СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебное задание по ГЕОГРАФИИ, 10-11 класс. Тема: Численность и воспроизводство населения

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка учебного занятия по географии для учеников 10-11 классов. Раздел: Население мира. 

Просмотр содержимого документа
«Учебное задание по ГЕОГРАФИИ, 10-11 класс. Тема: Численность и воспроизводство населения»

«Учебное задание по ГЕОГРАФИИ. 10-11 класс»

ФИО Гончарова Евгения Леонидовна, учитель географии

Место работы: Муниципальное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №6

Тема или Название задачи

Раздел 4. Население мира

Тема 1. Численность и воспроизводство населения.

Задача. Численность населения мира и динамика её изменения.

  • Стимул (проблемный вопрос, мотивация учащихся)

Численность населения мира и динамика её изменения

В настоящее время население планеты увеличивается более чем на 90 млн человек в год.

15 ноября 2022 года Организация Объединенных Наций (ООН) сообщила, что численность населения планеты достигла 8 миллиардов человек.

Самые населенные регионы в 2022 году — Восточная и Юго-Восточная Азия, на которые приходится 2,3 миллиарда человек, то есть 29 процентов мирового населения, а также Центральная и Южная Азия — 2,1 миллиарда (26 процентов).

Самые большие по численности страны — Китай и Индия. По предварительным данным Индия в 2023 году должна обогнать своего северного соседа. Она же внесла основной вклад в прирост в последние годы — плюс 177 миллионов человек за 11 лет.

В Китае прибавилось 73 миллиона, на третьем месте — Нигерия.

Крушение колониальной системы, обретение независимости в странах Азии, Африки и Латинской Америки, социально-экономическое развитие, повышение уровня развития медицины привело к всплеску рождаемости в 20 веке и продолжается до настоящего времени (рис 1.).

Большему количеству человек необходимо гораздо больше ресурсов — пищи, сырья, материалов, более серьезной становится и проблема отходов, как бытовых, так и промышленных. Человечество все активнее вырубает леса, уничтожает естественную среду обитания диких животных, истощает водные ресурсы и ведет по своим растущим потребностям более масштабную экономическую деятельность. Антропогенный фактор является основной причиной глобального потепления, провоцируемого выбросами парниковых газов. Серьезная нагрузка ложится на сельское хозяйство и продовольственный сектор и т.д.

На изменение численности населения влияет естественное и механическое движение населения. Под естественным движением населения понимается естественный прирост населения, под механическим движением – миграции, участие страны в войнах.

Рождаемость и смертность населения зависят от уровня социально-экономического развития страны (медицина, образование, экономика, материальное благосостояние), экологической ситуации, религии, традиций народов, участия в войнах.

Демографы выделяют два основных типа воспроизводства населения. Первый тип («демографическая зима») характеризуется низкими темпами прироста населения, невысокой смертностью. Он распространён, в первую очередь, в экономически развитых странах.

Для второго типа воспроизводства населения («демографическая весна») характерны высокие и очень высокие показатели рождаемости и относительно низкие показатели смертности.

  • Источники информации

- https://resh.edu.ru/subject/lesson/5435/conspect/202048/

- https://geo-ege.sdamgia.ru/search?search=население%20мира&page=3

- https://geo11-vpr.sdamgia.ru/test?theme=10

- Федеральная Рабочая Программа среднего общего образования . География

(для 10–11 классов образовательных организаций). Москва, 2022. Базовый уровень

  • Вопросы и задания

1)Рассмотрите рисунок 1. Резкое увеличение численности населения получило образное название «демографический взрыв». Используя предложенный текст и свои знания, установите основные причины, приведшие к демографическому взрыву. Выявите проблемы, к которым приводит демографический взрыв.

2) Найдите в тексте аргументы, подтверждающие / опровергающие версию: «Последствия роста численности населения могут быть опасны для человечества»

3)Составьте формулу для расчета естественного прироста населения.

4) Используя данные таблицы, определите показатель естественного прироста населения в ‰ в 2008 г. для Тульской области. Полученный результат округлите до целого числа.

Численность и естественный прирост населения Тульской области


Год

2007

2008

Среднегодовая численность населения, чел.

1 573 413

1 559 720

Естественный прирост населения, чел., значение показателя за год.

−18 933

−17 742

5)


1)Наибольшую среднюю плотность населения имеет территория обозначенная буквой?


1)  A 2)  B 3)  C 4)  D

6)Используя карты атласа распределите государства по численности населения в мире (от большего к меньшему).

1) Нигерия

2) Пакистан

3) Индия

4) Индонезия

5) Китай

6) Россия

7) США

8) Бразилия

9) Бангладеш

7) Проанализируйте рисунок 1.Выберите верное (ые) утверждение(я):

а) Примерно до 1500 года численность населения увеличивалась постепенно, достигла 440 млн. чел.

б) За 300 лет с 1500 года по 1800 год численность населения увеличилась почти в четыре раза.

в) В 1920 году численность населения достигла 1 млрд. чел.

г) За период с 1900 по 2000 годы численность населения увеличилась почти в 3,7 раза.


8)Используя данные таблицы, объясните, почему за последние 25 лет доля лиц старше 65 лет в возрастной структуре населения страны А значительно увеличилась. Укажите две причины. Если вы укажете более двух причин, оцениваться будут только две, указанные первыми.

 

Демографические показатели Мексики

Показатели

1985 г.

2010 г.

Численность населения, млн человек

76,7

110,6

Доля лиц старше 65 лет, %

3

6

Рождаемость, %

31

19

Смертность, %

6

6

Сальдо миграции, %

-3

-4

Средняя продолжительность жизни, лет

69

76

Доля городского населения, %

75

77


9) Используя приведенные в таблице данные, определите, в какой из стран  — А, В или С  — показатель смертности наименьший. Объясните, почему в этой стране показатель смертности наименьший.

 

Демографические показатели стран

10) Используя график, определите показатель естественного прироста населения в России в 2010 г. Ответ запишите цифрами.

 

Показатели рождаемости и смертности в России на 1000 человек населения

  • Модельные ответы (для каждого вопроса и задания) и критерии оценки (по желанию автора-составителя)

1)Рассмотрите рисунок 1. Резкое увеличение численности населения получило образное название «демографический взрыв». Используя предложенный текст и свои знания, установите основные причины, приведшие к демографическому взрыву. Выявите проблемы, к которым приводит демографический взрыв.

Ответ:

Причины демографического взрыва

Проблема

-сокращение уровня смертности вследствие развития медицины;

-рост рождаемости из-за отсутствия ее контроля;

-необходимость увеличения числа работников в домашних хозяйствах;

-исторически сложившаяся традиция многодетности семей;

-низкий уровень образования и т.д.

Жилищная,

продовольственная,

обеспечения работой,

экологические проблемы и т.д.

Максимум 2 балла (1 балл за указание причин демографического взрыва, 1 балл за названные проблемы)

2) Найдите в тексте аргументы, подтверждающие / опровергающие версию: «Последствия роста численности населения могут быть опасны для человечества»

Ответ: Большему количеству человек необходимо гораздо больше ресурсов — пищи, сырья, материалов, более серьезной параллельно становится и проблема отходов, как бытовых, так и промышленных.

Человечество все активнее вырубает леса, уничтожает естественную среду обитания диких животных, истощает водные ресурсы и ведет по своим растущим потребностям более масштабную экономическую деятельность. Антропогенный фактор является основной причиной глобального потепления, провоцируемого выбросами парниковых газов. Серьезная нагрузка ложится на сельское хозяйство и продовольственный сектор и т.д.

Возможны другие варианты ответа.

Максимум 2 балла.

3)Составьте формулу для расчета естественного прироста населения

Рождаемость – Смертность = Естественный прирост на 1000 жителей

Еп=Р-С

4) Используя данные таблицы, определите показатель естественного прироста населения в ‰ в 2008 г. для Тульской области. Полученный результат округлите до целого числа.

Численность и естественный прирост населения Тульской области

Год

2007

2008

Среднегодовая численность населения, чел.

1 573 413

1 559 720

Естественный прирост населения, чел., значение показателя за год.

−18 933

−17 742

Ответ:

Из содержания таблицы видно, что показания естественного прироста имеют отрицательные значения, значит, в ответе будет минус (-). Далее проводим вычисления: так как естественный прирост измеряется в промилле, т. е. показывает отношение 1:1000, показатель естественного прироста населения за год:

-17742 х 1000 = -17742 000 чел.

Полученный результат делим на численность населения в 2008 году:

-17742000 / 1559720 = -11 промилле

Максимум 1 балл

5)

1)Наибольшую среднюю плотность населения имеет территория обозначенная буквой?


1)  A 2)  B 3)  C 4)  D

Ответ: 2

Наибольшую среднюю плотность населения имеет точка В (северо-восток США). Плотность населения в густо населенных районах составляет несколько сотен человек на 1 кв.км. Высокая плотность населения характерна для территорий 200-километровой приморской полосе, кроме того северо-восток США плотнее заселен, потому что с этих территорий начиналось освоение и заселение Америки. Точки А, С и D относятся к труднодоступным территориям с небольшой концентрацией населения и низкой плотностью (неблагоприятные природные условия).

Максимум 1 балл

6)1. Распределите государства по численности населения в мире (от большего к меньшему).

1) Нигерия

2) Пакистан

3) Индия

4) Индонезия

5) Китай

6) Россия

7) США

8) Бразилия

9) Бангладеш

Ответ: 5, 3, 7, 4, 2, 8, 1, 9, 6.

Максимум 2 балла

7) Используя рис 1. выберите верное (ые) утверждение(я):

а) Примерно до 1500 года численность населения увеличивалась постепенно, достигла 440 млн. чел.

б) За 300 лет с 1500 года по 1800 год численность населения увеличилась почти в четыре раза.

в) В 1920 году численность населения достигла 1 млрд. чел.

г) За период с 1900 по 2000 годы численность населения увеличилась почти в 3,7 раза.

Ответ: а, г.

Максимум 2 балла

8) Используя данные таблицы, объясните, почему за последние 25 лет доля лиц старше 65 лет в возрастной структуре населения страны А значительно увеличилась. Укажите две причины. Если вы укажете более двух причин, оцениваться будут только две, указанные первыми.

Демографические показатели Мексики.

Показатели

1985 г.

2010 г.

Численность населения, млн человек

76,7

110,6

Доля лиц старше 65 лет, %

3

6

Рождаемость, %

31

19

Смертность, %

6

6

Сальдо миграции, %

-3

-4

Средняя продолжительность жизни, лет

69

76

Доля городского населения, %

75

77


Ответ:

1)  Уменьшение рождаемости ИЛИ уменьшение доли детей.

2)  Увеличение средней продолжительности жизни

Максимум 2 балла

9) Используя приведенные в таблице данные, определите, в какой из стран  — А, В или С  — показатель смертности наименьший. Объясните, почему в этой стране показатель смертности наименьший.

 

Демографические показатели стран

Ответ: Показатель смертности определяется разницей между рождаемостью и естественным приростом. Он наименьший среди перечисленных стран  — в стране А (4 ‰). Это объясняется меньшей долей лиц пожилого возраста в возрастной структуре населения этой страны.

10) Используя график, определите показатель естественного прироста населения в России в 2010 г. Ответ запишите цифрами.

 

Показатели рождаемости и смертности в России на 1000 человек населения

Ответ: Естественный прирост определяется разностью показателей рождаемости и смертности: Е  =  12,5 − 14,2 = −1,7.


  • Формулировка познавательного умения (предметные, метапредметные, личностные результаты)

Предметные результаты


-понимание роли и места современной географической науки в системе научных дисциплин;

-приводить примеры наиболее крупных стран по численности населения и площади территории;

-различать географические процессы и явления: демографический взрыв и демографический кризис;

-использовать знания об основных географических закономерностях для определения и сравнения показателей, характеризующих демографическую ситуацию и качество жизни населения мира и отдельных стран, с использованием источников географической информации;

-устанавливать взаимосвязи между значениями показателей рождаемости, смертности, средней ожидаемой продолжительности жизни и возрастной структурой населения;

формулировать и/или обосновывать выводы на основе использования географических знаний;

-владение географической терминологией и системой базовых географических понятий:

политическая карта, государство, воспроизводство населения, демографический взрыв, демографический кризис, демографический переход, старение населения, состав населения,

структура населения, демографическая политика;

- объяснять особенности динамики численности населения мира;

-применять понятия «воспроизводство населения», «демографический взрыв», «демографический кризис», «старение населения», «демографическая политика», «демографический переход» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

-классифицировать страны по типам воспроизводства населения;

-сравнивать показатели рождаемости, смертности, естественного прироста в странах различных типов -воспроизводства населения, используя источники географической информации;

-представлять и анализировать в различных формах (графики, таблицы, схемы) информацию о численности населения, её динамике в мире и регионах;

давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельностью.


Метапредметные результаты

А) базовые логические действия:

-самостоятельно формулировать и актуализировать проблемы, которые могут быть решены с использованием географических знаний, рассматривать их всесторонне;

-устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации географических объектов, процессов и явлений и обобщения;

-выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях с учётом предложенной географической задачи;

-вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;

Б)базовые исследовательские действия

-выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;

-давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт;

-уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;

В) работа с информацией:

-выбирать оптимальную форму представления и визуализации информации с учётом её назначения;

Овладение универсальными коммуникативными действиями:

-владеть различными способами общения и взаимодействия;

-аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;

-развёрнуто и логично излагать свою точку зрения по географическим аспектам различных вопросов с использованием языковых средств;

Овладение универсальными регулятивными действиями:

-самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

-самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;


Личностные результаты

-сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;

-осознание личного вклада в построение устойчивого будущего на основе формирования элементов географической и экологической культуры;

готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;

-совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира для применения различных источников географической информации в решении учебных и (или) практико-ориентированных задач;


Методический комментарий.

Как работать на уроке с задачей? (этап урока, характер использования)

Рекомендуется использовать во время проведения комбинированного урока.

На этапе актуализации опорных знаний /изучение нового материала (Решение учебных задач по актуализации знаний, открытию нового знания).

Нацеленность на формирование планируемых результатов обучения.

Содержательная часть задачи состоит из условия в виде различной информации и вопросов, связанных с определенными учебными действиями.

Учебная задача направлена на самостоятельное приобретение и интеграцию знаний; на разрешение проблемных ситуаций на организацию сотрудничества и коммуникации.

Учебная задача направлена на формирование читательской грамотности.

Учебная задача предполагает групповую (совместное выполнение одинаковых заданий) и / или индивидуальную работу учащихся. Формы организации учебной деятельности применяются в сочетании.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!