, 2000.- 286 с.

8. Сорокина Т. С. История медицины.- 2-е изд.- М., 1994.

9. Лисицин Ю.П. Страницы и уроки здравоохранения в России. М. - Спб., 2003.

10. https://ru.wikipedia.org/wiki/ История медицины в России.

11. https://novainfo.ru/article/3778 - История развития медицинского знания в России в 16 – 18 вв.

12.http://historymed.ru/training_aids/textbook/Мультановский М.П. История медицины – учебник.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!