СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебно-методическое пособие «Формирования основ цветоведения у учащихся младшего школьного возраста на уроках изобразительной грамоты и рисования в детской художественной школе»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Учебно-методическое пособие «Формирования основ цветоведения у учащихся младшего школьного возраста на уроках изобразительной грамоты и рисования в детской художественной школе»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТАЙШЕТСКАЯ ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА»















Учебно-методическое пособие к учебному предмету «Основы изобразительной грамоты и рисования» по ДПОП «Живопись» срок реализации 8 лет

«Формирования основ цветоведения у учащихся младшего школьного возраста на уроках изобразительной грамоты и рисования в детской художественной школе»

преподавателя МКУДО ТДХШ

Бызовой Олеси Петровны.

































Тайшет

2018г.

Учебно-методическое пособие к учебному предмету «Основы изобразительной грамоты и рисования» по ДПОП «Живопись» срок реализации 8 лет

«Формирования основ цветоведения у учащихся младшего школьного возраста на уроках изобразительной грамоты и рисования в детской художественной школе»

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты обучения основам цветоведения на уроках изобразительной грамоты и рисования

1.1 Общее понятие о цвете и его значение в образовательно-воспитательном процессе на уроках изобразительной грамоты и рисования

1.2 Сущность и теоретические основы цветоведения, используемые в обучении детей младшего школьного возраста на уроках изобразительной грамоты и рисования.

Глава 2. Практические аспекты использования методики организации и проведения уроков по обучению цветоведению в детской художественной школе

2.1 Приемы и методы обучения основам цветоведения на уроках изобразительной грамоты и рисования

2.2 Эффективность приемов и методов обучения основам цветоведения на уроках изобразительной грамоты и рисования

Заключение

Список литературы

Введение

Цвет, цветовые сочетания красок - это важнейшие художественно-выразительные средства живописи, которые формируют духовную культуру личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.

         В Концепции модернизации российского образования отмечается необходимость более полного использования нравственного потенциала искусства, как средства формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности.

Школа - важная ступень в формировании личности. Она много делает в развитии и воспитании молодого поколения. Это выражается, прежде всего, в развитии эстетического отношения к жизни и искусству, в развитии зрительных представлений и творческого воображения у школьников. Рисунок и живопись помогают ученикам видеть удивительную красоту многообразных явлений в жизни.

Живопись - искусство цвета и главным средством выразительности в живописи является цвет. Он способен вызывать различные ассоциации, усиливать эмоциональность изображения. С помощью цвета, цветовых сочетаний, гармонии холодных и теплых цветов художник передает самые разнообразные чувства и настроения: радость, грусть, нежность, тревогу, ожидание. Язык цвета младшие школьники познают на уроках изобразительной грамоты и рисования в детской художественной школе.

          Изучение основ цветоведения дает обучающимся возможность познавать окружающую действительность, развивает у них наблюдательность, воспитывает разносторонне образованного члена общества. Развивая и умственно, и эстетически, живопись приучает внимательно наблюдать и анализировать предметы, развивает пространственное мышление, учить точности расчета, способствует познанию красоты природы, воспитывает патриотизм и любовь к своему отечеству.

Организации проведения уроков по цветоведению уделяли внимание многие педагоги. Интересные методические разработки имеются у таких авторов, как Э. И. Кубышкина, Н. Н. Ростовцев, С. В. Шорохов, Т. Я. Шпикалова и другие. Ими даётся глубокий анализ методики организации и проведения уроков по цветоведению в условиях современной школы.

Так, Э. И. Кубышкина подробным образом рассмотрела подготовку к урокам по цветоведению и живописи; Б. М. Неменский раскрывает особенности организации процесса обучения цветоведению через восприятие окружающей действительности и искусства; Т. Я. Шпикалова раскрыла роль значимости использования наглядности на уроках по цветоведению.

Но все же, в преподавании изобразительного искусства в начальной школе порой возникает ряд проблем, связанных с тем, что дети, не имея достаточных навыков работы цветом, закрашивают обычно яркими красками отдельные предметы, оставляя их на белом фоне. В некоторых случаях они закрашивают небо и землю в виде отдельных двух полос (сверху и снизу). Направление закраски рисунка иногда носит стихийный характер. Если детей не учить изобразительной грамоте по основам цветоведения, то становясь старше, более сознательными, они начинают понимать, что их рисунок не соответствует действительности. У них наступает разочарование, неверие в свои силы и многие дети совсем перестают рисовать Поэтому учителю очень важно, начиная уже с первых уроков, не только использовать интерес детей к рисованию, но и развивать их творчество, прививая им все новые и новые навыки рисования, на основе изучения законов реалистического изображения, в доступной для них форме.

     Данная методическая разработка призвана решить следующие задачи:

1. Дать психолого-педагогическое обоснование организации и использования методов и приёмов обучения основам цветоведения детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства.

2. Охарактеризовать и раскрыть сущность и особенности организации методики обучения цветоведению на уроках рисования в начальных классах.

3. Определить направления деятельности учителя начальных классов по использованию методов и приёмов обучения основам цветоведения и применение его в образовательном процессе в период педагогической практики.

4. Разработать систему методов и приёмов реализации обучения основам цветоведения обучаемых в начальных классах на уроках изобразительного искусства.

Цель нашей работы является разработка и реализация системы методов и приёмов обучения младших школьников основам цветоведения на уроках изобразительной грамоты и рисования в детской художественной школе.

Глава 1. Теоретические аспекты обучения основам цветоведения на уроках изобразительной грамоты и рисования

  1. Общее понятие о цвете и его значение в образовательно-воспитательном процессе на уроках изобразительной грамоты и рисования

Мир изобразительного искусства полон цвета. Он насыщен цветом, как волшебная мозаичная чаща, которая сверкает и переливается тысячами оттенков. Цвет в окружающей нас действительности - средство ориентировки, окраски предметов. Наука о цвете (цветоведение, или колористка) помогает художникам лучше понять особенности цвета, использовать его в живописи, применить в декоративном искусстве.

Колористка, как наука о цвете, включает сведения о природе цвета, основных, составных и дополнительных цветах, основных характеристиках цвета, цветовых контрастах, смешении цветов, колорите, цветовой гармонии, цветовом языке и цветовой культуре. Она опирается на физические основы цвета, психофизиологический фундамент его восприятия и одновременно учитывает представления общества о культуре цвета.

В другом значении колористика мыслится как цветовая среда, или полихромия формирующих ее объектов, которые удовлетворяют человека эстетически и утилитарно. Такое понимание позволяет говорить о колористике города, здания, интерьера, отдельного произведения чаще всего как о результатах профессионального подхода художника или дизайнера в отличие от спонтанно возникающего цветового окружения.

Наука о цвете возникла давно. Шаг за шагом человек хотел овладеть тайнами цвета. Хотя цвет еще не выделяли из цельной, синкретично воспринимаемой картины мира, но уже тогда возник и широко использовался определенный цветовой язык.

В странах Древнего Востока существовала своя цветовая символика, которая повлияла на цветовую культуру Европы и Азии. Овладение цветом приобрело новые формы. В эпоху античности цвет впервые стал рассматриваться как категория эстетики. Еще в IV веке до нашей эры, древнегреческий философ Аристотель пытался объяснить происхождение цвета и разные цветовые явления. В средние века познание цвета происходит в русле метафизических религиозных учений.

Европейский Ренессанс снимает приобретенный во времена средневековья мистический покров с проблемы изучения цвета. Альберти и Леонардо да Винчи смотрят на мир глазами ученых-экспериментаторов, открывают законы взаимодействия цвета и света, зрительного восприятия, цветовой индукции, предлагают новое толкование цветовой эстетики. Леонардо да Винчи в своем «Трактате о живописи» дает такие сведения о цвете, которые имеют большое практическое значение и для художников нашего времени. «Он образовал цветоряд из шести цветов, привязал их к природным стихиям: белый - свет, желтый - земля, зеленый - вода, синий - воздух, красный - огонь, черный - тьма. Для каждого отдельного цвета были найдены гармонирующие цвета и продуманы устойчивые цветовые аккорды, например, с зеленым гармонически согласуются пурпурный, красный, бледно-фиолетовый. Леонардо да Винчи определил гармонически контрастные цвета: белый - черный, синий - желтый, красный - зеленый.» Именно тогда фактически зародилась наука о цвете.

Идею шестицветного цветоряда по своему интерпретировали и развивали Ф.Рунге, А.Шопенгауэр, У.Адаме, Э.Делакруа, Ван Гог, В.Кандинский и другие.

И.Ньютон закладывает «физический» фундамент цветоведения. Он провел эксперимент с преломлением луча света через призму, выделил семь цветов спектра и освободил цвета от конкретной символической привязки. Каждый из семи цветов становится самостоятельным элементом гармонической системы - в зависимости от условий цвет может приобретать то или иное состояние и эмоциональную характеристику. В дальнейшем французский ученый Роже де Пиль доказывает, что цвет, а не рисунок имеет важнейшее значение для живописи.

М.В.Ломоносов предложил гипотезу трехкомпонентности цветового зрения, не утратившую ценности и в наши дни. Он обратил внимание на то, что наш глаз имеет три цветоощущающих приемника и всегда требует их совместной деятельности, то есть для наших глаз необходим цветовой баланс.

Крупные открытия в области цвета происходят в XX в. На их основе создаются лазеры, голография, компьютерная графика. Результаты научных исследований все более целенаправленно используются в цветоведении, обучении живописи, влияют на творчество художников различных направлений (кубизм, кинетическое искусство и др.)

«Цвет - это ведущее начало, организующее пространство, способное вызывать у зрителя активную эмоциональную реакцию. Воспринимать цвет - не значит просто его видеть. Цвет воздействует на наше настроение, самочувствие. Вызывая физиологические реакции, он влияет на организм в целом и на жизнедеятельность отдельных органов. Разумеется, что сила воздействия цвета на разных людей разная. При этом большое значение имеет темперамент и душевное состояние человека. Человек воспринимает цвет не только глазом, но и кожей. Такой вывод был сделан основателем отечественной психологии А.Н. Леонтьевым и подтвержден современными исследованиями».

Цвет может также оказывать эмоциональное воздействие, которое зависит от культурных традиций, этнической принадлежности.

Символика цвета - важный аспект его восприятия и имеет национально-историческое и культурную обусловленность. Вот как описывается значение цветов в христианской культуре в Трактате о небесной иерархии (VI в.): «Белый цвет изображает светлость, красный - пламенность, желтый - златовидность, зеленый - юность и бодрость; словом, в каждом виде символических образов ты найдешь таинственные изъяснения». Главными цветами в христианской символике являются белый, как символ чистоты Христа, сияние его Божественной славы и красный - знак пролитой крови Спасителя.

Рассмотрим воздействие цвета на наш организм подробнее.

Белый цвет оказывает нейтральное воздействие, успокаивает, балансирует нервную систему. Черный помогает сосредоточиться, но понижает давление, в избытке может ухудшать душевное состояние. Теплые цвета действуют как раздражители, способствуют возбуждению. Зеленый оказывает благотворное физиологическое и общее успокаивающее действие, способствует снижению дыхательного ритма, болезненных ощущений, помогает мобилизовать волю. Голубой снимает нервное напряжение, депрессивность, уменьшает боль, оказывает антисептический эффект. Фиолетовый цвет помогает сбалансировать физическую и духовную энергию, стимулирует вдохновение, особо чувствительные состояния, в большом количестве - угнетает нервную систему. Лиловый - успокаивает, способствует погружению в медитативное состояние. Коричневый - снижает возбудимость, как бы спускает на Землю, помогает пробудить здравомыслие.

Символика цвета проявляется и в настоящее время. Например, в одежде: сочетание черного и белого цветов, как правило, характерно для официальных и торжественных ситуаций; розовый и голубой - цвета одежды для новорожденных соответственно для девочек и мальчиков; синий - цвет неба и моря, он используется в форменной одежде летчиков и моряков.

Кроме того, цвет оказывает сильное воздействие и на психофизиологическое развитие детей младшего школьного возраста, способное вызывать у них активную эмоциональную реакцию.

Занятия основами цветоведения являются интереснейшим и нужнейшим разделом учебного предмета «изобразительное искусство». Именно этот вид деятельности дает самый богатый материал для познания мира и для приобретения умения видеть и изображать увиденное. Этот тип рисования является наиболее творческим, где школьники решают сложные живописные задачи.

Общие задачи по обучению цветоведения можно подразделить на две группы: во-первых, задачи в области обучения и, во-вторых, задачи в области воспитания. В области обучения цветоведению решаются следующие цели:

  1. - учить работать обучающихся с цветом при выполнении живописных работ;

  2. - научить использовать художественные материалы в творческой работе;

  3. - формирование художественно-образного мышления, как основы развития творческой личности;

  4. - добиваться выразительного цветового решения рисунка;

  5. - формирование умения передавать красками объем формы предметов, особенности распределения света и тени на них;

В числе воспитательных задач на уроках живописи можно назвать следующие:

  1. - развитие зрительной памяти пространственных представлений, образного мышления;

  2. - воспитание художественного вкуса, интереса и любви к изобразительному искусству и к наблюдению самой жизни;

  3. - развитие творческих способностей;

  4. - развитие навыков творческой переработки впечатлений, переживаний.

Воспитание художественного вкуса, интереса и любви достигается обучением основам реалистического изображения окружающей действительности, путем связи тематики бесед об изобразительном искусстве с вопросами, касающимися выполнения рисунков в цвете, путем специальных бесед о художественном вкусе с использованием различного иллюстративного материала - репродукции книг, рисунков. Располагая изображенные объекты, выполняя свой рисунок в цвете, ученик выражает свои мысли, свое отношение к реальной действительности. У него складывается характерное цельное представление о том или ином явлении.

Цветоведение играет важную роль в эстетическом воспитании школьников. Одной из важнейших задач эстетического воспитания является развитие художественного вкуса учащихся. Очевидно, что при правильно поставленном обучении и воспитании детей в области рисования, можно улучшить качество их работ.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что наука о цвете возникла очень давно. Шаг за шагом человек овладевал тайнами цвета. Изучение основ цветоведения являются интереснейшим и нужнейшим разделом учебного предмета «Изобразительное искусство», имеет огромное значение для воспитания школьников.

Занятия по цветоведению ставит перед учителем целый ряд задач, которые углубляют и обогащают представление обучаемых об окружающей действительности. Для осуществления учебно-воспитательных задач преподавателю необходимо придерживаться определенной системы и использовать разнообразную методику работы с учениками. Не менее важно и творческое отношение к занятиям, находчивость и мастерство педагога. Кроме того, для достижения успеха в работе, учителю необходимо хорошо знать, какой объём знаний и навыков может усвоить ученик в том или ином возрасте, продуманно строить методику работы с детьми. Эти вопросы и будут рассмотрены в следующем пункте данной выпускной квалификационной работы.

  1. Сущность и теоретические основы цветоведения, используемые в обучении детей младшего школьного возраста на уроках изобразительной грамоты и рисования

Все в природе имеет свой определенный цвет, который под влиянием освещения, расположение в пространстве, воздействия цветовой окраски других предметов, состояния воздуха может меняться. Все цветовое богатство мира и передает живопись с помощь красок. Часто цвет, красочное богатство действительности и есть красота, которой мы восхищаемся и которую любим.

«Цвет - одно из свойств материального мира, осознанное зрительное ощущение. Цветовое ощущение возникает в результате воздействия на глаз потока электромагнитного излучения, воспринимаемое глазом как световой поток. Следовательно, цвет - это свойство света. Свет, отраженный предметом разлагается на волны разной длины, которые и возбуждают у нас различные цветовые ощущения».

Свет, исходящий от солнца или искусственного источника света, - сложнейшее явление природы. Пучок солнечного света, преломляясь в каплях дождя или в трехгранной призме, образует радугу, иначе - спектр. Нормальный глаз человека способен различать в спектре до 130 различных цветов. И. Ньютон выделил из них семь основных: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, и объяснил, что путем их смешивания создается богатство природных красок. Цвета спектра всегда расположены в определенной последовательности, постепенно переходя один к другому.

В чем же сущность и теоретические основы цветоведения, используемые в обучении детей младшего школьного возраста на уроках изобразительной грамоты и рисования?

В детской художественной школе на уроках изобразительной грамоты и рисования, посвященных цветоведению обучаемые изучают основные, составные и дополнительные цвета, основные характеристиках цвета, цветовые контрасты, смешение цветов, колорит и гармонию цветовых сочетаний.

Известно, что все многообразие цветов можно разделить на две большие группы.

Одну группу составляют ахроматические цвета: черный, белый и все серые (от самого темного до самого светлого). Это так называемые нейтральные (бесцветные) цвета. Они отличаются между собой по светлоте в зависимости от коэффициента отражения. Человек различает около 300 ахроматических оттенков.

К другой группе относятся красный, оранжевый, желтый, синий и т.д. все цвета солнечного спектра и их производные. Эти цвета называются хроматическими (цветными).

Хроматические цвета отличаются друг от друга цветовым тоном, светлотой и насыщенностью - это три основные характеристики цвета. Первая характеристика цвета - тоновая (светлее - темнее). Это характеристика степени светлости или темности какого-либо взятого цвета.

Данная характеристика определяет, насколько один цвет светлее или темнее относительно другого, взятого нами для сравнения. Наиболее темным цветом считается тот из цветов, который больше всех близок к самой темной краске в природе - черной. Наиболее светлым цветом всегда является цвет, более всего близкий к самой светлой краске - к белому цвету.

Вторая характеристика цвета - цветовая (теплее - холоднее). Здесь имеется в виду принадлежность данного цветового оттенка к группе холодных цветов или к группе теплых цветов, что характеризует, насколько больше или меньше одно цветовое пятно содержит в себе горячих или холодных оттенков по сравнению с другим цветовым пятном. Цветовая характеристика показывает степень теплоты или холодности каждого цветового пятна, то есть присутствие желто-красных оттенков или присутствие синих оттенков.

«По словам известного русского художника В.В. Кадинского, теплота или холод краски есть вообще склонность к желтому или синему цвету. Это различие происходит притом, что краска сохраняет свое основное звучание, но это основное звучание становится или более материальным (то есть теплеет), или менее материальным (то есть основной цвет становится чуточку холоднее). Это есть движение в горизонтальном направлении, причем при теплой краске оно направлено к зрителю, а при холодной краске удаляется от него. Это подобно тому, как картина, написанная в желтых тонах, всегда излучает впечатление охлаждения».

Третья характеристика цвета - яркость (яркость - приглушенность цвета).

Данная яркостная характеристика показывает, как вообще подан какой-либо цвет в картине - либо тихо, приглушенно, либо же цветовое пятно преподнесено чисто, свежо, ярко, звонко, что называется, открыто.

Рассматривая спектр солнечного света, на одном его конце мы видим фиолетовый цвет, на другом - красный. Чтобы представить спектр в виде круга, необходимо передать плавный переход от красного к фиолетовому цвету, получив, так называемый цветовой круг.

В цветовом круге можно выделить три цвета, в которых нет примесей других цветов. Эти цвета - желтый, красный, синий, называемые основными.

Цвета, которые можно получить при смешивании основных, называют составными или производными: оранжевый, зеленый, фиолетовый.

Цветовой круг можно разделить на две части. В одну часть входят красные, оранжевые, желтые, желто-зеленые цвета. Которые условно называются теплыми, так как они ассоциируются с цветом огня, солнца. В другую часть входят голубовато-зеленные, голубые, синие, фиолетовые и называются холодными, так как они напоминают о цвете воды, льда, металла. Восприятие цветов одной и той же группы относительно. Сине-зеленый цвет, расположенный рядом с желто-зеленым, кажется холодным, а рядом с синим - теплым.

Теплые и холодные цвета в одинаковых условиях отличаются противоположными оптическими свойствами. При дневном освещении мы будем воспринимать теплые цвета как выступающие, а холодные - как отступающие. Например, желтый и красный зрительно увеличивают предмет, а голубой - уменьшает. В сумерках наоборот: красный цвет создает впечатление глубины, т.е. удаляется, а голубой выдвигается на передний план. Предметы синего и фиолетового цветов при дневном свете зрительно уменьшаются в объеме.

Каждый предмет обладает своим предметным (локальным) цветом. Локальный цвет предмета - это те чистые, несмешанные, непреломленные тона, которые в нашем представлении связаны с определенными предметами как их объективные, неизменные свойства. Локальный цвет - основной цвет какого-либо предмета без внешних влияний. Предметный цвет может изменяться под воздействием источника света и цветовой среды. Освещенная часть предмета приобретает оттенки источника света.

Большое значение в изобразительном искусстве имеют использование цветовых контрастов. В разнообразии контрастов заключено богатство цветового мира. Контраст света и цвета наиболее четко и ясно воспринимается на «переломе» формы, то есть на месте поворота формы предмета, а также на границах его соприкосновения с контрастным фоном.

Контрасты разделяются на два вида: ахроматические (светлотные) и хроматические (цветовые). Контраст по светлоте применяют художники, подчеркивая в изображении разную тональность предметов. Располагая светлые объекты рядом с темными, они усиливают контрастность и звучность цветов, достигают выразительности формы.

Если сравнить одинаковые серые фигуры, расположенные на черном и белом фоне, то они покажутся разными. На черном серое кажется более светлым, а на белом - более темным. Такое явление называется одновременным ахроматическим контрастом, или светлотным контрастом.

Явление цветового контраста заключается в том, что цвет изменяется под влиянием других, окружающих его цветов, или под влиянием цветов, предварительно наблюдавшихся.

Дополнительные цвета в соседстве друг с другом становятся ярче и насыщеннее. Например, красный помидор будет выглядеть еще краснее рядом с зеленью петрушки, а фиолетовый баклажан рядом с желтой репой. Контраст дополнительных цветов - особый случай, потому что при их сопоставлении не возникает нового цвета, а изменяется только насыщенность цветов. Это же происходит и с основными цветами.

Контраст синих и красных - это прообраз контраста холодных и теплых. Он лежит в основе колорита многих произведений европейской живописи и создает драматическое напряжение в картинах Тициана, Пуссена, Рубенса, Иванова, можно сказать, что контраст - один из основных приемов художественного творчества.

Последовательный хроматический контраст возникает при длительном восприятии какого-либо яркого цветового пятна. Например, если долго смотреть на красный помидор, а затем, не моргая, перевести взгляд на белую скатерть, то через некоторое время на ней можно будет увидеть светло-зеленый силуэт помидора.

Все окружающее нас в природе имеет определенный цвет. Созданное природой обычно считают гармоничным: природные цвета, их сочетания и принадлежность определенным формам.

Гармонические сочетания цветов при смешении образуют серый цвет. Если смешать два, три, четыре или даже шесть цветов, определенных по законам гармонизации, то должен получиться ровный серый цвет.

Видимые в естественных условиях цвета, как правило, является результатом смешения спектральных цветов.

Механическое смешение цветов происходит при смешении красок, например, на палитре, бумаге, холсте. Здесь следует четко различать, что цвет и краска - это не одно и то же. Цвет имеет оптическую (физическую) природу, а краска - химическую. Цветов в природе гораздо больше, чем красок в наборе.

Таким образом, цвет в изобразительном искусстве является важным выразительным средством, отражающим материальные свойства предметов, передающим многообразие окружающего мира в его цветовом звучании, с которым знакомятся младшие школьники на уроках по основам цветоведения, используя цвет для передачи своего замысла, своего отношения к изображаемому. Если детей не учить изобразительной грамоте по основам цветоведения, то в дальнейшем, они начинают понимать, что их рисунок не соответствует действительности. У них наступает разочарование, неверие в свои силы и многие дети совсем перестают рисовать.

Мы познакомились с теоретическими аспектами обучения основам цветоведения. Дали общее понятие о цвете и его значение в образовательно-воспитательном процессе, а также выявили сущность теоретические основы цветоведения.

Каковы же практические аспекты обучения детей младшего школьного возраста основам цветоведения на уроках изобразительного грамоты и рисования в детской художественной школе? Ответу на данный вопрос и будет посвящена практическая глава нашей работы.

Глава 2. Практические аспекты использования методики организации и проведения уроков по обучению цветоведению на уроках в детской художественной школе

2.1 Приемы и методы обучения детей младшего школьного возраста основам цветоведения на уроках изобразительной грамоты и рисования

Основной задачей преподавания изобразительного искусства является, творческое развитие личности ребёнка, особое внимание обращается на развитие воображения, фантазии. В каждом задании, на каждом уроке в детской художественной школе детям даётся возможность пофантазировать, поощряется привнесение в работу собственных образов. Важно «расковать» детей, высвободить их творческую энергию.

Практические знания по цветоведению обучаемые детской художественной  школы получают на уроках по живописи, но основы все же закладываются в 1-3 классе (при 8 летней программе обучения). Занятие по живописи помогают учащимся почувствовать всю цветовую прелесть окружающего мира, обогащают их духовно, развивают художественный вкус. В разделе «Живопись» содержание обучения направлено на развитие у детей восприятия цветовой гармонии и основано на рисовании с натуры, по памяти и по представлению акварельными или гуашевыми красками. Давая обучаемым возможность почувствовать всю цветовую прелесть окружающего мира через свое личное восприятие, занятия по живописи помогает им становиться духовно богаче, щедрее душой, развивают художественный вкус. Свои впечатления о цветовом богатстве окружающего мира дети передают при выполнении сюжетно-тематических рисунков на самые разнообразные темы. Важнейшим средством выразительности в сюжетно-тематическом рисунке остается цвет.

Учитель детской художественной школы при обучении детей младшего школьного возраста на уроках изобразительной грамоты и рисования ставит своей целью в доступной интересной для ребят форме дать знания по основам цветоведения. Таким образом в конце года учащиеся 1 класса по основам цветоведения должны знать:

- названия главных цветов (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, оранжевый, голубой);

- элементарные правила смешения цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый, синий и желтый - зеленый и т.д.);

Обучаемые должны уметь:

- передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;

- правильно работать акварельными красками - разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности).

Обучаемые 2 класса по основам цветоведения должны получить начальные сведения:

- об основных цветах солнечного спектра в пределах наборов акварельных красок (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый); о главных красках (красная, желтая, синяя);

- об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками,

- об элементарных правилах смешивания главных красок для получения составных цветов (оранжевый - от смешивания желтой и красный красок, зеленый - от смешивания желтой и синей, фиолетовый - от смешивания красной и синей).

К концу учебного года обучаемые 2 класса должны уметь:

- стремиться верно, и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;

- правильно разводить и смешивать гуашевые краски, ровно закрывая ими нужную поверхность (в пределах намеченного контура), менять направления мазков согласно форме.

В течение учебного года обучаемые 3 класса должны получить сведения о композиции, цвете, рисунке, приемах декоративного изображения растительных форм и форм животного мира и усвоить:

- простейшие правила смешения основных красок для получения более холодного и теплого оттенков: красно-оранжевого и желто-оранжевого, желто-зеленого и сине-зеленого, сине-фиолетового и красно-фиолетового;

- начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, сочетания оттенков цвета, колорит и т.д.);

- деление цветового круга на группу теплых цветов (желтый, оранжевый, красный) и группу холодных цветов (синий, зеленый, фиолетовый);

- изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве (для отдельных предметов - смягчение очертаний, ослабление яркости и светлоты цвета).

К концу учебного года обучаемые 3 класса должны уметь:

- чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм и очертаний;

- правильно определять и изображать цвет;

- чувствовать и определять холодные и теплые цвета;

- анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности цвета;

- использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков.

 Говоря о рисовании в школе необходимо сказать о том, что основная руководящая роль принадлежит учителю, который должен правильно организовать учебный процесс, направить ученика на самое основное, указать путь быстрейшего усвоения учебного материала. Каждый учитель является ответственным за обучение и воспитание, он возглавляет и направляет деятельность школьников. Овладеть основами изобразительной грамоты школьник может только с помощью учителя. Педагог покажет ему, как приступить к рисунку, с чего его начать и в какой последовательности, как преодолеть чистый лист бумаги.

Для успешности обучения учитель должен подобрать интересный, познавательный материал, учитывая особенности детей семилетнего возраста. Эффективность уроков изобразительного искусства зависит от того, насколько увлекателен для первоклассников был материал, рассказанный не только во вводной беседе, но и в течение всего урока. Четко продуманы все этапы урока и организационные моменты в работе с карандашом и красками, при объяснении основ цветоведения нужно использовать более понятные для детей слова. А трудности, испытываемые детьми на уроке, происходят в связи с их возрастными особенностями.

Таким образом мы подчеркиваем важность подбора видеоматериала. При подготовке к уроку по изучению основ цветоведения необходимо подобрать качественный наглядный материал, который вызовет огромный интерес и привлечет внимание ребят. Если же дети затрудняются что-то нарисовать, учитель должен применять педагогический рисунок. Хотя лучше иметь готовые таблицы по цветоведению, чем педагогу вместе с детьми рисовать красками на листе, прикрепленном в классе к доске. Этот процесс занимает больше времени на уроке, и в результате спешки, если возьмешь больше воды, краска течет, и педагогический рисунок может получиться не очень удачным.

Большое внимание обращается на организацию рабочего места ученика, так как это непременное условие успешной работы на уроках изобразительного искусства. Все принадлежности для работы с цветом должны иметь определенное, постоянное место на столах. Имея все необходимые материалы и принадлежности для выполнения задания, ребята с большим вниманием и интересом отнесутся как к объяснению задания, так и к его выполнению. С размещением принадлежностей на рабочем месте учащиеся знакомятся на первом уроке, а в дальнейшем педагог следит за тем, чтобы все принадлежности находились на предназначенных для них местах.

Школе соответствует обязательному минимуму содержания начального общего образования в образовательной области «Искусство» и отражает один как преподавателю наилучшим образом организовать свою работу в классе, когда учащиеся начали рисовать?

Наилучшим образом эту работу можно провести. Спустя 2-3 минуты после объяснения учитель обходит класс и наблюдает за работой детей, заметив ошибку, обращает на нее внимание ученика. Таким образом, в результате первого обхода каждый ученик получает от педагога замечания, которые направляют его на правильный путь дальнейшего ведения работы. Обойдя весь класс, учитель снова возвращается к тому ученику, с которого начал обход. Когда же преподаватель замечает типичную ошибку всего класса, она приостанавливает работу и обращает внимание всех учащихся на эту ошибку. Объяснение таких ошибок педагог чаще всего проводит у доски или с помощью методических пособий.

При изложении учебного материала перед нами должна постоянно стоять задача _ сделать все возможное, чтобы все ученики понимали нас. Каждое наше слово было понято детьми. Учебный материал мы стараемся излагать так, чтобы дети воспринимали его без особых усилий.

Каждому возрасту необходим свой объем знаний и навыков, своя методика изложения учебного материала. Но с основными законами изобразительной грамоты дети должны познакомиться в начальной школе. И мы знаем, что там, где учитель руководит их приобщением к изобразительному искусству успех у детей налицо.

Дети еще в дошкольном возрасте проявляют большой интерес к рисованию. Сначала эта деятельность носит характер игры, и дети не обращают внимания на качество изображений. С развитием восприятия изображения обогащаются, появляются новые детали, связное содержание, движение.

Итак, из выше сказанного можно сделать вывод, что мы, прежде всего сами должны хорошо разбираться в вопросах цветоведения, тогда мы сможем помочь детям правильно подобрать нужный цвет красок и верно показать его в рисунке. Каждый преподаватель должен знать структуру уроков по обучению основам цветоведения, программное содержание и правильно его применять.

Для того чтобы у детей возникало меньше ошибок в работе с цветом, нам важно с первых уроков, использовать не только интерес детей к рисованию, но и развивать их творчество, воображение, умение применять полученные знания в самостоятельной практической деятельности на уроке.

При подготовке к проведению уроков по основам цветоведения важно помнить, что занятия по этому предмету имеют цель с одной стороны развить у учащихся художественный вкус и творческое воображение, а с другой - привить детям изобразительные умения и навыки, показать им практическое значение цветовой гармонии в жизни человека. Важно также хорошо знать и учитывать уровень подготовки каждого ребенка к изобразительной деятельности и предусмотреть индивидуальный подход к учащимся в процессе их обучения на уроке.

Под влиянием благоприятной окружающей обстановки, эффективных методов обучения и воспитания, развитие ребенка претерпевает качественные изменения. Создание необходимых условий для развития художественных способностей, влияют на воспитание у детей умения наблюдать, видеть особенности окружающих предметов, сравнивать их между собой, находить у них общие и различные черты, выявлять главное, а также от выработки у них технических умений и навыков в работе с карандашом и красками.

В современной системе образования дан простор для творческого потенциала учителя: наряду с типовыми программами, возможно внедрение авторских разработок педагога. Нами были разработаны и опробована серия уроков по основам цветоведения с учащимися 1 класса детской художественной школы.

Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно-методических материалов, которые недостаточно научно обоснованны и требуют теоретической и экспериментальной проверки в конкретных условиях художественных образовательных учреждений.

Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т.п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии и т.п.

Тычок жесткой полусухой кистью

Средства выразительности: фактурностъ окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикаль­но. При работе кисть в воду не опускается. Таким об­разом заполняется весь лист, контур или шаблон. По­лучается имитация фактурности пушистой или колю­чей поверхности.

Рисование пальчиками

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага лю­бого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой

Средства выразительности: пятно, цвет, фанта­стический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого форма­та, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помо­щью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бу­маге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются сал­феткой, затем гуашь легко смывается.

Оттиск пробкой

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага лю­бого цвета и размера, печатки из пробки.

Способ получения изображения: ребенок прижима­ет пробку к штемпельной подушке с краской и нано­сит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка.

Оттиск печатками из картофеля

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага лю­бого цвета и размера, печатки из картофеля. Способ получения изображения: ребенок прижима­ет печатку к штемпельной подушке с краской и нано­сит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

Оттиск поролоном

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага лю­бого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижима­ет поролон к штемпельной подушке с краской и нано­сит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

Оттиск пенопластом

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага лю­бого цвета и размера, кусочки пенопласта.

Способ получения изображения: ребенок прижима­ет пенопласт к штемпельной подушке с краской и на­носит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка и пенопласт.

Оттиск печатками из ластика

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет,

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага лю­бого цвета и размера, печатки из ластика (их педагог может изготовить сам, прорезая рисунок на ластике с помощью ножа или бритвенного лезвия).

Способ получения изображения: ребенок прижима­ет печатку к штемпельной подушке с краской и нано­сит оттиск на бумагу. Для изменения цвета нужно взять другие мисочку и печатку.

Оттиск смятой бумагой

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага лю­бого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижима­ет смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.

Восковые мелки + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фак­тура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бума­га, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует вос­ковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.

Свеча + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фак­тура.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует све­чой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Печать по трафарету

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага лю­бого цвета, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают углы квадрата ниткой), трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной пленки.

Способ получения изображения: ребенок прижима­ет печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помо­щью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.

Монотипия предметная

Средства выразительности: пятно, цвет, симмет­рия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складыва­ет лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбира­ются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова склады­вается пополам для получения отпечатка. Затем изо­бражение можно украсить, также складывая лист пос­ле рисования нескольких украшений.

Кляксография обычная

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка. Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном поряд­ке. Затем лист накрывается другим листом и прижи­мается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Да­лее верхний лист снимается, изображение рассматри­вается: определяется, на что оно похоже. Недостаю­щие детали дорисовываются.

Кляксография с трубочкой

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (со­ломинка для напитков).

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, де­лая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура по­вторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Кляксография с ниточкой

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, нитка сред­ней толщины.

Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает дру­гой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытяги­вает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовы­ваются.

Набрызг

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусо­чек плотного картона либо пластика (5 х 5 см).

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бу­магу.

Отпечатки листьев

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, листья разных деревьев (же­лательно опавшие), гуашь, кисти.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикла­дывает его к бумаге окрашенной стороной для получе­ния отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Акварельные мелки

Средства выразительности: пятно, цвет, линия.

Материалы: плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке.

Способ получения изображения: ребенок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приемы рисования тор­цом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается.

Тычкование

Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: квадраты из цветной двухсторонней бумаги размером (2 х 2 см), журнальная и газетная бу­мага (например, для иголок ежа), карандаш, клей ПВА в мисочке, плотная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенок ставит ту­пой конец карандаша в середину квадратика из бума­ги и заворачивает вращательным движением края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, чтобы тот не соскользнул с карандаша, ре­бенок опускает его в клей. Затем приклеивает квад­ратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивает карандаш, а свернутый квад­ратик остается на бумаге. Процедура повторяется мно­гократно, пока свернутыми квадратиками не запол­нится желаемый объем пространства листа.

Монотипия пейзажная

Средства выразительности: пятно, тон, вертикаль­ная симметрия, изображение пространства в компози­ции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

Способ получения изображения: ребенок складыва­ет лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, пред­назначенная для отпечатка, протирается влажной губ­кой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отли­чался от отпечатка. Для монотипии также можно ис­пользовать лист бумаги и кафельную плитку. На по­следнюю наносится рисунок краской, затем она накры­вается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.



Конспект, проведения занятия по изобразительной деятельности в старшей группе

Вид деятельности: рисование красками

Тип: на тему предложенной воспитателями

Тема: Страна Снежной Королевы

Программное содержание:

  • Продолжать учить детей рисовать пятигранные снежинки, самостоятельно подбирая при этом характерный узор.

  • Учить использовать технику воскографии. Развивать образное представление и научить осмысленному применению изобразительных средств.

  • Развивать ассоциативное мышление эмоциональной сферы ребенка.

  • Воспитывать желание создавать эстетически оформленные предметы.

  • Речевая задача, совершенствовать диалогическую речь, использование художественного слова.


Ребята, подойдите все ко мне. Сядьте на стульчики и послушайте меня внимательно

Чтение стихотворения

Вспомнить явления природы – Зимы Л.А.Чарская «Зима»

Читаю стихотворение «Зима». Ребята скажите: о чем это стихотворение? (о зиме).

О наших явлениях в нем рассказывается? А какой литературный сказочный персонаж повиливает зимой? Посылает снег, морозы, вьюги? (Снежная Королева)

Игровая Мотивация

В игровой форме преподнести тему и цель задания

Сегодня мы с вами посетим царство Снежной Королевы.

Указывая на плащ говорю: Ой, что это? Ребята, а вы не знаете, что это такое? Это наверное плащ Снежной Королевы. Смотрю по сторонам, Она наверно проходила мимо и потеряла его. И поэтому у нас на улице нет снега, мороза. И мы не можем с вами кататься на санках. Ведь у нас еще зима на улице? Давайте с вами украсим плащ Снежной Королевы. А как вы думаете, чем можно украсить плащ? (Снежинками, мишурой)

II. Основная часть

Рассматривание снежинок

Познакомить детей с разнообразными узорами снежинок

Иллюстративный материал: снежинки разных видов

Подвожу детей к стенду, где изображены образцы рисования снежинок. Рассматриваем снежинки. Ребята, скажите, а сколько лучей у наших сказочных снежинок? ( 5 ). Чем украшены лучи снежинок? (Кольцами, коротенькими и длинными линиями, ромбами, овалами). А какой еще узор можно составить у снежинок? Приглашаю двух детей составить узор у снежинок. Посмотрите, какие разные снежинки у нас получились. А как вы думаете, на каком фоне нужно рисовать снежинки? (На темном). Потому что белая краска хорошо смотрится на темных тонах. Но раз мы с вами находимся в сказочной стране, мы должны рисовать по – волшебному

Показ

Научить рисовать парафином, показать, как тонируется бумага

Парафин, краски, тряпочная салфетка, эскиз снежинки

Посмотрите, как я буду это делать. Сажусь за стол, а дети окружают меня. Сначала я беру парафин (свечку) и легкими движениями рисую пятигранную снежинку. По середине я рисую кольцо, а затем на кончиках рисую маленькие кружочки. Делаю на каждом лучике узорчик. Затем я кладу парафин на место и беру тряпочку, обмачиваю ее в краску и легкими движениями закрашиваю свою снежинку. В результате чего получается красивая снежинка. Тряпочку кладу на место и вытираю руки о салфетку

Физическая минутка.

Звучит легкая музыка, игра «Ледяные фигурки»

Ой, слышите, где-то играет музыка. Наверно Снежное царство хочет, чтобы мы с вами отдохнули. Я вам буду говорить слова, а вы должны изображать явления природы (зимы). Говорю слова, повторяю 2 раза. Выполняю движения вместе с ними. Молодцы ребята!

Закрепление

Повторить движения используемые при рисовании

А теперь давайте повторим с вами те действия, которые я выполняла при рисовании снижинок. (Если затрудняются – помогаю). А теперь садитесь за столы и приступайте к работе

Самостоятельная деятельность детей

Формировать умения и навыки в ходе индивидуальной работы

Раздаточный материал

Пока дети рисуют я раскладываю плащ на столе, готовлю скотч, для того чтобы приклеить снежинки. Слежу за деятельностью детей. Индивидуальная работа над способом рисования – воскография. Когда все дети закончили подзываю их к себе

III. Заключительная часть

Анализ детских работ

Оценить уровень выполнения работы. Проанализировать детские работы

Теперь давайте приклеим наши снежинки к плащу. Посмотрите какой красивый плащ у нас получился. Нина, а где твоя снежинка? А почему ты ее так нарисовала? Опрашиваю несколько детей. Ребята, скажите, что мы с вами сегодня рисовали? А с помощью чего? (Свечки). Ребята, вы чувствуете, что-то стало прохладно. Посмотрите, кто это? Давайте ее спросим. А вы кто? (Снежная Королева) говорит слова



Итог

Подведение итогов. Оценить степень активности детей


Урок Ахроматические и хроматические цвета.

Цель занятия: повторение пройденного материала, ознакомление с понятием хроматические и ахроматические цвета.

Задачи:

1. Образовательная:

- дать понятие об ахроматических цветах; - научить использовать ахроматические цвета для создания новых оттенков; -закрепить знания об основных понятиях цетоведения.

2. Развивающие:

- развивать творческую индивидуальность, воображение, умение высказывать свое мнение;

- развивать у учащихся чувство цвета, чтобы добиться большей выразительности в рисунке.

3. Воспитательные:

-содействовать формированию эстетического отношения к действительности.

Оборудование: 1) схема последовательности изображения (на доске).

2) для учащихся – бумага формата А3, простой карандаш, ластик, кисти, гуашь, палитра.

План занятия:

  1. Теоретическая часть: повторение пройденного материала.

  2. Практическая часть – выполнение композиции «Черный кот»

  3. Заключительная часть. Подведение итогов.

Ход занятия:

  1. Организационный момент, проверка готовности к занятию.

  2. Актуализация знаний.

Вместе с учащимися идет повторение пройденного материала. Дети отвечают на вопросы о цветоведении.

  1. Постановка темы и цели занятия

Люди говорят «тоска зеленая», «скука серая», «дела черные», «радость светлая» … а какого цвета любовь, счастье, покой, печаль, доброта, злость? Цвет в нашей жизни играет очень важную роль. Неудивительно, что издавна человечество изучало свойства цвета, влияние различного цвета на человека. Цвет изучают и физики, и математики, и медики, и психологи и конечно же мы – художники. С хроматическими цветами мы уже начали знакомство, пришло время обратится и к ахроматическим. Изучить их влияние остальные цвета на палитре.
Приготовьте краски и палитры к работе и сделаем упражнение «черный и белый на палитре».

Упр.№1. смешайте все известные цвета с белилами. Дайте им названия. Кто сделает это быстрее и правильнее?

Белый цвет, соединяясь с основными цветами, дает начало пастельному цветовому ряду (розовый, голубой, салатовый, персиковый …). Пастель – мелки. Дайте этим цветам характеристику. (мягкие, светлые, чистые…)

Черный «убивает» любой оттенок, он превращает любой цвет в цветовое пятно серо – бурого цвета, стоит только добавить лишь каплю. Можно только в минимальных количествах. Это дает эффект потемнения.

Упр.№2. проверьте на практике схему получения «грязного» цветового ряда. 

Как мы можем охарактеризовать эти цвета? Почему они имеют такое название «грязные»? Эти цвета редко используются в быту и творчестве, так как эмоционально тяжело воспринимаются человеком. В живописи их используют осторожно, в основном для передачи глубокой тени.

В средневековье белый и черный противоположны как прекрасное и безобразное. В описании красоты мы встречаем сравнение: кожа, белая как снег; волосы, черные как вороново крыло; белый как полотно; черный как смола; черный как смоль.

Тема урока: Лед и пламя. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.

Цель урока: создание условий для эмоционального восприятия цвета, как средства образной выразительности в изобразительном искусстве.

Задачи урока:

Художественно-творческие

  • формировать универсальные умения: дифференцировать и обобщать знания о группах цветов : основные и составные цвета, “теплые” и “холодные” цвета;

  • научить получать эти оттенки через смешивание красок и использовать их в рисунке.

  • упражнять в приемах смешивания красок на палитре ;

  • формировать универсальные умения пользоваться модульными таблицами (цветовой круг) Уметь «читать» эти карты-опоры.

Развивающие

  • развивать эмоциональную сферу детей;

  • развивать художественно-образное, творческое мышление детей;

  • развивать умение видеть, слышать, понимать и чувствовать красивое в окружающей природе.

Воспитательные

  • воспитывать художественный вкус;

  • воспитывать критическое отношение к результатам своей деятельности.

  • воспитывать аккуратность и трудолюбие

Материалы (для учеников): графический рисунок рыбки, кисти, гуашь, вода, палитра, полоски бумаги, окрашенные в теплые и холодные цвета

Зрительный ряд: И.К Айвазовский «Буря на море ночью», Кравчук Владислав «Берёзы у воды»; учебно-методические таблицы «Этапы изображения рыбки в теплой и холодной цветовой гамме», пособие « Цветовой круг» ,таблица «Получение теплого и холодного зеленого цвета», стаканчики для демонстрации смешивания цветов ,презентация Power Point

Музыкальный ряд: Richard Stoltzman «Maid with the Flaxen Hair», блюзовая музыкальная композиция.

УМК :

  • Программа для 1 - 9 классов "Изобразительное искусство и художественный труд". Авторы программы - Неменский Б.М., Горяева Н.А., Гуров Г.Е., Кобозев А.А., Неменская Л.А., Питерских А.С.;

  • Коротеева Е.И. Искусство и ты. 2 класс. Учебник/Под редакцией Б.Неменского. – М.: «Просвещение»;

Этапы урока

Цели, задачи этапа

Художественно-педагогическая деятельность учителя (ХПД)

Художественно-эстетическая деятельность ученика (ХЭД)

Результаты ХЭД учащихся на каждом этапе урока

Первый этап - Организационный момент

Цели и задачи

  • Эмоциональный настрой учащихся на работу

  • Создание благоприятной рабочей обстановки в классе

  • Вовлечение всех учащихся в учебный процесс

Второй этап-Целеполагание

Цели и задачи

  • Определение темы урока; целей и задач урока

  • Мотивация учащихся

Эмоциональный настрой на урок -беседа-диалог

Учитель:

Прозвенел уже звонок.

Начинается урок.

В путешествие пойдём –

В страну красок попадём.

Слушай, думай, наблюдай,

На уроке не зевай!

Ребята у нас сегодня необычный урок, а урок-путешествие.

Любите ли вы путешествовать? А что бы вы взяли с собой в путешествие по стране красок?

А я бы взяла с собой верного друга и заряд хорошего настроения. Пусть урок принесёт нам радость общения и наполнит сердца добрыми чувствами. Подарите друг другу улыбки.

Определение поля «незнания» -подводящая беседа

Слово учителя: «Посмотрите на «Цветовой круг». Какие цвета находятся в середине круга. Вспомните, какие цвета называются основными; составными? Где расположены составные цвета? Почему они так называются?

Цвета в круге можно разделить не только на эти две группы.

Работа в группах (задание : разделить цвета на цветовом круге и объяснить свое решение)

Посмотрите на картины известных художников. Сравните цвета которые они использовали .От какой картины веет теплом ,а от какой холодом? Как бы вы провели линию, разделяющую цветовой круг на две части? Знаете ли вы как называются цвета в каждой из получившихся половинок? А куда отнести зеленый цвет?

Определим цели и задачи урока:

Что бы вы хотели узнать? научиться на уроке?

Дети настраиваются на эмоциональное настроение урока, которое создает учитель.

Дети проверяют готовность материалов и инструментов к уроку.

Дети вспоминают изученный материал, определяют что знают и не знают

Учащиеся учатся анализировать произведения искусства и средства выразительности в нем, выявлять общее.

Дети учатся высказывать свою точку зрения и доказывать ее , работая в группе.

Дети ставят цели и задачи урока

Предполагаемые ответы:

«Я сегодня узнаю, какие цвета называются теплыми и холодными, буду учиться получать их, используя палитру»

Учатся настраиваться на одну «эмоциональную волну» с учителем

Формирование коммуникативных умений, дети учатся работать в группе

Привлечение учащихся к процессу постановки целей и задач урока помогает формировать регулятивные УУД.

Третий этап -основная часть урока

Цель и задачи этапа

Актуализация имеющихся знаний, формирование новых знаний и умений.

Физкультминутка

Практическая работа:

работа с учебно-методической таблицей «Поэтапное рисование лица в теплой и холодной цветовой гамме», показ педагогического рисунка на доске, определение критериев оценки,

творческая работа учеников

Учитель переходит к теме урокаОрганизует игровую ситуацию.

К вам в гости прилетела фея. Она приглашает вас совершить волшебное путешествие на ковре – самолете. Ковер-самолет это вам не автомобиль и здесь нельзя пристегнуть ремни, чтобы не упасть, поэтому предлагаю взяться за руки с соседом по парте. Ну как вы готовы? Тогда летим (закройте глаза)

Мы летим в страну вечной зимы. Сверкающего льда и искрящегося снега. Чувствуете как стало холодно?

-Внимание ! Подлетаем к царству царевны Льдинки. Это ее страна. Откройте глаза. Чтобы войти в замок и увидеть царевну Льдинку, надо угадать какие краски живут в ее царстве. Учитель организует восприятие и анализ иллюстративного материала (на слайдах презентации появляется зрительный ряд, способствующий эмоциональному восприятию цвета, рождению ассоциаций)

Подсказка-

Эти краски такие же холодные как лед и снег, но не белые.

Какие это цвета?

Вы справились с заданием и можете увидеть царевну Льдинку. Царевна может творить настоящие чудеса - она может превратить в холодный почти любой цвет, опуская в него синюю льдинку.

Царевна Льдинка предлагает вам игру: Назовите как можно больше предметов, которые в природе бывают синего цвета. Молодцы! Вы справились с заданием и царевна награждает вас орденом Синей тучки.

-Внимание посадка. Возьмитесь за руки. Мы отправляемся в другое царство. Закройте глаза. Летим!

-В этом королевстве царит вечное лето. Вам становится тепло. Чувствуете? Ярко светит солнышко, цветут цветы, порхают бабочки. Подлетаем к замку царевны Огонек. Откройте глаза. Хотите увидеть царевну? Отгадайте, какие краски живут в ее царстве. Найдите теплые краски солнца и огня.

Вы справились с заданием. А вот и сама царевна.

Она тоже умеет творить чудеса и превращать любые цвета в теплые, добавляя немного солнечного желтого в любой цвет. Поиграем с царевной Огонек, назовите как можно больше предметов в природе желтого цвета.

Молодцы! Царевна награждает вас орденом солнца.

Учитель организует проблемную ситуацию.

Спор двух царевен

Между двумя царевнами существует спор. Они никак не могут решить зеленый цвет теплый или холодный. Помогите решить спор. Из каких двух цветов можно составить зеленый?

Проведение опыта (работа в парах)

У вас на партах 4 стаканчика с разноцветной смесью: два с желтой красочкой и два с синей. Опытным путем установите в каких пропорциях нужно смешать краски для получения теплого (холодного) оттенка зеленого цвета.

Посмотрите на слайд и еще раз объясните, как получить разные оттенки зеленого?

Ну вот мы и помирили двух царевен. Солнце и туча этому так обрадовались, что засияла на небе разноцветная радуга.

-Посмотрите радуга образует спектр, а зеленый находится на границе теплых и холодных. Поэтому зеленый может стать теплым и холодным в зависимости в каких пропорциях смешать синий и желтый цвет

Учитель организует смену видов деятельности

Если б все на свете было

Одинакового цвета(Вращательные движения головой)

Вас бы это рассердило

Или радовало это? (Наклоны головы вперед - назад)

Видеть мир привыкли люди

Белым, желтым, синим, красным... (Руки на поясе, наклоны туловища влево - вправо)

Пусть же все вокруг нас будет

Удивительным и разным! (Прыжки на месте на левой, правой, двух ногах)


Учитель организует практическую художественную деятельность учащихся, определяя основные цели и этапы этой работы


Учитель осуществляет показ педагогического рисунка на доске.

Демонстрирует получение на палитре теплого и холодного зеленого цвета.

«Перед началом работы определите критерии оценки изображения»

Предполагаемые ответы:

1). Красота (эстетичность);

2)использование цветов по группам: холодные или теплые (умение различать и дефференцированно использовать эти цвета);

4)использование разных по теплоте зеленых оттенков

3). Владение материалом (гуашью);

4). Аккуратность;

Учитель следит и консультирует учащихся, по ходу выполнения работы, создает необходимый эмоциональный фон, используя музыкальный ряд.

Дети включаются в игровой момент-берутся за руки с соседом по парте

Мысленно представляют образы, о которых говорится

Отвечая свободно на вопросы учителя, ученики анализируют изображения, пособия по цветоведению (на слайдах).

Предполагаемый ответ: «Голубой, синий, фиолетовый, бирюзовый»

Предполагаемый ответ:

«Небо, вода, тучи, река, василек, колокольчик…»

Дети включаются в игровой момент-берутся за руки с соседом по парте

Предполагаемый ответ:

«Красный, оранжевый, желтый, зеленый…»

Дети включаются в игру-соревнование.

Предполагаемый ответ:

«Цыпленок, солнце, одуванчик, осенний лист…»

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, высказывают свои предположения, доказывают свою точку зрения, выдвигают гипотезу

Дети делают вывод

«Зеленый может быть теплым и холодным в зависимости от пропорций соединения желтого и синего»

Дети рассматривают изображение радуги

Дети изучают последовательность выполнения работы.

Учащиеся задают вопросы на понимание, или не понимание; анализируют и приходят к выводам в процессе обсуждения

При выполнении практической работы дети одновременно анализируют цветовые решения, следят за поэтапным выполнением работы, учатся получать разные по теплоте оттенки холодного или теплого цвета, пользоваться палитрой, пытаясь воплотить свой авторский образ…

Дети учатся анализировать свои ощущения от восприятия цвета, средства изобразительного языка…

Дети узнают новое опираясь на свои знания и опыт

Дети учатся анализировать свои ощущения от восприятия цвета, средства изобразительного языка…

Учатся высказывать свое впечатление от восприятия цвета, высказывать и доказывать свою точку зрения относительно проблемы

Смена видов деятельности нужна для снятия утомляемости, улучшения осанки, профилактики искривления позвоночника.

Учащиеся развивают навыки самооценки и взаимооценки.

Создание самостоятельного художественного образа по заданной теме


Третий этап Подведение итогов, анализ работ, рефлексия

Цели и задачи

  • Развитие навыков оценки и самооценки

  • Развитие умений обобщать и выделять главное


Обобщение урока.

«Посмотрим, что у вас получилось. К доске выйдут ребята первого ряда, которые рисовали портрет в теплой цветовой гамме. По тем критериям, что вы назвали, оцените свою работу»

«Какую учебную задачу ставили в начале урока? Что можете сказать?»

«У вас на партах бумажные полоски: Красного, зеленого и синего цвета. Кто считает, что справился с поставленной задачей на уроке на отлично, может поднять красную полоску. Если вы считаете, что не все получилось и были небольшие ошибки, то поднимите полоску зеленого цвета»

«Спасибо за урок. Мне приятно, что он вам понравился. Дежурные остаются убрать воду, подровнять парты. До свидания»

Дети участвуют в обобщении содержания урока.

Активно принимают участие в представлении своих работ, анализируют представленные на выставку работы одноклассников

Предполагаемые ответы:

«Я научился получать теплый (холодный) оттенок цвета», «Я научился различать теплые и холодные цвета и использовать их для украшения»

Дети учатся определять для себя главное происходящее на уроке. Обобщать свои впечатления, мысли и т.д.

Использование приёмов самооценки важно для формирования адекватного отношения к себе и своему творчеству


Задания:

Цветовой круг, монохромный натюрморт, морская черепашка, контраст, нюанс…







Заключение

Исследовав проблему по методике организации и проведения работы по ознакомлению детей младшего школьного возраста с основами цветоведения на уроках изобразительной грамоты и рисования в детской художественной школе можно сделать следующие выводы:

1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы свидетельствует о постоянном внимании ученых и практиков к проблеме обучения детей младшего школьного возраста основам цветоведения. Цвет в изобразительном искусстве является важным выразительным средством, отражающим материальные свойства предметов, передающим многообразие окружающего мира в его цветовом звучании, с которым знакомятся младшие школьники на уроках по основам цветоведения, используя цвет для передачи своего замысла, своего отношения к изображаемому. Если детей не учить изобразительной грамоте по основам цветоведения, то в дальнейшем, они начинают понимать, что их рисунок не соответствует действительности. У них наступает разочарование, неверие в свои силы и многие дети совсем перестают рисовать.

2. Занятия по обучению цветоведению ставят перед учителем целый ряд задач, которые углубляют и обогащают представление обучаемых об окружающей действительности. Для осуществления учебно-воспитательных задач педагогу необходимо придерживаться определенной системы и использовать разнообразную методику работы с учениками, творческое отношение к занятиям, находчивость и мастерство. Кроме того, для достижения успеха в работе, учителю необходимо хорошо знать, какой объём знаний и навыков может усвоить ученик в том или ином возрасте, и в связи с этим продуманно строить методику работы с детьми.

3. В младших классах художественной школы обучаемые усваивают все основные элементы цветоведения, которые могут использоваться как на уроках прикладного творчества, так и в дальнейшем на уроках станковой композиции. С детского возраста необходимо учить рассматривать предметы, обращая внимание на характерные особенности формы, пропорций, светотени, перспективы, цветовую окрашенность предмета. Эти общие положения по анализу предметов и объектов окружающего мира дети закрепляют в средней школе, но первоначальный фундамент закладывается именно в начальных классах. Как бы не строилась индивидуальная система обучения, какие бы методы не были положены в основу изображения, они должны отвечать основным принципам дидактики. Применяя такие методы и приемы как: наблюдение и восприятие картин художников, беседы с детьми, руководство и анализ практической деятельности учащихся, необходимо учить детей мыслить, видеть и понимать прекрасное, развивать эстетический вкус, стремление к тому, чтобы сделать все окружающее лучше и красивее.

4. Исследование практической части дало возможность изучить и проанализировать работу преподавателя по использованию методов обучения основам цветоведения. Это позволило сделать вывод, что без руководствующей, направляющей роли педагога, без неустанного и внимательного наблюдения за каждым школьником немыслима учебно-воспитательная работа в школе. Учитель сам должен хорошо разбираться в вопросах цветоведения, тогда он сможет помочь детям правильно подобрать нужный цвет красок и верно показать его в рисунке. С первых уроков важно использовать интерес детей к рисованию, развивать их творчество, воображение, умение применять полученные знания в самостоятельной практической деятельности на уроке. Первые уроки красоты и добра, связанные с художественным творчеством, могут остаться в памяти ребенка на всю жизнь.

Таким образом, мы выявили и обосновали сущность и особенности организации методики обучения цветоведению на уроках рисования и изобразительной грамоты в детской художественной школе. Бережное отношение к детскому творчеству и одновременно тактичное руководство этим процессом - основные слагаемые успеха.

Теоретическая значимость нашей работы в том, что в ней представлено обоснование необходимости и возможности осуществления грамотной организации работы учителя по использованию методов и приемов обучения основам цветоведения детей младшего школьного возраста на уроках изобразительной грамоты и рисования в детской художественной школе.

Практическая ее значимость - в разработке комплекта методических рекомендаций по   освоению детьми младшего школьного возраста основ цветоведения, разработке серии уроков по обучению детей младшего школьного возраста основам цветоведения и анализе работы по их реализации.

Список литературы

1. Беда Г.В. Живопись - М.: Просвещение, 1986.

2. Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования: учебник для учащихся. Заведения / С.Е. Беляева. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007.

3. Визер В.В.Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве. - сПб.: Питер, 2006.

4. Дитмар К.В. Хочу узнать и нарисовать тебя, мир!: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1993.

5. Зеленина Н.Л. Играем, познаем, рисуем. - М.: Просвещение, 1996.

6. Катханова Ю.Ф. Васильев А.И. Изобразительное искусство - Рабочая тетрадь: 1 кл.: В 2 ч. Ч.1 - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000.

7. Катханова Ю.Ф. Васильев А.И. Изобразительное искусство - Рабочая тетрадь: 1 кл.: В 2 ч. Ч.2 - М.: Гуманит. изд .центр Владос, 2000.

8. Катханова Ю.Ф. Васильев А.И. Изобразительное искусство - Рабочая тетрадь: 2 кл.: В 2 ч. Ч.1 - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000.

9. Катханова Ю.Ф. Васильев А.И. Изобразительное искусство - Рабочая тетрадь: 2 кл.: В 2 ч. Ч.2 - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000.

10. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. - М.: Столетие, 1995.

11. Костерин Н.П. Учебное рисование: - 2-е изд. перераб. - М.: Просвещение, 1984.

12. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания. - Учебное пособие для уч-ся пед. уч-щ. - М.: Просвещение, 1984.

13. Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах. - М.: Просвещение, 1979.

14. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе 3-4 кл.- Учебник для общеобраз. учебн. завед.: В 2 ч. Ч. 1 - М.: Дрофа, 1997.

15. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе 3-4 кл.- Учебник для общеобраз. учебн. завед.: В 2 ч. Ч. 2 - М.: Дрофа, 1997.

16. Курбатова Н.В. Современная энциклопедия начальной школы. Рисование/Н.В. Курбатова. - М.:СЛОВО; Эксмо, 2006.

17. Неменский Б.М., Фомина Н.Н., Гросул Н.В. Изобразительное искусство и художественный труд 1-4 кл. - Книга для учителя: Просвещение, 1991.

18. Островская О.В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе 1-4 кл. - Пособие для учителей. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2003.

19. Павлик К.В. Изобразительное искусство в начальной школе. - Наука, Флинта, 1999.

20. Программы общеобразовательных учреждений : начальные классы (1-4): В 2 ч. Ч. 1 - М.: Просвещение, 2001.

19. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл. - М.: Просвещение, 1994.

21. Рожкова Е.Е. Изобразительное искусство в начальной школе. - М.: Просвещение, 1980.

22. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. - М.: АГАР, 1998.

23. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. 3-е изд., доп. и перераб. - М.: АГАР, 2000

24. Соколов А.В. Посмотри, подумай и ответь. - М.: Просвещение, 1981.

25. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М.: Академия, 1999.

26. Сокольникова Н.М. Наглядные пособия и оборудование для занятий изобразительным искусством в начальной школе: Учебное пособие для студентов педвузов. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.

27. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. - учебник для учащ. 1-2 кл.: В 4 ч. Ч 1.- Обнинск: Титул, 2000.

28. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: учебник для учащ. 1-2 кл.: В 4 ч. Ч 2. - Обнинск: Титул, 2000.

29. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: учебник для учащ. 3-4 кл.: В 4 ч. Ч 3. - Обнинск: Титул, 2000.

30. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: учебник для учащ. 3-4 кл.: В 4 ч. Ч 4. - Обнинск: Титул, 2000.

31. Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. И учеба и игра. Изобразительное искусство. - М.: Просвещение, 1989.

32. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1977.

33. Энциклопедический словарь юного художника. - М.: Просвещение, 1983.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!