СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебный проект "Береза-символ Родины моей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка содержит этапы работы над проектом.

Просмотр содержимого документа
«Учебный проект "Береза-символ Родины моей"»



Проект

учащихся 4 класса по теме:



«Береза- символ Родины моей»







Выполнили:

учащиеся 4класса,

родители,











Руководитель проекта:

учитель начальных классов

Хитеева Нина Ивановна









Актуальность темы

Известно, что   березы   растут   во многих странах мира, но не в одной из них к  этим стройным белоствольным деревьям не относятся с таким теплом, с такой  любовью, как в России. Повелось это еще совремён глухой старины.Березка мила душе русского человека, о ней пишут стихи, песни, сказки, загадки. Спросите любого русского человека, есть ли в России дерево, которому поэты посвятили бы столько стихов, а народ – песен? Какое дерево можно смело назвать символом России? Мы уверены, почти единогласным будет ответ – береза! Для русского человека нет дерева милее и роднее. И, наверное, не только потому, что она растет в нашей стране повсюду, от Заполярья до южных границ. Возможно, потому, что она вызывает в нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе?

Цель: показать, что берёза считается символом и гордостью русского народа, что она является олицетворением нашей Родины, что берёза и Россия - эти два понятия неразделимы.

Задачи исследования:

1. Через научную информацию выяснить происхождение и значение слова «берёза»; определить классификацию видов берёз; раскрыть её «секреты и тайны»; выявить, чем одаривает она человека.

2. Через поисковую работу показать, как бесконечно благодарный человек относится к берёзе и побудить учащихся, бережно относится к природе, помнить, что берёза - символ и гордость русского народа.



Гипотеза исследования:

действительно ли берёзу можно считать символом России ?

Этапы работы над проектом

  1. Выбор темы

  2. Сбор, систематизация и хранение информации

  3. Выбор проектов

  4. Реализация проектов

  5. Презентация (защита проектов)



1.Выбор темы

Прежде чем отправиться на экскурсию в парк станицы Новотроицкой мы провели с ребятами беседу.

Беседа «Что мы знаем о деревьях и о березе в частности?»

Цель: Выяснить, что дети знают о деревьях и в частности о берёзе. Углубить интерес к берёзе, подвести к мысли, что берёзе хочется дружить с людьми.

1. Чем деревья отличаются от других растений?

2. Какие деревья вы знаете?

3. Деревья - живые? Почему вы так считаете?

4. Много ли деревьев растёт около школы? Как они называются?

5. Много ли деревьев растет около вашего дома? Как они называются?

6. Кто сажает деревья? Для чего?

7. Как называют лес, в котором растут одни берёзы?

8. Как можно определить возраст берёзы?

9. Помогали вам когда-нибудь деревья? А вы им? Приведите примеры.

10. Давайте представим, что деревья исчезли. Что произойдёт на Земле? А почему деревья могут исчезнуть?

Образ берёзы окружает нас повсюду. Берёзки растут у нас в лесу, на улицах станицы Новотроицкой, возле нашей школы, о берёзах слагаются стихи. Люди, уехавшие в другие страны, скучают именно по берёзкам. А почему? Чем важна берёза для человека? Почему она занимает такое важное место в нашей жизни? Чем помогает берёза человеку? На все эти вопросы нам бы очень хотелось найти ответ и доказать, что берёза – одно из самых лучших растений в мире. Мы решили разработать проект «Берёза – символ Родины моей».



2.Сбор, систематизация и хранение информации

Мы разделились на сектора:



Художники









Литераторы

Географы



Технологи

Художники: Чавычалова Валерия, Бондаренко Елизавета

Литераторы: Хитеев Владислав, Бабаев Тимур

Географы: Сагалаев Сергей, Копытко Максим

Строители технологи: Куприна Ирина, Татаренко Борис



Для написания отчета были использованы возможности текстового редактора WORD. Итоговый материал представлен также в виде презентации, выполненной в редакторе Power Point. Иллюстративный материал для презентации был собран в сети Интернет и через сканирование нарисованных иллюстраций.



3.Выбор проекта.

Мы решили выполнить исследовательский проект.

Вопросы, на которые нам хотелось бы ответить в своем

исследовании:

Почему берёза является символом России?

Какие виды берёзы существуют в мире?


Значение берёзы в культурном наследии человека.



4.Реализация проекта








Матрица проекта



Название проекта

«Берёза – символ Родины моей!»



Этапы работы, и их сроки



Конечный продукт



Действия



Роли



Необходи-мые материалы



Источники информации



Привлечение добровольных помощников

В школе

Вне школы

1. Подготовительный этап

Собрание материала и информации по теме

Классифи-кация и обработка материала

Поиск информации

Географы

Книги, альбомные листы, фломастеры, карандаши краски

Книги, энциклопедии, интернет

Родители в качестве источника информации

2. Основной этап,

Рисунки берёзы

Сочинение рассказов, загадок, стихов о русской берёзке

Знакомство с разными видами берёз

Выбор материала об описание берёзы

Сочинение загадок, стихов, рассказов о берёзе

Литераторы

Художники

Технологи

Бумага, краски, карандаши, фанера, гвозди, кисточки, книги, журналы, глобус или карта.

Книги, беседы с родителями, учителями

Родители, библиотекари

3. Заключительный,

Коллаж»Берёза – символ Родины моей»

Составление коллажа

Работа детей

Презентация своей страницы

Подготовка материалов презентации

Учитель-помощ-ник, дети - мастера

Листы бумаги,краски, цветные карандаши, мультимедийный проектор, ноутбук

Интернет

Родственники в качестве зрителей







Взаимодействия педагога и уч-ся

Роли и позиции учащихся и добровольных помощников

ФИО

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Продукт деятельности (результат)

Формируемые

УУД

Художники

Чавычалова Валерия, Бондаренко Елизавета


Определение темы

Высказывание предложений

Делают зарисовки берёзы, оформляют выставку работ

Моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта

Литераторы



Хитеев Владислав, Бабаев Тимур


Обсуждение темы с учителем, получение при необходимости дополнительной информации.

Оформление стихов, рассказов о берёзе

Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний

Географы

Сагалаев Сергей, Копытко Максим














Обсуждение темы с учителем, получение при необходимости дополнительной информации.

Определение основных методов:

-прочитать в книге;

-понаблюдать;

-посмотреть в компьютере;

Выдвижение идей, высказывание предложений, определение сроков работы (поэтапно).






Выступление учащихся, оформление докладов, сообщений

Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и оценке альтернативных способов разрешения и его реализация



5.Основная часть проекта:

Отчёт творческих групп

Географы предоставили материал о разных видах берёз:

Береза - наиболее распространенная древесная порода Северного полушария. В роду около 120 видов по всему северному полушарию, из них в России - 40 видов. Березы вырастают до 30 -45 м высотой. Существуют и карликовые березы. Кора березы обычно гладкая, покрытая слоем пробковой ткани, бересты, отслаивающаяся тонкими пластинками, чаще белая, желтоватая или розоватая, у некоторых видов серая, коричневая и даже черная. Предельный возраст большинства берез не превышает 100—120 лет, у березы желтой — 150 лет, отдельные деревья достигают возраста 300 лет. Большинство берёз морозостойки, за исключением гималайско-китайских, некоторых японских и американской черной березы, которые более требовательных к теплу.

Береза бородавчатая, или повислая.
Дерево до 20 м высотой, с ажурной, неправильной кроной и гладкой, белой, отслаивающейся корой. У взрослых деревьев нижняя часть ствола покрыта мощной черноватой коркой, с глубокими трещинами. Этим она отличается от большинства белоствольных берез. Ветви большей частью повислые, молодые побеги бородавчатые. Распространена по всей европейской части России и за Уралом до реки Обь.

Береза карельская.
Дерево, имеющее шесть форм роста - от стелющейся до прямоствольной. Охраняется в заповедниках. Встречается в пределах ареала основного вида от Белоруссии и севернее её . В дендрарии деревья достигают высоты от 4 м до 18 м.
Береза даурская, или черная.
Растет по всему Дальнему Востоку, в Монголии, Северном Китае, Японии, Корее. Считается индикатором пригодности почвы для земледелия. Охраняется в заповедниках. Дерево до 25 м высотой с широко раскидистой, ажурной кроной. Легко отличается от других видов оригинальной корой: у молодых деревьев она розоватая или даже чуть красноватая, у старых — темно-серая, иногда даже черно-бурая, растрескивающаяся вдоль. Береза пушистая
Растет в Европе, Западной Сибири, Казахстане. Охраняется в заповедниках.
Растет по сыроватым лесам, окраинам болот, берегам озер. Дерево до 15 м высотой, с чисто-белым стволом, не образующим в основании темную корку; с широковетвистой, яйцевидной кроной, образованной вверх направленными ветвями. Кора молодых ветвей гладкая, красновато-бурая, позже чисто-белая Береза ребристая, или дальневосточная.
Одна из отличительных особенностей этого вида —теневыносливость. Молодые растения могут развиваться только в тени. В культуре очень редка.
Лохматый ствол, покрытый блестящей светло-желтой корой, своеобразная форма кроны придают ей оригинальный вид в течение всего года. Житель Хабаровского и Приморского краев, Северо-Восточного Китая и Северной Кореи.
Береза шерстистая.
Представитель горных склонов, прогалин, осветленных мест темнохвойных лесов субальпийского пояса Восточной Сибири, Дальнего Востока и Кореи. Совершенно непохожее на наши березы дерево, до 15 м высотой. Примечательным является наличие пушка на молодых веточках, а также шерстистые почки.


Литераторы провели исследование «Образ берёзы в поэзии»:

Художники организовали выставку работ

«Во поле берёзка стояла»

Технологи выяснили особенности бересты

У каждого народа, населяющего Россию, сложились давние самобытные традиции изготовления предметов быта из местных природных материалов. Береста - это верхний слой березовой коры, белый снаружи и золотисто-желтый изнутри. Береста - это удивительно пластичный и теплый материал. Недаром на Руси она была незаменима при изготовлении разных хозяйственно-бытовых предметов. Из бересты наши предки делали крыши домов, легкие летние жилища и лодки, поплавки для сетей, предметы бытовой утвари (туеса, короба, корзины, кошели), лапти, игрушки для детей. Использовали ее и как бумагу, о чем свидетельствуют берестяные грамоты, найденные в большом количестве в Новгороде среди древних вещей из бересты. Прежде чем заняться изготовлением изделий из бересты, надо, научиться определять вид березы, которая даёт наилучшую бересту.

Береза является представительницей лиственных пород деревьев. Из сорока видов берез, растущих в России, только береза пушистая или ее гибридные формы с березой бородавчатой могут служить источником получения бересты, пригодной для изготовления изделий.

Человек и берёза – друзья.

Береза - это не только красивый символ, но и настоящее дерево-целитель. В лечебных целях используются кора, листья и почки. В растении присутствуют бетулин, деготь, метилсалицилат (подобный аспирину) и смола.С приходом весны из пазушных березовых почек выделяются смолистые ароматные капельки, еще в Древней Греции получившие название «слез», которые привлекают пчел. Они используют их для выработки прополиса. Почки собирают ранней весной в период набухания, но обязательно до распускания листьев. Хранят их в бумажных пакетах в течение двух лет. Используют при сердечно – сосудистых заболеваниях.
Установлено, что на листьях березы быстрее, чем на других растениях, погибают болезнетворные микроорганизмы. Наружно листья березы используют для согревающих компрессов и припарок при артритах, ревматизме, при лечении экзем, лишаев. Настой из листьев березы пьют при отеках. Березовый сок - бесцветная, сладковатая жидкость, не имеющая запаха, содержит глюкозу и фруктозу, витамин С, соли кальция, натрия, меди, железа, органические кислоты, ферменты и другие полезные вещества. Сок можно пить при подагре,. ревматизме, отеках, фурункулезе, а в качестве наружного средства использовать при экземах и многих других кожных заболеваниях. Кроме того, березовый сок широко применяют в качестве освежающего и общеукрепляющего напитка. В Белоруссии издавна на основе березового сока готовят квас. Этот напиток может храниться 2-3 месяца. Для повышения сопротивляемости организма и выведения из него токсинов рекомендуется принимать настой листьев березы повислой.




Подведение итогов исследования:

Рассказы детей об участие в проекте

Чавычалова Валерия 4 КЛАСС

В ходе работы над проектом было рассмотрено 10 видов берёз. Я узнала о внешних отличиях одного вида берёзы от другого. Также увидела, что разные виды берёз для хорошего роста требуют свои климатические условия: одним нужно солнце, другим – тень. Одним нужна влага, другие неприхотливо относятся к морозам.
Я поняла, почему берёза является символом России. Ведь с самых древних пор люди пользовались древесиной, листьями, почкой, соком, корой берёзы. Они использовали компоненты берёзы в лечебных целях, при строительстве, изготовлении предметов и дизайне. А так как берёза растёт по всей территории России в больших количествах, люди без особого труда могли добывать её дары. Кроме того, берёза имеет корни в древней религии русского народа, в его верованиях. Работа над проектом позволила мне расширить свои знания не только о берёзе, но и об истории своей страны.



6.Оценка проекта

а) Внутренняя рефлексивная самооценка учащихся:

(Отметь знаком + те качества, которые ты приобрёл в процессе работы над проектом)

Я научился:

Действия

Чавычалова Валерия


Сагалаев Сергей


Хитеев Владислав

Бондаренко Елизавета

Куприна Ирина

1.

Искать информацию в сети Интернет


+

+

+

+

+

2.

Искать информацию в книгах и энциклопедиях

+

+

+

+

+

3.

Вести наблюдения

+

+

+

+

+

4.

Пользоваться цифровым фотоаппаратом

+

+

+

+

+

5.

Создавать презентацию

+

+

+

+

+

6.

Обсуждать результаты работы с одноклассниками

+

+

+

+

+

7.

Задавать вопросы, когда возникают трудности

+

+

+

+

+

8.

Просить помощи, когда возникают трудности

+

+

+

+

+

9.

Помогать товарищу, когда он просит об этом

+

+

+

+

+

10.

Радоваться успеху товарища

+

+

+

+

+



Вопросы анкеты


Ответы одноклассников


О чём бы берёза тебя попросила, если бы могла говорить


Полей меня.

Порыхли вокруг меня землю.

Не топчи землю около меня

Не ломай меня.

Полечи рану.

Бери сок не более одного литра и в определенное время.

Люби меня и я заряжу тебя энергией.

Используй кору, листья, почки, но не вреди мне.











Проект ученицы 4 класса МКОУ «ООШ№22» Чавычаловой Валерии

Отгадайте загадку: Белый чёрным шит Сарафан на ней. Ветер к ней спешит, Чешет кудри ей, Зелена коса развевается, В ярком солнышке купается (Береза.) – Наши далекие предки к лесу относились бережно. Они были уверены, что природа: деревья и травы, лeca и облака – живая, что она может предупреждать или грозить, пугать или поощрять! Среди древних людей ходили легенды про травинку, цветок, про каждое деревце. Природа нашего края скромна: у нас нет пальм, нет экзотических деревьев с крикливыми попугаями. Наши леса славятся липой, благоухающей по весне, кленом, радующим своим ярким убранством осенней порой, дубом, который подобно былинному богатырю готов сразиться с врагом, чтобы защитить слабого. И, конечно же, березой. Издавна это дерево считается символом нашей Родины.

Деревьев равных не сочтешь – Одно другого краше. Но где ты дерево найдешь Родней березки нашей.

– Действительно, жизнь и судьба русского человека связана с красавицей березкой. Рядом с домом, или у дороги, или в поле – где только не растет красавица береза! Береза – дерево удивительное! Можно весь свет обойти – нигде такого дерева не встретишь. У нее единственной в мире белая кора. Древние славяне считали березу священным деревом, олицетворяющим свет, чистоту, женственность. В христианские времена береза была связана с весенними церковными праздниками. С приходом теплых дней, в воскресенье на седьмой неделе после Пасхи, праздновалась Троица. Накануне праздника в лесу рубили зеленые березовые ветки, траву собирали, чтобы на Троицу – в воскресенье – дом и церковь ими украсить. Березовыми ветками украшали горницу и вход в дом, полы посыпали душистой свежескошенной травой. Троицу считали девичьим праздником. Девушки брали с собой угощение – пироги да ватрушки – и шли в лес, где находили нарядную березку. Завязывали на ее ветвях ленты, кланялись ей и просили выполнить их желания. Береза не только участвовала в праздниках. С ней крестьяне-земледельцы связывали немало примет. Лопаются сережки у березки – время сеять хлеб. Овес сей, когда береза распускается. Весной березовый сок невкусен – хлеб уродится на славу. Xoтите узнать, какое будет лето? Присмотритесь к березам. Если весною береза перед ольхою лист распустит, то лето будет сухое. Если ольха наперед – мокрое. Из березы течет много сока – к дождливому лету. О том, какой будет весна, березы рассказывают осенью. Листья начинают желтеть с верхушки – ждите ранней весны, снизу – поздней, а если равномерно – средней. И зиму березы могут предсказывать. В начале октября с них лист не опал – снег ляжет поздно. О березе говорится и в песнях, и в загадках, и в сказках, и стихах, мила она русскому сердцу. Послушайте стихи о березе. Люблю березку русскую, То светлую, то грустную, В беленом сарафанчике, С платочками в карманчиках. С красивыми застежками, С зелеными сережками. Люблю ее, нарядную, Родную, ненаглядную. То ясную, кипучую. То грустную, плакучую. Люблю березу русскую. Она всегда с подружками, Под ветром низко клонится И гнется, но не ломится! А. Прокофьев

* * * Береза белая, плакучая Весенних зорь, прозрачных рек, Скажи, скажи, какая вьюга. Тебе оставила свой снег? Ветвями тянешься за мною, На плечи руки мне кладешь И шелестящею листвою Без слов, без музыки поешь. О чем поешь, моя береза. Качаясь тихо, как во снег И почему, не знаю, слезы Приходят, светлые, ко мне? Л. Овсянникова * * * Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне. А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром. С. Есенин


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!