СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебный материал по факультативу "Организация физкультурно-оздоровительной работы в школе"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал предназначен для учащихся 2 курса специальности Физическая культура

Просмотр содержимого документа
«Учебный материал по факультативу "Организация физкультурно-оздоровительной работы в школе"»

Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая

работа в школе

Актуальность, цель, задачи физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы. При всей значимости урока физической культуры, как основы процесса физического воспитания учащихся в учреждениях образования, исключительная роль в формировании здорового образа жизни принадлежит физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе. В учебных заведениях она является составной частью учебно-воспитательного процесса физического воспитания учащихся.

В целях создания условий для формирования разносторонней физически развитой личности в учреждениях образования организуются и проводятся физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия, которые являются частью образовательного процесса.

Указанные мероприятия призваны решать следующие задачи:

  • воспитание культуры здорового, физически активного образа жизни обучающегося;

  • осознание значимости здоровья как непреложной ценности для самого человека, так и для страны;

  • создание условий для оздоровления обучающихся средствами физической культуры и спорта;

  • привлечение обучающихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом;

  • подготовка и отбор перспективных в видах спорта обучающихся, для дальнейшей передачи в специализированные учебно-спортивные учреждения.

Понятие «здоровье». Факторы, влияющие на здоровье.

Понятию здоровье соответствует определение, принятое Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов». Способность организма адекватно изменять свои функциональные показатели и сохранять оптимальность в различных условиях - наиболее характерный критерий нормы, здоровья.

Наукой доказано, что здоровье человека только на 10-15% зависит от деятельности учреждений здравоохранения, на 15-20% - от генетических факторов, на 20-25% - от состояния окружающей среды и на 50-55% - от условий и образа жизни.

В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение состояния здоровья населения и продолжительности жизни. По данным различных исследований, лишь около 10% молодежи имеют нормальный уровень физического состояния и здоровья, продолжительность жизни сократилась на 7- 9 лет, в результате снижается и производственный потенциал обще­ства.

Тесная связь состояния здоровья и физической работоспособности с образом жизни, объемом и характером повседневной двигательной активности доказана многочисленными исследованиями, которые убедительно свидетельствуют о том, что оптимальная физическая нагрузка в сочетании с рациональным питанием и образом жизни является наиболее эффективной в преодолении «коронарной эпидемии», предупреждении многих заболеваний и увеличении продолжительности жизни.

Здоровый образ жизни – свод норм и правил жизнедеятельности проверенных временем, цель которых:

  • укрепление и поддерживание здоровье человека;

  • дать человеку возможность трудиться, расходуя при этом меньше времени и сил;

  • наделения умениями и навыками восстановления организма после тяжёлого труда.

Критерии здорового образа жизни: закаливание, профилактика наиболее распространенных заболеваний и вредных зависимостей, развитие задатков и склонностей к различным видам спорта, формирование и совершенствование двигательных навыков. Отсюда следует, что отказ от вредных привычек, связанных с употреблением табачной и алкогольной продукции, а также с употреблением наркотических веществ, рациональное питание, физическая активность, укрепление психического здоровья - абсолютно обязательные условия здорового образа жизни. Принципы образа жизни обычно закладываются в молодом возрасте, поэтому для формирования здорового образа жизни важным является формирование здорового образа в этом возрасте - привычки, сформировавшиеся в молодости, зачастую сохраняются и во взрослой жизни.

Задачей оздоровительной физической культуры является общее оздоровление, повышение сопротивляемости организма вредным воздействиям факторов внешней среды, создание оптимального фона для жизнедеятельности человека, продление активного долголетия и т. д. Занятия оздоровительной физической культурой не ставят задачу достижения высоких спортивных результатов или лечения болезней (как в лечебной физической культуре (ЛФК)) и доступны всем практически здоровым людям.


Формы физкультурно-оздоровительной

и спортивно-массовой работы с учащимися

К формам физкультурно-оздоровительной работы с учащимися в режиме учебного дня относятся:

  • физкультурные минутки на учебных занятиях;

  • физические упражнения и игры на перерывах между учебными занятиями;

  • физкультурные занятия во время спортивного часа в группах продленного дня.

В режиме школьной недели в учреждениях образования рекомендуется проводить физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия в виде:

  • занятий в объединениях по интересам физкультурно-спортивного профиля;

  • ежемесячных дней здоровья (один раз в месяц в 6-й школьный день, согласно утвержденному графику);

  • соревнований по видам спорта круглогодичной спартакиады школьников, Фестиваля школьного спорта;

  • соревнований по программе физкультурно-спортивных многоборий Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь «Готов к труду и обороне», а также выполнение нормативов на получение значков «Алімпійскія надзеі», «Спартыўная змена», «Фізкультурнік Беларусі»;

  • подготовки и участия в первом этапе республиканских мероприятий «300 талантов для Королевы», «Школида», «Снежный снайпер», «Кожаный мяч», «Белая ладья», «Стремительный мяч» и др.;

  • подготовки и участия сборных команд учреждений образования в районных, областных (городских) и республиканских соревнованиях; участия в республиканских фестивалях «Неделя спорта и здоровья», конкурсах «Лето – пора спортивная!», «Олимпионик», «Республиканский олимпийский урок», «Лучшая организация шестого школьного дня» и др.

Следует уделить особое внимание на внедрение в деятельность учреждений образования обучения игре в шахматы.

С целью выполнения комплекса мер по развитию легкой атлетики в учреждениях образования необходимо в сентябре-октябре месяце организовать проведение мероприятия «Неделя легкой атлетики», а также проводить раз в квартал «День легкой атлетики» в рамках шестого школьного дня.

С 2023/2024 учебного года стартует новый социально-спортивный проект «Играем в футбол» для учащихся 1 класса.

Для привлечения учащихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом в сентябре в рамках «Недели спорта и здоровья» в учреждениях образования рекомендуется провести «День здоровья и спорта», посвященный началу учебного года, а в мае – физкультурный праздник «Всебелорусская неделя сдачи нормативов, предусмотренных Государственным физкультурно-оздоровительным комплексом Республики Беларусь «Готов к труду и обороне», с подведением итогов и награждением победителей круглогодичной спартакиады учреждения образования.

Продолжают действовать социально-спортивный проект по развитию массового футбола в учреждениях образования Республики Беларусь «Мой школьный футбольный клуб» и республиканский экспериментальный проект по отбору одаренных детей для занятий спортом «Олимпийский талант».



Документация, необходимая для организации физкультурно-оздоровительной

и спортивно-массовой работы с учащимися.

Организация и проведение спортивно-массовых мероприятий

При организации и проведении физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий с обучающимися в учреждениях образования необходимо наличие следующей документации:

  • акта готовности физкультурно-спортивного сооружения к проведению занятий физической культурой и спортом;

  • актов обследования спортивного оборудования;

  • акта готовности физкультурно-спортивного сооружения учреждения образования к новому учебному году и весенне-летнему периоду;

  • приказов об организации и проведении физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, о поощрении лучших спортсменов и педагогических работников;

  • календарного плана проведения физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, включающего круглогодичную спартакиаду учреждения образования;

  • положений о круглогодичной спартакиаде учреждения образования; Фестивале школьного спорта;

  • протоколов соревнований;

  • сценарных планов проведения физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий;

  • отчетов или итогов проведенных мероприятий;

  • журнала руководителя физического воспитания.

Проведение физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий в учреждениях образования возлагается на руководителей физического воспитания, инструкторов по физической культуре, педагогов дополнительного образования. При отсутствии в учреждении образования данной категории работников, физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия организуются и проводятся учителями физической культуры, классными руководителями.

При организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в учреждениях образования педагогическим работникам необходимо обеспечить обязательное проведение теоретических занятий по темам:

  • безопасное поведение во время проведения физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий;

  • олимпийские идеалы и ценности; принципы справедливой игры «Фэйр-плей»;

  • предотвращение допинга в спорте (формирование устойчивого негативного отношения подрастающего поколения к применению допинга в спорте; отрицательное влияние допинга на здоровье человека;

  • изучения основных направлений антидопинговой политики;

  • профилактики употребления допинга, используя информационные материалы по антидопинговой работе, разработанные учреждением «Национальное антидопинговое агентство»);

  • белорусский спорт и спортсмены;

Необходимо создание и обеспечение безопасных условий при организации и проведении физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий с обучающимися. Использовать самодельное (нестандартное) спортивное оборудование и инвентарь при проведении физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий в учреждениях образования запрещено.

Руководитель учреждения образования несет персональную ответственность за организацию деятельности учащихся, принимающих участие в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях. Ответственность за обеспечение безопасных условий при этом необходимо возлагать на педагогических работников учреждения образования, которые организовывают деятельность учащихся во время проведения физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий.

Министерство образования Республики Беларусь рекомендует размещать информацию о специализированных учебно-спортивных учреждениях на сайтах учреждений образования, использовать социальные сети для повышения уровня информированности обучающихся, их родителей по тематике здорового образа жизни, пропаганды физической культуры и спорта, организации активного досуга и физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий.

Необходимо максимально использовать воспитательный потенциал физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий с обучающимися: приглашать на мероприятия выдающихся белорусских спортсменов, тренеров; использовать на мероприятиях презентации и видеоролики о спортивных достижениях белорусских спортсменов; проводить дни здоровья, приурочивая к государственным праздникам (День Конституции, Олимпийский день, Государственного флага, Государственного герба и Государственного гимна Республики Беларусь, Всемирный день здоровья и др.).

При организации и проведении физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий необходимо обратить внимание на использование государственной символики, приобщающей обучающихся к основам идеологии нашего государства, формированию чувства любви и уважения к Родине, гордости и ответственности за ее достижения и развитие, способствующей патриотическому воспитанию подрастающего поколения и гражданскому становлению.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!