СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебное пособие

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Учебное пособие»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 13

ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ



Н.В. Поплавская


«Учреждения культуры Вологодской области в годы Великой Отечественной войны»



Учебное пособие






п. Суда

2022 г.


СОДЕРЖАНИЕ


НАИМЕНОВАНИЕ

СТР.

1.

Введение

3

2.

Лекция 1-2

5

3.

Лекция 3-4

11

6.

Заключение

22

7.

Иллюстративный материал

24

7.

Список источников и литературы

30























Введение

Данное учебное пособие предназначено для обучающихся по программе среднего профессионального образования ФКП ОУ № 13 ФСИН России. Пособие подготовлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по профессии 35.01.03. «Станочник-обработчик», а также программой факультативного курса, утвержденной методической комиссией ФКП ОУ № 13 ФСИН России. Автор учебного пособия преподаватель Н.В. Поплавская.

С момента окончания Великой Отечественной войны прошло 77 лет, кто-то скажет, что это много, кто-то скажет, что это мало, но, сколько бы лет не прошло, мы никогда не сможем забыть ужасы тех лет. Несмотря на всю боль лишения и страдания военных лет, культура продолжала развиваться и давала всем надежду и веру в победу. На данный момент идет активное изучение событий Великой Отечественной войны. Но при этом мало изученной остается тема быта населения в годы ВОв. Учреждения культуры отвечали потребностям населения и требованиям политики государства, изучая их деятельность можно лучше узнать об интересах мирного населения. Потому так важно знать, как функционировали учреждения культуры, какими были основные направления их работы.

В данном пособии представлен цикл лекций для факультивного курса гражданско-патриотической направленности. В этой работе особое внимание уделяется деятельности и динамике развития основных учреждений культуры Вологодской области в годы Вов, основным направлениям их работы, особенности информативной базы.

Использованные источники в данной работе можно разделить на несколько групп:

  1. Для того чтобы более полно изучит вопрос были привлечены законодательные источники, а именно приказы Наркомпросса РСФСР, Директива Совноркома СССР, постановление IV Пленума ЦК профсоюза работников искусств, Постановление СНК РСФСР и Положение Управления по делам искусств, при СНК РСФСР от 4 января 1943 года.

  2. Для того чтобы изучить работу в области кинематографии в годы ВОв, были привлечены делопроизводственные документы, в частности письма из областного управления кинофикации в Главное управление. Из данных источников мы узнали, какие изменения произошли в области в годы ВОв.

  3. Данная группа представлена комплексом источников периодической печати. В данном исследовании мы используем газету Красный север за 1941-1945 годы. Здесь отражены важные события в городе и области в сфере культуры, такие как выставки, статьи о работе сельских библиотек и изб-читален, музеев, представлены рецензии на спектакли. Также мы используем выпусками передовых газет «Правда» от 26 января 1942 года, «Правда севера» от 5 февраля 1942 года. В работе привлечены и современные газеты, а именно выпуски «Пятницкого бульвара».

Какие же учреждения культуры были в годы войны? Как они работали? Находила ли их деятельность отклик у населения? Какие были направления деятельности? Ответы на эти и другие вопросы обучающиеся смогут найти в данном учебном пособии при самоподготовке. Также данное пособие будет полезно для преподавателей и мастеров производственного обучения для проведения факультативных занятий, мероприятий и бесед гражданско-патриотической направленности.



















Лекция 1-2

Деятельность культурно-просветительских учреждений в годы Великой Отечественной войны

План лекции

    1. Политика и законодательство в культурно-просветительской сфере

    2. Избы-читальни и библиотеки

    3. Музеи



1. Политика и законодательство в культурно-просветительской сфере

Великая Отечественная война затронула все сферы жизнедеятельности, работа культурно-просветительских учреждений не осталась в стороне. С сентября 1941 данные учреждения перешли введение Наркомпросса РСФСР. Опираясь на решения Центрального Комитета партии, рядом приказов: «О политико-просветительской работе в военное время» от 2 сентября 1941, « О работе массовых библиотек в военное время» октябрь 1941, «Об установлении связи библиотек и музеев с воинскими частями и госпиталями» июнь 194,1 были определены конкретные задачи культпросвет учреждений в новых условиях. Культработники в первую очередь обязывались тесно связать свою работу с решением народнохозяйственных и оборонных задач. «Использовать ресурсы библиотек для выполнения задач военного времени. Превратить библиотеки в центры политических и военно-оборонных знаний, помочь населению преодолевать сложность военного времени»1.

Огромное значение в активизации деятельности сыграло постановление Вологодского ОК ВКП(б) «О работе культпросветучреждений области» 1942 года. Оно потребовало от партийных комитетов восстановить бездействующие очаги культуры, обеспечить их кадрами, в каждой избе-читальне создать библиотеку, установить радиоточки, организовать пункты коллективного радиослушания, вовлечь всю сельскую интеллигенцию в политпросветработу. Все это способствовало развитию учреждений культуры в сельской местности. «Изба-читальня, библиотека, колхозный клуб – культурно-просветительные очаги в деревне. При правильном руководстве ими со стороны партийных организаций они являются неоценимыми помощниками в проведении всех политических и хозяйственных мероприятий»2.

2. Избы-читальни и библиотеки

Избы-читальни, сейчас мы очень редко сталкиваемся с таким понятием, но что же они из себя представляют? На это вопрос можно на примере Хреновской избе-читальне, Чебсарского района. «Наша изба-читальня располагает теплым, уютным помещением. В библиотеке имеется множество художественной, политической литературы и книг по вопросам сельского хозяйства. Имеются у нас гармошка, балалайка, гитара и другие музыкальные инструменты. Все это предоставляется в распоряжение посетителей»3.

Они являлись центрами массовой работы на селе. «При них действовали агитколлективы, кружки художественной самодеятельности, агротехнические, зоотехнические, военно-физкультурные кружки. Избы-читальни организовывали библиотечки-передвижки, столы справок, помогали колхозникам наладить постоянную переписку с фронтовиками, умело используя ее в агитработе»4.

Именно там люди могли узнать последние новости, прослушать лекцию, найти необходимые книги. Большое значение приобретает радио, многие избы-читальни активно стали применять его в своей работе. Так например в Вожегодском районе было установлено 11 новых радиоточек. В Хреновской изб-читальне было организовано 48 коллективных радиослушаний. Во время выспуков новостей всегда было большое количество человек, для обьеснения возникающих вопросов всегда дежурили агитаторы и пропагандисты.

Также для донесения новостей от Советского Информбюро были созданы витрины текущих событий. Витрины были не только в избах-читальнях, но и в самих колхозах. У населения был большой интерес к работе изб-читален, так в Олюшинской избе-читальне, верховажского района количество активистов увеличилось до 25, в Лаврентьевской-15, Никофоровская, Устюженского района до 26 и т.д.

Одним из направлений работы изб-читален было выпуск стенгазет. Так Палемскими работниками было сделано 30 боевых листков, в Кадуйском районе было 112 стенгазет и боевых листков .

Избы-читальни занимались организацией ВПХО, так в Велико-устюжском районе было создано 27 таких кружков и силами активистов было подготовлено 700 значкистов. В подобных кружках Каудуйского района на 1942 обучалось 7151 человек. В Чебсаре подготовлено 12 инструкторов и выпущено 23 значкиста ГСО.

Помимо этого избы-читальни занимались сбором вещей для нужд фронта. В Архангельске заведующая избой-читальней собрала 400 рублей в фонд обороны, 3 теплых шапки, 2 свитера, 4 пары руковиц, 2 подушкие и другие вещи. Актив Палемска собрал среди колхозников 12 тыс.рублей облигациями госзаима, 19 килограммов шерсти и много других сельскохозяйственных продуктов.

Другим не мене важным направлением работы была организация концертов. К примеру в Покшенской избой-читальней в 1944 году было проведено 22 концерта, 12 докладов, много вечеров вопросов и ответов. За 8 месяцев 1944 года культпросветучреждения Вологодской области организовали 24 тысячи докладов, 190 тысяч бесед, 2800 выставок, выпустили 41 тысячу боевых листков и более 9 тысяч номеров стенгазет5.

Библиотечное дело получило широкое распространение еще до войны. Библиотеки были созданы в райцентрах, в сельсоветах, при клубах, избах-читальнях. Их книжный фонд продолжал пополняться на протяжении всей войны. Книги в годы войны приобрела огромную популярность. Возросший интерес к чтению подтверждает число выданных книг. Библиотека Каргопольского района до войны выдавала ежемесячно в среднем 1000 книг, а к началу 1942 года до 3,5 тысяч, увеличив число читателей более чем в два раза. Сельским библиотекам оказывали помощь областные и районные библиотеки. Методический кабинет Вологодской областной библиотеки за два с половиной года войны провел 59 совещаний и семинаров, более 200 консультаций по организации библиотечного дела, обобщил опыт работы Кубено-Озерской и Сокольской районных библиотек. В мае 1944 года бюро Вологодского обкома партии рассмотрело состояние работы библиотек области. Лучшими были признаны библиотека Хреновской избы-читальни и Кубено-Озерская райбиблиотека. Эта библиотека в 1943 году обслужила почти 4 тысячи человек, увеличила выдачу книг с 28600 в 1943 года до 34 тысяч экземпляров в 1944 года, в два раза повысила число читателей передвижных библиотечек. Она систематически составляла альбомы вырезок по сводкам Совинформбюро и радио, ежедневно вывешивала бюллетень «Новости дня», проводила коллективные читки, читательские конференции, книжные выставки, лекции и беседы6.

Как мы видим, и избы-читальни, и библиотеки играли огромную роль в повышении культурного уровня развития общества. Они работали по многочисленным направлениям, которые способствовали повышению производительности труда в колхозах, доносили до людей последние новости, всячески старались помочь фронту.

3. Музеи

Немало важную роль в культурно-просветительской работе сыграли музеи. Данные учреждения популяризовали историю русского народа, повышали уровень патриотизма у населения, особенно у школьников, проводили лекции и беседы.

К примеру, Череповецкий краеведческий музей за 1942 год организовал передвижные выставки в 37 колхозах, 30 школах, 16 лесопунктах, обслужив около 400000 тысяч человек. З а годы войны музей подготовил 607 передвижных и 90 стационарных выставок, которое посетило 1,5 миллиона человек7.

Выдающейся в области в годы войны, была работа Тотемского музея краеведения. « С первых дней войны, организованна большая постоянная выставка «Военный героизм русского народа», где ярко были отражены важнейшие исторические битвы: на Чудском озере, под Грюнвальдом и Таненбергом, разгром «непобедимых» войск Фридриха II, интервенция польских панов, отечественная война 1812 и разгром немецких оккупантов в 1918 году. Были выставлены многочисленные памятники, документы и большой иллюстративный материал, в особенности о борьбе тотьмичей и вологжан с польскими интервентами. Также была организованна красочная передвижная выставка на тему «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших предков Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова». Выставка отображает героическое прошлое русского народа. Выставку посетило более 1500 тысячи человек»8. За три года войны музей организовал 42 стационарных и 123 передвижных выставок, сотрудники музея прочитали 332 лекции для 26 тысяч тружеников района. Музей серьезно занимался изучением естественно-кормовой базы района, лекарственных растений, солеварного дела9.

Вологодский краеведческий музей также активно организовывал выставки. Так в 1941 года открылась выставка, отображающая героическое прошлое русского народа. Многочисленные документы, фотоснимки, картины убедительно рассказывали о героических боях Красной армии. Большое внимание было уделено личностям Александра Невского, Суворова10. Большой популярностью пользовались выставки, посвященные Отечественной войне, Брусиловскому прорыву, обороне Севастополя, борьбе с партизанскими отрядами. В 1942 году был открыт для посетителей Софийский Успенский собор, в котором большой интерес составляли фрески, расписанные Дмитрием Плехановым в XVII веке. В соборе была открыта выставка «Героическое прошлое Вологды и история Вологодского кремля». Специальная витрина была выделена для памятников русской культуры, разрушенных фашистами11. Были проведены лекции о расах и фашизме, об истории Вологды, о поэте-вологжанине Батюшкове и о жизни и деятельности Молотова. Музей с января 1942 проводил для госпиталей и школ лекции по тематике «героическое прошлое русского народа». В отличии от других музеев, данный музей в июле 1941 года был закрыт, а наиболее ценные экспонаты эвакуированы в Тотьму и Омск, а 8 ноября прекратил принимать посетителей Музей-домик Сталина. С 1943 года вышло постановление об освобождении зданий музея, и началось постепенное открытие отделов.

Зимой 1942 года все музеи Вологодской области провели семинары-практикумы с работниками изб-читален и библиотечными работниками. В программу были включены вопросы подготовки выставок, организации различных кружков, методики чтения, краеведческой работы, приемы оформления наглядной агитации.























Лекция 3-4

Деятельность культурно-развлекательных учреждений Вологодской области в годы Великой Отечественной войны

План лекции

    1. Политика и законодательство в культурной (театральной) сфере

    2. Концертно-эстрадное бюро города Вологды

    3. Вологодский драматический театр

    4. Художественная самодеятельность и кинематограф



1. Политика и законодательство в культурной (театральной) сфере

Основным программным документом перестройки жизни страны и деятельности учреждений культуры стала Директива Совноркома СССР и ЦКВКП(б) от 29 июня 1941 года. Она определяла и основные направления развития советской культуры того периода. Призыв «Все для фронта, все для победы!» стал боевым девизом советского народа12.

Уже 23 июня 1941 года постановление IV Пленума ЦК профсоюза работников искусств, главной задачей театральных учреждений объявлялась работ по художественному обслуживанию частей Красной Армии и Военно-Морского флота. Необходимо было сформировать бригады артистов, включив в репертуар военно-патриотические произведения13. С 1943 года стали организовываться специальные фронтовые театры взамен бригад, работавших с начала войны.

Также задачей театров объявлялось художественное обслуживание госпиталей и трудящихся колхозов, совхозов и МТС.

Постановлением IV Пленума ЦК профсоюза работников искусств от 23 июня 1941 года ставились задачи по пересмотру репертуара учреждений культуры. Ответственность за обеспечение репертуаром возлагалось на Комитет по делам искусств основное внимание уделял формированию репертуара театров, на создание новых произведений, спектаклей, главным образом, героико-патриотического характера.

Важным мероприятием стало Постановление СНК РСФСР и Положение Управления по делам искусств при СНК РСФСР от 4 января 1943 года «Об открытии театральных студий» в целях обеспечения театров квалифицированными техническими кадрами.

Все эти распоряжения были выполнены учреждениями культуры нашей области.

2. Концертно-эстрадное бюро города Вологды

Концертно-эстрадное бюро, наверно не многие знают, что именно так всем известная вологодская филармония называлась в те далекие времена. Данное учреждение открылось в апреле 1939 года в помещении на Мяснорядском мосту. Все концерты КЭБа проходили на сценах областного драматического театра и клубов Октябрьской революции. Первого января 1944 КЭБу было передано здание театра юного зрителя с концертным залом на триста шестьдесят мест, репетиционными и административными помещениями. Но в связи с тем, что оно требовало большого ремонта, полностью функционировать стало только в 1949 году.

С самого начала войны стали оперативно формироваться концертные бригады из местных артистов, музыкантов, а также – из прибывших в Вологду ленинградцев. Выступление сторонних коллективов-гастролеров в 1941-1942 годах было мало. В отчете за 1943 год указывается 734 проведенных концерта. Из них 504 концерта филармонического плана и 230 – эстрадных14. Гастрольная панорама 1943-1944 годов уже обогатилась именами многих выдающихся артистов, выступавших в Вологде: Д. Ойстраха и Л. Оборина, солистов Большого театра Союза ССР В. Барсовой, П. Норцова, И. Пирогова, артистов Московского художественного академического театра А. Тарасовой и Н. Хмелева, коллектива Государственного ансамбля песни и пляски РСФСР, хора имени Пятницкого, музыкально-драматических театров Воронежа, Украины, Карелии, Москвы.

Крайне необходимо отметить работу свободных бригад КЭБа, выступавших в госпиталях, в воинских частях, в вагонах, санитарных поездов и т.д15. Условия таких выступлений были часто трудными и тяжелыми. Места, где проходили концерты, зачастую не были приспособлены для этого, артисты сами создавали импровизированную сцену, выступали при любых погодных условиях. Приходилось выступать, там, где только-что закончились бои, где совсем не давно свистели пули и взрывались гранаты. Часто артисты не доедали. «Концерт продолжался с восьми часов утра до наступления темноты. Артисты называли такие концерты «конвейерами»16. «Свободные бригады КЭБа обслуживали воинские эшелоны, проходившие через станцию Бабаево. Во время коротких остановок поездов артисты шли по вагонам. В одном составе приходилось повторять программу десять-двенадцать раз, а поезда подходили непрерывно. К концу дня обессилившие артисты валились с ног от усталости, а роно утром их будили для новых выступлений»17.

В творческом составе КЭБа бвло немало недавних учеников местного музыкального училища: баянисты – Иван Писанко, Николай Шаховский, Екатерина Козлова, певицы – Зинаида Солнышкова, Татьяна Боброва и Николай Бахтенко, пианистка – Евгения Озеркова. В годы войны в Вологде активно работали эвакуированные ленинградцы: певцы – Леонид Привалов, Елена Сорокина, Евгения Сясько, Александра Коваленко, сказительница – М.М. Прокошева, пианистки – Екатерина Павлова-Сильванская и Наталья Корзун, скрипачка – Нелли Островская, театральные режиссеры – Осип Раскин и А.В. Турцевич.

В ноябре 1942 года артисты, эвакуированные из Ленинграда, создали оперно-опереточную бригаду. Эвакуированных артистов размещали в здании драматического театра. Никаких особых условий у них не было, они имели скудный продовольственный паек, который иногда приходилось продавать, чтобы приобрести концертный костюм. Несмотря на это, ими ставились отрывки из опер и оперетт, а также концерт-спектакль «Песня о песне». В 1944 артистами был поставлен водевиль Лябиша «Спичка между двух огней». Также в 1943 году были организованны временные бригады. Это были – камерная, под руководством Л. Привалова, эстрадная под руководством Смоленского, детская, в нее входили сказительница М. Прокошева и артисты кукольного жанра. С 1 января 1944 детская бригада превратилась в самостоятельный театр кукол.

В декабре 1944 года ансамбль под руководством М. Крыжицкой выезжал на десять дней в Действующую армию, а в феврале 1945 года во фронтовые части Кольского полуострова уже на два месяца отправилась молодежная эстрадная группа, сформированная в основном из участников художественной самодеятельности. «Наталья Декаленкова читала для них симоновского «Сына артиллериста», А. Аверина выступала с «Русским характером» Толстого, А. Уланова и Г. Верескова исполняли песни «Офицерский вальс», «Мишка-одессит», «Темная ночь» и др.»18.

Война – это тяжелое испытания для всех людей, все эти концерты и выступления, пусть они были на импровизированных площадках, без каких-то пышных костюмов и реквизита, они наверно были в сто раз лучше и дороже, поскольку они помогали поднять боевой дух бойцов, настрой мирного населения.



2.3. Вологодский драматический театр

Великая Отечественная война для артистов театра началась в Пскове (театр был в тот момент на гастролях). С начала войны артисты стали выступать на призывных пунктах Пскова.

В Вологде театр открыл свои двери зрителям 5 июля, начав тем самым сезон 1941-1942 годов. С началом войны коллектив театра сократился. Из театрального коллектива на фронт ушли 14 человек. В 1943 году театр пополним свой состав, была приглашена целая группа артистов. Художественными руководителями в годы войны были А.Е. Ларионов, А. Верховский, Л.С. Фадин, А.В. Турцевич19. Для увеличения числа зрителей, была снижена цена на входные билеты. В 19 июня 1942 цена билета для школьников составляла 0,5-2,5 рублей. Цена билета на вечерний спектакль была1-5 рублей. Первой постановкой стала пьеса К. Симонова «Парень из нашего города». Данная пьеса была отражением реалий того времени. Она говорила зрителям о том, что неважно кто и откуда ты, если тебе важна не только своя собственная судьбы, ты можешь стать героем. В рецензии на спектакль было написано так: « У нас есть что защищать, у нас есть, кому защищать, у нас есть чем защищать»20.

Среди новых постановок того сезона, можно отметить «Поручик Лермонтов», «Тот, кого искали», « Ключи Берлина». Также зрителю были представлены постановки: «В боях за Родину», «Обрыв», «Победа за нами», «Доблесть», «Смелые побеждают», «Кремлевские курсанты», «Женитьба Фигаро», «Батальон идет на запад» и др.

«Женитьба Фигаро» была поставлена, с целью показать абсурдность фашисткой идеологии: «Сейчас, когда фашисты ставят своей задачей повернуть историю вспять, воскресить мрачные времена средневекового варварства с правом господина над рабами, наш театр использует проверенный снаряд образца 1784 – смех Бомарше над господами. Пусть «гитлеровские дурочки» будут осмеяны самой историей»21

«Батальон идет на запад» это удивительная постановка, повествующая о таком, как война разрушает жизни, не смотря на все ужасы войны, любовь продолжает жить, главная любовь – любовь к родине. «Свет побеждает тьму. Жизнь побеждает смерть. Любовь к человечеству победит человеконенавистничество фашистов. Недалек тот день, когда восходящие солнце будет освещать дорогу на Запад для нашей Красной Армии"22.

К празднованию 24-ой годовщины Красной Армии была поставлена пьеса «Надежда Дурова». «Действие пьесы разворачивается в1812 голу, в дни отечественной войны русского народа с полчищами Наполеона. Надежда Дурова, воспитана своим отцом в условиях походной жизни великих суворовских переходов. Ее пламенная любовь выливается в подлинный героизм русской женщины. Ее близость к простому народу дает ей силы отказаться от «расточительной» жизни и найти в себе силы бороться за свою родину – любовь к народу, ее драгоценное наследство.

Ужели никогда не будет на земле

Такой страны, где б женщина могла

Сражаться наравне с мужчиной.

Сражаться

За родину открыто?!»23.

В данной пьесе можно увидеть прямое обращение к женщинам, к тому, что они должны быть сильными и тоже всячески способствовать приближению победы русского народа.

Еще одним спектаклем патриотической тематики, стала постановка пьесы К. Симонова «Русские люди».

Зимний сезон 1942-1943 годов был начат с показа пьесы «Русские люди», «Бессмертный» А.Н. Арбузова и А.К. Гладкова (показана к 25-летней годовщине Октября), «Как закалялась сталь» Н. Островского.

Новинками сезона стали пьесы «Отечественная война 1812 года» М.В. Чижеева и «Нашествие» Л. Леонова.

К двадцатипятилетнему юбилею Красной Армии был приурочен показ постановки «Человек с ружьем» Н. Погодина.

Первой лирической комедией на тему войны, стал спектакль «Синий платочек» В. Катаева.

Несмотря на то, что военно-патриотическая тематика занимала большую часть репертуара театра, внимание уделялась как отечественной классике, так и зарубежной. Ставились такие пьесы как: «Гроза» А.Н. Островского, «Горе от ума» Грибоедова, «Гамлет» Шекспира, «Сирано де Бержерак» Ростана.

Как мы видим, репертуар тетра был достаточно обширным, отвечал интересам любого зрителя, благодаря снижению цен, стал более доступным, ну и главное он отражал события, происходившие в то время, своими постановками театр призывал быть сильными, верить в победу, не сдаваться, несмотря ни на что оставаться честным и искренним человеком.

Еще один год и еще один сезон. Сезон 1942-1943 практически полностью принадлежал военно-патриотической тематике. Этот сезон был открыт работой И. Сельвитского «Генрал Брусилов». Началась работа над пьесами «Лодочница» Погодина и «Инженер Сергеев» В. Рокка.

К 26-ой годовщине Красной Армии театр поставил новую пьесу В. Груздева и Б. Четверикова «Вороний камень». Этот спектакль также отражал мужество, отвагу русских воинов их стремление победить.

С 5октября открылся новый сезон 1944-1945 годов. В репертуар были включены лучшие пьесы современных драматургов и образцы классики. Открытие сезона было начато с постановки «Вишневого сада» А.П. Чехова.

В период школьных зимних каникул для школьников младшего возраста подготовлен спектакль «Хрустальный башмачок».

Чем ближе приближалась победа, тем оптимистичнее становились спектакли. Среди таких были «Домик в Черкизове» А. Арбузова, «Так и будет» К. Симонова, «Давным-давно» А. Гладкова.

Спектакли данного периода отличаются оптимистичностью, в них видна уверенность в победе, они очень ярко эмоционально окрашены, чувствуются приближение долгожданной победы.

За свою работу в годы войны театр смог поставить 47 постановок, в том числе 25 премьер. Также необходимо отметить тяжелые гастроли театра. Артисты выступали в госпиталях, в колхозах, совхозах, в деревнях. С первого же сезона были сформированы бригады. Первая бригада с 9 августа за месяц дала 66 концертов, вторая бригада дала 68 выступлений. С 15 по 23 сентября, бригады дали 371 концерт, из них непосредственно 239 на полях совхозов и колхозов и 132 в избах-читальнях, клубах, госпиталях.

Очень важно отметить, тот факт, что театр не только фантастически справлялся с трудностями войны, регулярно давая спектакли, но и занималась формированием новых кадров. В 1944 при драматическом театре была открыта, театральна студия. Туда принимались лица от 16 до 30 лет, имеющие среднее образование.

Вологодский драматический театр за годы войны с потрясающим успехом выполнял распоряжение – «Все для фронта! Все для победы!». Поражает репертуар театра, он был крайне разнообразным, ставились даже детские спектакли. Удивляет и количество поставленных и показанных спектаклей, при этом артисты успевали ездить выступать колхозы, деревни, на фронт. Все это вселяло надежду в сердца людей, постановки театра были нравственными ориентирами, они показывали, каким должен быть русский человек.

4. Художественная самодеятельность и кинематограф

Значительное место в работе учреждений занимает художественная самодеятельность и кино. В 1942 году Чебсарский Дом культуры организовал 4 концерта для бойцов РККА. Шесть концертов было проведено в самом Доме культуры. Средства от них в размере 1800 рублей пошли в фонд обороны страны. Драмкружок Сычевской избы-читальни систематически ставили спектакли для колхозников. Печенский клуб также систематически ставил художественные постановки для населения. Значительно развернулась художественная самодеятельность в Волокославинском и Горицком клубах Кириловского района. Постановки проходили при полных залах. В конце 1943 – начале 1944 годов были проведены областные и республиканские смотры художественной самодеятельности. В Вологодской области в смотре участвовало 800 драматических и хоровых кружков, 1800 коллективов художественной самодеятельности24.

Огромное значение в эстетическом воспитании и культурном развитии играло кино.

«Вологодское областное управление кинофикации в связи чрезвычайного положения страны и военного положения Вологодской области предлагает максимально усилить работу киносети, подчинив ее интересам фронта. Одной из основных задач вашей работы должно быть выполнение эксплуатационно-финансового плана. Необходимо помнить, что каждый рубль доходов от кино также является ударом по врагу. В настоящий период придется работать больше на повторном репертуаре, для этого необходимо мобилизовать все формы организационно-массовой работы, усилить рекламу, проводить агитационно-массовые мероприятия. Максимально разверните агитационно-массовую работу вокруг патриотических и антифашистских фильмов. Особое внимание уделите работе немых кинопередвижек, всемерно развивайте их сеть, добейтесь того, чтобы их результат работы был решающим в выполнении эксплуатационно-финансового плана»25.

Вологодская область в начале войны располагала 45 сельскими звуковыми и 111 немыми установками, 52 передвижками. В Вологодской области к началу 1942 года работали 162 киноустановки, в том числе: 13 городских кинотеатров, 22 районных кинотеатра, 11 сельских стационаров, 13 звуковых кинопередвижек, 103 немых кинопередвижки (для сравнения: в 1940 году числилось 291 киноустановка, работало 197 киноустановок — по материалам архивных документов Вологодской областной конторы «Главкинопрокат»).

В городе Вологде работало два кинотеатра: Кинотеатр им. Горького и «Искра». Их репертуар в военные годы освещала областная газета «Красный Север». Весной 1942 года в политотделы Вологодской области было направлено 88 кинопередвижек, которые дали 365 сеансов. С 1943 года кинофикаторы должны были ставить ежемесячно по две кинокартины в каждом сельсовете. Какие же конкретно происходили изменения? Это можно узнать из письма областного управления кинофикации в Главное управление кинофикации от 25 июля 1941 года № 20-04:

«В городских кинотеатрах проведены следующие мероприятия:

1. В фойе оборудованы фотовитрины о Красной Армии и Военно-Морском флоте.

2. Сделаны доски текущих событий.

3. Вывешены политические карты Европы.

4. Написаны правила поведения граждан при объявлении воздушной тревоги.

5. В кинотеатре «Темп» (Великий Устюг) организована консультация ПВХО, на площадке, прилегающей к кинотеатру (летнее фойе) сделано показательное бомбоубежище – щель.

6. В кинотеатрах, начинающих сеансы в 19 и 21 час, организовано радиослушание сообщений «Советского Информбюро».

7. Работниками управления кинофикации, Главкинопроката и кинотеатров Вологды организовано изучение программы ПВХО.

8. Оборонные и антифашистские фильмы «Александр Невский», «Болотные солдаты», «Шел солдат с фронта» «Профессор Мамлок», «Семья Оппенгейм» с кинохроникой из действующей армии, киножурналы рекламируются по радио, в печати и на фасадной рекламе.

9. Механики звуковых кинопередвижек, прекративших работу по причине отсутствия горючего, переведены работать на немые передвижки»26.

На первое место выдвинулась кинохроника как самый оперативный вид кино. Советские кинохроникеры, работая в очень трудных условиях, деля с бойцами, офицерами и партизанами все тяготы ратной жизни, день за днем, шаг за шагом фиксировали боевой путь Красной Армии до Берлина. За четыре года войны кинохроника выпустила 400 номеров «Союзкиножурнала», 65 номеров журнала «Новости дня», 24 «фронтовых киновыпуска», 67 тематических короткометражных фильмов и 34 полнометражных документальных кинокартины. Общий метраж негативов военных съемок составил три с половиной миллиона метров. Первые съемки кинохроники начались через три дня после вторжения немецко-фашистских войск на советскую землю. Последние были сделаны в сентябре 1945 года, в момент разгрома войск империалистической Японии. Большинство из них поступило в Вологодскую областную контору «Главкинопрокат» и выпущено на экраны области.

Несмотря на все трудности, которые принесла война, учреждения культуры не переставали работать, формируя моральные и этические представления в обществе.



















Заключение

В данной работе были рассмотрена деятельность учреждений культуры в годы войны, выделены основные направления их работы.

Среди культурно-просветительских учреждений мы выделили работу изб-читален и библиотек, музеев. В них проходили лекции, семинары, собрания, на которых заслушивались различные доклады. Они играли огромную роль в формировании патриотического мышления у населения. Об этом свидетельствуют многочисленные музейные выставки, посвященные героическому прошлому страны, героям былых времен, заставляя, гордится, и уважать ту страну, в который мы живем. В избах-читальнях проводилась колоссальная работа по агитации населения, по их обучению на различных кружках. Также они проводили различные акции по сбору, средств и вещей для фронта. При этом в них устраивались различные концерты. Все это с восторгом встречало население, количество активистов и агитаторов увеличивалось.

Среди культурно-развлекательных учреждений выделили работу Концертно-Эстрадного бюро, Вологодского драматического театра, также выделили большой вклад в работе художественной-самодеятельности и в области кинематографии. Концертно-эстрадное бюро формировало различные бригада, которые гастролировали по военным частям, госпиталям, также они обслуживали военные эшелоны. Но при этом сохранялись постоянные концерты в Вологде. Вологодский драматический театр совместно с бригадами Кэба гастролировали по военным частям и госпиталям, были регулярные стационарные постановки, которые пользовались большим успехом у зрителей. В годы войны была очень развита система кинопоказов, были и стационарные, и передвижные киноустановки, также пользовалась большой популярностью. Устраивались даже целые кинофестивали. Всячески поддерживалась художественная самодеятельность, устраивались различные смотры и фестивали.

Как мы видим, в годы войны уровень культуры не только не упал, а наоборот возрос. Все больше появлялось учреждений культуры на селе. Их работу и тот вклад, который они внесли в развитие общества, формирование боевого духа невозможно оценить.

























































Иллюстративный материал



А ртисты фронтовой бригады КЭБа, 10 января 1942 году

А ртисты КЭБа





Театральные будни 1940-х



















































































































































































Список источников и литературы

  1. Ларионов А.Б. Вдохновляем бойцов на подвиги фронта и тыла.// Красный север. 1941. – 5 июля.

  2. Ларионов А.Б. Парень из нашего города// Красный север. - 1941. – 10 июля.

  3. Ларионов А.Б. Женитьба Фигаро// Красный север. – 1941. – 9 декабря.

  4. Ларионов А.Б. Батальон идет на запад// Красный север. – 1941. – 8 ноября.

  5. Ларионов А.Б. Надежда Дурова.//Красный север. – 1942. – 8 февраля.

  6. Кириллова Э. Эх, дорожки фронтовые// Пятницкий бульвар. – 2004., №5.

  7. Иванович П. Выставки в музее.// Красный север. – 1942. - 17 февраля.

  8. Николаев Н. Выставка о героическом прошлого русского народа.// Красный север. – 1941. – 17 июля.

  9. Железняк В. Замечательный памятник русского зодчества// Красный север. – 1942. – 5 декабря.

  10. «Правда севера» - 1942. – 5 февраля.

  11. «Правда», 26 января 1942.

  12. Приорова М. В сельской избе-читальне.//Красный север. – 1942. – 17 февраля.

  13. Баландин Н.И. Из опыта работы сельских культпросветучреждений в годы Великой Отечественной войны

  14. Культурное строительство в РСФСР: Документы и материалы: Т.3. 1941-1945/ сост. Беликова Н.П. и др. – М., 1989. – С. 5,6.

  15. Кириллова Э. А. От шансона до оперы. Концертная жизнь Вологды второй половины ХХ века. - Вологда : Книжное наследие, 2004. – С. 199.



1 Приказ Наркомпроса РСФСР «О работе массовых библиотек в военное время». 27 октября 1941 г.

2 «Правда», 26 января 1942.

3 Приорова М. В сельской избе-читальне.//Красный север. – 1942. – 17 февраля.

4 Баландин Н.И. Из опыта работы сельских культпросветучреждений в годы Великой Отечественной войны.

5 Баландин Н.И. Из опыта работы сельских культпросветучреждений в годы Великой Отечественной войны

6 «Правда севера» - 1942. – 5 февраля.

7 Баландин Н.И. Из опыта работы сельских культпросветучреждений в годы Великой Отечественной войны

8 Иванович П. Выставки в музее.// Красный север. – 1942. - 17 февраля.

9 Баландин Н.И. Из опыта работы сельских культпросветучреждений в годы Великой Отечественной войны

10 Николаев Н. Выставка о героическом прошлого русского народа.// Красный север. – 1941. – 17 июля.

11 ЖелезнякВ. Замечательный памятник русского зодчества// Красный север. – 1942. – 5 декабря.

12 Культурное строительство в РСФСР: Документы и материалы: Т.3. 1941-1945/ сост. Беликова Н.П. и др. – М., 1989. – С. 5,6.

13Там же. – 255.

14 Кириллова Э. А. От шансона до оперы. Концертная жизнь Вологды второй половины ХХ века. - Вологда : Книжное наследие, 2004.

15 Приложение №1, № 2.

16Кириллова Э. Эх, дорожки фронтовые// Пятницкий бульвар. – 2004., № 5.

17 Там же. С. 16-17.

18 Там же. С. 16.

19 Ларионов А.Б. Вдохновляем бойцов на подвиги фронта и тыла.// Красный север. 1941. – 5 июля.

20 Ларионов А.Б. Парень из нашего города// Красный север. - 1941. – 10 июля.

21 Ларионов А.Б. Женитьба Фигаро// Красный север. – 1941. – 9 декабря.

22 Ларионов А.Б. Батальон идет на запад// Красный север. – 1941. – 8 ноября.

23 Ларионов А.Б. Надежда Дурова.//Красный север. – 1942. – 8 февраля.

24 Баландин Н.И. Из опыта работы сельских культпросветучреждений в годы Великой Отечественной войны

25 ГАВО, Фонд 1327 Лист 58 (Письмо 8 июля 1941 № 2318/3)

26 ГАВО, Фонд 1327, Лист 43-44

35



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!