При названии на уроке темы "Члены предложения" у многих детей возникает ассоциация с членами семьи, класса и т.д., то есть группы людей, входящих в какое-то одно сообщество, знающих друг друга и объединённых одной целью. Поэтому картинки при объяснении данной темы я подобрала как "Семейка" (как бы рассказываю сказку - быль):
Папа - подлежащее, главный член предложения "семьи", подчеркивается одной чертой;
Мама - сказуемое, тоже главный член предложения, она "скажет о папе", подчеркивается двумя чертами;
И их дети (как и в обычных семьях) - второстепенные члены предложения, их может быть разное количество, но все они - разные.
Дополнение - "мальчик" (сын), берущий от папы все падежные вопросы (кроме Им.п. - "папин" падеж). Подчеркивается он очень похожей прямой линией (как у папы), но с интервалами, пунктирной линией.
Обстоятельство - "мальчик" (тоже сын), тоже берущий от папы (как его брат - дополнение) косвенные вопросы, но он более любознательный, задаёт ещё и такие вопросы: где? куда? когда? откуда? почему? зачем? и как? Подчеркивается пунктирной линией (как папа), но ещё с точкой.
Определение - "девочка" (дочка) очень кокетливая, любит хвастаться нарядами (одно из качеств девочек). Вопросы, которые к ней ставятся, как бы определяют: - какая? (... я красивая); - какой? (... у меня бантик?); - какое? (...у меня нарядное платьице); - какие? (... у меня туфельки). Она дружит и любит своих братьев и папу (определяет их). Подчеркивается волнистой линией.
Все члены предложения ("семейки") дружат между собой, связываются друг с другом с помощью вопросов.
Данное объяснение по ассоциации (по представлению, которое дети знают) даёт возможность хорошо разобраться в этой трудной теме и усвоить её.