«Учебное задание по ГЕОГРАФИИ. 10-11 класс»
ФИО Гончарова Евгения Леонидовна, учитель географии
Место работы: Муниципальное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №6
Тема или Название задачи
Раздел 4. Население мира
Тема 1. Численность и воспроизводство населения.
Задача. Численность населения мира и динамика её изменения.
Стимул (проблемный вопрос, мотивация учащихся)
Численность населения мира и динамика её изменения
В настоящее время население планеты увеличивается более чем на 90 млн человек в год.
15 ноября 2022 года Организация Объединенных Наций (ООН) сообщила, что численность населения планеты достигла 8 миллиардов человек.
Самые населенные регионы в 2022 году — Восточная и Юго-Восточная Азия, на которые приходится 2,3 миллиарда человек, то есть 29 процентов мирового населения, а также Центральная и Южная Азия — 2,1 миллиарда (26 процентов).
Самые большие по численности страны — Китай и Индия. По предварительным данным Индия в 2023 году должна обогнать своего северного соседа. Она же внесла основной вклад в прирост в последние годы — плюс 177 миллионов человек за 11 лет.
В Китае прибавилось 73 миллиона, на третьем месте — Нигерия.
Крушение колониальной системы, обретение независимости в странах Азии, Африки и Латинской Америки, социально-экономическое развитие, повышение уровня развития медицины привело к всплеску рождаемости в 20 веке и продолжается до настоящего времени (рис 1.).
Большему количеству человек необходимо гораздо больше ресурсов — пищи, сырья, материалов, более серьезной становится и проблема отходов, как бытовых, так и промышленных. Человечество все активнее вырубает леса, уничтожает естественную среду обитания диких животных, истощает водные ресурсы и ведет по своим растущим потребностям более масштабную экономическую деятельность. Антропогенный фактор является основной причиной глобального потепления, провоцируемого выбросами парниковых газов. Серьезная нагрузка ложится на сельское хозяйство и продовольственный сектор и т.д.
На изменение численности населения влияет естественное и механическое движение населения. Под естественным движением населения понимается естественный прирост населения, под механическим движением – миграции, участие страны в войнах.
Рождаемость и смертность населения зависят от уровня социально-экономического развития страны (медицина, образование, экономика, материальное благосостояние), экологической ситуации, религии, традиций народов, участия в войнах.
Демографы выделяют два основных типа воспроизводства населения. Первый тип («демографическая зима») характеризуется низкими темпами прироста населения, невысокой смертностью. Он распространён, в первую очередь, в экономически развитых странах.
Для второго типа воспроизводства населения («демографическая весна») характерны высокие и очень высокие показатели рождаемости и относительно низкие показатели смертности.
- https://resh.edu.ru/subject/lesson/5435/conspect/202048/
- https://geo-ege.sdamgia.ru/search?search=население%20мира&page=3
- https://geo11-vpr.sdamgia.ru/test?theme=10
- Федеральная Рабочая Программа среднего общего образования . География
(для 10–11 классов образовательных организаций). Москва, 2022. Базовый уровень
1)Рассмотрите рисунок 1. Резкое увеличение численности населения получило образное название «демографический взрыв». Используя предложенный текст и свои знания, установите основные причины, приведшие к демографическому взрыву. Выявите проблемы, к которым приводит демографический взрыв.
2) Найдите в тексте аргументы, подтверждающие / опровергающие версию: «Последствия роста численности населения могут быть опасны для человечества»
3)Составьте формулу для расчета естественного прироста населения.
4) Используя данные таблицы, определите показатель естественного прироста населения в ‰ в 2008 г. для Тульской области. Полученный результат округлите до целого числа.
Численность и естественный прирост населения Тульской области
Год | 2007 | 2008 |
Среднегодовая численность населения, чел. | 1 573 413 | 1 559 720 |
Естественный прирост населения, чел., значение показателя за год. | −18 933 | −17 742 |
5)
1)Наибольшую среднюю плотность населения имеет территория обозначенная буквой?
1) A 2) B 3) C 4) D
6)Используя карты атласа распределите государства по численности населения в мире (от большего к меньшему).
1) Нигерия
2) Пакистан
3) Индия
4) Индонезия
5) Китай
6) Россия
7) США
8) Бразилия
9) Бангладеш
7) Проанализируйте рисунок 1.Выберите верное (ые) утверждение(я):
а) Примерно до 1500 года численность населения увеличивалась постепенно, достигла 440 млн. чел.
б) За 300 лет с 1500 года по 1800 год численность населения увеличилась почти в четыре раза.
в) В 1920 году численность населения достигла 1 млрд. чел.
г) За период с 1900 по 2000 годы численность населения увеличилась почти в 3,7 раза.
8)Используя данные таблицы, объясните, почему за последние 25 лет доля лиц старше 65 лет в возрастной структуре населения страны А значительно увеличилась. Укажите две причины. Если вы укажете более двух причин, оцениваться будут только две, указанные первыми.
Демографические показатели Мексики
Показатели | 1985 г. | 2010 г. |
Численность населения, млн человек | 76,7 | 110,6 |
Доля лиц старше 65 лет, % | 3 | 6 |
Рождаемость, % | 31 | 19 |
Смертность, % | 6 | 6 |
Сальдо миграции, % | -3 | -4 |
Средняя продолжительность жизни, лет | 69 | 76 |
Доля городского населения, % | 75 | 77 |
9) Используя приведенные в таблице данные, определите, в какой из стран — А, В или С — показатель смертности наименьший. Объясните, почему в этой стране показатель смертности наименьший.
Демографические показатели стран
10) Используя график, определите показатель естественного прироста населения в России в 2010 г. Ответ запишите цифрами.
Показатели рождаемости и смертности в России на 1000 человек населения
1)Рассмотрите рисунок 1. Резкое увеличение численности населения получило образное название «демографический взрыв». Используя предложенный текст и свои знания, установите основные причины, приведшие к демографическому взрыву. Выявите проблемы, к которым приводит демографический взрыв.
Ответ:
Причины демографического взрыва | Проблема |
-сокращение уровня смертности вследствие развития медицины; -рост рождаемости из-за отсутствия ее контроля; -необходимость увеличения числа работников в домашних хозяйствах; -исторически сложившаяся традиция многодетности семей; -низкий уровень образования и т.д. | Жилищная, продовольственная, обеспечения работой, экологические проблемы и т.д. |
Максимум 2 балла (1 балл за указание причин демографического взрыва, 1 балл за названные проблемы)
2) Найдите в тексте аргументы, подтверждающие / опровергающие версию: «Последствия роста численности населения могут быть опасны для человечества»
Ответ: Большему количеству человек необходимо гораздо больше ресурсов — пищи, сырья, материалов, более серьезной параллельно становится и проблема отходов, как бытовых, так и промышленных.
Человечество все активнее вырубает леса, уничтожает естественную среду обитания диких животных, истощает водные ресурсы и ведет по своим растущим потребностям более масштабную экономическую деятельность. Антропогенный фактор является основной причиной глобального потепления, провоцируемого выбросами парниковых газов. Серьезная нагрузка ложится на сельское хозяйство и продовольственный сектор и т.д.
Возможны другие варианты ответа.
Максимум 2 балла.
3)Составьте формулу для расчета естественного прироста населения
Рождаемость – Смертность = Естественный прирост на 1000 жителей
Еп=Р-С
4) Используя данные таблицы, определите показатель естественного прироста населения в ‰ в 2008 г. для Тульской области. Полученный результат округлите до целого числа.
Численность и естественный прирост населения Тульской области
Год | 2007 | 2008 |
Среднегодовая численность населения, чел. | 1 573 413 | 1 559 720 |
Естественный прирост населения, чел., значение показателя за год. | −18 933 | −17 742 |
Ответ:
Из содержания таблицы видно, что показания естественного прироста имеют отрицательные значения, значит, в ответе будет минус (-). Далее проводим вычисления: так как естественный прирост измеряется в промилле, т. е. показывает отношение 1:1000, показатель естественного прироста населения за год:
-17742 х 1000 = -17742 000 чел.
Полученный результат делим на численность населения в 2008 году:
-17742000 / 1559720 = -11 промилле
Максимум 1 балл
5)
1)Наибольшую среднюю плотность населения имеет территория обозначенная буквой?
1) A 2) B 3) C 4) D
Ответ: 2
Наибольшую среднюю плотность населения имеет точка В (северо-восток США). Плотность населения в густо населенных районах составляет несколько сотен человек на 1 кв.км. Высокая плотность населения характерна для территорий 200-километровой приморской полосе, кроме того северо-восток США плотнее заселен, потому что с этих территорий начиналось освоение и заселение Америки. Точки А, С и D относятся к труднодоступным территориям с небольшой концентрацией населения и низкой плотностью (неблагоприятные природные условия).
Максимум 1 балл
6)1. Распределите государства по численности населения в мире (от большего к меньшему).
1) Нигерия
2) Пакистан
3) Индия
4) Индонезия
5) Китай
6) Россия
7) США
8) Бразилия
9) Бангладеш
Ответ: 5, 3, 7, 4, 2, 8, 1, 9, 6.
Максимум 2 балла
7) Используя рис 1. выберите верное (ые) утверждение(я):
а) Примерно до 1500 года численность населения увеличивалась постепенно, достигла 440 млн. чел.
б) За 300 лет с 1500 года по 1800 год численность населения увеличилась почти в четыре раза.
в) В 1920 году численность населения достигла 1 млрд. чел.
г) За период с 1900 по 2000 годы численность населения увеличилась почти в 3,7 раза.
Ответ: а, г.
Максимум 2 балла
8) Используя данные таблицы, объясните, почему за последние 25 лет доля лиц старше 65 лет в возрастной структуре населения страны А значительно увеличилась. Укажите две причины. Если вы укажете более двух причин, оцениваться будут только две, указанные первыми.
Демографические показатели Мексики.
Показатели | 1985 г. | 2010 г. |
Численность населения, млн человек | 76,7 | 110,6 |
Доля лиц старше 65 лет, % | 3 | 6 |
Рождаемость, % | 31 | 19 |
Смертность, % | 6 | 6 |
Сальдо миграции, % | -3 | -4 |
Средняя продолжительность жизни, лет | 69 | 76 |
Доля городского населения, % | 75 | 77 |
Ответ:
1) Уменьшение рождаемости ИЛИ уменьшение доли детей.
2) Увеличение средней продолжительности жизни
Максимум 2 балла
9) Используя приведенные в таблице данные, определите, в какой из стран — А, В или С — показатель смертности наименьший. Объясните, почему в этой стране показатель смертности наименьший.
Демографические показатели стран
Ответ: Показатель смертности определяется разницей между рождаемостью и естественным приростом. Он наименьший среди перечисленных стран — в стране А (4 ‰). Это объясняется меньшей долей лиц пожилого возраста в возрастной структуре населения этой страны.
10) Используя график, определите показатель естественного прироста населения в России в 2010 г. Ответ запишите цифрами.
Показатели рождаемости и смертности в России на 1000 человек населения
Ответ: Естественный прирост определяется разностью показателей рождаемости и смертности: Е = 12,5 − 14,2 = −1,7.
Формулировка познавательного умения (предметные, метапредметные, личностные результаты)
Предметные результаты
-понимание роли и места современной географической науки в системе научных дисциплин;
-приводить примеры наиболее крупных стран по численности населения и площади территории;
-различать географические процессы и явления: демографический взрыв и демографический кризис;
-использовать знания об основных географических закономерностях для определения и сравнения показателей, характеризующих демографическую ситуацию и качество жизни населения мира и отдельных стран, с использованием источников географической информации;
-устанавливать взаимосвязи между значениями показателей рождаемости, смертности, средней ожидаемой продолжительности жизни и возрастной структурой населения;
формулировать и/или обосновывать выводы на основе использования географических знаний;
-владение географической терминологией и системой базовых географических понятий:
политическая карта, государство, воспроизводство населения, демографический взрыв, демографический кризис, демографический переход, старение населения, состав населения,
структура населения, демографическая политика;
- объяснять особенности динамики численности населения мира;
-применять понятия «воспроизводство населения», «демографический взрыв», «демографический кризис», «старение населения», «демографическая политика», «демографический переход» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
-классифицировать страны по типам воспроизводства населения;
-сравнивать показатели рождаемости, смертности, естественного прироста в странах различных типов -воспроизводства населения, используя источники географической информации;
-представлять и анализировать в различных формах (графики, таблицы, схемы) информацию о численности населения, её динамике в мире и регионах;
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельностью.
Метапредметные результаты
А) базовые логические действия:
-самостоятельно формулировать и актуализировать проблемы, которые могут быть решены с использованием географических знаний, рассматривать их всесторонне;
-устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации географических объектов, процессов и явлений и обобщения;
-выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях с учётом предложенной географической задачи;
-вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;
Б)базовые исследовательские действия
-выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
-давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт;
-уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;
В) работа с информацией:
-выбирать оптимальную форму представления и визуализации информации с учётом её назначения;
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
-владеть различными способами общения и взаимодействия;
-аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
-развёрнуто и логично излагать свою точку зрения по географическим аспектам различных вопросов с использованием языковых средств;
Овладение универсальными регулятивными действиями:
-самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
-самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
Личностные результаты
-сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;
-осознание личного вклада в построение устойчивого будущего на основе формирования элементов географической и экологической культуры;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;
-совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира для применения различных источников географической информации в решении учебных и (или) практико-ориентированных задач;
Методический комментарий.
Как работать на уроке с задачей? (этап урока, характер использования)
Рекомендуется использовать во время проведения комбинированного урока.
На этапе актуализации опорных знаний /изучение нового материала (Решение учебных задач по актуализации знаний, открытию нового знания).
Нацеленность на формирование планируемых результатов обучения.
Содержательная часть задачи состоит из условия в виде различной информации и вопросов, связанных с определенными учебными действиями.
Учебная задача направлена на самостоятельное приобретение и интеграцию знаний; на разрешение проблемных ситуаций на организацию сотрудничества и коммуникации.
Учебная задача направлена на формирование читательской грамотности.
Учебная задача предполагает групповую (совместное выполнение одинаковых заданий) и / или индивидуальную работу учащихся. Формы организации учебной деятельности применяются в сочетании.