СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебный курс "Избранные вопросы математики"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

учебный курс по математике 

Просмотр содержимого документа
«Учебный курс "Избранные вопросы математики"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Кузембетьевская средняя общеобразовательная школа им.Х.Г.Хусаинова»

Мензелинского муниципального района Республики Татарстан




ПРИНЯТО

на педагогическом совете

Протокол №2

от 29.08.2023





УТВЕРЖДЕНО

Директор

_____________

Валиуллин Ф.Х.

Приказ № 139

от 29.08.2023








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


учебного курса «Избранные вопросы математики»

для обучающихся 8 классов















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Учебный курс «Избранные вопросы математики» предусматривает рассмотрение теоретического материала по курсу математики «Вероятность и статистика», а кроме этого, нацелен на более глубокое рассмотрение отдельных тем, поэтому имеет большое общеобразовательное значение.

В современном цифровом мире вероятность и статистика приобретают всё большую значимость, как с точки зрения практических приложений, так и их роли в образовании, необходимом каждому человеку. Возрастает число профессий, при овладении которыми требуется хорошая базовая подготовка в области вероятности и статистики, такая подготовка важна для продолжения образования и для успешной профессиональной карьеры.

Каждый человек постоянно принимает решения на основе имеющихся у него данных. А для обоснованного принятия решения в условиях недостатка или избытка информации необходимо в том числе хорошо сформированное вероятностное и статистическое мышление.

Именно поэтому остро встала необходимость сформировать у обучающихся функциональную грамотность, включающую в себя в качестве неотъемлемой составляющей умение воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных процессов и зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты.

Знакомство в учебном курсе с основными принципами сбора, анализа и представления данных из различных сфер жизни общества и государства приобщает обучающихся к общественным интересам. Изучение основ комбинаторики развивает навыки организации перебора и подсчёта числа вариантов, в том числе в прикладных задачах. Знакомство с основами теории графов создаёт математический фундамент для формирования компетенций в области информатики и цифровых технологий. При изучении статистики и вероятности обогащаются представления обучающихся о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.

В соответствии с данными целями в структуре программы учебного курса «Вероятность и статистика» основного общего образования выделены следующие содержательно-методические линии: «Представление данных и описательная статистика», «Вероятность», «Введение в теорию графов».

Содержание линии «Представление данных и описательная статистика» служит основой для формирования навыков работы с информацией: от чтения и интерпретации информации, представленной в таблицах, на диаграммах и графиках, до сбора, представления и анализа данных с использованием статистических характеристик средних и рассеивания. Работая с данными, обучающиеся учатся считывать и интерпретировать данные, выдвигать, аргументировать и критиковать простейшие гипотезы, размышлять над факторами, вызывающими изменчивость, и оценивать их влияние на рассматриваемые величины и процессы.

Интуитивное представление о случайной изменчивости, исследование закономерностей и тенденций становится мотивирующей основой для изучения теории вероятностей. Большое значение имеют практические задания, в частности опыты с классическими вероятностными моделями.

Понятие вероятности вводится как мера правдоподобия случайного события. При изучении учебного курса обучающиеся знакомятся с простейшими методами вычисления вероятностей в случайных экспериментах с равновозможными элементарными исходами, вероятностными законами, позволяющими ставить и решать более сложные задачи. В учебный курс входят начальные представления о случайных величинах и их числовых характеристиках.

‌‌‌На изучение учебного курса «Избранные вопросы математики» отводится– 34 часа (1 час в неделю).


СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ


Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Заполнение таблиц, чтение и построение диаграмм (столбиковых (столбчатых) и круговых). Чтение графиков реальных процессов. Извлечение информации из диаграмм и таблиц, использование и интерпретация данных.

Описательная статистика: среднее арифметическое, медиана, размах, наибольшее и наименьшее значения набора числовых данных. Примеры случайной изменчивости.

Случайный эксперимент (опыт) и случайное событие. Вероятность и частота. Роль маловероятных и практически достоверных событий в природе и в обществе. Монета и игральная кость в теории вероятностей.

Граф, вершина, ребро. Степень вершины. Число рёбер и суммарная степень вершин. Представление о связности графа. Цепи и циклы. Пути в графах. Обход графа (эйлеров путь). Представление об ориентированном графе. Решение задач с помощью графов.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения программы учебного курса «Вероятность и статистика» характеризуются:

1) патриотическое воспитание:

проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах;

2) гражданское и духовно-нравственное воспитание:

готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (например, выборы, опросы), готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного;

3) трудовое воспитание:

установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений, осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей;

4) эстетическое воспитание:

способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений, умению видеть математические закономерности в искусстве;

5) ценности научного познания:

ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации, овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира, овладением простейшими навыками исследовательской деятельности;

6) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:

готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность), сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека;

7) экологическое воспитание:

ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения;

8) адаптация к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;

способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Познавательные универсальные учебные действия

Базовые логические действия:

  • выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями, формулировать определения понятий, устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

  • воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие, условные;

  • выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

  • делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;

  • разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры, обосновывать собственные рассуждения;

  • выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия:

  • использовать вопросы как исследовательский инструмент познания, формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение;

  • проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой;

  • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений;

  • прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях.

Работа с информацией:

  • выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи;

  • выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

  • выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

  • оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения, ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат;

  • в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения, сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций, в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения;

  • представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта, самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории;

  • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач;

  • принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы, обобщать мнения нескольких людей;

  • участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и другие), выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды, оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия.


Регулятивные универсальные учебные действия

Самоорганизация:

  • самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации.

Самоконтроль, эмоциональный интеллект:

  • владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи;

  • предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей;

  • оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


К концу обучения обучающийся получит следующие предметные результаты:

Читать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, представлять данные в виде таблиц, строить диаграммы (столбиковые (столбчатые) и круговые) по массивам значений.

Описывать и интерпретировать реальные числовые данные, представленные в таблицах, на диаграммах, графиках.

Использовать для описания данных статистические характеристики: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах.

Иметь представление о случайной изменчивости на примерах цен, физических величин, антропометрических данных, иметь представление о статистической устойчивости.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п


Наименование разделов и тем программы


Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы


1

Представление данных

7

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415fdc

2

Описательная статистика

8

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415fdc

3

Случайная изменчивость

6

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415fdc

4

Введение в теорию графов

4

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415fdc

5

Вероятность и частота случайного события

4

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415fdc

6

Обобщение, систематизация знаний

5

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415fdc

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34


ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п


Тема урока


Кол-во часов

Дата изучения


Электронные цифровые образовательные ресурсы



1

Представление данных в таблицах

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ec1f8


2

Практические вычисления по табличным данным

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ec324


3

Извлечение и интерпретация табличных данных

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ec78e


4

Практическая работа "Таблицы"

1




5

Графическое представление данных в виде круговых, столбиковых (столбчатых) диаграмм

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ed18e


6

Чтение и построение диаграмм. Примеры демографических диаграмм

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ed602


7

Практическая работа "Диаграммы"

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ed72e


8

Числовые наборы. Среднее арифметическое

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ed846


9

Числовые наборы. Среднее арифметическое

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ed846


10

Медиана числового набора. Устойчивость медианы

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863edb3e


11

Медиана числового набора. Устойчивость медианы

1




12

Практическая работа "Средние значения"

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863edc6a


13

Наибольшее и наименьшее значения числового набора. Размах

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ee07a


14

Наибольшее и наименьшее значения числового набора. Размах

1




15

Наибольшее и наименьшее значения числового набора. Размах

1




16

Контрольная работа по темам "Представление данных. Описательная статистика"

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ee390


17

Случайная изменчивость (примеры)

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ee4bc


18

Частота значений в массиве данных

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ee69c


19

Группировка

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ee9d0


20

Гистограммы

1




21

Гистограммы

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863eee1c


22

Практическая работа "Случайная изменчивость"

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863eecc8


23

Граф, вершина, ребро. Представление задачи с помощью графа

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863eef52


24

Степень (валентность) вершины. Число рёбер и суммарная степень вершин. Цепь и цикл

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ef0ba


25

Цепь и цикл. Путь в графе. Представление о связности графа

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ef236


26

Представление об ориентированных графах

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ef3b2


27

Случайный опыт и случайное событие

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ef4d4


28

Вероятность и частота события. Роль маловероятных и практически достоверных событий в природе и в обществе

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ef646


29

Монета и игральная кость в теории вероятностей

1




30

Практическая работа "Частота выпадения орла"

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ef8a8


31

Обобщающий урок по темам "Случайная изменчивость. Графы. Вероятность случайного события"

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f0186


32

Повторение, обобщение. Представление данных

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863efa24


33

Повторение, обобщение. Описательная статистика

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863efbaa


34

Повторение, обобщение. Вероятность случайного события

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863efec0


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

​‌‌​

Вероятность и статистика: 7-9 классы. Учебное пособие. И.Р. Высоцкий, И.В.Ященко




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!