СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебно-профессиональная деятельность, как ведущий вид самообразования старших школьников

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Учебно-профессиональная деятельность, как ведущий вид самообразования старших школьников»

В основе ФГОС лежит системно – деятельностный подход, который требует совершенствования технологий обучения для создания возможности самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и навыков. При изучении курса ОБЖ учащиеся должны иметь представления об опасностях и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и био – социального характера, уметь предвидеть опасность и выработать алгоритмы безопасного поведения с учетом возрастных и психологических особенностей. Обучающиеся, получая определенные знания, должны уметь применять их на практике.

Учебно – профессиональная деятельность является ведущим видом деятельности у старшего школьного возраста.

«У обучающихся в этом возрасте совершенствуется память. Меняются способы запоминания, наблюдается широкое применение рациональных приёмов произвольного запоминания учебного материала. Совершенствуется владение сложными интеллектуальными операциями анализа и синтеза, аргументирования и доказательства, теоретического обобщения и абстрагирования.

На уроке ОБЖ важно использовать наглядные средства обучения, дидактические материалы, технические средства обучения, так как средства обучения являются важным источником знаний и умений, облегчают проверку и закрепление учебного материала, активизируют познавательную активность, а также повысят эффективность применения активного метода обучения. Вот именно использование на уроках нового современного оборудования позволяет нам посмотреть на урок с практической точки зрения. Где обучающиеся не только учатся применять свои знания на практике, но и проходят первые свои проф ориентационные мероприятия.

В процессе реализации программ актуальны активные и интерактивные методы обучения.

Большой акцент на уроках ОБЖ я делаю на применение современного оборудования, которым оснащена наша школа:

1. Тренажёры (манекены) для отработки навыков оказания первой помощи при попадании инородного тела в верхние дыхательные пути.

2. Тренажёры (манекены) для отработки различных способов транспортировки, извлечения (вынесения) из завалов, развалин, труднодоступных мест, очагов пожаров и повреждённых автотранспортных средств.

3. Тренажёры (манекены) для отработки навыков проведения сердечнолёгочной реанимации.

4. Аптечки, шины, жгуты, перевязочный материал, накладки — имитаторы травм.

Как правило, на таких практических уроках дети перешагивают свой первый психологический барьер «боязни навредить». Практика выражается в накладывании простых повязок, придании стабильного положения пострадавшему без сознания, имитация вызова СМП. Я всячески поддерживаю инициативу «смелых». Предельно корректно исправляю ошибки. Акцентирую внимание учеников, как важно обеспечить личную безопасность. На данном возрастном этапе закладывается психологическая готовность к действиям. Чаще всего использую темы оказания первой помощи связанные с повседневной жизнью. Это мотивирует учащимся и актуализирует полученные знания.

В качестве психологической подготовки к практическим урокам, можно попросить учеников принести что – либо для практического применения, например бинт. Неся с собой на урок, столь не хитрое «оборудование» ребенок непременно хочет его применить. Для активного обучения здесь применяю метод моделирования конкретной ситуации (электротравма, утопление, массивная острая кровопотеря с остановленным наружным и внутренним кровотечением), создаю искусственный лимит времени. На данном этапе использую групповой метод или работу в парах. При выполнении задания одной из групп или пары, остальные обучающиеся выступают в роли «очевидцев» или критиков, самостоятельно комментируя правильность действий практикующихся. Я всегда внимательно слежу за готовностью учащихся воспринимать новый материал. Следует помнить, что в реальной ситуации не каждый ребенок, да и взрослый сможет оказать помощь пострадавшему. Искусственно созданный лимит времени, провоцирует массу эмоций у учащихся, позволяет более реально смоделировать ситуацию. В практических заданиях появляются такие задания как, осмотр места происшествия, оценка угрожающих факторов, прекращение действия угрожающего фактора (отключение электроэнергии, освобождение от давления, погасить горящую одежду и т.д.), вынос пострадавшего или его изъятия (автомобиль) из опасной зоны. На данном этапе учащиеся осваивают и закрепляют на практике четкий алгоритм действий оказания первой помощи, учатся слаженно работать в группе или паре. Учителю следует внимательно следить за психологическим состоянием учащихся, т.к. некоторые уже имеют свой «неприятный опыт», и моделирование ситуации может спровоцировать нежелательные негативные эмоции.

Учащиеся в возрасте 15-17 лет, как правило, готовы к активным действиям. Их не устраивает подача готовой информации. Практические занятия с этой категорией учащихся я строю на проблемно поисковом характере, выявлении закономерностей и причинно – следственных связей. На этом этапе учащиеся знакомятся с сердечно легочной реанимацией (СЛР) при клинической и коронарнарной смерти (см. словарь), добавляется элемент сортировки пострадавших. Изучаются и отрабатываются на практике алгоритмы оказания первой помощи при тяжелых травмах и поли травмах. Для это мы снова используем наше новое оборудование. Что делает практические занятия более интересными и запоминающимися. На этих занятиях я чаще всего выступаю в роли тьютера - руковожу действиями обучающихся, следя за правильностью выполнения каждого элемента применительно к той или иной ситуации. Проводя практические занятия, я тем самым мотивирую обучающихся, к таким простыми действиями как, открытие дыхательных путей или СЛР, они могут спасти жизнь. Особое внимание в практике отводится деталям оказания первой помощи, например, слушать дыхание в течение 10 секунд, не больше, не меньше и только после этого приступить к СЛР, если это необходимо. Высокий уровень мотивации и интереса учащихся на практических занятиях наблюдается в случае его проведения за пределами кабинета. Это может быть лестничный марш между этажами школы, в рекреациях, на улице и т.д.

В практическом процессе обучения реализуются все типы восприятия информации, что улучшает результат обучения, способствует быстрому усвоению и прочному закреплению навыков.

И закончу словами древнего мыслителя и философа из Китая Конфуция:

Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, Дай мне сделать — и я пойму!












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!