МОУ „УВК „Гармония“ г. Донецка“
Бабцева Нина Вадимовна, учитель немецкого языка
Учебные ситуации как важнейший фактор развития
речемыслительной активности учащихся на 2 этапе
обучения (второй язык)
Проблема отбора и организации учебного материала является одной из самых актуальных в методике обучения иностранным языкам. Этой проблеме за последние годы уделяется большое внимание. Особый интерес представляет разработка и теоретическое обоснование системы упражнений, без которой нельзя успешно обучать устной речи, формировать умения и навыки неподготовленной речи. Именно поэтому одним из основных принципов построения учебных комплексов по немецкому языку является «коммуникативная и ситуативная направленность в организации материала и системе упражнений».¹
Руководствуясь этим принципом, авторы ныне действующих учебных комплексов разработали систему речевых упражнений, которая обеспечивает вовлечение учащихся в активную речевую деятельность. Наиболее эффективными упражнениями для достижения этой цели являются ситуативные упражнения.
В методике преподавания иностранных языков различают два вида ситуаций: реальные или естественные и воображаемые или учебные. Здесь используется термин «ситуация», данный А. А. Леонтьевым в книге «Язык, речь, речевая деятельность». «Ситуация – это… совокупность условий речевых и неречевых, необходимых и достаточных для того, чтобы осуществить речевое действие по намеченному нами плану, будь эти условия заданы в тексте или созданы учителем в классе».
Характерным признаком реальной ситуации является появление в окружающей учебной обстановке чего-то нового, не свойственного повседневному положению вещей. Число реальных ситуаций в учебном процессе обычно весьма ограничено и их, как правило, нельзя заранее спланировать. Следовательно, ориентация на обучение учащихся при помощи только ситуаций привела бы к тому, что учитель лишился бы возможности использовать их в какой-либо целенаправленной и организованной методической системе.
В практике преподавания иностранных языков чаще всего используются учебные (воображаемые) ситуации. Основным признаком таких ситуаций является наличие речевого стимула, который должен вызвать соответствующую речевую реакцию, т. е. необходимость в речевом общении. Речевые стимулы могут быть самые разнообразные. Их отсутствие или даже неудачная формулировка ведёт к разрушению учебной ситуации.
1. Гёз Н. И. Книга для учителя к учебнику немецкого языка для 10 класса. – М: Просвещение, 1976. – с. 3.
В практике преподавания иностранных языков чаще всего используются речевые стимулы вербального (словесного) характера. Например: «Пригласите ваших друзей посетить Украину и подскажите маршрут путешествия».
Однако следует учесть, что не каждая ситуация содержит речевой стимул. Например: «Звонит телефон. Вы снимаете трубку, но абонента не слышите». Эта ситуация не вызовет речевого поступка. В лучшем случае учащийся произнесёт одно слово «алло» или «не слышу» и повесит трубку. Подобные ситуации можно назвать ситуациями действия, а не речевыми. Таким образом, наличие в учебной ситуации речевого стимула является характерным её признаком.
Кроме того, для учебной ситуации характерна чёткость её формулировки. Она, как правило, должна быть предельно краткой. В чёткой и сжатой форме излагается обстановка, условия, действия или явления, стимулирующие речевую реакцию. При этом важно учитывать интересы и запросы учащихся, их жизненный опыт и речевую подготовку. Чем полнее будут учтены эти факторы, тем экономичнее будет описание ситуации.
Учебные ситуации можно заранее отобрать и спланировать для достижения тех или иных целей обучения с учётом интересов, запросов и речевой подготовки учащихся.
Однако, создание учебных ситуаций – задача нелёгкая. Ведь она должна стимулировать учащихся к свободному говорению, включать в себя такой речевой стимул, который бы вызвал у школьников внутренние побуждения к речевой реакции, выраженные в виде просьбы, согласия, догадки, заверения в чём-то, осуждения, извинения, поздравления, объяснения, благодарности и т. п.
Правильно созданная ситуация ставит учащихся в условия, при которых их речь становится такой же естественной, как и в процессе реального общения между людьми. Опыт показывает, что в этих условиях школьники подбирают нужные реплики (слова и выражения), их речевая реакция на тот или иной речевой стимул возникает обычно непринуждённо и быстро.
Предлагая учащимся работу с речевой ситуацией, учитель должен прежде всего внушать им необходимость её осмысления, понимания речевого стимула, побуждающего к высказыванию. При этом очень важно создать в классе непринуждённую обстановку. Это достигается в том случае, если придать работе с речевыми ситуациями игровой характер. Целесообразно разыгрывать роль «туриста», «гида», «зарубежного друга» и т.п.Такая организация обучения «раскрепощает», по утверждению психологов, психику учащихся.
Эффективность работы с речевыми ситуациями может быть достигнута при условии устранения «боязни» учащихся вступить в беседу на иностранном языке. Для этого необходимо учить учащихся не только слушать речь своих товарищей, но и задавать вопросы по содержанию ситуации, возражать или соглашаться с высказываниями.
В связи с этим следует заметить, что речевая реакция учащихся по ситуациям носит индивидуальный характер. Это объясняется тем, что каждый учащийся будет решать стоящие перед ним коммуникативные задачи в меру своих интеллектуальных способностей и языковых возможностей. Учитель должен всегда поощрять инициативу учащихся, особенно высказывание, которое является продуктом его воображения. В этих условиях речевая реакция различных учащихся по любой ситуации будет отличаться как по форме, так и по содержанию и объёму.
Образцы ситуаций общения: