СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебные экскурсии по химии как форма организации внеурочной (внеклассной) деятельности на современном этапе.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

методические рекомендации

Просмотр содержимого документа
«Учебные экскурсии по химии как форма организации внеурочной (внеклассной) деятельности на современном этапе.»

Учебные экскурсии по химии как форма организации внеурочной (внеклассной) деятельности на современном этапе.

Учебные экскурсии играют особую роль в системе внеурочной деятельности. Ни рассказы о производстве, сопровождаемые демонстрационными опытами, ни показ таблиц и кинофильмов не могут дать таких ярких и живых представлений и впечатлений, как экскурсия.

К сожалению, в настоящее время экскурсия потеряла популярность у учителей, несмотря на свою дидактическую значимость как метода обучения и многогранность как организационной формы. Главная причина кроется в недоступности большинства объектов. Здесь на первый план выходят экономические причины. Кроме этого следует учитывать, что правила техники безопасности и состояние здоровья учащихся исключают из числа объектов посещения многие предприятия химической направленности.

Однако это не означает, что проведение экскурсий по химии невозможно. Учебные экскурсии можно проводить и на нехимические объекты при условии, что на них осуществляются операции, связанные с химическими процессами. Такими объектами могут быть аптеки, пожарные депо, предприятия пищевой промышленности, водоочистительные станции, химические лаборатории и другие предприятия местной промышленности.

Объектами экскурсии могут стать также колледжи, ПТУ или заводской музей, где есть модели и макеты заводских установок. Хотя впечатление от экскурсии в музей беднее и результаты ее значительно менее эффективны, все же и такая экскурсия имеет познавательное значение, расширяет кругозор учащихся, способствует их социализации.

Предлагаю вашему вниманию методику проведения экскурсии в 10 классе в музей нефтеперерабатывающего завода.

На первом этапе подготовки экскурсии разрабатываю её содержание и маршрут, согласую их с экскурсоводом, планирую итоговые мероприятия по экскурсии.

Маршрут экскурсии составляю таким образом, чтобы продолжительность её не превышала одного часа, не считая времени, потраченного на проезд от школы до музея.

Экскурсия как особая форма организации учебного процесса требует специальной и довольно основательной предварительной подготовки и самих учащихся. Проведению экскурсии предшествовало изучение в классе соответствующего теоретического материала с использованием различных средств наглядности.

Накануне экскурсии провожу инструктаж, во время которого объясняю учащимся цель экскурсии, при этом учитываю содержание соответствующего учебного вопроса по действующей программе; знакомлю в общих чертах с объектом и планом экскурсии; сообщаю учащимся время и место сбора, маршрут экскурсии и ПТБ; делю класс на группы, каждая из которых получает конкретное задание. Указываю, на что именно, кроме общего осмотра всего объекта, следует обратить особое внимание, что отснять, зафотографировать.

Тщательная подготовка учащихся в классе к предстоящей экскурсии— необходимое, но еще недостаточное условие для ее успешного проведения. Необходимо серьезно продумать методику проведения всех этапов экскурсии. Прежде всего, следует разработать ее ход, который может быть следующим:

ХОД ЭКСКУРСИИ:

1. Краткая история завода.

2. Сырьё, на котором работает завод.

3. Ассортимент выпускаемой продукции и её назначение. Современные требования к выпускаемой продукции.

4. Технологическая схема производства (знакомство с действующими установками и их назначением).

5. Технологические усовершенствования

6. Научные принципы организации производства.

7. Экологические проблемы, связанные с нефтепереработкой.

8. Специальности, связанные с нефтепереработкой.

9. Перспективы развития завода.

Учебная экскурсия строится на сочетании рассказа с показом. После рассказа экскурсовода об истории завода и смежных предприятиях (поставщиках сырья и потребителях продукции), экскурсовод начинает более подробное ознакомление по схеме с важнейшими технологическими установками всех стадий производства от исходного сырья до готового продукта. При этом учащимся вначале показывают действующий объект в целом на фото, после чего экскурсовод переходит к вопросу о назначении данной установки и её усовершенствованиях во время реконструкции.

При необходимости учитель может дополнить рассказ экскурсовода сведениями о процессах, протекающих в установках и условиях технологического режима действия аппаратов или привлечь учащихся к освещению этого вопроса.

Даже на самом заводе нельзя увидеть внутреннее строение работающих аппаратов и непосредственно наблюдать за теми процессами, которые в них происходят. Музей располагает видеофильмом, демонстрирующим внутреннее устройство и принципы работы ректификационной колонны, а также её макетом.

Во время экскурсии внимание учащихся обращают на следующие особенности современного химического производства: а) полное и комплексное использование сырья; б) непрерывность процессов.

Демонстрируя установки с оборудованием, оснащенным контрольно-измерительными приборами, показания которых передаются на общий щит управления и там регистрируются и почти отсутствует обслуживающий персонал, обращается внимание учащихся на автоматизацию контроля и управления процессом производства.

Особое внимание уделяется роли общезаводских и цеховых лабораторий. Школьникам разъясняется назначение лаборатории, основные виды работ, роль в определении состава и качества сырья, в контроле готовой продукции, а также в установлении технологического режима действия аппаратов. Знакомство с работой лаборатории убеждает учащихся в значимости химических знаний для успехов производства.

В плане воспитания учащихся отмечают перспективы развития предприятия: непрерывный рост производства, расширение заводских помещений, оснащение их более современными аппаратами и машинами, улучшение условий труда рабочих и охрана их здоровья, отмечается значение данной отрасли промышленности в народном хозяйстве и конкретное значение данного завода.

При проведении экскурсии учащихся знакомят с основными профессиями данного производства — операторов, аппаратчиков, лаборантов, мастеров цеха и инженеров. При этом также подчёркивается роль химического образования в овладении специальностью, повышении квалификации, рационализации производственных процессов.

В процессе заключительной беседы отмечается, какие меры принимаются на заводе по охране труда и окружающей среды, по рациональному использованию ресурсов и отходов производства.

В завершение экскурсии проводится краткая заключительная беседа, во время которой экскурсовод отвечает на вопросы учащихся.

Заключительная беседа экскурсовода не завершает подведение итогов экскурсии. Знания, приобретенные учащимися на экскурсии, требуют систематизации, развития, закрепления. Это достигается в процессе последующей классной и внеклассной работы с материалами экскурсии. Анализ полученной информации, плодотворная работа с учебником и другими источниками информации — все это направлено не только на достижение целей обучения химии, но и на совершенствование умений поиска информации, извлечения смыслов, интерпретации и критического анализа.

Как итогом такой работы является комплексный отчет по экскурсии. Интенсивное совершенствование компьютерной техники открывает новые направления в дальнейшем развитии учебных экскурсий по химии. Поэтому к традиционным функциям учебных экскурсий добавляется еще одна — функция медиаобразования школьников. В настоящее время традиционное задание подготовить стенд с материалами, собранными во время проведения экскурсии, может дополняться вариантами создания презентации Power Point или разработки веб-узла. Конкурентами стенной газеты на листе ватмана становятся видеорефераты, буклеты и бюллетени, подготовленные с использованием программы Microsoft Publisher и т.д.

Информация, собранная школьниками во время учебной экскурсии, может получить материальное воплощение в виде Flash-роликов и стать, таким образом, средством обучения химии, которое учитель в дальнейшем сможет использовать для работы в других классах.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!